Последователи Сундукова - М.-субботники стали праздновать субботы и др. иудейские праздники, придерживались ветхозаветных запретов, хотя признавали и Евангелие. Позднее Сундуков был осужден и сослан в Сибирь. М.-субботники разделились на «караимов» и «талмудистов», связав себя с тем или иным направлением в иудаизме. Субботники Дубовки до наст. времени хранят русско-евр. молитвенники виленского издания 1900 г., имеют талесы, пекут мацу, почитают Судный день. В 1996-1997 гг. они рассказывали исследователям о своих традициях: «Имена раньше носили только библейские. Много работали, сеяли хлеб, занимались ремеслами. Семьи все были очень дружные, никогда не спорили. Строго соблюдали субботу, печку в этот день не топили» (Дневник археографической экспедиции МГУ «Волга 1996-1997»). Предположительно до 30-х гг. XX в. в Дубовке имелось 2 молитвенных дома. Хоронили субботники на особом кладбище, поблизости располагалось кладбище старообрядцев. В Дубовке до сегодняшнего дня также живут М.-воскресники, не принявшие субботу. М.-субботники компактно проживали в 3 уездах Воронежской губ.: Павловском, Бобровском и Новохопёрском. По данным полиции за 1912 г., в губернии насчитывалось 6473 М. и духоборцев (более всего в Новохопёрском, Коротоякском, Богучарском, Бобровском, Острогожском и Воронежском уездах). В 1845 г. на новое место в 100 км от Астрахани были переселены 106 чел. из разных мест Астраханской губ., образовавшие с. Михайловка (ныне Лиманского р-на Астраханской обл.). В 1848 г. часть жителей села объявили себя М.-субботниками. В 1902 г. из-за нежелания платить налог на строительство православного храма 109 чел. отнесли иконы к священнику и просили «отписать их в молоканы». «Донской толк» окончательно оформился в сер. XIX в. При распространении «духовного христианства» среди военно-служилого сословия и на юге России отрицание молоканством присяги и воинской службы ставило казаков-М. перед необходимостью выхода из казачества. В 1850 г. правительство распорядилось выслать М. Войска Донского в Закавказский край, не брать их на службу и приписать к местным М.

http://pravenc.ru/text/2564076.html

В 31 описании представлены биографические данные различной степени полноты о епархиальных и викарных архиереях. В нек-рых описаниях они выделены в самостоятельные разделы (архангельское 1795 г., варшавское, орловское 1901 г., псковское, рязанское 1863 г., смоленское 1864 г., таврическое 1872 г., тамбовское 1861 г., тобольское, черниговские, ярославское, подольское 1862 г. и саратовское 1882 г.). В могилёвском, оренбургском и рижском описаниях каждому из архиереев посвящена отдельная статья. В др. описаниях сведения об архиереях входят в состав общих очерков епархий, иногда они ограничиваются лишь хронологическим списком преосвященных (волынское, вятское 1912 г., донское, екатеринбургское, минское 1864 г., орловское 1899 г., полтавское, таврическое 1887 г., тамбовское 1911 г., тверское, томское, уфимское, харьковское). В с.-петербургском описании 1869-1885 гг. биографии первых 5 архиереев даны в общем очерке епархии, а данные об остальных собраны в особый раздел. Адрес-календарные разделы (перечни учреждений духовного ведомства с их личным составом) имеются только в 6 описаниях (вятском, донском, омском, пензенском, подольском 1893 г. и тверском). Подобные сведения, к-рые быстро устаревали, обычно в епархиальные описания не включали, они присутствовали в описании прежде всего в епархиальных справочниках (памятных книжках и адрес-календарях). Иллюстративные и картографические материалы в описаниях встречаются сравнительно редко. Иллюстрации (преимущественно виды церквей и мон-рей) имеются в 11 описаниях, портреты (гл. обр. архиереев) - в 9, карты - в 11, планы и чертежи - в 1. Материалы для готовившихся, но так и не изданных до 1917 г. описаний нек-рых епархий имеются в ряде региональных архивов и музеев. Напр., в Вологодском гос. историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике в фонде краеведов Н. И. и И. Н. Суворовых хранится неизданное описание Вологодской епархии, составленное в 1888-1896 гг. В Гос. архиве Астраханской обл. имеются материалы для историко-статистического описания Астраханской епархии (в 2015 изд.

http://pravenc.ru/text/2581435.html

– Хм-м, – а после – с доверительной такой интонацией, что и все любопытствующие, облепившие тротуары, вслушиваются, даже и не будучи в курсе деталей епископского облачения. – Лёш, подсакосник подтяни, а то по земле тащится. Замочишь. Старица Агафия      Так потом и из Ялтуново, что там же, на Рязанщине, старицы сестры Петрины ( общению с ними посвящена следующая глава. – Прим. ) подшучивали над собравшимся в обратный путь пешком архимандритом: – Да, в юбке тебе несподручно ( так старица Агафия называла подрясник. – Прим .). По пути тогда отец Алексий с племянницей Верой и ее подругой Анной пели молебен, а как только вступили на порог их дома в соседнем селе Старочернеево, тут же хлынул ливень, ради которого их и благословили на этот крестный ход. P . S .: В книге очень много шуток, по-христиански искреннего и теплого общения, непосредственности, как много и глубочайших откровений о вечных истинах Православия и настоящем дне. Рейтинг: 10 Голосов: 354 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Игумен Всеволод 7 августа 2023, 19:17 Очень хотелось бы услышать голос владыки Алексия. Нельзя ли как-то опубликовать сохранившиеся записи. Анна 3 августа 2023, 20:31 Андрей, ну, чтобы получить полное представление о книге, её надо прочитать Андрей 3 августа 2023, 19:21 Все-таки отрывки не дают полного впечатления от книги. Шутки кажутся вне контекста надуманными. Проще говоря , несмешными. Вот как-то так... Андрей 3 августа 2023, 10:42 Замечательный текст. Но маленькая поправка: у Вас написано: Владыка Иона был тогда уже Астраханским и Енотаевским (потом вторую часть титула поменяют на Казымякский). Правильно: Камызякский (Камызяк - город на юге Астраханской обл.). Ольга Орлова 3 августа 2023, 07:15 Мать Агафия не была монахиней. Ее просто как старицу называли - мать. Тогда лучше подписать: Старица Агафия (она не была в постриге) Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях

http://pravoslavie.ru/155033.html

557 И совещав казанцем оболстити царя... воеводам московским... и возвести на него измену велику... – В действительности причины удаления Шах-Али из Казани были иными: Шах-Али не мог выполнять требований русского правительства, так как казанские феодалы ему не подчинялись; к помощи русских войск он прибегнуть не захотел, надеясь привлечь на свою сторону знать Казани. Не справившись с создавшимся положением, Шах-Али в феврале 1552 г. покинул Казань и уехал в Москву. 558 И измениша казанцы царю... великому князю... – После ухода Шах-Али из Казани Грозный предпринял попытку присоединить Казань мирным путем: по соглашению с казанцами Иван IV объявлялся казанским ханом, а управление в городе передавал русским воеводам. Наместником в Казани был назначен князь Семен Микулинский. Но когда в сопровождении русских войск и казанских вельмож наместник приблизился к Казани, казанские князья Исмаил, Кебек и Алике Нарыков из свиты Микулинского поскакали в город и заявили, что русские будут избивать население. В городе вспыхнул мятеж, и Микулинский был вынужден вернуться в Свияжск. 559 ...приведоша... на царство царя из Нагайские земли... Едигея Касаевича... – Едигер (Ядигар) – Мухаммед – астраханский царевич, сын хана Касима, внук Сейид-Ахмета. В 1542 г. приехал на службу к Ивану IV, в 1550 г. участвовал во втором походе Грозного на Казань. В конце 1551 г. стал казанским царем. 560 И с ним прийде в Казань 10000 варвар... – По словам «ногайского человека» Янгары-богатыря, приведенным в летописях, с Едигером в Казань пришли только 500 человек. 561 ...во свою вотчину... в Касимов... – Касимов – ранее Городец-Мещерский – главный город удельного татарского княжества, основанного в 50-е гг. XV в. Василием II Темным и служившего проводником московских влияний в Казанском ханстве. Находилось в северо-восточной части современной Рязанской обл. по р. Оке. Первым ханом был царевич Касим (ум. ок. 1469 г.), сын золотоордынского, позднее – казанского хана Улу-Мухаммеда (Улу-Ахмета). «Цари» и «царевичи» Касимовского княжества назначались из числа татарской знати, принявшей русское подданство. Просуществовало до 1681 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

133 Чтоб иметь полное понятие об этом счастливом для воронежских детей времени, полезно прочитать прекрасную биографию Станкевича, написанную Анненковым. – Примеч. С. И. Снессоревой. [См.: Анненков П. В. Николай Владимирович Станкевич. Переписка его и био графия. М., 1857 (па обл. 1858). С. 18–20 (первая пагинация) – Е. А. и Е. П.)]. 134 ...вышла замуж... – Муж Софии Ивановны – Аполлон Васильевич Снессорев – коллежский секретарь, служил письмоводителем Воронежского комитета о земских повинностях. Венчание состоялось 17 апреля 1836 г. – РГИА. Ф. 1343. Оп. 29. 4595 (Дело о дворянском происхождении рода Снесаревых). Л. 46 (об.), 51 135 ...немедленно уехала... – 4 мая 1836 г., через две недели после венчания, А. В. Снессорев был уволен от должности письмоводителя Воронежского комитета о земских повинностях, по прошению. – Там же. Л. 46 (об.) 136 ...в Энциклопедическом словаре Плюшара. – См. сноску 1, с. 490. София Ивановна с мужем писали для этого издания статьи на букву «Г», которые помещены в 13–15 томах, изданных в 1838 г 137 Масальский Константин Петрович (1802–1861) – прозаик, драматург, поэт, критик, переводчик. В 1842–1844 гг. и в 1847– 1852 гг. – редактор журнала «Сын Отечества». Со второй половины 1830-х гг. занялся исторической беллетристикой, при этом тщательно прорабатывал исторические источники, в т. ч. иностранные и архивные; публиковал их в составе художественных произведений или отдельно. 138 Кашкин Дмитрий Евгеньевич (1771 – 1843) – стихотворец, переводчик, музыкант-самоучка: играл свои музыкальные сочинения на изобретенном им самим инструменте (гигантской гитаре с 36 струнами – «димитаре») 139 Калькбреннер Фридрих Вильгельм (1788–1849) – немецкий пианист, композитор, музыкальный писатель. Возможно, София Ивановна перевела написанное им пособие «Methode pour apprendre le pianoforte a l " aide du quide-mains» (1830) 140 Муж принял первое место... – А. В. Снессорев в феврале 1838 г. был вызван на службу в Астраханскую губернию в должности чиновника особых поручений при Военном губернаторе. См.: РГИА. Ф. 1343. Оп. 29. 4595. Л. 46 (об.) Должность астраханского военного губернатора и управляющего гражданской частью с 1834 г. исполнял Иван Семенович Тимирязев (1790–1867). См.: «Астраханские губернаторы: Историко-краеведческие очерки. Астрахань, 1997. С. 57–68

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Олонецкая губ. была разделена между Архангельской и Новгородской губерниями, Колыванская - между Тобольской и Иркутской, Саратовская - между Пензенской и Астраханской, Брацлавская - между Подольской и Киевской губерниями. Территория упраздненной Вознесенской губ. вошла в состав Подольской и Новороссийской губерний, к последней также отошли территории Екатеринославской губ. и Таврической обл. (г. Екатеринослав переименован в Новороссийск). Упраздненные Черниговская и Новгород-Северская губернии объединены в Малороссийскую губ. с центром в Чернигове, Полоцкая и Могилёвская губернии - в Белорусскую губ. с центром в Витебске, Слонимская и Виленская - в Литовскую губ. с центром в Вильне. 5 марта 1797 г. ликвидирована Пензенская губ., одновременно восстановлена Саратовская губ.; указом от 11 окт. 1797 г. территории бывш. Пензенской губ. распределены между Саратовской, Тамбовской, Нижегородской и Симбирской губерниями. Также П. П. упразднил институт генерал-губернаторов, существенно увеличил адм. роль губернаторов, к-рые фактически становились правителями губерний, подотчетными Сенату и генерал-прокурору. П. П. предпринял попытку создать новую систему городского управления на началах совместной деятельности выборных представителей от населения и местной администрации. Указом от 25 февр. 1801 г. во всех губ. городах были учреждены ратгаузы как основные органы городского управления, заведовавшие городскими доходами, а также судебными делами граждан и разночинцев. В 1797-1799 гг. П. П. восстановил традиц. органы дворянского самоуправления в Малороссийской, Лифляндской, Эстляндской, Выборгской, Курляндской, Литовской, Минской, Белорусской, Волынской, Подольской и Киевской губерниях, однако поставил их под контроль губернаторов. Чтобы оценить эффективность законодательства и проводимых реформ, П. П. совершал инспекционные поездки: в 1797 г.- в Москву, Смоленск, Оршу, Могилёв, Минск, Вильну, Гродно, Ковно, Митаву (ныне Елгава), Ригу, Нарву; в 1798 г.- в Москву и Казань. Указом от 6 окт.

http://pravenc.ru/text/2578535.html

Протестанты в Эстляндии с 95% уменьшились до 89%, в Лифляндии с 80% до 79%, в Курляндии с 82% до 76%. Несколько уменьшился их процент и в других местностях прежнего их скопления: в С.-Петербургской губернии он уменьшился с 13,78% до 12,59%, в Саратовской с 5,75% до 5,63%, в Таврической с 7,68% до 4,81%. В Привислине процент протестантов тоже понизился с 4,75 до 4,46. Но в ряде других местностей процент протестантов сильно возрос, вследствие очевидного движения с запада: Псковская губ. с 0,34% до 2,23% Ковенская „ Волынская „ Черниговск. „ Екатериносл „ 3,02%. Самарская „ Херсонская „ Очень усиливается процент их на Кавказе: в Терской Обл. с ничего до 1,01%, в Черноморской губ. с ничего до 2,65%. В Сибири процент их повысился незначительно. В общей сложности, увеличение числа протестантов доходит до тревожной быстроты и силы только в наших южных губерниях, особенно потому, что выражает не простое расселение наших же Немцев, (что конечно, даже желательно и полезно), но новый прилив их из-за границы. Из остальных исповеданий – процент Евреев увеличился решительно по всем губерниям, как в черте оседлости, так и вне её, до отдаленнейших пределов Империи. В Московской губернии он отмечен возросшими с 0,05% до 0,36%, то – есть в 7 раз. Огромный рост магометанского исповедания уже был отмечен выше. Он производит еще более грозное впечатление, когда рассматриваешь его по областям. Главным образом магометане в Европейской России облегают её восток, юго-восток и юг. На всем этом пространства только в немногих губерниях процент магометан несколько уменьшился: Нижегородская губ. с 2,97% до 2,62%.. Пензенская 3,98%. Самарская 10,37% Таврическая 13,14%. На Кавказе процент магометан также уменьшился с 46% до 34%. В остальных губерниях он повсюду возрос: Вятская губ. до 4,27% Пермская 4,96%. Казанская 28,75%. Симбирская Саратовская Астраханск. 30,60% В Уфимской и Оренбургской губерниях трудно определить движете магометан, но число их громадно. В Оренбургской губ. 22,00% населения, в Уфимской 50,03%. Далее же начинаются бесконечные пространства Киргизских степей и Средней Азии, где, в общей сложности, 90.29% магометан.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Tihomirov/...

В янв. 1771 г. почти 3/4 калмыков (ок. 150 тыс. чел.) во главе с ханом Убаши ушли из России на территории, контролируемые Китаем; до места назначения дошла половина откочевавших, весь скот был потерян. На Волге осталось ок. 55 тыс. чел. Причиной переселения стало недовольство мн. калм. нойонов количеством военной добычи, являвшейся традиц. источником благосостояния, а также проводившимися рус. правительством христианизацией калмыков и колонизацией мест кочевий. Указом имп. Екатерины II Алексеевны от 19 окт. 1771 г. Калмыцкое ханство было ликвидировано, его территория на правах автономного образования Калмыцкая степь вошла в состав Астраханской губ. 10 марта 1825 г. были изданы «Правила для управления калмыцким народом», согласно которым калм. дела передавались из ведения Мин-ва иностранных дел в ведение Мин-ва внутренних дел Российской империи. Во 2-й пол. XIX в. Калмыцкая степь делилась на улусы: Малодербетовский, Манычский, Александровский (Хошеутовский), Багацохуровский, Икицохуровский, Харахусовский, Яндыко-Мочажный, Эркетеневский, Большедербетовский (в 1860 вошел в состав Ставропольской губ.). После Октябрьской революции 1917 г. часть калмыков вступила в Астраханское казачье войско. Летом-осенью 1919 г. большая часть территории расселения калмыков оказалась под контролем белых войск, к марту 1920 г. здесь установилась советская власть. В июле 1920 г. была образована Автономная обл. калмыцкого трудового народа в составе РСФСР с центром в Астрахани (с 1926 (фактически с 1928) центр - Элиста). Область делилась на улусы: Багацохуровский, Большедербетовский, Икицохуровский, Калмыцко-Базаринский, Малодербетовский, Манычский, Хашеутовский, Эркетеневский, Яндыко-Мочажный, а также Ремонтненский у. В 1926 г. повсеместно был введен алфавит на основе кириллицы. В 1935 г. область была преобразована в Калмыцкую АССР. В 30-х гг. XX в. в К. совершались социальные и хозяйственные преобразования, связанные с окончательным переходом калмыков от кочевого образа жизни к оседлому. В авг.

http://pravenc.ru/text/1320133.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла В. А. Беднов Василий Алексеевич (2.01.1874, мест. Широкое Херсонского у. Херсонской губ. (совр. Днепропетровская обл.) - 1.04.1935, Варшава), историк, краевед, общественный деятель. Из семьи курских крестьян-переселенцев в Херсонскую губ. Закончил Одесскую ДС (1896). В 1896-1898 гг. преподавал в сельских церковноприходских школах. В 1898-1902 гг. учился в КДА. В 1902-1903 гг. преподаватель богословия и истории в Астраханской ДС. С 1903 г. помощник инспектора и преподаватель Екатеринославской ДС. С 1909 г. магистр богословия. С 1918 г. профессор Украинского гос. ун-та в Каменце-Подольском. Состоял членом Научного об-ва им. Т. Г. Шевченко и Украинского научного об-ва в Киеве. Принимал участие в общественно-политической жизни Украины, избирался членом ее Центр. Рады. Выступил против режима гетмана П. П. Скоропадского, за автономию Украины в составе России. Примыкал к националистическому украиноведческому просветительскому движению. В 1919-1920 гг. член совета Мин-ва исповеданий Украины, избирался председателем «Кирилло-Мефодиевского братства на Подолии», Украинского педагогического об-ва в Екатеринославе, Каменец-Подольского учительского союза. Входил в состав Украинского Церковного Синода, отрицательно относился к сближению с католичеством и протестантизмом. В 1920 г. Б. выдворен большевиками вместе с укр. правительством (Директорией) в Польшу, его семья осталась на Украине (жена и брат Б. Митрофан в нач. 30-х гг. репрессированы). В эмиграции Б. первоначально находился в лагерях беженцев в Тарнуве, Кременце, Макуве-Мазовецки. С 1922 г. жил в Праге, был профессором Украинского свободного ун-та и Украинской хозяйственной академии, председатель Лиги украинской культуры и член Украинского историко-филологического об-ва. С 1928 г. в Варшаве, профессор литургики и общей истории Церкви в Варшавском ун-те, руководил семинаром на правосл. богословском отд-нии ун-та, сотрудник Комиссии по переводу Библии на укр. язык и Украинского научного ин-та в Варшаве, почетный член Украинского научного ин-та в Берлине. Скончался Б. в крайней бедности, похоронен на Вольском кладбище в Варшаве.

http://pravenc.ru/text/77778.html

Покров.-Отенский, Новг. г., II, 1031. Покров.-Перевисьевская, Вологодск. г., II, 1059. Покров.-Передольский, С.-Петер. г., II, 1040. Покров.-Петровск., Сарат. г., II, 1064. Покров.-Подгорский, Полт. г., II, 1071. Покров.-Порецкая, Симб. г., II, 816. Покров.-Пушкаров., Полт. г., II, 1071. Покров.-Ракова, Твер. г., II, 1111. Покров.-Симбирский, I, 377. Покров.-Суздальский, II, 1066. Покров. – Сеннянский или Сенянский, Харьк. г., II, 1075. Покров.-Угличский, II, 1074. Покров. – Училищный – Убожедомский- Московский, II, 1076. Покров.-Училищный-Харьков., I, 381. Покров.-Хотьков, Моск. г., II, 1343. Покров.-Челмогорская, Олон. г., I, 367. Покров.-Шумаровск., Черн. г., 1360. Покров.-Якутский, II, 1065. Полбинская-Предт., Орл. г., I, 382. Поликарпов-Брянский, II, 1077. Полистский-Николаев., Новг. г., II, 998. с Полонища Ново-Вознес.-Псковский, II, 1016. на Полонище-Успен.-Псков., II, 1327. Полоцкий-Братский-Богоявл., I, 86. Полтавский-Крестовоздв., II, 896. в Поле Архангел.-Михаил.-Псковск., II, 1354. на Поле Козмодемьян.-Новгородский, II, 880. на Поле Петров.-Ростовский, II, 1045. с Поля-Алексеев.-Псков., II, 611. с Поля Никит.-Псковский, II, 946. Понедельный-Никол., Новг. г., II, 999. Порховский-Рожд.-Богор. – Пречистенс., II, 1134. Порховский-Спасский или Спасо-Преображ., II, 1185. Порховской-Успен., II, 1301. Порецкая-Иванов.-Покров., Симб. г., II, 816. Посолотин, С.-Петерб. г., II, 1078. Посольский – Спасо – Преображ., Забайк. обл., I, 383. Похвало-Богород-Переяслав., II, 1264. Почепицкий-Стародубский, II, 1326. Пошехонская-Тихвин., II, 1217. Пошехонский-Рябинин или Рябинский-Троиц., II, 1137. Предтеч.-Астраханский, II, 842. Предтеч.-Брянский, II, 732. Предтеч.-Вяземский, II, 1081. Предтеч.-Глуш.-Дионисиев, Волог. г., II, 767. Предтеч.-Донецкий, Ворон. г., I, 176. Предтеч.-Железноборовский, Костр. г., II, 796. Предтеч.-Казанский, II, 843. Предтеч.-Краснослободский, II, 1080. Предтеч. на Кулижках-Московский, I, 208. Предтеч.-Лукинский-Сумский, I, 387. Предтеч.-Макариев., Арх. г., I, 277.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010