Арх.: ГА Самарской обл. Ф. 153. Оп. 36. Д. 1000; Ф. 356. Оп. 1. Д. 173. Соч.: О собственном законодательстве в Правосл. Церкви//Странник. 1860. Февр. Отд. 2. С. 95-101; О Богоучрежденности 3 степеней церк. иерархии//Там же. Март. Отд. 2. С. 152-163; О степенях власти епископской//Там же. Июнь. Отд. 2. С. 412-430; Об отношении между верою и добрыми делами//Там же. Авг. Отд. 2. С. 5-82; Слова и речи на разные случаи. Калуга, 1860; Кр. очерк жизни настоятеля Введенской Оптиной пуст. о. архим. схимника Моисея. СПб., 1865; Письмо к инокине о значении пострига в иноческом звании и о нек-рых обязанностях, условливаемых оным//Странник. 1865. Нояб. Отд. 2. С. 76-92; Слово в день памяти св. равноап. кн. Владимира//Самарские ЕВ. 1876. 18; «Выдержки из дневника ученика Иркутской семинарии…»//Астраханские ЕВ. 1879. 45. С. 719-724; 46. С. 737-744; 47. С. 750-756; Письма к духовной дочери А. Е. фон Руммель. М., 1883; Духовные советы в письмах к игум. [Симбирского Спасского мон-ря] Евпраксии: 1854-1857 гг.//ДЧ. 1887. Ч. 2. Май. С. 79-102; Июнь. С. 178-200; Июль. С. 313-339; Письма духовного отца к инокине [мон. Евсевии]: 1851-1855 гг.//ДЧ. 1888. Ч. 3. Сент. С. 74-94; Нояб. С. 317-336; Дек. С. 468-483; 1889. Ч. 1. Янв. С. 104-112; Февр. С. 231-245; Март. С. 351-360; Переписка духовного отца архим. Герасима с инокинями//Там же. 1889. Ч. 3. Сент. С. 103-119; Нояб. С. 360-376. Лит.: Преосвящ. Герасим, еп. Астраханский и Енотаевский: (Некролог)//Астраханские ЕВ. 1880. 26. С. 406-408; Ириней (Нестерович), архиеп. [Инструкция ученику Иркутской семинарии Е. Добросердову, командированному в улусы бурят... в качестве миссионера]//РС. 1880. Июль. С. 606-607; Алабин П. В. Трехвековая годовщина г. Самары. Самара, 1887; Кр. ист. список иерархов Астраханской епархии. Астрахань, 1890; Здравомыслов К. Я. Иерархи Новгородской епархии. Новгород, 1897. С. 226-228; 50-летний юбилей Самарской епархии. Самара, 1901; Благонравов М. Д. , прот. Архиереи Астраханской епархии за 300 лет ее существования, с 1602 до 1902 г. Астрахань, 1902. С. 148-161; Саввинский И. И. , свящ. Ист. зап. об Астраханской епархии за 300 лет ее существования (с 1602 по 1902). Астрахань, 1903; Якунин В. Н. История Самарской епархии в портретах ее архиереев. Тольятти, 1999. С. 21-25.

http://pravenc.ru/text/164539.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИОНИСИЙ (Прозоровский Дмитрий Дмитриевич; 9.08.1870, слобода Сок-Кармала Бугурусланского у. Самарской губ., ныне с. Северное Оренбургской обл.- 23-25.10.1937, Томск), архиеп. Ростовский-на-Дону. Из многодетной семьи священника. Детство прошло в бедности, рано лишился отца. Окончил Симбирское ДУ (1880) и Самарскую ДС (1891). Был определен на должность псаломщика при храме с. Кротовка Самарского у. с исполнением должности учителя церковноприходской школы. В 1892 г., после женитьбы рукоположен во иерея к той же церкви. Вскоре овдовел и в 1894 г. поступил в СПбДА. В период обучения в академии принял монашеский постриг с именем Дионисий. В 1898 г. окончил СПбДА со степенью канд. богословия. Определен в Рижскую ДС преподавателем Свящ. Писания. В 1900 г. по подозрению в сочувствии свободомыслию среди учеников переведен инспектором в Благовещенскую ДС. 26 нояб. 1901 г. возведен в сан архимандрита, назначен ректором Благовещенской ДС. Входил в «миссионерский кружок» Приамурского и Благовещенского еп. Никодима (Бокова) , участвовал вместе с ним в диспутах с представителями сектантов; редактор «Благовещенских ЕВ» (1904). В 1905 г. в связи с напряженными отношениями губернатора и еп. Никодима Д. как сторонник архиерея был удален из Благовещенска и определен на службу при Святейшем Синоде с проживанием в Александро-Невской лавре. Служил под началом С.-Петербургского и Ладожского митр. Антония (Вадковского) , к-рый возглавлял движение по возрождению в Церкви соборности и восстановлению Патриаршества. Принял активное участие в протесте духовенства против нападок со стороны крайне правых политических сил на митр. Антония. Дионисий (Прозоровский), еп. Петровский. Фотография. 1912 г. (ГРИА) Дионисий (Прозоровский), еп. Петровский. Фотография. 1912 г. (ГРИА) В кон. 1906 г. назначен на должность настоятеля астраханского во имя Иоанна Предтечи муж. мон-ря . В янв. 1907 г. по поручению Астраханского и Енотаевского архиеп.

http://pravenc.ru/text/178402.html

Храм не сохранился. В 1930-е годы XX века был закрыт, помещение отдали школе, а в 1980-х здание пришло в упадок, и его вовсе разрушили. Местные жители сохранили от фундамента несколько кирпичей, которые теперь в стенах нового храма. В 2013 году состоялось освящение места под строительство нового храма, а в августе 2014 храм был открыт: 11 августа в нем прошла первая служба. Адрес : Россия, Астраханская обл, Икрянинский район, с.Седлистое, ул.Суворова, 70 Электронная почта: aleksandr_tkachenko_@mail.ru Официальный сайт храма Подробнее... Храм Донской иконы Божией Матери (Трудфронт) [ править править код ] До революции в селе не было своей церкви. В селе было две часовни: деревянная на кладбище и каменная. Обе были разрушены. В 1991 году в селе стала возрождаться духовная жизнь. В отремонтированном здании старого барака был открыт молельный дом. Но было решено строить новый храм. В 1993 году был утвержден проект, в 1994 году заложен фундамент. 1 сентября 1996 год храм торжественно был открыт в праздник Донской иконы Божией Матери. Адрес : Россия, Асраханская область, Икрянинский район, село Трудфрон, ул. Куйбышева 1 " б " Электронная почта: dar67@rambler.ru Официальный сайт храма Подробнее... Храм Сергия Радонежского (Оранжереи) [ править править код ] В 1991 году под православный храм жителям села Оранжереи было отдано помещение, примыкающее к зданию, где первоначально (в 1939-1974 годах) находилась Оранжерейнинская средняя школа, а с 1974 года по 1987 год – городское профессионального техническое училище 20. Храм был назван в честь Преподобного Сергия Радонежского. В 2005 году к храму был пристроен алтарь, возведен двухъярусный иконостас, расписанный в мастерских Успенского собора, перекрыта крыша и установлен купол с крестом, привезенный из города Волгодонска. В 2013 году храм вновь был отреставрирован. Сегодня это благоустроенное здание, во дворе которого установлена звонница с четырьмя колоколами. В 2017 году была расписана задняя стена алтаря – написан крест, освящение которого состоялось 27 сентября 2017 года в день Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

http://azbyka.ru/palomnik/Икрянинский_ра...

Лит.: Похилевич Л. И. Сказание о населенных местностях Киевской губ. К., 1864; Памятная книжка Киевской епархии. К., 1882; Стороженко А. Михайловская и Покровская церкви в г. Переяславе Полтавской губ.//Киев. старина. 1891. Т. 32. 2. С. 337-351; Павел Алеппский. Путешествие. Вып. 4; Ернст Ф. Украïнське мистецтво XVII-XVIII вв. К., 1919; Грабовский И. А., Днестров И. Н. Переяслав-Хмельницкий: Архит.-ист. очерк. К., 1954; Всеобщая история архитектуры. М., 1968. Т. 6. С. 372-450; Логвин Г. Н. По Ykpaïhi: Cmapoдabhi мucmeцьki пам " ятки. К., 1968; Юрченко П. Г. Дерев " яна apximekmypa Украïни. К., 1970; История городов и сел Укр. ССР: В 26 т. К., 1971. [Т. 10:] Киевская обл.; Памятники градостроительства и архитектуры Укр. ССР: В 4 т. К., 1983. Т. 1: Киев. Киевская обл.; В. I. Зoдчi Украïни kih. XVIII - початку ХХ ст.: Бiorp. дobiдhuk. К., 1999; Пам " ятки apximekmypu та мicmoбyдybahhя Украïни: Дobiдhuk Державного нац. культурного надбання/Ред.: А. П. Мардер, В. В. Вечерський. К., 2000; Вечерський В. В. Bmpaчehi об " apximekmyphoï спадщини Украïни. К., 2002. С. 100-114; он же. Ykpaïhcьki дерев " яhi храми. К., 2007; Ibaшko Ю. Дерев " яне церковне зодчество Киïвщини. К., 2003. А. А. К. Рубрики: Ключевые слова: КИЕВ столица Украины, административно-территориальная единица, политический, социально-экономический, культурный, научный и правительственный центр страны, кафедра Киевской митрополии УПЦ АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) АЛЕКСИЙ (Баженов Дмитрий Владимирович; 1872-?), бывш. еп. Тираспольский, с 1922 г. в обновленческом расколе АНАТОЛИЙ (Соколов Федот Андреевич; 1865-1942), бывш. еп. Царевский, вик. Астраханской епархии, обновленческий " митр. Костромской " АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.)

http://pravenc.ru/text/1684527.html

931 Имеются в виду юбилейные торжества по случаю 800-летия со времени основания Успенского собора во Владимире, которые состоялись 21 сентября 1958 г. при участии в богослужении свя­тителя Афанасия. 932 Концевич Николай Васильевич (1885–1959), протоиерей. В 1909 г. окончил Московскую ду­ховную академию, кандидат богословия. Преподаватель Архангельского духовного училища, свя­щенник архангельской Александро -Невской церкви. С 1913 г. преподаватель Уфимской духовной семинарии, с 1918 г. председатель Уфимского епархиального совета. В 1917–1918 гг. участвовал в работе Священного Собора Православной Российской Церкви как клирик от Уфимской епар­хии. В 1924 г. служил водном из храмов в Замоскворечье. В 1928 г. арестован, после освобождения жил и служил в Калуге. Участник Поместного собора 1945 г. С 1946 г. настоятель кафедрального Казанско-Сергиевского собора г. Курска. С 1952 г. настоятель астраханского Покровского ка­федрального собора. С 1954 г. ректор Киевской духовной семинарии. С 1957 г. ректор Одесской духовной семинарии. С 1959 г. настоятель Свято-Пантелеимоновского семинарского храма. 933 Лука (Войно-Ясенецкий Валентин Феликсович; 1877–1961), святитель, архиепископ. Выдаю­щийся хирург. С осени 1920 г. заведующий кафедрой оперативной хирургии и топографической анатомии Государственного Туркестанского университета. С 1923 г. в ссылке. 31 мая 1923 г. хиро­тонисан во епископа. В 1927–1933, 1937–1941 гг. в заключении и ссылке. С осени 1942 г. архиепи­скоп Красноярский. С января 1944 г. Тамбовский и Мичуринский. С 1946 г. Симферопольский и Крымский. В 1946 г. лауреат Сталинской премии I степени в области хирургии. На Архиерейском Юбилейном Соборе 2000 г. причислен к лику святых. 934 Якимова Наталия Сергеевна (1918–2003), художница, иконописец. Потеряла отца, убито­го во время налета красноармейцев в 1929 г. на поселок Танехэ в Трехречье. Воспитывалась в харбинском Доме Милосердия. Под руководством монахини Олимпиады (Болотовой) обуча­лась иконописи. Училась в художественной мастерской при Управлении Харбинской епархии. В 1932–1946 гг. работала в этой же мастерской. В 1940-е гг. на преподавательской работе в сред­них школах. В 1955 г. выехала из КНР в СССР. С мая 1955 г. работала учетчиком в зверосовхозе Кокчетавской обл. С сентября 1956 г. по апрель 1957 г. руководила кружком рисования и вы­шивки в Доме пионеров в г. Калачинске Омской обл. С 1 мая 1957 г. поступила художницей в Покровскую церковь в г. Красноярске. Переехала в Барнаул, затем проживала в Новосибирске и Кировограде. Последние годы проживала в Туле, где долгое время была единственным иконо­писцем и реставратором.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ Гаврилович Тарбеев (1875, г. Чёрный Яр Астраханской губ. (ныне село Астраханской обл.) - 8.01.1931, Астрахань), сщмч. (пам. 26 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. Из семьи мещан. После окончания Астраханской гимназии был назначен в 1896 г. учителем церковноприходской школы при Казанской ц. Астрахани. Сдал экстерном семинарский курс в Астраханской ДС и 31 мая 1898 г. был рукоположен во диакона к Покровскому храму с. Среднепогромного Царевского у. Астраханской губ. 4 авг. того же года переведен диаконом в Рождество-Богородицкую ц. с. Никольского Енотаевского у. той же губернии, 19 мая 1899 г.- в церковь с. Владимировка того же уезда. В нояб. 1906 г. назначен диаконом Ильинской кладбищенской ц. г. Красный Яр Астраханской губ. (ныне село Астраханской обл.). С 26 окт. 1907 г. служил диаконом во Входо-Иерусалимском храме Астрахани. Активно участвовал в деятельности астраханского Кирилло-Мефодиевского братства, служил зав. братским книжным складом. В 1910 г. рукоположен во иерея и назначен священником в храм с. Киселево Черноярского у. 19 нояб. 1912 г. перемещен на священническую должность в храм станицы Заветной того же уезда, 15 февр. 1915 г.- в Донскую ц. станицы Косикинской Енотаевского у., где он одновременно служил секретарем местного земельного отдела. В 1919 г. переведен священником в храм с. Владимировка того же уезда на место расстрелянного большевиками свящ. Гавриила Богданова. В 1928 г. Н. назначен настоятелем собора в честь Владимирской иконы Божией Матери в г. Красный Яр. Добился успехов в борьбе с обновленцами; захваченные ими красноярские Покровский и Ильинский храмы опустели из-за оттока прихожан во Владимирский храм. По доносу одного из обновленцев Н. был арестован 19 сент. 1930 г. в Астрахани, куда прибыл по делам семьи. Содержался в астраханской тюрьме. На допросах отверг все обвинения в антисоветской агитации. Верующие Красного Яра и соседних селений собрали подписи за освобождение арестованного иерея, что стало поводом для арестов в нояб. того же года священномучеников свящ. Николая Залесского и диак. Михаила Смирнова , неск. мирян и послушниц закрытых мон-рей, проживавших в Красном Яре. Всего к следствию были привлечены 38 чел., к-рых обвиняли в создании в Красном Яре контрреволюционной церковной орг-ции и в антисоветской агитации. Н. был расстрелян вместе со свящ. Николаем Залесским и диак. Михаилом Смирновым по приговору Особой тройки при Полномочном представительстве ОГПУ по Нижневолжскому краю от 17 дек. 1930 г. По свидетельствам др. заключенных, перед казнью приговоренные иереи отслужили в общей камере праздничную рождественскую утреню. Похоронен в общей безвестной могиле.

http://pravenc.ru/text/2565834.html

В XIII-XIV вв. на Сев. Кавказе параллельно существовали греко-правосл. и латино-католич. общины. Однако с усилением османов в Причерноморье и с упадком итал. колоний в XV в. католич. миссия прекратила существование. В целом католич. влияние было недолгим и не оказало серьезного влияния на местное население. На протяжении всей средневек. истории приверженность населения Сев.-Зап. Кавказа - зихов и касогов, а затем и их потомков адыгов - монотеистическим религиям (христианству, в т. ч. и католичеству, с XIV в., исламу с кон. XVI в.) носила во многом конъюнктурный характер. Прочную основу их миропонимания составляли дохрист. представления. В 1-й пол. XVIII в. христ. обряды окончательно исчезли у адыгов. В. Н. Чхаидзе Русская Православная Церковь В 1783-1799 гг. территория совр. К. к. находилась в юрисдикции Феодосийского и Мариупольского вик-ства (см. Кафское викариатство ) Екатеринославской епархии (см. Днепропетровская и Павлоградская епархия ), в 1799-1829 гг.- Астраханской епархии (см. Астраханская и Енотаевская епархия ). В 1829 г. была учреждена Новочеркасская и Георгиевская епархия (с 17 июля 1842 Донская и Новочеркасская епархия ). Указом от 17 июля 1842 г. из Новочеркасской епархии на землях Черноморского казачьего войска и Сев. Кавказа была выделена Кавказская и Черноморская епархия (см. Ставропольская и Владикавказская епархия ). В 1885 г. приходы Терской обл. отошли к Владикавказской епархии (см. Владикавказская и Моздокская епархия ), а Черноморского окр. (с 1896 губерния) - Сухумской епархии Грузинского Экзархата Русской Православной Церкви . Основная часть бывш. Кавказской епархии, включавшая территорию Кубанской обл. и Ставропольской губ., вошла в Ставропольскую и Екатеринодарскую епархию. Екатеринодар. Фотография. Нач. XX в. Екатеринодар. Фотография. Нач. XX в. Указом Синода от 25 дек. 1907 г. было учреждено Ейское викариатство ; 30 сент. 1916 г. указом Синода епископ Ейского вик-ства был наделен особыми полномочиями и получил 12 окт. титул «Кубанский и Екатеринодарский». В кон. 1916 г. Синод принял решение об образовании Черноморской и Новороссийской епархии в пределах Черноморской губ. и выделении ее из состава Сухумской епархии. 18 июня 1919 г. Временное высшее церковное управление на Юго-Востоке России (ВВЦУ ЮВР) учредило Кубанскую и Екатеринодарскую епархию.

http://pravenc.ru/text/2458947.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Павел Ансимов, прот. Фотография. 20-е гг. XX в. Георгиевич Ансимов (24.08.1891, с. Четыре Бугра Астраханского у. и губ.- 21.11.1937, полигон Бутово Московской обл.), сщмч. (пам. 9 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. Из семьи священника. В 1906 г., после окончания Астраханского ДУ (3-м по списку), поступил в Астраханскую ДС, к-рую окончил в 1912 г. 27 сент. того же года рукоположен Астраханским и Енотаевским еп. Феофаном (Быстровым) во иерея к новопостроенной Николаевской ц. при железнодорожной ст. В. Баскунчак Рязанско-Уральской (ныне Приволжской) железной дороги. Желая углубить знания в области богословия, 17 сент. 1915 г. вышел за штат и поступил в КазДА. Во время гражданской войны служил в Казани в храме свт. Николая при пороховом заводе и в храме св. Пантелеимона городского училища для слепых. Окончил академию в 1919 г. (1-м по списку), ему была присвоена ученая степень кандидата богословия. В 1921 г. был приглашен служить священником в Успенскую ц. в ст-це Ладожская Кубано-Черноморской обл. (ныне Усть-Лабинского р-на Краснодарского края). В 1923 г. храм в Ладожской был захвачен обновленцами и П. пришлось оставить служение. Получив письмо от своего тестя свящ. В. С. Соллертинского о наличии вакансии регента в ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы в с. Черкизове (ныне в черте Москвы), переехал туда и с 1924 г. служил в этом храме регентом. В 1925 г. назначен священником в ц. Введения во храм Пресв. Богородицы на Введенской пл. в Москве. В 1929 г. Введенский храм закрыли, его здание было передано под клуб. В том же году П. начал окормлять общину монахинь из закрытых московских мон-рей, существовавшую при храме в честь Покрова Пресв. Богородицы у Покровского моста (в Рубцове). В нач. 1930 г. получил место священника в ц. во имя свт. Николая в Покровском (на Бакунинской ул.). 23 июня 1930 г. П. арестован по обвинению в организации «нелегального сестричества, занимающегося на религиозной почве антисоветской деятельностью». Содержался в Бутырской тюрьме. Отказался признать себя виновным. Сотрудники ОГПУ предлагали П. оставить церковное служение и перейти на советскую службу: «Напишите, что вы уходите, мы вас возьмем счетоводом, молодые нам нужны, а вы грамотный, молодой». П. отказался, после чего его жестоко избили. В связи с тем что предъявленные П. обвинения не подтвердились, 12 авг. 1930 г. он был освобожден и вернулся к священническому служению. За ревностную и беспорочную службу был возведен в сан протоиерея. 29 дек. 1930 г. П. был повторно арестован, но 18 янв. 1931 г. его снова освободили. Он стал настоятелем Никольского храма. В 1931 г. Никольская ц. в Покровском была закрыта и вскоре разрушена. С 1932 г. П. служил в ц. Воскресения на Семёновском кладбище до его закрытия в 1935 г., а затем перешел служить в ц. в честь Рождества Христова в Измайлове.

http://pravenc.ru/text/2581827.html

В апр. 1923 г. переведен на обновленческую Тверскую кафедру, в дек. того же года - на Владимирскую кафедру. 1 марта 1924 г. стал обновленческим архиепископом Донским и Новочеркасским с местопребыванием в г. Новочеркасске, с апр. 1925 г.- обновленческим архиепископом Верхнедонским с местопребыванием в г. Шахты. В окт. того же года участвовал во 2-м обновленческом «Поместном Соборе» в Москве, тогда же был назначен архиепископом Пензенским и Саранским. В дек. 1925 г. М. был уволен на покой и уехал в Новочеркасск. В авг. 1926 г. вновь назначен обновленческим архиепископом Верхнедонским, с дек. того же года переведен на Севастопольскую кафедру, стал заместителем председателя обновленческого Крымского митрополитанского церковного управления. С 5 авг. 1927 г. обновленческий архиепископ Астраханский. После образования Нижневолжского края был назначен в апр. 1929 г. обновленческим архиепископом Саратовским и Нижневолжским, управляющим Нижневолжской митрополией. В нач. 1930 г. возведен обновленцами в сан митрополита. 10 июня того же года переведен на Псковскую обновленческую кафедру. В июне 1931 г. уволен обновленцами на покой. В том же году по принесении покаяния патриаршему местоблюстителю митр. Сергию (Страгородскому ; впосл. патриарх Московский и всея Руси) вернулся в каноническую Церковь, был принят в сане епископа. 5 окт. 1931 г. назначен епископом Уральским. 27 дек. 1932 г. уволен на покой. Был настоятелем храма в пос. Шаховская Московской обл. 11 авг. 1933 г. назначен епископом Вяземским, викарием Смоленской епархии. 17 марта 1936 г. возведен в сан архиепископа. 29 окт. 1937 г. арестован в Вязьме по обвинению в создании «контрреволюционной организации церковников» и проведении антисоветской агитации (всего по его делу было арестовано 16 чел.). Виновным себя не признал. Был казнен по приговору Особой тройки УНКВД по Смоленской обл. от 20 нояб. 1937 г. Соч.: Жизнь Спасителя, как образец и пример нравственной жизни. М., 1911; Необходимость благодати Божией в деле спасения человека и самое это спасение.

http://pravenc.ru/text/2563920.html

22 окт. 1918 г. во епископа Винницкого был хиротонисан ректор Киевской ДС священноисп. архим. Амвросий (Полянский) . Поскольку в 1919 г. центр Подольской губ. из Каменца-Подольского был перемещен в Винницу (в 1925-1930 существовал Винницкий округ), еп. Амвросий в 1922 г. был назначен правящим архиереем Подольской и Брацлавской епархии. В 1923 г. он был выслан за пределы Украины и поселился в Москве. После его отъезда Каменец-Подольская епархия при поддержке советских властей была совершенно разгромлена обновленцами (см. Обновленчество ): в Виннице, напр., не осталось ни одного правосл. храма. В 1924 г. епископ-исповедник подвергся кратковременному аресту, после освобождения в 1925 г. был назначен управляющим Каменец-Подольской епархией, но выехать в нее не успел, т. к. в кон. нояб. того года вновь был арестован в Москве и приговорен к 3 годам ИТЛ. 22 июля 1926 г., после пострижения в монашество с именем Феодосий, во епископа Винницкого был хиротонисан прот. Димитрий Вощанский, с авг. того же года он без права выезда жил в Харькове, в сент. арестован, после освобождения был назначен в мае 1928 г. на Лужское викариатство Ленинградской епархии. В 1928-1931 гг. В. в. управлял живший с 1928 г. в браиловском во имя Св. Троицы мон-ре Бершадский еп. Варлаам (Козуля) . 17 янв. 1931 г. еп. Варлаам был арестован, 17 июля выслан в Карагандинскую обл. Казахстана. 13 мая 1932 г. на Винницкую кафедру получил назначение архиеп. Филарет (Линчевский) , управлявший вик-ством до 1933 г. В февр. 1932 г. была образована Винницкая обл., в следующем году В. в. стало самостоятельной Винницкой епархией . Ист.: 2 ПСЗ. Т. 11. С. 500-501; Опред. к должностям//С.-Петерб. сенатские вед. 1842. 73 (11 сент.); Опред. к должности//Там же. 1847. 14 (18 февр.); А[лександр] А[рхимандрит]. Преосв. Афанасий, бывш. архиеп. Астраханский: (Некролог)//Астраханские ЕВ. 1876. 51; Высочайшее повеление//ЦВед. 1912. 21. С. 230. Лит.: Чистович И. А. История СПбДА. СПб., 1857; Титов Ф. И. Макарий (Булгаков), митр. Московский и Коломенский. К., 1895. Т. 1; Родосский. Словарь студентов СПбДА; Глубоковский Н. Н. Преосв. Евсевий (Орлинский), архиеп. Могилевский, бывш. ректор (1847-1850 гг.) СПбДА//ХЧ. 1909. Окт. С. 1340; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Ч. 3. 1. С. 112; Ч. 3. 2. С. 291; Ч. 4. С. 132-133; Ч. 4. 2. С. 343; За Христа пострадавшие. С. 72-73, 183, 210; Дамаскин. Кн. 2. С. 384; Кн. 4. С. 172.

http://pravenc.ru/text/158696.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010