Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАЗАНСКАЯ И ТАТАРСТАНСКАЯ ЕПАРХИЯ РПЦ, учреждена в янв. 1555 г. с названием Казанская и Свияжская, с мая 1589 г. Казанская и Астраханская, с 1602 г. Казанская и Свияжская, с 1682 г. Казанская и Болгарская, с 1686 г. Казанская и Свияжская, с 1785 г. Казанская и Симбирская, с 1832 г. Казанская и Свияжская, с 1942 г. Казанская, с 1945 г. Казанская и Татарская, с 1948 г. Казанская и Свияжская, с 1949 г. Казанская и Чистопольская, с 1957 г. Казанская и Марийская, с 11 июня 1993 г. епархия имеет современное название. Территория - в границах Республики Татарстан . Кафедральный город - Казань, кафедральные соборы - Никольский и Петропавловский в Казани. Правящий архиерей - митр. Кирилл (Наконечный). К нач. 2012 г. в епархии насчитывалось 292 прихода (из них ок. 50 общин без постоянных священнослужителей), 7 муж. и 2 жен. монастыря, в клире епархии состояли 328 священников, 69 диаконов. Решением Свящ. Синода от 6 июня 2012 г. К. и Т. е. преобразована в Татарстанскую митрополию, включающую Казанскую епархию (запад. районы Республики Татарстан), Чистопольскую и Альметьевскую епархии (вост. районы Республики Татарстан). Территория При создании епархия включала территорию Казанского ханства и окрестные районы, завоеванные рус. войсками. Официально в Казанскую епархию входила также Вятская земля, но фактически вятскими приходами до создания в 1657 г. Вятской епархии (см. Вятская и Слободская епархия ) управляли Московские митрополиты (позже патриархи); юж. районы современных Кировской обл. и Удмуртии , не входящие в историческую Вятскую землю,- Яранск, Уржум, Малмыж, слобода Кукарка (ныне г. Советск), Сарапул - находились под управлением Казанских архиереев. В 1556 г., после завоевания Астрахани, в Казанскую епархию вошли земли Ср. и Н. Поволжья, во 2-й пол. XVI - нач. XVII в.- территория совр. Башкирии, Юж. Урала и Сибири. В дальнейшем территория Казанской епархии сокращалась. В 1602 г. были отделены земли Н. Поволжья (см. Астраханская и Енотаевская епархия ), в 1620 г.- Сибирь (см. Тобольская и Тюменская епархия ).

http://pravenc.ru/text/1319802.html

Нил (Исакович) епископ, рукоположен с 8.12.1835 по 23.04.1838 еп. Иркутский, Нерчинский и Якутский Неофит (Соснин) епископ, бывший еп. Старицкий, викарий Тверской епархии с 23.04.1838 по 29.03.1851 еп. Пермский и Верхотурский Елпидифор (Бенедиктов) епископ, бывший еп. Подольский и Брацлавский с 29.03.1851 по 7.01.1860 архиеп. Таврический и Симферопольский Агафангел (Соловьев) епископ, бывший еп. Ревельский, викарий Санкт-Петербургской епархии с 6.02.1860 по 17.06.1866 еп. Волынский и Житомирский Христофор (Эммаусский) епископ, бывший еп. Вологодский и Устюжский с 17.06.1866 по 5.10.1866 на покое; †11.08.1872 Аполлос (Беляев) епископ, бывший еп. Ладожский, викарий Санкт-Петербургской епархии с 13.12.1866 архиепископ с 20.04.1880 по 7.06.1885 на покое; †27.11.1885 Макарий (Миролюбов) епископ, бывший еп. Нижегородский и Арзамасский с 7.06.1885 по 5.12.1887 архиеп. Донской и Новочеркасский †24.12.1894 Сергий (Серафимов) епископ, бывший еп. Ладожский, викарий Санкт-Петербургской епархии с 5.12.1887 по 10.08.1896 еп. Астраханский и Енотаевский; †13.04.1902 Викарии Вятской епархии Сарапульские епископы Викариатство учреждено 23 января 1868 года Геннадий (Левицкий) епископ, рукоположен с 22.09.1868 по 24.06.1872 еп. Кинешемский, викарий Костромской епархии †10.02.1893 Палладий (Пьянков) епископ, бывший еп. Кинешемский, викарий Костромской епархии с 24.06.1872 по 28.02.1877 еп. Олонецкий и Петрозаводский Павел (Вильчинский) епископ, рукоположен с 8.01.1878 по 4.02.1878 еп. Чебоксарский, викарий Казанской епархии †4.06.1908 Нафанаил (Леандров) епископ, рукоположен с 1.10.1878 по 5.04.1882 еп. Екатеринбургский, викарий Пермской епархии Тихон (Троицкий-Донебин) епископ, рукоположен с 18.07.1882 по 8.03.1886 еп. Енисейский и Красноярский †26.09.1911 Никон (Богоявленский) епископ, рукоположен с 10.04.1888 по 4.03.1889 еп. Глазовский, викарий Вятской епархии †19.06.1897 Афанасий (Пархомович) епископ, бывший еп. Новгород- Северский, викарий Черниговской епархии с 4.03.1889 по 8.11.1891

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИТАЛИЙ Виталий (Борисов-Жегачёв), архиеп. Астраханский. Портрет. XIX в. (РГИА) Виталий (Борисов-Жегачёв), архиеп. Астраханский. Портрет. XIX в. (РГИА) (Борисов-Жегачёв Василий; 1779, Калужская губ.- 4.12.1840 (по др. данным, 23.01.1841), Астрахань), архиеп. Астраханский и Енотаевский. Из семьи сельского священника. Обучался в Калужском ДУ, затем в Калужской ДС, по окончании к-рой продолжил образование в МДА и одновременно слушал лекции в Московском ун-те. По окончании МДА назначен учителем в Калужскую ДС. В марте 1812 г. принял монашеский постриг. 5 мая назначен настоятелем Троицкого Лютикова мон-ря, возведен в сан архимандрита. С 1814 г. профессор философии и инспектор Калужской ДС, присутствующий консистории Калужской епархии, с янв. 1815 г. ректор Калужского уездного ДУ, с 4 марта 1815 г. ректор Мещовских уездного и приходского уч-щ. В 1817 г. по предложению экзарха Грузии Феофилакта (Русанова) В. был переведен ректором в открывшуюся Тифлисскую ДС. По состоянию здоровья вскоре покинул Грузию и в 1818 г. определен инспектором в Ярославскую ДС с поручением преподавать философские науки. 26 авг. 1819 г. переведен в Полтавскую ДС ректором и профессором богословских наук. В окт. 1819 г. назначен настоятелем лубенского Преображенского мон-ря. 28 февр. 1826 г. в Киеве В. был хиротонисан во епископа Слободско-Украинского и Харьковского. В том же году Харьковское об-во наук наградило архиерея дипломом за «знания и любовь к наукам». 12 марта 1832 г. В. был переведен на Астраханскую кафедру с возведением в сан архиепископа. Попечением архиерея в Астрахани открылись уч-ще для детей канцелярских служащих, ин-т для воспитания девиц благородного и купеческого звания (1836), публичная б-ка (1838), а также церковные школы в селах Фёдоровском и Образцове Астраханского у. и 6 приходских уч-щ в казачьих станицах Енотаевского у. В 1838 г. в Астраханской ДС был создан класс калм. языка. Преподаватели и ученики ДС перевели на калм. язык Свящ. историю, Катехизис, составили русско-калм. и калмыцко-рус. словари. В. ежегодно жертвовал средства попечительству о бедных, благотворительствовал вдовам и сиротам. Награжден орденом св. Анны 1-й степени (1836). В. принадлежала большая б-ка книг по богословию, истории и философии. Погребен в нижнем храме астраханского Успенского кафедрального собора в приделе во имя св. Платона.

http://pravenc.ru/text/158830.html

Пензенская Учреждена 16 октября 1799 года Саратовская и Пензенская Кафедра в Пензе Гаий (Такаов) епископ, бывший еп. Моздокский, викарий Астраханской епархии c 16.10.1799 по 4.12.1803 переименован еп. Пензенский и Саратовский Пензенская и Саратовская С 4 декабря 1803 года Гаий (Такаов) епископ, бывший еп. Саратовский и Пензенский, викарий Астраханской епархии с 4.12.1803 по 10.12.1808 Архиеп. Астраханский и Моздокский Моисей (Близнецов-Платонов) епископ, рукоположен с 25.03.1808 по 28.05.1811 еп. Нижегородский и Арзамасский Афанасий (Корчанов) епископ, рукоположен с 15.09.1811 по 8.02.1819 на покое; † 14.12.1825 Иннокентий (Смирнов) епископ, свт., рукоположен с 22.03.1819 † 10.10.1819 Амвросий (Орнатский) епископ, бывший еп. Старорусский, викарий Новгородской епархии с 9.11.1819 по 4.09.1825 на покое; † 26.12.1827 Ириней (Нестерович) епископ, рукоположен с 31.01.1826 по 3.10.1828 переименован еп. Пензенский и Саранский Пензенская и Саранская С 3 октября 1828 года Ириней (Нестерович) епископ, бывший еп. Пензенский и Саратовский с 3.10.1828 по 26.07.1830 архиеп. Иркутский, Нерчинский и Якутский Иоанн (Доброзраков) епископ, рукоположен с 17.08.1830 по 19.01.1835 еп. Нижегородский и Арзамасский Амвросий (Морев) епископ, бывший еп. Нижегородский и Арзамасский с 19.01.1835 † 15.10.1854 Варлаам (Успенский) епископ, бывший еп. Архангельский и Холмогорский с 4.12.1854 архиепископ с 22.04.1860 по 7.10.1862 архиеп. Тобольский и Сибирский Антоний (Смолин) епископ, бывший еп. Новомиргородский, викарий Херсонской епархии с 9.11.1862 по 21.08.1868 еп. Пермский и Верхотурский Григорий (Медиоланский) епископ, бывший еп. Выборгский, викарий Санкт-Петербургской епархии с 21.08.1868 † 24.04.1881 Антоний (Николаевский) епископ, бывший еп. Енисейский и Красноярский с 15.05.1881 † 15.04.1889 Василий (Левитов) епископ, бывший еп. Тобольский и Сибирский с 22.04.1889 по 12.07.1890 на покое; † 12.02.1892 Митрофан (Невский) епископ, бывший еп. Ладожский, викарий Санкт-Петербургский епархии с 12.07.1890 по 13.11.1893 еп. Астраханский и Енотаевский † 23.05.1899 Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Утворено Астраханську яка Астраханську Ахтубинську 13 березня 2013 р. 09:28 12 марта 2013 года, в ходе заседания Священного Синода Русской Православной Церкви, был заслушан рапорт архиепископа Астраханского и Енотаевского Ионы с предложением образовать новую епархию в Астраханской области ( журнал 19 ). Священный Синод постановил образовать в административных границах Ахтубинского, Енотаевского, Красноярского, Наримановского, Харабалинского и Черноярского районов, а также закрытого административно-территориального образования г. Знаменск Астраханской области — Ахтубинскую епархию, выделив ее из состава Астраханской епархии . Епархиальному архиерею Ахтубинской епархии усваивается титул «Ахтубинский и Енотаевский», епархиальному архиерею Астраханской епархии«Астраханский и Камызякский». Епископом Ахтубинским и Енотаевским определено быть иеромонаху Антонию (Азизову), клирику Астраханской епархии. Место наречения и хиротонии иеромонаха Антония (Азизова), по возведении его в сан архимандрита, будет определено Святейшим Патриархом . В пределах Астраханской области решением Синода образована Астраханская митрополия, включающая в себя Астраханскую и Ахтубинскую епархии. Главой Астраханской митрополии назначен Преосвященный Астраханский и Камызякский Иона. Архиепископ Астраханский Иона направил на имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла рапорт, в котором, в частности, сказано: «Астраханская область протянулась от Каспийского моря на север почти на 500 км. Население региона составляет 1 015 486 человек, из них 67 % — русские. Приходы северной части области удалены на 300-350 км от епархиального центра, что затрудняет частое посещение правящим архиереем и осуществление решений Архиерейского Собора 2011 года об активизации духовно-просветительской деятельности Церкви. Кроме того, на севере области сосредоточены воинские части, учебные заведения и испытательные центры, личный состав которых особо нуждается в пастырском окормлении. Область является приграничной, с большими миграционными потоками, что требует активной деятельности духовенства. В связи с вышесказанным, прошу Вас, Ваше Святейшество, рассмотреть вопрос об образовании новой епархии на территории Астраханской области». Патриархия.ru Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2844440...

С 6 авг. по 25 сент. 1924 г. М. в. временно управлял Елабужский еп. Георгий (Анисимов) . Он же с авг. по 12 дек. 1924 г. окормлял сарапульские городские церкви и приходы 3 благочиний Сарапульской епархии в связи с высылкой еп. Алексия в Москву. Предположительно в этот же период Малмыжский еп. Ириней управлял делами Елабужского викариатства, т. к. известно, что в окт. 1924 г. он официально стал членом приходской общины «новоцерковников» Спасского собора Елабуги. «Новоцерковники» признавали свт. Тихона каноническим главой Церкви, но при этом заявляли о собственной «автокефалии», т. е. адм. самостоятельности как от патриарха, так и от обновленческого синода. Подобно обновленцам, они провозглашали необходимость проведения в Церкви «широких реформ в соответствии с социальным строем СССР», в т. ч. «пересмотра христианского нравоучения», введения брачного епископата, второбрачия духовенства и григорианского календаря. Кроме того, «новоцерковники» признавали постановления обновленческого «поместного собора» 1923 г., за исключением «низложения» патриарха. В нач. 1925 г. проживавшему в Малмыже еп. Иринею было поручено временное управление соседним с М. в. Ижевским викариатством Сарапульской епархии. 19 февр. 1925 г. он был назначен епископом Елабужским, а в Малмыж переведен Елабужский еп. Георгий. В течение того же года новый Малмыжский архиерей временно управлял Сарапульской епархией (поскольку еп. Алексий (Кузнецов) пребывал под арестом), а также окормлял приходы Уржумского викариатства Вятской епархии (офиц. назначение временно управляющим этим вик-ством последовало от зам. патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского ; впосл. патриарх Московский и всея Руси) 23 февр. 1926). 16 сент. 1927 г. еп. Георгий был перемещен на Курганское викариатство Тобольской епархии, а на Малмыжскую кафедру был назначен Курганский еп. сщмч. Алексий (Орлов ; впосл. архиепископ). 24 февр. 1931 г. он возглавил Енотаевское викариатство Астраханской епархии (по нек-рым сведениям, прибыл в Астрахань и принял управление епархиальными делами в сент. 1930, после ареста временно управлявшего Астраханской епархией Вольского еп. Андрея (Комарова) ). Вероятно, вскоре М. в. было переподчинено Вятской епархии, поскольку не ранее 18 апр. 1931 г. по поручению временно управляющего Вятской епархией Котельнического архиеп. сщмч. Евгения (Зернова ; впосл. митрополит) временное управление М. в. было вверено Нолинскому еп. Георгию (Анисимову; М. в. граничило с Нолинским викариатством). Дата прекращения этим архиереем временного управления М. в. неизвестна. Кафедра вдовствовала до 7 нояб. 1934 г., когда на нее был определен освобожденный из мест лишения свободы еп. сщмч. Никита (Прибытков) , ранее занимавший Бийскую кафедру (по др. сведениям, это назначение состоялось 25 дек. 1934). 22 мая 1935 г. еп. Никита был перемещен на Белёвское викариатство Тульской епархии, после чего М. в. не замещалось.

http://pravenc.ru/text/2561732.html

Арх.: ГА Самарской обл. Ф. 153. Оп. 36. Д. 1000; Ф. 356. Оп. 1. Д. 173. Соч.: О собственном законодательстве в Правосл. Церкви//Странник. 1860. Февр. Отд. 2. С. 95-101; О Богоучрежденности 3 степеней церк. иерархии//Там же. Март. Отд. 2. С. 152-163; О степенях власти епископской//Там же. Июнь. Отд. 2. С. 412-430; Об отношении между верою и добрыми делами//Там же. Авг. Отд. 2. С. 5-82; Слова и речи на разные случаи. Калуга, 1860; Кр. очерк жизни настоятеля Введенской Оптиной пуст. о. архим. схимника Моисея. СПб., 1865; Письмо к инокине о значении пострига в иноческом звании и о нек-рых обязанностях, условливаемых оным//Странник. 1865. Нояб. Отд. 2. С. 76-92; Слово в день памяти св. равноап. кн. Владимира//Самарские ЕВ. 1876. 18; «Выдержки из дневника ученика Иркутской семинарии…»//Астраханские ЕВ. 1879. 45. С. 719-724; 46. С. 737-744; 47. С. 750-756; Письма к духовной дочери А. Е. фон Руммель. М., 1883; Духовные советы в письмах к игум. [Симбирского Спасского мон-ря] Евпраксии: 1854-1857 гг.//ДЧ. 1887. Ч. 2. Май. С. 79-102; Июнь. С. 178-200; Июль. С. 313-339; Письма духовного отца к инокине [мон. Евсевии]: 1851-1855 гг.//ДЧ. 1888. Ч. 3. Сент. С. 74-94; Нояб. С. 317-336; Дек. С. 468-483; 1889. Ч. 1. Янв. С. 104-112; Февр. С. 231-245; Март. С. 351-360; Переписка духовного отца архим. Герасима с инокинями//Там же. 1889. Ч. 3. Сент. С. 103-119; Нояб. С. 360-376. Лит.: Преосвящ. Герасим, еп. Астраханский и Енотаевский: (Некролог)//Астраханские ЕВ. 1880. 26. С. 406-408; Ириней (Нестерович), архиеп. [Инструкция ученику Иркутской семинарии Е. Добросердову, командированному в улусы бурят... в качестве миссионера]//РС. 1880. Июль. С. 606-607; Алабин П. В. Трехвековая годовщина г. Самары. Самара, 1887; Кр. ист. список иерархов Астраханской епархии. Астрахань, 1890; Здравомыслов К. Я. Иерархи Новгородской епархии. Новгород, 1897. С. 226-228; 50-летний юбилей Самарской епархии. Самара, 1901; Благонравов М. Д. , прот. Архиереи Астраханской епархии за 300 лет ее существования, с 1602 до 1902 г. Астрахань, 1902. С. 148-161; Саввинский И. И. , свящ. Ист. зап. об Астраханской епархии за 300 лет ее существования (с 1602 по 1902). Астрахань, 1903; Якунин В. Н. История Самарской епархии в портретах ее архиереев. Тольятти, 1999. С. 21-25.

http://pravenc.ru/text/164539.html

Викарий Иркутской епархии, Епископ Киренский Филарет. – Архиепископ Волынский и Житомирский, Почаевской Успенской Лавры Священно-Архимандрит Модест (с 1889 г.). Первый Викарий Волынской епархии, Епископ Владимир-Волынский Паисий. Второй Викарий Волынской епархии, Епископ Острожский Серафим. – Архиепископ Владимирский и Суздальский Сергий (с 1892 г.). Викарий Владимирской епархии, Епископ Муромский Платон. – Архиепископ Казанский и Свияжский Арсений (с 1897 г.). Первый Викарий Казанской епархии, Епископ Чистопольский Алексий. Второй Викарий Казанской епархии, Епископ Чебоксарский Иоанн. – Архиепископ Херсонский и Одесский Иустин (с 1893 г.). Первый Викарий Херсонской епархии, Епископ Новомиргородский Мемнон. Второй Викарий Херсонской епархии, Епископ Елисаветградский Тихон. – Архиепископ Донский и Новочеркасский Афанасий (с 1894 г.). Викарий Донской епархии, Епископ Аксайский Иоанн. – Архиепископ Холмский и Варшавский Иероним (с 1898 г.). Викарий Холмско-Варшавской епархии, Епископ Люблинский Герман. – Архиепископ Литовский и Виленский, Виленского Свято-Духова первокласн. необщежит. монастыря священно-архимандрит Ювеналий (с 1898 г.). Викарий Литовской епархии, Епископ Ковенский Михаил. – Архиепископ Тверский и Кашинский Димитрий (с 1896 г.). Викарий Тверской епархии, Епископ Старицкий Василий. – Архиепископ Финляндский и Выборгский Николай (с 1899 г.). – Архиепископ Новгородский и Старорусский Гурий (с 1900 г.). Викарий Новгородской епархии, Епископ Кирилловский Арсений. – Епископ Пензенский и Саранский Павел (с 1893 г.). – Епископ Воронежский и Задонский Анастасий (с 1890 г.). Викарий Воронежской епархии, Епископ Острогожский Владимир. – Епископ Калужский и Боровский Макарий (с 1895 г.). – Епископ Астраханский и Енотаевский Сергий (с 1896 г.). – Епископ Могилёвский и Мстиславский Мисаил (с 1896 г.). – Епископ Псковский и Порховский Антонин (с 1893 г.). – Епископ Томский и Барнаульский Макарий (с 1891 г.). Епископ Полтавский и Переяславский Иларион (с 1887 г.). Викарий Полтавской епархии, Епископ Прилукский Гедеон.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Протоиерей Александр Дягилев прочитал лекции в Ахтубинской епархии октября 2018 Курсы повышения квалификации для клириков Ахтубинской епархии (Астраханской митрополии) состоялись с 29 по 31 октября на базе отдыха " Волжанка " . Ключевой темой были проблемы брака и семьи. Докладчиком был председатель епархиальной комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Александр Дягилев . Отец Александр прочитал три доклада на тему " Богословие брака " : " Брак в Ветхом Завете " , " Брак в Новом Завете " , " Брак и современность " . После каждого доклада в неформальной обстановке обсуждались аспекты семейных отношений. Дискуссию вызвала последняя тема, касающаяся жизни каждого из участников. Участие в обсуждении принял епископ Ахтубинский и Енотаевский Антоний. Отец Александр отметил, что семья священнослужителя призвана быть образцовой, об этом сказано в Священном Писании: " Хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией? " (1Тим. 3:4-5), о том же говорят и канонические требования. Поэтому если в семейной жизни священнослужителя есть проблемы, чаще всего он их скрывает. Семейный кризис, разумеется, никуда не девается, а лишь усиливается. Прискорбно, когда в конфликт вовлекаются дети, получая психологические травмы. Распространено утверждение, будто появление детей автоматически примиряет родителей. На самом деле появление детей в период конфликта лишь увеличивает брешь непонимания. В наши дни установленный Богом еще в раю институт семьи переживает кризис: в среднем по стране распадается около 62% браков. В загсах Астраханской области регистрируется около 6700 браков в год - и около 4200 разводов, что составляет примерно 63%. Наивно думать, что кризис не касается священнических семей. Зачастую священники, формально не разводясь с женами, поскольку это чревато каноническими последствиями, фактически не живут с ними или живут, причиняя друг другу страдания.

http://mitropolia.spb.ru/news/otdeli/?id...

Астрахань. Церковь Смоленской иконы Божией Матери. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты В 1728 году астраханский купец Федор Черпаков просит разрешения у Астраханского епископа Варлаама на строительство новой каменной Смоленской церкви. 19 января ему была дана храмоздательная грамота, а к 1737 году строительство церкви было уже завершено. 10 ноября 1737 года новосооруженный храм был освящен епископом Илларионом. По указанию Астраханского епископа Мефодия 4 мая 1761 года был заложен придельный теплый храм в честь великомученика Димитрия Солунского и 26 октября 1762 года был овящен. Из-за ветхости и малой вместимости в 1829 году был разобран. Вместо него были пристроены к трапезной два новых придела. Северный придел был освящен 29 октября 1829 года в честь великомученика Димитрия Солунского, южный придел освящен 23 мая 1835 года в честь Преподобного Сергия Радонежского. В 1857 году была выстроена каменная колокольня. К началу 20-го столетия храм сильно обветшал и шла речь о разборке старого здания и построения на его месте нового, но за отсутствием средств проект было решено отложить до лучших времен. В 1930 году церковь была снесена. Информация с сайта Астраханско-Енотаевской епархии Храм этот, теперь не существующий, находился недалеко от Спасо-Преображенского монастыря на перекрёстке улиц Эспланадной и Смоленской. История его появления уходит глубиною в XVII век, когда территория Белого города стала приобретать черты густонаселённого посада. Если в западной его части била кругом торговая жизнь, а в центральной и южной разместились стрельцы, то северо-восточный его угол по-прежнему оставался малообжитым. Только в начале 70-х годов здесь, на территории между Спасо-Преображенским и Вознесенским монастырями, была основана слобода рыбных ловцов. Место было удобное – рядом располагались Косые, или Исадные, ворота Белого города, выходившие прямо на реку Кутум, бывшую тогда судоходной, а вдоль берега её тянулся богатый астраханский рынок Исады, где рыбаки могли сразу же продать свой улов. Слобода расстраивалась и процветала. Вскоре после основания рыбацкой слободы появились и первые упоминания о Смоленской церкви. Её появление было связано с основанием нового прихода, в который вошли жители новой слободы. Ими же, возможно, и была построена первая деревянная церковь.

http://sobory.ru/article/?object=38508

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010