В кон. 1923 г. архиеп. Фаддей, вернувшись из заключения, приехал в Астрахань. К 1924 г. в его подчинении находилось всего 10 храмов, остальные были в руках обновленцев. Пустующие обновленческие храмы власти начали закрывать и сносить. Соборным храмом архиеп. Фаддея стала ц. во имя св. равноап. кн. Владимира, Покровская ц. была крестовой. Владыка оказывал на верующих в это трудное время огромное нравственное влияние, участвовал в проводившихся в Астрахани в 1924-1925 гг. публичных диспутах на тему «Есть ли Бог?». После ссылки в нояб. 1926 г. архиеп. Фаддея в г. Кузнецк Саратовской обл. Астраханской епархией временно управлял Енотаевский еп. Стефан (Гнедовский). В 1928 г. на кафедру был назначен вернувшийся из обновленчества Смоленский еп. Филипп (Ставицкий) , в следующем году возведенный в сан архиепископа. 13 сент. 1929 г. архиеп. Филипп и 5 астраханских священнослужителей были арестованы по обвинению в контрреволюционном заговоре и в марте 1930 г. сосланы. В 1929-1931 гг. епархией временно управлял Вольский еп. Андрей (Комаров) , объявивший войну «фаддеевщине» и «филипповщине» и прекративший возношение за богослужением имени правящего архиеп. Филиппа. Действия еп. Андрея вызывали протесты со стороны верующих, неск. раз не допускавших архиерея в храмы, архиеп. Филипп запретил еп. Андрею служить в Астраханской епархии. С сент. 1930 по февр. 1931 г., когда еп. Андрей находился под арестом, епархией управлял Енотаевский еп. Алексий (Орлов) . В 1933 г. Андрей (Комаров) был назначен еп. Астраханским, в 1934 г. возведен в сан архиепископа. В 1935 г. он был обвинен в злостной неуплате налогов и приговорен к штрафу, после суда архиепископ устранился от управления епархией и вскоре уволился на покой. Астраханская кафедра осталась вдовствующей. В 30-х гг. XX в. в Астрахани были снесены: старый собор Рождества Богородицы, церкви Воздвиженская, Смоленская, Троицкая, в честь сошествия Св. Духа, во имя св. Афанасия Афонского, единоверческая Вознесенская, Никольская, ц. в Спасо-Преображенском мон-ре, колокольня в Благовещенском мон-ре. Снесено неск. глав и колокольня Казанской ц., Знаменская ц. переделана под хлебозавод, ц. во имя свт. Николая Гостинского - под архив, в ц. Павла Исповедника разместился народный суд, архиерейский дом в кремле с 30-х гг. XX в. использовался как Дом офицеров, с колокольни кремля в 1934 г. был снят крест.

http://pravenc.ru/text/76736.html

Астраханская область (монастыри) Материал из Азбука паломники Иоанно-Предтеченский мужской монастырь [ править править код ] Иоанно-Предтеченский мужской монастырь (Астрахань) Мужской монастырь Астраханской епархии Русской православной церкви в городе Астрахань. Монастырь основан в 1688 году на средства Астраханского митрополита Савватия вне Белого города, на Ивановской улице, за рекой Кутум (рукав Волги). В 1723 году был упразднен и обращён в лазарет; в 1727 году восстановлен. С 1764 года — заштатный, необщежительный монастырь. Храм один, каменный, во имя Иоанна Предтечи (построен в 1697 году). В храме находилась особо чтимая икона Иоанна Предтечи. В 1919 году монастырь был закрыт. В 1992 году — началось восстановление обители. В 1995 году монастырь окончательно передан Церкви. 22 февраля 1995 г. указом Патриарха Алексия II монастырь получил официальный статус. Адрес: Магнитогорская ул., 9, Астрахань, Астраханская обл., 414004 Телефон: 8 (851) 251-05-36 Подробнее... Высокогорская Успенско-Николаевская Чуркинская пустынь [ править править код ] По монастырскому преданию первую церковь в середине XVI века здесь построил основатель Троицкого монастыря, преподобный игумен Кирилл. Церковь была освящена в честь святителя Николая Чудотворца, покровителя всех по морю плавающих. В 1919 году монастырь был закрыт. 30 июня 2005 года правительство Астраханской области приняло решение передать комплекс Высокогорской Успенско-Николаевской общежительной Чуркинской мужской пустыни в собственность Астраханской и Енотаевской епархии. 16 июня 2013 году в монастыре произошло убийство. Попросившийся на проживание незнакомец убил одного из послушников за отказ дать прикурить. В июле 2014 года в храме бывшего монастыря мироточила икона. В октябре мироточила уже 21 икона. В настоящее время монастырь находится в стадии восстановления, производится работа над кровлей настоятельского корпуса, заканчивается отделка будущей паломнической гостиниц. Адрес: Астраханская область, Володарский район, село Чуркин.

http://azbyka.ru/palomnik/Астраханская_о...

По крайней мере столько мы насчитали в этих епархиях по спискам населенных мест рос. империи и губерний: нижегородской (Спб. 1863 г.), казанской (Спб. 1866 г.), симбирской (Спб. 1863 г.), самарской (Спб. 1864 г.), саратовской (Спб. 1862 г.) и астраханской (Спб. 1861 г.). В астраханской епархии, впрочем, по сведениям, сообщенным в „Русском вестнике“ (1862 г. т. 40. 7. стр. 24) число мечетей несколько больше вышеозначенного. Именно там передано, что в городах астраханской губернии 41 православная церковь , 5 монастырей, 9 инославных церквей и 15 мечетей; в уездах 2 монастыря и 79 православных церквей, 66 мечетей и 4 ламайских хурула. В астраханском уезде 38 мечетей, а православных церквей 22; в уезде енотаевском 15 церквей, мечетей нет; в красноярском – 2 церкви, 18 мечетей; в царевском 2 мечети и 26 церквей; в черноярском 14 церквей и 2 мечети. По этому счету выходит, что в астраханской епархии 81 мечеть. Мы встретили еще в „Северной почте“ (1864 г. 203) число мечетей в губернии вятской. Здесь их показано 139. В рязанской губернии, в г. Касимове и его уезде 10 мечетей 89 . В Сибири было в 1851 г. всего 188 мечетей, в том числе 148 в одной тобольской губернии; мулл было 237 чел. 90 В западной России у татар литовских в начале XVII в., по свидетельству, записанному турецким историком Пэчеви, находилось 60 больших мечетей, а включая домашние молельни – более 100, как сказано в Рисалеи Татари Лэх. Ныне (1856 г.) считается 21 мечеть. В царстве польском 2 мечети 91 . Мы не имели под рукой подробных сведений за последнее время о мечетях в Крыму и во владениях кавказских. Об исламе и мечетях у крымских татар писал В. Кондараки; но мы в Казани не могли найти „Николаевского вестника“ (за 1865 г.), в котором помещал свои статьи по части магометанства г. Кондараки. За неимением таких сведений, нам остается привести общее число мечетей в России. Оно простирается в последнее время до 4,220, духовенства при оных 6,783. На содержание магометанского духовенства отпускается ежегодно 8,880 рублей 92 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij-Malov/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АСТРАХАНСКАЯ ОБЛАСТЬ Субъект Российской Федерации. Территория 44,1 тыс. кв. км. Центр: Астрахань. География: область расположена на юго-западе России, в сев. Прикаспии, Волго-Ахтубинской пойме и дельте Волги. Протяженность - 120 км с запада на восток, между Калмыкией и Казахстаном, и 375 км с севера на юг, вдоль Волги и Ахтубы до Каспия. Через А. о. Россия имеет выход к Каспийскому м., границе с Азербайджаном, Казахстаном, Туркменией, Ираном. Климат резко континентальный, засушливый. В зоне пустынь и полупустынь находится ок. 70% территории области. Площадь сельскохозяйственных угодий составляет ок. 63%, в т. ч. пастбища - 74,8%, сенокосы - 13, пашни - 12,1%. Ок. 13% территории региона занято под промышленность, нужды транспорта и связи. Лесные угодья занимают 940 кв. км. Население: 1032,8 тыс. чел. (2000). Национальный состав: 72% - русские, 12% - казахи, 7% - татары, остальные - представители др. национальностей (украинцы, белорусы и др.). В городах проживает 67%, в сельской местности - 33% населения. Адм. устройство: Астраханская губ. создана Петром I согласно указу от 22 нояб. 1717 г. С 1928 г. территория А. о. входила в Нижневолжский край (с 1934 Сталинградский край, с 1936 Сталинградская обл.). А. о. была учреждена указом Президиума Верховного Совета СССР 803/1 от 27 дек. 1943 г. В А. о. 11 адм. р-нов и 6 городов, из них наиболее крупные - Ахтубинск, Камызяк, Знаменск, Харабали. Религия На 1 янв. 2001 г. в А. о. было зарегистрировано 30 конфессий, объединяющих 149 общин, из них 40% - общины РПЦ, 27% - мусульм. орг-ции, 18% - протестант., 15% - др. вероисповедания и религ. течения. В 2001 г. по инициативе губернатора области А. П. Гужвина создан областной межконфессиональный совет, председателем к-рого избран правосл. Астраханский еп. Иона (Карпухин) . Русская Православная Церковь Территория А. о. совпадает с границами Астраханской и Енотаевской епархии РПЦ, в к-рой к окт. 2001 г. действовали 69 приходов, астраханский во имя Иоанна Предтечи муж. мон-рь , Спасо-Преображенское подворье Угрешского во имя свт. Николая Чудотворца муж. мон-ря . Православие на территории А. о. появилось после завоевания Астрахани рус. войсками в 1556 г. В 1558-1568 гг. в Астрахани была построена первая деревянная ц. во имя свт. Николая, икона к-рого находилась в рус. войске. В 1568 г. игум. прп. Кирилл , присланный из Москвы царем Иоанном IV Васильевичем Грозным , основал при Никольском храме астраханский во имя Св. Троицы муж. мон-рь , сыгравший исключительно важную роль в становлении церковной жизни в Астрахани и учреждении здесь епархии, один из настоятелей мон-ря - свт. Феодосий (Харитонов) - стал первым Астраханским архиереем. Первоначально территория края находилась под управлением Казанских архиереев, в 1602 г. была учреждена Астраханская и Терская епархия, с к-рой связана вся дальнейшая история Православия в Астраханском регионе.

http://pravenc.ru/text/76738.html

свящ. Михаил Благонравов Предисловие Со времени покорения Астрахани, в 1554 году, Астраханский край в церковном управлении принадлежал к Казанской епархии. В конце 1602 г. в Астрахань был назначен особый архиерей, и Астраханский край составил самостоятельную епархию, существованию которой, таким образом, в 1902 г. исполнилось 300 лет. Вначале область Астраханской епархии была весьма обширна: она простиралась с севера к югу от нынешней границы Нижегородской губернии до Кавказских гор, а с востока к западу от Дона до Урала. С течением времени область Астраханской епархии постепенно сокращалась, а с 1829 г. вошла в настоящие свои пределы. В этом году, по Высочайше утвержденному 5 апреля докладу Св. Синода об открытии новой епархии в г. Новочеркасске, отошли от Астраханской епархии в новоучреждаемую Новочеркасскую 131 церковь , а в Астраханской епархии остались только 51 церковь. Вместе с изменением границ Астраханской епархии изменялись и наименования (вторые) архиереев (хотя и не всегда наименования изменялись соответственно изменению границ). До 1723 г. Астраханские архиереи именовались Астраханскими и Терскими; с 1723 г. до 1799 г. –Астраханскими и Ставропольскими; с 1799 г. до 1803 г. архиепископ Платон именовался Астраханским и Моздокским, а с 1803 г. он же и следующие архиереи именовались Астраханскими и Кавказскими. В 1829 г. от Астраханской епархии отделена была к новоучрежденной Новочеркасской епархии Кавказская область, «а как от этой области епископы Астраханские.... имели вторые наименования, то определено отныне им именоваться Астраханскими и Енотаевскими» (Указ Св. Синода от 11 апреля 1829 г. за 5910). Это наименование остается и до сего времени. Наименование самого сана Астраханских архиереев в разное время было различное. Первые пять архиереев были в сане архиепископа, следующие пять – в сане митрополита. После Астраханского митрополита Сампсона, умершего в 1714 г., постановлено быть в Астрахани епископии, хотя многие Астраханские архиереи были в сане архиепископов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

10 . Александр – Архимандрит, наместник Боголюбова монастыря, Владимирской епархии – По избранию – От монашествующих – 43 – Кандидат богословия – Боголюбов монастырь, Владимирской епархии. 11 . Александр – Епископ Вологодский и Тотемский – По должности – 55 – Кандидат богословия – Вологда. 12 . Алексий – Архимандрит, настоятель Боровского Пафнутиева монастыря, Калужской епархии, избран в заместители члена Высшего Церковного Совета – По избранию – От монашествующи – 48 – Петроградская Духовная Академия – Боровский Пафнутиев монастырь, Калужской епархии. 13 . Алексий – Епископ Николаевский, первый викарий Херсонской епархии, Управлявший Херсонскою епархиею – По должности – 45 – Кандидат богословия – Одесса. 14 . Алексий – Иеромонах, духовник Смоленской Зосимовой пустыни, Московской епархии – По избранию – От монашествующих – 71 – Студент духовной семинарии – Смоленская Зосимова Пустынь, Московской епархии. 15 . Альбицкий Александр Геннадиевич – Священник Вознесенского собора г. Семенова, Нижегородской епархии, член Государствнной Думы IV созыва – По избранию – Клирик от Нижегородской епархии – 48 – Духовная семинария – Семенов, Нижегородской епархии. 16 . Амвросий – Архимандрит, Наместник Киево-Печерской Лавры – По должности – 71 – Духовное училище – Киево-Печерская Лавра. 17 . Анастасий – Архиепископ Кишиневский и Хотинский, председатель Отдела о церковном имуществе и хозяйстве, председатель Религиозно-Просветительного Совещания при Соборном Совете, избран в члены Священного Синода – По должности – 44 – Кандидат богословия – Кишинев. 18 . Анатолий – Епископ Томский и Алтайский, член Государственной Думы IV созыва – По должности – 54 – Кандидат богословия – Томск. 19 . Андреев Александр Васильевич – Председатель Приходского Совета Свято-Троицкого Собора в Енотаевске – По избранию – Мирянин от Астраханской епархии – 49 – Городское училище – Енотаевск, Астраханской епархии. (Признан выбывшим из состава Собора). 20 . Андреев Иван Димитриевич – Профессор Петроградского Университета – По избранию – От Петроградского Университета – ? – Магистр богословия – Петроград. (Сложил полномочия Члена Собора).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Енотаевский район славен тем, что именно здесь расположен Свято-Троицкий собор кафедрального значения. По важности это сооружение уступает лишь Успенскому и Покровскому собору г. Астрахани. Именно поэтому областная епархия носит имя Астраханско-Енотаевской. Да и по количеству церквей в сёлах Енотаевский район — первый по области. Многие паломники знакомы с огромным храмом во имя Рождества Пресвятой Богородицы, который был возведён в с. Никольское, храмом Покрова Пресвятой Богородицы на косогоре с. Пришиб, а также Троицким собором, что в селе Енотаевка. Построенный в 1832-1840 годах, в своих стенах он хранит иконы, которые в последние несколько лет начали мироточить . Монастыри Астраханской области [ править править код ] Все монастыри Астраханской области Иоанно-Предтеченский мужской монастырь [ править править код ] Иоанно-Предтеченский мужской монастырь (Астрахань) Мужской монастырь Астраханской епархии Русской православной церкви в городе Астрахань. Монастырь основан в 1688 году на средства Астраханского митрополита Савватия вне Белого города, на Ивановской улице, за рекой Кутум (рукав Волги). В 1723 году был упразднен и обращён в лазарет; в 1727 году восстановлен. С 1764 года — заштатный, необщежительный монастырь. Храм один, каменный, во имя Иоанна Предтечи (построен в 1697 году). В храме находилась особо чтимая икона Иоанна Предтечи. В 1919 году монастырь был закрыт. В 1992 году — началось восстановление обители. В 1995 году монастырь окончательно передан Церкви. 22 февраля 1995 г. указом Патриарха Алексия II монастырь получил официальный статус. Адрес: Магнитогорская ул., 9, Астрахань, Астраханская обл., 414004 Телефон: 8 (851) 251-05-36 Подробнее... Благовещенский женский монастырь (Астрахань) [ править править код ] Благовещенский женский монастырь в Астрахани относится к Астраханской и Енотаевской епархии. Он был основан в начале 17 в., а в начале 18 в. был перенесен на место упраздненного Вознесенского мужского монастыря. В 1722 г. на территорию монастыря была перенесена деревянная церковь в честь Апостола Иоанна Богослова, ранее стоявшая в Астраханском кремле.

http://azbyka.ru/palomnik/Астраханская_о...

Электронная почта: natali.scutova.83@mail.ru Официальный сайт храма Подробнее... Часовня архистратига Михаила (Ахтубинск) [ править править код ] Часовня построена на мемориальным комплексе «Крыло Икара», посвященном погибшим лётчикам. В 2013 году в основание часовни был торжественно заложен первый камень и установлен Поклонный крест. 20 сентября 2014 года состоялось торжественное открытие и освящение часовни, а также заупокойная лития по погибшим воинам. Часовня освящена в честь архистратига Божия Михаила и прочих небесных сил бесплотных. По такому случаю специально для часовни была написана и храмовая икона. Адрес : 416506, Россия, Астраханская область, Ахтубинск Подробнее... Храм архистратига Михаила (Ахтубинск) [ править править код ] На месте храма архангела Михаила в начале XIX века располагалась небольшая деревянная церковь. Начиная с 1959 года слобода Владимировка, поселки Петропавловка и Ахтуба стали называться городом Ахтубинском. Владимировка до конца 1940-х и начала 1950-х годов представляла из себя обыкновенное село, хотя и стало районным центром. Украшали слободу две церкви. Особенно хороша была одна, на южной стороне села, на месте нынешнего РДК - церковь Михаила Архангела. Вскоре начали строить большую каменную церковь. Строили ее быстро. Высота церкви была 75 метров, самый большой колокол составлял 6-7 метров. Церковь была изумительной красоты. Внутреннее убранство: иконы в золотом и серебряном обрамлении, расписной купол, красивейший алтарь. Во время войны церковь была разрушена. На месте разрушенного храма сейчас стоит районный дом культуры. Новый храм Архистратига Божия Михаила в городе Ахтубинске построен в 1953 году. Начато строительство 5 марта 1953 года. Новый храм был значительно скромнее по размерам. Расписывали его два художника из Троице-Сергиевой Лавры. С образованием в 2013 году Ахтубинской и Енотаевской епархии на территории храма расположилось епархиальное управление. Адрес : 416500, Астраханская область, город Ахтубинск, улица Фрунзе, 27

http://azbyka.ru/palomnik/Ахтубинский_ра...

Поэтому, когда разного рода демагоги пытаются приписать Церкви экстремизм, они просто скрывают подлинные причины политики советской власти в отношении православной веры, выставляя на обозрение лишь реакцию Церкви, вполне безобидную по нынешним меркам. Фактически, то, что встречается в посланиях святителя Тихона, отражено и в современных документах Церкви. Например, в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» в частности говорится, что «если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям», то Церковь «должна отказать государству в повиновении» и может «обратиться к своим чадам с призывом к мирному гражданскому неповиновению» (ОСК. III.5). В качестве иллюстрации того, как на самом деле относилась новая власть к Церкви и к какому результату в итоге должны были привести её постановления, можно рассмотреть историю епископа Леонтия (Вимпфена). Будучи человеком нестяжательным и милостивым, он отличался искренней ревностью к справедливости, которая превращалась порой у владыки в ревность не по разуму. Будучи епископом Енотаевским, викарием Астраханской епархии, епископ Леонтий принял и даже приветствовал декрет об отделении Церкви от государства, что было вызвано не страхом его перед властями или исканием своей выгоды, а следствием заблуждения, по которому «он видел в Советской власти благо и принимал ее постановления с искренней простотой за чистую монету» 42 . В результате такой позиции у него были проблемы во взаимоотношениях с правящим архиереем – архиепископом Митрофаном (Краснопольским). Желая оказать помощь больным и раненым красноармейцам, а также инвалидам первой мировой войны, которых просто выписывали на улицу из-за нехватки мест в больницах, епископ Леонтий обратился к православному населению с призывом «оказать помощь раненым и больным воинам» старой императорской и красной армии. Воззвание было напечатано в местной советской прессе и оканчивалось ссылкой на Евангелие: «Помните слова Христа: Я был наг и вы не одели Меня, был болен, и вы не посетили Меня (см.: Мф. 25, 43 )». Кроме этого владыка Леонтий участвовал вместе с архиепископом Митрофаном (Краснопольским) 24 мая 1919 года в многотысячном крестном ходе, посвящённом памяти святителя Иосифа Астраханского. Данные факты вызвали большое озлобление у местных военных властей. Председатель Астраханского Губчека Г. Атарбеков, с согласия председателя Астраханского Ревкома и любимца И.В. Сталина С.М. Кирова, арестовал архиереев и, предъявив им бредовое обвинение «в организации широкомасштабного белогвардейского заговора с целью отравить весь высший командный состав Красной армии цианистым калием», приговорил их к расстрелу. Приговор был приведён в исполнение 6 июля 1919 года 43 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Поэтому, когда разного рода демагоги пытаются приписать Церкви экстремизм, они просто скрывают подлинные причины политики советской власти в отношении православной веры, выставляя на обозрение лишь её реакцию, вполне безобидную по нынешним меркам. Фактически, то что встречается в посланиях святителя Тихона отражено и в современных документах Церкви. Например, в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» в частности говорится, что «если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям», то Церковь «должна отказать государству в повиновении» и может «обратиться к своим чадам с призывом к мирному гражданскому неповиновению» (ОСК. III.5). В качестве иллюстрации того, как на самом деле относилась новая власть к Церкви и к какому результату в итоге должны были привести ее постановления можно рассмотреть историю епископа Леонтия (Вимпфена). Будучи человеком нестяжательным и милостивым, он отличался искренней ревностью к справедливости, которая превращалась порой у владыки в ревность не по разуму. Будучи епископом Енотаевским, викарием Астраханской епархии, епископ Леонтий принял и даже приветствовал декрет об отделении Церкви от государства, что было вызвано не страхом его перед властями, или исканием своей выгоды, а следствием заблуждения, по которому «он видел в Советской власти благо и принимал её постановления с искренней простотой за чистую монету» 42 . В результате такой позиции у него были проблемы во взаимоотношениях с правящим архиереем – архиепископом Митрофаном (Краснопольским). Желая оказать помощь больным и раненым красноармейцами, а также инвалидам первой мировой войны, которых просто выписывали на улицу из-за нехватки мест в больницах, епископ Леонтий обратился к православному населению с призывом «оказать помощь раненным и больным воинам» старой императорской и красной армии. Воззвание было напечатано в местной советской прессе и оканчивалось ссылкой на Евангелие: «Помните слова Христа: «Я был наг и вы не одели Меня, был болен, и вы не посетили Меня» (см. Матф.25:43 ). Кроме этого владыка Леонтий участвовал вместе с архиепископом Митрофаном (Краснопольским) 24 мая 1919 г. в многотысячном крестном ходе, посвященном памяти святителя Иосифа Астраханского. Данные факты вызвали большое озлобление у местных военных властей. Председатель Астраханского Губчека Атарбеков с согласия председателя Астраханского Ревкома и любимца И.В. Сталина С.М. Кирова арестовал архиереев и предъявив им бредовое обвинение «в организации широкомасштабного белогвардейского заговора с целью отравить весь высший командный состав Красной армии цианистым калием» приговорил их к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 6 июля 1919 года 43 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Poloh...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010