Очень любил свою мать и «горько, неутешно плакал на ее могиле, пять раз отходил и опять возвращался». В нем с детства сильно было развито религиозное чувство. С ранней юности его руководителями были старцы – монахи. В семинарии он мечтал о пустынножительстве в пещере и одно время юродствовал, так что был помещен в дом призрения убогих. Он постоянно ощущал живую связь с Богом. «В течение жизни моей, – говорил Герасим при наречении его во епископа, – неоднократно уже, хотя и не всегда вразумительно, слышался мне глас Божий». Имея такую возвышенную душу, преосвященный Герасим мало думал о земном, в нем чувствовалась отчужденность от жизни. На высоте епископской кафедры он мечтал о пустынножительстве и верил в возможность осуществления аскетических идеалов древней Фиваиды. Поэтому о его деятельности в епархии складывалось отрицательное мнение. Большая часть его архипастырской жизни прошла в Самарской епархии. Здесь он устроил епархиальное женское училище, учредил воскресные школы при семинарии и некоторых церквах, организовал воскресные собеседования с сектантами, для оказания помощи нуждающемуся духовенству организовал специальную кассу. Во время голода в Самарской губернии епископ Герасим лично посетил около ста приходов, терпящих лишения, утешая пастырей и прихожан. Предложил Самарской консистории открыть подписку в пользу бедствующих. Заботясь о просвещении, преосвященный пожертвовал капитал в 5 000 рублей, на проценты с которого утверждена была стипендия при Санкт-Петербургской духовной академии. Он выпустил воззвание о прекращении базаров в воскресные дни. Преосвященный Герасим был добрым, внимательным духовным отцом, умел «наставить, утешить, пожурить, вразумить, успокоить». Особенно привлекал к себе сердца благочестивых и чувствительных женщин. «С отверстым, исполненным участия сердцем» он шел навстречу немощам своих духовых дочерей. Эта деятельность владыки Герасима, как руководителя «боголюбивых жен», встречала двоякую оценку. Враги его «имя пронесли, яко зло и всеми злословиями старались затмить благолепную светлость доброты его и кротости». Епископ Герасим со смирением переносил все, будучи твердо уверен в правильности и безвинности своих действий. Благочестивую настроенность он сохранил до последних дней жизни и скончался в полном сознании, произнося свою любимую молитву: «Упование мое – Отец, прибежище мое – Сын, покров мой – Дух Святый».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

XIX. Астраханская и Ставропольская – Астраханской губернии – Астрахань, Кизляр, Красный Яр, Черный Яр , Царицын , Дмитриевск , Саратов , Камышин, Ставрополь (Кавказский), Енотаевск, Терский городок, Симбирской провинции г. Петровск. 681 XX. Ростовская и Ярославская Московской губ. Переяславль-Залесской пров. Ростов, Ярославской пров. Ярославль, Романов, Пошехонье, Углицкой пров. Углич. 682 XXI. Белгородская и Обоянская – Белгородской губ. Белгород и все города, составляющие Белгородскую провинцию (Курск, Обоянь, Суджа, Мирополье, Карпов, Старый Оскол, Новый Оскол, Яблонов, Валуйки, Палатов, Тополье, Короча, Нежегольск, Салтов, Чугуев, Хотмыжск, Вольный и Алешня), Казацкие города слободских полков – Харьков, Сумы, Ахтырка, Изюм, Севской пров. Недригайлов, Каменный, часть Украинской линии к Донцу (Славяно-Сербия?), Воронежской губ. Бахмутская провинция (Бахмут), 683 Тор (ныне Славянск), Рай -городок, Ямполь, Маяки, Царев-Борисов, Старый Айдар, Новый Айдар, Воронежской пров. Верхососенск. XXII. Вологодская и Белозерская – Архангелогородской губ. Вологодск. пров. Вологда, Новгородской губ. Белозерской пров. Белозеро и Чаронда. XXIII. Архангелогородская и Холмогорская – Архангелогородской губ, и провинции – Архангельск, Холмогоры, Кевроль, Мезень, Пустозерский острог, Шенкурск, Кемский острог, Кольский острог. XXIV. Великоустюжская и Тотемская – Архангелогородской губ. Устюжской пров. Устюг, Соль-Вычегодская, Яренск, Лальский посад, Вологодской пров. Тотьма. XXV. Тобольская и Сибирская – Сибирской губернии, а) Тобольская провинция, б) Енисейск и вся Енисейская провинция, в) Екатеринбург и все Екатеринбургское ведомство, кроме того, что в Перми, Исецкая провинция. XXVI. Иркутская и Нерчинская – вся Иркутская провинция Сибирской губернии. 684 511 Проф. Т. В. Барсов . Синодальные учреждения прежнего времени. Спб. 1897 г., стр. 72–91; Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Издание С.-Петербургского епархиального историко-статистического Комитета. Спб. 1869 г. вып. I, стр. 96–106, 114, 159; вып. II, 1871 г. стр. 161–163, 176.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

«Дорогие соотечественницы! – писал он. – Мы... чувствуем на себе, как под влиянием суровых условий войны изменяются... нормы нашей жизни, приостанавливаются законы и суды, возникают новые запросы и интересы. Так неужели же мы не в состоянии будем, хотя временно, препобедить одних только законов моды и если не разрушить их, то хотя приостановить их действие, чтобы своей расточительностью не отягощать и без того тяжелого положения страны, чтобы снять с себя справедливые упреки в отсутствии серьезности и правильного понимания своего долга, чтобы, наконец, не потерять уважения окружающих, а главное, своих дорогих защитников и героев? Разорвем же хотя на время те путы, которыми давно связано наше общество. Возвратимся к простоте в одеждах и сосредоточим все внимание на внутренних переживаниях. “Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом” (1 Пет. 3, 3-4)» . 1 июля 1916 года Святейший Синод назначил Преосвященного Митрофана епископом Астраханским и Енотаевским. 24 июля состоялось прощание владыки с Минской паствой. Для многих перемещение его на другую кафедру во время войны виделось неоправданным и непонятным, и некоторые стали высказывать предположения, уж не искал ли нового места подальше от тревожных военных действий и разоренной войной епархии сам владыка, и епископ вынужден был, прощаясь с паствой, сказать: «Нет, видит Бог, я не искал этого перемещения, готов и впредь разделять скорби и болезни моих бывших духовных чад и не без сожаления расстаюсь с Минской епархией, которую хорошо изучил и полюбил. С другой стороны, я не склонен доискиваться тех побуждений, которые были причиною моего перемещения в Астрахань, так как привык во всех случаях своей жизни вверять себя Промыслу Божию, который назирает земной жребий человека и предустрояет все к нашему общему благу и спасению» . В ответном слове священник кафедрального собора, протоиерей Димитрий Павский [b] , сказал: «Ваше Преосвященство, Преосвященнейший Владыко! В настоящие прощальные минуты расставания с тобою, как своим бывшим архипастырем, душа окружавшего тебя минского духовенства полна самых разнообразных переживаний и чувств...

http://fond.ru/kalendar/520/mitrofan/

Во время войны работал в Свердловске, затем в Новосибирске, где был старшим инженером по приемке, установке и монтажу оборудования на заводе. В 1947 году вернулся в Ленинград. Окончил энергетический факультет Института металлопромышленности, аспирантуру котло-турбинного института имени Ползунова, в котором проработал несколько лет. С 1953 года — кандидат технических наук, доцент Ленинградского горного института, преподавал теплотехнику (до 1957 года). В 1958 году рукоположен в диаконы, затем в священники епископом Вологодским Гавриилом (Огородниковым). В 1958-1960 годах служил в кафедральном соборе Вологды, затем — в Казанском храме города Устюжна. Заочно окончил Ленинградскую духовную семинарию, а зтем Ленинградскую духовную академию со степенью кандидата богословия. С 1964 года преподавал в Ленинградских духовных школах латинский язык, историю и разбор западных исповеданий, был помощником инспектора. С 1966 года был деканом вновь организованного при ЛДА факультета африканской христианской молодежи (создание этого факультета, по некоторым данным, предотвратило планировавшееся закрытие академии). В 1966-68 годах был ректором Ленинградской духовной академии и семинарии. Стремился обновить и приблизить к жизни систему семинарского и академического образования, повысить общий культурный уровень студентов, знакомить их с художественной литературой. Поскольку это показалось властям опасным, был переведён в Астрахань. В 1966 году был пострижен в монашество, архимандрит, затем — епископ Тихвинский, викарий Ленинградской епархии. В 1968-77 годах — епископ Астраханский и Енотаевский, с 1977 года — архиепископ. В 1972 году защитил в ЛДА диссертацию на соискание ученой степени магистра богословия на тему «Основы православного учения о личном спасении по Священному Писанию и святоотеческим высказываниям». С 1979 года — архиепископ Вологодский и Великоустюжский. Совмещал архиерейскую деятельность с работой в качестве профессора ЛДА. Читал лекции в Вюрцбургском университете и в университете города Турку. В 1984 году университет города Турку присвоил ему ученую степень доктора богословия honoris causa.

http://old.aquaviva.ru/news/2008-02-29/5...

IX. Кавказская (1785 г.), в Кавказской области, губ. гор. – Екатериноград; уездные: Кизляр, Моздок, Георгиевск, Александровск, Ставрополь; в Астраханском области: Астрахань, Енотаевск, Черноярск, Красноярск; безуездные: Ачуев (мест.), Темрюк, Копыль, Гурьев, Уральск; жителей – 48 350, 400 селений и 12 250 калмыцких кибиток. X. Казанская (1781 г.), губ. гор. – Казань; уездные Лаишев, Спасск, Чистополье, Мамадыш, Арск, Царевококшайск, Козьмодемьянск, Чебоксары, Ядрин, Цивильск, Тетюши, Свияжск; жителей – 763 300. XI. Калужская (1776 г.), губ. гор. – Калуга; уездные: Козельск, Перемышль, Малый Ярославец, Лихвин, Мешовск, Серпейск, Мосальск, Таруса, Медынь, Боровск, Жиздра, безуездные – Воротынск (мест.); жителей – 784 500. XII. Колыванская (1783 г), губ. гор. – Колывань; уездные: Семипалатной, Бийск, Красноярск, Кузнецк; жителей – 170 000. XIII. Костромская (1778 г.), в области Костромской, губ. гор. – Кострома; уездные: Плеса, Лух, Кинешма, Нерехта, Буй, Соль-Галицкая, Юрьевец Повольский, Галич, Кадуй, Чухлома; в области Унженской: Макарьев, Ветлуга, Кологрив, Варнавин; безуездные: Судай, Инжа, Парфеньев, Судиславль; жителей – 815 400. XIV. Курская (1779 г.), губ. гор. – Курск, уездные: Белгород, Обоянь, Старый Оскол, Новый Оскол, Рыльск, Путивль, Короча, Суджа, Богатый, Фатеж, Щигры, Тим, Дмитриев на Свапе, Льгов; безуездные: Коренная пустынь; жителей – 920 000. XV. Могилевская (1777 г.), губ. гор. – Могилев; уездные: Чаусы, Старый Быхов, Орша, Бабиновичи, Копысь, Сенной, Мстиславль, Чериков, Климовичи, Рогачев, Белицы; безуездные: Шклов, Дубровна, Кричев, Чечерск, Гомель, Толочин; жителей – 662 500. XVI. Московская (1782 г.), губ. гор. – Москва; уездные: Воскресенск, Богородицк, Бронницы, Руза, Коломна, Серпухов, Никитск, Подольск, Звенигород, Можайск, Волоколамск, Клин, Дмитров, Верея; безуездные: Коломенское (село), Царицино (село), Преображенское село, Семеновское (село), Измайловское с., Троицкая Сергиева Лавра; жителей – 883 900. XVII. Нижегородская (1779 г.), губ. гор. – Нижний Новгород; уездные: Горбатов, Арзамас, Макарьев, Починки, Ардатов, Лукоянов, Сергач, Перевоз, Княгинин, Балахна, Василь, Семенов; Жителей – 816 200.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

С половины 40-х гг. XVIII в. от новопоселенных крестьян на имя астраханских владык целыми десятками стали поступать прошения о постройках, освящении церквей и назначении к ним причтов. Большинство просителей были помещичьи крестьяне, выселившиеся вместе с своими господами на дарственные пустопорожние земли. Кроме помещичьих крестьян в числе новых поселенцев встречаются пахотные солдаты и дворовые люди. Вместе с даровой раздачей земли шла дешевая продажа земель в Астраханском крае с непременным условием заселения их крестьянами и устройства хозяйства. Целые сотни тысяч десятин были распроданы и розданы не в счет. Конечно, заселены были далеко не все земли. Таким образом, во второй половине XVIII в. в Астраханских пределах возникли помещичьи села и деревни: Началово (Черепаха тоже), Николаевка, Ильинское, Икрянинское, Златозубовка, Среброзубовка, Александровка, Сергиевское, Натальино, Седлистовское, Федоровское, Никольское, деревни Петровская, Конновская, Досадинская, Зюзинская и др. Во владениях князя Александра Кушелева Безбородко по р. Бузану в последней четверти XVIII столетия образовались поселки: Кудрин, Маячный, Телячий и Конный. Одновременно с вызовом поселенцев из верховых губерний образовалось несколько поселений из астраханских казаков. В 1737 г. казаки составили из себя, так называемую, трехсотенную команду, сначала они жили в самой Астрахани своими домами. С 1748 г. началось выселение их из города. В 1750 г. близ Астрахани они образовали поселение с именем Казачебугоринской станицы. В облегчение трудной обязанности астраханских казаков – гонять почту от Астрахани до Царицына и развозить царские указы в Кабарду и Черкасск, правительство переселило к ним донских верховых казаков, стрелецких и казачьих детей, разночинцев, а также новокрещеных татар и калмыков, образовавших вместе с астраханцами целый Астраханский казачий полк. В его обязанность, между прочим, вошло удерживать татар от набегов на Кубань и охранять Поволжье. Вместо прежних сторожевых форпостов, располагавшихся летом по нагорной стороне Волги, а зимой по луговой, 500 казаков из Казачебугоринской станицы поселились на правом берегу Волги на постоянное жительство – на пространстве от Астрахани до Черного Яра. Так в начале 60-х годов XVIII в., образовались станицы: Лебежинская (при урочище «Коровья Лука»), Замьяновская (при урочище «Круглый Остров»), Сероглазинская (бывший Митинский форпост), Ветлянинская и Грачевская. Несколько позже образовались станицы Косинская и Копановская. На почтовом тракте от Астрахани до Кизляра основаны две слободы – Началово и Гришино, вскоре упраздненные, вследствие перевода казаков в Енотаевск. В 80-х годах XVIII столетия, часть казаков Казачебугоринской станицы образовали две станицы: Городовой Форпост и Дурновскую. 356

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Заботясь о распространении духовного образования, Е. открыл одногодичное приходское уч-ще (1879) при Минском архиерейском доме, несколько воскресных и церковноприходских школ, для проверки деятельности семинарий и духовных уч-щ учредил ревизионные комитеты. При Е. священный сан получали исключительно лица, имевшие богословское образование; для причетников проводился специальный экзамен, не выдержав к-рый они увольнялись за штат. 4 (по др. сведениям, 26) июля 1880 г. Е. был назначен епископом Астраханским и Енотаевским. Руководил строительством храма в честь Покрова Пресв. Богородицы в Астрахани. 29 сент. 1885 г. освятил его главный придел и открыл церковноприходскую школу. Особое внимание уделял епархиальной б-ке. Перестроил ее здание на свои средства и на средства привлеченных им жертвователей, а 23 нояб. 1883 г. освятил. Подарил б-ке много книг, ее фонд составил ок. 5,3 тыс. томов. Устроил в б-ке зал, вмещавший 1 тыс. чел., для внебогослужебных чтений, к-рые открылись 4 дек. 1883 г. В 1885 г. в честь 1000-летия со дня кончины св. равноап. Мефодия Е. основал в Астрахани Кирилло-Мефодиевское братство ревнителей веры, к-рое проводило миссионерскую работу, внебогослужебные чтения; в здании братства помещались епархиальная б-ка, книжный склад, редакция «Астраханских епархиальных ведомостей» и церковно-школьный совет (до учреждения самостоятельного епархиального училищного совета). Е. проводил публичные собеседования с раскольниками в зале епархиальной б-ки, в дек. 1884 г. были открыты епархиальный склад книг, брошюр и икон, павильоны для продажи книг (до того в Астрахани не было книжного магазина, работала только книжная лавка Комиссии народных чтений учебной направленности). Основал епархиальный дом призрения бедных и престарелых духовного звания. В 1884 г. вышло Высочайшее постановление об открытии церковноприходских школ. За короткий срок Е. учредил школы почти при всех храмах в Астрахани и при многих церквах в уездах. В затруднительных случаях Е. привлекал жертвователей, которые строили школы стоимостью в десятки тысяч рублей. Вскоре вместо небольших помещений стали появляться школьные здания с квартирами для учащихся и помещениями, пригодными для внебогослужебных чтений. По отзывам наблюдателя церковноприходских школ свящ. М. Благонравова, Е., «открывая школы, внимательно следил за ходом учебно-воспитательного дела в них. Он часто посещал школы; целые часы просиживал на уроках учителей и законоучителей; присутствовал на экзаменах не только выпускных, но и переводных - в младшем и среднем отделениях». В связи с увеличением численности церковноприходских школ не хватало диаконов-учителей. В епархии из-за недостатка кандидатов много священнических и диаконских мест оставались вакантными. Е. открыл доступ на диаконо-учительские места учителям министерских школ, к-рые поставлялись после специального экзамена. Наиболее достойные впосл. возводились в сан священника.

http://pravenc.ru/text/186993.html

Вологодский и Череповецкий; с 27.07.1959 еп. Астраханский и Енотаевский; с 26.02.1960 в сане архиепископа; с 15.09.1960 архиеп. Ташкентский и Среднеазиатский; † 28.02.1971. Гавриил (Стеблюченко) 23.07.1988 хирот. во еп. Хабаровского и Владивостокского; с 25.03.1991 на покое; с 21.04.1994 еп. Благовещенский и Тынденский. Гавриил (Чепур) с 22.11.1911 еп. Акерманский, вик. Кишиневской епархии; с 1918 г. еп. Челябинский и Троицкий; эмигрировал в Югославию. Гедеон (Докукин) 22.10.1967 хирот. во еп. Смоленского и Вяземского; с 2.02.1972 еп. Новосибирский и Барнаульский; с 9.09.1977 в сане архиепископа; 9.09.1987 в сане митрополита; с 26.01.1990 митр. Ставропольский и Бакинский; с 26.02.1994 митр. Ставропольский и Владикавказский. Геннадий (Туберозов) с 20.03.1914 еп. Нарвский, вик. Петроградской епархии; с 1919 г. еп. Псковский и Порховский; † 1922. Георгий (Анисимов) 30.01.1922 хирот. во еп. Елабужского, вик. Вятской епархии; с 1925 г. еп. Малмышский; с 16.09.1927 еп. Курганский, вик. Тобольской епархии; с 2.01.1928 еп. Мелекесский, вик. Самарской епархии; с 1929 г. еп. Нолинский, вик. Вятской епархии; с 1934 г. еп. Златоустовский, вик. Свердловской епархии; в 1937 г. был под арестом; в 1938 г. еп. Вологодский и Тотемский; с сент. 1940 г. на покое; † 17.02.1947. Георгий (Грязнов) 23.04.1989 хирот. во еп. Челябинского и Златоустовского; с 27.12.1996 еп. Людиновский, вик. Калужской епархии. Георгий (Делиев) 26.12.1926 хирот. во еп. Богуславского, вик. Киевской епархии; 1923–1928 врем. управ. Киевской епархией; 1926–1928 еп. Таращанский; с 1928 г. еп. Днепропетровский; с 1937 г. взят под арест и убит в тюрьме. Георгий (Садковский) 13.08.1933 хирот. во еп. Камышинского, вик. Саратовской епархии; с 24.08.1933 еп. Вольский, вик. Саратовской епархии; с 16.10.1935 на покое; с янв. 1947 г. еп. Великолуцкий и Торопецкий; с 10.07.1947 еп. Порховский, вик. Псковской епархии; с 27.02.1948 на покое; † 4.03.1948. Георгий (Ярошевский) с 6.07.1916 еп. Минский и Туровский; с 25.04.1918 в сане архиепископа; с 1919 г.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Кроме того, Астрахань уже дважды в Государственной Думе выходила с законодательной инициативой о введении принудительного лечения для лиц, страдающих алкоголизмом. Я считаю, что этот закон крайне необходим нам сегодня, потому что алкоголизм – это такое заболевание, при котором больные не осознают, что они больны, тем более они не осознают своей болезни, когда находятся в состоянии алкогольной интоксикации и абстиненции. Для того чтобы больной осознал, насколько он болен, чтобы понял всю степень своего падения – морального, социального, он должен хотя бы протрезветь! А для того, чтобы он смог протрезветь, его нужно поместить в определенные условия, а дальше – это уже работа специалистов, врачей, духовников, родственников – всех тех людей, которые заинтересованы в его здоровье. Надо понять, что, оздоровляя отдельных людей, мы будем оздоровлять и все общество в целом. Кстати, Астрахань – регион, где проводится день трезвости. Я не знаю, проводится ли такой день еще где-нибудь. У нас он проходил трижды, в этом году будет проведен 15 декабря – уже в четвертый раз. И с каждым годом день трезвости становится все более значимым событием для Астрахани, все активнее в подготовке и проведении его мероприятий участвуют общественность и исполнительная власть – его значимость понимают руководители различных департаментов: по культуре, образованию, науке, по делам молодежи. А инициаторами проведения дня трезвости три года назад выступили наша епархия Русской Православной Церкви и наркологический диспансер. Нас тогда очень поддержал губернатор, который и все последующие годы оказывал нам при его проведении большую помощь. Как видите, проблема алкоголизма в Астрахани не оставлена без внимания, и потому логично, что у нас появился региональный церковно-общественный совет по противодействию алкогольной угрозе. Конечно, этот совет не должен быть каким-то формальным органом, этаким собранием свадебных генералов. И уже на первом заседании совета обсуждались предложения для внесения в астраханское законодательство – они касаются регулирования алкогольного рынка. И эти предложения уже учтены нашими парламентариями. Недели две назад в Астраханской думе прошли первые слушания по проблемам регулирования оборота алкогольной продукции на территории нашей области. На этих слушаниях выступил секретарь Астраханско-Енотаевской епархии протоиерей Михаил Пристая – член совета, выступала и я – тоже как член совета и как специалист-нарколог. Мы озвучили все наши предложения. И насколько я знаю, эти все предложения приняты, по крайней мере в первом чтении; что будет дальше – будет видно. Так что, как видите, уже сделаны первые реальные шаги, хотя с момента создания совета прошло совсем немного времени.

http://pravoslavie.ru/57034.html

В настоящее время изучение духовной прозы в фи­лологическом ключе только начинается. В связи с этим возникает целый спектр исследовательских проблем: и с точки зрения методологии (насколько применимы к данного рода сочинениям понятия собственно литера­туроведческие), и с точки зрения источниковедения (какие сочинения следует относить к данному явле­нию). Круг рассматриваемых произведений, как можно заметить, невелик. Однако он может и должен быть существенно расширен, в частности, за счет обращения к творчеству сибирских авторов. Духовная проза раз­вивалась не только в центральной России, в ее важнейших религиозных и культурных центрах, но и в рус­ской провинции. Но на сегодняшний момент корпус сибирских текстов остается практически невостребованным. Восполнить, хотя бы частично, существую­щий пробел – задача настоящей статьи. К явлению духовной прозы, на наш взгляд, могут быть отнесены дневники иркутского священника Геор­гия Добросердова, впоследствии епископа Астраханского и Енотаевского Герасима. Эти дневники, и по своей проблематике, и с точки зрения стиля сопоста­вимы с сочинениями А.Н.Муравьева, свят. Игнатия (Брянчанинова) , инока Парфения (Агеева) . В частно­сти, они опровергают утверждение исследовательницы творчества Муравьева Н.А.Хохловой о том, что «Му­равьев не только создал новый, религиозный тип “пу­тешествия”, но и исчерпал его. Последователей в точ­ном смысле у него не было» 5 . Дневники Добро­сердова есть не что иное, как «религиозное путешест­вие», в котором физическое перемещение в простран­стве совпадает с духовным путем автора, а в описании обстоятельств, казалось бы, частной поездки раскры­ваются важнейшие категории православия. При этом Добросердов, как и Муравьев, активно обращается к поэтике и языку сентиментальной литературы, соеди­няя в одном тексте религиозное и сентиментальное путешествия. Герасим вел дневники всю жизнь, но опубликованы были только два из них: дневники 1831-го и 1841-го гг. В более раннем тексте рассказывалось о миссионерской поездке автора по отдаленным местам Иркутской епархии, в последующем – об его путешествии из Ир­кутска в Санкт-Петербург для обучения в Духовной академии и пострига. Датированные 1830–1840-ми гг., дневники были напечатаны в «Астраханских епархиаль­ных ведомостях» уже после смерти преосвященного, в 80-х гг. XIX в. С момента своей первой публикации они ни разу не переиздавались и на сегодняшний момент недоступны широкому читателю.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010