От пастырей святой Астерий требует отеческого отношения к кающимся: «Если кто иерей и назначено ему быть руководителем народа, то пусть снисходительно смотрит он на падения подвластных своих», подражая пастырству Господа 55 . Обращаясь к «людям с чрезмерно суровым настроением и проявляющим жестокость вместо сострадания», святитель убедительно говорит о пагубности бессердечия. Особенно порицает он тех, которые высоко думают о своих нравственных достоинствах, презирают согрешающих и являются слишком строгими их судьями, а своих недостатков не замечают 56 . Стоящие на высокой ступени совершенства не должны быть одержимы недугом высокомерия, ибо Сам Спаситель дал пример снисхождения к немощам людей. «Будем подражать,–призывает святитель,–милосердию и человеколюбию Господа, снисходя поэтому к низшим, не с тем, чтобы самим унизиться до падших, но чтобы их возвысить, подобно некиим ныряющим в воду пловцам, извлекая обмерших на этот животворный воздух» 57 . Среди проповедей святого Астерия особое место занимают Слова похвальные. Они отличаются тем, что в них больше, чем в других проповедях, используются приемы и правила ораторского искусства. Однако это не делает их отвлеченными. Святитель и в них никогда не упускает главной своей цели–дать конкретные наставления пасомым. По убеждению святого Астерия, в Церкви всё должно служить назиданию: и сам праздник в честь святого и слово проповедника. «По какой причине почитаются мученики и сооружением прекрасных храмов и ежегодными этими собраниями? И какую цель имея в виду, отцы наши установили то, что видим мы теперь, и оставили прочный закон (касательно этого) для потомков?–спрашивает святой Астерий в Беседе против корыстолюбия, произнесенной в день празднования памяти святых мучеников, и отвечает:–Не ясно ли и для немного напрягающего мысль, что это завещано нам ревностью о благочестии; торжественные собрания собираются, как общие училища душ, дабы, чтя мучеников, мы подражали их мужественному подвигу за благочестие, дабы, подклонив ухо к собирающимся (по этому поводу) учителям, мы научились чему-нибудь полезному, чего перед тем не понимали, обоснованию ли догмата, разрешению ли недоумения в Писании или же какому-нибудь доводу, улучшающему состояние нравов».

http://azbyka.ru/otechnik/Asterij_Amasij...

Так и Моисея едва-едва не считаете за бога, благоговеете пред Елисеем, восхваляете учителя его Фесвита и всех святых каждого века, наделявшихся силами от Бога и совершавших великие и славные дела, вы сравниваете почестями с ангелами. Вы нисколько не вооружаетесь против древних, не отвергаете преданий (рассказов) отцов, хотя люди обыкновенно не очень легко доходят до веры в то, что они слышат. А что в последния времена (т. е. ныне) глазами (своими) видите на глазах (бывшего слепца), что можно осязать перстами и точно воспринять слухом, против этого коварно и безчестно злодействуете, попирая пророчества и отвергая исполнение предсказаний. Ведь о том, что видно теперь на опыте, еще задолго прежде возвестил Исаия такими словами: «вот Бог наш суд воздает и воздаст; Он придет и спасет нас: тогда отверзутся очи слепых и уши глухих услышат; тогда хромой вскочит как олень и язык гугниваго будет ясен» ( Ис.35:4–6 ). Это – речения не Петра и Иоанна, не кого-либо из новых и подозрительных (для вас) лиц, чтобы, заподозрив радостное предсказание, могли вы отвергнуть истину; но вашего пророчества слова, если Фекуита (Исаию) признаете сыном Амоса 30 , – пророком, чадом пророка, – мужем, родом Израильтянина, – главою подзаконного водительства. Богу же слава, держава, честь – ныне и присно и во веки веков. Аминь. 1 Текст этого слова Астерия известен по автографу Сирмунда с codex " a Soguierianus " a и no выдержкам в Библиотеке Фотия Cod. 271. ср. PG.40, 153 и 250, not. 37. 6 Cod. Seg. прибавляет: «ибо кто напоил вас от скалы? бросаете в Того, Кто на каменных досках дал вам законы жизни?» 19 Cod. Seg. прибавляет: «или выглаживать шероховатость досок, или делать вобще то, чему ремесленник отец научает свое дитя по свойству своего ремесла». 28 Cod. Seg. добавляет: «к изследованию болезни, – стараются дознать: от рождения ли он слеп, и распрашивают родителей этого человека»: 30 Ср. Ам.1 и Ис.1:1, 2:1, 37:2, 38:1 . Родом из Фекои был собственно пророк Амос, которого св. Астерий считает отцом Исаии пророка, как и Климент Александрийский (Strom. 1, 21, – ed. Potteri 1, 389; ср. Mig. col. 327) и др. некот. Но Иероним (In Amos, prolog. Migne, Patr. Ser. lat. t. XXV – Hieron. t. VI, – col. 999) говорит, что пророк Амос не был отцом Исаии, так как последний пишется чрез алеф и цаде ( ) и в переводе на латинский язык значит: fortis, или robustus, – а имя пророка из двенадцати пишется чрез аин и самех ( ) и означает: populus avulsus. В греческом же начертание обоих имен одинаково: μς. Читать далее Источник: Астерий Амасийский, св. Слово о слепом от рождения/[Перевод с греческого и примеч. М.Д. Муретова]//Богословский вестник. 1894. Т. 2. 5. С. 169-182. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Asterij_Amasij...

Но дело в том, что расказанная интернет-сказочниками история - ложь: " Давайте изучим житие священномученика Валентина Римского. О святом мы узнаем, что он был схвачен за исповедание Христа, закован в кандалы и приведен к императору Клавдию для допроса. " Что ты думаешь о боге Зевсе и Меркурии? " - спросили его. " Ничего другого я не думаю, - сказал святой Валентин, - как только то, что они были жалкие и нечестивые люди, которые время жизни своей провели нечестиво, в пороках и удовольствиях " . Своим мучителям он так же рассказывал о Христе, о спасении, предлагал императору покаяться. Поскольку святой Валентин был мужем почтенным и мудрым, император Клавдий решил отдать его образованному сановнику Астерию, для того, чтобы победить веру Валентина в словесных спорах. Придя в дом Астерия, святой молился Богу. Астерий услышал, как святой Валентин называет Иисуса Христа Светом истины, и сказал: " Если Христос просвещает каждого человека, то я теперь же испытаю, истинно ли то, что ты говоришь. У меня есть дочь, ослепшая ранее двухлетнего возраста, и если ты именем Христа твоего возвратишь ей зрение, то я сделаю все, что ты пожелаешь " . Святой согласился, Астерий поспешно пошел и привел слепую отроковицу (отроком считается ребенок до 14 лет - А.К.). После горячей молитвы маленькая девочка прозрела, и все домочадцы Астерия уверовали во Христа, и после подготовки Астерий со всем своим домом, в котором было 46 человек, принял Таинство Крещения. Услышав о крещении Астерия, многие христиане пришли в дом его, где и были схвачены императорскими солдатами и брошены в тюрьму. После долгих мучений христиане предстали пред судом императора Клавдия, который " дал приказ без пощады избить святого Валентина палками и затем отсечь ему голову мечом " . Также священник отмечает, что " венчание как Таинство благословения брака в Церкви было установлено гораздо позднее " , поэтому совершать тайные венчания св. Валентин просто не мог. Не найдем в жизни мученика ни сводничества, ни писания любовных писем. Автор отмечает, что " праздник " этот - не христианский, так как в соверменной " упаковке " он нарушает 7-ю заповедь: " 14 февраля - " день святого Валентина " , " праздник всех влюбленных " - это идеологическая диверсия против культуры России. Явно происходит подмена понятий, искажение представлений, подрыв традиций и замена их на другие - чуждые, враждебные, разрушительные. Нельзя, чтобы открыто пропагандировался разврат, распространялся блуд, разрушались семьи. Иначе ждет нас вырождение и смерть, как в этой жизни, так и в будущей " .

http://pravoslavie.ru/press/obzor31.htm

Говоря о высоком достоинстве молитвы Иулиана, нельзя не упомянуть и о кротости его, свидетельством которой был такой случай. Однажды Астерий, вышеупомянутый ученик св. Иулиана, сделавшийся уже сам подвижником и руководителем других и нередко посещавший своего любимого учителя, в знак усердия к нему, принес на плечах своих в дар ему большой мешок смокв; он нес на себе эту тяжесть в продолжение семи дней пути. Смущенный и огорченный тем, что ради него другой человек так утрудил себя, Иулиан не захотел воспользоваться его трудом и отказался принять приношение. Когда же Астерий стал уверять старца, что не сложит тяжести с своих плеч, пока тот ни согласится принять приношение, тогда преподобный, хотя и тяготился принять пищу, добытую трудом другого, но, увидев искреннее желание услужить ему, принял эту услугу. — Исполню требование твое, — сказал тогда святой, — только сложи поскорее с себя эту тяжесть. Во время войны императора Юлиана Отступника с Персами, многие верующие, зная преподобного как верного раба Божия, просили у него молитв о низложении сего врага христиан. Преподобный десять дней молился об освобождении от злого мучителя и, наконец, услышал голос: — Нечистое и мерзкое животное погибло. Окончив молитву, преподобный с радостью возвратился к братии. На вопрос их о причине его радости, Иулиан отвечал: — Братие, настоящее время есть время благодушия и радования: нечестивца не стало; восставший против Господа получил достойное поражение от преследовавшей его руки. Поэтому-то я и радуюсь, видя, что гонимые им церкви торжествуют, и отступник не получил никакой помощи от демонов, которых чтил [ 2 ]. Немало трудов положил святой Иулиан для борьбы с распространившеюся в то время арианскою ересью. С этою целью он, любитель безмолвной пустыни, расстался с нею, чтобы не умолчать об истине. Ариане, для распространения своего лжеучения, распустили в Антиохии молву, что преподобный Иулиан держится догматов, проповедуемых ими. Тогда Акакий и Астерий, ученики святого, побуждаемые благочестивыми мужами Флавианом и Диодором, отправились к Иулиану, чтобы он пришел на помощь к православным, погибающим от обольщения. Пришедши к святому, они рассказали ему, что претерпевают христиане от ариан [ 3 ]. Услышав это, старец тотчас отправился в Антиохию. Дошедши к ночи до одного селения, он остановился на отдых в доме одной благочестивой женщины, имевшей семилетнего сына. В то время, когда святой вечерял, сын ее, вышедши незаметно из-за трапезы, упал в колодезь. Благочестивая женщина, узнав об этом, не высказывала никакого смущения и, приказав закрыть колодезь, продолжала служить святому. Так велика была ее вера, что в присутствии молитвенника, известного уже даром чудотворений, не могло произойти несчастья в ее доме. И Господь совершил по вере ее.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Астерий Амасийский (конец IVhaчaлo V в.) – епископ Амасии, автор экфрасиса, в котором описывалась серия картин на стенах мартирия св. Евфимии (IV или V в.). Основной темой экфрасиса являются мучения святой: допрос судьи, к которому привели девушку в сопровождении стражи; пытка Евфимии палачами, вырывающими ей зубы. На третьей картине девушка усердно молится в темнице, на четвертой – ее сжигают на костре. Астерий восхищается «жизнеподобием» происходящего, тем, что все персонажи на картинах выглядят, «как живые». Он обращает внимание на те приемы, с помощью которых безымянный художник добивается не только достоверности изображаемого, но и пытается выявить психологическое состояние героини «посредством неодушевленной материи» (серая туника и плащ, символизирующие ее увлечение философией), позы («склонила свою голову, как бы стесняясь того, что на нее смотрят мужчины», «бесстрашно стоит и не боится испытания»). Астерий отмечает мастерство живописца в сцене пытки и свою реакцию на картину, на которую, по его словам, «...невозможно без слез смотреть». Его описание является образцом византийского психологического экфрасиса. Аттик – церковь в Константинополе, которая была сооружена в IX в. в традициях восточной ранневизантийской архитектуры, восходившей к тронным залам вавилонских и ассирийских царей в древней Месопотамии. Ее византийское название не сохранилось. Как предполагают исследователи, церковь не предназначалась для церемониальных культовых действий, а использовалась в качестве молельни. Это была пятинефная крестовокупольная постройка с низким куполом (5 м в диаметре), опиравшимся не на столбы, а на массивные стены с небольшими проемами, ведущими в угловые помещения. В основу ее плана был положен квадрат. От первоначальных наружных стен сохранились лишь широкие приземистые апсиды, имевшие каждая по три грани без выступов и украшений. В восточном конце креста находилось алтарное помещение, к которому примыкала апсида. Молящиеся располагались перед алтарем в боковых концах креста, раздвинутых вширь, причем западный конец был длиннее северного и южного, что усиливало направленность в сторону алтаря. В подкупольном квадрате и нартексе были сводчатые перекрытия, в крайних боковых нефах, превращенных в изолированные молельни с изображениями святых – деревянные перекрытия. Кладка Аттика не отличалась от аналогичных культовых сооружений этой и последующих эпох: 67 рядов массивной кладки из каменных блоков, свойственной архитектуре Малой Азии, чередовались с 45 рядами кирпича. После завоевания Византии турки превратили эту церковь в мечеть, заложив окна и разрушив крайние боковые нефы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

не подпал снова под его влияние, ни Евсевий кесарийский и никто другой не отважился бы созвать в Антиохию собор для суда над ее митрополитом – видным деятелем никейского собора Евстафием. Если Асклипий газский низложен был Евсевием кесарийским по-видимому уже в 326 или даже 325 году (Schwartz, VI, 286, VIII, 406) [за 17 лет до сердикского собора 342/3 года], то ведь Асклипий был подчиненный Евсевию кесарийскому как митрополиту Палестины епископ, и «устранить» его (в отместку за свое отлучие на антиохийском соборе 324 года) для Евсевия кесарийского было не трудно. Совсем другое дело Евстафий антиохийский . Против него кесарийский митрополит мог выступить только, заручившись заранее содействием императора. А Константин до 328 года далеко не был на стороне евсевиан. И содействие Евсевия никомидийского для Евсевия кесарийского было в этом случае далеко не бесполезно, если не прямо необходимо. – При том же по сохранившимся известиям (они будут приведены и отчасти разобраны ниже) в низложении св. Евстафия принимал известное участие и император Константин в.: он именно отправил его в ссылку, и истинною причиною низложения Евстафия едва ли не было действительное или мнимое оскорбление им матери Константина Елены. Отсюда ясно, что евсевиане к этому времени уже успели переманить на свою сторону императора, и кто же мог скорее достичь этого, как не сам «великий» Евсевий никомидийский? – Словом, изложенная гипотеза Швартца о времени низложения св. Евстафия показывает только, к каким невозможным заключениям приводит обычные хронология жизни Павлина тирского-антиохийского. Факт, что софист Астерий пишет особое сочинение в защиту письма Евсевия никомидийского к «блаженному» Павлину, интересен в другом отношении. И Евсевий никомидийский и Астерий были лукианисты. Не потому ли Астерий выступил в защиту письма Евсевия, что в нем дано было наиболее точное изложение учения Лукиана? Ср. мою статью «Евсевий никомидийский и Лукиан» в Богосл. Вести. 1912, апрель и май. 38 См. мою статью: «Антиохийский собор 324 года» в Хр.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Lebed...

Старец затрепетал от радости, пал пред Господом на колени и залился слезами... «Что ты так горько и беспрестанно плачешь? Чего ты хочешь от Меня?» – спросил кротко с Креста Спаситель плачущего старца. «Господи! – воскликнул старец, умиленно скрестив на груди руки. – Ты знаешь, как я огорчил Тебя; Ты видишь, как много у меня грехов: покарай меня за них в настоящей жизни, как Тебе угодно, и помилуй меня по смерти. Более ничего я не хочу, более ничего я не прошу от Тебя». «Хорошо, – отвечал Господь, – будет но твоему желанию». Видение кончилось. Старец, сильно потрясенный чувством неизъяснимой радости от лицезрения и сладкой беседы Господа, не пробуждаясь еще, ощутил, что его внутренность вся как будто подорвалась. Он пробудился и действительно увидел, что у него появилась огромная грыжа; она и осталась таковою навсегда. Если б знали мы, если б дано было видеть нам преждевременно, что нас ждет за гробом и в последние минуты жизни, конечно, как говаривал один святой отец, мы целый век согласились бы с удовольствием просидеть в келье, переполненной язвительными червями, чем пробыть несколько времени в аду (111, 205). Преподобный Иулиан пустынник, живя в Парфянской стране при реке Евфрат, в пещерах с сонмом иноков, избравших его на пути спасения в руководители, имел постоянное в устах своих псалмопение святого пророка Давида, непрерывное в уме размышление и молитвенную беседу с Богом. Не довольствуясь этим, он часто удалялся на время из своей пещерной кельи в глубь пустыни, верст за пятьдесят, для уединенной молитвы и брал с собою кого-нибудь из братии, но желанию их, для соучастия в молитве. В одно время ему сопутствовал юноша Астерий, который по прошествии трех дней пути стал изнемогать от нестерпимого зноя в пустыне; мучимый жаждою, он однако же стыдился сказать старцу о своих страданиях, о которых тот предупреждал. Наконец, обессилев совершенно, Астерий умолял старца сжалиться над ним. Так как путь был долог, то Иулиан предложил юноше возвратиться назад. Но Астерий не знал пути к пещере, к тому же и не мог идти, потому что силы его истощились от жажды, томившей его.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Подписали сие: я – Афанасий – и другие собравшиеся Епископы, и присланные Епископом острова Сардинии Люцифером два диакона Еренний и Агапит, и присланные Павлином Максим и Калимер также диаконы; были же при сем и некоторые монашествующие от Епископа Аполлинария, для сего им и присланные. 10) Поименованные же вначале Епископы, к которым писано это послание, были: Евсевий – города Верчелли в Галлии, Люцифер – острова Сардинии, Астерий – Петры аравийской, Киматий – Палтоса в Келесирии, Анатолий – Евбеи. А писавшие послание были: Папа Афанасий и пребывающие с ним в Александрии Евсевий и Астерий, и прочие: Гаий – Епископ Паратония близ Ливии, Агаф – Фрагона и части Елеархии египетской, Аммоний – Пахнемуниса и остальной части Елеархии, Агафодемон – Схедии и Менелаита, Драконтий – малаго Ермополя, Аделфий – Онуфа лихнийскаго, Ермион – Танеса, Марк – Зигров близ Ливии, Феодор – Атриба, Андрей – Арсеноита, Пафнутий – Саиса, Марк – Филов, Зоил – Андро, Мина – Антифрона. К сему Евсевий приписал по-латини, что в переводе значит: Я – Епископ Евсевий – с вами, по точном с обеих сторон исповедании веры вашей, взаимно между собою соглашающимися в разсуждении ипостасей, и сам согласен; и не сие только подтверждаю, но и все, что говорится в Послании, как видно это по связи речи, о воплощении Спасителя нашего, а именно, что Он Сын Божий и соделался человеком, восприяв на Себя, кроме греха, всего ветхаго нашего человека, каким он был. И поелику лист, приписываемый Сардикийскому Собору, устраняется, чтобы не казалось, будто бы излагается в нем что-либо сверх никейской веры; то и я соглашаюсь не делать его гласным в Церкви, чтобы не подать мысли, будто бы исключается им никейская вера; и желаю возмогать вам о Господе. Я – Астерий – дал свое согласие на все писанное выше; желаю возмогать вам о Господе. 11) Когда же свиток сей был прислан из Александрии к антиохийцам за означенными подписями поименованных выше, тогда и сами они подписались к нему: Я – Павлин, как приял от Отцев, так и содержу в мыслях, что Отец есть и пребывает совершен, и Сын пребывает совершен, и Дух Святый пребывает совершен; почему и приемлю написанное выше толкование о трех ипостасях, и об единой ипостаси, или сущности, а равно и разумеющих так.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

Последний повелел пресвитера Валентина, Марина, его жену и сыновей отделить от прочих, а Астерия и домашних его связанными послал в город, называемый Остией [ 11 ], чтобы там они были подвергнуты суду и наказанию. Святой Астерий и все бывшие с ним приведены были в город Остию и отданы судье, по имени Геласию, который, увидев их, повелел всех бросить в темницу. По прошествии двадцати дней он приказал привести их на суд и сказал им: — Знаете ли вы, что повелел император и все советники [ 12 ] его? — Не знаем, — отвечали святые. — Повелено, — сказал судья, — чтобы те, кто поклоняется богам, жили и были свободны, а те, которые не желают им поклоняться, после различных мучений были казнены. На это святой Астерий сказал судье: — Пусть покланяются богам те, кто им подобны, и пусть с ними погибнут, а мы кланяемся Единому истинному, всемогущему Богу, живущему на небесах, и Ему приносим себя в жертву. От этих слов судья пришел в гнев и немедленно повелел повесить святого Астерия и мучить его, а всех прочих — без пощады бить палками. Подвергши святых мучеников в этот день таким мучениям, судья повелел снова бросить их в темницу и при этом сказал: — Следует приготовить для них более жестокие мучения. После этого он сделал распоряжение, чтобы на следующий день было приготовлено зрелище и был собран весь народ. Когда наступило утро, Геласий прибыл на зрелище, сел на особом месте для суда и, приказав привести святого Астерия вместе с другими мучениками к себе, сказал ему: — Оставь свое суетное безумие и дай обещание принести жертву богам, чтобы не погибнуть в мучениях тебе и тем, которые находятся с тобою. — Мы все желаем умереть за Христа, — отвечал на это святой Астерий, — как и Он умер за нас грешных, чтобы очистившись от скверн мира сего, удостоиться перейти к желанному для нас Царствию небесному. От такого ответа Геласий пришел в сильный гнев и повелел Астерия и всех, бывших с ним, отдать на растерзание зверям. После сего святые мученики были отведены на место, находившееся вблизи золотого капища и называвшееся звериным, так как там содержались звери.

http://predanie.ru/book/216280-zhitiya-s...

Где, когда и при каких условиях произошло вступление св. Астерия в клир – ничего нельзя сказать даже предположительно. Вообще из начального периода жизни св. Астерия в качестве клирика до вступления его на епископство в Амасии, нам ничего, или почти ничего, неизвестно. Говорим – „почти», потому что нам известна только одна речь Астерии, произнесенная им не в Амасии и не с епископской кафедры, а в Халкидоне, на неизвестном и неопределенном собрании верующих, быть может, одних только мужчин 57 . Это – слово об иконе св. мученицы Евфимии. Св. Евфимия претерпела мученичество в отечественном городе Халкидоне, в Вифании, в 301 году. Здесь во имя ее был построен великолепный храм, при котором в особенном мраморном приделе находились мощи ее в серебряной раке и икона 58 , о которой говорит св. Астерий. Слово это не носит на себе никаких признаков церковного поучения. Из уст епископа и при том с кафедры, было бы странно слышать слово, не содержащее в себе никаких нравственных наставлений для слушателей, и кроме Демосфена и Эстина упоминающее еще о древнем греческом живописце Евфраноре и о баснословной Медее. Вполне естественно думать, что это слово было простым опытом упражнения в риторическом искусстве, написанном до епископства 59 . Быть может, это экспромт начинающего клирика, который в собрании клириков же хотел показать свою проповедническую правоспособность. Пребывание св. Астерия в Халкидоне было, вероятно, очень кратковременно. Можно думать, что в Халкидоне св. Астерий был как-нибудь на пути в Константинополь или из Константинополя, который он очень хорошо знал. Знакомство св. Астерия с этой столицей тогдашнего мира и вместе с умственным и культурным центром того времени, вполне объясняет тот интерес и то внимание, с каким Амасийский епископ следит за событиями в столице и откликается на них в своих речах 60 . В последней четверти IV-ro века мы уже видим св. Астерия на епископской кафедре в Амасии, в Понте. „Амасия, наша родина, говорит Страбон, расположена в глубоком большом ущелье, чрез которое протекает река Ирида. С помощью искусства и по самой природе город наш устроен чрезвычайно хорошо, может исполнять вместе с назначением города и назначение крепости.» Сросшиеся горные вершины представляют собой прекрасные для защиты города башни. „В этих пределах есть царские дома, гробницы». Прошлое Амасии было блестящим в свое время: она была столицей Понта. „Амасия была отдана царям, а теперь, с грустью заключает знаменитый географ о своей родине, – она составляет провинцию» 61 . Но впоследствии ее значение опять возросло. На древних монетах времен императоров: Аврелия Севера, Антония Каракалла и Александра, Амасия называется „Metropolis prima Ponti» 62 . При Константине Великом Понт был разделен на две провинции: Helepontum, в честь матери царя Елены, и Pontum Polemoniacum. Метрополией первой провинции была Амасия, а второй – Неокесария.

http://azbyka.ru/otechnik/Asterij_Amasij...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010