и в отдельности и в сравнении их между собою и с греческим текстом привело его к убеждению, что все они, по особенностям текста, разделяются на четыре разряда или фамилии и соответственно сему должны быть разделены на четыре редакции по тексту своему в славянском переводе (стр. 2 предисл.). Основными списками приняты автором для первой редакции Толковый Апостол 1220 года, для второй – Толстовский Апостол XIV века, для третьей – единственный представитель ее, собственноручный список Нового Завета, сделанный Святителем Алексием, Митрополитом Московским, и наконец для четвертой – полный список Библии 1499 года (Геннадиевской). Все эти основные списки напечатаны полностью в самом тексте труда Г.А. Воскресенского. Так как эти основные списки последовательно отличаются друг от друга многими особенностями текста, то и нельзя было свести их к одному типу, а необходимо было дать именно четыре вида славянского перевода послания к Римлянам, как и сделал Г.А. Воскресенский в своем труде. При этом основные списки напечатаны у него в книге соответствующими им славянскими шрифтами, с соблюдением древнеславянского правописания, титл, надстрочных знаков и знаков препинания, параллельно друг другу, в четырех столбцах, по два столбца на странице, а под строками приводятся разночтения из 51-й рукописи Апостола, а также параллель из древних славянских списков Евангелия и из многих других важных памятников древнеславянской и древнерусской письменности. Таким образом в четырех столбцах здесь мы имеем и более или менее первоначальный славянский текст послания к Римлянам и дальнейшие его видоизменения, имеющие самостоятельное значение. При такой постановке дела здесь пред нами выступает вся история происхождения славянского перевода Нового Завета и дальнейшая судьба его до появления печатной Библии . В том же предисловии Г.А. —34— Воскресенский представил описание вошедших в его настоящий труд 55 славянских рукописей Апостола по следующим рубрикам: 1) название рукописи, место нахождения, номер, материал, формат, число листов и проч.; вместе с тем 2) степень сохранности, наиболее важные календарные отметки и 3) перечень трудов по изучению той или другой рукописи Апостола.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ибо он вершил суд, никогда не расследуя дела, но, выслушав доносчика, тотчас же решался вынести приговор. (29) Он не колеблясь составлял указы, безо всяких оснований предписывающие разрушение областей, сожжение городов и порабощение целых народов. (30) И если кто-нибудь захотел бы, измерив все, что выпало на долю римлян с самых ранних времен, соизмерить это с нынешними бедами, он обнаружил бы, что этим человеком было умерщвлено больше людей, чем за все предшествующее время. (31) Он был удивительно проворен в том, чтобы без долгих слов присвоить чужое богатство. Он даже не считал нужным выдумывать какой-нибудь извиняющий его предлог, чтобы под видимостью справедливости захватить то, что ему не принадлежало. Завладев [богатством], он тут же с удивительной легкостью начинал презирать его, проявляя неразумную щедрость и бессмысленно раздавая его варварам. (32) Одним словом, он и сам не имел денег и не позволял никому другому на свете иметь их, как будто он был охвачен не столько корыстолюбием, сколько завистью к тем, кто ими располагал. (33) Итак, с легкостью изгнав богатство из римской земли, он явился творцом всеобщей бедности. Глава IX Таков был нрав Юстиниана, насколько нам удалось передать это словами. В жены же он взял себе ту, о которой я сейчас расскажу: как она родилась и воспитывалась и как, соединившись брачными узами с этим человеком, она до основания потрясла государство римлян. (2) Был в Визáнтии некто Акакий, надсмотрщик зверей цирка (его называют медвежатником), принадлежавший факции прасинов. (3) Этот человек в то время, когда державой правил еще Анастасий, умер от болезни, оставив трех малых детей женского пола: Комито, Феодору и Анастасию, старшей из которых не было еще семи лет. (4) Жена его с горя сошлась с другим мужчиной, который, как она рассчитывала, впредь разделит с ней заботы по дому и по ремеслу умершего мужа. (5) Но орхист прасинов по имени Астерий, подкупленный кем-то другим, отстранил их от этой должности и без особых затруднений назначил на нее того, кто дал ему деньги.

http://azbyka.ru/otechnik/6/tajnaja-isto...

199 Иовианцы – солдаты римского легиона legio Jovia, получившего название по имени Иовий (Jovius – «происходящий от Юпитера», второе имя императора Диоклетиана) . 201 Арбогаст – родом франк, находился на службе у римлян; при императорах Грациане и Феодосии достиг высокого положения; до 384 г. играл значительную роль в политике Западной Римской империи. 202 ...посоветовал императору... – Имеется в виду император Валентиниан II. В 392 г. Валентиниан погиб от руки своего военачальника Арбогаста. 204 ...область бруктеров – Бруктеры – германское племя, жившее в северо-западной Германии, между реками Эмс и Липпе. 205 ...область, населенную хамавами... – Хамавы – германское племя, жившее в низовьях Рейна, северо-западнее области бруктеров. 210 Между тем король аланов Респендиал... отвел свое войско от Рейна... – Респендиал отвел войско не в 410 г., когда Рим был взят и разграблен готами, как об этом сообщает историк Фригерид, а в 406 г. (См.: Р. Бухнер Т. 1. С. 87. Прим. 6). 211 ...приказал своему сын у Констанцию... – Автор путает Констанция III с Константом. Правильнее читать Констант (Consians), ибо ниже: «...вызвал своего сына Константа» («...Constante filio...»). 212 ...тиран Константин... – Константин III в 407 в. был провозглашен императором в Британии и правил в Галлии, оспаривая власть у Гонория. 214 ...со дня осады Константина... – Констанций, полководец императора Гонория, осаждал Константина в 411 г. 215 ...Иовин присвоил царские знаки отличия... – Иовин – галл, был провозглашен императором в Майнце. 216 ...Астерий... получил титул патриция... – Почетный титул патриция получали знатнейшие из императорских наместников в провинции, но его могли получить и другие важные лица. 218 Стилихон... победил франков... и дошел до Пиренеев. – Об этом сообщает и Орозий в сочинении «Семь книг историй против язычников» (VII, 37, § 1; 40, § 3). Стилихон – вандал; полководец и дипломат, состоявший на службе у императоров в Западной Римской империи. 219 ...франки пришли из Паннонии... – Малодостоверно. Франки – группа племен западных германцев, населявшая в первые века нашей эры территорию у нижнего течения Рейна. До III в. каждое из этих племен было известно римским писателям под собственным названием: хатты, хамавы, батавы, сугамбры, ампсиварии и др. Как крупная устойчивая этническая группа, образовавшаяся из многих разрозненных племен, она лишь в III в. становится известной под общим названием «франки».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

—70— «Перед иной мыслью станешь в недоумении, говорит он, особенно видя грех людей, и спросишь себя: взять ли силой, али смиренной любовью? Всегда решай: возьму смиренной любовью. Решишься так раз навсегда и весь мир покорить возможешь. Смирение любовное – страшная сила, изо всех сильнейшая, подобной которой и нет ничего. На всяк день и час, на всякую минуту ходи около себя и смотри за собой, чтоб образ твой был благолепен». Это не пантеизм, но сродство духовное, на почве коего и Апостолы и Отцы изъясняли спасительную силу благодати в смысле именно усвоения ( Иоанн Дамаскин – Точное изложение), как сказано в Послании к Римлянам: «яко же ослушанием единаго грешни Быша мнози, сице и послушанием единаго праведни Быша мнози» ( Рим.5:19 ). Великая идея Достоевского, конечно, содержится в Божественном Откровении, но им именно она изложена жизненно и ясно. Значение этого изложения в том, что через него определяется лучшее направление нашей любви к людям, чем принято в современной морали. Часто слышится фраза: можно разрушать заблуждения мысли, но кто и как может сложить злую волю? поэтому благотворительность допускают лишь вещественную. Достоевский, призывая человека к подвигам любви к ближнему, говорит устами героев своих: «ты в нем нового человека воскресишь» (VIII, 394). Смиренная, сострадающая любовь есть эта воскрешающая сила: любовь без смирения – мука, приводящая к истязаниям и самоубийствам; но и отсутствие гордости без энергичного самоотвержения дает дряблый, отвратительный и чувственно-эгоистический характер, в роде Князя-Алеши в «Униженных и Оскорбленных», спокойно разрушавшего счастье семейств ради своего наслаждения; по отзыву некоторых читателей это тип более антипатичный, нежели его, открыто безнравственный и преступный, отец. Никто не может упрекнуть Достоевского в узости нравственного идеала, в проповеди тупой покорности судьбе. —71— VI. Сострадание и правдивость Но что же это за третья черта – сострадание, о которой мы постоянно говорили? Сострадание есть не одно только общее чувство, сопровождающее любовь и молитву.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Здесь же находим указатели а) Апостольских чтений в порядке глав и стихов нынешнего текста в апостолах апракосах, полных и сокращенных и б) параллельных мест из Изборника Святославова 1073 года. «Несомненно, что настоящий труд требовал от автора больших забот и работ по собиранию и изучению материала в библиотеках русских и иностранных. Нередко приходилось ему, как видно, списывать целиком все послание к Римлянам (как и другие, входившие в круг его исследования, св. книги Нового Завета) и даже делать точные палеографические снимки с рукописей. Каждая рукопись тщательно им рассмотрена и изучена до мельчайших подробностей. С внешней стороны рассматриваемая книга также не оставляет желать ничего лучшего. «Так исполненный, труд Г.А. Воскресенского имеет разностороннее и важное значение, во-первых, в отношении к истории и критике текста Нового Завета; во-вторых, в отношении к исправлению славяно-русского перевода Библии, что особенно важно в виду предпринятого ныне высшей церковной властью дела пересмотра и исправления русского и славянского перевода Нового Завета (см. Церк. Вед. 1892 г. 33); в-третьих, в отношении к преподаванию Св. Писания в духовных семинариях и даже академиях и, наконец, в-четвертых, в отношении к славянской собственно филологии, так как труд профессора Воскресенского ясно показывает на самых памятниках славянской письменности, каким изменениям подвергался древний церковнославянский язык в его историческом развитии. Хотя в настоящем своем виде рассмотренный труд Г.А. Воскресенского тесно примыкает к его же известному филологическому исследованию о древнеславянском Апостоле, вышедшему в свет в 1879 году и доставившему его автору ученую степень магистра богословия: однако он не есть лишь дополнение к нему или практическое приложение данных, на коих опирается это исследование. Он есть во многом совершенно новое исследование и во всех отношениях – новая и самостоятельная —35— ученая работа, при том работа специалиста излюбленного им научного предмета. Ибо, не говоря о более зрелом, нежели прежде, взгляде научном на предмет исследования, выражающемся и в обширном отделе труда, скромно названном «предисловием» и в ученых подстрочных примечаниях, не говоря о совершенно новой переработка прежнего материала текстов, в рассматриваемом труде Г.А.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И спустя несколько строк Фригерид сообщает: «В эти же дни Децимий Рустик, префект тиранов, и Агреций, который был перед этим начальником канцелярии Иовина, и многие знатные лица были схвачены в Клермоне полководцами Гонория и жестоким образом умерщвлены. Город Трир при вторичном вторжении франков был ими разграблен и сожжен». А когда Астерий по императорскому указу получил титул патриция 216 , историк добавляет: «В то же самое время Кастину, начальнику придворного отряда, было поручено возглавить поход против франков, и он был послан в Галлию». Вот что сообщили нам историки о франках. Орозий 217 же, один из историографов, в седьмой книге своего сочинения рассказывает так: «Стилихон, собрав племена, победил франков, перешел Рейн, прошел Галлию и дошел до Пиренеев» 218 . Вот такие сведения о франках нам оставили упомянутые историки, не называя по имени их королей. Многие же передают, что те же самые франки пришли из Паннонии 219 и прежде всего заселили берега Рейна. Затем отсюда они перешли Рейн, прошли Торингию 220 и там по округам и областям избрали себе длинноволосых королей 221 из своих первых, так сказать, более знатных родов. Позже это было подтверждено победами Хлодвига [над ними], о чем мы расскажем в дальнейшем. В Консульских фастах мы читаем 222 , что Теодомер, король франков, сын Рихимера, и мать его Асцила пали от меча. Говорят также, что тогда королем у франков был Хлогион 223 , деятельный и весьма знатный среди своего народа человек. Он жил в крепости, называемой Диспарг, расположенной в области торингов. В этой же области, в южной ее части, до самой реки Луары, жили римляне. По ту сторону Луары Господствовали готы. Бургунды, последователи ереси ариан, жили на той стороне Роны, на которой расположен город Лион. Но Хлогион послал в город Камбре разведчиков, и когда они все тщательно разузнали, сам последовал за ними туда, разбил римлян и захватил город. Здесь он пробыл недолго и захватил область до самой реки Соммы. Говорят, что из этого же рода происходил и король Меровей, у которого был сын Хильдерик.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

– Когда, далее, св. Павел благовествовал в Антиохии Писидийской, то в то время, как язычники и прозелиты охотно принимали его слово, иудеи исполнились зависти, и, противореча и злословя, сопротивлялись тому, что говорил он 559 ; и этот протест иудеев достиг до того, что они воздвигли гонение на Павла и Варнаву и изгнали их из своих пределов 560 . – Когда изгнанные прибыли и проповедовали в Иконии, то и здесь неверующие иудеи возбудили и раздражили против братьев сердца язычников 561 ; на ряду с партией, сочувствующей проповедникам, под влиянием ожесточившихся иудеев образовалась партия гонителей их, которая во главе с начальниками устремилась на них, чтобы посрамить и побить их камнями, и только их поспешное удаление из города в Ликаонию спасло им жизнь 562 . – Но и в Листре, где так язычески-радушно приняли проповедников, враги-иудеи не оставили их в покое они пришли из Антиохии и Иконии и, когда Апостолы смело проповедовали, убе- —55— дили народ отстать от них, говоря: они не говорят ничего истинного, а все лгут и, возбудив народ, побили Павла камнями и вытащили за город, почитая его умершим 563 . – Когда свв. проповедники, заканчивая свое путешествие, обратно проходили Листру, Иконию и Антиохию, то под влиянием тяжести всех перенесенных ими во время путешествия скорбей от иудеев, а также и ввиду преследования иудеями после Апостолов и самих христиан, не преминули поучать своих обращенцов, что многими скорбями надлежит войти в царствие Божие 564 . – Во время второго путешествия св. Павла, когда он прибыл в Филиппы, то, схваченный вместе со своим спутником Силой господами исцеленной им служанки-прорицательницы, был повлечен на площадь к начальникам; обвиненные в том, что они, будучи иудеями, возмущают город и проповедуют обычаи, которых римлянам не следует ни принимать, ни исполнять, они навлекли на себя негодование толпы (κα συνεπστη χλος κατ’ ατν). Св. Дееписатель, правда, не упоминает о том, чтобы в числе восставших были именно иудеи, но в этом едва ли можно сомневаться: такое скорое применение к обвиняемым наказания даже без расследования о законности его применения к ним, показывает, что обвинение было единодушно поддержано всеми, и иудеями 565 ; обвиненные претерпели много ударов и темничное заключение 566 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Наследник ли ты? А о язычниках, какую им благодарность он описывает? „Язык, егоже не ведех, работаша ми, в слух уха послуша мя» ( Пс.17:44–45 ). О вас говорит: „вас ради присно имя Мое хулится во языцех» (Ис.:52:5), а о язычниках: „зане от восток солнца до запад имя Мое прославися во языцех» ( Мал.1:11 ). О народе же и о синагоге говорит: „изъясни рабу и сына ее, не имать бо наследовати сын рабынин с сыном свободныя» ( Гал.4:30 ). „Оставих дом Мой, оставих достояние мое» ( Иер.12:7 ). Почему же ты оставил наследие свое? Потому, что „бысть мне достояние мое, яко лев в дубраве» ( Иер.12:8 ). Что же оно сделало? „Даде противу мене глас свой» ( Иер.12:8 ). Что оно говорило? „Возьми, возьми, распни Его!» ( Ин.19:15 ). А о язычниках: „дал еси достояние боящимся имене Твоего» ( Пс.60:6 ). Поэтому, взяв книгу Исаии, Он (Христос) читал ее, как завещание. Ибо Сам Он взял книгу и, прочитав, подписал: „днесь сбыстся писание сие ( Лук.4:21 ). Скажи же, иудей, вместо „в начале о наследствущей» не нужно ли „в конце?» Посмотрим, унаследовал ли ты „в конце?» Не изгнан ли ты из города? не потерял ли ты храм? не рассеян ли ты повсюду? не порабощен ли ты римлянам? не тем ли, к наследству кого ты простер руку, лишен ты наследства? В начале ты получил в наследство чужбину: „поразившему цари велия, и давшему землю их достояние, достояние израилю рабу своему» ( Пс.135:17,21,22 ). Народы „в конце» наследовали царство небесное. „Приидите благословеннии Отца Moero, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира» ( Мф.25:4 ). Ты дочь Вавилона услышала: „дщи Вавилоня, окаянная» ( Пс.138:8 ). А вместо тебя язычница сделалась дочерью Бога: „слыши, дщи, и виждь и приклони ухо твое ( Пс.44:11 ). „Глаголы моя внуши, Господи», – „Глаголы моя» – чистые и нескверные, нелицемерные, истинные и святые, чуждые хулы и свободные от болтливости, достойные Твоего человеколюбия. Глаголы моя, превосходящие всякое человеческое разумение, которые выше всякого ангельского языка, сильнее всякого старшинства святых, ценнее всякого ходатайства праведных, яснее солнца, приятнее фимиама и слаще меда для верных.

http://azbyka.ru/otechnik/Asterij_Amasij...

Некто же Астерий из Каппадокии, многоглавый софист, один из последователей Евсевиевых, поскольку, в прежнее гонение при деде Констанциевом, принес жертву и не мог быть ими введен в клир, то, с согласия последователей Евсевиевых и в угодность им, пишет сочинение, равняющееся по дерзости его жертвоприношению; потому что приравнял в нем ко Христу, даже предпочел Ему гусеницу и саранчу, и говорит, что кроме Христа есть в Боге иная премудрость, зиждительница Христа и мира! Он обошел сирийские и иные Церкви по распоряжению евсевиан, чтобы, однажды решившись отречься, и теперь ему дерзко восставать против истины. Так, этот на все продерзливый человек проникал в места ему недозволенные, и сидя на месте клириков, читал всенародно свое сочинение, хотя иные и негодовали на него. В сочинении этом писано многое; часть же его составляет следующее: «не сказал блаженный Павел, что проповедует Христа, собственную Его, т. е. Божию, силу или премудрость; но говорит без этого присовокупления: «Божию силу и Божию премудрость» ( 1Кор. 1, 24 ), проповедуя тем, что есть иная собственная сила самого Бога, Ему врожденная и несозданно соприсущая; и она-то есть родшая Христа и зиждительница всего мира; о ней научая в Послании к Римлянам, Апостол сказал: «невидимая бо Его от создания мира твореньми помышляема видима суть, и присносущная сила Его и Божество» ( Рим. 1, 20 ). Как никто не скажет, что наименованное здесь Божество есть Христос, а напротив того, это есть сам Отец: так, думаю, и присносущная Его сила есть не Единородный Бог , но родший Отец. Учит же Апостол, что иная есть сила и премудрость Божия, именно являемая чрез Христа и извествуемая самими делами Его служения». И еще: «хотя присносущая Его сила и Премудрость, Которая по доводам истины оказывается безначальною и нерожденною, без сомнения, может быть одна и та же: но и многие, отдельно Им сотворенные силы, из которых Христос первороден и единороден, все подобно зависят от Создавшего, и все справедливо именуются силами самого Сотворшего и Приводящего их в действие. Например, Пророк говорит, что саранчу, посылаемую Богом в наказание за грехи человеческие, сам Бог называет не только силою Божьею, но и «силою... великою» ( Иоил. 2, 25 ). И блаженный Давид во многих псалмах не только Ангелам, но и силам повелевает хвалить Бога; и всех приглашая к песнословию, изображает их множество, не отрекается именовать их служителями Божиими, и учит их творить волю Божию» ( Псал. 102, 21 ; Псал. 148, 2–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

Та периодизация Антиохийской школы, которой в целом придерживаемся и мы, принадлежит ее наиболее основательному исследователю X. Кину 49 : Подготовительный период: от св. Феофила Антиохийского до муч. Лукиана Антиохийского. Первый период: от муч. Лукиана Антиохийского до Диодора Тарсского. Второй период: от Диодора Тарсского до Нестория. Третий период: от Нестория до перемещения ш колы из Антиохии в Эдессу. Как видно, недостатком этой периодизации является смешение ортодоксальных и гетеродоксальных движений в Антиохийской школе. С одной стороны, это можно обосновать тем, что на разных этапах они действительно были связаны друг с другом по линии учитель – ученик; но с другой стороны, как мы увидим ниже, ортодоксальная традиция имела те особенности, которые отличают ее от гетеродоксальных течений во всем их многообразии. Она традиционно соотносила себя с «Ветхим» и «Новым» Римом, т. е. с учением Латинской и Греческой Церквей, тем самым остерегаясь от регионализма в догматике. Монофизиты и несториане, напротив, систематически противопоставляли себя «румийцам», т. е. римлянам и грекам. Историю Антиохийской школы как сложную и противоречивую картину можно представить в виде таблицы: Таблица 1 Время Ортодоксы Гетеродоксы I в./2 пол. II в./2 пол. III в./1 пол. св. муч. Серапион Антиохийский Малхион Павел Самосатский III в./2 пол. св. муч. Лукиан Антиохийский, Дорофей Антиохийский IV в./1 пол. Евсевий Никомидийский Астерий Софист Евдоксий Евномий Евсевий Эмесский IV/2 пол. Диодор Тарсский IV – V вв. Феодор Мопсуэстийский Несторий V в./1 пол. Раббула Эдесский Ива Эдесский Севир Антиохийский Для периодизации Антиохийской школы имеет значение также политическая история Сирии. В этом регионе столкнулись интересы двух империй – Римской и Персидской. Обычно иранские монархи оказывали покровительство тем течениям христианства, которые в Византии оказывались раскольническими. Эта тенденция, естественно, совпадала с тем, что они по мере возможности способствовали усугублению этнических конфликтов на территории многонационального христианского государства. «С обострением борьбы с Ираном религиозные проблемы приобретали все более важное военно-политическое значение. Византия в своей борьбе все более энергично опиралась на христиан в Иране; последний, в свою очередь, также поддерживал оппозиционные религиозные группировки в Византии» 50 .

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/ant...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010