Эти отделы относятся непосредственно к третьему путешествию. Но в I главе исследования, имеющей вводный характер, истолкованы и Деян.18:18–21 , которые хотя относятся собственно ко второму путешествию, но описанные в них события имели однако большое влияние на план третьего путешествия. – Кроме этих отделов в исследовании обращено особенное внимание на Послание Ап. Павла к Галатам, оба к Коринфянам и к Римлянам, так как в них – источник сведений о тех, происходивших в тамошних церквах, явлениях, которыми вызвано было появление на свет этих посланий, написанных во время третьего путешествия. – Автор старался ни высказывать ни одной главной мысли, ни делать ни одного предположения касательно того или другого факта в жизнеописании св. Апостола Павла за время его третьего путешествия, не основывая их непосредственно на свидетельствах Священного Писания. – Так как предлагаемое исследование написано в описательно-повествовательной форме, но, однако носит отчасти и экзегетический характер, то для оттене- —11— ния последнего элемента все тексты и слова, буквально взятые из Свящ. Писания, печатаются курсивом; исчисления же стихов пред теми отделами, где содержится их истолкование, – не делается: тогда пред некоторыми главами пришлось бы поставить только один или половину стиха. I. Пособия для критического изучения священного текста: 1 . Novum Testamentum graece. Textum ad fidem testium criticorum recensuit, lectionum familias subiecit, e graecis codicibus manuscriptis, qui in Europae et Asiae bibliothecis reperiuntur, fere omnibus, e versionibus antiquis, conciliis, sanctis Patribus et scriptoribus ecclesiasticis quibuscunque vel primo vel iterum collatis copias criticas addidit, atque conditionem horum testium criticorum in prolegomenis exposuit, praeterea Synaxaria codicum Parisiensium typis excribenda curavit Dr. I. Mart Augustinus Scholz. – Vol. II: Actus Apostolorum, Epistolas Apocalypsin complectens. Lipsiae, 1836 468 . 2 . Novum Testamentum graece. Ad antiquissimos testes denuo recensuit, apparatum criticum omni studio perfectum apposuit, commentationem isagogicam praetexuit Constantinus Tischendorf.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ηροοιμιον, по Аристотелю 413 , Менандру и др. ораторам, мог быть двух родов – общий, κοινν, подходящий ко воем похвальным речам, и частный – διξον, вытекающий из специальной темы. Последний был, конечно, труднее. Обычный προοιμιον мог заключать в себя три ряда мыслей. Он их черпал „εξ πανου, κ προτροπς, κα κ τν προ τν κροατν» 414 . Оратор мог начинать или похвалой умершему, или выходить из положения слушателей, или говорить о тех затруднениях, какие ставит ему слово. Он мог развивать эти мысли в каком угодно порядке, и в каком угодно числе, т. е. все три или только одну или две. Приступ Астерия содержит краткое прославление „присных и первых учеников Христа, отцев Церкви наидостовериейших провозвестников Евангелия, беседовавших с Богом и принимавших слухом своим глас Божий» – Ап. Петра и Павла. Потом говорит о трудности для него этого слова, о своем опасении „оказаться слишком скудным по сравнению с чрезмерным величием предмета». Затем, как мы видели выше, св. Астерий опускает всю генеалогию. Он проходит молчанием три первые κεφλαι γκωμαστικα: πατρς, τ γνος, γνεσις 415 . Четвертый пункт – σις требовал от энкомиаста восхваления добродетелей тела и духа. Как христианский пастырь св. Астерий мог говорить только о последнем. Он восхваляет в Петре силу веры, сделавшую его камнем церкви. Следующие два энкомиастических пункта: νατροφ, и παιδεα, Астерий обходит молчанием. Потому вероятно, что сведения у христиан об ап. Петре в этом отношении были очень скудны. Притом, это был период дохристианской жизни апостола. Отметивши главную черту в характере Петра, св. Астерий прямо переходит к тому энкомиастическому пункту, который предписывал говорить о делах прославляемого лица. Этот λογος τν πρξεων содержит повествование о том, как ап. Петр „количественно умножал верующих», как заботился, чтобы „ученики вполне точно жили по заповедям закона», как творил чудеса 416 . Сказавши о деяниях апостола, Астерий делает замечание на опущенный им предшествующий пункт. Именно в порядке схемы, прежде деяний (πραξεις), нужно было бы сказать о занятиях (τ πιτηδεματα) апостола. Об этом св. Астерий говорит, описавши прежде деяния Петра, при свете которых уже не кажутся постыдными скромные занятия рыбаря Петра. „Да умолкнут язычники и евреи, ставящие в укор Петру бедность и пытающиеся умалить великого за то, что он был рыбарем» 417 .

http://azbyka.ru/otechnik/Asterij_Amasij...

Святой Астерий вступил в клир в пору своей зрелости непоколебимо убежденным в правоте намеченного жизненного пути. Местом его пресвитерского служения можно считать Амасию 8 , в которой тогда епископом был Евлалий, человек доброго сердца, твердо державшийся Никейской веры. Состояние Церкви в период пресвитерского служения святого Астерия было тяжелым. Арианство, несмотря на свое идейное поражение и внутренние разделения, продолжало волновать церковное общество. Находясь под покровительством государственной власти, ариане занимали храмы, изгоняли не согласных с ними епископов. По проискам ариан был лишен кафедры и епископ Евлалий. Можно думать, что после заточения архипастыря святой Астерий, будучи одним из влиятельных пресвитеров, принимал участие в руководстве общиной подобно тому, как в Антиохии после изгнания арианами епископа Мелегия православных возглавили Флавиан (впоследствии епископ) и другие пресвитеры 9 . Вероятно, поэтому после кончины епископа Евлалия на Амасийскую кафедру был возведен святой Астерий. Произошло это между 380–390 гг. 10 . Новому епископу пришлось приложить немало трудов, чтобы умиротворить Амасийскую Церковь , чтобы искоренить плевелы соблазна, посеянные еретиками, укрепить колеблющихся в вере, исправить худые нравы. Основную задачу своего проповеднического служения он видел не в отвлеченном догматствовании, а в практическом осуществлении евангельских правил жизни. В постоянных заботах о своей пастве святой Астерий достиг преклонного возраста и скончался в начале пятого века 11 . Святой Астерий не упоминается ни в мартирологах, ни в древних месяцесловах. Но его духовное наследие оказалось в центре внимания защитников православной веры. Седьмой Вселенский Собор в своих деяниях несколько раз ссылается на святого Астерия и для обоснования своих суждений об иконопочитании дважды приводит его Слово о святой мученице Евфимии 12 . Этот факт свидетельствует о том, что святой Астерий был известен в древности как человек, отличавшийся святостью жизни и чистотою веры. О том же говорит и высокое наименование, которым отцы Собора почтили Амасийского святителя, назвав его блаженным и богоносным 13 . Авторитетным также является свидетельство папы Адриана I (772–795), который в одном из своих посланий отмечает, что весь Восток почитал Астерия святым 14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Asterij_Amasij...

Преподобный Астерий был великий подвижник. Знатного происхождения, воспитанный в неге, он еще в юных годах презрел сладость привольной жизни в кругу друзей и знакомых, избрал суровую подвижническую жизнь и явился к пустыннику Иулиану, подвизавшемуся в Месопотамии. 88 Провидя духом будущее призвание юноши – руководить других к нравственному совершенству, он принял Астерия. На первых же порах Астерий обнаружил необыкновенную ревность к подвигам Господа ради, порываясь подражать своему великому руководителю. Преп. Иулиан имел обыкновение удаляться для больших подвигов в глубину пустыни на время от семи до десяти дней; Астерий просил старца взять его с собою в пустыню. Напрасно он отговаривал юношу оставить свое намерение, представляя ему трудность пребывания в пустыне среди страшного летнего зноя и при недостатке воды; юный ревнитель благочестия усильными просьбами убедил старца взять его с собою, сказав, что он готов все терпеть. С радостью последовал за старцем Астерий; но на третий день, палимый солнечным жаром, не имея, чем утолить мучившую его жажду, он стал изнемогать. Сначала юноша стыдился объявить старцу о своем страдании, но потом, ослабев и совершенно изнемогши, припал к ногам его и просил сжалиться над ним. Старец велел ему возвратиться назад. Когда же Астерий сказал, что ни пути, ведущего к пещере, не знает, да если бы и знал – не может идти, потому что силы его совсем истощились, человек Божий, снисходя к немощи его, преклонил колена и со слезами молил Господа спасти юношу. Господь, исполняющий волю боящихся Его, внял молитве раба своего; капли слез старца, упавшие в песок, превратились в воду; явился источник – и юноша, утолив нестерпимую жажду, ожил. Много лет провел Астерий в Месопотамской пустыне, соревнуя подвигам Иулиана. Наконец, повинуясь высшему распоряжению, Астерий оставил пустынные подвиги и основал Гиндарскую обитель, чтобы она служила местом спасения для душ, жаждущих горнего отечества. Любовь к отшельнику Иулиану в Астерии не ослабевала; несколько раз в год он посещал старца, предпринимая трудный и далекий путь в Месопотамскую пустыню.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Имея сострадательную любовь к заблуждающимся, святой Астерий в своих проповедях не проявлял склонности к полемике. Он видел, как многие христиане, увлеченные спорами, забывали о том, что от них требуется не только правое разумение и хранение догматов, но и непорочная жизнь. Поэтому, не вдаваясь в тонкие рассуждения о догматах, он призывает всех веровать в простоте сердца. Свое отношение к бесплодным словопрениям святой Астерий особенно ярко высказал в Похвальном слове святым апостолам Петру и Павлу. Сославшись на исповедание веры святого апостола Петра ( Мф. 16:16 ), он подчеркивает, что апостол «не начал с отдаленного какого-нибудь умничанья и дал ответ на вопрос, не подбирая круга силлогизмов и доказательств, как ныне обыкновенно делают говоруны о вере; но в простоте сердца кратко изложил он истину» 26 . Главное внимание святой Астерий обращает на практические вопросы, направляя своих пасомых к созиданию христианской жизни по заповедям Христовым, отвращая от гибельного пути «по стихиям мира» ( Кол. 2:8 ). Это были самые актуальные проблемы, которые требовали безотлагательного решения. Разделения и религиозные споры породили беспечное отношение к запросам морального порядка. Кроме того, многие в IV веке принимали христианство по житейским соображениям, нисколько не заботясь об изменении образа жизни. Приняв веру без глубокого убеждения, эти номинальные члены Церкви вносили диссонанс в духовную жизнь христиан и оказывали дурное влияние на окружающих. Среди христиан нередко бытовали языческие суеверия, обычаи, привычки и даже пороки, порожденные старым миром 27 . Против всего этого и вооружается Амасийский проповедник, поражая нравственные недуги своим пламенным словом. С особой «силой святой Астерий восстает против корыстолюбия, в котором он видит страшного врага, подрывающего основы добрых взаимоотношений между людьми. Он неоднократно обличает подверженных этому злому пороку. Против корыстолюбия им произнесены две проповеди , из которых сохранилась одна. Определив порицаемую страсть как «желание во всяком деле иметь более должного и принадлежащего» 28 , проповедник приводит много печальных примеров из ветхозаветной истории и указывает на пагубные следствия этого зла, от которого трудно избавиться. «Для домашних корыстолюбец неприятен,–говорит затем святой Астерий,–для друзей бесполезен, для посторонних несносен, для жены тяжелый сожитель, скупой и мелочнорасчетливый кормилец детей, дурной распорядитель собой... во всем имеет избыток и воздыхает как нуждающийся; не наслаждается предлежащим, а стремится к неимеющемуся; не пользуется своим, а направляет взоры на чужое» 29 .

http://azbyka.ru/otechnik/Asterij_Amasij...

Александром Александрийским и Афанасием 350 . Это большее, по сравнению с учением Ария, сближение, связывание Христа (Сына) с Богом (Отцом) в системе Астерия выражается также и в том, что Астерий, в отличие от Ария, не делал акцента на изменяемой природе Христа, из чего для Астерия следовало и положение о тождественности по воле между Богом-Отцом и Сыном, поскольку Сын совершенно послушен Отцу и с необходимостью всегда следует и исполняет Его волю. Траюуя Ин. 10, 30 («Я и Отец – одно»), Астерий следует пониманию Оригена 351 , согласно которому это место из Пнсания указывает на единство в воле Бога-Отца и Сына. Астерий пишет: Поскольку чего хочет Отец, того хочет и Сын, и Он не противоречит Отцу ни в волениях, ни в помыслах ( τοινοημασιν), но напротив того, во всем с Ним согласен ( σμφωνος), соблюдая тождество волений и преподавая учение сообразное и тесно соединенное с научением Отца, то в этом смысле Он и О гец – одно 352 . О том же имеется свидетельство у Маркелла: Ведь Астерии доказывал, что Отец и Сын одним и тем же являются только потому, что Они во всем согласны. Ведь Он говорил так: изза полного согласия в словах и делах, «Я и Отец – одно» 353 . Фактически, это Астериево понимание роли Сына означает, что Сын есть орудие Отца, посредством которого последний исполняет Свою волю в отношении сотворенного Им космоса 354 . В этом же смысле Астерий понимает и другое речение Христа, приводимое евангелистом Иоанном, опираясь на которое свт. Афанасий и его православные современники говорили о природной связи Отца и Сына: «Я в Отце и Отец во Мне» ( Ин. 14, 10 ). Астерий толкует это выражение следующим образом: Явно, что и Себя наименовал в Отце, и также Отца в Себе, означая тем, что и слово, Им преподаваемое, есть не Его Собственное, но Отчее, и дела суп» не Его собственные, но Отца, давшего Ему силу 355 . Представление о единстве воли Сына с Отцом, преломленное через учение апостола Павла о том, что Сын – «сияние славы и образ ипостаси» Отца ( Евр. 1, 3 ) и «образ Бога невидимого» ( Кол. 1,15 ), позволило Астерию развить важное в контексте арианских споров учение о Сыне как образе Отца. Свидетельства об этом учении Астерия сохранились во фрагментах из сочинений Маркелла:

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

9. Просвещенный Божией благодатью, он ясно провидел будущее совершенство этого юноши. И действительно, спустя много времени, призванный Божией благодатью наставлять других в той же добродетели, Астерий основал школу подвижничества в окрестностях Гиндара (селения близ Антиохии). Он привлек к себе и многих других подвижников любомудрия, и среди прочих – Акакия, мужа великого и, скажу даже, знаменитого. Этот Акакий отличался возвышенностью монашеского жития своего и воссиял светлыми лучами добродетели, когда удостоен был сана епископского и получил в пастырское окормление Верию. Управляя вверенным ему стадом Христовым пятьдесят восемь лет, он не отказался от образа подвижнической жизни и умел совместить добродетели отшельнические с общественными. Точным соблюдением подвижнических правил и домостроительной снисходительностью в делах общественных, он крайности соединил в одно целое. 10. Но ловцом и наставником людей для таких добродетелей был упомянутый Астерий, который так горячо любил великого старца Иулиана, что иногда по два раза, а иногда и по три раза в год предпринимал путешествие к нему. Отправляясь к учителю, Астерий обыкновенно запасал для братии смоквы, нагружал ими трех или четырех мулов, а два медимна смокв, собрав отдельно, взваливал на свои плечи и нес, как мул своего учителя. Нес же он эту тяжесть не десять и не двадцать стадий, а в продолжение семидневного путешествия. Однажды, увидев, как ученик несет мешок со смоквами на своих плечах, старец огорчился и сказал, что эти смоквы не будут употребляемы им в пищу, потому что несправедливо, чтобы Астерий переносил такой труд, а он наслаждался бы его потом. Когда же Астерий поклялся, что не сложит тяжести со своих плеч, пока старец не согласится принять принесенную ношу, то старец сказал: «Сделаю, как велишь, только прежде сложи поскорее с плеч тяжесть». 11. Здесь старец подражал первому из Апостолов, который, когда Господь хотел умыть его ноги, сначала отказался, торжественно утверждая, что этого не будет ( Ин.13:8–9 ), но услышав, что он не будет иметь части с Господом, если не позволит умыть себе ноги, не только это допустил, но и попросил умыть, вместе с ногами, и руки и главу. Подобным же образом и славный Иоанн Креститель, когда Спаситель требовал, чтобы он крестил Его, сначала исповедовал свое рабство и в ищущем крещения указал Господа, а потом исполнил приказание ( Мф.3:13–16 ) – не по дерзости, но из покорности Спасителю. Так и этот святой муж тяготился принять пищу, добытую трудом другого, но когда увидел горячее усердие оказавшего ему услугу, то предпочел эту услугу своей собственной воле.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Так даже самые высочайшие христианские догматы Астерий раскрывал нравственно-практическим методом. Но Амасийский епископ редко всходил на такие высоты христианского умозрения. Как богослова-моралиста его наиболее интересовали те догматические истины, которые стояли в близкой непосредственной связи с практической жизнью, определяли ее нравственное настроение и направление. Это – учение о загробной жизни, раскрываемое Астерием в „Беседе о Богаче и Лазаре», и Суде и мздовоздаянии 311 , о доброделании 312 особенно о почитании мощей и святых 313 . Этот последний догмат, наиболее относящийся к области практических отношений христианина, раскрыт Астерием с особой определенностью и ясностью. Об этом он говорит и в слове на мученика Фоку, и в похвальной речи арх. Стефану, и в панегирике Первоверховным Апостолам, и особенно в похвале мученикам. Значение и силу этого догмата Астерий раскрывает также чисто практически, с присоединением исторических свидетельств. Против „иудеев нового покроя» – евномиан, „бесчестивших мучеников», и „имевших больше отвращения к местам успокоения святых, нежели здравомыслящие люди к жертвенникам языческим и к нечистым и скверным местам бесов» 314 , Астерий говорит: „Разве вы не знаете, что начальник мучеников – Христос. Он первый пострадал и оставил рабам ревность Свою, а после Него пострадали Стефан ратоборец, названый так вследствие прославления своего у Бога, и все ученики и апостолы Христовы» 315 . „Знаю, что ты думаешь и скажешь, слыша это: „и я могу получить то же; если буду жить добродетельно, то ничем не буду хуже и буду почтен не меньше тех, которым теперь удивляются». Так подлинно: слова эти суть слова гордеца, оправдывающего себя по примеру известного фарисея и совершенно чужды смирения. Но слишком известно, что кто прежде не смирит себя сам, тот не поднимется на высоту: такова мысль Господа» 316 . Помощь и благоволение святых людям Астерий доказывает историческими примерами Елисея, Иосифа, вынесшего из Египта останки своего отца, свидетельствами из книг Моисеевых, Царств, из жизни Церкви Новозаветной, а особенно опытом современной ему жизни. „Каждый день явно совершаются одно за другим различные благодеяния мучеников, коими освобождаются страждущие от сатаны. Кто недавно лаял и подвержен был невыразимым несчастиям бешенства, те стали теперь здравомыслящими и мы видим на них силу предстательства святых, засвидетельствованную самым делом» 317 .

http://azbyka.ru/otechnik/Asterij_Amasij...

Устроение палатки есть вещественное пророчество о той Церкви, которую основало Слово Наше 466 . Праздник труб располагает души к готовности воскресения 467 . Не только типы, но и пророчества Ветхого Завета имеют в виду только христианские события и прежде всего Христа Спасителя. „Подготовление дела у пророков, окончание же у Христа 468 . Так, напр., Захария приоткрывает нам дверь великих тайн. Единородного под образом камня, имеющего семь взирающих очей, и под образом золотого светильника, на котором семь лампад и два ствола масличные 469 . Исцеление слепорожденного еще задолго прежде возвестил Исаия словами: Бог приидет, тогда отверзутся очи слепых ( Ис.35:4–6 ) 470 . Возмущение народов, царей и князей, поведанное нам псалмопевцем ( Пс.2:2 ), изображало гонения на христиан со стороны язычников и властей 471 . В псалмах, также и в Новом Завете, в Евангелии, нередко усматривает св. Астерий типы, прообразы будущего. „Может Бог из камней этих воздвигнуть чад Аврааму» ( Мф.39 ). Это типическое предсказание о преимущественном призвании в Церковь Христову язычников 472 . Силоамская купель предызображала Таинство Крещения 473 . Впрочем, здесь уже больше символ, чем тип. Как и вообще, у св. Астерия типология нередко разрешается в простую аллегорию. Напр., Навуфея Астерий сравнивает с Христом, распятым за Церковь 474 . Св. Астерий особенно любит находить мессианские указания. Образцом его типологического экзегеса служить толкование им V псалма. Давид, не имея возможности быть при кончине Христа, воспел этот псалом на погребение Его 475 . „Итак псалом этот есть погребальный», „о наследствующей». На кончину и смерть Христа написан он. Но он же говорит и о воскресении Бога – Слова: „яко к Тебе помолюся, Господи. Заутра услыши глас мой. Заутра предстану Ти, и узриши мя. Яко к Тебе помолюся» 476 . Здесь же св. Астерий находит изображение отношений Христа и Церкви. „Единородный жених, Христос и Наследник Отца, восстав от смерти, показал Своей Невесте, Церкви, богатство и наследство, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Asterij_Amasij...

9. Просвещенный Божией благодатью, он ясно провидел будущее совершенство этого юноши. И действительно, спустя много времени, призванный Божией благодатью наставлять других в той же добродетели, Астерий основал школу подвижничества в окрестностях Гиндара (селения близ Антиохии). Он привлёк к себе и многих других подвижников любомудрия, и среди прочих — Акакия, мужа великого и, скажу даже, знаменитого. Этот Акакий отличался возвышенностью монашеского жития своего и воссиял светлыми лучами добродетели, когда удостоен был сана епископского и получил в пастырское окормление Верию. Управляя вверенным ему стадом Христовым пятьдесят восемь лет, он не отказался от образа подвижнической жизни и умел совместить добродетели отшельнические с общественными. Точным соблюдением подвижнических правил и домостроительной снисходительностью в делах общественных, он крайности соединил в одно целое. 10. Но ловцом и наставником людей для таких добродетелей был упомянутый Астерий, который так горячо любил великого старца Иулиана, что иногда по два раза, а иногда и по три раза в год предпринимал путешествие к нему. Отправляясь к учителю, Астерий обыкновенно запасал для братии смоквы, нагружал ими трёх или четырёх мулов, а два медимна смокв, собрав отдельно, взваливал на свои плечи и нёс, как мул своего учителя. Нёс же он эту тяжесть не десять и не двадцать стадий, а в продолжение семидневного путешествия. Однажды, увидев, как ученик несёт мешок со смоквами на своих плечах, старец огорчился и сказал, что эти смоквы не будут употребляемы им в пищу, потому что несправедливо, чтобы Астерий переносил такой труд, а он наслаждался бы его потом. Когда же Астерий поклялся, что не сложит тяжести со своих плеч, пока старец не согласится принять принесённую ношу, то старец сказал: " Сделаю, как велишь, только прежде сложи поскорее с плеч тяжесть " . 11. Здесь старец подражал первому из Апостолов, который, когда Господь хотел умыть его ноги, сначала отказался, торжественно утверждая, что этого не будет (Ин.13,8–9), но услышав, что он не будет иметь части с Господом, если не позволит умыть себе ноги, не только это допустил, но и попросил умыть, вместе с ногами, и руки и главу. Подобным же образом и славный Иоанн Креститель, когда Спаситель требовал, чтобы он крестил Его, сначала исповедовал своё рабство и в ищущем крещения указал Господа, а потом исполнил приказание (Мф.3,13–16) - не по дерзости, но из покорности Спасителю. Так и этот святой муж тяготился принять пищу, добытую трудом другого, но когда увидел горячее усердие оказавшего ему услугу, то предпочел эту услугу своей собственной воле.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=854...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010