Как ни ясны и ни решительны выражения Астерия о Петре, однако, они весьма мало могут говорить в пользу тенденций Римско-Католической Церкви. Прежде всего очевидно, что это – похвальное слово, где по требованиям классической риторики должна была иметь место амилификация самая широкая, гипербола – самая свободная. Поэтому многие выражения носят просто неопределенный, повышенно-ораторский тон, в каком можно одинаково говорить и о Павле, и о Фоке, Иоанне и др. И действительно, многие выражения Астерия, напр.. о Первомученике Стефане очень близки и чуть не тожественны с выражениями о первоверховном апостоле. „Стефан – муж; начаток мучеников, учитель страданий за Христа, основание доброго исповедания» 159 . О мученике Фоке Астерий выражается, напр., так: „Столп и утверждение Божественных Церквей Вселенной, с того времени до ныне, в нем имеем мы, человеки! И из мучеников сей есть славнейший, имея первенство даже между наилучшими» 160 . Астерий был очень далек от мысли о приматстве апостола Петра, в римском смысле этого слова. „И не вознегодуешь на меня ты, Петр, не оскорбишься ты, Иаков, не опечалишься ты, Иоанн, если я не только сравню сего мужа (Стефана) с вашим любомудрием, но и захочу усвоить ему нечто большее» 161 . Хотя св. Астерий и называет апостола Петра „fidei petra, ecclesiae fundamentum ac basis,» но он тут же рядом с особенным ударением приводит слова ап. Павла о Христе: „никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос » ( 1Кор.3:11 ) 162 . Св. Астерий нигде ни слова не говорит о том, что мнимые преемники Петра будут обладать полнотою власти на небе и на земле. Нигде он не выражается в том смысле, что переданное Господом Петру преимущество его власти перешло к римским епископам. Одним словом – у св. Астерия мы не найдем ни одной черты, характерной для римского предания. Это тожество слов и полное различие мысли – в высшей степени примечательно. Это является ясным признаком того, что тогда ультрамонтанской мысли еще не было, что во второй половине IV века еще не существовало в Риме папистического культа ап. Петра. Неопровержимым доказательством этого является – почитание римлянами мученика Фоки наравне с Петром, по словам Астерия. „В царственном граде, главе Италии и царице мира, бывает всенародное торжество мученику и чествование, – есть там и храм знаменитый, великолепно украшенный. И не менее, чем Петра и Павла, Римляне почитают Фоку» 163 . У сторонника папистических тенденций не хватило бы смелости и решимости сопоставить вертоградаря с князем апостолов. Вообще св. Астерий не знает того понятия о святых, какое создал Рим. И римская сокровищница, наполненная заслугами, „opera supererogationis» ему совершенно неизвестна.

http://azbyka.ru/otechnik/Asterij_Amasij...

Из других упомянутых Филосторгием учеников святого Лукиана выделялся как богослов ещё Астерий. Он был достаточно известным писателем и личностью неординарной. Блаженный Иероним характеризует его так: “Астерий, философ арианской секты, написал в царствование Констанция толкования на Послание к Римлянам, на Евангелия и Книгу Псалмов и многие другие сочинения, которые весьма усердно читаются людьми, принадлежащими к его партии” 78 . Достаточно подробно говорит об Астерии и святитель Афанасий: “Некто же Астерий из Каппадокии, многоглавый софист, один из последователей Евсевиевых ( кп топ per€ EЩseb…ou), поелику в прежнее гонение при деде Констанциевом принес жертву и не мог быть введён в клир, то, с согласия последователей Евсевиевых и в угодность им, пишет сочинение ( равняющееся по дерзости его жертвоприношению, потому что приравнял в нём ко Христу, даже предпочёл Ему, гусеницу и саранчу, и говорит, что, кроме Христа, есть в Боге иная Премудрость, Зиждительница Христа и мира ( тоа Crismoa ka€ тоа kTsmou Он обошёл сирийские и другие церкви по распоряжению евсевиан, чтобы, однажды решившись отречься, и теперь ему дерзко восставать против истины. Так, на всё продерзливый человек проникал в места ему недозволенные и, сидя на месте клириков, читал всенародно своё сочинение, хотя иные и негодовали на него” 79 . Примерно в том же духе выдержано и сообщение Сократа: “Не­кто Астерий в Каппадокии занимался софистикой и потом, оставив её, объявил себя христианином и начал писать сочинения, которые доныне существуют и в которых содержится учение Ария, то есть что Христос есть Сила Божия ( Qeoa dЪnamin), подобно тому, как у Моисея силою Божией называется саранча, гусеница и другие, подобные сим творения. Астерий часто беседовал и с епископами, особенно же с теми из них, которые не отвергали мнений арианских, даже бывал на соборах, стараясь получить епископство в каком-либо городе. Но священства ( он не достиг, потому что во время гонения принёс жертву, а между тем, ходя по городам Сирии, читал везде написанные им сочинения ( lTgouj)” 80 . Как Сократ, так и Созомен 81 , ещё указывают, что Астерий был одним из главных оппонентов Маркелла Анкирского.

http://pravmir.ru/svyatoy-lukian-antiohi...

Однако эти различия не носили принципиального характера, поскольку, как то верно констатировал Д. Лебедев , вся аргументация Евсевия Никомидийского «такова, что с нею вполне согласен был и Арий. Вся полемика Евсевия направлена против учения о Сыне Божием как «нерожденном» или рожденном из сущности Отца» 998 . Использование Притч. 8,22–25 – места из Ветхого Завета, ключевого в арианских спорах 999 , – у Евсевия Никомидийского и Ария было тождественным. Это ветхозаветное высказывание употребляли в своей триадологии и доникейские богословы, сближая творение (creare) и рождение (generare) Премудрости, то есть Слова и Сына Божия, но они понимали creare в смысле generare. Арий же и Евсевий Никомидийский, наоборот, интерпретировали generare в смысле creare 1000 . Поэтому можно сделать вывод, что Евсевий Никомидийский достаточно ясно выражал именно арианские еретические взгляды и его близость к Арию объясняется не только (и даже не столько) дружественными личными отношениями, сколько общностью догматических воззрений (то есть заблуждений). 2. Астерий Софист Из других упомянутых Филосторгием учеников святого Лукиана выделялся как богослов еще Астерий. Он был весьма известным писателем и личностью неординарной. Блаженный Иероним характеризует его так: «Астерий, философ арианской секты, написал в царствование Констанция толкования на Послание к Римлянам, на Евангелия и Книгу псалмов и многие другие сочинения, которые весьма усердно читаются людьми, принадлежащими к его партии» 1001 . Достаточно подробно говорит об Астерии и святитель Афанасий: «Некто же Астерий из Каппадокии, многоглавый софист, один из последователей Евсевиевых ( ε ν τν περ Εσεβ ον), поскольку в прежнее гонение при деле Констанциевом принес жертву и не мог быть введен в клир, то, с согласия последователей Евсевиевых и в угодность им, пишет сочинение ( σννταγμτιον), равняющееся по дерзости его жертвоприношению, потому что приравнял в нем ко Христу, даже предпочел Ему, гусеницу и саранчу и говорит, что, кроме Христа, есть в Боге иная Премудрость, Зиждительница Христа и мира ( τν το Χρστο κα τον κσμον δημιουργικν), Он обошел сирийские и другие церкви по распоряжению евсевиан, чтобы, однажды решившись отречься, и теперь ему дерзко восставать против истин.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Астерий делал только натянутый и действительно нелепый вывод, будто, с точки зрения православных, Сын есть причина Божественности Отца, виновник (causa pro) того, что Отец есть Бог 101 . Кроме «Книжицы», которая послужила ближайшим поводом к появлению объемистого сочинения Маркелла Анкирского «О подчинении Сына» (Περ τς το υο ποταγς) 102 , Астерий, по свидетельству блаж. Иеронима (О знам. мужах, 94) написал толкования на Псалмы, Евангелия и Послание к Римлянам 103 , которые пользовались еще во времена Сократа (Церк. ист. I, 36) большим распространением, но не дошли до нас. [После второй мировой войны были изданы проповеди и фрагменты толкований на Псалтирь Астерия, а также его гомилии (панегирики) на Пасху. 104 Первое издание включает себя 31 гомилию (авторство некоторых из них сомнительно) и 27 фрагментов (часто весьма обширных), второе – 9 панегириков. Как отмечает Й. Кастен, находка и публикация этих текстов не только добавляют новую главу в историю арианства, но и позволяют несколько по-иному взглянуть на стиль антиохийской экзегезы, а также на личность и миросозерцание самого Астерия 105 . Р. Хансон, на основе анализа всех сохранившихся текстов Астерия, приходит к выводу, что в его учении наблюдаются слабые зачатки того «рационализма», который свое полное развитие получил в мировоззрении позднейших аномеев («неоариан») – Аэтия и Евномия. От Ария Астерия отличает отсутствие положения о создании Сына «из ничего», хотя он также признает тварность Сына, подчеркивая в то же время, что среди прочих тварей Он занимает исключительное место, поскольку через Него они все были созданы. Чтобы явить Себя людям и воплотиться, Бог должен был «умалить» Свое Божество, а этого нельзя было сделать Отцу, но только Сыну, вследствие чего Астерий резко разграничивает «ипостаси» (вероятно, тождественные «сущностям») двух Лиц Святой Троицы. Христологические и сотериологические воззрения Астерия особенно отчетливо проявляются в «Проповедях на Псалтирь». Здесь, хотя он и говорит о «вочеловечивании» Сына (νηνθρπησεν), однако не предполагает полноты человечества Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Saga...

1943 χρος 179:131, 180 и Комб. (М. и Acta S.), но 177: χορς, коему следует Слав.: якоже и съй, иже о нас священный лик, дом празднующих есть. 1948 Бароний думает, что Астерий допускает смешение с храмом Фоки Антиохийского. Henschenius допускает возможность обмена мощей Игнатия Антиохийского на главу Фоки. Если так, то Астерий смешал Антиохийского Фоку с Синопским, что было возможно по дальности расстояния Понтийской провинции от Рима. Но ничего нет невероятного и в том, что Римляне могли приобрести главу и Фоки Синопского. Во всяком случае ошибка мало естественна для Астерия, епископа Амасийского, которого митрополии была подчинена и Синопа. Естественнее ошибка в отношении к храму, которым некоторые считают церковь папы Маркелла, а по другим в этом храме хранилась глава Антиохийского Фоки. См. Acta Sanct. 299; Сергий Архиеп. Влад., Полный месяцеслов Востока, т. II. стр. 301–302. 1949 Важное свидетельство о том, что во второй половине IV века еще не было в Риме папистического культа Ап. Петра. 1952 αματος διψσα δικαου κεφαλν… 179:131, 180 и Слав. имеют препинание после δικαου: она бо кръве жадающи праведного, главу честну в играние испроси. Но отсутствие члена при δικαου позволяет согласовать и с αματος, т.е. жаждая крови праведной. 1957 В одном только 131: τν δραν (море – θλασσαν), но во всех других τν δραν (залив – μυχν, или πλαγον – море). У Strabo, Geographica, ed. Kramer, Berol. 1844–1852. lib. V. 1. §§ 1–8. vol. 1. p. 331. lin. 23–24: π το μυχο το δρον, p. 332. lin. 2; p. 333. lin. 2: πρς τν δραν, lin. 10–11: σχμα το δρου, π το δρον и др. Но Слав.: но и безстрашное секущеи, – по недостатку географического образования принимая собственное имя за нарицательное νδραν 1958 κα πρ γαου (πελγου) φερμενοι Слав.: и глубиною носимии, – сближая или с αγς – буря (и щит или Эгида Зевса, которою он потрясает, когда вызывает бурю), или с αγες (поздн.) – огромные волны морские. 1961 Издатель Acta Sanctorum находит тут преувеличение, так как мореходы Черного моря могли доходить до Эгейского и Адриатического морей, но едва ли они могли достигать Западного океана, а тем более – Восточного, так как для этого надобно было плыть вокруг всей Африки.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

310 Евстафий (ок. 355 – ок. 380 гг.) родился в Каппадокии, став епископом, ревностно вводил монашество в Понте и Армении. Основанная им секта монахов-евстафиан от-личалась строгим аскетизмом: они отвергали брак, не принимали мясную пищу, не причащались у женатых священников. Ок. 365 г. эта секта была осуждена на Гангрском соборе и вскоре после этого исчезла. Евстафий одно время примыкал к партии Василия Анкирского, но главным образом был последователем Василия Великого . Однако впоследствии он перешел в партию македониан. 311 У Иеронима в данном месте путаница. Василий Анкирский был лидером партии омиусиан, или василиан (по его имени), которые считали, что Сын совершенно подобен Отцу, в том числе и по самому существу. Главный же постулат македониан касался ипостаси Св. Духа: они или признавали его сотворенным, или как минимум не допускали наименование Св. Духа Богом (т.н. партия «духоборов»). Подробнее о македонианах см. комментарии к Геннадию, прим. 48. Возможно, что подобная путаница у Иеронима связана с тем, что Евстафий Севастийский, упоминаемый здесь же, будучи одно время последователем Василия Анкирского, впоследствии перешел в партию македониан. 312 Феодор был сторонником арианства и, как епископ Гераклеи Фракийской, был председателем (митрополитом) на соборе в Константинополе в 336 г., на котором, по поручению императора Константина I, разбирались воззрения Маркелла, православного епископа Анкиры. Поскольку на соборе было большинство ариан и сам Феодор был арианином, Маркелл был признан неправославным (ариане сами себя считали и называли православными), низложен и отправлен в ссылку. После Антиохийского собора 341 г. Феодор был среди трех арианских епископов, посланных к императору Константу для предъявления формулы веры собора. 314 Трифиллий (ум. ок. 370 г.), ученик святителя Спиридона Тримифунтского, был епископом города Левкусии. Трифиллий был родом из Константинополя и за добродетельную жизнь был поставлен епископом. 317 Астерий был ритором из Каппадокии, ученик Лукиана Самосатского. В гонение Диоклетиана он отрекся от христианства, а впоследствии опять вернулся в лоно церкви. Он был арианином и имел поддержку арианских епископов. Он составил свое учение, основой которого был анализ в софистических традициях догматов защитников никейского символа веры . Так, анализируя послание к римлянам, Астерий делает вывод, что если Сын есть ипостасная сила Отца, то Сын и есть ипостасная божественность Отца. Иными словами, Сын, по мнению православных, по словам Астерия, есть причина божественности Отца, причина того, что Отец есть Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Антоний. Антоний, монах, о жизни которого епископ Александрийский Афанасий написал большую книгу. Он отправил семь писем на коптском языке в различные монастыри, писем по-настоящему апостольских по своей мысли и языку, которые были переведены на греческий язык. Главное из писем — к арсиноитам. Жил Антоний в годы правления Константина и его сыновей. Василий Анкирский. Василий, епископ Анкирский, ученый медик, написал книгу против Маркелла, о девственности и ряд других работ, а в годы правления Констанция был вместе с Евстафием Севастийским, архиепископом Македонии. Феодор. Феодор, епископ Ираклии во Фракии, в годы правления императора Констанция опубликовал комментарии к текстам Матфея и Иоанна, Апостольским посланиям и Псалтири. Они написаны в изящном и ясном стиле и прекрасно передают ощущение истории. Евсевий Эмесский. Евсевий из Эмесы, имевший прекрасный риторический талант, написал несчетное количество работ, достойных вызвать восторг читателей. Они написаны в истинном историческом духе; его книги читались наиболее усердно теми, кто часто должен был выступать публично. Главные из этих книг — против иудеев, язычников и новациан, «Поучения о Евангелии», краткие, но многочисленные. Он жил в годы правления императора Констанция и умер при нем. Похоронен в Антиохии. Трифилий. Трифилий, епископ Ледры, или Левкотеона, на Кипре, был одним из самых красноречивых людей своего времени и выдвинулся во время правления Констанция. Я прочитал его комментарий на Песнь Песней. Говорят, что он написал много других книг, но ни одна из них не дошла до нас. Донат. Донат, последователи которого — донатисты — появились в Африке в правление императоров Константина и Констанция. Он утверждал, что Священное Писание было дано христианами язычникам во время гонений, и своей убедительностью ввел в заблуждение почти всю Африку, особенно Нумидию. Сохранились многие из его еретических книг. Среди них «О Святом Духе», произведение в русле учения ариан. Астерий. Астерий, философ, приверженец ариан, в царствование Констанция написал комментарии на Послание к Римлянам, на Евангелия и псалмы, а также много других книг, которые прилежно читают его единоверцы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3157...

Астерий делал только натянутый и действительно нелепый вывод, будто, с точки зрения Православных, Сын есть причина Божественности Отца, виновник (causa quo) того, что Отец есть Бог 219 . Кроме συνταγμτιον, которое послужило ближайшим поводом 220 к появлению объёмистого сочинения Маркелла Анкирского. Περ τς το υο ποσταγς, Астерий, по свидетельству блаженного Иеронима 221 написал толкование на Псалмы, Евангелия и Послание к Римлянам, которые пользовались ещё во времена Сократа большим распространением 222 , но не дошли до нас, кроме (?) толкования на 4-й Псалом, изданного Монфоконом на Греческом и Латинском языках в Novacollectio patrum. Parisinus, 1706, t.I, pp. 28–30. Евдоксий Германикийский Евдоксий Германикийский († 370), по Филосторгию 223 , происходил из Арабиссы в Каппадокии. Когда он родился неизвестно; однако есть основания сомневаться в достоверности Филосторгия 224 , что он был учеником мученика Лукиана. В 311-м году, когда Лукиан пострадал, Евдоксий вряд ли было больше 10-ти лет. Но совершенно вероятно, что Евдоксий вращался в среде лукиановских традиций и получил своё богословское образование в Антиохии. По сообщению Афанасия 225 (Hist. Ar.; Adv. monach., 4. M.P.G., 25:700), Евдоксий принадлежал к тем единомышленникам Ария в Антиохии, которых Евстафий Антиохийский отказался принять в клир. «По низвержению Евставия» он был – время не известно – возведён в сан епископа Германикийского. Как последователь партии евсевиан, Евдоксий принимал участие в Антиохийском Соборе 341 года 226 , а также вместе с Восточными в Сардийском (343–344 г.г.. Hilarius, Fragm. До 343 года не играл никакой выдающейся роли: анафема ортодоксальных участников Сардийского Собора игнорирует его. Только в 344-м году он выступает как посланец Антиохийского Собора 344 года, отправившийся вместе с тремя другими Восточными епископами на Западе, чтобы вручить тамошним епископам формулу этого Собора (так называемая κθεσις μακρστιχος) 227 . В последующее десятилетие Евдоксий завоёвывает всё более видное положение между евсевианами и принадлежит среди них уже к πισημτατοι 228 . Что он участвовал в Сирмийском Собор 351 года, это возможно, хотя и не доказано, ибо источник, на который в данном случай ссылаются 229 (Hilar. Fragm. 6:7, M.S.h.10, 692 А.), указывает на позднейшее присутствие Евдоксия в Сирмии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Глава 94. АСТЕРИЙ Астерий, философ, приверженец ариан, в царствование Констанция написал комментарии на Послание к Римлянам, на Евангелия и псалмы, а также много других книг, которые прилежно читают его единоверцы. Глава 95. ЛЮЦИФЕР КАЛАРИЙСКИЙ Люцифер, епископ Каларийский, Панкратий и Иларий, священники Римской церкви, были отправлены епископом Либерием к императору Констанцию послами. Когда Люцифер отказался осуждать веру Никейскую, как об этом пишет Афанасий, он был снова отправлен в Палестину, проявив при этом удивительную твердость и решимость принять мученичество. Он написал книгу против императора Констанция, которому и послал ее для прочтения. Вскоре после этого он вернулся в Каларию при императоре Юлиане. Умер при Валентиниане. Глава 96. ЕВСЕВИЙ ИЗ САРДИНИИ Евсевий, уроженец Сардинии, сначала причетник в Риме, а затем епископ в городе Верчелли. За веру в Христа был сослан императором Констанцием в Скифополис и затем в Каппадокию. Вернулся в церковь при императоре Юлиане и обнародовал комментарии Евсевия Кесарийского к псалмам, которые он перевел с греческого на латинский. Умер в годы правления Валентиниана и Валента. Глава 97. ФОРТУНАТИАН Епископ Аквилеи Фортунатиан, африканец по рождению, в царствование Констанция составил краткие комментарии к Евангелиям, разбитые на главы и написанные простым стилем. Фортунатиан является объектом всеобщей неприязни, потому что, когда Либерии, епископ Римский, был отправлен в ссылку за веру, Фортунатиан настойчиво убеждал его присоединиться к ереси. Глава 98. АКАКИЙ Акакий, слепой на один глаз и прозванный поэтому Одноглазым, епископ церкви в Кесарии Палестинской, написал семнадцать книг об Екклесиасте и шесть на разные темы, кроме того, множество трактатов по различным вопросам. Он был столь влиятелен при императоре Констанции, что сделал епископом Рима Феликса, занявшего место Либерия. Глава 99. СЕРАПИОН Серапион, епископ Тмуитский, который вследствие своей гениальности удостоился прозвища Схоласт, был близким другом монаха Антония. Опубликовал превосходную книгу против учения манихеев, а также книгу «О надписаниях псалмов» и «Полезные послания к разным лицам». При императоре Констанции был известен как исповедник.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Воскресенского самый этот материал является едва не на половину умноженных против прежнего. Так, кроме того, что при этой новой переработке прежнего материала, например, оказалось более удобным один список первой редакции текста Апостола перенести в область второй редакции (см. под Б. 11) и наоборот один список второй редакции в область первой (см. под A. 16) и под., в настоящем труде Г.А. Воскресенского мы видим привлеченными к научному исследованию и сравнению, независимо от прежних 32-х, еще вновь 23 списка Апостола, в том числе 12 списков для первой, пять для второй и шесть для четвертой редакции. «Правда, настоящий выпуск рассматриваемого труда обнимает лишь одно послание Св. Ап. Павла к Римлянам, но, во-первых, заключающееся в нем научное исследование касается текстов всего Апостола и даже отчасти Евангелия, а во-вторых, нам хорошо известно, что автор продолжает и доселе усердно трудиться над приготовлением к такому же научному изданию, как следующих посланий Св. Ап. Павла, так и Евангелия по основным спискам отдельных его редакций, как и обещал еще в 1891 году (см. журналы Совета Академии за 1891 г. стр. 51–57). По всем этим соображениям мы считаем вполне справедливым присуждение Г. А. Воскресенскому полной премии Митрополита Макария за его рассмотренный труд». XXVIII. Отзыв доцента Митрофана Муретова о том же труде профессора Григория Воскресенского. «Представляя книгу профессора Гр. А. Воскресенского: «Древнеславянский Апостол. Выпуск первый. Послание к Римлянам. Сергиев посад. 1893 г.» на премию Преосвященного Михаила, имею честь благопочтительнейше остановить внимание Совета Академии на нижеписанных достоинствах представленного труда: «1) Самостоятельность исследования не только по рукописным источникам, но и по выводам, к которым пришел автор на основании изученного им рукописного материала, – разумею —36— определение четырех основных и преемственно следовавших редакций древнеславянского рукописного текста Нового Завета. «2) Обширность и полнота изучения источников не только по 55 спискам Апостола, имеющимся в русских и заграничных книгохранилищах, но и по всем другим памятникам древнеславянской письменности, в коих находятся чтения апостольского текста.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010