Нав.17:12 .  Сыны Манассиины не могли выгнать жителей городов сих, и хананеи остались жить в земле сей. Нав.17:13 .  Когда же сыны Израилевы пришли в силу, тогда хананеев сделали они данниками, но изгнать не изгнали их. Из названных здесь городов полуколено Манассиино в начале своего поселения в доставшемся ему уделе не в состоянии было своими силами изгнать живших в них ханаанитян, а впоследствии, когда собралось с силами, не сделало этого потому, что нашло более выгодным иметь живших в них ханаанитян своими данниками. Таким образом, эти города и оставались в течение долгого времени по своему населению ханаанскими, каким был, например, Вефсан в конце царствования Саула, тело которого вместе с троими его сыновьями повесили филистимляне после Гелвуйской битвы на стенах этого города ( 1Цар.31:10 ), уверенные в том, что позор израильского царя найдет полное сочувствие в жителях этого города. Нав.17:14 .  Сыны Иосифа говорили Иисусу и сказали: почему ты дал мне в удел один жребий и один участок, тогда как я многолюден, потому что так благословил меня Господь? К повествованию о том, какой удел получили Ефремово колено и полуколено Манассиино и как они пользовались доставшимися им городами, библейский писатель присоединил изложение события, относящегося к этому последующему времени, и замечательного в том отношении, что в нем проявился особый характер потомков Иосифа. Таким событием было именно выражение пред Иисусом Навином с их стороны недовольства доставшимся им одним уделом как несоответствующим их многолюдству. По существу дела заявление это не имело основания и было несправедливо. На самом деле эти 1 1/2 колена не были так многолюдны, чтобы требовать большего удела. По последней переписи ( Чис.26:1–2 ) Ефремово колено имело взрослых мужеского пола 32 000, все Манассиино – 52 700, половина его, следовательно, могла иметь около 26 000, а в общей сложности они могли состоять из 58 000, между тем как Иудино колено имело 76 000, Даново – 64 400, притом полученный ими удел представлял хотя и гористую вообще, но весьма плодородную полосу земли благодаря тому, что находившиеся в нем горы не были очень высоки и скалисты, перемежались плоскогорьями и долинами, орошавшимися многочисленными источниками, а расстилавшаяся на западной стороне гор Саронская долина (от Кармила до Яффы) отличалась необычайным плодородием, которое эта местность сохранила и по настоящее время. При таком положении дела заявление указанных колен служило выражением только их самомнения и притязательности, которые неоднократно проявляли ефремляне и в последующие времена, ко вреду общенародной жизни ( Суд.8:1,12:1 и др.). На этот раз притязания дома Ефремова не привели к печальным последствиям благодаря мудрому отношению к ним Иисуса Навина.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Однако в Св. Писании нет основания для этого мнения, если не считать основанием то, что антихрист в книге Даниила ( Дан. 11:21 ) назван „презренным”. Источником этого мнения, было убеждение многих отцов Церкви, что дьявол , воздвигая антихриста, и сам антихрист будут стараться обманно подражать Иисусу Христу. В частности отцы учили, что дьявол будет подражать воплощению Сына Божия. Иисус Христос родился от девы, поэтому и дьявол произведёт своё орудие – антихриста также от девы. Но так как он не может произвести его от девы чистой и безмужней, то он устроит дело так, что антихрист родится от девицы, впадшей в блуд, произойдёт от незаконной связи её 94 . Св. отцы 95 учили также, что эта девица будет иудеянка, из колена Данова. Основания этого учения они находили в Св. Писании. Прежде всего – в пророчестве Иакова о Дане, которое Иаков изрёк при благословении своих сыновей: Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадает назад ( Быт. 49:17 ). „Сие пророчество, говорит один из наших противо-раскольнических писателей, я разумею так: путь – земное житие человека, который стремится возвратиться в своё отечество, откуда и вышел, в чертог небесных обителей; конь есть скоротекущий век от сотворения до скончания мира; пята коня – последние дни века сего, за которые змей-антихрист и ухватится зубами своими перед вторым Христовым пришествием” 96 . – Далее, в Апокалипсисе, в 7 главе, при перечислении запечатлённых рабов Бога, упомянуто их по двенадцати тысяч от каждого колена Израилева; но при этом колено Даново совсем не упомянуто и вместо него поставлено в числе двенадцати колен колено Левиино, – не упомянуто колено Даново, как бы не имеющее рабов Бога, думают, потому, что из этого колена произойдёт антихрист. – Третье место Писания, служащее к подтверждению рассматриваемого учения, – слова книги пророка Иеремии: От Дана слышен храп коней его. От громкого ржания жеребцов его дрожит вся земля; и придут и потребят землю и всё, что на ней, город и живущих в нём. Ибо вот, Я пошлю на вас змеев, василисков, против которых нет заговаривания, и они будут уязвлять вас, – говорит Господь ( Иер. 8:16–17 ). – Наконец приводят ещё пророчество Моисея о Дане, сказанное им при благословении перед своей смертью сынов Израилевых: Дан – молодой лев, который выбегает из Васана ( Втор. 33:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

П.П. Петрушевский Б. Самария Историческое значение страны, судьба царства Израильского и происхождение самарян. К северу от Иерусалима тянется дорога в Назарет и далее – в Дамаск. Дорога эта лежит чрез обширную и богатую естественными произведениями страну, известную как в древности, так и ныне под именем Самарии и занимающую центральное положение в земле обетованной. При разделении земли обетованной во дни И. Навина, страна эта досталась главным образом колену Ефемову, половине колена Манассиина и отчасти также колену Иссахарову. Отсюда она еще в древности носила название «горы Ефремовой» ( Нав.20:7; 21:21 ; 3Цар.12:25 ; 1Цар.7: 67 ), соответственно «горе Иудиной» в Иудее 28 . Славная участь была предсказана патр. Иаковом колену Ефремову, которое произошло от любимейшего из сыновей его: «Иосиф – отрасль плодоноснейшего древа, – говорил Иаков в предсмертном благословении Иосифу и его сыновьям Ефрему и Манассии, – отрасль плодоносного древа над источником; ветви его простираются над стеною... Оттуда Пастырь и твердыня Израилева, от Бога отца твоего, Который и да благословит тебя благословениями небесными свыше, благословениями бездны, лежащей долу, благословениями сосцев и утробы, благословениями отца твоего, которые превышают благословение гор древних и приятности холмов вечных...» ( Быт.49:22,25,26 ). В этом благословении, по указанию самого Иакова ( Быт.48:19 ), преимущественнейшее благословение должно было принимать колено Ефремово. Еще в период судей Ефремово колено становилось иногда во главе прочих колен ( Суд.8:1–3; 9–12 ), а с разделением царств оно приобрело первенствующее положение в Израильском царстве, сделавшись средоточием его, подобно тому, как Иудино колено с городом Иерусалимом было средоточием царства Иудейского. Многолюднейшее и богатое естественными произведениями страны царство Израильское высоко превознеслось, но уже в самом начале своего политического бытие изменило Богу истинному. Служение золотым тельцам в смешении с другими языческими обрядами здесь держалось непрерывно, и никакие обличение пророков (Илии, Елисея и др.) не могли вразумить и исправить гордых сынов царства Израильского, которые как будто обезумели от своего богатства и силы: «горе венку гордости пьяных Ефремлян, – говорил пророк Исаие в обличение жителей царства Израильского, – увядшему цветку красивого убранства его, который на вершит тучной долины сраженных вином! Вот, крепкий и сильный у Господа, как ливень с градом и губительный вихрь, как разлившееся наводнение бурных вод, с силою повергает его на землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Первое, с которым он столкнулся лицом к лицу, записано в книге пророка Исаии: «Скажите робким душою: будьте тверды, не бойтесь: вот Бог ваш , придет отмщение, воздаяние Божие, Он придет и спасет вас » ( Ис. 35: 4 ). «Как же это так?» – подумал он, – «Разве пришедший на землю Спаситель не был Иисус? Почему же в этом стихе сказано, что грядущим Спасителем будет Сам Всевышний?» Сезар не знал, как ответить на свои вопросы. Второе место также находится в книге пророка Исаии: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу (т.е. Иегове), прямыми сделайте в степи стези Богу нашему » ( Ис. 40:3 ). Об исполнении этого пророче-ства написано в Новом Завете, в Лук. 3:4 , где Иоанн Креститель свидетельствует, что сказанное в Ветхом Завете об Иегове относится к Иисусу Христу . Для Сезара, который мыслил логически, становилось понятно, что, приготовляя путь Иисусу, Иоанн готовил его не кому-то иному, как Самому Всевышнему Богу. Затем и третье пророчество, на которое он обратил внимание, было в книге Исаии: «Вот Господь (т.е. Иегова) Бог грядет с силою, и мышца Его со властию. Вот, награда Его с Ним и воздаяние Его пред лицем Его. Как пастырь Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей» ( Ис. 40:10–11 ). Исполнение его записано в Евангелии от Иоанна 10 -й главе, где Иисус назвал Себя добрым Пастырем. Сезар увидел, что Иегова Бог Ветхого Завета и Иисус Христос Нового – это один и тот же Пастырь. При мысли, о том, что всё это значит в сравнении с учением Сторожевой Башни о Христе, его охватила глубокая тревога. И, наконец, четвертое пророчество, которое Сезар обнаружил тоже в книге пророка Исаии, не принесло ему облегчения. Там написано: «Ко Мне обратитесь и будете спасены, все концы земли, ибо Я Бог, и нет иного. Мною клянусь: из уст Моих исходит правда, слово неизменное, что предо Мною преклонится всякое колено » ( Ис. 45:22–23 ). Он увидел, что в Ветхом Завете сказано, что всякое колено преклонится перед единым истинным Богом. А в Новом Завете, в Фил. 2:10–11 говорится, что всякое колено преклонится перед Христом и всякий язык признает, что Иисус Христос – Господь. Это были новые, важные открытия для Сезара.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/organiza...

Пс.77:60 .  отринул жилище в Силоме, скинию, в которой обитал Он между человеками; Пс.77:61 .  и отдал в плен крепость Свою и славу Свою в руки врага, «Отринул жилище в Силоме... и отдал в плен крепость Свою», т. е. Ковчег Завета, который для евреев служил знаком присутствия среди них Господа и с которым они выходили на войну. Здесь разумеется факт взятия филистимлянами Ковчега Завета в Азот ( 1Цар. 4:21, 5:1 ). Пс.77:63 .  Юношей его поедал огонь, и девицам его не пели брачных песен; «Девицам его не пели брачных песен» – в этой несчастной войне с филистимлянами так много погибло юношей, что не за кого было выходить замуж. Пс.77:64 .  священники его падали от меча, и вдовы его не плакали. «Священники его падали от меча» – разумеется смерть Офни и Финееса. Пс.77:67 .  и отверг шатер Иосифов и колена Ефремова не избрал, Пс.77:68 .  а избрал колено Иудино, гору Сион, которую возлюбил. Такое поведение Ефремова колена было причиной отвержения его Господом, избравшим для Своего обитания гору Сион и колено Иудино. Пс.77:69 .  И устроил, как небо, святилище Свое и, как землю, утвердил его навек, «Устроил, как небо, святилище Свое». Скиния, построенная Давидом на Сионе, своей красотой, размерами и богатством превосходила скинию в Силоме, почему она и называется писателем сравнительно с первой – небесной. Пребывание Господа на Сионе – вечно, поэтому ни одно колено не должно мечтать о перенесении Кивота Завета когда-либо в другое место. Пс.77:70 .  и избрал Давида, раба Своего, и взял его от дворов овчих Пс.77:71 .  и от доящих привел его пасти народ Свой, Иакова, и наследие Свое, Израиля. Пс.77:72 .  И он пас их в чистоте сердца своего и руками мудрыми водил их. В личности Давида отмечается простота его прежней жизни ( «взял от дворов овчих»), чистота нравственная ( «чистота сердца») и мудрость ( «руками мудрыми водил евреев»). Эти свойства противоположны тому, что обнаруживал Ефрем своим поведением – гордостью, непослушанием Господу и заботой о своем внешнем преобладании и властвовании над всем народом, почему избран и предпочтен ему Давид, умевший служить народу и понимавший, в чем его истинное благо.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Разве может быть у христиан разное Священное Предание? У нас церковнославянское, у других греческое и.т.д. и.т.п. Да ещё каждое в свою очередь такое изменчивое как язык. Например, на нашем ЦСЯ «Урод» - Вы знаете, кто это, а вот на польском – это означает очень красивого человека. Чье предание правильнее?   И ещё про слово «хранить». Очень наглядно: «убо блажени слышащии слово Божие, и хранящии е». (Лк.11:28) переводится на русский язык: «еще блаженнее слышащие слово Божие и соблюдающие его». Т.е. неправильно понимание слова приводит к неправильной Вашей позиции. Вы пытаетесь Охранять букву, а не соблюдать её. СОБЛЮДАТЬ Слово Божие должны ВСЕ христиане, говорящие на ВСЕХ языках. Об этом Священное Писание говорит: 1) дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и ВСЯКИЙ ЯЗЫК исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца; (Флп.2 5-11) 2) Ибо написано: Живу Я, говорит Господь: предо Мною преклонится всякое колено, и ВСЯКИЙ ЯЗЫК исповедает Бога. (Рим.14 11-12) 3) Мною клянусь: из уст Моих исходит правда, слово неизменное, что предо Мною преклонится всякое колено, Мною будет клясться всякий язык. (Ис.45 23).   Я привел точный перевод писания, менять понятие слова язык на «народ» нельзя. Это не позволяет сделать церковнославянский язык (буква юс малый, о чем я уже писал). Ксения, Москва 20 октября 2011г. 00:25 Спасибо псковскому владыке и отцам из епархиального управления. Низкий поклон. Хороший текст отзыва, ошибок в нем немного совсем. И это не главное. Главное - позиция настоящих пастырей. Спасибо и за то, что напомнили нам слова покойных Патриархов - Алексия и Пимена. А то сейчас такой балаган творится в Церкви, что... Виталий Мигузов, Воронеж 20 октября 2011г. 01:14 Слова патриарха Алексия II взяты из непонятного контекста. Он говорит о какой-то «насильственной акции». Разве проект ЦСЯ в 21 веке насильно кого-то заставляет отказаться от ЦСЯ? Более того патриарх Алексий II о изменениях – что они ДОЛЖНЫ БЫТЬ, но органичными и медленными. Где в обсуждаемом проекте какие-либо другие предложения?

http://bogoslov.ru/article/2197678

С полным сознанием необходимости национального единства, они искренно объявляли о своем братстве с ним по крови. «Вот, говорили они, мы кости твои и плоть твоя. Еще вчера и третьего дня, когда Саул царствовал над нами, ты выводил, и вводил Израиля, и сказал Господь тебе, ты будешь пасти народ мой, Израиля, и ты будешь вождем Израиля». Даже колено Вениаминово, собственное колено Саула отправило из своей среды 3,000 человек для заявления верноподданности Давиду. Радость была по этому случаю всеобщая, потому что в народном сознании слава Давида ожила вновь, и повсюду пересказывались все его подвиги, ставшие уже достоянием народного предания и народной поэзии. Верноподданность и честь новому монарху, выражаемый у новейших народов со стороны государственных чинов принятием торжественной клятвы, на востоке, с самых древних времен, выражались принесением подарков от народа вообще своему новому правителю, и такие приношения, конечно, в самых простых формах первобытных естественных произведений страны, стали в огромных массах стекаться к Давиду со всех пределов земли; даже колена Иссахарово, Завулоново и Нефеалимово щедро приносили подарки из отдаленнейших пределов севера ( 1Пар. 12:40 ). В Хеврон привозились огромный количества хлеба; на ослах, верблюдах, мулах и волах привозились мука, смоквы, изюм, вино, елей и пригонялось множество всякого крупного и мелкого скота. Все это было осязательным доказательством желания народа объединиться в дружную силу под главенством своего нового царя. Наконец представители всех колен на всенародном собрании, перечислив заслуги Давида для страны, торжественно провозгласили его царем над всеми коленами, после чего он окончательно был помазан на царство. Старое соперничество между Иудой и Ефремом было на время забыто, и разделения прошлого закончились искренним единением. На его сторону перешли и священники, и пророки. Доселе все превратности его жизни разделял с ним Авиафар, представитель младшей ветви дома Ааронова. Теперь колено Левиино, для оказания ему чести, выслало из себя 4,600 своих сынов, и вместе с ним от ветви Елеазара, первого сына Ааронова, явилась депутация в 3,700 священников.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Святые Отцы учили также, что девица эта будет иудейка, из колена Данова. Основания этого учения они находили в Священном Писании. Прежде всего в пророчестве Иакова о Дане, которое Иаков изрек при благословении своих сыновей: Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад ( Быт. 49, 17 ). «Сие пророчество, – говорит один из наших противораскольнических писателей, – я разумею так: путь – земное житие человека, который стремится возвратиться в свое отечество, откуда и вышел, в чертог небесных обителей; конь есть скоротекущий век от сотворения до скончания мира; пята коня – последние дни века сего, за которые змий-антихрист ухватится зубами своими перед Вторым Христовым пришествием» 243 . Далее, в Апокалипсисе, в 7 гл., при перечислении запечатленных рабов Бога упомянуто их по двенадцати тысяч от каждого колена Израилева, но притом колено Даново совсем не упомянуто и вместо него поставлено в числе двенадцати колен колено Левиино, – не упомянуто колено Даново, как бы не имеющее рабов Бога, думают потому, что из этого колена произойдет антихрист. Третье место Писания, служащее к подтверждению рассматриваемого учения,– слова Книги пророка Иеремии: от Дана слышен храп коней его, от громкого ржа ния жеребцов его дрожит вся земля; и придут и истребят землю и все, что на ней, город и живущих в нем. Ибо вот, Я пошлю на вас змеев, василисков, против которых нет заговариванъя, и они будут уязвлять вас, говорит Господь (8, 16–17). Наконец, приводят еще пророчество Моисея о Дане, сказанное им при благословении перед своею смертью сынов израилевых: Дан – молодой лев, который выбегает из Ва- сана ( Втор. 33, 22 ). Но кто бы ни были родители антихриста по своей вере, к какой бы нации они ни принадлежали, какое бы общественное положение ни занимали, можно признать за достоверное, что они будут люди нечестивые и сами будут происходить от людей нечестивых, что зло будет постепенно накопляться и возрастать в предках отца и матери антихриста из рода в род в течение долгого времени, и что поэтому природа антихриста наследственно будет напитана злыми свойствами и дурными наклонностями.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Ст. 11. …И сказал Господь Соломону... Я отторгну от тебя царство, и отдам его рабу твоему... Полагают, что на сей раз воля Божия объявлена была Соломону через посланника Божия; ибо непосредственных откровений он сделался уже недостоин. Может быть, сим вестником гнева Божия был тот же пророк Ахия, который вскоре затем облек Иеровоама царской властью над десятью коленами, отторгнутыми от царства Соломонова 496 . Грозный суд Божий на Соломона, некогда осыпанного милостями Господними, открывает нам непоколебимое правосудие и беспристрастие Господа Бога, воздающего каждому по делам его. Урок беспечным и коснеющим во грехах!.. Ст. 12. …Но во дни твои Я не сделаю этого ради Давида, отца твоего; из руки сына твоего исторгну его … (т. е. царство твое). Как отрадны и утешительны эти слова Господни должны быть людям благочестивым и святым! Они могут быть уверены, что милость Господня простирается не только на них, но и на чад их, и на отдаленное потомство. Непоколебимый и вечный в судьбах своих Господь благоволит, однако же, относиться к людям по-человечески, их желания и прошения выслушивает, и, вообще, их свободную, хотя и ограниченную, волю – щадит и сберегает рядом, так сказать, со Своей всесовершенной и неограниченной волей. Ст. 13. …И не все царство исторгну; одно колено дам сыну твоему ради Давида, раба Моего... Т. е., колено Вениаминово Господь обещает сохранить за царственным родом Иуды. «И весьма справедливо, – рассуждает блаж. Феодорит, – Бог соединил два эти колена. Как колено Иудино имело в себе царский род, так Вениаминово – храм Божий; потому что Иерусалим был жребием колена Вениаминова» 497 . К сим двум коленам присоединились впоследствии левиты, как служители истинной религии, а также немалое число истинных Израильтян, которые решились остаться верными Иегове и отринули Иеровоамово служение золотым тельцам. Ст. 26–39. В стихах 26 – 39 излагается речь пророка Ахии (Силомлянина), от имени Божия, к некоему Иеровоаму Ефремлянину – о том, что царство еврейское при сыне и наследнике Соломоновом должно разделиться на две части, и большая из них (десять колен) должна достаться сему Иеровоаму (третьему противнику Соломона). Речь пророка Божия предваряется краткой историей Иеровоама.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Умирающий Иаков, благословляя детей своих, когда дошла очередь до Иуды, четвертого из сыновей его, изрекает о нем и потомстве его следующее: Иуда, говорит старец, тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего. Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его? Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель и Ему покорность народов ( Быт.49:8–10 ). Смысл этого пророчества и по преданию иудейскому, и по толкованию свято-отечеству 375 есть тот, что колено Иудино до тех пор не перестанет иметь своих правителей и законодателей, пока не придет Примиритель (Шило), которому покорятся народы. Оно служило, таким образом, прекрасным добавлением ко всем прежним обетованиям и пророчествам, определяя, во-первых, уже в самом народе еврейском то колено, которое имело быть осчастливленным появлением среди него благословенного семени, и, во-вторых, время, когда должно было это совершиться. Так, действительно, и говорит о том история. Из всех колен Израилевых только одно колено Иудино и во время плена ( Есф.3:8 ), и после плена ( 1Езд.9:1, 8:25 ) не теряло прав ни жить по своим законам, ни иметь своих начальников. Оно потеряло их только со времени воцарения Ирода Идумеянина, но это время и было временем явления Мессии. Пророчество Валаама. Валаам был пророк, живший в Месопотамии. Призванный Валахом, царем Моавитским, проклясть Израиля, он, по вдохновению Духа Божия, вместо проклятия, изрекает благословение и дает следующее пророчество: Вижу Его, говорит пророк, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых. Едом будет под владением, Сеир будет под владением врагов своих, а Израиль явит силу свою ( Чис.24:17–18 ). О ком другом, и здесь, мог говорить пророк, как не о лице Мессии? Кто, кроме Него, мог быть настолько сильным и могущественным, чтобы пленить всех сынов Сифа или, что то же – весь род человеческий? К Нему и относимо было это пророчество и иудейским преданием, и христианскою церковию 376 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010