Палестиной и Иерусалимом. Владычество арабов сменилось владычеством турок. Западные христиане-католики, крестоносцы, на время освободили Иерусалим, но они воздвигли гонения на православных, и потому Господь оставил их. В сражении с султаном Сала-Эт-Дином на горе Блаженств, там, где Господь произнес Свою Нагорную проповедь, крестоносцы были разбиты: двести рыцарей окружали Крест и все двести погибли. Только лишь когда последний из них пал мертвым, мусульмане смогли захватить святыню. Через некоторое время за большой выкуп они вернули Крест христианам. Постепенно он был разделен на части и разослан во все концы мира в знак того, что Господь пришел, чтобы спасти всех, что благодать Его, как лучи солнца, освещает весь мир. Братия и сестры! Во времена императора Константина часть древа Животворящего Креста и один из гвоздей были посланы в Грузию. Сначала Древо хранилось в Манглисском храме, а затем части Животворящего Креста были вделаны в два креста, один из которых находился в Мцхете, а другой . в Джвари. Крест с частицей Голгофского Креста до сих пор находится в соборе Светицховели, на столпе с левой стороны, напротив алтаря. Что касается гвоздя от Креста Господня, то грузинский царь Арчил, выехав в Россию, взял эту святыню с собой. После его смерти грузинский царь Вахтанг IV, также эмигрировавший в Россию, просил императрицу Анну, чтобы этот гвоздь остался во владении грузинских царевичей, на что и получил разрешение. В настоящее время гвоздь находится в Сионском соборе, хранится в его алтаре. Братия и сестры! Много святынь в Грузии: хитон Господень, частицы Животворящего Креста, гвоздь, мощи святых, часть мощей св. великомученика и победоносца Георгия и даже глава апостола Фомы. Некоторые, правда, спрашивают: ²Ведь апостол Фома был замучен в Индии, как же в Грузии оказалась его святая глава? Дело в том, что в конце IV века часть мощей апостола Фомы была перевезена в Византию. Византийское правительство послало целый флот для того, чтобы взять эту святыню из Индии. Затем, вероятно, во время падения

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=1995

Его, как лучи солнца, освещает весь мир. Братия и сестры! Во времена императора Константина часть древа Животворящего Креста и один из гвоздей были посланы в Грузию. Сначала Древо хранилось в Манглисском храме, а затем части Животворящего Креста были вделаны в два креста, один из которых находился в Мцхете, а другой . в Джвари. Крест с частицей Голгофского Креста до сих пор находится в соборе Светицховели, на столпе с левой стороны, напротив алтаря. Что касается гвоздя от Креста Господня, то грузинский царь Арчил, выехав в Россию, взял эту святыню с собой. После его смерти грузинский царь Вахтанг IV, также эмигрировавший в Россию, просил императрицу Анну, чтобы этот гвоздь остался во владении грузинских царевичей, на что и получил разрешение. В настоящее время гвоздь находится в Сионском соборе, хранится в его алтаре. Братия и сестры! Много святынь в Грузии: хитон Господень, частицы Животворящего Креста, гвоздь, мощи святых, часть мощей св. великомученика и победоносца Георгия и даже глава апостола Фомы. Некоторые, правда, спрашивают: ²Ведь апостол Фома был замучен в Индии, как же в Грузии оказалась его святая глава? Дело в том, что в конце IV века часть мощей апостола Фомы была перевезена в Византию. Византийское правительство послало целый флот для того, чтобы взять эту святыню из Индии. Затем, вероятно, во время падения Константинополя, когда многие святыни из Греции были вывезены в соседние страны, глава апостола Фомы была перенесена в Грузию. Уже в XVII веке русский путешественник . иеромонах Арсений (Суханов) видел ее в одном из грузинских монастырей, о чем написал в своей книге ²Паломник. Голгофу, то место, где находился Крест Господень, враги Христа старались осквернить. Во II веке император Адриан построил на этом месте капище во имя языческой богини любви Венеры, где происходили гнусные обряды. Однако, братия и сестры, святыню невозможно осквернить, подобно как не может человек плевком своим погасить свет солнца. Святыню невозможно осквернить, подобно как золото, покрытое грязью, не теряет своей ценности.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=31&iid=199...

Уцелевшие же книги были без так называемых зачал, глав и стихов. Вследствие такой неполноты, разрозненности и искаженности книг священного писания, помянутый грузинский царь Арчил, сын царя Вахтанга V, в проживание свое в Москве, собрав и приведя в порядок те книги, сличил их с славянскою Библией и не достававшие в них места восполнил; книги же Иисуса, сына Сирахова и Маккавейские он перевел на грузинский язык со славянской Библии. Тем и закончились труды царя Арчила в данном деле († 1712 год). Собственно, к печатанию труда Арчила приступил царь грузинский Вахтанг VI, который действительно и напечатал в основанной им в Тифлисе типографии кое-что из пророков, Псалтирь и Новый Завет , не успев докончить остального по случаю переезда в Москву и последовавшей смерти его. Неоконченность труда царя Арчила, а равно и то обстоятельство, что в оный (труд), вследствие небрежности переписчиков, вошли некоторые отступления от текста, пропуски целых стихов, а то даже и лишние фразы, а равно отсутствие подразделения на стихи, – все это заставило царевича Бакара Вахтанговича пересмотреть тщательно труды Арчила и Вахтанга VI и заняться новым сличением грузинской Библии и исправлением текста её. Для приведения сего в исполнение была составлена целая комиссия во главе с царевичем Вахуштием (брат Бакара), человеком образованным, из следующих лиц: иеромонаха Христофора Гурамишвили, придворных священников Филиппа и Давида и мдивани (секретаря) Мелхиседека Кавкасидзе, который впоследствии был в типографии надсмотрщиком и заботился о том, чтобы печатание было исполнено без ошибок. Кроме того, в комиссии этой принимали живейшее участие митрополит Афанасий Тифлисский, князь Д. Цицианов, отец известного кавказского героя и первого в нашем крае главнокомандующего, и архиепископ Иосиф Самебели, бывший наместник новгородского архиепископа Феофана Прокоповича и Юрьевского монастыря священно-архимандрит, который, по просьбе царевича Бакара Вахтанговича, был перемещен Святейшим Синодом специально для присутствия в этой комиссии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

поставил казначея архиерейского дома иером. Сильвестра (Холмского впосл. митрополит Казанский), летом 1701 г. перевел его настоятелем в Юрьев новгородский мон-рь . 19 авг. 1700 г. Петр I объявил войну Швеции и двинул войска к Нарве. В Новгороде царь находился с 30 авг. по 8 сент. (И. послал за ним в Бронницкий ям судно), а затем с 23 нояб. по 6 дек. того же года. В одном из писем военного времени И. убеждал царя: «Сице бо Всесилному Богу обычай не в начале посылати просимое. Но егда умножатся знамения отчаяния, егда возрастут, егда уже не останется малейшая часть упования, тогда внезапо все Всесилный Бог прелагает к желанию просящего, яко же и при граде Иерихоне бысть» (РНБ. Соф. 1427. Л. 31 об.). Духовное попечение митрополита простиралось и на взятых в плен под Нарвой рус. генералов и офицеров, к-рых долго удерживали в Швеции. Он многократно писал царевичу Александру Арчиловичу, кн. И. Ю. Трубецкому, морально укрепляя их и «всех, сущих в страданиих прочих сынов наших». После обмена пленными царевич скончался 2 февр. 1711 г. по пути в Россию, а его отец, имеретинский царь Арчил, обратился к И. за помощью в получении разрешения на погребение сына в Москве. Хлопоты митрополита длились ок. года. Когда гроб наконец прибыл в Новгород, И. 16 марта 1712 г. совершил отпевание в Софийском соборе и повелел поминать царевича «во многих монастырех, по соборам и по приходским церквам». И. принадлежит исключительная роль в организации обороны Новгорода зимой 1700/01 г. Его «Наставление воеводе на случай осады Новгорода от шведов» 17 дек. 1700 г. содержит обширную программу мероприятий как церковного, так и военно-стратегического характера. В 1701 г. духовенство участвовало в спешном строительстве земляных бастионов Новгорода и Пскова, пример патриотизма подал И., трудившийся вместе с народом. В 1702 г. ген.-фельдмаршал Б. П. Шереметев , одержав победу в Лифляндии, поспешил уведомить о ней митрополита. По благословению И. в храмах и мон-рях епархии совершались благодарственные молебны.

http://pravenc.ru/text/578172.html

Иногда грузины, и правда, ведут себя как дети. Дети не умеют любить наполовину, дети любят всем сердцем. Таких любит Бог, а враги ненавидят. Для хороших политиков грузины слишком искренние и простодушные. Когда я выучился читать, бабушка подарила мне три книги: «Грузинские народные новеллы», по которым Православие можно учить, как по катехизису: роман «Бесики», посвященный грузинскому поэту и известному политическому деятелю, в честь которого меня назвали, заключившему мир с Россией на вечные времена, и «Иверский патерик» Михаила Сабинина – о жизни грузинских святых. Они были плохими политиками, эти великие грузинские святые, воевавшие с Чингисханом и Тамерланом, турками и Османской империей. Плохим политиком был царь-мученик Иверский Арчил II, который вместо того, чтобы склониться перед османскими захватчиками, выбрал смерть за Христа. Мученики князья Аргведские Давид и Константин, великомученица царица Кахетинская Кетевани, святая мученица царица Ранская Шушаника, благоверный царь-мученик Карталинский Луарсаб, мученик-князь Бидзина Чолокашвили, князья-мученики Элисбар и Шалва, эриставы Ксанские, мученик князь Константин, мученик князь Шалва, правитель Ахалцыхский. Цари и князья, которые предпочли сытой жизни предателей мучения и смерть за Христа, Которому с детства посвящали свой род и своих детей. Современному человеку трудно такое понять: как можно отказаться от царского трона, власти и богатства ради каких-то там религиозных убеждений? Но на этих убеждениях стоит Грузия, ее менталитет и культура, и без этого ее не понять. Светицховели Как это: грузин – и не православный? Да грузин ли он вообще? Мои родители венчались в главном храме страны – Светицховели, где помазывали на царство всех грузинских царей. Это было в 1972-м, когда о религии в Советском Союзе говорили только на лекциях по научному атеизму. Несмотря на официальную коммунистическую идеологию, традиции Православия в старинных грузинских семьях соблюдались всегда. Все мои грузинские дедушки, бабушки, тети и дяди, братья и сестры крещены с раннего детства. Как это: грузин – и не православный? Да грузин ли он вообще? Надо видеть, как там почитают и любят священников! Если отец ехал в школу к классной учительнице моего младшего брата Мишико, то резал барана, если же ехал к священнику – резал двух. До сих пор помню разговоры за семейным столом на Старый Новый год, который первый раз я тоже встречал в Тбилиси, где его отмечают, как у нас Новый. «А мы нашему батюшке новую машину купили!» – «Вах, какие молодцы! Зато мы нашему новый дом строим!» Грузинский священник знает всех прихожан до седьмого колена, в каждом доме – желанный и дорогой гость, который пользуется у людей куда большим авторитетом, чем самые известные политики. Политики кому-то нравятся, кому-то нет, а священников любят все!

http://pravoslavie.ru/93112.html

«Эти кости дали название целой лавре, – отвечал он, благоговейно поднимая и целуя каждую из них. – Посмотрите, какие еще рубцы на них видны, и язвы сии источали некогда миро; это были действительно мученики (Моцамети), положившие живот свой за Христа, и еще в какую священную минуту, в ночь Пасхи! Немного собрано тут костей, но вы ужаснетесь, если услышите, что шесть тысяч святых отцов наших избито было тут мечом персов. Братия двенадцати обителей пустыни Гареджийской имели искони обычай собираться на вечер субботний в сию лавру, большую из всех, чтобы здесь торжествовать храмовый ее праздник Светлого Воскресения. Шесть тысяч иноков все вместе, со свечами в руках обходили малую церковь на вершине горы, построенную по образцу часовни Св. Гроба, и воспевали радостное: «Христос воскресе из мертвых!», не воображая, как они сами были уже близки ко вратам небесного царствия. Это была страшная година нашествия шаха Аббаса Персидского. Далеко из-за Куры, на краю обширной степи Карайской, увидел он ночью необычайное освещение, огни, движущиеся на вершине горы, там, где предполагал совершенную пустыню. «Что за огни?» – спросил изумленный шах. Ему отвечали: «Это отшельники Гареджийские празднуют свою Пасху». «Истребите их!» – сказал ненавистник имени Христова. Напрасно более человеколюбивые из его вельмож представляли шаху, что пустынники не носят оружия и никому не враждебны, a, напротив того, за всех молят Бога, и что самый пророк велел щадить таких молитвенников. Кровожадный шах не хотел внимать никакому ходатайству и послал немедленно отряд конницы через Куру, в степь Карайскую. К рассвету прискакали убийцы в лавру, когда уже вся братия успела приобщиться Св. Тайн за ранней литургией Пасхи, и таким образом приготовленные к вечности встретили мученическую кончину. С тех пор опустела большая часть обителей, и только Давидова и наша удержали своих иноков. Мы совершаем память шести тысяч избиенных отцов на другой день Пасхи по тому примеру, как празднует вся церковь избиение Св. Отец в Раифе и Синае и в лавре Св. Саввы. Католикос Антоний старший написал для них канон и стихиры, а благочестивый Царь Кахетинский Арчил собрал здесь святые кости мучеников и соорудил над ними сию малую церковь.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Скромная трапеза была приготовлена для нас под роскошною тенью смоковницы; все пили из серебряных кубков, один за здравие другого, передавая кубок поочередно соседу с низким поклоном. Это радушное угощение, посреди развалин, было также исполнено поэзии Омирической. Тогда приступили мы к осмотру развалин. Арчил Дадиан прежде всего ввел нас в устье сквозной пещеры, и по её крутому извивистому спуску, совершенно нечаянно вышли мы к водам Техуры; но здесь река казалась озером, потому что она образовала правильную дугу между крутых берегов, поросших лесом, и не было видно ни откуда, ни куда течет она в этом овальном водоем, будто бы нарочно устроенном руками человеческими, для великолепной царской купальни. Подземный проход сей тайно доставлял воду жителям нижнего города и замку, построенному на скате холма, и в самый вышгород подымали ее на вьюках, вдоль гребня крепостной стены. Мы возвратились опять на пространный луг, огражденный бойницами, и взошли в единственную церковь , уцелевшую посреди развалин. Она складена, частью из дикого камня, частью из кирпича, и, по своим византийским формам, являет глубокую древность. Можно согласиться с мнением ученых путешественников, которые относят ее ко временам Иустиниана, ибо известно по истории Прокопия, что он соорудил церковь у лазов, когда царь их обратился в христианство ; и так эта церковь может быть VI века и вероятию посвящена была Богоматери, как большая часть храмов Иустиниановых. По здесь она носить название сорока мучеников, потому что в правом приделе показывают сорок кружков, правильно расположенных на помосте, где будто бы погребены священные останки страдальцев севастийских. Местное предание называет даже озером сорока мучеников ту живописную часть реки Техуры, которою мы любовались из подземелья, и утверждает будто бы они пострадали на этом месте. На чем-нибудь, однако, должно быть основано такое предание: если, быть может, императором Иустунианом, даны были частицы мощей св. мучеников, для нового храма, и там положены они, по образцу их погребения в Севастийской церкви: то не мудрено, что благочестие новообращенных христиан искало себе усвоить и поприще их страданий; самая необычайность Техурского водоема располагает верить его таинственному назначению.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Князья Церетели, имеющие свою резиденцию в селении Сачхере, в верхней части Шорапанского уезда и владеющие в 12 вер. от Сачхере монастырем Джручи, считают себя древними выходцами из Дагистана. Так или нет, не знаем; но ранее исхода XVII в. они мало известны, около этого же времени они выдвигаются и главным образом в лице Зураба Церетели, который при царях Соломоне I и II играет первенствующую роль в судьбах Имеретии. «Он сделался, говорится в летописи, первым лицом Имеретии и сахлт-ухуцесом царского дома, тяготевшего к России был послан в 1774 г. к императрице Екатерине» (H. de la G., II, 2 livr., , 296). Брачные союзы его с царями Имеретии и Грузии и дадианом Мингрелии еще более упрочили весь и значение его дома. Что имеретинские царь Соломон I, католикос Иосиф и царевич Арчил были родные братья, это несомненно (H. de la G., II, livr., 644): что Марфа и Кетвань, дочери, как из нашей записи усматривается, Зураба Церетели от Тамары, были – первая за владетелем Мингрелии Леваном V, а вторая за царевичем грузинским Григорием Георгиевичем, это тоже не подлежит сомненю (ib., 636 и 648); но на каком основании «дочь дадиани Георгия» называет себя cecmpoq Соломона I? Не по свойству-ли, ибо жена Соломона I Мариам была дочью дадиани Отии, отца Георгия, а Тамара приходилась Отии внучкою? (ib., 648, 649). 8 . Жизнеописание Богоматери. Пергаментный манускрипт в 16 долю листа, писанный церковно-строчным алфавитом с следующею, в нескольких местах, письмом текста, припискою: «Христе, помилуй Иована Киа», а в конце манускрипта: «Писано сие душу просвещающее жизнеописание Божией Матери в монастыре св. Саввы Джеракумском...» Продолжение, к сожалению, утрачено. Характер письма весьма древний, напоминающий знаки алфавита IX–X вв. Ни Киа, ни Джеракуми ни разу еще не встречались; но едва ли следует сомневаться, что Джеракум находился при знаменитой обширной обители св. Саввы в Палестине, в которой с самой глубокой древности грузинские иноки занимались переводом с греческого на грузинский язык творений отцов церкви и перепискою их (Цагарели, памятники грузинской старины в св. Земле и на Синае, Спб., 1888 г., стр. 126–127).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Бодбийский женский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Бодбийский женский монастырь Бодбийский монастырь (монастырь святой равноапостольной Нины) — ставропигиальный женский монастырь Грузинской Православной Церкви, основан в IV веке. Расположен в пределах Бодбийской епархии. Содержание История [ править править код ] По сведению грузинской летописи «Обращение Картли», постройка церкви над могилой святой равноапостольной Нины относится ко времени царствования св. блгв. царя Мириана: основав здесь женский монастырь, царь пожертвовал ему много селений и земель. Царская династия Кахети и Картли особо заботилась о материальном обеспечении и благосостоянии монастыря. Можно полагать, что до 1230-х гг. Бодбийский монастырь оставался значительным христианским центром Грузии. С 1230-х гг. по XV в. сведений о монастыре не сохранилось, что связано с вторжениями монголов и сильным разрушением как епархии, так и монастыря. В XV в., с образованием самостоятельного царства Кахети, Бодбе вновь обрел былую славу религиозного центра. Однако, уже в XVI в. положение вновь резко ухудшилось в связи с иранской экспансией, что привело к упразднению женского монастыря. Но правящая династия всегда проявляла особую заботу о Бодбе - своим попечением известны цари Леван (1520-1574), Александр II (1574-1605), Теймураз I (1606-1616, 1634-1648), Арчил II (1664-1675), Теймураз II (1709-1715, 1733-1744, 1744-1762), Ираклий II (1744-1762, 1762-1798), Георгий XII (1688-1703), а также другие члены царской семьи – царевич Теймураз, внук царя Левана, царевна Елена (сестра Ираклия II) и царица Кетеван (жена Георгия XII), что проявлялось в пожаловании драгоценной церковной утвари, рукописей и книг, укреплении и возобновлении монастырских церквей и помещений, в освобождении от государственного налогообложения, даровании сел и значительных земельных владений. По сведению немецкого ученого и путешественника Иоганна Гюлдендштедта, ко времени посещения им Бодбе в 1772 г. здесь уже действовала мужская обитель, упраздненная после кончины последнего бодбели Иоанна (Макашвили) в 1837 г.

http://azbyka.ru/palomnik/Бодбийский_жен...

Храм мон-ря Цилкани В памятнике церковного права XIII в. «Освящение мира» содержатся сведения о том, что царь мч. Арчил I и католикос К. Михаил II (774-780) установили иерархический порядок архиереев ГПЦ. Однако историки считают, что документ отражает более позднюю ситуацию. Согласно источнику, «когда коронуют царя и [он] садится на трон, епископы садятся согласно такому чину: прикажет католикос Картлийский и сядет справа от царя, на троне с сафьяном и подушкой; войдет Чкондидели и сядет слева от царя, с сафьяном и подушкой; войдет великий митрополит Сомхитский и сядет ниже католикоса, с сафьяном и подушкой; войдет архиепископ и сядет ниже митрополита, с сафьяном, без подушки» (ПГП. 1965. Т. 2. С. 47-48; Груз. док-ты IX-XV вв. 1982. С. 82). Т. о., высшее положение в иерархии ГПЦ занимали архиереи К.: митрополит Сомхитский и архиепископ Картлийский (Самтаврский). Далее в документе перечислены архиереи К., Кахети-Эрети, Тао-Кларджети и Сев. Армении. Согласно «Распорядку...», епископы К. занимали в иерархии следующие места: манглели (Манглисский) - 16-е, цинцкароели (Цинцкаройский) - 17-е, цилкнели (Цилканский) - 19-е, урбнели (Урбнисский) - 21-е, мровели (Руисский) - 22-е, самтавнели (Самтависский) - 23-е, никозели (Никозский) - 24-е, болнели (Болнисский) - 26-е, тбилели (Тбилисский) - 29-е, цалкели (Цалкский) - 30-е, дманели (Дманисский) - 33-е. Всего в источнике перечислены 35 архиереев, включая католикоса. С течением времени грузинская иерархия в связи с возвышением и падением отдельных архиереев, а также с введением различных должностных институтов претерпевала изменения. В кон. XVIII в. Самтаврский, Тбилисский, Руисский и Цилканский архиереи имели титул митрополита, Манглисский - архиепископа, Урбнисский, Самтависский и Никозский - епископа. На протяжении всего средневековья границы епархий ни разу не совпадали с адм. делением, что является одной из особенностей церковной географии Грузии. Нашествия монголов и других кочевых племен; образование царства К. Храм Эртацминда, во имя вмч. Евстафия Плакиды

http://pravenc.ru/text/1681187.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010