При первых лучах зари бычки сами встали, как вкопанные, на месте, как будто невидимая рука удерживала их. Они остановились на уступе скалы над обрывом, на месте, которое казалось предназначенным для крепости, защищающей подступы к городу. Здесь воины погребли тела князей. Впоследствии над их могилой был основан монастырь, названный Моцамета – обителью мучеников. Их кости лежат в одной гробнице, подножием которой служат деревянные львы. Память Арагветских князей окружена благоговейным почитанием. В праздник Давида и Константина 21 к монастырю стекаются богомольцы из всех концов Западной Грузии, и гробницу мучеников окружает народ более многочисленный, чем боевая дружина, когда они вступили в бой с Мурваном. Царь Арчил взошел на трон, как на подножие креста. Его долголетняя жизнь была духовным мученичеством за свой народ. Страшное испытание постигло Грузию, едва лишь он надел на свою голову корону Вахтанга Горгасала и взял в руки скипетр, словно жезл Самуила – неподкупного судии. Вторжение Мурвана, одно имя которого наводило ужас на Востоке, было подобно смерчу из аравийской пустыни. Арчил со своим старшим братом Миром укрепились в Анакопии, как в орлином гнезде. Началась тяжелая осада. В крепости находилась могила апостола Симона Кананита. Молитвы его защищали город, как молитвы пророка Елисея – окруженную сирийскими войсками Самарию, и поэтому Анакопия оказалась для победителя Востока непреступной. Кровавый меч Мурвана, ударившись о стену Анакопии, как о скалу, притупился и изогнулся. Удача, которая казалась подругой халифа, отвернула от него свое лицо. Арабская конница завязла в болотах Колхиды, как войско Ксеркса в песках Сахары, и только остатки ее возвратились в Халифат. Наступил мир, как день после долгой ночи, но само солнце ужаснулось, увидев страну обезлюдевшей и разоренной, как поле, с которого поднялись тучи саранчи. Царь Арчил дал народу то, что мог – свое сердце и остатки царских сокровищ, и взял то, что дал ему народ – чашу, наполненную слезами. В годы мира царь Арчил поднял страну из руин и собрал народы под сенью Столпа и Хитона Господня. Когда возводились стены разрушенных городов, рядом с каменщиками-мастерами лежали щиты и копья на случай военных тревог, а крестьянин, выходя в поле, брал с собой не только серп, но и меч.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Подобными действиями своими Арчил прервал все отношения и союз с персами и стал, таким образом, их непримиримым врагом. Изгнанные маги с жалобой обратились к правителю Рани – области, снова вошедшей в состав Персидского царства, – Барзабоду, прося его заступничества. Упомянутый правитель немедленно выступил против царя. Вскоре началась упорная война христианства с огнепоклонничеством на берегах реки Бердуджи. Вспомогательное войско императора вовремя подоспело на помощь христианам. Арчил, сражаясь во имя веры, воодушевленный отцами Грузинской Церкви, наголову разбил, отнял у Барзабода области Рань и Мовакань и снова присоединил к своему царству. Таким образом христианство в них снова было восстановлено. Захватив богатую добычу и бесчисленное множество пленных, царь торжественно и победоносно вернулся в Мцхет, приписывая свою победу единственно силе св. креста. Персы, отвлеченные в это время военными действиями на границах Индии, не могли отомстить христианскому царю, оставив дело до удобного времени. Арчил же, напротив, ободряемый знатью и народом, направил свое оружие теперь на северные провинции персидского государства, под предводительством благородного и неустрашимого своего сына – наследника престола Мирдата, который объединенными силами отнял у персов Азербайджан и, оставив для охраны этой страны грузинское войско, победоносно вернулся в Мцхет с предношением перед войсками св. креста. В знак благодарности за помощь, ниспосланную свыше, Арчил заложил в столице новый храм в честь св. первомученика Стефана при Арагвских воротах, который вскоре был и окончен 74 . Во всех предприятиях Арчила помогал ему единственный сын его юный Мирдат, рожденный от греческой принцессы Марии. Во время завоевания Рани, молодой Мирдат случайно узнал о красоте дочери правителя Барзабода Сагдухт. Вернувшись в Мцхет, выпросил позволение у отца жениться на дочери упомянутого правителя, и, с благословения архиепископа и отца своего, женился на прекрасной Сагдухт, по вере огнепоклоннице. Свадьба была великолепно отпразднована, и спустя некоторое время старанием царя Сагдухт обращена была в христианство. Впоследствии, как увидим, она стала покровительницей и защитницей Церкви и народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Михаил; 2. Джибрил; 3. Илия; 4. Окропарий; 5. Ираклий; дочери: Тамарь, Анна Родословная II. Карталинских царей Царь Димитрий начал царствовать с 1424 года Царь Константин с 1469 года 1. Царевич Баграт 2. Царь Георгий с 1524 года 3. Царь Давид с 1505 года Вахтанг Царь Луарсаб с 1534 года Теймураз 1. Царь Симон с 1558 2. Давид Царь Вахтанг с 1660 г. Царь Георгий с 1600 г. Царь Ростом с 1634 1. Царь Арчил с 1670, прежде Кахетинский, а потом Имеретинский, предался России 2. Царь Георгий с 1676 года. Магомет. веры 3. Леон 4. Дочь Тамарь, была за Кахетинским царем Теймуразом Царь Луарсаб, мученик, с 1603 Баграт 1. Царь Вахтанг с 1703 г., а в 1724 выехал в Россию 2. Симеон 3. Одирнас или Афанасий 4. Иессей царствовал с 1711 году 1. Алессандр Российский генерал, умер в плену у шведов 2. Мамука, умер в Москве 3. Давид 4. Дарья 1. Антоний Католикос умер в 1790 2. Александр 3. Арчил 1. Вакарь, царствовал с 1719, умер в Москве 2. Георгий, генерал-поручик в России 3. Вахутта 4. Дочь Тамарь, бывшая за Теймуразом Ираклиевичем, в России умершим 1. Иван 2. Кирилл Георгий 1. Александр, гвардии капитан 2. Леон, лейб-гвардии секунд-майор Димитрий 1. Александр, гвардии капитан 2. Егор, камергер 3. Елисавет за князем Одоевским 1. Петр, генерал-поручик 2. Роман 1. Яков, Подполковник 2. Димитрий 3. Леон 1. Николай 2. Петр 3. Яков 4. Сергий Родословная III. Имеретинских царей Царь Вахтанг, начал царствовать с 1424 года Царь Георгий с 1431 года Царь Баграт с 1460 года Александр 1. Царь Баграт с 1510 2. Давид 3. Вахтанг В грузинских летописях повествуется, что Тамарь была в супружестве с одним российским князем, о коего имени однако ж не упоминают. Вот вкратце обстоятельства этого супружества: Тамарь была единственная наследница престола по смерти родителя своего царя Георгия III. Духовенство и бояре грузинские желали ей избрать супруга. Многие из князей разных народов искали руки ее. Но один Тифлисский вельможа, именем Абуласан, предложил собранию, что он знает одного молодого и храброго российского князя, который де сын великого князя Андрея (Боголюбского), остался после отца в малолетстве, дядей Всеволодом изгнан и заточен в Савалту, но оттуда де ушел к Кипчакскому князю в город Свинч.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Особый интерес вызывает личность царевича Александра, ставшего другом и ближайшим соратником Петра I (1682–1725). «Возраст и связанные с ним интересы особенно сдружили юного царя Петра и царевича Александра, который был моложе Петра на полтора года. Некоторое время спустя Александр был посвящен во все влечения Петра, включая его потешные игры в Преображенском…» [xix] .   В ноябре 1686 г. Александр Арчилович женился на Феодосии Ивановне Милославской [xx] , что «способствовало укреплению доброжелательных отношений к Арчилу со стороны царевны Софьи [xxi] и князя В.В. Голицына [xxii] » [xxiii] . На свадьбу Софья подарила молодоженам подмосковные села Всесвятское, Красное и Пахра, а также деревню Кузнецово под Дмитровом. «Породнение Александра Арчиловича с представителями противостоящего Петру I политического лагеря не отразилось на братской дружбе сверстников. Наоборот, их постоянное общение… настолько их сблизило и сдружило, что брачные узы царевича не смогли отвадить его от самого активного участия в потешных военных играх в Преображенском» [xxiv] . Летом 1688 г. царь Арчил срочно вместе с сыновьями оставил Москву для занятия престола Имеретии. Однако эта попытка одержать победу в междоусобной войне для Арчила II окончилась неудачей, и уже осенью 1690 г. братья вернулись в Москву, а сам царь Арчил смог вернуться в российскую столицу лишь через десять лет. Жена царевича Александра умерла в 1689 г., не оставив потомства. «…Русское правительство рассмотрело вопрос о закреплении за ним (Александром. — П.Г.) и его отцом после кончины Феодосии Ивановны Милославской вотчин, полученных ею в качестве приданного. В связи с тем, что царь Арчил все еще находился в Грузии и судьба его семьи, пребывавшей в Москве, пока окончательно не определилась (возможно, в случае успеха Арчила, она еще вернется в Имеретию), правительство от официального закрепления этих вотчин за ней воздержалось. Вместо этого семье царя Арчила и царевича Александра было назначено годичное жалование в сумме 4 тыс. рублей. Кроме того, по особому распоряжению правительства царевичу Александру Арчиловичу был передан в потомственное владение дворец сосланного князя В.В. Голицына в Охотном ряду, в непосредственной близости к Кремлю и официальным апартаментам Петра I» [xxv] .

http://bogoslov.ru/article/3382618

1849. С. 67). Во времена монгольского владычества или нашествия кочевых тюрк. племен митра с гвоздем была перенесена в Тбилисский Сиони ( Иоселиани. 1866. С. 147). В 1681 г. лишившийся престола царь Имерети Арчил II эмигрировал в Россию и забрал с собой в числе прочего и митру с гвоздем, «и лишилась с тех пор Картли этих даров Божиих» ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 458; Иоселиани. 1866. С. 147). Арчил II украсил ковчег золотой коронкой с 4-конечным крестом с драгоценными камнями и обновил надпись царя Давида VI. До 1715 г. гвоздь хранился в домовой церкви Арчила II в Москве. По просьбе брата, царя Картли Георгия XI, Арчил II отправил гвоздь в Вост. Грузию, однако в Казани он был конфискован местным губернатором и по велению российского имп. Петра I отослан в Москву и упокоен в Успенском соборе Московского Кремля (Древности Российского гос-ва. 1849. С. 67-68. Рис. 41). До кон. XIX в. гвоздь и митра находились в приделе собора св. апостолов Петра и Павла ( Рычин. 1887. С. 37, 39), сохранилась цветная зарисовка акад. Ф. Г. Солнцева (Древности Российского гос-ва. 1849. Табл. 41, 68). Позже святыни были перенесены в Оружейную палату Московского Кремля ( Двали. 1974. С. 34). В М. хранились несколько живописных древнегруз. икон: Спасителя (90×75 см, частично повреждена) в деревянной позолоченной раме; св. Иоанна Предтечи «Ангел пустыни» (96×75 см, сильно повреждена) ( Двали. 1974. С. 30); «весьма древняя икона Божией Матери с Младенцем» (70×54 см) с древнегрузинской надписью: «Первого века молитвенница Богородица» ( ); в кон. XIX в. в ризнице кафоликона хранилась (ныне утрачена) живописная икона арх. Гавриила ( Бобровский. 1898. Ч. 5. С. 335; Хаханов. 1898. С. 64). В 90-х гг. XX в. по благословению католикоса-патриарха всей Грузии Илии II (Гудушаури-Шиолашвили) из Тбилисского Сиони в М. была перенесена чудотворная икона Пресв. Богородицы, принадлежавшая манглели свт. Иоанну (Саакадзе) . Большинство икон в М. рус. происхождения и датируются XIX в. Г. Чеишвили Кафоликон Архитектура Храм (длина 22,3 м, ширина 16 м, высота 23,5 м) представляет собой сложное строение разных периодов.

http://pravenc.ru/text/2561814.html

В мирный период царствования А. построил крепость в Гурии на границе с Византией, начал заново отстраивать разрушенный арабами Картли. Особенно много строил А. в Кахети. С его именем связывается сооружение неск. церквей на территории Эрети и обращение в христианство нухпатцев, одного из горских племен Албании Кавказской . У А. просили подданства арм. вельможи, в т. ч. и представители рода Багратунов (см. Багратиды ), бежавшие из Армении от араб. экспансии и принявшие вассалитет А. Блгв. кн. мч. Арчил. Икона. Кон. XX в. Блгв. кн. мч. Арчил. Икона. Кон. XX в. Когда в Картли вновь вступили араб. войска под предводительством Чичнаума Азима, престарелый А., стремясь спасти хотя бы Кахети, явился к Азиму с просьбой не принуждать груз. население принять ислам. Азим обещал ему свое покровительство, но настаивал на принятии ислама не только народом Кахети, но и самим А. Видя, что царь непреклонен, Азим приказал бросить его в темницу. К Азиму явился князь гардабанский, армянин-мусульманин, чей дядя был некогда убит человеком, к-рого спас от смерти дед А. Армянин, желая отомстить А., рассказал Азиму, что тот знает о местонахождении клада картлийских царей, к-рый спрятал отец А., а также место захоронения драгоценностей визант. имп. Ираклия , оставившего после похода в Персию свои сокровища в Картли. Азим велел доставить к себе А. и потребовал отречься от Христа, а также назвать место захоронения сокровищ византийцев. В ответ Азим предлагал А. помощь в возвращении царства и сокровищ картлийских царей. Но А. остался непреклонным. Тогда Азим приказал воинам вывести царя из города (источники умалчивают его название, но не вызывает сомнений, что это где-то в Картли) и отсечь ему голову. После казни приближенные царя из родов Годердзиани и Мамеани украли тело А. и предали земле в церкви с. Нотокари (р-н Эрцо, севернее Мцхеты), построенной самим А. А. стал почитаться сразу же после своего мученического подвига. Время канонизации точно неизвестно, но уже в календаре Иоанна-Зосима (Кекел. Sin. 34. Л. 25-33, 2-я пол. X в.) отмечен день памяти А.- 15 янв.

http://pravenc.ru/text/76570.html

Они вели свое происхождение от псалмопевца Давида и являлись потомками Клеопы, брата Иосифа Обручника 139 . При византийском императоре Юстиниане Великом (VIb.) их семейство приняло крещение. Они поступили на службу императору и прославились доблестью и военными подвигами. Царь Арчил дал им земли в Тао-Кларджети 140 , а затем еще удел в Кахетии – единственной области, не разоренной арабами. В последствии они разделились на три ветви: грузинские Багратиони, армянские Багратуни, и осетинские Багратиды. На фамильном гербе Багратиони изображены Хитон Господень (хранящийся во Мцхета), гусли царя Давида и праща, которой юный псалмопевец поразил в единоборстве Голиафа 141 . После смерти царя Арчила и его преемника Иоанна, последнего из рода Хосроидов, в Грузии воцарилась новая династия Багратиони, которая в глазах народа явилась духовной цепью, соединявшей Грузию с Палестиной, а грузинских царей – со священным родом царя Давида, в котором Господь благоволил явиться на землю. К концу жизни царя Арчила снова черные тучи, как крылья дракона, нависли над Грузией. После междоусобиц в Халифате эмир Асим, захвативший власть, решил отомстить царю Арчилу за то, что тот отказался вмешаться в династическую борьбу, где сын, чтобы захватить власть, душил отца и отравлял мать, а брат вонзал нож в спину брата. С полчищами арабов эмир вторгся в пределы Грузии, грозя подвергнуть ее новому опустошению. Нашествие было неожиданным. Арчил ежегодно выплачивал арабам подать, налагаемую на христиан, которая называлась «выкупом за жизнь». Царь не успел собрать войско, да и вряд ли мог сопротивляться могущественному Халифату, поэтому он решил явиться к эмиру, чтобы предотвратить кровопролитие. Тот принял царя с честью, вышел к нему на встречу и обещал не разорять Грузию. Но враги Арчила донесли эмиру, что он знает место, где хранятся сокровища византийского императора Ираклия 147 , вывезенные из Персии, но скрывает его от арабов. Асим велел заковать в цепи грузинского царя и привести его на суд. Арчил ответил эмиру, что он еще в детстве слышал от своего деда о том, что византийцы захватили казну у персидского шаха Хосроя 148 и увезли на родину, а часть оставили в Кутаиси, но затем, опасаясь арабов, отправили оставшееся золото в Константинополь.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

В XVI-XVII вв. на территории нынешней Грузии были три царства - Кахетия, Имеретия и Картли. Кахетия - восточ­но-грузинская, Имеретия - за­падно-грузинская, а Картли - центрально-грузинская - это Тбилиси. Рядом с ними существовали и четыре совершенно независимых друг от друга и от грузинских царств княжества. Например, совершенно независимая от Грузии Абхазетия - ее можно так назвать, приятно для грузин - по-грузински. Но тем не менее это абсолютно негрузин­ская земля. Просили, умоляли, 200 лет в ногах валялись... Действия России не только на Южном, но и на Северном Кавказе во время затяжной Кавказской войны объясняются только одним: нас умоляли о защите и грузины, и армяне. Потому что исключительно исламский, к тому же еще и полудикий Северный Кавказ грозно нависал над цивилизованными христианскими землями. Разумеется, нельзя сказать, что весь Северный Кавказ был полудиким. Здесь жили осетины, лезгины, кабардинцы и прочие древние высококультурные кавказские народы. Первое посольство Москвы в Грузию случилось в 1589 г., его возглавил князь С. Звенигородский. Далее, в XVII в., посольства Москвы в Грузию были весьма часты. В ответ кахетинский царь Теймураз, имеретинские цари Георгий, Александр и Арчил, правители Менгрелии - Леван и Гурии - Мамия (Мануйло) просили Москву о принятии их в русское подданство. А также о помощи в борьбе против шахского Ирана и султанской Турции. Кроме того, актуальным был вопрос о просвещении и книгопечатании на грузинском языке. В 1639 г. царь Кахетии Теймураз с сыном и своими вассалами присягнул на верность России. В 1651 г. аналогичную присягу принес имеретинский царь Александр. В 1653 г. внук Теймураза Ираклий прибыл в Москву и прожил в ней около 20 лет, получив воспитание при царском дворе. В 1684 г. в Москве поселился имеретинский царь Арчил II. При содейст­вии Петра I он основал грузинскую типографию, положив начало печатанию книг на грузинском языке. Сын Арчила Александр сопровождал царя Петра I в заграничной поездке 1697-1698 гг., изучал артиллерию и как первый русский генерал-фельдцейхмейстер (начальник артиллерии) развивал пушечное дело в России.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Мирно упокоились в Господе близ Медиолана. Жители Медиолана призывают святого Иулия в помощь против волков. Девяносто девять Божьих храмов Строит Иулий с братом Иулианом. А затем Иулиан решает Брату старшему соорудить гробницу. Рек, ее увидев, Иулий кроткий: «Милый брат, себе ты гроб устроил, Бог тебя зовет в чертог небесный; Мне же выстроить Христос повелевает Церковь сотую на острове далеком». Как сказал он – так и совершилось: Младший брат в обитель горнюю вселился, Старший – церковь сотую воздвигнул, Божьих алтарей число восполнив. Честной жизни до конца свершив теченье, В вечность [к брату] перешел [родному]. 3. Св. мученик Арчил II, царь Иверский . Был сыном царя Стефана и внуком грузинского царя Вахтанга. Великий христианин и защитник христианства, царь Арчил претерпел мучения от мусульман и был усечен за Христа 20 марта 744 года. Было ему 80 лет, когда пострадал он за Господа и преставился в блаженную вечность. 4. Св. мученик Луарсаб, царь Карталинский . Его отец, Георгий X, пострадал за веру и был отравлен персидским шахом. Луарсаба же ввергли в темницу близ Шираза, в которой провел [он] 7 лет. 21 июня 1622 года, по приказу шаха Аббаса I, он был повешен в заточении вместе с двумя слугами. На его гробнице был виден небесный свет. Рассуждение Когда человек [только] начинает упражняться в молчании, молчание представляется ему чем-то более низким, чем речь. Но когда навыкнет он безмолвствовать, то поймет, что речь ниже молчания. Монах сказал преподобному Сисою: «Хотел бы я соблюсти сердце мое, но не могу», – на что старец ему ответил: «Как можем мы соблюсти сердце, если дверь нашего сердца – язык – постоянно открыта?» Однажды Гарилеуса, племянника Ликурга, спросили, почему его дядя издал так мало законов. Тот ответил: «Не нужно много законов тем, кто много не говорит». Созерцание Да созерцаю чудесное исцеление слепого Вартимея ( Мк. 10:46–52 ), а именно: 1) как Вартимей с верой вопиет ко Господу об исцелении – и как Господь его исцеляет; 2) как и я, слеп[отствуя] душой, сижу близ дороги, по которой проходит Господь; и если воззову я к Нему – Он меня уврачует.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

вкус и потребности эпохи. Переводы, как и оригиналы поэзии свт. Григория, выполнены в архаичной для своей эпохи классической лит. форме (классический стихотворный размер греч. оригинала и иностранный ямбический размер груз. перевода), отличались и от лит. формы литургической поэзии. В груз. поэтику был введен 12-сложный визант. стих, происходивший из классического греч. ямбического триметра, что обусловило возникновение груз. стиха ямбико. Он имел искусственную для груз. языка форму и не получил всеобщего распространения, закрепился только в нелитургической поэзии, т. о. отделив ее от литургической, а также в народной и светской поэзии. Термин «ямбико» стал синонимом духовного стихосложения. Ямбико иногда были снабжены сложными акростихами. В литургической поэзии существовали единичные ямбические песнопения (напр., груз. перевод канона на Рождество прп. Иоанна Дамаскина, соч. Иоанна Минчхи и Микаела Модрекили), но в основном литургическая поэзия строилась на количестве слогов и строфической форме, в нелитургической поэзии изредка встречались формы светской с 10- или 16-сложным стихом. Ямбико был наиболее удобен в груз. поэзии эллинофильской направленности, поскольку на него наилучшим образом ложился эллинизированный груз. язык (причастные и безглагольные конструкции, калькированные формы словообразования). Стих, ставший эквивалентом высокого стиля, получил распространение и в оригинальной груз. поэзии: ямбико писали оды, посвящения и молитвы груз. царь св. Дамиан-Димитрий, св. царица Тамара, прп. Арсений Икалтойский, Иезекиели Гелатели, Петр Гелатели, Иоанн Петрици, анонимы XII-XIII вв. и др. (изд. С. Кубанеишвили, Н. Сулава). Поэзия Дамиана-Димитрия считается вершиной выразительности груз. ямба, особенно песнопение «Ты еси Лоза», исполняемое в Церкви и по сей день. Груз. царь Арчил II Груз. царь Арчил II В XVIII в. духовная нелитургическая ямбическая поэзия вновь обрела популярность: католикос-патриарх Антоний I (Багратиони), стремившийся возродить эллинофильские традиции в груз.

http://pravenc.ru/text/639853.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010