Внутри шатра, на западной стороне и на сени изображены искусною кистью Греческого стиля страсти И. Христовы, а на шестилистовой иконе положения в Успенском соборе Ризы Господней Патриархом Филаретом и Царем Михаилом Феодоровичем. – Ковчег же с ризою Господнею хранится вместе с другими ковчегами св. мощен в приделе Св. Апостол Петра и Павла, и ежегодно, 10 Июля, в день празднования, полагается в шатре на гробе Господнем, откуда во всенощное бдение выносится Архиереем и ставится на налое для чествования. Там же в золотом ковчеге, украшенном коронкою с драгоценными камнями и финифтяными изображениями херувимов, вложен гвоздь Господень, принесенный в 1686 году из Грузии в Россию Царем Арчилом Вахтангеевичем, соорудителем сего самого ковчега. До 1715 г. он хранился в домовой его церкви. Когда же, по просьбе брата своего Георгия, Арчил хотел послать сию святыню в Грузию, где свирепствовало моровое поветрие: тогда она остановлена была в Казани губернатором, который донес об этом Петру I; Государь повелел удержать ее и препроводить в Москву для хранения в Успенском соборе 370 . Вокруг ковчега следующая Грузинская надпись, предлагаемая здесь в точном переводе: «Царь всея Грузии Давид, сын Русуданы, соорудил влагалище гвоздя Господня». Академик Броссе почитает сего Давида за Нарина-Давита, царствовавшего в Грузии с 1237 по 1272 год 371 ; по письмена и стиль коронки вероятнее относятся к XVII веку, когда сия святыня принесена была в Москву из Грузии, которой даровал ее Мириан, первый Царь Христианский; он получил ее, как свидетельствует предание, от Константина Великого . В серебряном ковчеге заключается часть ризы Божией Матери, принесенная в собор Князем Василием Васильевичем Голициным. Образ Риз положение при царе Михаиле Федоровиче Из св. мощей, хранящихся в серебряных ковчегах, особенно замечательны десная рука по локоть Св. Андрея Первозванного и главы вселенских Святителей Св. Григория Богослова и Иоанна Златоуста . На крышке прежнего ковчега достопамятна следующая надпись: «В сем ковчеге мощи Святого Апостола Андрея Первозванного, рука его правая, персты сложены знаменатися св. крестом. Обретеся в Патриаршей ризнице между мощей Святых нынешнего 7191 (1672) лета, Сентября в 5 день. В самое нужное время явил Господь сию: разори бо сия его сложение перстов раскольников лесть, слагающих персты знаменатися не по церковному преданию. Юже принесс в град Москву Государю Царю и Великому Князю Михаилу Феодоровичу всея Росии, Греческий Архимандрит Галактион из града Солуна, монастыря Св. Анастасии Узорешительницы, во 152 (1644) лето. И о той руце свидетельством тогда да писа к Государю Вселенский Патриарх Парфений Константинопольский».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Около 1627 г. была написана икона «Положение Ризы Христовой». В праздник Положения честной Ризы Господней вместе с ней чествовался и Гвоздь Господень. Его в 1688 г. привёз в Москву грузинский царь Арчил Вахтангович, переселившийся сюда на жительство; позднее указом Петра I велено было отдать Гвоздь Господень на хранение в Успенский собор. Православные христиане в великом множестве приходили в Успенский собор, чтобы поклониться Ризе Спасителя. Одержимые тяжкими недугами, не имевшие возможности дойти до собора, просили приносить Ризу Господню к ним домой для исцеления. Просили так часто, что Ризу разделили на несколько частей. Кроме того, верующие, принимая в своих домах Ризу Господню, отделяли от неё маленькие частицы. Они делали это из благоговейного желания иметь у себя в доме святыню, но таким образом невольно наносили ей вред. Поэтому в 1681 г. Святейший Патриарх Иоаким был вынужден издать особое повеление: «...чтобы впредь того пребогатого сокровища на части отнюдь не разделять». По этому указу Патриарха для хранения Ризы Господней изготовили два ковчега. В первом часть Ризы хранилась вместе с частью Животворящего Древа Креста Христова. Этот ковчег раз в год, в Великую пятницу, воздвигали в храме. Павел I, приняв правление (1796–1801), велел перевезти этот ковчег с Ризой в Санкт-Петербург, в собор Зимнего Дворца. Ещё одна часть Ризы хранилась в Петропавловском соборе, «в крепости». Второй ковчег с частью Ризы по-прежнему оставался в Успенском соборе Кремля. Вот как выглядела московская часть святыни: «Имеющаяся в Успенском соборе часть Ризы Спасителя несколько более квадратного вершка; она устроена в золотом ковчежце, который, в свою очередь, устроен в серебряном створчатом киоте (6 1/2 х 4 вершка), покрытом чернёными священными изображениями и украшенном в средине под стеклом 180-ю крупными бриллиантами, из коих один весит 7 1/2 карат». Оставшаяся в Москве часть святыни, как и прежде, ежегодно выносилась для поклонения. В 1701 г. Пётр I начал войну со Швецией: Россия боролась за выход к Балтийскому морю. Предстояли тяжёлые испытания, и царь приказал воздвигнуть в Москве церковь Ризоположения — каменный храм на месте встречи Ризы Спасителя, привезённой когда-то в Россию персидским посольством. Однако сама Риза по-прежнему хранилась в Успенском соборе. Судя по описям, в 1701 г. здесь хранились пять ковчегов с восемью частями Ризы Господней. Две части Ризы были отправлены в Петербург, одна — в Ярославль.

http://patriarchia.ru/db/text/330913.htm...

Следуя политике Шах-Аббаса I-ro, властелины Персии, часто низлагали царей с грузинского трона особенно тех, которых подозревали персы в приверженности к православной религии. Из бесчисленного множества случаев достаточно упомянуть на некоторые из них. Так, царь Арчил пять раз был низложен с имеретинского престола, процарствовав всего 6 лет и, наконец, будучи изгнан из Грузии, нашел мирное убежище в единоверной России, куда и переселился с своим семейством 50 . Не менее замечательна судьба царя Вахтанга VI-ro, законодателя (1719–1724 г.). Лишенный Карталинского престола персами и теснимый турками, овладевшими Тифлисом, он обратился к русскому двору, куда его приглашал Петр Великий. Царь Вахтанг VI в 1724 году отправился в Россию с семейством своим, пятью епископами, пятью архимандритами, шестью игуменами, многими другими духовного звания лицами и с 1400 душ обоего пола. Он надеялся заключить наступательный союз с Петром Великим, чтобы разгромить исконных врагов православной Грузии – персов и турок, но надеждам сего венценосца не суждено было осуществиться: до приезда царя Вахтанга в Петербург, Петр Великий скончался (28 января 1725 г.), что повергло в невыразимую печаль всю Грузию и вообще весь православный восток. В тяжелые и труднейшие для православия времена в XVII веке, в эту эпоху огня, меча и нещадного мухамеданства, когда страна наша изнемогла под властью мусульман, вера в народе была несокрушима, появлялись герои-рыцари, которые укрепляли и поддерживали народ в постигших бедствиях! Но всего тяжелее пришлось грузинам в самом начале XVIII столетия, когда магометане, подстрекаемые своим нафанатизированным духовенством, простерли святотатственные свои руки на самые святилища, – захотели они в самой столице православного царства осквернить Сионский собор, обращением сего пятнадцативекового святилища Грузии в мечеть, и чуть было не замолкли песни Сиона в Сионском храме. Султан турецкий Ахмед III в 1726 году дал приказание Исаак-Паше Ахалцихскому обратить Тифлисский Сионский собор, на подобие древнего константинопольского Софийского храма, в мечеть.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Еще одним святым этого времени является соратник царя Ражден, перс из рода Сасанидов, который принял христианство в Грузии и остался до смерти верен Христу и своей новой отчизне. Он был взят в плен и предан персидским шахом, своим дядей, мучениям. Но Ражден не отрекся от Христа. Царю посоветовали отпустить Раждена в Мцхет попрощаться с родными, взяв клятву вернуться в день казни. Рассчитывали на то, что Ражден не вернется и опозорит себя в глазах и персов, и грузин. Но Ражден вернулся в назначенный срок и после мучений был убит отравленными стрелами. Царь Вахтанг положил мощи Раждена в Икортском монастыре, и сразу же началось почитание его как святого. Великомученик Евстафий Мцхетский происходил из высшего сословия жрецов-огнепоклонников, которые назывались магами и мобиданами. Он принял христианство, и за это был замучен соплеменниками. Его тело положили под престол главного алтаря Светицховели. VI b. в духовной летописи Грузии знаменуется пришествием в Иверию сирийских подвижников — преп. Иоанна Зедазенского, знаменитого сирийского подвижника, и его 12-ти учеников. Они боролись с насаждавшимся иранскими проповедниками огнепоклонством, своими молитвами и примером жизни обращая отступников к покаянию. Он основал монастырь в Гареджи, который стал лаврой. Народ называл ее Иверской Фиваидой. Преп. Антоний, один из учеников преп. Давида, повторил подвиг св. Симеона Столпника. Св. Исе, епископ Целканский, получил в наследство от своего духовного отца, игумена Иоанна, дар непрестанной молитвы и его монашеский посох, которым совершал дивные чудеса. Св. Неофит, арабский полководец, обратившийся в христианство и ставший игуменом Шио-Мгвимского монастыря и затем епископом, был убит огнепоклонниками. В VII b. во время нашествия халифа Мурвана пострадали свв. князья Давид и Константин и царь Арчил, попавшие в плен и отказавшиеся принять ислам. В VIII b. прославился мученическим подвигом аравийский юноша Або, принявший христианство и проповедовавший его среди арабов три года. Он считается покровителем Тбилиси.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2275...

Большинство же жителей Кайтага (из числа переселенцев с гор и потомков дагестан. «гуннов») составляли христиане. В нач. X в. Ибн Руста писал, что царь Хайзана (Кайтага) Адарнасе «по пятницам молится с мусульманами, по субботам - с евреями, а по воскресеньям - с христианами», объясняя, что желает «достигнуть истины всех религий» (Там же. С. 220). В VIII в. независимое дагестан. общество Кумух (Кумык), занимавшее территорию большей части совр. лак. земель, управлялось 12 старейшинами. Население исповедовало христианство (Там же. С. 203). Уже в VII в. в деле духовного просвещения горцев инициатива перешла к Грузинской Православной Церкви (ГПЦ); с этого времени католикос Грузии «коронует царей и посвящает пастырей всех народов и стран от моря Чёрного до Дербента, включая сюда и Овсетию, и Черкесию» ( Джанашвили. 1897. С. 26). Особенно активно груз. миссионеры действовали «в Цукетии». По сообщению груз. хроник, в VIII в. царь Арчил силой обращает в христианство язычников, в т. ч. гуннов и «хунзов» (жителей Хунзаха); он «прибыл в Цукетию и выстроил там церковь Касри» (Кусур?). Правитель «всей Цукетии», Тушети, Хунзаха и горных областей Абухвасро, утвержденный царем, поддерживал христ. проповедников. В Аварии обнаружено большое число христ. могильников VIII-X вв. (близ селений Урада, Тидиб, Галла, Тинди, Кванада, Ругуджа), что свидетельствует об успехах христианства в нагорном Д. ( Тахнаева. 2004). У с. Цахур, ранее называвшегося именем св. Георгия ( Гасанов. 1991. С. 43), было найдено 2 христ. памятника. В ауле Муслах (Рутульский р-н) жители указывали на развалины церкви груз. постройки. Ряд селений и хуторов в том же районе (Цахур, Джиных, Мишлеш, Кусур) известны под общим названием «Гурджи магал» (Грузинский округ). Жителей рутульского с. Лучек соседи называют «гурджияр» (грузины). Легенда связывает с грузинами местность Ухчия ( Рамазанов, Шихсаидов. 1964. С. 85). В 1952 г. в Рухудаге, вблизи Лучека и на старом кладбище у с. Аракул (Рутульский р-н) были найдены изображения крестов, сопровождаемые датами по эре хиджры, соответствующими 751/2, 1165/66 и 1213/14 гг.

http://pravenc.ru/text/168606.html

300 лет лежали здесь св. мощи, пока, наконец, в 1040 году мученики-братья в ночном видении не явились к царю Баграту и не повелели ему открыть мощи их и перенести в самую церковь . Царь Баграт торжественно перенёс святые тела Давида и Константина в обновлённую им церковь Благовещения, которая впоследствии была обращена в монастырь, получивший название «Моцаметского», недалеко от города Кутаиса, в 6 вёрстах от него по направлению к востоку, в глубоком ущелье, на крутой скале, окружённой с трёх сторон так называемой Красной речкой, – где и почивают в настоящее время открыто, лицом к лицу, в одном деревянном гробе, вложенном в новую бронзовую раку, покрытую позолотой и серебром 64 . Немного ранее пал мучеником, вместе со многими своими верноподданными, царь Арчил II (668–718). Почти целое столетие Грузия служила театром всевозможных жестокостей со стороны магометан. В конце VIII века в западной Иверии возвышается знаменитый род Багратидов (Багратионов), который, завладев грузинским престолом, на тысячу лет соединил свою судьбу с судьбой многострадального царства. Эта новая династия вела свой род от иудейского царя и пророка Давида. На фамильном гербе Багратидов, поныне сохраняемом в доме их потомков, князей грузинских, изображается праща, убившая Голиафа, гусли Давида, весы – символ царственной правды и мудрости, и хитон Господень; герб окружён надписью из Псалма 131: Клялся Господь Давиду в истине и не отречётся ей: от плода чрева твоего посажу на престоле, твоём ( Пс.131:11 ). При этой династии однообразие исторической борьбы с персиянами было нарушено нашествием новых завоевателей – аравитян, которые с огнём и мечом проповедовали Коран там, где ещё не успели потухнуть жертвенники огнепоклонства 65 . В IX столетии арабы всё ещё крепко держатся в средоточии Грузии – Тифлисе, обременяя всю страну тяжёлой данью; но уже не видно с их стороны таких беспощадных опустошений, какие от них часто терпела Грузия, а ослабевший фанатизм их даёт здесь больше простора и безопасности самому христианству. Воспользовавшись ослаблением фанатизма у арабов и упадком их престижа, Ашот, куропалат Грузии (787–826), нанёс могуществу их значительный удар.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Церковь Архангела Михаила. Верхний Мизур Храм построен в 1890-м году. Это самый высокогорный храм на территории России. В настоящий момент отреставрирован и является действующим. Богоявленский Аланский женский монастырь. Алагир Богоявленский Аланский женский монастырь основан в 2004-м г. В 2001-м году в Алагире по благословению митрополита Гедеона создано Свято-Успенское православное сестричество, которое задумывалось как основание для будущего женского монастыря. Изначально сестры жили скитской жизнью. В 2004-м г правительство республики выделило 10 га земли под строительство монастыря и передало территорию бывшего пионерского лагеря. 12 июля по благословению епископа Феофана сестры переселились на новое место. В монастыре ведется строительство храма, ремонт жилых корпусов. Собор Вознесения Господня. Алагир Высочайшим повелением Императора России от 27 февраля 1850 г. определено строительство в Осетии Алагирского серебряно-цинкового завода на базе Садонского месторождения цветных металлов. Возникший около завода поселок на окраине села Салугардан назвали Алагиром. 8 ноября 1851 г. был заложен Свято-Вознесенский собор. Автором проекта и создателем его первой начальной росписи был известный русский архитектор и художник князь Г.Г.Гагарин. Собор построен в византийском стиле из местного материала – розовато-серого туфа. Церковь Георгия Победоносца. Дзивгис В селении Дзивгис расположен один из древнейших храмов Северного Кавказа – храм Георгия Победоносца. Его построили примерно в XIV–XVI веках. На специальной арке висят две главных реликвии храма – колокола, которые пожертвованы грузинскими Царями Георгием и Арчилом в 1613-м и 1683-м годах. Надпись на первом колоколе гласит: «Мы, государь Картли, Царь Царей, патрон Георгий, пожертвовали сей колокол тебе, святому Георгию Дзивгисскому, ради наших побед. Хроникон 301». На втором колоколе написано: «Я, Царь Арчил, преподнес этот колокол Дзивгисскому крестохранилищу: дай Бог, чтоб на глас его приходили осетины прославлять Троицу».

http://pravoslavie.ru/148765.html

и Плащаницу 1561 г. собора в г. Смоленске, изданные акад. Кондаковым в книге: «Памятники христианского искусства на Афоне» (СПб. 1902 г.), табл. XLII и XLV; также – Плащаницу XVI-XVII в. астрахан. кафедр. собора. На ионском омофоре терзание влас в соответствующей картине отсутствует. 47 Внизу картины Сошествия Св. Духа, в арке, изображен царь с убрусом в руке. Митр. Евгений (а за ним и Д. П. Пурцеладзе) признали этого царя за самого царя Арчила, жертвователя омофора. Но это не царь Арчил, а космос, обычно изображаемый на греческих картинах Пятидесятницы в образе царя. Космос в образе царя воспринимает дары Св. Духа чрез посредство апостолов. См. Н. В. Покровского – «Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийских и русских». СПб. 1892 г., с. 450. Его же – «Церковно-археологический музей С.-Петербургской Духовной Академии». СПб. 1909 г., с. 53. Д. Аладов склонен был видеть в изображении царя портрет царя Ираклия, но это смелое предположение не встретило сочувствие со стороны Редакции «Трудов V Археолог. съезда». Редакция сделала примечание к словам г. Аладова о царе Ираклии: «Не есть ли это скорее изображение Космоса?». 48 Очертание лиц весьма сходны с таковыми же на известных нам памятниках грузинского золотошвейного искусства, напр., на двух палицах (одна от 1686 г.), на которых вышиты лики Спасителя (с черным цветом волос на главе и браде) и апостолов, – см. цит. изд. прот. М. Ткемаладзе, с. 94–95 и рис. на сионском омофоре и на др. 49 Н. П. Кондаков – «Опись памятников древности в некоторых храмах и монастырях Грузии, составленная по Высочайшему повелению». СПб. 1890 г., с. 26–28. Положение младенца Христа на лоне у сидящей бабки встречается и на греческих иконах Рождества Христова, а равно и на русских XV-XVII в. См., напр., икону Рождества Христова с греческими надписями в издании Н. П. Лихачева – «Материалы для истории русской иконописи. Атлас снимков». Ч. I. СПб. 1906 г. Табл. LXII, 2. Его же – «Историческое значение итало-греческой иконописи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРЛААМ Варлаам (Эристави), митр., экзарх Грузии. Портрет. 1-я четв. XIX в. (РГИА) Варлаам (Эристави), митр., экзарх Грузии. Портрет. 1-я четв. XIX в. (РГИА) [груз. ] (Эристави) (8.08.1763, Ксанское эриставство - 18.12.1830, Москва), митр., экзарх Грузии (1811-1817). Из рода эриставов Ксанских, сын эристава Давида. Начальное образование получил дома. В 1784 г. окончил Тбилисскую ДС. Со времени учебы в семинарии ему покровительствовал Католикос-Патриарх Вост. Грузии Антоний I (Багратиони) (1744-1755; 1764-1788), под рук. к-рого В. изучал духовную и светскую лит-ру и богословие. Молодой иеромонах (точная дата пострига неизвестна) пользовался большим авторитетом при дворе царя Картли-Кахети Ираклия II (1762-1798). После кончины Антония I Ираклий II собирался возвести В. в сан Католикоса-Патриарха, но по совету наследника престола, царевича Георгия (буд. и последнего царя Георгия XII - 1798-1800), царь и церковный Собор поддержали кандидатуру молодого митр. Антония (Багратиони) (Католикос-Патриарх Антоний II , 1788-1811), сына Ираклия II; В. занял Ахталинскую кафедру. В 1794 г. он отбыл в Россию и поселился в С.-Петербурге, в Александро-Невском монастыре. С 1801 г. В. был советником (или помощником) митр. С.-Петербургского Амвросия (Подобедова) . В марте того же года стал членом Синода РПЦ. В. изучил рус. язык, иврит, рус. лит-ру, возродил груз. типографию, к-рую основал груз. царь Арчил в 1705 г., издал более 20 книг, в т. ч. труды Католикоса-Патриарха Антония I и свою «Грамматику грузинского языка». В 1808 г. В. отозвали в Грузию с поручением составить совместно с ген. А. П. Тормасовым (главнокомандующий в Грузии и на Кавказской линии) и груз. духовенством проект реорганизации Грузинской Церкви. В июле 1809 г. в письме на имя обер-прокурора Синода кн. А. Н. Голицына ген. Тормасов предложил создать в Грузии духовную дикастерию по образу существовавших в России (Акты 4. 140). Католикос-Патриарх Антоний II должен был учредить дикастерию и возглавить ее, предполагалось, что В. будет его заместителем. После отъезда Католикоса-Патриарха Антония II в Россию в нояб. 1811 г. В. был назначен временным управляющим груз. духовенством, и разработка проекта учреждения духовной дикастерии была поручена ему.

http://pravenc.ru/text/154217.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЛЫСКОВО Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Старая часть Лыскова с видом Оленьей горы, на которой находилась Лысковская Крепость. Лысково , город в России , административный центр Лысковского района Нижегородской области, кафедральный город Лысковской епархии . Население 30 тыс. человек. Впервые упоминается в Патриаршей (Никоновской) летописи под 1410 годом. Входил первоначально в Нижегородское княжество , но примерно к 1420 году был уже в составе Московского княжества . Хотя по раскопкам нижегородских историков И.Кирьянова и В.Черникова известно, что на месте Лысковской крепости еще в XII - XIII столетиях было русско-мордовское поселение. На протяжении нескольких веков был форпостом на Волге - самой восточной границе Руси. Боевую службу несли в Лысковской крепости на современной территории Оленьей (Олениной) горы. К XVII веку от нее оставался деревянный острог, периметр, впрочем, которого был равен периметру Нижегородскго Кремля. Поэтому, по мнению лысковского краеведа В.Щанова, Лысково было изначально городом с таковым именем и только со временем ему был присвоен статут села. В Лыскове начинал свою священническую деятельность будущий Патриарх Никон в храме святого великого Иоанна пророка и Предтечи Господня (на месте этой церкви впоследствие был построен Преображенский собор ). С 1700 года по указу Петра Алексеевича Лысково с волостью стало собственностью Имеретинских царей, нашедших убежище в России. Царь Арчил Вахтангеевич заложил, а царь Бакар Вахтангеевич закончил строительство каменного собора во имя Святого Преображения Господня, который стал и усыпальницей потомков грузинских царей. Село Лысково принадлежало грузинским князьям вплоть до отмены крепостного права. Лысковский собор Святого Преображения Господня Вместе с беженцами с Кавказа в Лыскове обрели свое место и великие православные святыни. 50 лет в имении князя Грузинского и в соборе Святого Преображения Господня находился крест святой равноапостольной Нины , гвоздь от Креста Господня , посох святого пророка и Предтечи Иоанна , Оконская икона Божией Матери ( VI века) и другие ценности. Поэтому по праву Лысково подчас именуют частицей Первого Удела Пресвятой Богородицы. К XIX веку в Лыскове с населением в несколько тысяч человек было 9 храмов и соборов.

http://drevo-info.ru/articles/12923.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010