Груз. войско возглавил царь Картли-Кахети Теймураз I; полководцами были Георгий Саакадзе, Агатанг Херхеулидзе, сахлтухуцеси (министр хозяйства царского двора) царства Картли в 1612-1614 гг., возглавивший один из передовых отрядов, и др. Нести боевое знамя было поручено 9 братьям из рода азнауров (дворян) Херхеулидзе. Битва началась на рассвете при значительном преимуществе грузин, однако вскоре из-за неправильной тактики груз. полководцев кызылбаши, к которым подоспела помощь со стороны азерб. Беглар-бека Шахбана-хана, эффективно использовали свое численное и техническое (ружья, пушки) превосходство на открытом поле. Обессилевшая от жары грузинская пехота, состоявшая из крестьян, была полностью уничтожена ( Арчил Багратиони. 1937. С. 75-76). Поздно ночью битва закончилась поражением грузин ( Бери Эгнаташвили. Новая Картлис Цховреба//КЦ. 1959. Т. 2. С. 408-409). Историки высоко оценивают значение Марабдинской битвы, ставшей последним крупномасштабным противостоянием грузин и войск Аббаса I: кызылбаши, потеряв 14 тыс. воинов и встретив стойкое сопротивление, не смогли достичь полной победы и отказались от дальнейшего продвижения в Картли и Кахети. Наиболее известен один из эпизодов битвы - подвиг братьев Херхеулидзе, нашедший отражение в груз. фольклоре. Впервые он упоминается в поэме поэта и военного деятеля Г. Орбелиани «Садгегрдзело» (Тост) (1827 - 60-е гг. XIX в.; публ.: Кребули (Сборник), ж. Тифлис. 1871. 1; Орбелиани. 1951. С. 94). На основе фольклорных данных груз. писатель и педагог Я. С. Гогебашвили (1840-1912) создал рассказ «Девять братьев Херхеулидзе» (1912). О подвиге писали также поэты Л. М. Асатиани, С. И. Чиковани и др. Во время битвы боевое знамя после смерти знаменосца поочередно переходило от одного брата к другому; когда был убит младший брат, знамя подхватила и понесла его сестра, а после ее смерти - их мать. Херхеулидзе были похоронены близ ц. во имя вмц. Марины в окрестностях с. Дзвели-Марабда в Квемо-Картли; сохранился надгробный камень с надписью: «Здесь покоятся девять братьев Херхеулидзе, героически погибшие в битве при Марабде в июле 1625 г.». 27 июня 2008 г. М. м. были причислены Грузинской Православной Церковью к лику святых.

http://pravenc.ru/text/2561946.html

Груз. царь Арчил II представил свою полемику с Теймуразом в соч. «Прения Теймураза и Руставели», в к-ром «сказочности» и надуманности груз. поэзии, попавшей под влияние персид. лит-ры, противопоставил основанную на реализме новую лит. традицию. Лит. и общественные взгляды Арчила являлись прогрессивными для того времени; он первым в истории груз. лит-ры поставил вопрос о социальном неравенстве и выступил в защиту крестьянства. Его современник Иосиф Тбилели создал эпическую поэму «Дидмоуравиани», посвященную Георгию Саакадзе (Великому Моурави). Груз. поэты XVI-XVII вв. использовали классические размеры груз. стиха - 16-сложный шаири и 20-сложный чахрухаули. Автопортрет Давида Гурамишвили из сб. «Давитиани». 1787 г. (Ин-т рукописей Корнелия Кекелидзе) Автопортрет Давида Гурамишвили из сб. «Давитиани». 1787 г. (Ин-т рукописей Корнелия Кекелидзе) «Мудрость вымысла» Сулхан-Сабы (Орбелиани) (1658-1725), сборник басен, притч и коротких новелл, объединенных общей фабулой, отражает представления автора о просвещении, образовании, духовном и физическом воспитании молодого поколения; автор обличает пороки общества и фарисейство. Поэма «Бедствия Грузии» поэта-гуманиста Давида Гурамишвили (1705-1792) выдержана в эпическом плане и проникнута глубоким лиризмом. Его автобиографический сб. «Давитиани» (1787) состоит из 2 поэм и лирических стихов и является энциклопедией общественной жизни груз. народа. Действие его поэмы «Пастух Кацвия» (Веселая весна) развивается на Украине, где поэт провел последние годы жизни. Большая часть лирических стихов Гурамишвили написана в песенном жанре по мотивам народных романсов. Гурамишвили был хорошо знаком с груз. богословской лит-рой, в его произведениях широко представлены библейские и евангельские сюжеты, груз., рус., укр., отчасти польск. фольклор, его лирика изобилует украинизмами. Груз. царю-просветителю Вахтангу VI принадлежат переводы вост. лит. памятников «Калила и Димна» и «Амир-насариани», оригинальные элегии, лирические стихотворения и проникнутые духом высокой христ. морали поэмы.

http://pravenc.ru/text/168205.html

После победы грузин Кахетинское царство на время избавилось от персидского нашествия, спасено было в нем Православие, и снова тишина воцарилась во всей Кахетии. Соседи-враги перестали беспокоить ее границы. И царица Кетевань, как уже единственная из царствующего дома, снова приняла в свои руки бразды правления и из своей резиденции, города Греми, управляла всеми делами царства. Чувствуя, что она, слабая женщина, не может быть во главе царства и желая работать одному Богу, она хотела сложить с себя управление и передать кому-либо другому. К несчастью, не оставалось никого в живых из царского рода, кроме отрока Теймураза, но и тот находился в качестве заложника при персидском дворе. Мудрая Кетевань, сознавая трудность положения дел, послала почетное посольство с богатейшими подарками к шаху Аббасу I и написала ему такое письмо: " Пресветлейший государь, возврати мне моего сына Теймураза, ибо он нужен для правления царством Кахетинским. Если же не исполнишь того, что прошу, то знай, что царство наше перестанет быть зависимым от тебя, подчинится султану турецкому и всего Востока " . Послы прибыли в Испагань, явились к шаху, поднесли ему от имени царицы богатые дары и вручили письмо. Шах, прочитав письмо, немедленно приготовил царевича к отъезду, щедро одарил его сокровищами и отправил в Грузию. Теймуразу в то время было тринадцать лет, как говорит царь Имеретинский Арчил в своих стихах и " Истории " , а другие пишут, что ему было шестнадцать, последнее, по всей вероятности, вернее первого. Но, несмотря на молодость, Теймураз, будучи так долго при персидском дворе, сохранил веру своих отцов, веру православную. Шах имел попечение о царевиче и не хотел принудить его принять магометанство, зная, что этим он не достигнет никакого результата, напротив, может испортить дело. Он хотел как-нибудь мирным путем безусловно подчинить себе всю Грузию. Царевич Вахушт говорит в своем описании Кахетии, что Аббас, услышав о поражении и смерти Константина, боялся, что Кахетия перестанет быть зависимой от него и присоединится к Турции или к России, поэтому и возвратил Теймураза назад. Как бы то ни было, царевич прибыл в Кахетию. По дороге в город Греми он остановился в Кизике, или нынешнем местечке Карагач, у одного поселянина, который радушно принял и угостил царевича. Оттуда он, как подобало, известил мать о своем прибытии и затем отправился в Греми.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

Подвиг жизни царя близился к концу, как солнце склоняется к закату. Эмир Асум вызвал его в свой стан и там потребовал отречься от Христа. Царя уговаривали сделать лишь вид, что он принимает ислам, оставаясь при этом в душе христианином. Но царь поступил, как старец Елеазар, вдохновивший своей мученической смертью братьев Маккавеев на подвиг. Он отказался купить себе жизнь за 30 сребренников Иуды – ценой отступничества и вероломства – и склонил свою голову, убеленную сединой, под меч палача, как во время второго коронования. Его жизнь была достойна мученической смерти, а смерть – праведной жизни. Казнь мученика – это « Символ веры », написанный кровью. И живым, и мертвым царь Арчил был и остался примером для народа 22 . В VIII веке арабский Халифат, как огромное пятно, расползся по карте мира. По своим размерам он превзошел Римскую империю времен ее великих цезарей: счастливого Августа и победоносного Траяна. Западные берега Халифата омывали свинцовые волны Атлантики, восточные границы проходили через покрытые пальмами острова Индийского океана и достигали Великой стены Китая; на юге он сливался с пустыней Сахарой, где среди песков, вздыбленных, как волны моря, границу определяют по звездам; на севере – врезался, как кривой клинок сабли, в землю хазар и скифов. Здесь, в стране скифов и хазар, арабы то одерживали блистательные победы, то терпели неожиданные поражения и тогда откатывались назад через Дербендские ворота – так меч скрывается в ножнах до новой битвы. Багдад – столица Халифата – стал одним из самых великолепных городов мира: по своей сказочной роскоши и пленительной красоте он превзошел города Индии. Если средневековые алхимики тщетно пытались найти способ превращать металлы в золото, то арабские халифы умели превращать в золото кровь покоренных народов, а из камней разрушенных городов и храмов возводить стройные, как изваяния, дворцы. В то время прославился мученическим подвигом аравийский юноша Або 23 , родом из Багдада. Он приехал в Грузию в свите картлийского правителя Нерсеса.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Ория отвечал, что русский человек ничего там не проведает, лучше послать гонца, с которым поедет он сам и повезет царскую обнадеживательную грамоту к армянским старшинам, что они будут приняты под Русскую державу со всякими вольностями, особенно с сохранением веры; такую же обнадеживательную грамоту надобно послать и к грузинам, и пусть ее напишет находящийся в России имеретинский царь Арчил Вахтангович. Обнадеживательную грамоту армянам послать прилично, потому что подобные же грамоты уже отправлены им от цесаря и курфюрста баварского. На этом остановилось дело в 1701 году; весною 1702 года Ории было объявлено, что царское величество принимает его предложение благоприятно, начать и совершить предприятие не отрицается, только не теперь, потому что теперь идет война шведская и начинать другую войну трудно; а когда шведская война кончится, то освобождение армян будет предпринято непременно. Это объявляется Ории и товарищу его словесно, а они могут обнадежить старшин своего народа письменно. Осенью 1703 года Ория поднес Петру карту Армении. «Из этого чертежа, – писал он, – можно видеть, что во всем государстве нет другой крепости, кроме Эривани. Бог да поможет войскам вашим завоевать ее, и тогда всю Армению и Грузию покорите; в Анатолии много греков и армян; тогда увидят турки, что это прямой путь в Константинополь. Я здесь ничего не делаю и потому прошу отпустить меня к цесарю и курфюрсту осведомиться, какую помощь они могут подать; прошу также дать мне чин полковника карабинерного, чтоб тем удобнее мог я набрать всяких оружейных художников». Просьба была исполнена. В 1707 году полковник Ория, возвратившись из западной поездки, отправлен был в Персию под видом папского посланника, но умер на возвратном пути в Астрахани. В России остался товарищ Ории архимандрит Минас Вартапет. В ноябре 1714 года он подал предложение: «Израиль Ория, в бытность свою в Персии, склонил армянского патриарха и несколько армянских духовных ехать с собою в Москву, но когда он умер в Астрахани, то патриарх и все другие духовные возвратились назад.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Когда Моисей с народом прошли по дну Красного моря 138 , то оно сомкнуло свои уста над войском фараона, как засыпают землей общую могилу. Мурван-Кру с остатками своей армии, как после побоища, отступил вглубь страны, в Менгрелию. Он бежал будто преследуемый врагами от разбушевавшейся стихии, но и здесь его постигла новое поражение: две реки, между которыми расположился стан арабов, от ливня вышли из берегов – будто стая львов выбежали из чащи леса и бросились на добычу. Грохот грома, шум дождя и гул стремительных потоков, которые влачили огромные деревья, вырванные с корнями, и катили камни, заглушали крики и вопли людей. Казалось, что на помощь морю пришли реки, как его младшие сестры. По топким болотам Колхиды властитель Азии отступил на юг. Вместо добычи, брошенной на пути, воины Мурвана несли назад только грязь, прилипшую к их одежде. Враг ушел: ранений зверь уполз в свое логовище, лесной пожар погас. Но страна была разорена; она лежала в развалинах и пепелище. Странник, зашедший в село, редко мог увидеть дым очага над крышей дома, вьющийся как лоза винограда, а ночью – свет, мерцающий как звезда в окне. Окрестности городов оглашали вой шакалов и крики воронов, ищущих непогребенные трупы. Царь Арчил был отцом для своего измученного народа. Он как самарянин из евангельской притчи, исцелял его кровоточащие раны; казалось, что он взял истерзанную страну на свои плечи. В Грузии словно наступила весна. Люди, скрывавшиеся в горах, возвращались в свои жилища, как птицы после снежной зимы прилетают назад и отыскивают свои оставленные гнезда. Земля, заросшая травой, покрылась золотой парчой пшеницы; города и села оглашал звон умолкнувших колоколов, а поля и долины – песни земледельцев. Крепости и замки поднимались из руин, как воины после сна, чтобы снова своей каменной грудью защищать Грузию. Во время царствования Арчила произошло событие, которое в последствии приобрело огромное значение для истории страны. В Грузию из Византии приехали князя из рода Панкратия (Баграта); от его имени произошла фамилия Багратиони.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Арабы врывались в церкви и монастыри, в которых молящихся христиан предавали пламени или истреблению мечем. От полуживого старика до грудного младенца, – все становилось неизбежною жертвою меча и копья арабов, следы победного шествия которых обозначали дымящиеся кучи развалин. Все, что только напоминало здесь христианство , подвергалось разорению и поруганию 9 . Костьми усеяны были поля несчастной страны и кровью политы ее нивы; не крики веселья и довольства раздавались с одного ее края до другого, но плачь и стонания живых над трупами своих родных. Около 686 года последовало новое нашествие арабов под предводительством Мурвана Кру. В это время доблестные князья Аргветские Давид и Константин и не много позже – благочестивый царь Арчил II (668–718) пали мучениками вместе с верными своими подданными за веру и отечество 10 . Почти целое столетие Грузия служит театром всевозможных жестокостей со стороны религиозного фанатизма мусульман. В то самое время, когда приверженцы двух магометанских сект Омара (суниты) и Али (шииты) сражаются между собою, чтобы решить вопрос, следует ли начинать омовение с кисти руки или с локтя, они соединяются и дружно действуют против грузин и их религии. Безгранично преданные православию и своей родине, грузины дали бы арабам сильный отпор, если бы они, подобно армянам, не были бы разделены на две части между императором Юстинианом и Абимелехом 11 , вследствие чего восточные провинции Грузинского царства отошли к сарацинам, а западные к Византии. Отстоять, в данном случае, целость грузинского царства всецело зависело от Византии, но по своей коварной политике она допустила такое бесчеловечное отношение к единственной православной державе в Азии – Грузии, в которой скорее, чем в других царствах, могла встретить сочувствие и поддержку. После нашествия Мурвана, прозванного глухим (), – ибо он был глух к человеческим страданиям, в сердце Грузии – Тифлисе почти на 400 лет 12 основалась резиденция арабских наместников – эмиров, которые отсюда притесняют грузинский народ и веру 13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Арчил Царь, мч. - житие Святой мученик царь Арчил II (материал с сайта http://days.pravoslavie.ru) Святой мученик царь Арчил II принадлежал к династии Хосроидов и был прямым потомком святого благоверного царя Мириана (+ 342). В царствование Арчила II Грузия подверглась опустошительному нашествию Мурвана-Кру (Глухого), прозванного так грузинским народом за его неумолимую жестокость. Положение грузин было безвыходным, и царь Арчил II, вместе со своим братом Миром, правителем Западной Грузии, со слезами просили заступничества у Пресвятой Богородицы. И Она явила. Свою милость. В сражении при реках Абаша и Цхенисцхали грузины чудесным образом одержали победу над значительно превосходившими силами Мурвана-Кру. После этой победы благоверный царь Арчил II занялся восстановлением грузинского царства. Он восстановил город Нухпатис, возобновил разрушенные храмы в Мцхете и способствовал принятию христианства многими горскими племенами. Однако вскоре Грузия подверглась новому арабскому нашествию - неожиданному вторжению Джиджум-Асима. Исправно выплачивая дань арабам, благоверный царь не ожидал этого нападения. Чтобы избавить страну от нового разгрома и от навязываемого ей ислама, он счел за благо самому явиться к Джиджум-Асиму, признать вассальную зависимость Грузии и испросить мира. Возлагая всю надежду на милосердие Божие и приготовившись положить душу свою за святую веру и за свой народ, святой Арчил явился в стан арабов. Джиджум-Асим принял его гостеприимно и обещал свое покровительство, но настаивал на принятии мусульманства. Как повествует " Летопись Грузии " , святой царь Арчил спокойно отвечал: " Не будет того, чтобы я оставил Христа, Истинного Бога, Который для нашего спасения принял на Себя плоть человеческую. Знай, если я послушаюсь тебя, то умру вечной смертью и буду страдать вечно; если же за мою твердость ты предашь меня смерти, то я воскресну, как и Господь мой, и приду к Нему " . Услышав эти слова, Джиджум-Асим приказал связать исповедника и отвести в темницу. Но ни пытки, ни уговоры, ни обещания не могли сделать благоверного царя Арчила вероотступником. 20 марта 744 года святой царь Арчил был предан мученической смерти через усечение. Тело мученика тайно вывезли грузины-христиане в местечко Эрцо и погребли в Кахетии, в Ноткорской церкви, построенной самим благоверным царем. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Арчил Царь, мч. " .

http://pravicon.com/info-1836

По сему царевич Николай решился не ехать в Грузию, а отправился в Тушинскую землю, где все желали иметь его своим князем. Он и паки с матерью приезжал в Москву в 1666 году для испрошения охранной и покровительственной грамоты, с каковою в 1678 году и отпущены они были паки в Грузию 4 . Однако ж персидский шах не допустил его в Кахетию, а оставя при себе с матерью, обратил в магометанскую веру. Между тем по смерти Карталинского хана Ростома с 1658 года вступил на Карталинское царство Вахтанг IV, из Мухранских князей. Он соединил всю Грузию под свое единоначалие, а потом Кахетию дал в удел сыну своему Арчилу. По смерти Вахтанга с 1676 года Карталиния досталась другому сыну его Георгию, несмотря на все усилия, которые брат его Кахетинский царь Арчил употреблял для присвоения оной себе. Ибо он выгнан был персианами, а наконец утесняем будучи от них и турок даже и в своей области, послал в 1680 году к Российскому государю царю Феодору Алексеевичу посольство, прося дозволить ему с детьми приехать в Москву и вступить в Российское подданство. От Российского двора это было ему позволено и для принятия и охранения его на границу отправлен был стрелецкий сотник с 80 стрельцами. По приезде его в Терек в 1683 году апреля З0-го пожалована ему от государя грамота на принятие его со всею фамилией в Российское подданство, и дозволено ему жить в Тереке. В следующем году отправил он детей своих Александра и Мамука или Матфея в Москву, а в 1685 году и сам за ними туда же с супругою приехал. Он покушался просить у государей царей Иоанна Алексеевич а и Петра Алексеевича вспомогательного себе войска, для освобождения своей земли от персиан и турок; но по причине бывшей тогда войны России с Турциею и ханом Крымским, просьбу его исполнить было невозможно. Государи уверили только его, что при мирных договорах со стороны России не забыта будет и Грузия. После этого ответа царь Арчил с детьми выехали в свое отечество; но царица оставалась в Москве. Арчил приехав в Осетию, оставил там детей, и собрав несколько осетинского войска, вознамерился занять Имеретию и выгнать оттуда имеретинского царя Александра. Сперва покушение это было неудачно, и дети его царевичи, претерпевая нужду в самом содержании своем, возвратились к матери в Москву 5 . Но наконец Арчил в 1691 году успел завладеть Имеретинским столичным городом Кутайсом. Однако ж не более 13 месяцев владел там спокойно и после сам выгнан был турками, а Александр по-прежнему вступил в правление этого царства. Арчил же по многом странствии возвратился наконец в Москву в 1699 году к жене и детям своим, где и жил до смерти, последовавшей в 171З году.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Тела святых мучеников бросили ночью в темнице без погребения, но на другой день христиане предали их земле в общей могиле. Феодор Стародубский, святой благоверный князь Святой благоверный князь Феодор Стародубский мученически пострадал в 1330 году в Орде при татарском хане Узбеке. По народному преданию, тело святого князя было на куски изрублено татарами. К всеобщему удивлению птицы не садились на честные останки благоверного князя Феодора. Святые мощи страдальца отвезли в село Алексино, располагавшееся в удельном княжестве благоверного князя. Благоверный князь Феодор был погребен в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы. От могилы благоверного князя Феодора совершались исцеления болящих. В основном исцелялись страдавшие глазными болезнями. Память благоверного князя Феодора чтилась местно в день памяти мученика Иулиана Тарсийского. Над его могилой была устроена гробница с балдахином, пострадавшая во время пожара в XVIII веке. Арчил II, святой мученик, царь Иверский Святой мученик царь Арчил II принадлежал к династии Хосроидов и был прямым потомком святого благоверного царя Мириана († 342). В царствование Арчила II Грузия подверглась опустошительному нашествию Мурвана-Кру (Глухого), прозванного так грузинским народом за его неумолимую жестокость. Положение грузин было безвыходным, и царь Apчuл II вместе со своим братом Миром, правителем Западной Грузии, со слезами просили заступничества у Пресвятой Богородицы. И Она явила Свою милость. В сражении при реках Абаша и Цхенис-цхали грузины чудесным образом одержали победу над значительно превосходившими силами Мурвана-Кру. После этой победы благоверный князь Apчuл II занялся восстановлением Грузинского царства. Он восстановил город Нухпатис, возобновил разрушенные храмы в Мцхете и способствовал принятию христианства многими горскими племенами. Однако вскоре Грузия подверглась новому арабскому нашествию — неожиданному вторжению Джиджум-Асима. Исправно выплачивая дань арабам, благоверный царь не ожидал этого нападения. Чтобы избавить страну от нового разгрома и от навязываемого ей ислама, он счел за благо самому явиться к Джиджум-Асиму, признать вассальную зависимость Грузии и испросить мира. Возлагая всю надежду на милосердие Божие и приготовившись положить душу свою за святую веру и за свой народ, святой Арчил явился в стан арабов. Джиджум-Асим принял его гостеприимно и обещал свое покровительство, но настаивал на принятии мусульманства. Как повествует «Летопись Грузии», святой царь Арчил спокойно отвечал: «Не будет того, чтобы я оставил Христа, Истинного Бога, Который для нашего спасения принял на Себя плоть человеческую. Знай, если я послушаюсь тебя, то умру вечной смертью и буду страдать вечно; если же за мою твердость ты предашь меня смерти, то я воскресну, как и Господь мой, и приду к Нему».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010