Храня уста от празднословия, этот мудрый у Бога и безумный у людей подвижник клал в рот щепку, чтобы не сказать лишнего. Вообще все дела отца Архип па были проникнуты страхом Божиим. Однажды кто-то сильно ударил отца Архип па и он четверть часа лежал без памяти па полу, а очнувшись, встал и молча взялся за свое дело, как будто ничего не произошло. Незлобие, прощение обид, добровольное юродство, как и вся жизнь отца Архиппа, свидетельствуют о его глубоком смирении. В обители рассказывали об одном монахе, который просил благословения у настоятеля побывать в соседней Софрониевой пустыни. Просил он отпустить спим и отца Архиппа. Настоятель благословил. Когда они возвращались, совсем стемнело. Дорога вилась по краю обрыва. В полной тьме можно было сорваться, себя погубить и лошадей. Не волноваться в таком случае трудно. Только отец Архипп оставался спокоен и молчалив, он молился. Неожиданно облака как бы раздвинулись, пропуская луч света. Луна? Стало видно повозку, лошадей и край оврага. Не теряя минуты, путники решили проехать это страшное место. Дальше была ровная дорога, там и ночью не страшно. Когда овраг остался позади, луч скрылся. Монах спросил кучера: «Видал?» Тот кивнул. Отец Архипп перекрестился и поблагодарил Господа. Вскоре они благополучно достигли своей обители, хотя и в полной тьме, но с радостью и благодарностью Богу. Жизнь и пастырский подвиг глинских старцев XX века Революцией в обители было разрушено почти все. Но невозможно было ни взорвать, ни перестроить, ни уничтожить духовное устроение Глинских старцев. Несмотря на изгнание из обители, на лишения и мытарства в лагерях, в окружении жесткого, враждебного мира, через всю жизнь пронесли они благодатные дары. Подобно неугасимой лампаде, одни из них и в застенке не прекращали пастырского подвига. Другие служили в городских приходах, обращая грешников на путь спасения, укрепляя в малодушных веру, возгревая молитвенный огонь в холодных сердцем и утешая скорбящих. Поэтому жизнь митрополита Зиновия (Мажуги), схиархимандрита Андроника (Лукаша) , схиархимандрита Серафима (Романцова) , схиархимандрита Серафима (Амелина) и некоторых других старцев последнего периода Глинской пустыни имеет немало поучительного.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Некто И.Г. писал отцу Архиппу, что он 49 лет от роду, вдов, имеет детей и давно болеет: “Все испытанные лекарства и советы докторов не помогли, чувствую сильную тоску, мысли сладострастные меня мучают, нужно бы жениться, да по слабости нельзя. Прошу помолиться о выздоровлении”. Старец отвечал: “Получил я твое письмо и молился о тебе. На твои сетования скажу: грех есть злейшее зло из всех зол. Он удаляет нас от неизреченного благодатного света Божия, который радостью исполняет все наше существо, а может ли радоваться грешник? Нет. Все его удовольствия не по Богу еще более заставляют тосковать. Грешить и оставаться без наказания еще худшее зло. Кто, согрешая, не кается, не терпит наказания, того ожидает немилостивый суд Божий. Поэтому: его же любит Господь, наказует. Благодари Господа, что и к тебе Он милостив: наказывая, смерти не предает, а ждет полного твоего обращения. Если господин наказует прислугу, а она продолжает противное делать, то не помилования, но большего наказания она достойна. Так и ты, будучи болен и неся наказание, продолжаешь грешить и прогневлять Бога. Можно ли ожидать выздоровления? Скорбь и теснота на всякую душу, творящую злое. Если хочешь быть здоровым, необходимо и в помысле уцеломудриться, пора, твой возраст приближается к старости, прожил ты большую половину жизни. Необходимо тебе подумать о вечности. Твори милостыню, посты, молитву, кайся, сокрушайся о грехах, читай священные и душеполезные книги, и скорбь твоя заменится радостью о Господе. Тогда болезнь свою будешь нести благодушно. Бог силен послать тебе и полное выздоровление, только не прогневляй Его. Чтение слова Божия, крестное знамение и частое призывание имени Иисуса Христа: “Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго” прогоняют все злые помыслы. Так всегда надобно восставать против помыслов, чтобы не породили злого желания и греховного дела”. Молитвы и письмо старца имели благотворное действие. В благодарность за это И.Г прислал 5 руб. и писал отцу Архиппу: “Верую, что вы за меня помолились”».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

VI    Отец Архипп еще послушником вполне оправдал священные слова, кои вышиваются на схимнических одеждах: «плещи моя вдах на раны и ланиты моя на заушение, лица же моего не отвратих от студа заплеваний» .Такое добровольное предание себя на злоключения при незлобии на оскорбителей свойственно только совершенным, но отец Архипп, как мы уже говорили, и поступил в обитель испытанным в терпении. Однажды на пекарне он стал просить новоначального брата месить хлебы. Тот в гневе бросился на подвижника и закричал: «Как смеешь меня заставлять?» и бил его до тех пор, пока сам не уморился. И что же? Не бивший, а битый поклонился в ноги и просил прощения. После этого о. Архипп несколько дней был болен. Враг спасения человеческого сам озлоблялся и окружающих озлоблял на истинного подвижника, ибо мерзостью для нечестивого кажется идущий прямым путем (Притч.29:27). Другой раз тот же брат в пылу напрасного гнева схватил о. Архиппа за бороду и вырвал у него клок волос. Смиренный и кроткий труженик огладил бороду и, падая в ноги обидчику, сказал: «Прости меня, верно я тебе не понравился». Кто-то в пекарне сильно ударил о. Архиппа в висок: он четверть часа лежал на полу без памяти на грязном мокром каменном полу, а, очнувшись, встал и молча взялся за свое дело, как будто ничего с ним не случилось. Раз его сильно побил один брат за то, что ему не понравилось пение отца Архиппа на клиросе. Но положивший устам своим хранило внегда восстати пред ним грешнику» (Пс.38:2) через некоторое время пригласил к себе обидчика и угостил. Непамятозлобие есть признак истинного покаяния, говорит св. Лествичник , ибо Богу угоден тот, кто, делая добро, страдает несправедливо (1Петр.2:19—20), и блажен тот терпеливец, который может в унижении хвалиться высотой своей (Иак.1:9). Если не ложно слово премудрого, что «глупый весь свой гнев изливает, а мудрый сдерживает его» (Притч.29:11), то мы и тут поймем высоту отца Архиппа перед его оскорбителями, ибо мудрость, по выражению Марка подвижника, состоит не в том только, чтобы знать истину в естественной последовательности, но и в том, чтобы от обижающих нас переносить зло, как свое собственное . Оставшиеся с одним первым знанием возносились гордостью, а достигшие второго стяжали смиренномудрие . Некоторые случаи оскорблений, дававшие о. Архиппу повод к смирению, вспоминал и сам старец. Так, он рассказывал нам, что как-то старший заставил его одного из мучника нести в пекарню ушат с мукой. Муки в ушате помещалось до трех пудов и всегда носили вдвоем. «Я отказался, не мог нести, — старший поколотил меня». Говоря это, о. Архипп крестился, добродушно улыбался и молился за оскорбителя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

Желая «положить хранение устом своим» и не согрешать языком, старец, в начале подвигов своих, пред тем, как на пекарню собираться братии на послушание, клал в рот щепку, пока не навык молчать или говорить только кратко одно полезное. Когда заговаривали о душеполезном, он оживлялся, причем глаза его начинали искриться какою-то неземной радостью, и на устах появлялась улыбка. Пустословие других старец прекращал громким произнесением молитвы Иисусовой или заставлял кого-либо читать Священное Писание. Когда спрашивали у него не должное, он отвечал: «Прости, Бога ради, я ничего не знаю», и громко начинал повторять: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». Вообще надобно сказать, что у него в словах, делах, движениях, а главное – в сердечном чувстве, всегда был страх Божий. Незлобие, прощение обид, добровольное юродство и вся жизнь старца Архиппа свидетельствовали о его глубоком смирении. В начале своих подвигов в обители он руководился советами братского духовника иеромонаха Анастасия, а после его смерти обращался к известному старцу схиархимандриту Илиодору, с которым некоторое время жил в одном коридоре. Старец Илиодор полюбил Архиппа за строгую жизнь и смирение и отзывался о нем высоко. Старец Илиодор говорил: «Вот мы видим образец живого святого». Другим монахам схиархимандрит Илиодор, указывая на отца Архиппа, не раз говорил: «Это один из древних старцев живет в наше время». По терпению своему старец Архипп выделялся от многих. Об этом свидетельствует даже одно то, что на послушании в пекарне он пробыл тридцать три года подряд. Ему несколько раз предлагали быть старшим, но старец предпочитал лучше подчиняться, чем повелевать. «Я ничего не смыслю, простите меня неразумного, – говорил он, падая в ноги, – назначьте другого». Десятками лет позже его поступившие рясофорные послушники были старшими, а он, мантийный монах, покорно повиновался им, оставаясь младшим. Лишь с принятием схимы в 1885 году он освобожден был от этого послушания и стал только читать Псалтирь по благодетелям.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Поэтому, владыка, я и вынужден спрашивать, чего мне держаться, тем более, клянусь Геркулесом, что в провинции живут люди, осужденные на пожизненную высылку и не возвращенные. (4) И такой случай дошел до моего сведения. Ко мне привели человека, осужденного на пожизненную высылку проконсулом Юлием Бассом 1419 . Я знаю, что постановления Басса отменены и что сенатом предоставлено право всем, относительно кого им были приняты какие-либо решения, требовать пересмотра дела, по крайней мере в течение ближайших двух лет. Поэтому я спросил присужденного к высылке, обращался ли он к проконсулу со своим делом; тот ответил, что нет. (5) Это и заставляет меня спрашивать твоего совета: предать ли его, по-твоему, назначенному наказанию или взыскать еще тяжелее 1420 и как именно и с него и с других, если еще окажутся люди в подобном положении. Декрет Кальва и его указ, а также декрет Басса присоединяю к этому письму. 57 Траян Плинию. Чтó постановить относительно людей, высланных проконсулом Публием Сервилием Кальвом на три года и затем по его же указу возвращенных, но остававшихся в провинции, я отпишу тебе в ближайшее время, ознакомившись с причинами этого поступка Кальва. (2) Что касается человека, который был осужден Юлием Бассом на пожизненную высылку, имел возможность, считая себя несправедливо высланным, в течение двух лет обжаловать этот приговор, но не сделал этого и упрямо оставался в провинции, то его в оковах следует отправить к префектам моего претория 1421 . Мало наложить на него прежнее наказание, над которым он насмеялся в своем упорстве 1422 . 58 Плиний императору Траяну. Когда я созывал судей, владыка, собираясь открыть заседание 1423 , Флавий Архипп попросил меня уволить его как философа 1424 . (2) Были люди, сказавшие, что его следует не освободить от судейских обязанностей, а вообще вычеркнуть из списка судей и предать наказанию, которого он избег, бежав из тюрьмы. (3) Мне прочли решение проконсула Велия Павла, которым подтверждалось, что Архипп за подлог присужден к работе в рудниках 1425 . Он не предъявил ничего, что свидетельствовало бы о его восстановлении 1426 , а только ссылался вместо этого на прошение, поданное им Домициану, на письмо последнего, восстанавливающее его честь, и на декрет жителей Прусы. К этому он добавил и твое письмо, к нему добавил указ и письмо твоего отца, подтверждавшие милости к нему Домициана 1427 .

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-plinij...

В отце Архиппе мы видим те же добродетели и то же желание учить других примером своей жизни. Старец питал особое благоговение к святителю еще за то, что он поклонился в ноги ударившему его юродивому. Смирению святителя подражал отец Архипп и также падал в ноги своим оскорбителям, прося у них прощения. Святителей Митрофана Воронежского и Тихона Задонского отец Архипп ставил в пример подражания одному послушнику: «Ученость не спасет, — говорил он, — а послушание и смирение». Желая всякую минуту употребить на угождение Богу, старец Божий на себя лично, для обеда, ужина, чая старался употребить как можно менее времени, Кажется, с этой целью он наливал чай в стакан не носиком, а через край чайника. Он также весьма мало спал. Когда жил в монастыре, рассказывал нам один из учеников его, то спал большей частью сидя на узком выступе печки, а чтобы не упасть, протянул веревку и во время сна держался за нее. Можно представить себе, каков был сон подвижника в таком неловком положении. Иногда о. Архипп спал, сидя на стуле. X    Вообще у о. Архиппа мало было заботы о покое и удобствах жизни, он все отверг ради Господа Иисуса, шедшего тесным путем и “не имевшего где главы преклонить» (Мф.8:20). Добровольная бедность — богатство монаха; с ней он всегда и всем доволен при скромных потребностях в жизни и потому не имеет столкновений с братиями из-за чего-то временного, вещественного. Он знает, что в случае нужды все необходимое пошлет ему Господь во время благопотребное, не как дар за добродетели, а как милость. Так и жил о. Архипп. Он всегда был всем довольным и благодушным. «Великое приобретение, — говорит апостол, — быть благочестивым и довольным» (1Тим.6:6). Имея упование на Бога, о. Архипп не искал никакого воздаяния за советы . Правда, он не отказывался принимать некоторые приношения своих почитателей, но только потому, что не хотел оскорбить усердие приносящих; подаваемое подвижник отдавал братии. Мы уже говорили, что в юности старец не любил денег, называл их железом и отпускал товар бедным, не требуя платы ; тем более монахом о. Архипп остался верным обету нестяжания и, если имел при себе небольшое количество денег, присылаемых братом или подаваемых посетителями, то не прилагал к ним сердца, употребляя их на чай для угощения братий, приходивших к нему за духовным советом, на траву, раздаваемую народу, и на нужды обители.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

Положил десять поклонов; потом Богородице: Пресвятая Богородице, спаси нас, Пресвятая Богородице спаси нас... (О. Архипп, говоря это, крестился и клал поклоны). Так положил я три поклона, потом одел схиму, взял книгу и начинаю: «Святый Боже», «Отче наш» и молитву «Да воскреснет Бог». Тут он меня напугал: как начал прыгать, даже до потолка!... Мне страшно стало, ушел от него в другую комнатку , а его велел напоить чаем. Ему после того лучше стало». Узнал об этом о. игумен и послушнику А. благословил жить в скиту. Видя несчастное положение брата А., старцы, особенно о. Архипп, не могли не молиться об исцелении болящего и в скором времени А. совершенно поправился.    У брата Петра развилась в сильной степени чахотка, дни его были сочтены, он сам готовился к смерти. В одно время о. Архипп подозвал его к себе и говорит: «Поправишься и поживешь еще». В скором времени по молитвам старца он поправился.    У отца Василия — скитянина была внутри сильная боль, мучился он два дня. Потом говорит отцу Архиппу: «Батюшка, болен». — «Выпей сосновых шишек два раза и пройдет», — сказал ему старец. Горький настой сосновых шишек пить, как чай, даже без сахара, мог только отец Архипп, но Василий исполнил волю старца. Настой на этот раз показался ему очень вкусным. Боль прошла. «Попробовал пить в третий раз, настой для меня показался горьким, как всегда». Так говорил нам отец Василий.    Подобный случай исцеления был с другим братом. Старец велел выпить стакан настоя данной им травы. Послушник ни за что не хотел этого исполнить: «Лучше болеть, чем пить такую горечь», но благоразумие взяло верх. Настой показался ему сладким, понравился, он захотел всегда его пить, но после болезни настой стал по-прежнему для него горьким. Тогда брат понял, что трава сделалась приятной по молитвам о. Архиппа ради его исцеления .    С переходом отца Архиппа в дальний скит в 1894 году в ближнем скиту (где ранее жил старец), перестали выдавать народу траву. По некотором времени отец Архипп говорил отцу М.: «Надо сказать раздающему листки (в ближнем скиту), чтобы он раздавал траву: через нее исцеления бывают, потому что она дается по благословению и с молитвой.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

Святых апостол от 70-ти Филимона, Архиппа и святыя мученицы Апфии Стихиры праздника, глас 8. Подобен: О, преславнаго чудесе! О, преславнаго чудесе!/предписуется ныне будущее неизреченное,/во образе днесь видимых разумеваемая:/Свет бо миру Божественный возсиявши,/невестоприводится ко святому храму./Юже восхвалим, яко храм Божий пресветлый,/святый и светозарный,/Светодателя Христа. Воистинну начаток благоприятен/Иоаким мудрый со Анною принесоша/изволившему Божественный плод дати им,/Богоотроковицу Деву Марию яве,/Еюже печали отгнася долг./Юже воспоим, благочестно веселящеся,/радости бо Ходатаица/бысть всему миру Сия. Грядите, таинственно стецемся/и предначнем ныне,/свещами веры украшаеми,/Девы предшествие:/во храм бо славно входит Божий,/обручена Христу, всех Царю./Еяже празднуем красное торжество,/Боголепно вси учреждающеся/вхождением Тоя. Святым стихиры, глас 2. Подобен: Егда от Древа: Розга лозы жизненныя, славный Филимоне, сый,/вино искапал еси Божественнаго познания/сущим в болезни души;/и сердца возвеселил еси сетующая лести омрачением/и одержимая тьмою идолонеистовства./Темже, веселящеся, память твою Богозарную торжествуем. Град тя Газский почитает,/свет познания, блаженне, тобою узрев;/Колоссае же Божественное твое тело,/якоже богатство имуще,/объемлют врачевания,/и источающу благодать всегда./Темже, совершающии память твою,/сохраняемся от бед, Филимоне славне,/молитвами твоими. Верою со Апфиею честною/Архиппа, мудраго иерарха, восхвалим,/поюще Филимона и Онисима, священныя Богопроповедники,/честныя учители, лесть многобожную искоренившия словом/и насадившия всем знание истины,/чтущим тех благочестно память всегда. Слава, и ныне, глас 1: Да радуется днесь Небо свыше,/и облацы веселие да кропят/о зело преславных величиих Бога нашего:/се бо дверь, на востоки зрящая, рождшися/от неплодове безплодныя по обетованию/и Богу освящена бывши в жилище,/ днесь в храм яко непорочное приношение приводится./Да радуется Давид, бряцая в гусли:/приведутся, рече, Царю девы в след Ея,/ближния Ея приведутся внутрь скинии Божия,/внутрь очистилища Его,/воспитатися в жилище/прежде век от Отца нетленно рождшагося/во спасение душ наших.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Об Иисусе Навине 239: иже иерихона взяв град иноплеменник (Васил. λλοφλων), 244: и еже иерихона плени града хананейска; 239 обрати (Вас. τρεψε) иноплеменники, 244 победи иноплеменники: 6 сент. о чуде в Хонех 239: во дни оны бяше некто именем Архипп в Коласийстем граде, ише ныне глаголется Хоны, 244: во дни оны бяше человек в граде Иераполи именем Архипп, в месяцеслове Василия: в называемом ныне Хонами граде, прежде Колоссах, был муж. Итак, во второй редакции исправления делались не по оригиналу, а по смыслу и по другим славянским источникам. Должно заметить, что иногда списки одной и той же редакции носят следы исправления в слоге, но при всем этом гораздо более разностей в слоге между 1 и 2 редакциями.     Теперь спрашивается: которая редакция древнее? Так как кратчайшая редакция встречается в древнейших прологах и вообще из 50 пергаменных прологов, виденных нами, только 7 содержат вторую редакцию, а прочие первую, так как в пространнейшей редакции замечаются значительные исправления в слоге; то кратчайшая редакция древнее пространнейшей. Возможно и такое предполошение: первый переводчик, славянин, имел под руками одну греческую редакцию пространнейшую, а кратчайшей и не существовало на греческом языке. Пространнейшая редакция после была сокращена в России или других славянских землях, и до нас случайно дошли списки древнейшие кратчайшей редакции. Что это могло быть, то подтверждается тем обстоятельством, что между самыми списками кратчайшей редакции есть разности: в некоторые дни одни списки содержат более сказаний, чем другие, наприм. 4 октября в месяцеслове Василия 8 памятей и сказаний, в сергиево-лаврском 33 только 4 сказания, в румянцевском 319 и в софийском до 1250 года все 8 сказаний. Но вышеприведенное 2-е предположение решительно опровергается тем обстоятельством, что в пространнейшей редакции есть до 40 особых сказаний о таких святых, о коих есть сказания и в месяцеслове Василия, отличные от сказаний второй редакции, но в первой или кратчайшей редакции сказания о тех святых согласны с месяцесловом Василия.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Лист 29 оборот. подобать же вти како тутс еули и тльковницы ихь. Эта глава сходна с 14 главой синодального устава Описание III 292, за исключением того, что не указано, чтение маргарита Златоуста. В конце статьи: подобать же вдти ко вь все пестын етыридесетьнице и вь наверни гоподскыи прань потсе лу т рги стаго васили. Лист 30 оборот. И по тпущении не побат мнихомь творити бесды дргь къ дру нь вь сво кели хотни и инити мало трсто же смо прли и поивати ко сь вьниманимь встамь на полоунощнице и прое пни и на сьбрани црквно. В конце 30 листа на обороте начинается устав службы по месяцеслову. Лист 123. Служба сты и велики четыридесдтнице. Лист 123 оборот. Подобать же втии ко сию не постеть трьклети армени скврны и пость нарищамый арцивоурь мы же на вскыи днь мы попирающе и догму и кресть (ересь?). Лист 124 оборот. Неделя блудного сына. Лист 147 оборот. Чин умовения ног в Великий четверг. Лист 153. Служба в 50-ницу. Лист 169. В Петров пост. Затем следуют дополнительные статьи: лист 169 скаани ина како подоба т кадити. Лист 169 оборот. Прокимни вьскрни на у. Лист 171 оборот. Николы архиппа костантина града к проту сты горы слово о типиц. влко блгви. На. многоущи понуль ме си и т.д. до листа 177 оборот, где послание кончается. Лист 177 оборот – 180. Пасхали стаго мигна (sic) архиппа српскаго начинается л г кг (6826) и оканчивается лета г (6860). VII. Славянский устав, из Савостьяновского собрания в Московском Публичном музее Описание этого устава сделано было А. Е. Викторовым в Описании собрания рукописей Савостьянова, 1881 г., стр. 47–53. Общий очерк содержания этой замечательной рукописи и выдержки из неё составлены с большим знанием дела, как и всё, что выходило из-под пера такого многосведущего описателя, как покойный Викторов; но мы не можем согласиться с его заключением относительно этого памятника и признать его «прототипом всех других славянских списков устава» (стр. 49). Описатель, очевидно, переоценил значение рукописи, зная, конечно, очень хорошо про Белградский список с положительной датой (1319 г) – список, к которому савостьяновская рукопись относится как переработка и дополнение к подлиннику.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010