Послание святого апостола Павла к Филимону Сведения о святом Филимоне " Возлюбленный " апостолу Павлу (Флм. гл. 1) Филимон был богатым и знатным гражданином города Колосс. По выражению св. апостола Павла, он " самим собою был ему должен " (ст. 19), то есть был им обращен к вере Христовой в Колоссах или в Ефесе во время долговременного пребывания там апостола Павла, ибо Колоссы с Ефесом были в постоянных сношениях, торговых и административных. Уверовав, Филимон являл в своем лице и во всей семье образец веры и жизни по вере. Ближайшей помощницей во всех подвигах христианской жизни была Филимону Апфия — по мнению св. Златоуста, его жена, которую письменно приветствует св. апостол Павел как сестру возлюбленную, а также Архипп, как полагают, сын их, которого апостол почтил названием " сподвижника своего " . " Дом их, по словам св. Златоуста, был пристанищем для всех святых, и св. Павел свидетельствует, что им " успокоены сердца святых " (ст. 7). На том основании, что дом Филимона св. апостол называет домашней церковью, полагают, что там действительно была церковь, в которой совершали богослужения Филимон и Архипп как лица, облеченные в священный сан. Вероятно, Филимон помогал в управлении Колосскою церковью Епафрасу, епископу Колосскому, и в его отсутствие заменял его. По преданию, Филимон был позднее сам епископом в Колоссах (Пост. Апост. 7:49) и принял мученическую смерть вместе с Апфией и Архиппом от возмутившейся языческой черни. Память их празднуется 19 февраля и 22 ноября. По другому преданию, св. Архипп был епископом в Колоссах, а св. Филимон — в Газе. Повод к написанию послания к Филимону Послание свое к Филимону св. апостол Павел написал по поводу раба его Онисима, который, провинившись чем-то (ст. 11 и 18), из страха наказания бежал от своего господина и добрался до Рима, где находился в узах св. апостол Павел. Так как во время первых своих уз в Риме св. апостол имел возможность проповедовать невозбранно (Деян. 28:31), он в числе других обратил к вере во Христа и Онисима. Св. апостол так полюбил Онисима, что хотел его даже удержать при себе, но потом рассудил за лучшее вернуть его Филимону, прося, чтобы последний принял его, " как мое сердце " (ст. 12). Все это послание направлено к тому, чтобы совершенно примирить господина с его рабом и чтобы Филимон принял бежавшего Онисима уже " не как раба, а как брата возлюбленного " (ст. 16). Время и место написания послания к Филимону

http://sedmitza.ru/lib/text/430655/

Послание к Филимону Сведения о Филимоне Возлюбленный Апостолу Павлу ( Флм. 1 ) Филимон был один из богобоязненных граждан Колосских 131 , который – по выражению Ап. Павла – самим собою был ему должен ( Флм. 19 ), т. е. был им обращен к вере Христовой. Благодатное семя, посеянное Апостолом в сердце Филимона, принесло обильные благие плоды, ибо сам Апостол отзывается, что любовь и вера, которую возымел Филимон ко Господу Иисусу и ко всем святым (т. е. христианам), сильно его радовала и утешала ( Флм. 5–7 ). О братолюбной же щедрости своего ученика характерно свидетельствует Ап. Павел сими словами: «тобою, брат, успокоены сердца святых» ( Флм. 7 ). В этой гостеприимной благотворительности, а равно и в прочих делах христианского благочестия, самой ближайшей помощницей Филимону была Апфия, по мнению св. Златоуста, супруга Филимонова, которую письменно приветствует св. Ап. Павел, как сестру возлюбленную, а также Архипп, по всей вероятности сын Филимонов, которого Апостол почтил также названием сподвижника своего ( Флм. 2 ). На том основании, что в доме Филимона была церковь , которой св. Павел шлет свое апостольское приветствие, Филимона называет своим сотрудником, Архиппа же сподвижником своим, – предполагают вообще, что оба эти лица были освяшенныя. Может быть Филимон сначала помогал в управлении церковью Епафрасу, епископу колосскому, а в отсутствие и заменял даже лице его. Потом, как свидетельствует предание, сам Филимон был епископом в Колоссах (Постан. Апост. 7, 49), и за свою христианскую ревность приял мученическую смерть вместе с Апфией от возмутившейся черни языческой. Сие последнее известие передает св. Златоуст. Память святых Филимона, Апфии и Архиппа совершается 19-го февраля. Обстоятельства написания послания Послание свое св. Ап. Павел написал Филимону по поводу раба его Онисима, который вследствие каких-то обоюдных прискорбных недоразумений между рабом и господином удалился из дома Филимона, даже из Малой Азии и достиг Рима. В этом время находился там в своем первом заключении Апостол Павел 132 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРХИПП [греч. ρδβλθυοτεΑρχιππος], ап. от 70. (пам.19 фев., 22 нояб., 4 янв.- в Соборе 70 апостолов) В НЗ упоминается в первых стихах Послания к Филимону, где ап. Павел приветствует его как своего «сподвижника» (συστρατιτης) вместе с Филимоном и Апфией и всей домашней церковью (Флм 1. 2). По церковному Преданию, А. был сыном Апфии и Филимона ( Феодор Мопсуестийский и большинство ранних толкователей). В Послании к Колоссянам (4. 17) ап. Павел увещевает А. исполнять служение (διακονα), к-рое он принял «во Господе». Содержание этого служения остается неясным. Согласно Апостольским постановлениям, А. был епископом Колосской, а затем Лаодикийской Церкви (VII 46). В службе А. на 19 февр. он называется «верным рабом Христовым», богомудрым и богоносным, учеником ап. Павла, обращенным его благовествованием ко Христу, посланным среди язычников прогонять тьму многобожия; учителем, украшением г. Колоссы. В апостольских списках имя А. не встречается ни у Псевдо-Дорофея, ни у Адона Вьеннского, единственный раз упоминается в каталоге Псевдо-Симеона Логофета под 61. В правосл. и католич. Церквах А. почитается как мученик. К-польский синаксарь сообщает, что он пострадал при имп. Нероне в Колоссах. Язычники схватили и бросили его в ров за то, что он отказался участвовать в празднике, посвященном Артемиде , и принести ей жертву. А. был исколот ножами и забит камнями. Лит.: Феофан (Говоров), еп. Толкование Послания св. Ап. Павла к Колоссянам и Филимону. М., 1907; Aigrain R. Archippe//DHGE. T. 4. Col. 1556-1557; SynCon. Col. 247-248, 475-478, 803-804; Собор св. 70 Апостолов. Каз., 1907. С. 66-69; Dibelius M., Greeven H. An die Kolosser, Ephesser, an Philemon. Tüb., 19533. (HNT; 12). S. 53, 101-102; Grillman J. Archipus//ABD. Vol. 1. О. В. Титова Гимнография. Память А. совершается 22 нояб. с ап. от 70 Филимоном и его женой Апфией, 4 янв. в Соборе 70 апостолов и 19 февр. с пением отдельного последования. Память, в наст. время закрепленная 19 февр., встречается в месяцесловах также 20 марта, 23 нояб. и др. дни ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 48). Типикон Великой ц. IX-X вв. отмечает память А. 19 и 20 февр. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 236). В редакциях Студийского ( Мессинский Типикон 1131 г.- Arranz. Typicon. P. 122) и Иерусалимского (Типикон. Т. 1. С. 497) уставов указывается совершение в день памяти А. службы без знака (см. Знаки праздников месяцеслова ). Память А. содержится уже в ранних списках Иерусалимского устава (напр., Sinait. gr. 1096, XII в.- Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 40).

http://pravenc.ru/text/76546.html

Глава XXV. О Послании к Филимону § 140. Краткое сведение о Филимоне Из сходства лиц, упоминаемых в посланиях к колоссянам и Филимону ( Кол. 4:9, 17 ; сн. Фил. 2:10, 11, 12 ), святой Златоуст и блаженный Феодорит с достоверностью заключают, что Филимон был нарочитый гражданин колосский. Из самого послания очевидно, что обращением своим в христианство Филимон обязан был Апостолу Павлу (ст. 19); дом свой назначил для общественного Богослужения (ст. 2) и отличался особенной любовью к верующим (ст. 5. 6). Поэтому-то Апостол Павел, обещаясь посетить колоссян, предварительно просит Филимона уготовать ему обитель (ст. 22). Блаженный Феодорит говорит, что в свое время он видел дом этого св. мужа. Впоследствии времени Филимон был поставлен епископом без места, или во апостольство, по выражению св. Димитрия Ростовского (Чет. Мин. Февр. 15) т, е. для проповеди Евангелия, поэтому и называется сотрудником Апостола (ст. 1); проповедовал Христа в разных городах Фригии и запечатлел свою проповедь мученической смертью вместе с Апфией, женой своей, и Архиппом, епископом колосским. § 141. Случай, цель, содержание и отличительный характер Случай к написанию сего послания подал, Онисим, раб Филимона. Сделавшись виновным перед своим господином, Онисим убежал от него в Рим. Здесь, слушая проповедь Апостола Павла, он сделался христианином и такую оказал ревность по вере и благочестию, что Апостол хотел оставить его при себе в качестве сотрудника, но не решился на то без согласия самого Филимона. Поэтому, отправляя Онисима к прежнему его господину, Апостол написал к сему последнему послание с той целью, чтобы Филимон принял Онисима уже не как виновного раба, но как брата возлюбленного. После приветствия Филимону и его семейству (ст. 1–3), Апостол говорит о высоких добродетелях Филимона и выражает надежду, что его просьба об Онисиме, сделавшемся возлюбленным его сыном, не будет отвергнута, тем более, что Филимон не чужой Онисиму и своим спасением обязан просителю Апостолу (ст. 4–21). В заключении послания Апостол повелевает приготовить себе обитель, уповая посетить Филимона, посылает приветствия от своих сотрудников и оканчивает послание призыванием благодати Божией на дом Филимона (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Последование А. в целом не изменилось со времени действия Студийского устава (напр., ГИМ. Син. Л. 142об., XII в.- Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 52). Оно помещено в совр. печатных греч. и рус. Минеях и состоит из цикла стихир на Господи воззвах 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа и канона 4-го гласа с акростихом «ρδβλθυοτεΑρχιππον μν τν σοφν θεηγρον» (Архиппа воспеваю мудрого, богоглаголивого), принадлежащим гимнографу Иосифу, имя к-рого вписано в тропари 9-й песни. По греч. рукописям известен еще один канон А. 2-го гласа без акростиха, с началом: « Ως ορανς σμερον/ Εκκλησα Χριστο» (Ныне Церковь Христова как небо) гимнографа Георгия, имя его вписано в богородичны (Ταμεον. Ν 504. Σ. 169). Этот канон не вошел в печатные богослужебные книги. О. В. Венцель Мученичество святых Архиппа, Филимона и Апфии. Миниатюра из Минология. XI в. (ГИМ) Мученичество святых Архиппа, Филимона и Апфии. Миниатюра из Минология. XI в. (ГИМ) Иконография. А. изображается средовеком, в хитоне, гиматии; бывает представлен с ап. от 70 Филимоном и Апфией (как правило, в мучении), чья память празднуется в тот же день, или единолично, а также в композиции «Собор святых апостолов». Изображен на миниатюрах: в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 200, 976-1025 гг.,- в мучении); в Минологии (ГИМ. Греч. 183. Fol. 101, посл. четв. XI в.,- в мучении, с ап. Филимоном и Апфией); в греко-груз. рукописи (РНБ. О. I. 58. Л. 100об., XV в.,- в рост, с ап. Филимоном и Ананией, память к-рого приходится на 4 янв. и 1 окт.). В настенных минологиях на февраль: в ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг.; ц. Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), ок. 1386 г.; в ц. вмч. Георгия в с. Воронец (Румыния), ок. 1504 (?); в ц. свт. Николая в Пелиново, 1717-1718 гг.; возможно, изображение мученичества представлено под 22 нояб. в церквах мон-рей Дечаны и Козия. В рус. памятниках: на минейной иконе на февраль, кон. XVI в., на иконе из вологодской ц. прп. Димитрия Прилуцкого на Наволоке (ВГИАХМЗ). В Соборе апостолов представлен слева внизу на иконе «Апостольская проповедь», 1660-1662 гг., письма Феодора Евтихиева Зубова (?) (ЯИАМЗ).

http://pravenc.ru/text/76546.html

Помимо библейского текста и предположений экзегетов о личности Филимона сообщают церковные предания. Предание, зафиксированное в «Апостольских постановлениях» 72 (IV в.) указывает на его епископство в Колоссах. Считается, что он был замучен язычниками в Колоссах вместе с Апфией, Архиппом и Онисимом во время первого широкого гонения на христиан при Нероне 73 . По другому преданию, он был епископом в г. Газа 74 . Полагают, что его дом в Колоссах существовал ещё в V веке 75 . Церковная традиция ставит Филимона в число 70-ти апостолов Христовых и отмечает его память вместе с ап. Архиппом и равноап. Апфией 22 ноября. Апфия (πφα – «плодородная»). Ее имя стоит на втором месте после Филимона. Традиционно считается супругой Филимона и его помощницей в деле евангельского благовестия. Свт. Иоанн Златоуст 76 и блж. Феодорит 77 считали именно так. Пелагий 78 колебался между версиями сестра или жена 79 . Упоминание ее имени в начале послания блж. Феодорит связывает с тем, что, вероятно, «она, не будучи упомянута, стала бы противодействовать написанному в послании» 80 . Интересное замечание делает М. Дибелиус, упоминая надгробный памятник близ ликийского города Бальбура 81 , в поселке Тримелиском, посвященный некой Апфии из Колосс 82 . Этот факт интересен, но не позволяет сделать серьезных выводов. По преданию, Апфия приняла мученическую кончину вместе со своим мужем в 60-ые годы первого столетия. Архипп (ρχππος – «главный над лошадьми»). Это фигура, пожалуй, самая загадочная и спорная из трех адресатов. Версии по поводу его статуса и роли в судьбе Онисима выдвигали самые разные, от простого члена семьи Филимона до предстоятеля колосской церкви и хозяина упомянутого раба. Прежде всего обращают внимание на упоминание Архиппа в послании к Колоссянам. Апостол Павел, заканчивая это послание просит колоссян: «Скажите Архиппу: смотри, чтобы тебе исполнить служение, которое ты принял в Господе» ( Кол. 4:17 ). Эти слова подвергаются различной интерпретации относительно того, кем был Архипп.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/isagogi...

ап. Архипп с бывшим тамо Филимоном, собравшихся верных в дом (домашнюю свою церковь ), молитвы свои обычны возсылаху Богу, священную совершающе службу: идолослужителие же, ненавидящие верных, уведавши, яко все христиане в дому Филимонов собрани суть, нападоша на них нечаянно, и разгнаша Христово стадо, овых биюще, овых же убивающе; а св. Ап. Архиппа и Филимона со св. Апфией емше приведоша к градоначальнику Ефесскому Аитоклису (в греческ. Синаксаре к игемону Ардоклу) и по повелению того равно всех мучища, первее протяженных на земле и влачимых палицами не милостиво биша, таже коегождо особь в земли до бедр вкопаше камешем побиваху… А св. Архипа бивше, оставиша еле жива детям на игралище. И стекашася полчища отроков ножами избиваша святого…» (М., 1875. Февраль. 55–56 ст.). В службе 19 февраля св. Архипп называется «верным рабом Христовым», Богомудрым и Богоносным, великою звездою церкви Христовой, проповедником, учеником св. Павла и его благовествованием обращенным ко Христу; он послан был среди язычников прогонять тьму многобожия; священным учителем (а в службе 22 ноября «мудрым иерархом» (3-й стих Господи воззвах), украшением г. Колосс. В 8-й песни канона (ст. 3) есть указание, – что он сын Апфии. Довольно подробно описываются в службе страдания св. Архипа (беззаконный гонитель биениям предаде тя, и ранам различно образным мукам; влеком и прободаем. Младенцы суще разумом тя, имущаго смысл, младенцем играше предаша. И от них не милостиво прободаем). По убиении тело св. Архипа было брошено в ров и камнями наполнили оный (ров). Память св. Архиппа в православной церкви совершается 19 февраля (отдельно), а с св. Филимоном и Апфией 22 ноября, а также в соборе 70 Апостолов 4 января. В римской церкви память св. Архиппа положена 20 марта. Имени св. Архиппа по спискам 70 Апостолов нет ни у Дорофея ни у Адона. Святой апостол Сила Св. апостол Сила (Силуан), но словам священного дееписателя Луки (Деян. XV, 22), был одним из мужей, начальствующих между братиями в церкви иерусалимской, «муж нарочитый в братии», и был в числе «старцев» (пресвитером в Иерусалиме).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

X VI). Некоторые, на основании слов ап. Павла в послании к Колоссянам: «Рците Архиппу: блюди служение, еже приял о Господе да совершиши» (IV, 17) думают, что Архипп был епископом Колосским после Епафраса; но он был только временно управляющим этою церковью, в отсутствии Епафраса в Риме к ап. Павлу. Вышеприведенными словами («скажите Архиппу…») ап. Павел дает понять Архиппу о трудности его положения, о предстоящей тяжелой борьбе, с лжеучителями, как представителю (и к тому же временному) церкви, в которую по сообщению Епафраса, начали вторгаться опасные лжеучители, поэтому то, вероятно, св. Апостол называет Архиппа своим «сподвижником» или «своинственником» ( Филим. Х, 2 ), а вместе с тем воодушевить его (Архиппа) к деятельному прохождению этого служения. В видах же побуждения Колоссян к беспрекословному повиновению своему предстоятелю (Архиппу) ап. Павел присоединяет выражение «о Господе», т. е., что служение церкви он (Архипп) принял не сам собою и не от людей, но от самого Господа. Объясняя это, блаж. Феофилакт пишет, что слово «о Господе» Архиппа делает более заботливым о том, чтобы совершать свое служение, как ему, показывая, что они от Бога вручены его попечению (Православный Собеседник, 1886. 12. Стр. 73). Из Лаодикии, где был епископом св. Архипп, сообщал кто-то ап. Павлу в послании чрез Епафраса, вероятно, о каких-то опасностях, угрожавших тамошней (Лаодикийской) церкви (Колосс. IV, 16), но, должно быть, писанное от Лаодикийской церкви, заключало то же, что и лично сообщил о Колосской церкви Епафрас, или, писанное от них не было настолько важным, чтобы апостол счел нужным писать особое послание к Лаодикийской церкви, по только ограничился тем, чтобы послание, писанное им к Колоссянам, было прочитано в Лаодикийской церкви, а также и то письмо, какое получено им (ап. Павлом) из Лаодикии. 4 О дальнейшей деятельности св. Архиппа мало сохранилось сведений. По церковному преданию, он пострадал вместе с своими родителями Филимоном и Апфией. В Четьи-Минеях св. Димитрия, митрополита Ростовского (19 февраля), о кончине сих святых сказано: «в некое лето бывшу в Колоссах богомерзкому скверныя Артемиды (символ луны μηνη) празднику, в то время св.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Апостолы Архипп и Филимон были из числа 70-ти. Архипп был епископом в Колоссах, во Фригии, в одном из богатых и населенных городов Малой Азии. Св. ап. Павел называет его вместе с Филимоном своим сподвижником. Св. Филимон был богатый гражданин колосский и господин св. Онисима (15 февраля). Когда принял он христианскую веру, то дом его сделался местом пристанища христиан. Он, вместе со своей супругой, добродетельной Апфией, и другими лицами дома, посвятил себя на служение нищим, больным и странникам. Проповедовал и веру Христову. При самом первом гонителе на христиан, римском императоре Нероне, во время своего праздника, язычники Филимона и Апфию побили камнями, а Архиппа изрезали ножами. Преподобный Досифей жил в конце VI века, был учеником св. Дорофея (память 5 июня). Он умер в молодых летах. Подвизался в монастырской больнице, служа болящим с необыкновенным самоотвержением. Если иногда, раздраженный нетерпением и ропотом больных, возмущался духом и произносил какое-либо гневное слово, то оплакивал свою опрометчивость как величайшее преступление. Вследствие многотрудного дела ухода за больными он не мог нести таких подвигов поста и молитвы, какие несла монастырская братия, – иногда опаздывал, а иногда и совсем не приходил к богослужению, употреблял более вкусную пищу, чем полагалось монастырским уставом, и вкушал ее не в положенное время. Посему братия соблазнялась таким его поведением. Но вскоре после смерти Досифея один из старцев увидел его в раю, между угодившими Богу старцами, которые почили прежде него. Преподобный Равула родом из г. Самосат, в Малой Азин. Жил в конце V и в начале VI века. Скончался 80-ти лет, в царствование Юстиниана, в Константинополе, где устроил несколько обителей. Преподобные исповедники Евгений и Макарий были пресвитерами в г. Антиохии. Претерпели много мучений за веру. С ними имел состязание о вере отступник Юлиан и был посрамлен. Скончались в Мавритании. Мученики: Максим, Феодот, Исихий и Асклипиодота усечены были мечом в Адрианополе, в начале IV века, при императоре Максимиане. 20-е число

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Артемий, праведный Веркольский, ум. 1532. 23 июня и 20 окт. Артемия царевпа, дочь Диоклетиана, муч. Римская ок. 306 г., с Маркеллом папой и др. 7 июня. Артемон, еписк. Селевкии Писидийской, ученик ап. Павла. 21 марта. Артемон, пресвит. Лаодикийский, муч. Кесарийский ок. 303 года. 13 апр. Архелая, Фекла и Сусанна, преподобномученицы Салернские при Диоклетиане. 6 июня. Архилий иерей, муч. с Иеремием. 6 апр. Архипп, ап. из 70, с Филимоном н Апфией. 19 февр. и 22 нояб. Архипп преп., живший в Хонах, при храме архистр. Михаила. 6 сент. Асинкрит, ап. из 70. 8 апр. Асир, сын праотца Иакова. В нед. праотец. Аскалон, муч. Антинойский при Диоклетиане от Арриана. 20 мая. Асклипиад, муч. Смирнский при Декии, с Пионием пресвитером и др. 11 марта. Аскипиодота муч., с Максимом и др. 19 февр. Асклипиодот муч., с Диомидом и др. 3 июля. Асклиада, муч. Фракийская при Максимиане, с Феодотом. 15 сент. Астерий синклитик, муч. Кесарийский в Палест. при Галлиене (ок. 260), с Марином. 7 авг. Астерий, муч. Римский при Клавдии (ок. 270), ст. Марином и др. 6 июля. Астерий, муч. Киликийский при Нумериане, с Фалалеем. 20 мая. Астерий, муч. Момисвестийский (? – Киликийский – пРим.ред.) при Диоклетиане (303), с Клавдием и др. 21 окт. Астий, еписк. Диррахийский, муч. при Траяне. 4 июня. Астион монах, муч. Алмпридский на Дунае, около времен Диоклетиана, с Епиктетом пресвит. 7 июля. Аттик, Агапий, Евдоксий, Катерий, Пактовий, Истукарий, Никтополион и др. воины, мучч. Севастийские при Декии. 3 ноября. Аттик, патриарх Цареградский, ум. ок. 425. В субб. с. Аттий, из 9 мучч. постр. в Пергии Памф. при Диоклетиане. 1 авг. Африкан, муч. Африканский при Декии, с Терентием и др. 10 апр. Афродисий, преп. Палестинский 6 века. В субб. с. Аффоний, муч. Персидский ок. 343 г., с Акиндином и др. 2 нояб. Ахаз праведный 1 апр. Ахаик, ап. из 70. 4 янв. Ахилла, преп. Скитский, 5 века. В субб. с. Ахиллий, еписк. лариссийский, ум. ок. 330. 15 мая. Ахия пророк. 12 ноября. Афанасий, еписк. Тарса Кил., муч. при Валериане, с Анфусой и др. 22 авг.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010