И Димас. Димас, как видно, еще не оставлял учителя. Приветствуйте братьев в Лаодикии. Посмотри, как он их сближает, как привязывает их друг к другу. И Нимфана, и домашнюю церковь его. Это был знаменитый муж, у которого все в доме были верные, почему и назывался его дом церковью. Поэтому Павел и показывает к нему свое расположение, особо приветствуя его. Делает это он также и для того, чтобы побудить других к такому же усердию, чтобы и другие подражали Нимфану, если желают быть также почтены. Когда это послание прочитано будет у вас, то распорядитесь, чтобы оно было прочитано и в Лаодикийской церкви; а то, которое из Лаодикии, прочитайте и вы. Мне кажется, что здесь было написано что-нибудь такое, что нужно было слышать и Лаодикийцам; а им, в свою очередь, необходимо было узнать, что написано в том послании. Гораздо больше пользы, когда из обличения, направленного против других, они узнают свои собственные недостатки. Какое же это было послание из Лаодикии? Первое послание к Тимофею: оно написано из Лаодикии. Некоторые, впрочем, говорят, что это было послание, которое лаодикийцы посылали к Павлу. Но я не знаю, что из него можно было заимствовать им для своего исправления. Скажите Архиппу. Зачем он не пишет к нему? Вероятно, что он не нуждался в длинном послании; для него достаточно было одного краткого напоминания. Смотри, чтобы тебе исполнить служение, которое ты принял в Господе. Это всюду есть голос устрашающего, как например: смотрите, чтобы кто не увлек вас пустым обольщением (Кол.2:8). Или еще: берегитесь, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном (1Кор.8:9). Так и здесь: смотри, исполни, как следует, дело, принятое тобой в Господе, то есть чрез Господа; ибо Он дал тебе, а не я. Какое же это дело? Смотреть за колоссянами и заботиться о них. Два внушения делает апостол одним словом - в Господе: его делает более заботливым о том, чтобы совершать свое служение, как дело Господне, и их склоняет охотнее подчиняться ему, показывая, что они от Бога даны ему в руки. Конечно, апостол того ради пишет им: скажите Архиппу, чтобы когда он станет укорять их, они не могли обвинять их, как человека, исполняющего их горечью, зная, что такова дана ему заповедь от Павла, и что их собственные уста передали Архиппу то, что ранее объявил ему Павел. Итак, чтобы заградить их уста. Павел очень мудро сделал это, так как во всяком случае неуместно ученикам разговаривать о делах учителя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1064...

1:23), так как проповедь уже имела время. Послание же к Тимофею, думаю, написано позднее этого, — оно написано перед самой кончиной, так как в нем говорит: « Ибо я уже становлюсь жертвой » (2 Тим. 4:6). Но все же оно старше послания к филиппийцам, так как в нем является он при начале уз в Риме. Почему же я говорю, что эти послания заключают в себе нечто более? Потому, что он писал их, находясь в узах. Как писал бы мужественный воин с поля битвы, на котором он поставил трофеи, — так делает и он. Он сам знал, что это — дело великое. Так, пиша к Филимону, он говорит: « Которого родил я в узах моих » (Флм. 10). И это сказал, чтобы мы не только не унывали в бедствиях, но и радовались. При этом был с ними Филимон, потому что и там говорит: « И Архиппу, сподвижнику нашему » (Флм. 2), и тут: « Скажите Архиппу » (Кол. 4:17). Мне кажется, что ему поручено было какое–либо церковное дело. Павел не видел ни их, ни римлян, ни евреев, когда писал к ним. О последних упоминает он во многих местах, а о тех — послушай, что говорит: « Ради всех, кто не видел лица моего в плоти » (Кол. 2:1), и опять: « Ибо хотя я и отсутствую телом, но духом нахожусь с вами » (Кол. 2:5). Он знал, что его присутствие везде весьма важно, а потому, и не находясь у них, он всегда представлял себя как бы находящимся: так, смотри, когда он наказывает блудника, он представляет себя на судилище: « А я », — говорит, — « отсутствуя телом, но присутствуя у вас духом, уже решил, как бы находясь у вас » (1 Кор. 5:3); и опять: « Приду к вам, и испытаю не слова возгордившихся, а силу » (1 Кор. 4:19); и опять: « Не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего » (Флп. 2:12). « Павел, волей Божией Апостол Иисуса Христа ». Нужно сказать и о содержании, какое мы находим в послании. В чем же состоит оно? (Колоссяне) приводимы были к Богу через ангелов, держались многих иудейских и языческих обычаев: (в послании) это исправляется. Для того (Павел) в самом начале говорит: « Волею Божией » (δια δελματος θεο), при чем опять употребил δια (через).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

2. Большая похвала, – даже больше всякой другой похвалы, – что он об Епафрасе выражается таким образом: «Приветствует вас раб Иисуса Христа». Он называет его еще служителем их, подобно тому, как и самого себя называет служителем Церкви, когда говорит: «Которой сделался я служителем» ( Кол. 1:25 ). В это же достоинство он возводит и этого человека: выше он называл его сорабом, здесь – рабом. «Приветствует вас», говорит. Как будто он беседует с матерью и говорит ей: ведь от твоей утробы! Но эта похвала могла породить зависть. Поэтому он рекомендует его не с этой только стороны, а и со стороны того, что относилось уже собственно к ним. И там он устраняет зависть, и здесь. «Всегда, – говорит, – подвизающийся за вас»: не теперь только у нас – чтобы показать себя, и не у вас только – чтобы показать себя вам. Сказав: «подвизающийся»; он выразил этим особенное усердие (Епафраса). Затем, чтобы не показалось кому, будто он им льстит, – он присовокупил: «что он имеет великую ревность и заботу о вас и о находящихся в Лаодикии и Иераполе». Равным образом и слова: «чтобы вы пребыли совершенны» также не заключают в себе нисколько лести, а напротив, как нельзя более естественны в устах достопочтенного наставника. «Исполнены, – говорит, – и совершенны». Первое он дал им (т. е. исполнил их познаниями веры), а последнего (совершенства), по его словам, у них недостает еще. И не сказал: чтобы вы не колебались, но: чтобы стояли. Между тем приветствия, получаемые ими от многих, успокаивали их уверенностью, что о них помнят не только свои люди, из числа их же самих, но и другие. «Скажите Архиппу: смотри, чтобы тебе исполнить служение, которое ты принял в Господе» ( Кол. 4:18 ). Он подчиняет их ему. Они уже не могли более жаловаться на него, зачем он обличает их, когда сами все приняли: ведь это неправильно, если ученики судят о своем учителе. Чтобы заградить им уста, он и пишет это. «Скажите Архиппу, – говорит, – смотри» ( βλπε, смотри). Это слово всегда заключает в себе предостережение, – как напр., говорится: «берегитесь псов» ( Флп. 3:2 ); «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас» ( Кол. 2:8 ); «Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных» ( 1Кор. 8:9 ); и вообще всегда так говорят, когда предостерегают.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Еще одно сюжетное изображение – икона «Чудо в Хонех». Согласно Преданию, в селении Хони в Малой Азии был целебный источник с церковью, посвященной Архангелу Михаилу. Язычники в своей борьбе с христианством решили затопить церковь и уничтожить источник. Они выкопали ров, где соединились течения двух рек, и направили воду на церковь. Пономарь Архипп в горячей мольбе обратился к Архангелу Михаилу, и тот ударом жезла о камень остановил поток, а вода ушла в скалы. Название местечка Хони происходит от греческого слова, означающего «воронка». На этих иконах Архангел Михаил жезлом ударяет о камень, и в отверстие устремляется поток воды. Здесь же Архипп – в монашеской одежде. На заднем плане – храм, около него язычники, иногда с заступами и лопатами. Вдали поток сливается из двух рек. Другое сюжетное изображение – «Чудо о Флоре и Лавре» – целиком относится к Преданию Русской Поместной Церкви. Согласно этому преданию, Архангел Михаил обучил святых Флора и Лавра, почитающихся в Русской Церкви покровителями лошадей, управлять лошадьми и помогать этим животным. Обычно Архангел помещается в центре верхней половины композиции, в анфас, он держит за длинные уздечки двух коней, черного и белого, и вручает их стоящим рядом с ним святым Флору и Лавру. Другое название сюжета – «Архангел Михаил вручает коней Флору и Лавру». К сюжетным изображениям также относится апокалиптический образ Архангела Михаила. Архангел скачет по горящей земле верхом на алом крылатом коне, с пламенной трубой у губ. В одной руке у него книга, в другой – крест или трезубец, под копытами коня – низверженный диавол в виде дракона или уродливого человека. Такой образ называется Архангел Михаил Воевода. Он появился в русском искусстве с XVI веке и приобрел популярность в XVII столетии. Чудеса святого Архангела Михаила Явление Иисусу Навину Иисус, находясь близ Иерихона, взглянул и видит, и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнаженный меч. Иисус подошел к нему и сказал ему: наш ли ты или из неприятелей наших? Он сказал: нет; я вождь воинства Господня, теперь пришел сюда. Иисус пал лицем своим на землю, и поклонился, и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему? Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято. Иисус так и сделал (Нав. 5: 13–15). Предсказание о рождении Самсона

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

« Исполнены », — говорит, — и « совершенны ». Первое он дал им (т. е. исполнил их познаниями веры), а последнего (совершенства), по его словам, у них недостает еще. И не сказал: чтобы вы не колебались, но: чтобы стояли. Между тем приветствия, получаемые ими от многих, успокаивали их уверенностью, что о них помнят не только свои люди, из числа их же самих, но и другие. « Скажите Архиппу: смотри, чтобы тебе исполнить служение, которое ты принял в Господе ». Он подчиняет их ему. Они уже не могли более жаловаться на него, зачем он обличает их, когда сами все приняли: ведь это неправильно, если ученики судят о своем учителе. Чтобы заградить им уста, он и пишет это. « Скажите Архиппу », — говорит, — « смотри » (βλπε, смотри). Это слово всегда заключает в себе предостережение, — как например, говорится: « Берегитесь псов » (Флп. 3:2); « Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас » (Кол. 2:8); « Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных » (1 Кор. 8:9); и вообще всегда так говорят, когда предостерегают. « Смотри », — говорит, — « чтобы тебе исполнить служение, которое ты принял в Господе ». Не позволяет ему быть господином, как и о себе сказал: « Ибо если делаю это добровольно, то буду иметь награду; а если недобровольно, то исполняю только вверенное мне служение » (1 Кор. 9:17). «чтобы тебе исполнить служение», — постоянно прилагая свое старание. « Которое ты принял в Господе ». Вот опять — « в Господе » значит то же, что — через Господа. Он, то есть, возложил на тебя эту обязанность, а не мы. И их он подчиняет ему, показывая, что он дан им самим Богом. « Помните мои узы. Благодать со всеми вами. Аминь ». Он уничтожил страх. Если учитель и в узах, — за то благодать его разрешает. И это дело благодати, — что она попустила ему сделаться узником. Послушай, как говорит Лука: апостолы возвратились « радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие » (Деян. 5:41). И действительно, чтобы принять (за Христа) бесчестие и узы, — этого нужно еще сподобиться.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Как бы не довольным себя почитая к упрошению, он присоединяет в сопросители и Тимофея, чтобы Филимон склонился на просьбу многих. Филимону возлюбленному и сотруднику нашему. Если он возлюбленный, то окажет милость. Если он сотрудник, то не задержит своего раба, а опять пошлет на служение проповеди , которой и сам он служит. Ибо и раб исполнит такое дело господина, если опять будет возвращен. Флм.1:2 . и Апфии, (сестре) возлюбленной, и Архиппу, сподвижнику нашему. Может быть, Апфия была супругой (Филимона), а Архипп – другом. Если он совоинственник, то будет принимать участие и в этом. Это был тот самый (Архипп), о котором в послании к Колоссянам пишет: «рцыте Архиппу, блюди служение, еже приял еси» ( Кол. 4, 17 ). И домашней твоей церкви. Церковью называет апостол всех верующих в доме (Филимона), включая сюда и рабов. Обрати внимание на смиренномудрие, – он увещевает и их, чтобы они содействовали ему в просьбе. Флм.1:3 . Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Каким образом благодать Божия будет с нами? Если и мы будем прощать своим должникам. А каким образом будет мир? Если и ты помиришься с рабом. Флм.1:4 . Благодарю Бога моего, всегда вспоминая о тебе в молитвах моих. Всякий раз, говорит, как я вспоминаю о тебе, – а вспоминаю я всегда, когда молюсь, – столько раз я благодарю Бога за твою добродетель. Какая это добродетель, – объясняет дальше. Флм.1:5 . Слыша о твоей любви и вере, которую имеешь к Господу Иисусу и ко всем святым,. Здесь хвалит его за доброту. Из Фригии не было бы слышно в Риме о любви и вере его, если бы она не была велика. Так как ты любишь всех святых, т. е. верных, то должен полюбить и Онисима, ибо и он есть уже верный, – чтобы чрез то явить себя любящим и Господа. Видишь ли, какия понудительныя он собирает в уме его помышления к удовлетворению прошения? Флм.1:6 . дабы общение веры твоей оказалось деятельным в познании всякого у вас добра. Благодарю, говорит апостол, Бога за любовь твою, моляся и о том, чтобы вера твоя, которая у тебя общая с нами, была действенна, – деятельная и живая в познании тобою всякаго добраго дела, т. е. чтобы тебе любить его и в дело производить. Ибо вера тогда жива бывает, когда мы прилежим всякому делу благому, как и мертва, когда бывает без добрых дел. Прибавил: «еже в вас», чтобы показать, что и теперь Филимон имеет уже всякое благое в себе дело, как бы так говоря: (в познании) всякаго дела благого и теперь в вас, т. е. в тебе уже сущего. Сказав: «общение веры», св. Павел соединяет Филимона с собою и едино творит. Общая вера есть и единотворна, так что ты должен и едино со мною мудрствовать. Или общением веры он называет милостыню, бывающую от великой веры. Итак, апостол говорит: память о тебе творю, моляся, да общительное и благоподатливое расположение твое никогда не прекращалось, но более и более да изливаешь ты на нуждающихся всякое благо, «еже в вас», то есть, которое есть у тебя.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Приветствует вас Лука, врач возлюбленный. Приветствует вас Лука, врач возлюбленный. Лука — это евангелист, для которого немаловажная похвала — быть возлюбленным Павла. Говорит же о нем после Епафраса — не потому, чтобы унижал его, но потому, что желал возвысить Епафраса пред его согражданами. Несомненно, этим именем назывались еще и Другие. И Димас. И Димас. Димас, как видно, еще не оставлял учителя. Приветствуйте братьев в Лаодикии. Приветствуйте братьев в Лаодикии. Посмотри, как он их сближает, как привязывает их друг к другу. И Нимфана, и домашнюю церковь его. И Нимфана, и домашнюю церковь его. Это был знаменитый муж, у которого все в доме были верные, почему и назывался его дом церковью. Поэтому Павел и показывает к нему свое расположение, особо приветствуя его. Делает это он также и для того, чтобы побудить других к такому же усердию, чтобы и другие подражали Нимфану, если желают быть также почтены. Когда это послание прочитано будет у вас, то распорядитесь, чтобы оно было прочитано и в Лаодикийской церкви; а то, которое из Лаодикии, прочитайте и вы. Когда это послание прочитано будет у вас, то распорядитесь, чтобы оно было прочитано и в Лаодикийской церкви; а то, которое из Лаодикии, прочитайте и вы. Мне кажется, что здесь было написано что-нибудь такое, что нужно было слышать и Лаодикийцам; а им, в свою очередь, необходимо было узнать, что написано в том послании. Гораздо больше пользы, когда из обличения, направленного против других, они узнают свои собственные недостатки. Какое же это было послание из Лаодикии? Первое послание к Тимофею: оно написано из Лаодикии. Некоторые, впрочем, говорят, что это было послание, которое лаодикийцы посылали к Павлу. Но я не знаю, что из него можно было заимствовать им для своего исправления. Скажите Архиппу. Скажите Архиппу. Зачем он не пишет к нему? Вероятно, что он не нуждался в длинном послании; для него достаточно было одного краткого напоминания. Смотри, чтобы тебе исполнить служение, которое ты принял в Господе. Смотри, чтобы тебе исполнить служение, которое ты принял в Господе.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

Святой Тит также трудился вместе со святым апостолом Павлом в деле благовестия. Святой апостол Павел упоминает о нем в своих посланиях (2 Кор. 2: 12–13; 12:18; 2 Тим. 4: 10), а также написал и к нему послание. Святой Тит был епископом Гортины, на острове Крит. Скончался в глубокой старости в мире. [ 27 ] Святой Филимон, к которому святой апостол Павел написал особое послание, был епископом в Газе [ 28 ]. Скончался мученически в царствование Нерона. [ 29 ] Святой Онисим, о котором пишет святой апостол Павел в своем посланий к Филимону (Флм.1:10–19), проповедовал христианство в Испании, Греции и Малой Азии. Скончался мученически вскоре после кончины святого Игнатия Богоносца, будучи побит камнями в Риме. [ 30 ] Святой Епафрас, о котором также святой апостол Павел упоминает в том же послании к Филимону, говоря: «Приветствует тебя Епафрас, узник вместе со мною ради Христа Иисуса» (Флм.1:23), был епископом города Колосс и церквей Лаодикии и Иераполя [ 31 ]. Вместе со святым апостолом Павлом он содержался в узах в Риме, откуда Павел писал Колоссянам: «Приветствует вас Епафрас ваш, раб Иисуса Христа, всегда подвизающийся за вас в молитвах, чтобы вы пребыли совершенны и исполнены всем, что угодно Богу. Свидетельствую о нем, что он имеет великую ревность и заботу о вас и о находящихся в Лаодикии и Иераполе» (Кол.4:12–13). Святой Архипп, упоминаемый в том же послании к Филимону, был после святого Епафраса (заключенного в узы в Риме), епископом в городе Колоссах [ 32 ]; о чем святой апостол Павел пишет Колоссянам: «Скажите Архиппу: смотри, чтобы тебе исполнить служение, которое ты принял в Господе» (Кол.4:17). Там святой Архипп и скончался мучинической смертью. [ 33 ] Святой Сила был учеником и ближайшим сотрудником святого апостола Павла, вместе с которым проповедовал слово Божие и претерпел многие страдания, раны и тюремное заключение (Деян.16:13–24). О нем упоминается в Деяниях Апостольских: «Павел, избрав себе Силу, утверждал церкви» (Деян.15:40–41). Впоследствии он был епископом в Коринфе [ 34 ]и, немало потрудившись в деле проповедования слова Божия и сотворивши знамения и чудеса, отошел к Господу. [ 35 ] Святой Силуан проповедовал слово Божие вместе со святыми апостолами Петром и Павлом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

14 ст. Приветствует вас Лука, врач возлюбленный, и Димас. Лука – написавший 3-е Евангелие. «Димас был сначала ревностным учеником св. апостола Павла, а затем про этого Димаса апостол в послании к Тимофею говорит: Димас меня оставил, возлюбив нынешний век и ушел в Солунь (Фессалонику)» ( 2Тим. 4:10 ). 15 ст. Приветствуйте братьев в Лаодикии, и Нимфана, и домашнюю церковь его. «Нимфан, надо полагать, был блюститель той Церкви, – пресвитер, заступавший место Епафраса, в его отсутствие. Вся семья его состояла из верных... У него бывали и собрания церковные» (Еписк. Феофан. Посл. Кол. 246 ). После приветствий апостол делает поручение Колосской церкви и некоему Архиппу. 16 ст. Когда это послание прочитано будет у вас, то распорядитесь, чтобы оно было прочитано и в Лаодийской церкви; а то, которое из Лаодикии, прочитайте и вы. «Относительно этого стиха св. Златоуст замечает: справедливо утверждают некоторые, что здесь, разумеется, не послание Павла к Лаодикийцам, а их послание к Павлу; ибо не сказал он: написанное к Лаодикийцам, а говорит: написанное от Лаодикии». 17 ст. Скажите Архиппу: смотри, чтобы тебе исполнить служение, которое ты принял в Господе. Возможно, что Архипп был пресвитером и, за отсутсвием Епафраса, совершал богослужение в домовой церкви своего отца Филимона. Впоследствии он был епископом Лаодикийским (Пост. ап. § VII, 46). (Рук. к изуч. свящ. кн. Нового завета Иванова). Ввиду такого положения Архиппа среди верующих, апостол наказывает передать ему, чтобы он исполнил врученное ему Господом служение, был на высоте своего положения и зорко наблюдал за тем, что вокруг него совершается. 18 ст. Приветствие моей рукой Павловой. Помните мои узы. Благодать со всеми вами. Аминь. Чтобы Колоссяне не сомневались в подлинности этого к ним послания, апостол сам собственной рукой как бы скрепляет его, посылая им привет и прося помнить его узы, т. е. иметь их пред глазами, как воодушевляющий Колоссян пример. Наконец, апостол желает Колоссянам, чтобы, с помощью благодати Божией, они исполнили все, чему он их научал в своем послании.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

4) Послесловие (стихи 22–24). II. Экзегеза текста послания 2.1. Вступление (стихи 1–7) Παλος δσμιος Χριστο ησο κα Τιμθεος δελφς Φιλμονι τ γαπητ κα συνεργ μν κα πφ τ δελφ κα ρχππ τ συστρατιτ μν κα τ κατ’ οκν σου κκλησ, χρις μν κα ερνη π θεο πατρς μν κα κυρου ησο Χριστο. Εχαριστ τ θε μου πντοτε μνεαν σου ποιομενος π τν προσευχν μου, κοων σου τν γπην κα τν πστιν, ν χεις πρς τν κριον ησον κα ες πντας τος γους, πως κοινωνα τς πστες σου νεργς γνηται ν πιγνσει παντς γαθο το ν μν ες Χριστν. χαρν γρ πολλν σχον κα παρκλησιν π τ γπ σου, τι τ σπλγχνα τν γων ναππαυται δι σο, δελφ. Павел, узник Иисуса Христа, и Тимофей брат, Филимону возлюбленному и сотруднику нашему, и Апфии, (сестре) возлюбленной, и Архиппу, сподвижнику нашему, и домашней твоей церкви: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Благодарю Бога моего, всегда вспоминая о тебе в молитвах моих, слыша о твоей любви и вере, которую имеешь к Господу Иисусу и ко всем святым, дабы общение веры твоей оказалось деятельным в познании всякого у вас добра во Христе Иисусе. Ибо мы имеем великую радость и утешение в любви твоей, потому что тобою, брат, успокоены сердца святых. Структура данного послания соответствует традиционной схеме писем в античности 205 . Оно включает в себя прескрипт, проемий (благодарение), основную часть и эсхатокол (заключение). Вводная часть содержит в себе три стандартных элемента – упоминание отправителя, адресата и приветствие. Это единственное из посланий апостола Павла, в начале которого он называет себя «узником Иисуса Христа» (δσμιος Χριστο ησο). Это именование указывает на текущее заключение апостола (1:22) за проповедь о Христе 206 , а также может подчеркивать то, что его единственную подлинную зависимость лишь от Небесного Царя Христа 207 . В число узников за Христа он включает Епафраса, который находился вместе с ним (1:23). В отличие от ряда других своих посланий, Павел не использует здесь титул апостола, что может свидетельствовать о нежелании прибегать в данном деле к своему апостольскому авторитету 208 . Указанием на свои узы он хочет расположить Филимона, проявить милость к своему рабу, действуя не властным повелением, а дружеской просьбой. Напоминание о своем заключение придавало его просьбе особую силу и авторитет исповедника веры 209 . «Слыша об узах Христовых, – замечает святитель Иоанн Златоуст , – кто не устыдился бы, кто не преклонился бы, кто не отдал бы самой души своей, а не только одного раба?» 210

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/isagogi...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010