Он как бы так говорит: для вас я обложен этими узами, подобно как говорит он и в других местах (Ефес. 3:1; 2 Тим. 2:9), впрочем, там выражая свое попечение, а здесь достоверность. Для него нет выше похвалы, как называться страдальцем Христовым: « я », — говорит, — « ношу язвы Господа Иисуса » (Гал. 6:17). « Узник Иисуса Христа », потому что он связан был за Него. Слыша об узах Христовых, кто не устыдился бы, кто не преклонился бы, кто не отдал бы самой души своей, а не только одного раба? « И Тимофей брат »: присоединяет к себе и другого, чтобы (Филимон), слыша просьбу от многих, скорее склонился и оказал милость. « Филимону возлюбленному и сотруднику нашему ». Если он возлюбленный, то надежда на него не есть дерзость или безрассудство, но знак великой дружбы; если он споспешник, то не только должен принимать такие просьбы, но и благодарить за них, так как через это он делает добро и себе самому, устрояя одно и то же дело. Таким образом, и без просьбы ты имеешь, говорит, еще другое побуждение оказать милость: если он полезен для евангелия, а ты обнаруживаешь усердие к евангелию, то тебе нужно не ожидать просьбы, а самому просить. « И Апфии возлюбленной ». Она, кажется мне, была супругою Филимона. Посмотри на смирение Павла: он и Тимофея в своей просьбе присоединяет к себе, и просит не одного мужа, но и жену, и еще иного, вероятно, друга: « и Архиппу », — говорит, — « сподвижнику нашему ». Он не приказанием хочет достигнуть этого и не обнаруживает негодования, если Филимон не тотчас послушается его повеления, но поступает как бы человек неизвестный, располагая и их сделать то же и подкрепить его просьбу, — потому что не только просьба от многих, но и просьба, обращенная ко многим, способствует к получению просимого. « И Архиппу, сподвижнику нашему ». Если ты сподвижник, то должен принять участие и здесь. Это тот самый Архипп, о котором в послании к Колоссянам говорит: « Скажите Архиппу: смотри, чтобы тебе исполнить служение, которое ты принял в Господе » (Кол. 4:17). Мне кажется, что он был в числе клира; потому (апостол) и к нему обращает просьбу и называешь его сподвижником, чтобы всячески содействовать (достижению).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Они утверждают, что знают Бога, делами же отрекаются, будучи мерзки и непокорны и ни к какому доброму делу не способны. Ты же говори то, что подобает здравому учению: чтобы старцы были трезвы, с достоинством, целомудренны, здравы в вере, любви, терпении; чтобы старицы также были в своём поведении, как подобает святым, не клеветницы, не порабощённые вину, учили бы добру, чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей, быть целомудренными, чистыми, домовитыми, добрыми, покорными своим мужьям, чтобы не было хулы на слово Божие. Молодых людей также увещай быть целомудренными, во всем давая в своём лице пример добрых дел, в учении неповрежденность, достоинство, слово здравое, безупречное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого. Говори, чтобы рабы повиновались своим господам во всем, угождали, не противоречили, не крали, но проявляли всяческую добрую верность, чтобы они во всем были украшением учению Спасителя нашего Бога. Павел, узник Христа Иисуса, и Тимофей брат, Филимону возлюбленному и сотруднику нашему, и Апфии сестре и Архиппу, соратнику нашему, и церкви, собирающейся в твоем доме, – благодать вам и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа. Благодарю Бога моего, всегда вспоминая тебя в молитвах моих, слыша о твоей любви и вере, которую ты имеешь к Господу Иисусу и ко всем святым, – чтобы общение веры твоей оказалось действенным в познании всякого у нас добра для Христа. Ибо я получил великую радость и утешение от любви твоей, потому что, благодаря тебе, брат, успокоены сердца святых. Потому, имея великое во Христе дерзновение приказывать тебе что должно, по любви скорее прошу – не иной кто, как я, Павел, старец, а теперь и узник Христа Иисуса, – прошу тебя о моем сыне, которого я родил в узах, – об Онисиме, некогда для тебя негодном, теперь же и для меня, и для тебя пригодном, которого я отсылаю к тебе обратно, его самого, а он – мое сердце. Его я хотел держать при себе, чтобы он вместо тебя служил мне в узах Евангелия, но без твоего согласия я ничего не захотел делать, чтобы добро твоё было не как по нужде, но добровольное. Ибо, может быть, он для того на время был отделен, чтобы получил ты его навеки, уже не как раба, но больше чем раба, как брата возлюбленного, особенно для меня, насколько же больше для тебя, и во плоти и в Господе. Итак, если ты имеешь общение со мной, прими его, как меня. Если же он чем обидел тебя или должен, считай это за мной: я, Павел, пишу своей рукой: я возмещу; чтобы не сказать тебе, что ты и за самого себя мне должен. Да, брат, порадоваться бы мне на тебя в Господе: успокой мое сердце во Христе. Уверенный в послушании твоем, я пишу тебе, зная, что ты сделаешь и сверх того, о чем говорю. А одновременно приготовь для меня и помещение: ибо надеюсь, что я, по молитвам вашим, буду дарован вам. Приветствует тебя Епафрас, узник вместе со мной во Христе Иисусе, Марк, Аристарх, Димас, Лука, сотрудники мои. Благодать Господа Иисуса Христа с духом вашим. Аминь.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/apostol-v...

Посему он и считает нужным писать к Титу. И, прежде всего, благодарит Бога за благочестие Тита и, как это обычно делает апостол во всех посланиях, поставляет на вид, что вера во Христа - не новая, но от века предустановлена и обещана Богом. Потом говорит о поставлении клириков, как и каковым им подобает быть; противящимся здравой вере повелевает запрещать, наипаче же сущим от обрезания " . " Предупреждает о Критянах, что они вообще люди праздные и имеют нужду в наказании (1:12) " . " И не удивляйся, что апостол укоряет так целый народ. Это сказано не для оскорбления, и не для своей выгоды апостолом, а по его пламенной ревности к проповеди. И Христос неоднократно укорял книжников и фарисеев, но не для своей выгоды, а потому, что они всех других вовлекли в погибель " . " Далее, в послании апостол научает о пище, что для чистых чиста всякая пища, научает тому, каковыми должны быть старицы, обязанные уцеломудривать молодых; наставляет, что рабы должны повиноваться господам. Наконец, воспомянув, что благодать Спасителя не от дел нас оправдала, но по собственному Его человеколюбию, и завещав Титу избегать споров о законе, как предосудительных и бесполезных, повелевает ему, чтобы он, после того, как к нему будет прислан Артем, сам пришел к нему, а между тем, чтобы он учил своих пасомых прилежати добрым делам. Тем и оканчивается послание " (Синопсис Афанасия. И.Златоуст. на Посл. к Титу. Бес.1, §1). §61. Послание к Филимону. " Прежде всего следует сказать о поводе к написанию сего послания. Некто был Филимон, один из почтенных и благородных мужей, как и видно сие из того, что весь дом его был верным настолько, что называется у апостола даже церковью (ст.2), а также из того, что свидетельствует апостол о великом его послушании и о том, что им утробы святых почиша (ст.7) и что апостол заповедует ему и для себя приготовить гостиницу (ст.22), так как дом его, кажется мне, был пристанищем для всех святых " . " Сей Филимон жил во Фригии, как я заключаю по имени Архиппа, упоминаемаго здесь и в послании к Колоссянам, Колоссяне же жили во Фригии " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1119...

Послание к Филимону Филимон, которого Церковь причисляет к лику семидесяти Апостолов, жил в городе Лаодикии или, как некоторые полагают, в Колоссах (см. Koл. IV:15 ). Он был другом и сотрудником Ап. Павла. В его доме имелась христианская церковь , и у него находили приют странники-христиане. Повод, по которому Апостол обратился с посланием к Филимону, был следующий. Онисим, раб Филимона ( Koл. IV:9 ), чем-то не угодил своему господину и, из боязни наказания, бежал от него. В это время он встретился с Ап. Павлом, и последний обратил его ко Христу, а несколько времени спустя послал Онисима, в сопровождении Тихика, к его господину. При сем он обратился к Филимону с посланием, чтобы расположить его к прощению бежавшего раба. Послание это написано, вероятно, в скором времени после написания послания к Колоссянам, именно во время первых римских уз Ап. Павла. Глава I Вступление и приветствие (1–3). Похвала Филимону (4–7). Просьба за Онисима (8–12). Павел охотно удержал бы Онисима у себя, но не хочет этого сделать без соизволения Филимона (13–20). Заключительные замечания и приветствия (21–24) Флм.1:1 .  Павел, узник Иисуса Христа, и Тимофей брат, Филимону воз­люблен­ному и сотруднику нашему, «Узник Иисуса Христа» – см. посл. к Еф. 3:1 . Флм.1:2 .  и Апфии, [сестре] воз­люблен­ной, и Архиппу, сподвижнику нашему, и домашней твоей церкви: «Апфии, [сестре]». Известна надгробная надпись какой-то Апфии из Колосс на памятнике, находящемся близ Бальбура, в поселке Тримелиском: « Ерм – Апфии, своей жене, дочери Трифона, родом Колоссянки, в память» 1 . – Архип – см. Koл. IV:17 . Флм.1:4–7 .  Благодарю Бога моего, всегда вспоминая о тебе в молитвах мо­их, слы­ша о твоей любви и вере, которую имеешь к Го­с­по­ду Иисусу и ко всем святым, дабы обще­ние веры твоей ока­за­лось деятель­ным в по­знании всякого у вас добра во Христе Иисусе. Ибо мы имеем великую радость и утеше­ние в любви твоей, по­тому что тобою, брат, успокоены сердца святых. Все, что до сих пор Апостол слышал о Филимоне, возбуждало в Апостоле благодарность к Богу и побуждало его молиться за Филимона. Именно до Апостола дошли слухи о «вере», какую имеет Филимон в Господа Иисуса, и о «любви», какую он питает ко всем христианам (в 5 ст. имеется фигура, так называемого, хиазма). Поэтому Апостол молится, чтобы вера Филимона, которую он имеет, – такая же твердая, какова и вера Ап. Павла ( общение веры твоей»), – сказалось бы в делах, а именно прежде всего привела бы его к совершеннейшему познанию того, какие великие блага он получил вместе с своею домашнею церковью во Христе Иисусе и вместе для Иисуса Христа, т е. для споспешествования делу Христову ( εις Χρ. Ιησ.). При этом ( Флм.1:7 ) Апостол указывает, почему он называл веру Филимона «общею с его верою»: Апостолу, страдавшему в узах, доставили утешения известия о заботливости, какую проявил Филимон в отношении к другим христианам, находившимся в тяжелых обстоятельствах.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Потому блаженный Павел и дает (рабам) такой пре­ красный совет: " Рабом ли " , – говорит, – " ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся " (1 Кор.7:21), т. е. оставайся в рабстве. А необходимее всего то, чтобы не было хулимо слово Божие, как и сам он гово­ рит в послании: " Рабы, под игом находящиеся, должны почитать господ своих достойными всякой чести, дабы не было хулы на имя Божие и учение " (1 Тим.6:1). Даже и язычники скажут, что и раб может угодить Богу; иначе многие были бы поставлены в необходи­ мость хулить и говорить, что христианство ниспровергает весь порядок жизни, отнимая рабов у господ и делая насилие. Сказать ли и еще нечто? (Это послание) научает нас не сты­ диться рабов, если они добродетельны; если Павел, превосходнейший из всех людей, так отзывается о нем (Онисиме), то тем более мы должны (так поступать) со своими (рабами). После таких достоинств, хотя мы еще не все сказали, ужели кто-нибудь станет думать, что это послание напрасно включено (в канон)? Не будет ли это крайним безумием? Итакъ, прошу вас, выслушаем со вниманием послание, написанное апостолом; уже получив от него столько пользы, мы получим еще больше при последовательном чтении.   Беседы эти произнесены святителем в Антиохии между 393 и 397 годами. БЕСЕДА 1   " Павел, узник Иисуса Христа, и Тимофей брат, Филимону возлюбленному и сотруднику нашему, и Апфии, (сестре) возлюбленной, и Архиппу, сподвижнику нашему, и домашней твоей церкви: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа " (Флм. ст. 1-3).   О милосердии и сострадании. - Некоторые обращают больше внимание на людей, нежели на Бога.   1. Это написано о рабе к господину. С самого начала (апостол) научает его не надмеваться и не стыдиться, укро щает его гнев, называя себя самого узником, смиряет и успокоивает его, внушая, что все настоящее ничтожно. И дей­ ствительно, если узы за Христа – не стыд, а слава, то тем более не постыдно рабство. Он говорит это не с тем, чтобы превознести себя, но чтобы сделать полезное и внушить доверие к словам своим, – не для себя, но для того, чтобы скорее испросить милость (другому).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1100...

Потому блаженный Павел и дает (рабам) такой прекрасный совет: « Рабом ли », — говорит, — « ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся » (1 Кор. 7:21), т. е., оставайся в рабстве. А необходимее всего то, чтобы не было хулимо слово Божие, как и сам он говорит в послании: « Рабы, под игом находящиеся, должны почитать господ своих достойными всякой чести, дабы не было хулы на имя Божие и учение » (1 Тим. 6:1). Даже и язычники скажут, что и раб может угодить Богу; иначе многие были бы поставлены в необходимость хулить и говорить, что христианство ниспровергает весь порядок жизни, отнимая рабов у господ и делая насилие. Сказать ли и еще нечто? (Это послание) научает нас не стыдиться рабов, если они добродетельны; если Павел, превосходнейший из всех людей, так отзывается о нем (Онисиме), то тем более мы должны (так поступать) со своими (рабами). После таких достоинств, хотя мы еще не все сказали, ужели кто–нибудь станет думать, что это послание напрасно включено (в канон)? Не будет ли это крайним безумием? Итак, прошу вас, выслушаем со вниманием послание, написанное апостолом; уже получив от него столько пользы, мы получим еще больше при последовательном чтении. БЕСЕДА 1 « Павел, узник Иисуса Христа, и Тимофей брат, Филимону возлюбленному и сотруднику нашему, и Апфии, (сестре) возлюбленной, и Архиппу, сподвижнику нашему, и домашней твоей церкви: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа » (Флм. ст. 1–3).   О милосердии и сострадании. — Некоторые обращают больше внимание на людей, нежели на Бога.   1. Это написано о рабе к господину. С самого начала (апостол) научает его не надмеваться и не стыдиться, укрощает его гнев, называя себя самого узником, смиряет и успокоивает его, внушая, что все настоящее ничтожно. И действительно, если узы за Христа — не стыд, а слава, то тем более не постыдно рабство. Он говорит это не с тем, чтобы превознести себя, но чтобы сделать полезное и внушить доверие к словам своим, — не для себя, но для того, чтобы скорее испросить милость (другому).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

«Приветствуют вас церкви Асийские; приветствуют вас усердно о Господе Акила и Прискилла с домашнею их церковью ( σν τη κατ’ οκον αυτν κκλησ( ςι)» (1 Κορ. 16: 19). Выражение κατ’ οκον κκλησα встречается несколько раз у ап. Павла: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе, которые голову свою полагают за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников, и домашнюю их церковь ( τν κατ’ οκον ατν κκλησαν)» ( Рим. 16: 3–5 ). «Приветствуйте братьев в Лаодикии, и Нимфана (или Нимфу), и его (или ее) домашнюю церковь ( τν κατ’ οκον αυτς κκλησαν)» ( Кол. 4: 15 ). «Павел, узник Иисуса Христа, и Тимофей брат, Филимону возлюбленному и сотруднику нашему, и Апфии (сестре) возлюбленной, и Архиппу, сподвижнику нашему, и домашней твоей церкви ( τ κατ’ οκν σου κκλησςφ> ( Флм.1–2 ). Если придерживаться русского перевода, то домашняя церковь означает церковь, состоящую из насельников одного дома. Это понимание «домашней церкви» является общепринятым. Естественный вопрос, который мы должны задать себе, заключается в том, каким образом могло возникнуть такого рода явление церковной жизни, и как и почему ап. Павел не только не порицает тех, кто устраивали у себя отдельные церкви, но относился к ним с особою нежностью и вниманием и почти что с благодарностью? Вопрос остается без ответа, потому что Павел не указывал причины, почему некоторые лица устраивали у себя отдельные Евхаристические собрания для небольшой группы верующих. Все «домашние церкви» Павла находились в городах, а потому образование их не могло вызываться неудобством собираться в главной церкви, как это могло быть для жителей пригородов и сел. Единственное объяснение, которое можно было бы дать, заключается в том, что некоторые лица могли стремиться отделить себя и свой dom us от остальных верующих. Эта тенденция могла появиться у христиан из язычников, для которых дом был местом домашнего культа, но такое стремление ни при каких обстоятельствах не могло встретить сочувствия и одобрения Павла, который решительно осуждал образование внутри местной церкви каких-либо соревнующихся групп. Эта тенденция была бы совершенно непонятна у евреев, т. к. для них дом не был местом культа в точном смысле слова. Кроме того, появление отдельных «домашних церквей» было бы в полном противоречии с основной тенденцией церковной жизни того времени к объединению, наиболее полному всех членов церкви в едином Евхаристическом собрании.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

Святой Павел мог быть известен ему со времени обращения Филимона, которого он мог сопровождать в Ефес. В то время рабы хотя и были под сильным гнетом, но иногда выслуживались, и становились весьма доверенными лицами у своих господ и пользовались уважением сторонних. К числу таких, надо полагать, принадлежал и Онисим. В Послании к Колоссянам (см. 4:9) святой Павел выразился о нем как о лице, всем известном и не бывшем на худом счету. Теперь же, находясь в удрученном состоянии духа, Онисим взыскал покровительства Апостола Павла, который обратил его ко Христу, и возродил дух его святым крещением. Под влиянием благодати Онисим настолько возрос в добродетельной жизни, что святой Павел полюбил его, как свое сердце( Флм. 1:12 ), и готов был удержать его при себе, чтобы он послужил ему в узах, но не решился этого сделать без согласия его господина, хотя был уверен, что тот ничего не сказал бы против этого. Ввиду этого он и решил отослать его к Филимону, чтобы он, если найдет это удобным, сам, своею волею, отдал ему Онисима на временное прислуживание в узах, так как он, хотя и оправдан был верою и получил благодать Святого Духа, все же оставался виновным пред своим господином. Поэтому, отсылая его к Филимону, святой Павел счел нужным написать к нему послание, и просить его быть милостивым к своему рабу, виновному и беглецу, и даже принять его, но уже не как раба, а как брата возлюбленного, порожденного духовно от того же Отца, Который породил и его самого. Склонение к этому Филимона, и составляет содержание и цель послания к нему святого Павла. Разделение послания Несмотря на то, что послание это очень маленькое, состоящее из одной главы, оно по внешней форме имеет все, что и большие послания: предисловие (ст. 1–7), корпус послания, основная содержательная часть – прошение принять благосклонно провинившегося, но раскаявшегося раба (ст. 8–21), послесловие (ст. 22–25). Послание это послано к Филимону с Онисимом и Тихиком. Послание к Филимону Глава 1 1 Павел, узник Иисуса Христа, и Тимофей брат, Филимону возлюбленному и сотруднику нашему, 2 и Апфии, (сестре) возлюбленной, и Архиппу, сподвижнику нашему, и домашней твоей церкви: 3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

(Ст. 4). Да открою ее между святыми и выскажу учение о Нем со страхом и трепетом, как подобает мне. (Ст. 7). Впрочем о мне, именно о скорби у нас и о нашем укреплении, а также о радости нашей в скорбях наших, известие даст вам Тихик, верный служитель. (Ст. 8). Ибо для сего я послал его к вам, чтобы, когда он возвестит вам о великом гонении на нас, сердца ваши имели бы утешение в том, что гонение на вас меньше, чем на нас. (Ст. 17). И скажите Архиппу: смотри, служение, которое ты принял от Господа, чтобы исполненным и совершенным передал его в руки того, кто после тебя останется в Господе.   Первое послание к Фессалоникийцам Павел, подвергшись преследованию в городе Филиппийцев, пришел в Фессалонику, научив Фессалоникийцев, которые и приняли его слово, вере (Деян. 16:12. 17:1). Когда Павел увидел, что некоторые из них не поступают правильно, согласно первому наставлению его, то он воздержался от того, чтобы брать что-либо от них, и его нужде оказывалось вспомоществование из города Филиппийцев, откуда он был изгнан (Деян. 16:40). Но, придя в Афины и услыхав о гонении, поднятом против Фессалоникийцев, он послал Тимофея для утверждения и укрепления их, а также для того, чтобы он принес оттуда известие апостолу о терпении Фессалоникийцев, и о том, что они скорбят не по причине преследования их, но по некоторым умершим из них, — тогда апостол вознамерился написать к ним из Афин, говоря так:   Глава 1 (Ст. 1). Павел и Силван [в синодальном (русском и церковнославянском) переводе стоит: Силуан ] и Тимофей. Обрати внимание и заметь, что по смирению своему забыл назвать свое апостольское достоинство, а тех, которые были его сообщниками и сотрудниками в подвиге и труде благовестия, украсил равной с собой почестью в начале своего послания. Церквам, говорит, Фессалоникийцев в Боге Отце, Который отвержение язычников изменил в усыновление, — и в Господе нашем Иисусе Христе, Который создал нас наследниками Себе. Благодать вам и мир, то есть благодать, которая с нами, да будет помощницей для укрепления вас во время гонения на вас, и мир да будет между вами в то время, когда вы живете в спокойствии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=28

Тит 3:8–15 К ФИЛИМОНУ ПОСЛАНИЕ СВЯТАГО АПОСТОЛА ПАВЛА. Послание к Филимону, зачало 302В. Павел, юзник Иисус Христов, и Тимофей брат, Филимону возлюбленному и споспешнику нашему, и Апфии сестре возлюбленнеи, и Архиппу совоинственнику нашему, и домашней твоей церкви, благодать вам и мир от Бога Отца нашего, и Господа Иисуса Христа. Благодарю Бога моего, всегда память о тебе творя в молитвах моих, слышав любовь твою и веру, юже имаши ко Господу Иисусу и ко всем святым. Яко да общение твоея веры действенно будет в разуме всякаго блага, еже в вас, о Христе Иисусе. Радость бо имам многу и утешение о любви твоей, яко утробы святых почиша тобою, брате. Сего ради многое дерзновение имея во Христе повелевати тебе, еже потребно есть, любве же ради паче молю, таков сый якоже Павел старец, ныне же и узник Иисуса Христа, молю тя о моем чаде, егоже родих во узах моих Онисима, иногда тебе непотребнаго, ныне же тебе и мне благопотребна, егоже возпослах тебе, ты же его, сиречь мою утробу, приими. Егоже аз хотех у себе держати, да вместо тебе послужит ми во узах благовествования. Без твоея же воли ничтоже восхотех сотворити, да не аки по нужди благое твое будет, но по воли. Негли бо ради сего разлучися на час, да вечна того приимеши, не ктому аки раба, но выше раба, брата возлюбленна, паче же мне, кольми же паче тебе, и по плоти и о Господе. Аще убо имаши мене общника, приими сего якоже мене. Аще же в чесом обиде тебе, или должен есть, мне сие вмени. Аз Павел написах рукою моею, аз воздам, да не реку тебе, яко и сам себе ми еси должен. Ей, брате, аз да получу еже прошу у тебе о Господе: упокой мою утробу о Господе. Надеявся на послушание твое написах тебе, ведый, яко и паче, еже глаголю, сотвориши. Купно же и уготови ми обитель: уповаю бо, яко молитвами вашими дарован буду вам. Целует тя Епафрас, спленник мой о Христе Иисусе, Марко, Аристарх, Димас, Лука, споспешницы мои. Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим. Аминь. Флм 1:1–25 КО ЕВРЕЕМ ПОСЛАНИЕ СВЯТАГО АПОСТОЛА ПАВЛА. Послание ко евреем, зачало 303.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/apostol-n...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010