Самое раннее “расписание” чтения кафизм дает преп.Никон Черногорец: “Достоит ведати, яко в суботу новыя недели не подобает гранесловити ниже в светоносную неделю, по образу студийскому, но в ту же неделю вечер начинается блажен муж, в понедельник же антипасхи на утрени исповемся Тебе, Господи. На глас 1-ый, в понедельник же вечер на вечерни начинается ко Господу внегда скорбех, во вторник же на утрени кафизму едину. Сице поется гранесловие всея пятидесятницы. Чтутся же чтения две. От святых же всех до 26 сентемариа месяца на вечерни подобает петися ко Господу внегда скорбех. На утрени же кафизмы две и чтения два по образу иерусалимскому. Прочее же до великия четыредесятницы кафизмы две, и чтения три на утрени и на вечерни, ко Господу внегда скорбех. По образу студийскому и святогорскому. В великую же четыредесятницу, в понедельник первыя недели на утрени, поются кафизме две и чтения три: не каждо час прочитати кафизму едину по образу святых. От третия же недели поются три кафизмы на утрени и чтения такожде три. И на вечерни ко Господу внегда скорбех, даже и до великия среды. В субботы же и недели, по две кафизме, рекше, в субботу убо рече Господь Господеви моему и непорочны. В неделю же Исповемся Тебе Господи и возлюблю Тя Господи. И всегда сице поется в субботу же и неделю. Во всякую же субботу на вечерни и на господской же праздник блажен муж поется по уставу святых отец. От великия же среды оставляется псалтирь и в сей праздней недели не поется. Прочее же  во всяко время всего лета никогда же празднуем” (Тактикон, сл.1) . Суть этого расписания сводится к тому, что псалтирь начинали стихословить вечером не с субботы пасхальной недели, а в Фомино воскресенье (вечером). Здесь полагалась первая кафизма “Блажен муж”, а в понедельник недели антипасхи, на утрене – вторая. Далее в течение всей пятидесятницы на утрене полагалась одна кафизма (рядовая) и два уставных чтения, а на вечерне ежедневно 18-ая кафизма. От недели всех святых до 26 сентября на утрене полагалось по две рядовых кафизмы и по два уставных чтения, на вечерне – та же 18-ая кафизма.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Первое из этих событий есть чудная, внезапная перемена, происшедшая в апостолах. Смотрите, что – с ними. Еще так недавно они были людьми робкими, боязливыми и когда их Учитель был предан смерти, до того опасались за собственную участь, что собираясь вместе, заключались «страха ради иудейска» ( Иоан. 20, 19 ). А теперь? Вдруг они становятся смелыми, решительными; сами безбоязненно идут на сонмища иудеев, являются среди фарисеев и книжников, предстают пред лице синедриона и везде проповедуют о Христе воскресшем. Им запрещают, угрожают, их заключают в темницу. Напрасно: ничто их не удерживает. И прежде они были преданы своему Учителю и даже уверяли Его, что готовы умереть вместе с Ним; но едва Он был взят слугами архиерейскими, как «вси, оставльше его, бежаша» ( Матф. 26, 56 ), и сам Петр, казавшийся ревностнейшим из всех, трикраты отвергся Его. А теперь? Они вдруг делаются преданными своему Учителю до совершенного самопожертвования. Они оставляют жилища, родных, самое отечество, рассеиваются по всем странам мира, переносят всякого рода труды, лишения, преследования, муки, посвящают всю свою жизнь на проповедь о Христе распятом, но воскресшем, и наконец вкушают за Него насильственную смерть, запечатлевая собственною кровию истину своей проповеди. Как же могло все это случиться, если Христос не воскрес, – не воскрес вопреки своим предсказаниям и обетованиям апостолам, – если они не видели Его по воскресении, и не убедились решительно в Его воскресении и в Его Божестве? Если изумительна такая нравственная перемена, совершившаяся тогда в апостолах: то не менее изумительна и умственная. Они были простые рыбари, люди некнижные ( Деян. 4, 13 ), и прежде они многого не понимали в учении своего Учителя, как оно ни ясно и общедоступно, не могли освободиться от предрассудка своих соотечественников относительно царства Мессии. А теперь? Они вдруг являются величайшими мудрецами и проповедуют учение о Боге, мире и человеке самое совершенное, до какого никогда не доходил ни один из людей, раскрывают понятия о Мессии, чище и достойнее которых быть не может, возвещают нравственность такую возвышенную, какой никогда не слышало человечество. Если Христос не воскрес: то не было и не могло бы быть и сошествия Святого Духа на апостолов. Откуда ж эти рыбари могли получить уста и премудрость, которою они просветили, изумили, победили вселенную?

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

В Г. М. Т. можно выделить собственно годовой устав, т. е. Синаксарь (последовательное описание служб на каждый день года, сначала по месяцеслову, затем по Триоди), а также дополнительные главы, содержащие указания общелитургического (литургийные чтения от Недели всех святых; 11 воскресных утренних евангельских чтений; празднование освящения храма; литургийные прокимны и аллилуиарии 8 гласов; вечерние прокимны; эксапостиларии) и дисциплинарного характера (о количестве и качестве пищи и пития и благочинии за трапезой; о Великом посте; о соразмерности в службах и пище послушников; об одежде). Дополнительные главы имеют близкие параллели южноитал. студийским Типиконам, где выписываются очень сходные указания (иногда даже называемые «Главами... церковного устройства Св. Горы» - Laurent. Gr. X 15, 1336 г.- см.: Дмитриевский. Описание. Т. 1. C. LXX, 797; Т. 3. C. 161), получившие поэтому в лит-ре название «Афонские богослужебные главы» ( Пентковский. Типикон. С. 147-148). Также Г. М. Т. содержит списки римских патриархов, иерусалимских, александрийских, антиохийских и к-польских, а также царей иудейских и ассирийских, христианских (македон., рим. и визант.), соч. «О семидесяти учениках Господа» еп. Тирского Дорофея. Особенности богослужения по Г. М. Т. А. М. Пентковский убедительно показал, что типикон принадлежит к афоно-италийской редакции Студийского устава , отличающейся от первоначальной редакции рядом специфических признаков ( Пентковский А. М. Студийский устав и уставы студийской традиции//ЖМП. 2001. 5. С. 69-80). Порядок богослужения по Г. М. Т., как и по всем редакциям Студийского устава (в отличие от более древних практик), хотя и имел ряд характерных особенностей, был уже очень близок к тому, к-рый принят в правосл. Церкви в наст. время. Подобно памятникам первоначальной редакции Студийского устава (в первую очередь Студийско-Алексиевского Типикона ), по Г. М. Т. не бывает воскресных и праздничных всенощных бдений; совершение часов является здесь признаком постового богослужения (ср.: Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 240); священнические молитвы вечерни и утрени не читаются все вместе в самом начале службы (как в Иерусалимском уставе ), а распределены по ней (Там же. С. 277, 284-287, 292); в среду и пятницу Сырной седмицы совершается литургия Преждеосвященных Даров (Там же. С. 273-274); в 1-й (относительно лекционарной системы) период церковного года (от Антипасхи до 26 сент.) на утрене стихословится только одна кафизма и т. д.

http://pravenc.ru/text/Георгия ...

Рок-барды Константин Золотарев и Дмитрий Михайлов исполнили свои песни, вызвав восторг слушателей. Руководители «Даждь»-содружества Дмитрий и Аня Студеные выступили совместно: Аня прочла свои как всегда сильные стихи («Я — Путин, если ты был на Болотной, я — Навальный, если ты был на Поклонной, я — тот, кого ты не любишь, я — твой ближний»), Дмитрий исполнил свои лучшие песни. Также на фестивале представил свои стихи известный активист Дмитрий Энтео, открывшийся для публики с неожиданной стороны. В конце на сцену вышел Адриан Гусейнов (группа «Ихтис») и запел песню «Вера вечна», которую подхватили все зрители и участники фестиваля. По просьбе зрителей песня была исполнена дважды, все пели, а некоторые даже танцевали. Ввиду такого теплого приема и успеха у зрителей, организаторы фестиваля решили назначить подготовку к следующему фестивалю «Символа веры» на  Антипасху . Также на фестивале было объявлено о подготовке к созданию продюсерского центра, который бы позволил как православным музыкантам, так и самим фестивалям подняться на новый профессиональный уровень. Подробнее — в небольшом фото- и видеоотчете: Дмитрий Михайлов — Любовь Читайте также: Яркие люди (ФОТО) Колокольные звоны: когда можно попасть в 1913 год… (+Фото) Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 10 октября, 2023 18 марта, 2023 21 июня, 2022 6 мая, 2022 1 апреля, 2022 10 сентября, 2021 29 августа, 2021 12 июля, 2021 26 июня, 2021 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/festival-simvol-very-n...

По благословению Святейшего Патриарха Кирилла, в день особого поминовения усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов во время служения Божественной Литургии на заупокойной ектении произносятся особые прошения «о вождех и воинах...» (см. в приложении «Богослужебных указаний»). 1 В связи с совпадением в 2024 году дня Победы 9 мая н. ст. со Светлой седмицей, особое ежегодное поминовение усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов переносится на Радоницу, 1(14) мая (ср.: Православный церковный календарь на 2013 год; Богослужебные указания на 2013 год. М., 2012. С. 322, 341–343). 2 По причине переноса в текущем году на Радоницу ежегодного поминовения усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, на Литургии произносится заупокойная ектения с особыми прошениями «о вождех и воинах...» (см. примечание ниже). 3 «Допускаемое иногда в Радоницу совершение заупокойной службы с заимствованием песнопений из службы вселенской поминальной субботы перед Пятидесятницей и соединение их со службой попразднства Антипасхи, произвольно измышленное, не имеет никаких оснований в Типиконе. Оно не соответствует ни букве, ни духу богослужебного Устава Православной Церкви, которая в отношении своего богослужения всегда строго руководствуется мудрым наставлением Екклезиаста: всему свое время... время сетовать, и время ликовать (Еккл. 3, 1, 4). Устав Православной Церкви не терпит и не допускает смешения скорбно-заупокойного и торжественно-праздничного...» (Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. С. 47–48). 4 Ср.: Православный церковный календарь на 2013 год; Богослужебные указания на 2013 год. М., 2012. С. 322, 341–343. Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/bu/2024-05-14/

По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 3-й: «Да веселятся небесная…». «Слава» – тропарь св. Димитрия (по выбору), «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы». Примечание. «Богослужебные указания на 1957 год» (с. 172) и «Богослужебные указания на 1958 год» (с. 143–144) приводят следующий порядок пения тропарей по «Ныне отпущаеши» и в конец утрени при полиелейном святом: тропарь воскресный (петый в предшествующее воскресенье), «Слава» – тропарь святого, «И ныне» – Богородичен воскресный, по гласу «Славы». Это вполне согласуется с Типиконом (гл. 50-я, «В понедельник 2-я седмицы Антипасхи…», «Подобает ведати, како поется от Недели Фомины…»). Однако В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 699, 715) указывает следующий порядок: тропарь святого; «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, по гласу тропаря. На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 3-й: «Да веселятся небесная…» (дважды). «Слава» – тропарь св. Димитрия (по выбору), «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы». Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении. По 1-м стихословии – седален св. Димитрия, глас 1-й: «От чресл царских…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 3-й: «Разслабление обретоша…» (см. в седальнах по 2-м стихословии) . По 2-м стихословии – седален св. Димитрия, глас 4-й: «Кровь твою…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 3-й: «Разслабление обретоша…» (см. в седальнах по 2-м стихословии). Полиелей. Величание св. Димитрия и избранный псалом. Седален св. Димитрия по полиелее, глас 8-й: «От младенства душею…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 3-й: «Разслабление обретоша…» (см. в седальнах по 2-м стихословии), или Богородичен Минеи, глас 8-й: «Яко Деву…» . Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен св. Димитрия, глас 4-й: «Возвеселится праведник о Господе и уповает на Него»; стих: «Услыши, Боже, глас мой, внегда молити ми ся к Тебе». Евангелие – Лк., зач. 106. «Воскресение Христово видевше…» (единожды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святаго благовернаго царевича Димитрия…». Стихира св. Димитрия, глас 8-й: «Из младенства изгнан быв…».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

С «Красной горкой» чуть проще, чем со « Спасами », поскольку это название не самого праздника Антипасхи, а народного, существующего, скажем так, в параллельном измерении. Но это не значит, что риск подмены отсутствует напрочь. К сожалению, многое в «генетике» этого праздника должно побуждать нас к осторожности. Добро бы люди праздновали Антипасху и «Красную горку», воздавая каждому свое порознь. А вот если человек, считая себя «воцерковленным» (типа, он «не как прочие человецы» – обрядоверы, которым только бы освятить, да съесть; он молится, постится и слушает… ну, дальше сами знаете), Антипасху по сути будет праздновать как «Красную горку», тогда ничего хорошего. Откуда взялась «Красная горка»? Чтобы избежать пагубного смешения, надо знать происхождение этого праздника и отличать его мирскую традицию (вполне приемлемую для православного христианина) от языческой сути, которая норовит прорасти, мимикрируя под христианскую обрядность. Мы знаем, что «Красная горка» – это праздник весны и любви, время гуляний и знакомств парней и девушек, и, конечно же, свадеб. Согласно народному поверью, кто на «Красную горку» не участвует в гуляниях, но дома сидит, тем ох, как не повезет в жизни: парню когда-нибудь достанется жена уродливая, рябая, косая (далее добавить по вкусу) – короче, ущербная вторая половина, а девушка выйдет за распоследнейшего мужичонку; их семейная жизнь будет несчастной: ужас и кошмар (да и вовсе помрут сразу после свадьбы!). А вот те, кто в этот день поженятся, никогда не разведутся. Читать также — О вере и суевериях (+ Видео) Нетрудно догадаться, что в дохристианский период нашей истории это были не просто гуляния. «Красная горка» – это праздник ряда языческих божеств и в первую очередь Ярилы (хотя его основное празднование приходится на лето) – олицетворения плодородия и сексуальной мощи (при совершении «ярилок» использовалась соответствующая атрибутика), и было бы наивно предполагать, что формальный отказ от почитания языческих божеств в христианскую эпоху пресекал языческое мироощущение в «коллективном бессознательном».

http://pravmir.ru/krasnaya-gorka-v-2024-...

Почему ж и прежде страдания дважды дал мир, говоря: «мир оставляю вам, мир Мой даю вам»; равно и по воскресении – «мир вам», и паки – «мир вам»? ( Ин.14:27 ) Поелику человек из двух состоит частей, из души и тела: чувствует и душа скорби и смущения, так как и тело. Убо Начальник мира подал мир и духу и телу. Послушайте и другой причины. Мы часто мир с другими людьми имеем, но брань сами с собою, от наших страстей. Усугубил убо Он даяние мира для того, чтобы не только с другими людьми, но и с своим духом, и плотию, и совестию мир имели все в Него верующие. Когда же сильным оружием мира против всякой брани вооружил Своих учеников; тогда послал их на всемирную проповедь , сказав: «якоже посла Мя Отец, и Аз посылаю вы». Великое воистину, преславное, Божественное и небесное Апостольское достоинство! Якоже предвечный Отец единородного Своего Сына послал в мир: тако и единородный Его Сын и Бог во вселенную послал Своих учеников. Как же послал Отец Сына? Со всякою властию и силою, так как Сам Сын свидетельствовал, говоря: «вся Мне предана суть Отцем Моим» ( Мф.11:27 ). С силою и властию посланы были и Богоносные Апостолы: посему больных они исцеляли, бесов изгоняли, мертвых воскрешали, вышеестественные чудеса творили, и своим учением весь мир покорили. «Якоже посла Мя Отец, и Аз посылаю вы». Велика есть сия благодать, дар неоцененный! Богопосланник есть Сын Божий Господь наш Иисус Христос, Богопосланники и святые Апостолы. Для чего же послал Отец Сына? «Благовестити», говорит Он, «нищим посла Мя, исцелити сокрушенныя сердцем, проповедати плененным отпущение и слепым прозрение, даровати обращающимся оставление, нарещи лето Господне приятно, и день воздаяния, утешити вся плачущия» ( Ис.61:1–2 ). Также и на другом месте: «не посла бо Бог Сына Своего в мир, да судит мирови, но да спасется Им мир» ( Ин.3:17 ). Ради сего же самого посланы были и знаменоносные Апостолы, то есть, чтобы проповедать благовестие спасения, обратить мир от прелести, и прощать людям грехи. Поелику же едина точию Всесвятого Духа сила решит греховные оковы, того для Евангелист приводит и сии Спасителевы слова:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

А если мы не доживем до настоящей семьи, пока пробуем партнеров, которые точно так же пробуют нас? Как тот самый арбуз на рынке, отрезанный не очень чистым ножом и не очень свежими руками. Со вкусовыми рецепторами ведь как – пока обед готовишь, так всего напробуешься, что и обедать не хочется. Знакомо? И замуж что-то уже не очень хочется. И детей. И призвание искать тоже. Перепробовали… Или напробовались? А может, наоборот, вошли во вкус так жить? Перепробовали? А может, наоборот, вошли во вкус так жить, бесконечно пробуя и ничего не выбирая окончательно? Замуж я, как и многие православные девушки из моего окружения, вышла не рано. Всё что-то не торопилась, выбирала, перебирала. Казалось, выбор безграничен, молодость и жизнь вечны (вот они, плоды рекламы) и найти Идеального Мужа только вопрос времени. Увы, мода на образ жизни делает свое гнусное дело незаметно, но верно. Это я, отучившись и поработав несколько лет в сфере рекламы, усвоила точно. Первые полжизни мы ищем идеального мужа, вторую половину – подтягиваем уже неидеальное лицо. Боюсь, что по-настоящему идеальным будет только новенький лакированный гроб. Думаете, мы, православные, сильно отличаемся в этом плане, тусуясь в популярных приходах, с комфортом колеся по душеспасительным паломническим маршрутам и выбирая в смартфоне: распев какого монастыря послушать сегодня? Да простят меня настоящие верующие, которые искренне не понимают, за что нас лишили Пасхи. Я же о себе могу сказать словами заключенной концлагеря из книги Виктора Франкла «Сказать жизни: “Да!”»: «Я благодарна судьбе за то, что она обошлась со мной так сурово, потому что в прежней своей жизни я была слишком избалована, а духовные мои притязания не были серьезны». До слез обидно, что Воскресение Христово, Антипасху и Радоницу мы встретили дома. Но, по словам одного батюшки, мы получили то, чего в глубине души желали. Те, кто много лет ходит в храм, знают, как часто через силу понукаешь себя и идти на службу, и молиться, и причащаться, «потому что уже пора». За пятнадцать лет церковной жизни я стала настоящей «профессиональной богомолкой», певшей на клиросе, работавшей в епархиальном управлении и православной гимназии, учившейся на миссионерско-катехизаторских курсах и трудничавшей на Валааме. Для меня декретный отпуск стал вполне уважаемой причиной сокращенного молитвенного правила и прихода в храм к Причастию. Но… я вполне понимаю, для чего лично мне это досталось и почему лично для меня мир больше никогда не будет прежним. Просто потому, что возвращения прежней несерьезной жизни после напряжения нынешних дней больше не хочется. Игры кончаются в тот момент, когда ты понимаешь, что кто-то играет тобой.

http://pravoslavie.ru/131114.html

Деян.5:13–14 .  От прочих же никтоже смеяше прилеплятися им, но величаху их людие: Паче же прилагахуся верующии Господеви, множество мужей же и жен. Когда Апостол Петр обличил в святотатстве Ананию и Сапфиру, когда они оба тот же час пали мертвы пред ногами его: тогда сердце народа, все сие слышавшего и видевшего, поражено было великим страхом и трепетом. Почему «никтоже от прочих», то есть, от неверовавших, «смеяше», говорит священный историк, «прилеплятися им», то есть, приближаться к ним, с намерением оскорбить их: но все «людие их величаху», то есть, великое имели к ним уважение, и многими хвалами увенчали их. Притом не только народ их величал, но еще множество мужей и жен уверовали в Господа нашего Иисуса Христа, и число верующих в Него собою преумножили. Приметить должно, что слова «и бяху единодушно вси» даже до сих слов «мужей же и жен» вложены между прочими, а что далее говорится, то прямо следует после оных слов: «быша знамения и чудеса в людех многа». Деян.5:15–16 .  Яко и на стогны износити недужныя, и полагати на постелях и на одрех, да грядущу Петру поне сень его осенит некоего от них. Схождашеся же и множество от окрестных градов во Иерусалим, приносяще недужныя и страждущыя от дух нечистых, иже исцелевахуся вси. Толики знамения и чудеса руками Апостольскими совершаемы были, что народ видя оные, немощных своих, положив на постели и одры, выносили на большие дороги, и там полагали, дабы хотя тень Петрова, когда он будет проходить путем тем, которого-нибудь из них коснулась. Отсюда видно, что и самая тень Петрова немощных исцеляла: иначе не для чего было бы выносить их на дороги. Вот исполнение слов Спасителя нашего: «веруяй в Мя, дела, яже Аз творю, и той сотворит, и больша сих сотворит» ( Ин.14:12 ). Христос кровоточивую жену и больных немощных, во стране Геннисаретской обитающих исцелил не тению Своею, но краем ризы ( Лк.8:44 ; Мф.14:36 ); а Петр врачевал лежащих на постелях и одрах не ризою, но единою тению своею. Ежели убо тень Петрова имела от Бога данную целительную благодать, то много паче кости его и мощи других святых. Безрассудно убо некоторые под видом благочестия осуждают православных в том, что они чтут мощи святых, что мощи сии могут силою Христовою исцелять болезни, и другие совершать чудеса. Видите же, что чудеса Апостольские толико славными тогда соделались, что и из окрестных стран Иерусалима приносили множество немощных и страждущих от духов нечистых, и все получали исцеление немощей своих. «Иже исцелевахуся вси». Вот исполнение и сих слов Господних: «именем Моим бесы ижденут: на недужныя руки возложат и здрави будут» ( Мк.16:17, 18 ). Выслушайте же теперь и то, что по толиких Апостольских чудесах последовало.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010