«Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои («в бок Мой», как говорит другой перевод. —  Игум. А.);  и не будь неверующим, но верующим» (ст. 27). Здесь не упоминается, сделал ли Фома то, что повелел Господь, или нет. Но в евангельском повествовании действия, которые были приведены в исполнение, часто не описываются подробно. Вспомните, как Господь сказал апостолу Петру: «Пойди, закинь удочку, и поймаешь рыбу, и найдешь там золотую монетку, и дашь сборщикам податей за Меня и за себя» (см. Мф 17:24-27). Евангелист Матфей не говорит, сделал это Петр или нет, но и без того понятно, что он исполнил Божие повеление. Так же произошло и здесь. Может быть, поступок Фомы покажется нам весьма дерзновенным, но нужно понимать, что он имел сильнейшее желание увериться, вопреки всякому здравому рассуждению, в Воскресении Спасителя. Конечно, с точки зрения здравого смысла, явление некогда умершего человека воскресшим кажется совершенно невозможным, невероятным. Хотя апостол Фома и общался со своими друзьями, с которыми его сближало многое из того прошлого, когда все они на протяжении трех лет странствовали вместе с Господом Иисусом Христом, однако же думал он так: «Либо я так и останусь при своем разочаровании, либо должно произойти совершенно невозможное, и я буду осязать раны Спасителя». Фома желал удостовериться не только в том, что явился живой человек, но что это именно Тот Самый Человек Иисус, Который был распят на Кресте. Может быть, он предполагал, что апостолам явился кто-то похожий на Господа Иисуса. Кроме того, слова Спасителя: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои» были не укором, но именно повелением. Ученики привыкли исполнять самые странные, неудобопонимаемые приказы Господа Иисуса Христа, и тут Фома также не должен был возражать на Его повеление и неуместно смиряться, как это сделал во время Тайной вечери апостол Петр, не желавший, чтобы Господь омывал ему ноги. Ученики привыкли повиноваться Спасителю беспрекословно — и поэтому Фома не мог не прикоснуться к ранам в руках и в ребрах Господа Иисуса Христа, и, конечно же, он, по словам Спасителя, из неверующего стал верующим. Эту свою веру он тут же показал в своем необыкновенном восклицании — в его словах не было никакой просьбы, они содержали лишь то, что он чувствовал, что он осознал в это мгновение.

http://bible.predanie.ru/evangelyskoe-ch...

В этот день читается зачало из книги Деяний, в котором рассказывается о проповеди святых апостолов. Какая связь между этим повествованием и названным событием? Нужно понимать, что святые апостолы, в особенности в Иерусалиме, проповедовали прежде всего благую весть о Воскресении Христовом. Это было самым главным — солью их проповеди. Остальные события земной жизни Спасителя, о которых не было известно язычникам, жившим в других местах, происходили, можно сказать, на глазах иудеев. Тайна же Воскресения Христова была открыта только избранным — нескольким сотням Его ближайших учеников. Ради этой проповеди в Иерусалиме совершались многочисленные великие чудеса. О большинстве из них святой Лука, составитель Деяний апостолов, лишь кратко упоминает и только о немногих, самых примечательных, рассказывает подробно. «Руками же Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса» ( ст. 12). Какие именно «многие знамения и чудеса», он не поясняет. «И все единодушно пребывали в притворе Соломоновом» (ст. 12), то есть в пристройках вроде портиков, в крытых помещениях, окружавших храм Господень. «Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их. Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин, так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях» (ст. 13–15). Далее рассказывается о таких чудесах, которых не совершал даже Господь наш Иисус Христос (по крайней мере, Евангелие об этом умалчивает). Это нечто удивительное и непостижимое. Если Евангелие рассказывает о том, что прикасавшиеся к воскрилию риз Спасителя исцелялись, то Деяния апостольские говорят об апостоле Петре нечто большее: «Выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них» (ст. 15). Люди не просто хотели, чтобы тень апостола Петра упала на кого-то из страждущих. Они верили, что его тень может исцелить. И вера эта была оправданна. Хотя в человеческий разум не укладывается, что даже тень апостола, падавшая на какого-нибудь больного, могла обладать чудодейственной силой исцеления, но именно так и было.

http://bible.predanie.ru/evangelyskoe-ch...

Символом апостольского неверия стала реакция ап. Фомы: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» ( Ин. 20: 25 ). Вошло в привычку порицательное отношение к неверию Фомы как некой духовной слабости; любой скептик – это «Фома неверующий». Но богослужение Фоминой недели (антипасхи) неожиданно называет неверие Фомы благим 472 . Благость не в самом упрямстве Фомы, а в его последствиях. Для нас, верующих по слову апостолов, их сомнения и недоверие являются надежнейшим доказательством Воскресения. «Сомнение учеников могло также подчеркнуть, что они не были жертвами иллюзии и что в явлениях вера не навязывалась… Как и пустая гробница, явления не привели учеников автоматически к полному убеждению в том, что умерший восстал, и все же они пробуждали веру. Сомнение препятствовало признанию. Но когда оно было преодолено, ученики испытывали радость и утешение, осознавая, что среди них был Христос… Ученики не были бы посланы на служение, если бы не были в полноте убеждены, что Иисус из Назарета и воскресший Христос – это одна и та же личность» 473 . Воскресение Христово отличается от прочих известных воскресений своей необратимостью: «Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти» ( Рим. 6: 9 ). Для остального человечества такая окончательная победа над смертью является делом будущего, но, как уже отмечалось, Евангелия говорят о воскресении некоторых праведников в день воскресения Христа, что понимается как приобщение избранных праведников к этой окончательной победе над смертью – как окончательное воскресение. 474 По церковному Преданию, отраженному в содержании праздника Успения Божией Матери, Пресвятая Богородица также одной из первых вкусила плоды этой победы, предупредив всеобщее воскресение мертвых. Завершая часть о воскресении, напомним песнопение, которое поется на каждом всенощном бдении и в пасхальный период: «Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу…» В нем мы говорим, что, увидев воскресение Христа, поклоняемся Ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

В тот же день, когда приближался вечер, Иисус открыл великую тайну Своего Воскресения еще двум ученикам (апостолам из 70-ти – Луке и Клеопе), шедшим в Еммаус, отстоявший на 60 стадий (11,5 км) от Иерусалима. Для их веры в Воскресение своего Учителя Иисус привел из Писания все мессианские пророчества ( Лк. 24:27 . Однако полностью они поверили только после таинства Евхаристии: И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них ( Лк. 24:30–31 ). Лука и Клеопа в тот же день вернулись в Иерусалим и рассказали апостолам, но те не поверили, как и женам-мироносицам. Поздно вечером Иисус явился апостолам, которые собрались при запертых дверях, опасаясь иудеев. Спаситель прошел затворенными дверями. В этом проявилась особенность преображенного по Воскресении тела Господа. Оно не подчинялось законам физического мира. Иисус мог пройти сквозь вещественные предметы. Учеников охватило смущение, потому что они подумали, что видят дух. Он показал им руки и ноги и ребра Свои ( Ин. 20:20 . Это было важно не только для того, чтобы убедить их, что Он явился к ним телесно, но для того, чтобы победить их неверие. Господь дает им осязать руки, ноги и ребра. Раны от гвоздей на них убедили их, что это то же самое тело, которое было распято на Кресте. Событие, которому посвящена Антипасха, было в восьмой день по Воскресении. Апостол Фома отсутствовал при первом явлении Спасителя ученикам. По-видимому, его не было в городе. Апостолы, которых встретил Фома, с радостью возвестили о Воскресении Учителя. Можно предположить, что они рассказали и о том, что Иисус дал им осязать руки, ноги и ребра. Поэтому понятно его желание: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю ( Ин. 20:25 . Неверие апостола Фомы не имеет ничего общего с той затвердевшей невосприимчивостью к чуду Воскресения, которое мы видим у иудейских вождей. Это было вполне естественное желание утвердить веру на явных и очевидных свидетельствах. Воскресший Иисус в восьмой день обновил для апостолов Свое явление, представ перед ними в горнице, двери которой были затворены. На сомнение апостола Фомы Спаситель отвечает его же словами, точно повторяя требование, которое высказывал сам Фома. Это не могло не поразить сомневающегося ученика: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои ( Ин. 20:27 . Именно поэтому, наверно, Фома не воспользовался приглашением Учителя осязать Его руки, ноги и ребра, а тут же поверил и исповедал Иисуса Христа как Бога: Господь мой и Бог мой! ( Ин. 20:28 . Люди, упорно отрицающие Божество Спасителя мира, обходят это место Евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Они молятся ежедневно, может быть, долго, молятся по привычке, устами, а не сердцем, без сердечного сокрушения, без твердого желания исправления, чтобы только исполнить заведенное правило и мнят службу приносити Богу ( Ин. 16:2 ), тогда как молитвою своею они навлекают на себя только гнев Божий» 302 . И неудивительно, если Господь, говоря по человечески, плачет, глядя на наше внутреннее состояние, в то время как мы, стоя в ярко освященном храме за торжественным богослужением, издаем не менее торжественные гласы. Может быть, Господь плачет и говорит нам сейчас то же, что говорил тогда еврейскому народу: «О, если бы и ты, хотя в сей день, узнал: что служит к миру твоему и твоему спасению»! Вдумаемся, братья и сестры, в эти слова Христа и рассмотрим себя внимательно: стремимся ли мы к тому, чтобы исполнить то, чего хочет от нас Господь или же требуем от Него исполнения своей воли, губящей нас? Вдумаемся, не исполняются ли на нас слова Господни: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком,... но тщетно чтут Меня» ( Мф. 15:8–9 ). Вдумаемся, братья и сестры, пока еще есть время и пока Господь долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию ( 2Петр. 3:9 ), от которого спасение! Аминь. 1999 г. О вере спасающей Проповедь в Неделю Антипасхи Христос Воскресе! Воистину Воскресе! Такими или подобными этим словами приветствовали друг друга апостолы, передавая радостную весть о воскресении Христа! Первыми эту весть услышали жены-мироносицы от ангела, когда пришли рано утром на гроб. «Он воскрес, – сказал им ангел, – Его здесь нет». Весть была настолько поразительной и необыкновенной, что они как неготовые к принятию такой вести убежали, никому ничего не сказав. С трудом в это поверили и апостолы. Господь явился ученикам в самый день Своего воскресения вечером, проникнув в горницу сквозь запертую дверь. Апостолы, боясь иудеев, закрылись накрепко, пребывая в страхе, в опасении и недоумении из-за всех происшедших событий. Явившись посреди них Господь позволил им осязать Себя, показал им раны на руках, на ногах, на ребрах.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Ин 20:11–18 . Евангелие воскресное 8. Евангелие от Иоанна, зачало 65А Вечером в день тот, в первый день недели, когда из страха перед Иудеями двери были затворены там, где были ученики, – пришел Иисус и стал посредине и говорит им: мир вам! И сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Возрадовались ученики, увидев Господа. Сказал им Иисус снова: мир вам! Как послал Меня Отец, и Я посылаю вас. И сказав это, дунул и говорит им: примите Духа Святого. Если кому отпустите грехи, отпущены им; если на ком удержите, удержаны. Фома же, один из Двенадцати, называемый Близнец, не был с ними, когда приходил Иисус. Говорили ему другие ученики: мы видели Господа. Он же сказал им: если не увижу на руках Его следа от гвоздей, и не вложу перста моего в место гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, никак не поверю. И через восемь дней снова были ученики в доме, и Фома с ними. Приходит Иисус, когда двери были затворены, и стал посредине и сказал: мир вам! Затем говорит Фоме: дай перст твой сюда и посмотри на руки мои, и дай руку твою и вложи в ребра Мои, и не будь неверующим, но верующим. Ответил Фома и сказал Ему: Господь мой и Бог мой! Говорит ему Иисус: ты потому уверовал, что увидел Меня. Блаженны не видевшие и поверившие. Много и других знамений сотворил Иисус перед учениками Своими, о которых не написано в книге этой. Об этих же написано, чтобы вы веровали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и чтобы, веруя, имели жизнь во имя Его. Ин 20:19–31 . Евангелие воскресное 9. Неделя Антипасхи, на литургии. 6 октября, Апостолу Фоме. Евангелие от Иоанна, зачало 65Б Вечером в день тот, в первый день недели, когда из страха перед Иудеями двери были затворены там, где были ученики, – пришел Иисус и стал посредине и говорит им: мир вам! И сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Возрадовались ученики, увидев Господа. Сказал им Иисус снова: мир вам! Как послал Меня Отец, и Я посылаю вас. И сказав это, дунул и говорит им: примите Духа Святого. Если кому отпустите грехи, отпущены им; если на ком удержите, удержаны. Фома же, один из Двенадцати, называемый Близнец, не был с ними, когда приходил Иисус. Говорили ему другие ученики: мы видели Господа. Он же сказал им: если не увижу на руках Его следа от гвоздей, и не вложу перста моего в место гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, никак не поверю.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/evangelie...

Сохраним же навсегда в сердцах своих святое обетование Господа Иисуса: «И се, Аз с вами есмь во вся дни до скончания века». Аминь. 29 апреля 1951 г. В неделю Антипасхи. О ВОСКРЕСЕНИИ МЕРТВЫХ Свое соборное послание св. апостол Петр начинает словами: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому...» ( 1Пет. 1, 3 ). Апостол говорит, что они, святые апостолы, были мертвы. Почему мертвы? Потому что после страшной крестной казни Господа Иисуса Христа рушились надежды их, и все покрылось непроглядной тьмой – надежды не было, все рушилось. Как могло бы исполниться на них то обещание Христово, какое дал Он им в ответ на вопрос апостола Петра: – ... вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам? Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах, судить двенадцать колен Израилевых ( Мф. 19, 27, 28 ). Святые апостолы глубоко веровали в то, что Господь Иисус Христос был Мессия, Спаситель мира, Сын Божий. И что же?! Он пригвожден ко кресту, Он погребен. Как, как же это возможно пережить?! Какое сердце выдержит такое страшное испытание?! Но когда воскрес Господь, тогда сразу воскресли они из мертвых: Он воскресил их Своим воскресением. И мы, все мы, уверовавшие во Христа, тоже были бы мертвы, если бы не воскрес Христос, ибо дух наш требует, как безусловно обязательного, бессмертия. Дух наш не может никак примириться с тем, чтобы такие великие праведники, как, например, преподобный и богоносный отец наш Серафим Саровский , просто умерли, исчезли, канули бы в какую-то бездну небытия. Ведь требует сердце наше, безусловно требует того, чтобы злые дела злых людей были наказаны, ибо в этой жизни, как часто видим, они очень часто остаются безнаказанными. Требует сердце, чтобы страдания праведников были вознаграждены вечной радостью небесной. Если бы не воскрес Христос, то и эти надежды так же рухнули бы, как рухнули надежды святых апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Пергамская Церковь похваляется Господом за то, что содержит Его Имя и не отверглась веры в Него, хотя была насаждена среди крайне развращенного язычеством города, что обозначает образное выражение: «живеши, идже престолъ сатанинъ» – «ты живешь там, где престол сатаны», и подверглась тяжкому гонению, во время коего «Антипасъ свидтель Мой врный, иже yбiehъ бысть» – «умерщвлен верный свидетель Мой Антипа». Хотя многие пытались понимать имя «Антипы» символически, известно по дошедшим до нас мартирологам, что Антипа был епископом Пергама и за ревностное исповедание Христовой веры был сожжен во внутренности медного раскаленного быка 9 . Откр. 2:14–16. Но имамъ на тя мало, яко имаши ту держащихъ yчehie Валаамово, иже учаше Валака положити соблазнъ предъ сынми Израилевыми, ясти жертвы uдoлckiя и любы творити. Тако имаши и ты держащыя yчehie Николаитско, егоже ненавижду. Покайся: аще ли ни, npiuдy теб скоро и брань сотворю съ ними мечемъ устъ Моихъ. Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали. Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу. Покайся; а если не так, скоро приду к тебе и сражусь с ними мечом уст Моих. Но затем Господь указывает и на отрицательные явления в жизни Пергамской церкви, именно на то, что и там появились Николаиты, узаконившие ядение идоложертвенного и всякие любодейные непотребства, до чего доведены были в свое время израильтяне Валаамом. «Валаамово, иже учаше Валака» – «Валаама, который научил Валака»: «Сими словами он указывает на мысленного Валаама – диавола, который чрез чувственного Валаама научил Валака соблазнить Израильтян на блуд и идолослужение (Иис. Нав.24:9 ): ибо сластию сего удовольствия так низко пали, что принесли жертвы Веельфегору» (см.: Числ 25:1–3 ) (св. Андрей, гл.5). Пергам находится к северу от Смирны, и в древности он соперничал со Смирною и Ефесом, в нем был храм языческого божества Эскулапа, покровителя врачей. Жрецы его занимались медициной и оказали сильное сопротивление проповедникам христианства. Пергам, под названием Бергамо, и христианская церковь в нем сохранились до настоящего времени, хотя и в большой бедности, так как от прежнего великолепия ничего не осталось, кроме громадных развалин прекрасного некогда храма в честь св. Иоанна Богослова, сооруженного императором Феодосием (4 век). Откр. 2:17.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Смирна также один из древнейших городов Малой Азии, просвещенный и славный в языческой древности. Не менее замечательна была Смирна и в истории первых времен христианства, как город весьма рано озарившийся светом христианства и удержавший среди гонений залог веры и благочестия. Церковь Смирнская, по преданию, основана св. Апостолом Иоанном Богословом, и ученик последнего св. Поликарп, бывший в ней епископом, прославил ее своим мученическим подвигом. По известию церковного историка Евсевия, почти сразу после апокалипсического предсказания возникло лютое гонение на христиан в Малой Азии, вовремя которого и пострадал св. Поликарп Смирнский . Христос « Первый – как Бог , и – как соделавшийся человеком в последние времена и отверзший нам жизнь вечную Своею тридневною смертию» (св. Андрей, гл.4) (ср.: Ис 44:6 ). По одним толкованиям, «дней десять» означает краткость времени гонений; по другим, наоборот – некий продолжительный срок, ибо Господь заповедует смирнянам запастись «верностью до смерти», то есть на какой–то продолжительный период. Некоторые подразумевают под этим гонение, бывшее при Домициане и продолжавшееся десять лет. Другие видят в этом предречение всех десяти гонений, которые претерпели христиане от языческих императоров в течение первых трех веков. Под «второй смертью », имеющей наступить для неверных после смерти телесной, понимается осуждение их на вечные муки (см.: Ап.21:8). Побеждающему, то есть претерпевшему все гонения, обещается «венец жизни» или наследие вечных благ. Смирна до сего времени остается значительным городом и имеет достоинство православно–христианской митрополии. Пергамской церкви Откр. 2:12–13. И Ангелу Nepraмckiя церкве напиши: тако глаголетъ Имяй мечь обоюду изощренъ: вмъ дла твоя, и гд живеши, идже престолъ сатанинъ: и держиши имя Мое, и не отверглся еси вры Моея и въ [Моя] дни, въ няже Антипасъ свидтель Мой врный, иже yбiehъ бысть въ васъ, идже живетъ сатана. И Ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч: знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Ин.20:30 .  Многа же и ина знамения сотвори Иисус пред ученики Своими, яже не суть писана в книгах сих. Знамениями нарицает дела необычайные, дивные, чудесные. Но о каких он упоминает знамениях? О тех ли, кои были прежде воскресения Господа нашего Иисуса Христа, или о тех, кои по воскресении? Весьма вероятным кажется, что он упоминает о сотворенных Им по воскресении: понеже прежде воскресения чудеса не токмо пред учениками Своими, но и пред другими многими людьми творил. Какие же суть неписанные в книге сей, то есть, в Его Евангелии? Может быть, те, кои Иоанн оставил, но другие Евангелисты прежде его о том писали. Ибо Матфей писал о великом трусе и о молниеносном Ангеле, который отвалил камень от двери гроба ( Мф.28:2 ); Лука о сопутствии и собеседовании воскресшего Христа с двумя учениками, идущими во Еммаус, сказал, что первее держал очи их, да не познают Его, потом же бысть невидим; кроме того, о том, что отверз ум Апостолов разумети Писания, и что вознесся на небо пред глазами их. О сих Евангелист Иоанн умолчал. Может же быть, чрез «многа» и «ина» разумеет многая, ни от единого Евангелиста не написанная. Ибо Христа Спасителя бесчисленны суть чудодеяния, как на другом месте той же Иоанн засвидетельствовал сими словами: «суть же ина многа, яже сотвори Иисус, яже аще бы по единому писана быша, ни самому, мню, всему миру вместити пишемых книг» ( Ин.21:25 ). Для чего ж сии знамения вписал? Ин.20:31 .  Сия же писана быша, да веруете, яко Иисус есть Христос Сын Божий, и да верующе, живот имате во имя Его. Для того убо писано об них, чтобы мы верили, что Иисус Христос есть Сын Божий. Примечай же беспредельную благость Божию: ищет Бог веры нашей не для Себя, и не для Своей пользы, ибо не требует благих наших; но чтобы мы, веруя, приобрели жизнь треблаженную и вечную ( Пс.15:2 ). Что ж значит сие: «во имя Его»? Имя Его есть Иисус; Иисус же значит на еврейском языке «Спаситель», так что слова «во имя Его» значат: спасенные Им, то есть, чтоб мы Им спаслись. Беседа о вере Велика убо есть сила веры, чудны оной произведения, бесчисленна от нее польза.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010