Василий (Васильцев), архиеп. Кировоградский. Фотография. Нач. 90-х гг. XX в. Василий (Васильцев), архиеп. Кировоградский. Фотография. Нач. 90-х гг. XX в. 13 сент. 1989 г. прот. Всеволоду по пострижении в монашество определено быть епископом Кировоградским и Николаевским. 27 сент. 1989 г. наместником Киево-Печерской лавры еп. Переяслав-Хмельницким Ионафаном (Елецких) прот. Всеволод был пострижен в монашество с именем в честь свт. Василия Великого, 29 сент. возведен в сан архимандрита. Хиротония В. состоялась 1 окт. 1989 г. в Князь-Владимирском кафедральном соборе Киева. В июне 1992 г., после образования самостоятельной Николаевской епархии, В. получил титул епископа Кировоградского и Новомиргородского, 28 июля 1994 г. возведен в сан архиепископа, с 1994 г. имел титул архиепископа Кировоградского и Александрийского. Одним из первых шагов В. на Кировоградской кафедре было решение проблем, связанных с возвращением Церкви храмов и регистрацией новых общин, а также проблемы подбора и подготовки кандидатов на рукоположение. В. беседовал со ставленниками, обучал их основам литургики и богослужебной практики. За время своего архиерейского служения В. рукоположил более 100 священников. Особыми предметами заботы В. были создание профессиональных церковных хоров, подбор репертуара, подготовка регентов и певчих для приходов епархии. Имея большой опыт приходского служения, В. старался оберегать свою паству от нестроений в церковной жизни. В многочисленных выступлениях и проповедях по вопросу автокефалии УПЦ В. постоянно подчеркивал, что единение Русской и Украинской Церквей является спасительным для укр. народа и та степень автономии, к-рая предоставлена УПЦ (МП), вполне достаточна. В Кировоградской епархии до кончины В. не образовалось ни одного автокефалистского прихода. На Архиерейском Соборе РПЦ 31 марта - 5 апр.1992 г. В. выступил с решительным отвержением автокефалии. Участвовал в Житомирском архиерейском совещании и Харьковском Архиерейском Соборе УПЦ (МП) 1992 г., подтвердивших позицию Украинской Церкви в осуждении автокефалистского раскола. Занимался общественной деятельностью: избирался депутатом в областную раду, добивался решения проблемы благоустройства семей, проживавших около урановых рудников. С 1996 г. состояние здоровья В. постепенно ухудшалось, но, несмотря на тяжелую болезнь, В. продолжал совершать богослужения, участвовал в епархиальной жизни. 5 нояб. 1998 г. Свящ. Синод УПЦ (МП) принял решение отправить В. на покой по состоянию здоровья. В. погребен в ограде Преображенского собора Кировограда.

http://pravenc.ru/text/150701.html

Еп. Герман (Аав). Фотография. Нач. 30-х гг. ХХ в. Еп. Герман (Аав). Фотография. Нач. 30-х гг. ХХ в. После переговоров, состоявшихся между делегацией ФПЦ и Синодом К-польского Патриархата, 6 июля 1923 г. Патриархом Мелетием был подписан томос, подтверждавший право ФПЦ на автономию. Однако Патриарх Мелетий подчеркнул несвоевременность предоставления ей автокефалии и подтвердил временный характер принятия ФПЦ в К-польский Патриархат - до нормализации церковной жизни в России. Вопреки протестам Архиерейского Собора Русской Православной Церкви за границей (4-6 июня 1923), Синод К-польского Патриархата счел нужным удовлетворить просьбу церковного управления ФПЦ о рукоположении епископа. 8 июля 1923 г. Патриарх Мелетий и архиереи К-польского Патриархата совершили хиротонию прот. Г. Аава во епископа Сортавальского без его предварительного пострижения в монашество (по др. данным, Г. был пострижен в рясофор ). В нояб. 1923 г. Собор ФПЦ назначил Г. епископом Карельским. 14 нояб. того же года Патриарх свт. Тихон и Свящ. Синод РПЦ приняли постановление, согласно к-рому временное окормление ФПЦ К-польским Патриархатом признавалось более не имеющим необходимости и объявлялось о возвращении ФПЦ в юрисдикцию Московского Патриархата, но 15 февр. 1924 г. Г. и церковное управление ФПЦ направили Патриарху свт. Тихону извещение, в к-ром заявили о своем окончательном переходе в К-польский Патриархат. В том же году под предлогом принятия нового закона об офиц. языке архиеп. Серафим был отстранен от управления Финляндской Церковью и выслан из Финляндии. На состоявшемся в 1925 г. Соборе духовенства Г. был избран Предстоятелем ФПЦ с титулом «архиепископ Карельский и всей Финляндии». Одним из первых осуществленных Г. мероприятий была реформа церковного календаря . Под давлением правительства Финляндии, заинтересованного в одновременном праздновании Пасхи и др. христ. праздников всеми христ. конфессиями страны, а также ввиду принятых К-польским Патриархатом на «Всеправославном конгрессе» 1923 г. решений о введении т. н. новоюлианского календаря Г. предписал всем мон-рям и приходам ФПЦ перейти на новый стиль и зап. пасхалию . В 1924 г. Г. впервые совершил пасхальные богослужения по зап. календарю, что вызвало смущение у мн. правосл. клириков и мирян, увидевших в этом нарушение канонических правил (о правилах празднования Пасхи см. в ст. Вселенский I Собор ). Особо острое неприятие календарных реформ, приведшее к расколу и непризнанию юрисдикции Г., было отмечено в находившемся с 1917 г. на территории Финляндии Спасо-Преображенском Валаамском муж. мон-ре , где в сент. 1925 г. большинство насельников мон-ря отказались участвовать в совершавшихся Г. богослужениях.

http://pravenc.ru/text/164751.html

Прославлен как местночтимый преподобный отец в Соборе Оптинских старцев 26 июля 1997 г. Прославлен к общецерковному почитанию юбилейным Архиерейским Собором РПЦ 2000 г. Лит.: Концевич И. М. Оптина Пустынь и ее время. Джорд., 1970. С. 452-579; Житие иеросхим. Нектария (Тихонова). М., 1996; Преподобные старцы оптинские: Жития и наставления//Оптина пустынь. [Козельск], 2002. С. 407-439; Наставник и чудотворец: Жизнь Оптинского старца прп. Нектария (Тихонова)/Авт.-сост.: мон. Лазарь (Афанасьев). М., 2013. Иконография Прп. Нектарий Оптинский. Рисунок тушью. 1-я пол. 20-х гг. XX в. Худож. Л. А. Бруни Прп. Нектарий Оптинский. Рисунок тушью. 1-я пол. 20-х гг. XX в. Худож. Л. А. Бруни Авторы многочисленных воспоминаний о Н. выделяют следующие черты его облика: «…невысокого роста, согбенный, с округлым лицом и небольшой клинообразной бородкой. Лицо его как бы не имело возраста - то древнее, суровое, то молодое до живости и выразительности мысли, то детское по чистоте и покою…» «На пороге кельи стоял старец с белыми красивыми прядями волос, бородкой редкой с желтизной, с большими серыми глазами» (Житие иеросхим. Нектария. 1996. С. 63, 189); «…в темном подряснике, подпоясанный широким ремнем, в мягкой камилавке… Стан тонкий, худой. Голова его была немного наклонена книзу. Глаза - полузакрыты» ( Вениамин (Федченков), митр. Святой старец о. Нектарий//Оптина пуст. в воспоминаниях очевидцев. 2016. С. 533-534). Прп. Нектарий Оптинский. Икона. 1996 г. Иконописец Т. А. Мушкетова (ризница Оптиной пуст.) Прп. Нектарий Оптинский. Икона. 1996 г. Иконописец Т. А. Мушкетова (ризница Оптиной пуст.) Известно неск. фотографий и прижизненных рисованных портретов Н., запечатлевших его одного или в кругу монастырских насельников и духовных чад (архив Оптиной пуст., частные собрания). На фотографиях преподобный, как правило, представлен в мантии и клобуке. Так, на снимке 1903 г. братии Иоанно-Предтеченского скита Н. стоит 2-м слева, между мон. Осией (Виноградовым) и рясофорным мон. Стефаном (впосл. иеромон. Зосима) (Амелин)) (Жизнеописания почивших скитян. Козельск, 2016. Вкл.). На фотографии 1922 г. (?) Н. показан крупным планом по пояс вполоборота влево ( Сарабьянов А. Д. Жизнеописание художника Льва Бруни. М., 2009. С. 87). Черты лица преподобного правильные: крупный прямой нос, уголки больших глаз опущены книзу, у него негустая короткая борода, средней длины пряди волос.

http://pravenc.ru/text/2564872.html

В сложившемся в 20-30-х гг. XX в. тяжелейшем положении РПЦ в Советском Союзе значительно возросла ответственность архиерея, управляющего епархией, а нередко и неск. епархиями, за сохранение в Церкви установленного канонического порядка, в т. ч. и за нормальное осуществление возможности и порядка А. Прежде всего это была ответственность действующего Первоиерарха. На всем протяжении сложнейшего периода Патриарх или Местоблюститель Патриаршего престола, а в его отсутствие Заместитель Местоблюстителя исполнял служение высшей апелляционной инстанции РПЦ. Характерно в этом отношении разъяснение Заместителя Патриаршего Местоблюстителя, впосл. Патриарха Московского и всея Руси Сергия (Страгородского), содержащееся в письме от 8 июля 1935 г. архиеп. Алеутскому и Североамериканскому Вениамину (Федченкову): «Суд над клириком принадлежит прежде всего его епархиальному архиерею, и только в случае апелляции дело восходит к Патриархии (вторая инстанция)» (Архив ОВЦС). По канонической необходимости с 1927 по 1935 г. в судебном процессе участвовал Временный Патриарший Свящ. Синод . Поместным Собором РПЦ 1945 г. было принято «Положение об управлении Русской Православной Церкви». Подтверждая в этом «Положении», что «высшая власть в области вероучения, церковного управления и церковного суда... принадлежит Поместному Собору», РПЦ «возглавляется Святейшим Патриархом Московским и всея Руси и управляется им совместно со Священным Синодом» (I 1), Собор специально не рассматривал порядок судопроизводства, в т. ч. А. Не рассматривался этот вопрос и на Архиерейском Соборе 1961 г. , принявшем изменения в «Положении об управлении Русской Православной Церкви». В течение всего времени до Архиерейского Собора 1988 г., к-рый утвердил «Устав об управлении Русской Православной Церкви», в РПЦ сохранялся принятый ранее порядок А. По Уставу об управлении РПЦ, «правами церковных судов обладают: Поместный Собор, Архиерейский Собор, Священный Синод и Епархиальные советы» (I 8); Поместный Собор «судит в последней инстанции все дела, предварительно рассмотренные Архиерейским Собором» (II 7); Архиерейский Собор является «второй и последней инстанцией» для решения разногласий между архиереями (III 7а), а также для дел, переданных Свящ. Синодом (III 7б); Свящ. Синод осуществляет судебную власть в период между Соборами (V 1). Низшей инстанцией, обладающей правом судить, является епархиальный совет, решения к-рого «могут быть обжалованы в вышестоящей инстанции церковного суда» (VII 48). Судом второй, апелляционной, инстанции для клириков и мирян, т. о., является Свящ. Синод (V 32в, г, д), а для архиереев - Архиерейский Собор (III 7а).

http://pravenc.ru/text/75586.html

Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Соч.: Правила Власьевского Казанского общества трезвости//К Свету. 1910. 41. С. 21-26; Шинки - как пособие обеднения и деморализации нашей деревни и борьба с ними//Там же. 1910. 17. С. 12-16; 18. С. 11-14; 20/21. С. 27-31; 23/24. С. 19-22; Пастырство и кооперация//Там же. 1912. 16. С. 29-33; Как я спасся от дымной привычки//Там же. 1916. 2. С. 15-16; К настоящему моменту: (К вопросу о выборах в Учредительное Собрание)//Там же. 1917. 32-34. С. 11-13. Арх.: ТЦДНИ. Ф. 7849. Д. 29654-С; ГАТвО. Ф. 160. Оп. 3. Д. 3092; Ф. Р-2260. Оп. 1. Д. 1-6 (личный фонд Н.). Лит.: Тверские ЕВ. 1903. 7-8; 1906. 1; 1907. 18. 21; 1908. 45; 1909. 7. 11-12; 1910. 10; 1913. 2; К Свету. 1910. 1; 1913. 1; ЦВед. 1916. 18-19; Дамаскин. Кн. 5. С. 169-208. Архим. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: НИКОЛАЙ Андреевич Порецкий (1865-1933), прот., священноисп. (пам. 14 июля, в Соборе Московских святых, в Соборе святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИКОЛАЙ Яковлевич Постников (1856-1931), прот., священноисп. (пам. 28 марта, в Соборе Рязанских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ВЛАДИМИР Григорьевич Хираско (1874 - 1933.), прот., священноисп. (пам. 15 окт., в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) МИХАИЛ Иванович Викторов (1871-1933), прот., священноисп. (пам. 29 марта, в Соборе святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИКОЛАЙ Виноградов (1870-1948), прот., священноисп. (пам. 18 нояб., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИКОЛАЙ Петрович Розов ( 1879-1941), прот., священноисп. (пам. 25 сент., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АДРИАН Александрович Троицкий (1872-1938), прот. сщмч. (пам. 3 фев. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/2565922.html

Была похоронена на Владыкинском кладбище. В 60-х гг. ХХ в. в связи с реконструкцией подъездных путей железной дороги большая часть старого Владыкинского кладбища была снесена. Часть останков из вскрытых могил перенесли на Долгопрудненское кладбище, однако могила М. в их описи не значится. Точное место ее захоронения остается неизвестным. М. была причислена к лику местночтимых святых Рязанской епархии резолюцией патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 22 апр. 1999 г. Прославлена для общецерковного почитания Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: Архив УФСБ по Рязанской обл. Д. 10719; ГАРО. Ф. 627. Оп. 240. Д. 58; Оп. 245б. Д. 69; Ф. Р-6775. Оп. 1. Д. 75; Ф. Р-5. Оп. 2. Вн. 1. Д. 5, 146. Лит.: Житие св. блж. Матроны Анемнясевской/Сост.: свящ. Н. Правдолюбов, В. Правдолюбов. М., 1999; Были верны до смерти: Кн. памяти новомучеников и исповедников Рязанских XX в. Рязань, 2002. С. 169-187; ЖНИР. Июнь. С. 404-407; Иоаким (Заякин), иером., Мелетия (Панкова), мон., и др. «Моя жизнь - Христос, и смерть - приобретение»: Новомученики и исповедники земли Рязанской, XX в.: Патерик. Рязань, 2012. С. 189-200. Игум. Дамаскин (Орловский), мон. Мелетия (Панкова) Рубрики: Ключевые слова: АМВРОСИЙ (Полянский Александр Алексеевич; 1878-1932), еп. Подольский и Брацлавский, исп. (пам. 7 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых) АГАПИТ (Таубе Михаил Михайлович; 1894-1936), мон., исп. (пам. 5 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Александрович Андреев (1901– 1937), прот., сщмч. (пам. 22 окт., в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Рязанских святых) АЛЕКСАНДР Александрович Цицеронов (1893 - 1938) свящ., сщмч. (пам. 28 дек., в Соборе новомучеников и исповедников церкви Русской и в Соборе Рязанских святых) АЛЕКСАНДР (Орудов (Уродов) Георгий Андреевич; 1876-1961), архим., посл. наместн. Седмиозерной пуст., исп. (пам. 14 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Вятских святых) АЛЕКСАНДР Сергеевич Державин (1864 – 1933), свящ., исп. (пам. 12 марта в Соборе святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСИЙ († 1918), мч. (29 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Рязанских святых)

http://pravenc.ru/text/2562614.html

На заседании Свящ. Синода от 30 марта 1961 г. было принято решение о «своевременности и желательности» вступления РПЦ в ВСЦ, изложенное в послании Патриарха Алексия на имя генерального секретаря ВСЦ д-ра В. А. Виссерт-Хуфта с заявлением о вступлении и изложением позиции по экуменическому движению. В докладе на Соборе Патриарх Алексий уделил много внимания вопросу о вступлении РПЦ в ВСЦ, подчеркнув миссионерское значение принятого решения, цель к-рого заключается в том, чтобы «явить западным христианам свет Православия». Мысль о том, что членство в ВСЦ поможет приобрести для гонимой Русской Церкви защиту со стороны влиятельных церковных сил Запада и всего зарубежного мира, явившаяся одним из наиболее важных аргументов в пользу этого решения, естественно, не могла быть высказана на Соборе. Решение о вступлении в ВСЦ не было неожиданным: по мере ухудшения внутреннего положения Церкви в СССР все большее внимание уделялось контактам с международными христ. орг-циями. В докладе «Русская Православная Церковь и Всемирный Совет Церквей», с к-рым на А. С. выступил Ярославский архиеп. Никодим (Ротов), речь шла о контактах между священноначалием РПЦ и руководством ВСЦ, имевших место в 50 - нач. 60-х гг. Соборным определением была одновременно одобрена как критическая позиция Свящ. Синода РПЦ по отношению к ВСЦ в 1948-1961 гг., так и решение Синода об участии в деятельности этой орг-ции, принятое 30 марта 1961 г. Еп. Среднеевропейский Иоанн (Вендланд) зачитал на Соборе доклад на тему «Об участии Русской Православной Церкви во Всемирном общехристианском конгрессе в защиту мира в Праге, имевшем место 13-18 июня 1961 г.». Собор выразил удовлетворение по поводу проведения в Праге Всемирного общехрист. конгресса, одобрил результаты его работы и решение о продолжении деятельности Пражской мирной христ. конференции. А. С. вынес решение о присвоении первого церковного ордена Русской Православной Церкви во имя св. равноап. кн. Владимира Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию.

http://pravenc.ru/text/76504.html

Киевским и всея Украины. 5 июля 2014 г. скончался митр. Владимир (Сабодан). 13 авг., на 40-й день после его кончины, открылся Архиерейский Собор УПЦ, на к-ром путем тайного голосования во 2-м туре О. был избран митрополитом Киевским и всея Украины, предстоятелем УПЦ. 17 авг. в Киево-Печерской лавре состоялась торжественная интронизация О. Решением Синода УПЦ от 16 сент. 2014 г. в связи с избранием митрополитом Киевским и всея Украины О. был освобожден от должности председателя Церковного суда УПЦ и избран председателем новообразованного Митрополичьего совета по вопросам культуры. Решением Синода РПЦ от 23 окт. 2014 г. О. в связи с избранием предстоятелем УПЦ был освобожден от должности зам. председателя Общецерковного суда РПЦ. Несмотря на сложную политическую ситуацию на Украине под управлением О. продолжается дальнейшее успешное развитие УПЦ. Количество ее приходов выросло с 11 393 в 2013 г. до 12 092 в 2018 г. На 2018 г. каноническая Украинская Церковь состоит из 53 епархий, служение совершают 52 епархиальных и 36 викарных архиереев и более 12 200 священников и диаконов. Действует 251 мон-рь, где несут послушание ок. 4500 монашествующих. В 17 духовных школах проходят обучение более 1400 студентов. На Архиерейском Соборе РПЦ 29 нояб.- 2 дек. 2017 г. были внесены изменения в Устав Русской Православной Церкви , призванные подчеркнуть особый статус УПЦ: была добавлена гл. X «Украинская Православная Церковь». В 4-м пункте этой главы говорится, что центр управления УПЦ находится в Киеве; в 12-м пункте подчеркивается, что в УПЦ «действует собственная высшая церковно-судебная инстанция. При этом суд Архиерейского Собора является церковным судом высшей инстанции для Украинской Православной Церкви». Распоряжением О. от 4 янв. 2018 г. было реорганизовано устройство Киевской епархии. В целях эффективного церковно-адм. управления приходами в пределах Киева были реорганизованы Северное, Южное, Юго-Восточное, Восточное и Центральное вик-ства; в пределах Киевской епархии реорганизованы Бородянское, Макаровское, Обуховское , Васильковское, Вишнёвское и Ирпенское вик-ства.

http://pravenc.ru/text/Онуфрий ...

29 окт. 1936 г. был арестован в Барнауле, этапирован в Бийск, где помещен в тюремную больницу, а 19 нояб. заключен в тюрьму. Вместе с группой священнослужителей и мирян, в т. ч. со священниками священномучениками Петром Гавриловым и Иоанном Можириным и с мон. прмч. Феодором (Никитиным), проходил по делу о «контрреволюционной повстанческой организации» в ряде районов Алтая. На допросах И. отказался признать себя виновным в «антисоветской деятельности», доказал на следствии ложность обвинений, возводимых на него лжесвидетелями. 9 апр. 1937 г. выездная сессия Специальной коллегии Западносибирского краевого суда, не найдя достаточных доказательств по предъявленным обвинениям, постановила отложить слушание дела и отправить его на доследование. После издания распоряжения Политбюро ЦК ВКП(б) от 2 июля 1937 г. «Об антисоветских элементах» дело И. было направлено на рассмотрение во внесудебном порядке. 25 июля Особая тройка УНКВД Западносибирского края приговорила И. в числе др. обвиняемых к расстрелу. Был казнен, вероятно, на территории барнаульской тюрьмы НКВД, размещавшейся в бывш. барнаульском Богородице-Казанском жен. мон-ре. Погребен в безвестной могиле. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: Архив УФСБ по Саратовской обл. Д. ОФ-26172; Архив УФСБ по Нижегородской обл. Д. ОФ-26172; Архив УФСБ по Новосибирской обл. Д. П-7818. Лит.: Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 3. С. 176-177; За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 474; Дамаскин. Кн. 5. С. 131-168; Ходатайство приходских общин г. Оренбурга об освобождении арестованных священнослужителей//ЦИВ. 1999. 2/3. С. 16-19; «Обновленческий» раскол. С. 753-754. Игум. Дамаскин (Орловский), Д. Н. Никитин Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых) АЛЕКСАНДР (Петровский Александр Феофанович; 1851- 1940), архиеп. Харьковский, сщмч. (пам. 11 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Руской)

http://pravenc.ru/text/200207.html

Ок. 1925 г. Каширский исполком отобрал здания Б. м. у музея, в кельях поселились ок. 50 семей. В 1931 г. обвалилась монастырская стена, в 1933 г. закрыли последний действующий храм. В Троицком и Сергиевском соборах проживали строившие мост через Оку заключенные. Позже в Троицком соборе размещался клуб, в Иоанновском храме стекольная фабрика. Осенью 1941 г. в находившемся в прифронтовой полосе Б. м. были расквартированы части 1-го гвардейского корпуса ген. П. А. Белова, к-рые первыми начали контрнаступление под Каширой в битве за Москву, здесь находились «Катюши», мон-рь как важный стратегический пункт был окружен «ежами» и дотами (2 сохранились до наст. времени внутри юж. монастырских башен). В 1962 г. в Б. м. разместилась автоколонна, построили гаражи, территорию забетонировали, с 1970 г. здесь находились склады. В 1978 г. различные светские орг-ции начали реставрацию монастырских построек. Первоначально Ступинский горсовет принял решение разместить в Б. м. культурно-развлекательный комплекс, но постановлением 18/60 от 15 окт. 1991 г. передал здания мон-ря РПЦ. 18 июля 1992 г. в приходском Сергиевском храме состоялось первое богослужение. 14 апр. 1993 г. Б. м. был возобновлен как жен., настоятельницей назначена мон. (впосл. игум.) Мария (Баранова). В 1993 г. мон-рю передан Троицкий храм в с. Голочёлово Ступинского р-на, в к-ром устроено подворье-скит. Бывш. староста Троицкого храма нмч. Иаков Блатов (1880-1937, расстрелян на Бутовском полигоне) прославлен Архиерейским Собором РПЦ 2000 г. В 1998 г. Б. м. отметил 500-летие. К маю 2002 г. внешне отреставрирован Троицкий собор, частично восстановлены внутреннее убранство Иоанновского храма, где хранится чтимая икона Божией Матери «Скоропослушница» (XIX в., афонского письма), монашеские кельи, восстановлен (без сени) Сергиевский колодец, устроена звонница, ведутся раскопки монастырского некрополя, ремонтируется Никольская ц. Имеются иконописная и швейная мастерские, в подклети Троицкого собора - экспозиция по истории мон-ря и читальный зал.

http://pravenc.ru/text/77942.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010