После присоединения осенью 1939 г. Зап. Украины к СССР вместе с Волынским и Кременецким архиеп. Алексием (Громадским ; с 1941 митрополит) перешел в юрисдикцию РПЦ. В 1940 г. был переведен настоятелем Воскресенского храма в с. Горка-Полонка Луцкого р-на Волынской обл. В том же году арестован советскими властями, находился в тюрьме г. Луцка, освобожден незадолго до начала Великой Отечественной войны. Летом 1941 г., в условиях нем. оккупации, викарный Владимир-Волынский еп. Поликарп (Сикорский) вернулся в юрисдикцию ПЦП и был назначен архиепископом Луцким и Ковельским. В дек. 1941 г. Варшавский и всея Польши митр. Дионисий (Валединский) объявил архиеп. Поликарпа временным главой неканоничной Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ). Свящ. М. Тарнавский поддержал еп. Поликарпа, был возведен в сан протоирея и назначен в состав клира кафедрального Троицкого собора в Луцке. В нач. 1942 г. архиеп. Поликарп наметил его кандидатом в «епископы» УАПЦ. В марте того же года переехал в Киев, где принял монашеский постриг с именем Мануил и был возведен в сан архимандрита; служил в киевской Андреевской ц., ставшей кафедральным собором УАПЦ. 11 мая 1942 г. неканонично рукоположенные «епископы» УАПЦ Никанор Абрамович и Игорь Губа провели в Андреевской ц. «хиротонию» М. во «епископа» Белоцерковского, викария Киево-Чигиринской епархии УАПЦ. В нач. июля того же года М. порвал с УАПЦ и через покаяние воссоединился с автономной Украинской Православной Церковью (УПЦ) во главе с митр. Алексием (Громадским), находившейся в каноническом общении с РПЦ. Был принят в УПЦ в сане архимандрита. 4 авг. (по др. данным, 22 июля) 1942 г. митр. Алексий возглавил в Почаевской лавре хиротонию М. во епископа Владимир-Волынского, викария Волынской епархии УПЦ. На Владимир-Волынской кафедре М. активно боролся с раскольничьими действиями автокефалистов, обличал их в воззваниях к духовенству и мирянам, которые рассылались по епархии (впосл. их распространение было запрещено нем. оккупационными властями). Основал при кафедральном Успенском соборе курсы по подготовке священнослужителей, организовал и возглавил комиссию по проверке кандидатов в священники. После убийства в мае 1943 г. Волынского и Житомирского митр. Алексия (Громадского) украинскими националистами в июне того же года в Ковеле состоялся Архиерейский Собор УПЦ, избравший первоиерархом епархий Волынского и Подольского церковного округа архиеп. Дамаскина (Малюту) . 6 июня Собор назначил М. епископом Владимир-Волынским и Ковельским, 2-м викарием Волынско-Житомирской епархии «с правом самостоятельного в своей области».

http://pravenc.ru/text/2561888.html

Елисавета Феодоровна и В. были канонизированы 4 нояб. 1992 г. на Архиерейском Соборе РПЦ. В 1995 г. на месте гибели мучениц был основан алапаевский во имя Новомучеников российских муж. мон-рь . В 1981 г. Елисавета Феодоровна и В. в составе Собора новомучеников Российских были канонизированы Русской Православной Церковью за границей . Арх.: ГАРФ. Ф. 656. Вел. кнг. Елизавета Федоровна; РНБ ОР. Ф. 897. Яковлева Амалия Ивановна. Ист.: Яковлева А. И. Восп. бывшей камер-юнгеферы имп. Марии Александровны//ИВ. 1888. Т. 31. Янв. С. 147-174; Февр. С. 393-413; март. С. 593-606; Отчет состоявшей при особом комитете Ее Имп. Высочества вел. кнг. Елисаветы Феодоровны исполнительной комиссии по бесплатному размещению больных и раненых воинов, эвакуированных с Д. Востока в русско-японскую войну 14 июня 1904 г.- 1 апр. 1906 г. М., 1907. Прил. 19. С. 59; Отчет Марфо-Мариинской обители милосердия за 1912 г. М., 1913. С. 42; Соколов Н. А. Убийство царской семьи. М., 1990. С. 318-329; «Я знаю, на что они способны»: (Новое свидетельство о судьбе царственных мучеников: Письмо вел. кнг. Елены Сербской)/Пер. с франц., публ. Л. Б. Максимовой//Домострой. 1993. 26. С. 13; Воспоминания о диакониссах Москвы: ( Сенаторова А. Г. Восп. сестры Марфо-Мариинской обители)/Сост., коммент., публ. Л. Б. Максимовой)//Мера. 1995. 4. С. 137-142. Лит.: Серафим [Кузнецов], игум. Мученики христианского дома. Пекин, 1920; Послушница Елеонского мон-ря: Перенесение мощей св. новомучениц вел. кнг. Елисаветы Феодоровны и ее преданной келейницы инокини Варвары//Рус. возрождение. 1982. 19. С. 13-37; Миллер Л. Св. мученица Российская вел. кнг. Елизавета Феодоровна. Франкфурт-на-Майне, 1988. С. 241, 256, 257, 293-303; Максимова Л. Б. Благотворительная деятельность вел. кнг. Елизаветы Федоровны во время рус.-японской и первой мировой войн//Рус. возрождение. 1998. 73. С. 35-59. Л. Б. Максимова Рубрики: Ключевые слова: ЕЛИСАВЕТА ФЕОДОРОВНА вел. кнг., прмц. (пам. 5 июля, в Соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе С.-Петербургских святых, в Соборе Костромских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/text/154093.html

23 марта 1987 г. определением Свящ. Синода РПЦ К. назначен епископом Пинским, викарием Минской епархии. 12 апр. того же года в минском в честь Сошествия Св. Духа кафедральном соборе архиерейскую хиротонию К. возглавил Минский и Белорусский митр. Филарет (Вахромеев) ; в хиротонии участвовал митр. Швейцарский (К-польский Патриархат) Дамаскин (Папандреу). После образования 6 июля 1989 г. самостоятельной Пинской и Брестской епархии К. стал ее правящим архиереем. 19 февр. 1990 г. в связи с разделением епархии и восстановлением самостоятельной Брестской кафедры К. был назначен епископом Брестским и Кобринским. 25 февр. 1995 г. возведен в сан архиепископа. В годы управления К. в Брестской епархии открылись Афанасиевский муж. мон-рь в дер. Аркадия Брестского р-на, ныне в составе г. Брест (1996), и Преображенская муж. пуст. в с. Хмелеве Жабинковского р-на (1999; ныне мон-рь); количество приходов увеличилось вдвое, были построены 28 храмов, среди к-рых - Воскресенский собор в Бресте (сооружен в честь 50-летия победы в Великой Отечественной войне), восстановлен Свято-Николаевский гарнизонный собор в Брестской крепости. По благословению К. при епархиальном управлении было создано миссионерское братство «Подвижник», к-рое стало издавать информационно-просветительскую газ. «Духовный вестник». В 1999 г. вышел 1-й «Брестских епархиальных ведомостей». Были открыты 60 воскресных школ, налажено духовное окормление пациентов больниц и заключенных. К. был в числе организаторов и участников Международной научно-богословской конференции, посвященной 400-летию Брестских церковных соборов, состоявшейся в Бресте в сент. 1996 г. Был награжден орденами св. Владимира 2-й степени (1981) и св. Даниила Московского 2-й степени (1991). Отпевание К. 22 сент. 2000 г. возглавил Минский митр. Филарет. К. был погребен с сев. стороны кафедрального Свято-Симеоновского собора в Бресте. Арх.: Канцелярия Белорус. Экзархата [ личное дело архиеп. Константина (Хомича) ] . Лит.: Наречение и хиротония архим. Константина (Хомича) во еп. Пинского, вик. Минской епархии//ЖМП. 1987. 10. С. 13-17; [ Некр. ]//Духовный вестн. Брест, 2000. 10; Киреев А. И., протодиак. Епархии и архиереи РПЦ в 1943-2002 гг. М., 2002. С. 274; Хомич А. К. Воспоминания сына//Духовный вестн. 2002. 8-10; Жизнь в молитве и любви: Восп. об архиеп. Брестском и Кобринском Константине (Хомиче)/Сост.: А. К. Хомич. СПб., 2011.

http://pravenc.ru/text/2057010.html

Состав комиссии сразу попал под огонь критики. Отмечали, что в нее включались только те, кто изначально был за признание этих останков царскими. Не был определен также и принцип ее формирования. От церкви в комиссию вошел только один митрополит Ювеналий. По статусу ее председателем всегда был вице-премьер: Ю. Яров, В. Игнатенко, Б. Немцов. Четыре года в России и за рубежом проводились работы по идентификации останков. Компьютерная, генетическая, лазерная экспертизы показали, что они принадлежат: Николаю II, его супруге Александре Федоровне, трем дочерям, придворному врачу Е. Боткину, повару И. Харитонову и слугам А. Труппу и А. Демидовой. В захоронении отсутствуют останки великой княжны Марии (по американской версии Анастасии) и цесаревича Алексея, судьба которых до сих пор неизвестна. На этом основании в сентябре 1995 года комиссия дала однозначный ответ: под Екатеринбургом была найдена царская семья. «Дело Романовых» было прекращено. Однако Русская Православная церковь (РПЦ) в связи с предстоящей канонизацией царской семьи настояла на дополнительных исследованиях. Генпрокуратура возобновила следствие. Правительство выделило 2 миллиарда рублей. Костные фрагменты останков со скандалом привезли в Москву, где прошла дополнительная экспертиза, подтвердившая выводы предыдущих исследований. 27 февраля этого года правительство России решило захоронить останки российского императора Николая II и членов его семьи 17 июля 1998 года в соборе Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге. «Представленные материалы однозначно свидетельствуют, что обнаруженные в Свердловской области останки девяти человек принадлежат бывшему российскому императору Николаю II, членам его семьи и лицам из их окружения», — сказал Б. Ельцин. Чудны дела кесаря Для многих россиян архиерейский сан пока не является безоговорочным авторитетом, у них нет сомнений в результатах многочисленных, в том числе и международных, экспертиз. Всплывают в памяти воинствующие безбожники, вешавшие на церковь обвинения в средневековом мракобесии, мистицизме и прочем. Другое дело, что церковь открыто вступает в спор с властью, которую многие недолюбливают. Но зачем самой власти ввергать общество в очередную склоку, зачем она «наезжает» на РПЦ, на поддержку которой сама так надеется? Шумиха вокруг захоронения царских останков имеет определенный психотерапевтический эффект. Любой скандал отвлекает людей от повседневных забот, дает почву для фантазии, вселяет надежду. Пока идут исторические споры, пока муссируются результаты экспертиз и обсуждается церемониал захоронения, думы и сердца многих людей заняты. Их почти не волнуют протесты шахтеров и врачей, банковские кризисы и перестановки в правительстве.

http://pravmir.ru/igra-v-kosti/

17 июля 1996 г. К. был назначен епископом Тихвинским, викарием С.-Петербургской епархии и ректором СПбДАиС. Заведовал кафедрой богословских дисциплин, был избран доцентом, с 1999 г. профессор догматического богословия. В годы ректорства К. была успешно завершена реформа С.-Петербургских духовных школ. Были приняты меры для достижения большей открытости академии и активизации научной деятельности. В академии прошли масштабные ремонтные работы, получило собственное здание регентское отд-ние. В подвале главного академического корпуса было оборудовано книгохранилище. Улучшились условия для учащихся и сотрудников. Были организованы церковно-археологический музей им. патриарха Алексия II, иконописная школа, открылись компьютерный класс и спортзал, начал действовать академический интернет-сайт. В 2002 г. К. был избран президентом Межвузовской ассоциации «Покров», куда в наст. время входит свыше 40 гражданских и военных вузов С.-Петербурга. 25 февр. 2003 г. возведен в сан архиепископа. В 2005 г. избран председателем Попечительского совета Народного Православного ун-та в С.-Петербурге, одним из учредителей которого выступили СПбДАиС. Входил в состав Синодальной богословской комиссии, был членом редколлегии ж. «Богословские труды», Церковно-научного совета по изданию Православной энциклопедии. 6 окт. 2008 г. назначен архиепископом Курганским и Шадринским. За время управления К. епархией было построено 2-этажное здание епархиального управления, изысканы помещения для актового зала и всех епархиальных отделов. 10 сент. 2009 г. К. доставил в Курган из С.-Петербурга частицу мощей св. блгв. кн. Александра Невского. С этого времени в епархии проводятся Александровские дни, посвященные памяти св. князя. По представлению К. 4 февр. 2013 г. на Архиерейском Соборе РПЦ было утверждено общецерковное прославление прп. Далмата Исетского. В честь святого была учреждена епархиальная медаль. Являлся проректором по научной работе и профессором догматического богословия Екатеринбургской ДС. Член Союза писателей России. Сопредседатель Церковно-общественного совета по биомедицинской этике при Московской Патриархии. 25 июля 2014 г. назначен на должность председателя Синодальной богослужебной комиссии.

http://pravenc.ru/text/2057000.html

После освобождения из-под ареста Патриарха Тихона и издания им 15 июля 1923 г. послания, в котором он определил, что обновленчество - это отпадение от Церкви, ситуация изменилось. Собрание казанских приходов признало каноническую власть И. как заместителя митр. Кирилла. 20 июля И. совершил открытое богослужение по праздничному чину в соборе Богородицкого мон-ря. В последующие 3 дня он принимал покаяния и освящал малым чином возвращенные в Патриаршую Церковь храмы. У обновленцев в Казани осталось только 3 церкви. Тем не менее власти отказывались зарегистрировать правосл. епархиальное управление и запрещали поминовение на богослужениях имен Патриарха Тихона и митр. Кирилла. После доносов обновленцев, обвинявших И. в «антисоветской деятельности», он был вызван 13 сент. 1923 г. в отдел НКВД, с него взяли подписку о невыезде из Казани. 20 нояб. И. было запрещено служение в храмах, он был вынужден официально передать временное управление епархией еп. Афанасию (Малинину). 15 мая 1924 г. по вызову ГПУ И. выехал в Москву, где 16 мая был арестован и помещен в Бутырскую тюрьму, 23 авг. освобожден с запрещением выезда из Москвы в свою епархию. Поселился в Даниловом во имя преподобного Даниила Столпника московском мужском монастыре . И. нередко причисляют к Даниловской группе непоминающих , хотя о к.-л. связях его с др. архиереями-«даниловцами», позднее участвовавшими во внутрицерковной полемике, неизвестно. 11 апр. 1925 г. И. был в числе священнослужителей, совершавших панихиду у гроба свт. Тихона, а затем погребение Патриарха. Присутствовал на Архиерейском совещании РПЦ 12 апр. 1925 г. , подтвердившем полномочия Патриаршего Местоблюстителя митр. сщмч. Петра (Полянского) . Вместе с митр. Петром вел переговоры с властями об организации Синода, по просьбе Местоблюстителя и по его черновому тексту составил проект декларации об отношениях Церкви и Советского гос-ва, в к-ром предлагалось «предоставить наиболее многочисленной Православной Церкви права легального свободного существования» (текст не был передан представителям властей из-за отказа митр. Петру во встрече с главой советского правительства).

http://pravenc.ru/text/578054.html

24 июня 1902 г. В. был возведен в сан игумена, 25 июля 1905 г. назначен благочинным жен. мон-рей, 14 янв. 1910 г.- благочинным также и муж. мон-рей Пермской епархии, 8 мая 1910 г. возведен в сан архимандрита. В янв. 1914 г. избран почетным членом Пермского губернского отд-ния Союза русского народа, состоял в Пермском церковно-археологическом об-ве. Награжден орденом св. Анны 3-й (1914) и 2-й (1916) степени. В 1917 г. участвовал во всероссийском монашеском съезде, проходившем в ТСЛ (см. Съезды монашествующих в России ), затем в 1-й сессии Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 гг. В авг. 1918 г. Белогорский мон-рь захватили большевики; 25 авг. В. был арестован и по дороге в уездный г. Оса расстрелян. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. 18 янв. 2002 г. на подворье Белогорского мон-ря в Перми открылась часовня во имя В. и иже с ним пострадавшей братии. Соч.: Правила наружного поведения для братства Белогорскаго мон-ря//Святоотечество: Благовестник Братства прмч. Варлаама Белогорского. Пермь, 1998. С. 33-65. Ист.: Летопись Белогорского Св.-Николаевского православно-миссионерского муж. мон-ря. Пермь, 1897; Духовное торжество освящения соборного храма в Белогорском мон-ре Пермской епархии 7, 8 и 9 июня 1917 г. Екатеринбург, 1917; Освобождение России. 1919. 72. 30 марта; Современная Пермь. 1919 г. 96. 20 мая; К прославлению сщмч. Феофана, еп. Пермского и Соликамского, и прмч. Варлаама с братией Белогорского мон-ря. Пермь, 1998. Лит.: Серафим (Кузнецов), иером. Уральский Афон: Белая Гора. Н. Новг., 1908; Белогорский Свято-Николаевский правосл.-миссионерский муж. общежительный мон-рь в Осинском уезде Пермской губ. М., 1910; Марченко А. Преподобномученик архим. Варлаам (Коноплёв) - игумен Уральского Афона. Пермь, 1996; Дамаскин. Кн. 2. С. 188-203. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АМВРОСИЙ (Астахов Алексей Аникеевич; 1860–1937), архим. , прмч. Московский(пам. 8 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)

http://pravenc.ru/text/154157.html

20 марта вышло постановление «Об отмене вероисповедных и национальных ограничений», в котором объявлялось о равенстве всех религий перед законом, отменялись все действовавшие ранее ограничения в правах (право на жительство и передвижение, собственность, род занятий, поступление на гос. службу, в учебные заведения и др.). Было легализовано униат. богослужение. Закон «О свободе совести», принятый 14 июля, провозглашал свободу религ. самоопределения для каждого гражданина по достижении 14-летнего возраста. 5 авг. было создано Мин-во исповеданий с входящим в него Департаментом по делам инославных и иноверных исповеданий. Т. о., впервые в названии гос. органа был использован термин «инославие». Впрочем, уже 25 окт. мин-во прекратило существование. Декрет СНК РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 23 янв. 1918 г. и др. юридические акты первых месяцев советского режима декларировали независимость гражданских и политических прав граждан от вероисповедания. Тем самым окончательно устранялся особый правовой статус И. В XX - нач. XXI в. термин «инославие» в церковной практике употребляется значительно чаще, чемдо этого, отчасти потому, что с развитием экуменического движения и межцерковных контактов сузилась сфера употребления канонических терминов «еретики» и «раскольники» как неуместных в данном контексте ввиду их негативной окраски. На Архиерейском Соборе РПЦ 2000 г. были приняты «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию». В них указано, что важнейшей целью диалога православной Церкви с И. является восстановление единства христиан, которое входит в Божественный замысел и принадлежит к самой сути христианства. При этом подлинное единство возможно лишь в лоне Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, все иные модели объединения в документе отвергаются, неприемлемой называются, в частности, теория ветвей и вытекающая из нее концепция равенства деноминаций. Ист.: Булгаков С. В. Настольная книга священно-церковно-служителей.

http://pravenc.ru/text/468817.html

28 февр. 1919 г. А. принял постриг в схиму, в 1921 г. был награжден палицей. В кон. 1920 г. Зосимову пуст. превратили в сельскохозяйственную трудовую артель, но устав соблюдался строго и богослужения продолжали совершаться. 8 мая 1923 г. в соответствии с декретом властей о ликвидации всех мон-рей уезда пустынь была закрыта, А. с келейником переехал в Сергиев, где прожил до самой кончины, найдя приют в доме своей духовной дочери В. Верховцевой. Будучи уже прикованным к постели, старец стремился исполнять монашеское правило, за год до кончины он начал ежедневно причащаться. 4 дня и 3 ночи люди не отходили от гроба А., желая проститься со старцем. На отпевании А. присутствовал сонм духовенства, в т. ч. архиеп. Бийский Иннокентий (Соколов) , епископы Белёвский Игнатий (Садковский) , Егорьевский Павел (Гальковский) , Григорий (Козырев) , Варфоломей (Ремов) , Никон (Дегтяренко?) , последний настоятель ТСЛ архим. прмч. Кронид (Любимов) . А. был погребен на Кукуевском кладбище в Сергиеве, в 1953 г. перезахоронен на " старом " (Сев.) кладбище Загорска (совр. Сергиев Посад), 25 июля 1994 г. св. мощи А. перенесены в Зосимову пуст. Прославлен Архиерейским Собором РПЦ 2000 г . в лике преподобных с установлением общецерковного празднования. Духовное наследие А. составляют созданные им молитвы - в минуту особого умиления, в предчувствии кончины, духовника перед исповедью, человека, ищущего покоя в Боге, молитвенная просьба,- а также изречения, наставления и поучения, записанные духовными детьми. Лит.: Моск. вед. 1916. 8 июня; Боскин С., протодиак. Старец иеросхимонах Алексий, затворник Смоленской Зосимовой пустыни: Жизнеописание Серг. П., 1990. Ркп.; Четверухин И., прот., Четверухина Е. Иеросхимонах Алексий, старец-затворник Смоленской Зосимовой пустыни. Серг. П., 1995; Арсений (Жадановский), еп. Воспоминания. Гл.: Зосимовский старец иеросхимонах Алексий. М., 1995. С. 97-103; К свету. 14. Н. Н. Крашенинникова Рубрики: Ключевые слова: АНАТОЛИЙ (Копьёв (Зерцалов) Алексей Моисеевич; 1824-1894), схим., прп. Оптинский (пам. 25 янв.,11 окт. - в Соборе Оптинских старцев)

http://pravenc.ru/text/174604.html

4 нояб. 1960 г. свящ. В. Якобс был назначен настоятелем ц. во имя св. Иоанна Предтечи в таллинском р-не Нымме. Прослужил на приходе ок. 30 лет. Прилагал большие усилия к обустройству храма, организовал его восстановление после 2 больших пожаров, возникших вслед. поджогов (всего храм поджигали 4 раза). 1 апр. 1966 г. возведен в сан протоиерея. Награжден митрой. В 1974 г. овдовел. Был делегатом Поместного юбилейного Собора РПЦ 1988 г. В мае 1990 г. по предложению управляющего Таллинской епархией Ленинградского и Новгородского митр. Алексия (Ридигера; с 7 июня 1990 патриарх Московский и всея Руси Алексий II) стал председателем восстановленного Епархиального совета. После избрания предстоятелем Русской Православной Церкви патриарх Алексий II предложил кандидатуру прот. В. Якобса, хорошо знающего местные традиции, владеющего как рус., так и эст. языком, в качестве своего преемника на Таллинской кафедре. Было решено, что патриарх временно сохранит за собой управление епархией, а прот. В. Якобс по пострижении в монашество станет викарным архиереем. 20 июля 1990 г. он был назначен епископом Таллинским, викарием патриарха. 21 авг. того же года в Псково-Печерском в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ре его наместником архим. Павлом (Пономарёвым ; ныне митр. Минский и Заславский, экзарх всея Беларуси) был пострижен в монашество с именем Корнилий в честь прмч. Корнилия, игум. Псково-Печерского. Восприемником К. стал архим. Иоанн (Крестьянкин) . 6 сент. возведен в сан архимандрита. 15 сент. в таллинском Александро-Невском кафедральном соборе состоялась архиерейская хиротония К., к-рую возглавил патриарх Алексий II. В хиротонии участвовал митр. Хельсинкский Тихон (Таякка; Финляндская Православная Церковь). С 11 авг. 1992 г. правящий епископ с титулом «Таллинский и Эстонский». С 26 апр. 1993 г. предстоятель автономной Эстонской Православной Церкви (ЭПЦ) с титулом епископ «Таллинский и всея Эстонии». 25 февр. 1995 г. возведен в сан архиепископа, 6 нояб. 2000 г.- в сан митрополита.

http://pravenc.ru/text/Корнилия ...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010