8 июля 1949 г. во время богослужения арестован по доносу; позднее переведен во внутреннюю тюрьму управления Мин-ва гос. безопасности по Ульяновской обл. Обвинен в том, что «является враждебно настроенным к политике коммунистической партии и сов. правительства», «проводил антисоветскую пропаганду», «во время церковной службы упоминал врага революционного движения отца Иоанна Кронштадтского». Виновным себя не признал. 29 дек. 1949 г. приговорен к 10 годам лишения свободы. Отправлен в Сибирский ИТЛ в г. Мариинск Кемеровской обл. В лагере (в бараке, где содержались уголовники-рецидивисты) продолжал пастырское служение: вел беседы с заключенными, тайно исповедовал их, отпевал умерших. Даже в заключении Г. не нарушал постов. Оделял продуктами из посылок, к-рые присылали его духовные чада, тех, кто жили вместе с ним. 4 сент. 1953 г. обратился в Верховный суд СССР с просьбой отменить решение Ульяновского обл. суда как незаконное и построенное на клеветнических показаниях свидетелей. 23 окт. 1954 г. досрочно освобожден по болезни. Вернулся в Мелекесс. 6 янв. 1955 г. Президиум Верховного суда РСФСР вынес постановление о полной реабилитации Г. В июне 1956 г. он обошел пешком села Сыресево, Самодуровка, Шугурово, Шкудим, Качим, в домах родных служил Божественную литургию, молебны, совершал крещения; на могилах служил панихиды. 18 окт. 1959 г., предчувствуя смерть, попрощался со всеми; скончался, как бы тихо заснув. Похоронен на городском кладбище. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г . 18 окт. 2000 г. состоялось обретение его мощей (находятся в Никольском соборе г. Димитровграда). Арх.: ГАРФ. Ф. 10035; РГАДА. Ф. 1204; РГВИА. Ф. 11128, 11545; ЦГИАМ. Ф. 1215; ГА Пензенской обл. Ф. 182; ГА Самарской обл. Ф. 5, 32, 353, 360, Р-4187; ГА Ульяновской обл. Ф. 134, 3022, 3705; Архив УФСБ по г. Москве и Московской обл. Д. П-78582, П-27265, П-1086; Архив УФСБ по Ульяновской обл. Д. П-3375. Ист.: Симбирские ЕВ. 1911. 17; 1912. 12. Лит.: Баженов Н. Стат. описание соборов, мон-рей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 г. Симбирск, 1903; Осипова И. И. «Сквозь огнь мучений и воду слёз…». М., 1998. С. 286; Куликова Л. Житие прписп. Гавриила Мелекесского//Моск. ЕВ. 2001. 6. С. 27-35; ЖНИР: Моск. Сент.-окт. С. 112-128; Жития новомучеников и исповедников Российских XX в. Моск. епархии. Сент.-окт. Тверь, 2003. С. 112-128.

http://pravenc.ru/text/161265.html

Большое внимание Н. уделяет отношениям БПЦ с сестринскими Поместными Православными Церквами. В июле 2013 г. по приглашению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Н. участвовал в торжествах, посвященных 1025-летию Крещения Руси, к-рые проходили в Москве и Киеве. 25 июля Н. освятил закладной камень в основании ц. во имя свт. Киприана, митр. Киевского, в р-не Чертаново г. Москвы. В мае 2014 г. Н. совершил 7-дневный визит в Москву, где 24 мая, в день памяти равноапостольных Мефодия и Кирилла, вместе с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом служил литургию в храме Христа Спасителя. 30 нояб. 2014 г. Н. возглавил праздничное богослужение по случаю 100-летия освящения Никольского храма в Софии, подворья РПЦ; за годы своего Патриаршества Н. неоднократно участвовал в богослужениях на Русском подворье. После канонизации 3 февр. 2016 г. решением Архиерейского Собора РПЦ в лике святителей архиеп. Богучарского Серафима (Соболева) 26 февр. в соборе блгв. кн. Александра Невского в Софии Н. возглавил чин его прославления в пределах БПЦ. В марте 2016 г. по приглашению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Международного фонда единства православных народов Н. совершил 5-дневный визит в Москву. В храме Христа Спасителя ему была вручена премия «За выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов. За утверждение и продвижение христианских ценностей в жизни общества». В сент. 2013 г. Н. совершил визит в Стамбул, где встретился с К-польским патриархом Варфоломеем I и представителями местной болг. правосл. общины. В марте 2014 г. Н. принимал участие в собрании предстоятелей и представителей Поместных Православных Церквей в резиденции К-польского патриарха в Стамбуле. Н. является автором ряда церковных песнопений, их обработок и нотаций. К 70-летию Н. была издана кн. «Жизнь и песнопение: Сборник православных песнопений» (Живот и песнопение: Сб. православни песнопения. София, 2015), в состав которой вошли его работы. В Болгарии изданы также грампластинки, компакт-диски и альбомы песнопений в исполнении Н. и хора под его руководством.

http://pravenc.ru/text/2564976.html

Для управления Петроградской епархией был создан епископский совет, в к-рый вошли В., Шлиссельбургский еп. Григорий (Лебедев) и Колпинский еп. Серафим (Протопопов) . Деятельность совета в этот период была в основном посвящена борьбе с обновленчеством. Уже в первом своем обращении 22 февр. 1924 г. В. призвал духовенство и мирян держать связь с правосл. архиереями и предупреждал, чтобы никто не принимал участия в собраниях обновленцев ни в качестве представителей от общин, ни как частные лица. Храмы, переходящие из обновленчества, должны были снова освящаться. Были применены строгие меры к священнослужителям, к-рые уклонились в раскол. В. принимал участие в погребении Патриарха Тихона (см. ст. Архиерейское совещание РПЦ 12 апреля 1925 г .). После смерти Первосвятителя активность обновленцев возросла. В то время они готовились к проведению «III поместного всероссийского собора» и настойчиво призывали православных к «примирению» и участию в «соборе». В ответ на соответствующее письмо обновленческого «Ленинградского митрополита» Вениамина (Муратовского) В. вместе с епископами Сестрорецким Николаем (Клементьевым) и Ладожским Иннокентием (Тихоновым) 11 мая 1925 г. обратился к пастве с увещанием: «Опыт трех лет существования обновленчества показал нам, что все попытки сношений и переговоров обновленцев с православными приводили лишь к новым скорбям и соблазнам для православных и неизменно каждый раз были ложно истолкованы и использованы обновленцами во вред святой православной Церкви… Посему еще раз подтверждая свое обращение от нач. 24 г., рекомендуем воздерживаться в разговоре с обновленцами даже от выражения своих личных мнений по церковным вопросам». В воскресенье 31 мая 1925 г., в неделю памяти св. отцов I Вселенского Собора, в ознаменование 1600-летия годовщины этого Собора во всех правосл. храмах Ленинграда по распоряжению В. были отслужены молебны с прошениями об умиротворении Церкви. Среди правосл. протоиереев Ленинграда нашлась группа сторонников примирения (см. в ст. Василий Петрович Сокольский , сщмч.), к-рая в ходе переговоров с обновленцами 8 июля 1925 г. даже наметила пункты («положения») объединения. В. вместе с др. ленинградскими епископами категорически отверг эти пункты и запретил участникам группы продолжать к.-л. переговоры с обновленцами. Стойкость и последовательность в отношении к обновленчеству стали одной из причин ареста В. 16 дек. 1925 г. в ходе следствия по делу «нелегального совета епископов».

http://pravenc.ru/text/150215.html

Епископ Питирим (в миру Константин Викторович Творогов) родился 7 июня 1967 года в Загорске (ныне Сергиев Посад), пишет «Википедия» . В 1984 году окончил среднюю школу и поступил в Московский областной педагогический институт на факультет русского языка и литературы. После первого курса института был призван в ряды Вооружённых сил. Службу проходил в Монголии. В 1991 году окончил педагогический институт. Работал учителем русского языка и литературы в старших классах Сергиево-Посадской средней школы. В 1997 году служил алтарником и чтецом в храме Живоначальной Троицы на Пятницком кладбище в Москве. С ноября 1999 по июнь 2000 года был трудником в Троицком монастыре святых Праотец в городе Хевроне на Святой земле. В 2000 году поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 2004 году. По окончании семинарии поступил в Московскую духовную академию (МДА). Будучи послушником при академии, в течение трех лет нес послушание в тюремном отделе, отвечая на письма заключенных, собирая им посылки и посещая тюрьмы. 22 апреля 2005 года в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры ректором Московской духовной академии архиепископом Верейским Евгением (Решетниковым) был пострижен в монашество с именем Питирим – 15-летие пострига епископ провел в самоизоляции, по поводу чего оставил в Фейсбуке такую запись: «Сегодня у меня 15 лет монашеского пострига. За все время монашества ни на секунду не пожалел, что выбрал этот путь – наоборот, все больше и больше убеждаюсь – это мое!» 11 сентября 2005 года рукоположен в иеродиакона, а 12 марта 2006 года – во иеромонаха. С 2008 года преподавал гомилетику в МДА, а с 2011 – в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете. 26 июля 2012 года решением Священного синода РПЦ был избран епископом Душанбинским и Таджикистанским. Архиерейская хиротония состоялась 1 августа того же года в Серафимо-Дивеевском монастыре. В Таджикистане прослужил семь лет. 30 августа 2019 года назначен ректором Московской духовной академии, получив титул «епископ Звенигородский, викарий Патриарха Московского и всея Руси». 26 декабря 2019 года включён в состав Межсоборного присутствия.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Комментируя сближение позиций Московского Патриархата и Зарубежной Церкви по вопросу о взаимоотношениях с государством, владыка подчеркнул, что его основанием стала «Социальная концепция», принятая на Архиерейском Соборе РПЦ в 2000 году. Надо сказать, что в последнее время происходит важный сдвиг в трактовке видными членами РПЦЗ принципов независимого от государства церковного бытия. Теперь в историческом контексте он уже не ассоциируется исключительно с противостоянием Церкви и богоборческого советского государства. Представители юрисдикции, которую до сих пор за границей в быту именуют «белой Церковью» и которая десятилетиями настаивала на своей сугубой связи с дореволюционным Православием и опытом Российской империи, все чаще критерий независимого церковного существования примеряют к прошлому и приходят к принципиальной критике «синодального периода» национальной и церковной истории. Такое расширение церковно-исторической оптики позволяет избежать опасности подчинить экклезиологию сиюминутной политической конъюнктуре, которая грозила РПЦЗ на протяжении всего драматического XX столетия. Архиепископ Кирилл в своем интервью даже выразил сожаление, что в принятом комиссиями документе «Об отношении Церкви и государства» отсутствуют осуждающие оценки синодального, идущего от реформ Петра Великого, «неканонического положения» Церкви, превращенной в государственное учреждение. Однако эта оговорка не мешает архиепископу Кириллу в высшей степени положительно оценивать итоги проделанной встречными комиссиями работы и с оптимизмом относиться к перспективе объединения с Московским Патриархатом в обозримом будущем. Комментируя выступления противников этого процесса внутри РПЦЗ, владыка напомнил: даже в прошлом «многие в Русской Зарубежной Церкви жаловались и недовольны были тем, что мы ничего не предпринимали в отношении лечения ран разделения». Правоту своей точки зрения он подчеркнул ссылкой на тот факт, что подписные листы, составленные противниками сближения, не получили поддержки среди клира и паствы РПЦЗ.

http://patriarchia.ru/db/text/28929.html

" Кто-то призывает собрать Всеукраинский Православный Собор, избрать новую иерархию. Но ведь Собор - это не средство, а лишь результат завершенного объединения. Нельзя связывать объединение с автокефалией, поскольку это разные проблемы. Автокефалия - деликатное дело, которое нельзя форсировать " . Митрополит Владимир на пресс-конференции после проведения Собора указал на то, что " мы готовы идти на переговоры, богословские дискуссии с кем угодно, но не с анафеманствованным. Он (патриарх УПЦ КП Филарет (Денисенко). - " НГ " ) является главным препятствием для нормального общения и переговоров " . Митрополит Владимир заявил, что осложнение религиозной ситуации на Украине связано с деструктивной деятельностью раскольнических группировок, в частности " секты " Киевский Патриархат, возглавляемой патриархом Филаретом, который лишен духовного сана. Именно потому УПЦ МП не будет участвовать ни в каких переговорах об объединении украинского православия при участии Филарета. По мнению украинских экспертов, УПЦ МП выступает не за объединение, а за присоединение к себе " тех Церквей, которые откололись и должны покаяться " . И второе - для УПЦ МП условием начала любых переговоров с УПЦ КП является устранение от власти раскольника Филарета, которого, как известно, УПЦ МП предала анафеме. В свою очередь самостийный патриарх Филарет считает, что иерархи УПЦ МП срывают процесс объединения Церквей на Украине. 26 июля на пресс-конференции в Киеве он заявил, что запланированная встреча представителей Православных Церквей в Швейцарии по вине Московского Патриархата может быть сорвана. Как считает Филарет, на Архиерейском Соборе РПЦ Украинской Православной Церкви Московского Патриархата будет предоставлена автономия, но таким образом, по его мнению, МП " пытается отвести большую беду - полную потерю УПЦ, в состав которой входит восемь тысяч приходов " . Более того, Филарет считает, что Вселенский Патриарх Варфоломей не признает " московскую автономию УПЦ " . Филарет подчеркнул, что, " несмотря на все преграды, будет добиваться и далее, чтобы на Украине была единая Православная Церковь " , поэтому, добавил он, вскоре должен быть созван Всеукраинский Поместный Собор, на котором будет избран Патриарх. Патриарх Филарет видит себя в числе реальных кандидатов на эту должность.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2002/0...

После внезапной смерти в Иркутске проф. Каэласа в апр. 1920 г. и ввиду того что Эстонская Церковь, находившаяся в пределах новообразованного Эстонского гос-ва, получила от Патриарха Московского и всея России свт. Тихона (Беллавинв) 10 мая 1920 г. согласно своему желанию статус автономной Церкви, настоятель Преображенского эст. храма в Пярну прот. Александр Паулус был в сент. 1920 г. Собором Эстонской Православной Церкви вновь избран тайным голосованием (единогласно) архиепископом Таллинским и всей Эстонии, что было утверждено Святейшим Патриархом. Архиерейская хиротония Александра Паулуса состоялась в Таллине 5 дек. 1920 г. в Александро-Невском соборе и была совершена бывш. архиеп. Псковским и Порховским Евсевием (Гроздовым) и архиеп. Финляндским и Выборгским Серафимом (Лукьяновым). Накануне хиротонии прот. Александр принял рясофор и произнес архиерейское исповедание. Свою деятельность Предстоятеля автономной Эстонской Церкви А. осуществлял с помощью возглавляемого им исполнительного органа - Синода, избиравшегося Собором Церкви. Кафедральным собором стал эст. Преображенский собор в Таллине. Под настойчивым давлением эст. властей и радикальной части эст. духовенства, желавших разрыва связей между Эстонской и Русской Церквами и получения автокефалии от К-польского Патриарха , 23 сент. 1922 г. Собор автономной Эстонской Церкви принял решение об обращении к Патриарху К-польскому и Свящ. Синоду К-польской Церкви с просьбой довершить каноническое устройство Эстонской Православной Церкви и предоставить ей канонические права автокефальной Церкви. В июне 1923 г. в Стамбуле прошли переговоры между Патриархом К-польским Мелетием IV (Метаксакисом), провозгласившим принадлежность своему Патриархату всей правосл. диаспоры, к к-рой К-поль относил также и епархии РПЦ, оказавшиеся за пределами РСФСР (позднее СССР), и делегацией Эстонской Православной Церкви, возглавляемой А. 7 июля 1923 г. Патриарх Мелетий вручил главе эст. делегации томос, к-рым утверждался новый статус Эстонской Православной Церкви, преобразованной в автономный церковный округ в составе К-польского Патриархата под названием «Эстонская Православная Митрополия». Правящему Таллинскому епископу присваивался титул Митрополита Таллинского и всей Эстонии. Неканонический переход Эстонской Церкви в юрисдикцию К-польского Патриархата, совершившийся в то время, когда Святейший Патриарх Тихон находился под арестом (9 мая 1922 - 25 июня 1923), не был признан священноначалием Русской Церкви. В июле 1926 г. Эстонская Православная Церковь стала официально именоваться Эстонской Апостольской Православной Церковью (ЭАПЦ).

http://pravenc.ru/text/АЛЕКСАНДР ...

После кончины митр. Платона (Рождественского ; † 20 апр. 1934), к-рый с 1924 г. возглавлял объявивший себя автономным Митрополичий округ в Сев. Америке , на Архиерейском Синоде РПЦЗ 26 апр. 1934 г. было принято решение направить в США В. с назначением на Детройтскую кафедру для переговоров о возможности присоединения Митрополичьего округа к РПЦЗ. Хиротония В. во епископа Детройтского, к-рую возглавил митр. Антоний (Храповицкий), была совершена 6 мая того же года в Белграде, 4 сент. В. был возведен в сан архиепископа Североамериканского и Канадского. В окт. 1934 г. архиерей прибыл в Нью-Йорк и начал активную деятельность по установлению отношений между Митрополичьим округом и Архиерейским Синодом РПЦЗ. В нояб. 1935 г. на Архиерейском Соборе в г. Сремски-Карловци (Югославия) было принято «Временное положение», признавшее автономию Митрополичьего округа во главе с митр. Феофилом (Пашковским) , в состав к-рого вошли находившиеся на территории США епархии РПЦЗ, в т. ч. епархия В. В нач. июля 1941 г. В. в числе членов Русско-Американского комитета обратился к президенту США Ф. Д. Рузвельту с заявлением, в к-ром осуждалось нападение фашистской Германии на СССР, но при этом содержался призыв не оказывать к.-л. помощи «красной диктатуре в лице Сталина». После начала войны по предложению В. в амер. храмах, а затем во всех храмах РПЦЗ стали возноситься молитвенные прошения «о многострадальном русском народе, в тяжких обстояниях сущем, и о спасении его» и «о еже избавити люди Своя от горькаго мучительства безбожныя власти, от нашествия иноплеменников и междуусобныя брани». В окт. 1943 г. В. принял участие в собрании епископов, клириков и мирян Митрополичьего округа в Сев. Америке, к-рое приняло решение о поминовении Патриарха Сергия . В 1945 г. В. был удостоен права ношения креста на клобуке. В нояб. 1946 г. Собор духовенства и мирян Американской митрополии в г. Кливленде вынес постановление, по к-рому Митрополичий округ ограничивал свои связи как с РПЦ МП, так и с РПЦЗ, сохраняя с ними только молитвенно-евхаристическое общение и признав Патриарха Алексия I духовным главой Церкви в Америке. Участвовавшие в работах Собора архиереи РПЦЗ, в т. ч. В., отказались подчиниться этому постановлению и на проходившем 27-28 мая 1947 г. епископском совещании объявили деяния Кливлендского Собора неканоничными. После разрыва общения с митр. Феофилом (Пашковским) РПЦЗ восстановила свою юрисдикцию в Америке и приняла ок. 40 вышедших из состава Митрополичьего округа приходов, руководство к-рыми было поручено В., получившему титул «архиепископ Восточноамериканский и Нью-Джерсийский (Джерсиситский)». Благодаря активной деятельности архиерея по открытию приходов РПЦЗ к весне 1953 г. в Сев. Америке и Канаде насчитывалось ок. 110 приходов и свыше 150 клириков. С 1950 г. В. являлся постоянным членом Архиерейского Синода РПЦЗ.

http://pravenc.ru/text/158838.html

Расследование убийства В ночь на 17 июля 1918 года император Николай II, императрица Александра Федоровна, их дети и приближенные были расстреляны в Екатеринбурге в подвале дома горного инженера Николая Ипатьева, а их тела вывезены за город. В 1979 году под Екатеринбургом, в районе Старой Коптяковской дороги, - так называемом Поросенковом логу, - было обнаружено место предполагаемого захоронения останков царской семьи, однако тогда этот факт не стал достоянием общественности. Официальное вскрытие могилы было проведено только в 1991 году, внутри обнаружили останки девяти человек. Второе захоронение с останками еще двух человек обнаружили только в 2007 году также в Поросенковом логу. Следствие, проведенное в 1990-х годах, пришло к выводу о подлинности «екатеринбургских останков», и в 1998 году они были захоронены в усыпальнице Романовых в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга. Однако Русская православная церковь тогда не признала результаты расследования, поскольку не получила ответов на ряд вопросов. В 2000 г. Николай II и члены царской семьи были причислены церковью к лику святых в чине страстотерпцев. В сентябре 2015 года СК РФ возобновил расследование обстоятельств убийства семьи Романовых. Была проведена эксгумация останков, захороненных в Санкт-Петербурге. В рамках уголовного дела был назначен ряд новых экспертиз, в том числе историко-архивная, антропологическая, судебно-медицинская и генетическая. К настоящему времени Следственный комитет выпустил три тома материалов, собранных в ходе расследования. В СК отмечали, что у следствия не осталось сомнений касательно версии смерти царской семьи и принадлежности обнаруженных под Екатеринбургом останков. Новое расследование велось во взаимодействии с представителями Русской Церкви, которая создала собственную комиссию по изучению результатов экспертиз. В РПЦ неоднократно заявляли, что последнее слово в вопросе признания Церковью подлинности «екатеринбургских останков» остается за Архиерейским собором, который, предположительно, состоится в мае этого года, передает ТАСС .

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Святой священномученик Иларион (Троицкий) , архиепископ Верейский, в своих трудах о Церкви писал, что ни в коем случае нельзя замалчивать и сводить к нулю тот факт, что Римская Церковь отпала от единства Вселенской Церкви: «Не будем закрывать глаза на печальную действительность, не будем бояться признать, что мы не принадлежим вместе к единой Христовой Церкви! Говорить о единении и ради этого уничтожать и помрачать идею единой Христовой Церкви – будет ли это полезно для самого дела единения? Зачем строить здание на песке, когда есть надежная и несокрушимая скала единой Христовой Церкви? 422 То, что раскол Православия на русских землях если не инспирировался, то всегда поддерживался римским католичеством, подтверждают факты истории. В XV в. разделение единой Русской Церкви было осуществлено отнюдь не по воле православных иерархов или светских властителей, а по повелению Римского папы Каллиста III. 21 июля 1458 г. он, по совещании со своими кардиналами, решил отторгнуть от Русской Церкви ее западную часть, которая находилась в областях Литвы и Польши, и передать особому митрополиту, признающему папу Римского. Польский король Казимир, исполняя волю папы, отнял все литовско-польские православные епархии у святого митрополита Ионы и передал их униатскому митрополиту Григорию. Так совершилось разделение единой Русской Церкви на две митрополии – Восточно-Русскую Московскую и Западно-Русскую Литовскую. Этот сценарий, но с небольшими изменениями, похоже, хотят отработать и теперь – постепенно раздуть масштаб раскола до размеров всей Украины, а затем отделившуюся часть Русской Церкви подчинить Риму. Блаженнейший Патриарх Антиохийский и всего Востока Игнатий IV говорил в своем выступлении на Архиерейском Соборе РПЦ в 1992 г.: «Украинский вопрос – это вопрос целостности Православия во всем мире. Когда мы говорим о расколе Церкви, мы не говорим о Церкви Поместной: мы говорим о Православии Вселенском». 423 Божественный Глава Церкви – Христос Спаситель в Своей архиерейской молитве просил: Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010