Вознесенский кафедральный собор Алматы, где впервые в 2004 году было совершено богослужение в честь Собора Казахстанских святых ЖМП 12 декабрь 2023 /  11 января 2024 г. 13:00 Антиминс под открытым небом В минувшем 2023 году исполнилось 15 лет со дня установления празднования в честь Собора новомучеников и исповедников Казахстанских. Более двух сотен человек были канонизированы. Тех, кто пострадали за веру в годы богоборчества на Казахстанской земле и не прославлены, значительно больше. Патриарх Алексий II , посетив в 1995 году Казахстан, назвал этот многострадальный край «антиминсом, распростертым под открытым небом». В древних тюркских степях, где в прошлом не было ни одного явленного святого, благодаря страданиям многих архиереев, священников, монахов и мирян родилась Церковь мучеников и исповедников Казахстанских, которая именуется в посвященной им службе «Пустынной невестой Агнца Божия». PDF-bepcuя. Первомученик на землях Казахстана Епископ Семиреченский и Верненский Пимен (Белоликов) был назначен викарием Туркестанской епархии в июле 1917 года. Его тепло встретили в городе Верный (до 1921 года так назывался город Алма-Ата) духовенство и горожане. Владыка возобновил в Народном доме воскресные дневные чтения для прихожан, на которых говорил о бедствиях революционного времени, объяснял опасность атеистической идеологии и беззаконных преобразований, происшедших вследствие переворота. В связи с возведением на Патриарший престол святителя Тихона (Беллавина) в декабре 1917 года владыка Пимен собрал в своих архиерейских покоях съезд верненского духовенства, посвященный осмыслению значимости этого ­события. После установления власти Советов в марте 1918 года в городе Верном началась Гражданская война. Архипастырь организовал церковное шествие с иконами и колокольным звоном и сам стал во главе его, направляясь с народом к месту расположения казаков, где отслужил молебен и призвал к миру. В Светлую седмицу 1918 года он провел еще два массовых крестных хода от кафедрального собора города к храмам казачьих станиц с призывом к миру. Верненский архиерей одновременно подавал пример истинной гражданской ответственности, организовав помощь голодающим детям.

http://e-vestnik.ru/analytics/antimins_e...

Вологда. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы на Верхнем Долу. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь Рождества Богородицы на Верхнем Долу располагалась на правом берегу реки Вологды, там, где в настоящее время находится микрорайон Прибрежный. Храм был назван по главному престолу – Рождества Пресвятой Богородицы. «Географическая» составляющая названия церкви объясняется довольно просто: долом в старину именовали низину, яму. Берег здесь действительно довольно низкий, луга перед храмом весной почти каждый год заливались водой. «Верхний» означает расположение церкви в верховьях реки (ниже кремля на реке Вологде существовала церковь Рождества Богородицы на Нижнем Долу). Точное время основания Богородицкого храма неизвестно. Вероятнее всего, первоначально он был деревянным. Каменное здание церкви возведено в духе провинциального барокко в XVIII веке. Четверик храма завершался крупным восьмигранным барабаном, украшенным небольшой луковичной главкой. Трапезная далеко выдавалась по бокам храма, имела две главки над приделами: Богородицким и Никольским. Колокольня XIX века представляла собой невысокое трехъярусное строение. Богородице-Верхнедольский приход, расположенный на самой окраине города и в зоне подтопления, вдали от шумных улиц и общественных учреждений, никогда не отличался многочисленностью прихожан. Этим объясняется и бедность прихода, и то, что этот храм был закрыт при советской власти одним из первых в Вологде – 3 апреля 1926 года. Наиболее ценные предметы старины из закрытой церкви, такие, как например, икона третьей четверти XVI века Св. Владимир, Борис и Глеб с житием равноап. Владимира, были переданы на хранение в вологодский музей. Менее ценные распределены по соседним церквям. В 1926 году Богородская Верхнедольская община присоединилась к Никольской Золотокрестинской. Вышедший в 1926 году за штат настоятель Богородской Верхнедольской церкви протоиерей отец Александр Подстаницкий продолжал активно помогать приходскому причту Никольской Золотокрестинской церкви. В 1928 году вологодским духовенством праздновался юбилей этого старейшего священника города, прослужившего в священническом сане 60 лет. В связи с этим в Никольской Золотокрестинской церкви было совершено архиерейское богослужение, по окончании которого епископом Николаем (Карауловым) юбиляру была преподнесена высшая награда – митра. Кстати, в доме этого популярного в Вологде священнослужителя одно время располагалась Образцовая школа для девочек при Вологодском женском епархиальном училище.

http://sobory.ru/article/?object=35522

Воскресение Христово. 1-я пол. XIX в. Я. Шапошников. Серебро, эмаль на медной основе. 22,0 x 15,4 см. ЖМП 5 май 2021 /  11 июня 2021 г. 17:30 Пасхальный подарок любителям искусства ОБРАЗЫ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА НА ЭМАЛИ, ОТРЕСТАВРИРОВАННЫЕ СВЯТЫНИ КОЛОМЕНСКОГО И МЕРНАЯ ИКОНА СВЯТОГО ЦАРЕВИЧА ДИМИТРИЯ: ТРИ ВЫСТАВКИ, КОТОРЫЕ НЕЛЬЗЯ ПРОПУСТИТЬ.  PDF-bepcuя. Святые на финифти Выставка «Русская финифть. Иконы на эмали XVIII – начала ХХ века» открыта до 12 июня, вход свободный. Адрес: Москва, Андронь­евская пл., 10. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева подготовил пасхальный подарок ценителям редких иконографических памятников. На выставке «Русская финифть. Иконы на эмали XVIII – начала XX века» демонстрируются полсотни финифтяных образов, изготовленных в двух крупнейших русских центрах этого промысла — в Москве и Ростове Великом. Каким же образом такое количество икон устроители ухитрились разместить в небольшом помещении? Речь идет об эмалях — а значит, как правило, о миниатюрах. Впрочем, и из этого правила бывают, оказывается, исключения.  Искусство живописной эмали наши предки позаимствовали на Западе, оттуда же во второй половине XVII столетия приехали и первые мастера. Но уже скоро финифть как декор богослужебных предметов освоили в Оружейной палате Московского Кремля, а примерно век спустя ею занялись и посадские ремесленники крупных городов.  «Первые ростовские эмальеры работали при архиерейском доме, а кафедру в то время занимали, как правило, выходцы из Троице-Сергиевой лавры, где тогда же творил знаменитый украинский мастер Казанович. Была на высоте и ростовская иконописная школа, — объясняет феномен популярности ростовской финифти заведующая музейным сектором декоративно-прикладного искусства куратор выставки Елена Давыдова. — А после открытия мощей святителя Димитрия паломникам нужны были реликвии, которые они могли бы увезти на память из Ростова, — и вот тут-то финифть пригодилась как нельзя кстати!» Живопись по эмали долговечна: краски нисколько не теряют в сочности и богатстве цветовой гаммы в течение нескольких столетий.

http://e-vestnik.ru/analytics/pashalnyy_...

Высокопреосвященный архиепископ Смарагд (Крыжановский) на Орловской и Рязанской кафедрах и его кончина Источник «С красноречивою церемониею» преосвящ. Смарагд выехал за несколько дней до Рождества из Астрахани 1 , где сделал слишком много в столь краткий период 2 . В Орел он прибыл в ночь на 5-е января 1845 г. 3 и 5 числа вступил в управление 4 . Митр. Филарет приветствовал Смарагда, что Орловская «Епархия Ваша ждала Вашей славной деятельности и, при помощи Божией, воспользуется ею» 5 . Это было справедливо в обоих отношениях 6 . Хотя непосредственный предместник (22 июня 1840 г. –12 ноября 1844 г.), Евлампий Пятницкий († 12 марта 1862 г. в Свияжском Богородицком монастыре) уверял Московского первосвятителя, что «не оставил трудных дел» 7 , но фактически было иначе. Преосвящ. Евлампий вел замкнутую келейную жизнь, был недоступен для просителей, любил лишь крайне продолжительные богослужения 8 , а епархиальным управлением занимался слабо, почему всякое делопроизводство шло медленно, да еще так, что в архиерейском доме и Консистории развилось большое взяточничество 9 . Достаточно сказать, что создалось странное дело о самом кафедральном соборе, который Евлампием был освящен, но в духовное ведомство не принят 10 . Дом архиерейский был скуден и нуждался в пособии 11 , а монахи туда не шли 12 . Все требовало энергического и сурового исправления 13 . При всем том Орловская «епархия оказалась Смарагду угодною и здоровью благоприятною 14 , которую он полюбил, сроднившись с нею всеми силами души 15 . Управление доставило ему репутацию «отличного администратора» 16 , «знаменитейшего из почивших Орловских иерархов, незабвенного Смарагда»..., «достойного представителя инициативы достойного дела» 17 , со вниманием и решительностью проникавшего всюду и во все мелочи. И в Орле многие дела решались им непосредственно – без Консистории 18 , или в частных письмах 19 , по его всегдашней не расположенности к сутяжничеству и нежеланию портить репутацию членов духовенства формальным производством.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Документы Послание к боголюбивой пастве Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей, состоявшегося с 15 по 19 мая 2006 г. 20.05.2006 01:51 Архиерейский Собор, собравшийся в доме святителя Тихона Задонского под покровительством Одигитрии Русского Зарубежья Курско-Коренной иконы Божией Матери в г. Сан-Франциско, приветствует свою богохранимую паству, рассеянную по всему лицу земли, светлым пасхальным приветствием: Христос Воскресе! Опираясь на поддержку IV Всезарубежного Собора и выражая его единодушное желание, мы предприняли определенные положительные шаги к достижению вожделенного церковного мира в нашей Поместной Русской Православной Церкви. С Божией помощью, достигнуто общее согласие поэтапного развития канонического и евхаристического общения между разрозненными частями единой Русской Церкви. Комиссии по переговорам со встречной комиссией Русской Православной Церкви Московского Патриархата поставлены определенные задачи для неотложного обсуждения на следующем совместном заседании по разрешению остающихся вопросов. Надежда на богоугодное уврачевание вынужденного разделения открывает нам вдохновляющую возможность единодушного созидательного труда на ниве Христовой. Трудно измерить и оценить сколько времени и сил было потрачено на противоборство с обеих сторон—в те десятилетия разделения, когда существовала безбожная власть, пытавшаяся разрушить, но невозмогшая одолеть Христову Церковь на многострадальной земле Российской. Освобождающиеся силы церковных деятелей и всего православного сообщества должны быть направлены на мужественную борьбу с грехом, который небывало глубоко поразил все человеческое общество, не щадя и христианские семьи. Противостояние друг другу русских единоверных людей после падения советско-атеистического тоталитаризма уже причинило много вреда, и особенно в деле воспитания детей и юношества. Невозможно далее мириться с тем, чтобы мы, православные русские люди, были не то, что участниками, но хотя бы только равнодушными безучастными наблюдателями раздирания нешвенного Христова хитона в междоусобной распре единоверных и единокровных братьев во Христе.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Е. Копейка 1. Учитель и Ученик Имя митрополита Мануила (1.05.1884–12.08.1968), в миру Виктора Викторовича Лемешевского, близко и дорого не только тем, кто знал его лично и окормлялся под его благодатным архипастырским покровом, но и всем, кто любил и продолжает чтить память его духовного сына, приснопамятного митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева). Эти два столпа Русской Православной Церкви ее новейшего периода воистину несли свет там, где, казалось, навсегда воцарилась тьма неверия. У Учителя и его Ученика были удивительно схожие скорби (их не понимали и гнали), схожие дарования от Господа (дар предвидения, дар исцеления), схожие подвиги: оба они были строгими аскетами – для себя, и безотказно милостивыми – для всех, обращавшихся к ним за помощью. И оба – были воинами Христовыми, исповедниками Его. Учитель отстаивал чистоту Православия от обновленческой ереси, а Ученик – от яда либерализма и демократии (в православном понимании – Лаодикии). Дивен Бог во святых Своих! И хотя ни владыка Мануил, ни владыка Иоанн еще не канонизированы, верующие сердца тысяч и тысяч простых русских людей чутко и безошибочно поняли, что они воистину избранники Господни. Больше того: когда подробнее знакомишься с их жизнеописаниями, нередко страх Божий охватывает душу, ибо некоторые эпизоды из жизни Святителей кажутся как бы «списанными» из древних патериков и житий святых. 1 Удивительно скромно и тихо, «яко веяние тихого ветра», являл Господь чрез них Свои чудеса. Читатель и сам увидит в коротких безыскусных строках владыки Мануила эти посещения Божии. К примеру, как-то весной он запишет о сетованиях матушки Феклуши, эконома Владыки, на то, что никаких продуктов не хватит, дабы прокормить нескончаемые потоки посетителей и постояльцев в архиерейском доме. А через месяц та же Феклуша заметит: «Каждый день всем вашим странникам варю пшенную кашу, беру, когда 1 кг, когда 1,5 кг, но вот замечаю, что пшено не убывает в мешке»... Но как бы ни были тихи и незаметны для сторонних взоров (а порой и для самих Святителей) их благодатные дары, Господь не скрывал их втуне и нередко являл миру – нам, маловерным, в подкрепление, вразумление и утешение.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Екатеринбург. Церковь Всех Святых, в земле Российской Просиявших ( " на Крови " ). Карта и ближайшие объекты Храм построен на месте дома инженера Ипатьева, в подвале которого были убиты Святые Царственные Страстотерпцы. Несмотря на снос здания в 1977 году, совершить паломничество на это место ежегодно стремилось множество верующих. 23 сентября 1992 года архиепископом Верхотурским и Екатеринбургским Мелхиседеком был заложен первый камень в основание будущего храма. Также Владыка совершил освящение построенной деревянной часовни во имя преподобномученицы Елисаветы Феодоровны. Однако, практически сразу после закладки первого камня строительство прекратилось, по причине бедственного экономического положения в стране. В 2000 году, после прославления Юбилейным Архиерейским собором Святых Царственных Страстотерпцев, на месте их расстрела возобновилось строительство святыни. 23 сентября 2000 года Святейший Патриарх Алексий II заложил в основание Храма капсулу с памятной грамотой. Храм на Крови был построен в 2000—2003 годы на том месте, где в ночь с 16 на 17 июля 1918 года были расстреляны Святые Царственные Страстотерпцы. Освящение Храма 16 июля 2003 года совершил совершил сонм иерархов Русской Православной Церкви, во главе с Митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием. 18 апреля 2010 Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил нижний придел Храма-на-Крови в честь Новомучеников и Исповедников Российских. В Храме на Крови пребывает множество святынь, из которых самой ценной можно назвать икону Божией Матери «Троеручица». Доподленно известно, что этот святой образ находился в доме Ипатьева, в момент заключения в нем Святых Царственных Страстотерпцев. Храм-на-Крови представляет собой не только действующий собор, но и музейный комплекс. В музейной части выставлен ряд экспонатов, посвящённых последним месяцам жизни императора Николая II и его семьи.  Рядом с Храмом расположено Патриаршее подворье, включащее в себя библиотеку, выставочные площади, концертный зал и домовый храм в честь святители Николая Чудотворца.

http://sobory.ru/article/?object=01227

Жабынь, урочище. Введенская Макариевская пустынь. Жабынская пустынь Карта и ближайшие объекты В пределах Тульской губерни, в Белёвском уезде, вниз по течению реки Оки, на правом её берегу находиться Свято-Введенская Макарьевская пустынь. Введенской она называется по главному храма обители, а Макарьевской - по её " возградителю " , жабынской - по речке того же названия, вытекающей из колодца Жабынца. Пустынь была основана в 1585 г. в царствование Фёдора Ивановича по жалованной им грамоте, данной некоему благочестивому старцу Онуфрию, за скрепкою белевских писцов Никиты Григорьевича Ржевского с " товарищи " . В этой грамоте сообщается, что " государевы царевы и великого князя белевс­ких дворцовых сел писцы Никита Григорьевич Ржевский с " товарищи " дали старцу Онуфрию Жабынское городище под монастырь. Это возградитель Жабынской пустыни преподобный отец наш Макарий, родился в 1539 г., а преставился ко Господу на 84 году, в 1623 г. Исторические события обители: Построение игуменом Тихоном Свято-Введенского Собора в 1708 г. Принесение из с.Озёрска в обитель чудотворного образа Знамения Божией Матери в 1710 г. Указ о приписке пустыни к Белёвскому Спасо-Преображенскому монас­тырю в 1723 г. Упразднение обители в 1764 г. Восстановление обители в 1776 г. Установление иконостаса в Введенском Соборе в 1812 г. Обретение мощей преп. Макария при перестройке Никольской церкви в 1816 г. Построение Знаменской церкви при игумене Венедикте в 1825 г. Освящение церкви нижнего и верхнего этажей при Архиерейском доме в 1848-49 гг. Прибытие в обитель на постоянное место-жительство Архиепископа Дамаскина в 1851 г. Кончина Владыки Дамаскина в 1855 г. Издание архимандритом Леонидом Кавелиным историко-статистического описания Жабынской обители в 1865 г. Постановление игуменом Ионою деревянной раки с иконой преп. Макария над местом покоя его св. мощей в 1879 г. Указ св. Синода о восстановлении чествования преп. Макария в 1888 г. Указ св. Синода о возвращении пустыни наименование " Макарьевской " в 1889 г. Освящение Макариевского Собора в 1895 г.

http://sobory.ru/article/?object=03407

З. Барсукова Глава первая Рождение Ивана Попова (впоследствии митрополита Московского Иннокентия). – Его сиротство. – Дядя-благодетель. – Определение в Иркутскую духовную семинарию. – Любимые его занятия в семинарии. – Отношение к товарищам-семинаристам. – Женитьба. – Посвящение во диакона. – Рукоположение во священника. – Отец Иоанн отправляется для проповедания слова Божия на Алеутские острова. Двадцать шестого августа 1797 года, в селе Ангинском, Иркутской епархии, у пономаря церкви св. Пророка Илии, Евсевия Попова, родился сын Иван. Восприемником его был крестьянин Савва Чувашев, а восприемницей – жена казака, Устинья Яковлева. На пятом году мальчик уже учился грамоте у своего больного отца, скончавшегося в августе 1803 года, на 40 году от рождения. По смерти отца, мать, с четырьмя детьми, осталась в великой нужде. Чтобы помочь осиротевшей семье, дядя сирот, диакон Димитрий Попов, взял мальчика Ивана к себе на воспитание и продолжал обучать его грамоте по часослову и псалтири, и письму. Мальчик учился так успешно, что семилетним ребенком уже читал в своей церкви в праздник Рождества Христова, за обедней, Апостол и своим чтением доставлял утешение прихожанам; но невзрачно было одеяние чтеца: – крестьянский зипун и чарки 1 . Мать, ободренная успехами сына, пыталась определить его, еще до поступления в семинарию, на место отца пономарем, чтобы иметь в нем подпору себе и остальным детям; но попытки ее остались напрасны. В 1806 году девятилетний Иван Попов был привезен в г. Иркутск и определен для обучения в местную семинарию, на казенное содержание. К счастью мальчика, вдовый дядя его, у которого он воспитывался в селе, жил теперь в Иркутске, в архиерейском доме, в звании иеромонаха при домовой церкви. Он и здесь не оставлял сироту-племянника своею любовью и заботливостью. Между прочим, как часовой мастер и механик-самоучка. о. Давид (имя дяди в монашестве) возбудил и в племяннике любовь к механическим занятиям. Года через два или три после определения Ивана Попова в семинарию, мать повторила свою попытку устроить сына пономарем на отцовское место, но опять безуспешно. «И это», как говаривал Иван Попов много лет спустя, будучи уже знаменитым иерархом, – «конечно, потому, что мне суждено служить не на месте моей родины, а в Америке».

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Закрыть itemscope itemtype="" > Жизнь как житие: о фильме «Излечить страх» 11.06.2020 587 Время на чтение 6 минут Картина «Излечить страх» о святителе Луке (Войно-Ясенецком) снималась пять лет (вечность по нынешним временам) и стала совместным проектом творческого коллектива трех стран: Украины , Белоруссии и России. По словам Святейшего Патриарха Кирилла, авторам удалось рассказать о святости как явлении, не перепутав его с понятием о сверхчеловеке, а архимандрит Тихон (Шевкунов) убежден, что это житие исповедника, выраженное средствами кинематографа. Памятник свт. Луке (Войно-Ясенецкому) возле архиерейского дома, где он жил в Красноярске (неподалеку находится еще и музей святого, в годы войны там был госпиталь). Сейчас в бывшем архиерейском доме - храм Иоанна Предтечи. Фото автора С первых минут «Излечить страх» обрушивает на зрителя поток трагических фактов и нечистот человеческой души, выплеснувшийся на улицы Ташкента в 1917 году. На примере маленького провинциального городка режиссер несколькими сценами погружает нас в атмосферу катастрофы великой страны. И здесь не столько важны масштабность и размах происходящих событий, сколько то, что происходит в душах. В картине нет проходных ролей, каждый персонаж уникален и несет свою смысловую нагрузку, органично вписанную в логику сюжета, будь это затаивший злобу на всю «контру» санитар Андрей (Александр Числов), одержимый безумной идеей профессор Михайловский (Алексей Шевченков), отрекшийся от сана священник Петр Зверев (Александр Яцко) или истязающая себя за нарушение обета безбрачия Анна Ланская (Екатерина Гусева), жена Валентина Феликсовича. Словно списанные с героев Достоевского, каждый носитель своей философии, сконцентрированной в идее образа, своей жизненной позиции. Талант актеров позволяет создать колоритные персонажи, просеиваемые ситом времени. И все они, словно планеты, вращаются вокруг главного героя, сталкиваясь или едва соприкасаясь с ним, но неизменно вынужденные отвечать на тревожащие их совесть вопросы.

http://ruskline.ru/opp/2020/06/11/zhizn_...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010