Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 КАЗАНСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Казанская Духовная Семинария История семинарии берет свое начало с возникновения в 1723 году Казанской архиерейской славяно-латинской школы. Поводом для создания послужили издания Регламента и Синодального указа от 1722 года, в которых излагалось следующее: “…чтоб всяк епископ в доме или при доме своем имел школу для детей священнических, или и прочих “в надежду священства определенных”. От 6 декабря 1722 и 25 января 1723 года в Казань к митрополиту Казанскому Тихону III были присланы указы из Святейшего Синода, в которых повелевалось: “…протопоповских, поповых, дьяконовых и причетнических детей, которые от распложенных по душам денежных платежей уволены и в школах учится назначены, и на убылые места во священнослужители производимы быть определенны, учить славянского учения и писания в архиерейских школах, как в духовном регламенте показано; а к светским наукам, к которым светские командиры спрашивают, не отдавать, и для того учения присылается букварей 250, грамматиков 90 книжиц” Исполняя эти указы, митрополит Тихон сразу же приступил к созданию духовной школы. К 19 марта 1723 года состав учащихся определялся пятидесяти двумя учениками, которые составили первый курс обучения архиерейской школы. Исключительное положение Казанской епархии , населенной преимущественно инородцами-иноверцами, подвигло митрополита Тихона к привлечению в духовную школу детей из недавно обращенных иноверческих семей, чтобы они после окончания учебного заведения послужили делу просвещения среди еще не обращенных своих соплеменников. Таким образом, с самого зарождения Казанская Духовная Школа готовила кадры преимущественно для миссионерского служения. В Казанскую славяно-латинскую школу поступали ученики, как правило, не грамотные, поэтому обучение предварялось букварем. После того, как воспитанники овладевали азбукой, им преподавалось толкование десятословия (десяти заповедей), молитвы Господней “Отче наш”, учения о блаженствах Евангельских и о семи церковных таинствах. Затем студенты обучались “славянскому грамматическому учению, части поэзии и риторики, латинскому языку, математике и правилам хорошего тона”. А в свободное время, как замечает А. Благовещенский, студенты “занимались игрою на мусикийских инструментах и приготовляли комедийные акции для повсягоднего целебрования казанской публике”.

http://drevo-info.ru/articles/451.html

Высочайшими указами 1714-го и 1716-го годов повелено было учредить при архиерейских домах цифирные школы и «обучать в них цифири и геометрии протопоповских, поповских, диаконских и причетнических детей». Постановлениями Регламента цифирные школы были отменены, а вместо их «повелено всякому епископу иметь в доме, или при доме своем школу для детей священнических и прочих, в надежду священства определенных» 1 . Это были первые зачатки нынешних семинарий. Круг преподавания в этих школах на первых порах ограничивался чтением, письмом, Кратким Катехизисом и Грамматикой. Впоследствии к этим предметам присоединено было изучение древних языков Греческого и Латинского, Пиитики, Риторики, Философии, а в некоторых епархиальных семинариях – Географии, Истории, Математики, Физики и Богословия. Впрочем определенной и для всех семинарий одинаковой программы обучения не было; в различных же семинариях, смотря по местным средствам и обстоятельствам, порядок и предметы обучения были различны. Такие семинарии, сообразно вышеуказанному постановлению Регламента, существовали во всех тех городах, где были открыты епархии. Поскольку же до 1800 года Пермская губерния не имела своего архиерея, то и дети пермского духовенства обучались в семинариях тех епархий, от которых зависели в церковном отношении, т.е. Вятской и Тобольской. Духовенство по сю сторону Урала посылало своих детей для обучения в Вятскую семинарию, а жившие по ту сторону Урала в Тобольскую. И в той и другой семинарии программа обучения была довольно обширна. Кроме первоначальных предметов обучения преподавались: Богословие, Философия, Риторика, Поэзия, История, География, Математика, Латинский и Греческий языки. К этому в Тобольской семинарии присоединена была Церковная История и Татарский язык, а в Вятской Физика. Судя, впрочем, по довольно ограниченному 2 числу обучавшихся в той и другой семинарии детей из Пермской епархии, можно справедливо предполагать, что немалое число духовных, может быть, по причине отдаленности семинарий от места их жительства, а может быть, и по другим причинам, не пользовалось этим единственным средством для образования своих детей. Не без причины по сему указом Св. Синода в 1800 году предписано было, дабы в новоучрежденных епархиях, в том числе и Пермской тамошние преосвященные к устроению и открытию учрежденных в их епархиях семинарий приложили тщательнейшее свое попечение и чтобы такое исправление, ежели нельзя будет успеть ранее, то ни под каким видом не продолжалось бы далее 1801 года 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1874 г. 18-го Декабря мною получен был из Святейшего Синода Указ от 13-го числа 1874 г. за 3486, в котором изображено: «По Указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали Высочайше утверждённый в 7-й день сего Декабря всеподданнейший доклад Святейшего Синода о перемещении Вашего Преосвященства на Епархиальную Архиерейскую кафедру в Харьков. Приказали: Об изъяснённом Высочайше утверждённом докладе Святейшего Синода объявить указом Вашему Преосвященству, с предписанием, чтобы, сделав требуемые, по силе Уст. Дух. Конс. ст. 118–120, распоряжения как относительно расчёта во всех отпускаемых на Полоцкий Архиерейский дом штатных и неокладных суммах, так и касательно сдачи, узаконенным порядком, в смотрение и распоряжение Полоцкой Дух. Консистории всего, что из принадлежащего тому дому могло находиться в распоряжении Вашего Преосвященства, и получив расчёт в следующем Вам по день состояния настоящего Высочайшего повеления, то есть по 7-й день Декабря сего 1874 г., отправились на предназначенное Вам место, а по прибытии донесли о том Святейшему Синоду». На другой день по получении Указа из Святейшего Синода, я счёл нужным немедленно написать в Харьков к Преосвященному Викарию, Епископу Сумскому Вениамину 1 . Вот что писал я ему от 19-го числа: «Вчера получив Указ из Св. Синода о перемещении меня на Харьковскую епископскую кафедру, обращаюсь к Вашему Преосвященству, как ближайшему моему сотруднику и помощнику по управлению новой вверенной мне епархии с следующими вопросами: 1) Кто заведует в настоящее время Харьковским Архиерейским домом? 2) Кто был у покойного предместника моего домашним Секретарём; благонадежен ли этот Секретарь к продолжению службы на настоящей должности и может ли безобидно быть определён на какую-либо другую должность по епархиальному ведомству в случае, если я возьму с собой из Витебска моего Секретаря, который находится при мне 12-ть уже с лишком лет? 3) Имеется ли при Архиерейском доме казённый дорожный экипаж для поездки по епархии, или нет?

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

1. Определение на священно- и церковнослужительские должности в приходах Избрание кандидатов на все священно- и церковнослужительские должности к приходским церквам в древней России, как известно, принадлежало самим прихожанам, причем выбор падал не на одних только людей духовного происхождения, но на всякого вообще грамотного человека, чем-нибудь понравившегося приходу, без различия происхождения. Между членами приходских причтов встречаем не только крестьян, но в более древнее время даже рабов, и притом не отпущенных на волю 1 . Такая свобода вступления в духовное звание, поддерживаемая приходскими выборами, тем легче могла бы развиваться, что древняя Русь не успела выработать ни сословных стеснений в выборе известного рода жизни и занятий, ни особенно стеснительных требований для поступления в клир относительно специальной подготовки к церковному служению; незазорная нравственность и книжность, понимаемая в самом скромном смысле умения читать и отчасти петь, – вот все, чего требовали наши старинные святители от своих ставленников; так называемому церковному постатию и всякому церковному порядку ставленник обучался уже при архиерейском доме во время самого ставленнического производства. На самом деле эта свобода вступления в духовное звание не только не развивалась, но с течением времени все более и более ослабевала. Как ни скромны были требования, определенные для поступления в клир, избранники приходов большею частью не в состоянии были удовлетворить и им. Из известной грамоты Геннадия новгородского о ставленниках и отзыва о них Стоглавого собора видно, что наши иерархи давно уже приходили в негодование от этих мужиков, которых приходы посылали к ним «в попы ставитися» и которых, действуя по совести и ревнуя о благе Церкви, ставить было никак невозможно. С другой стороны, зависимость иерархии от приходских выборов, кроме ревности иерархов о благе Церкви, не могла не задевать и ревности их к своей собственной иерархической власти. Нечего и говорить, что епархиальные власти при таких обстоятельствах имели весьма сильные побуждения позаботиться об умножении и усилении своих собственных, более испытанных и более надежных кандидатов, которых бы им можно было посылать на церковные места по своему собственному избранию.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

XVIII. 1732 год. – Отбыие Двора из Москвы в С.-Петербург. – Тетради о житии Феофана. – Розыск переписчиков. – Подозрение заговора и мятежа. – Аресты Остерман, с самого вступления Императрицы на престол, постоянно настаивал, чтобы резиденцию по прежнему перенести в С.-Петербург. Это настояние исполнилось в начале 1732 года. 8 января Государыня выехала из Москвы в С.-Петербург. 11 января прибыла в Новгород в начале 2 часа после полудня. Феофан, ухавший вперед, встретил её с крестами у Волховского моста и шел пред её саньми до соборной церкви, где приветствовал её речью. В Новгороде Государыня остановилась в архиерейском доме 362 , откуда на другой день, в 4 часа пополудни, выехала в С.-Петербург. Вместе с двором переехала в С.-Петербург Тайная канцелярия под названием Походной, а оставшаяся в Москве называлась по прежнему Тайной. Но в половине этого года (12 августа) велено Тайную канцелярию взять из Москвы в С.-Петербург, а в Москве оставить контору, которая поручена заведыванию Семена Андреевича Салтыкова; 29 сентября этого года приказано не именовать Тайной канцелярии Походною, а просто Тайной розыскных дел канцелярией. Производителем дел в С.-Петербурге был Хрущов, в Москве – Казаринов. Продолжая начатое дело о пасквильных тетрадях, Тайная каицелярия подбирала лиц, которые разными путями замешались в это дело. Новой жертвой её сделались богаделенные нищие московской федоровской богадельни, где был двоюродный брат Ионы (разстриги Осипа), Горбунов, переписывавший тетради по его поручению. Но вместе с ним позвали к допросу и других нищих, которые видели, как он переписывал, читали тетради или слышали, как он читал, Якова Кузьмина и Данилу Толбугина. В допросах старики показывали, как они бранивались между собою, особенно как бранивали Горбунова. Литературные труды его казались им чернокнижеством, а переписка тетрадей на Феофана изменою и еретичеством. Горбунов сделал главные показания, что он переписал для Ионы несколько тетрадей; но где они? кому он раздавал их или где подбрасывал и с какою целию? Без допросов и показаний Осипа обойтись не могло. Поэтому 22-го февраля 1732 г. Походная тайная канцелярия потребовала с Валаама Осипа. 363

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

А.А. Половцов Лешков, Василий Николаевич Лешков , Василий Николаевич, заслуженный ординарный профессор по кафедре законов государственного благоустройства и благочиния, соревнователь (membre associé) Королевского общества северных антиквариев, председатель Московского юридического общества и член Киевского, действительный член Московского общества русской истории и древностей, декан юридического факультет; род. 2 августа 1810 г. в селе Медведове, Стародубского уезда, Черниговской губернии, ум. 21 января 1881 г. в Москве. В Медведове, в доме отца, Лешков учился грамоте, письму, священной истории и первым правилам арифметики, а в 1820 г. поступил в Черниговское духовное уездное училище. За хороший голос он был принят в архиерейский певческий хор и сопровождал архиерея в его поездке в Петербург. В 1825 г. Лешков был переведен в семинарию, в 1829 г. окончил курс философии и тогда же перешел в Главный Педагогический Институт, где учился под руководством лучших педагогов, гг. Талызина, Тимаева, Буссе, Ободовского и др. Окончив гимназический курс, он стал изучать философско-юридические науки, между прочим: богословие у проф. Бажанова, философию и историю систем у проф. Фишера, римское право и его историю у проф. Штекгардта, русское право с его историей у бар. Врангеля, русскую историю у проф. Устрялова, римскую словесность у проф. Гримма. Кроме того, Лешков посещал лекции Лоренца по всеобщей истории. В конце 1835 г. Лешков выдержал экзамен и получил серебряную медаль с девизом «достойнейшим из будущих образователей юношества». Затем он был отправлен в Берлин, где 2 года слушал лекции Савиньи об институциях, древностях римского города и об пандектах; у Кленце – о праве естественном и об истории римского права; у Геффтера – об уголовном праве, у Ганса – об общенародном праве; у Раумера – лекции всеобщей истории и мн. др., между прочим по истории – лекции Ранке. Затем Лешков предпринял путешествие в университеты Лейпцигский, Пражский и Венский, а в 1838 г. вернулся в Петербург.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Великий аскет, выдающийся писатель и богослов, горячий молитвенник – все это об одном человеке – о святителе Тихоне Задонском. Он жил и нес свое служение в XVIII веке, в совсем другой, отличной от нашей обстановке, среди людей, возможно, мало похожих на нас. Но и сегодня его творения продолжают зажигать сердца людей пламенем веры, и сегодня любая молитва, любое обращение к нему непременно находит отклик. С особой надеждой к святому обращаются с молитвой о врачевании душевных хворей: депрессии, пьянства, помешательства, беснования. Тимофей Савельевич Соколовский (так звали святителя Тихона до принятия монашества) – родился в 1724 году в селе Короцко Валдайского уезда Новргородской губернии. Его отец – Савелий Соколов – служил псаломщиком в местном храме. Кстати, свою фамилию он получил во время учебы в духовной семинарии (такова была традиция тех лет), а по рождению носил фамилию Кириллов. Отец семейства умер, когда Тимофей был еще совсем ребенком. Оставшись без кормильца, вдова и сироты стали буквально нищими. Поэтому и будущий святитель с детства знал цену труду, цену хлебу. Когда Тимофею исполнилось четырнадцать лет, мать привезла его в Новгород на учебу – она хотела, чтобы сын поступил в духовное училище. В этом ей помог старший сын, бывший в Новгороде причетником. Он взял брата к себе на содержание и походатайствовал о его зачислении в Новгородскую духовную славянскую школу при архиерейском доме. Большего бедная семья не могла дать своему ребенку. Но это оказалось и не нужно: Тимофей проявил такое прилежание и способность к наукам, что скоро его признали одним из лучших учеников школы. Собственно, и школа-то существовала еще совсем недолго, в 1740-м стараниями Новгородского епископа Амвросия она была преобразована в Духовную семинарию. Тимофей Соколовский, как наиболее способный ученик, был переведен туда и принят на казенное содержание. Впрочем, «казенное содержание» совсем не означало беспечной сытой жизни: по тем временам это давало только право на бесплатное получение хлеба и кипятка. Но Тимофею было достаточно и этого – ведь главное, он получал возможность, не отягощая свою семью, учиться, постигать глубины Православной веры. А ведь учиться предстояло долго. Вообще же, в семинарии будущий святитель провел значительную часть своей жизни, сначала обучаясь (почти 14 лет – ведь в новой семинарии остро не хватало учителей), потом – преподавая греческий язык и богословие и возглавляя кафедру риторики.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1784...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Зерно православия вложено в душу русскую Беседа с митрополитом Липецким и Задонским Арсением, главой Липецкой митрополии 23.02.2024 90 Время на чтение 35 минут Источник: Русь Державная — Дорогой Владыка, по Вашему приглашению я провел несколько дней в Липецкой епархии, побывал в нескольких монастырях. Что меня особенно порадовало, так это верующие, священнослужители, монашествующие, с которыми я встречался и беседовал: как они ревностно относятся к вере, людей верующих здесь очень много, чувствуется, что это святая земля. — О святости я не могу сказать, а то, что здесь священнослужители уважаемы народом Божиим, это действительно так, и, по-видимому, есть за что. Даже в будние дни можно наблюдать не на церковной территории как к батюшкам, одетым в цивильные одежды, подходят жители и берут благословение, и они в этом им не отказывают. После своего назначения в Липецкую митрополию в июле 2019 г. я обратил внимание на то, что многие государственные служащие, занимающие не только рядовые посты, спокойно подходят и испрашивают архиерейского благословения, складывая длани по православной традиции, как у нас принято, даже в губернском доме, что очень отличается от быта и поступков московских чиновников, которые в лучшем случае пожмут руку или улыбнутся. В летнее время приходится отступать от принятой традиции и возлагать руку, после осенения крестным знамением, на главу просящего в гигиенических целях, т.к. здесь довольно жарко. К вышесказанному в пример могу привести следующее наблюдение. В октябре прошлого года было открытие отделения Всемирного русского народного собора в нашей области. Центральное руководство ВРНС, в связи с намеченным мероприятием в нашем регионе, направило своего представителя. После проведения торжественной части и принятия решений одному из священнослужителей нашего клира дано было поручение познакомить московского гостя со святынями и достопримечательностями областного центра. Было рекомендовано священнику, в целях спокойного ознакомления гостя с предлагаемой программой, пойти в цивильной одежде. Посланец был поражен количеством людей, подходивших к священнику за благословением в разных местах.

http://ruskline.ru/opp/2024/02/23/zerno_...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Совместные проекты епископа Никона и губернатора И. И.Крафта 01.02.2023 141 Время на чтение 8 минут Фото: Губернатор И.И. Крафт. Из интернет-источников Крафт Иван Иванович стал губернатором Енисейской губернии 15 августа 1913г. До этого назначения Иван Иванович в течение шести лет служил губернатором в Якутии и совершил множество преобразований в жизни этого далекого сибирского региона. Опыт, полученный в предыдущем губернаторстве, огромное желание помогать людям, любовь и сострадание — все это новый губернатор использовал в своей деятельности и в Приенисейском регионе. Начинания Ивана Ивановича нашли поддержку со стороны главы епархии — епископа Никона (Бессонова). И губернатор, и архиерей главной задачей своей работы считали решение самых сложных социальных проблем: борьбу с пьянством, проституцией, бедностью, помощь сиротам и больным, расширение благотворительности и просветительства. Энтузиазм и энергия, с которой губернатор и епископ Никон начали воплощать свои замыслы, принесли обильные плоды. Первым направлением в совместных проектах епископа и главы региона стала борьба с пьянством. Государство с начала ХХ в. призывало население создавать общества трезвости. Различные просветительские организации совместно с медиками читали публичные лекции о вреде алкоголя. В губернии трезвенническая работа была эпизодической и слабо организованной, тогда как алкоголизм среди населения возрос, особенно в рядах переселенцев. Епископ Никон и губернатор И. И.Крафт 26 сентября 1913г. организовали в Красноярске Праздник трезвости с крестным ходом, в котором приняло участие значительное число людей 1913, Вечером того же дня в архиерейском доме состоялось собрание трезвенников, на котором присутствовал губернатор. Участие главы региона и высших сановников в этом событии давало надежду на оживление трезвеннической работы в губернии, что и случилось. Сотрудничество светской и церковной властей привело к возрождению Красноярского общества трезвости во главе с епископом Никоном. Очередной Праздник трезвости в Красноярске провели 9 апреля 2014г. Подобные торжества прошли в Минусинске, Канске и других населенных пунктах губернии 1914, Во время праздника читали лекции, играли спектакли, распространяли листовки, собирали пожертвования на трезвенное движение.

http://ruskline.ru/analitika/2023/02/01/...

К вине Феофилакта ничего не прибавилось после смерти Феофана; а между тем в декабре 1738 года, под влиянием смутных обстоятельств того времени – заговора Долгоруких и казни Волынского – состоялось об нем в Кабинете ужасное определение. – «По слушании взнесеннаго из Тайной канцелярии экстракта из дел о тверском архиепископе Феофилакте Лопатинском разсуждено, что помянутый архиерей Феофилакт, по обстоятельству производимаго с прочими о нем дела, явился в важных винах; но при следствии не токмо о тех своих винах не принес чистой повинной, по коварно в том себя закрывал; ибо ведая, что имел он с монахом Осипом, ныне разстригою Иваном Решиловым, письменную корреспонденцию, к тому же и персонально с ним неприличныя речи, каковы в тех их письмах явствуют, говаривал, и от Решилова слыхал – на посланные к нему имянные указы с явною безсовестною лжею объявлял, что того будто бы не бывало; но когда те его безсовестные ответы письмами Решилова явно были обличены, тогда никакого уже оправдания он не принес, кроме отговорки, что прежде не объявил он якобы от безпамятства; когда и потом, сверх онаго, по следствию о происходимых от него важных непристойных словах и нареканиях явно показалось, – он и в том в ответах вину свою скрывал, паче же присягою пред всемогущим Богом с клятвою себя в оном утверждал и ни о чем на себя и на других не показал и в том под присягою своеручно подписался; но после того по ответу его явно означилось, что оную присягу учинил он умышленно ложно, дабы тем закрыть нижеобъявленныя вины свои; ибо сам он, Феофилакт, показал, что по словеси апостольскому всякому прекословию кончина клятва есть, и потому думал, что оною учиненною им присягою дело о нем кончилось; но по следствию в Тайной канцелярии он явно явился в злоумышленных, непристойных и продерзостных разеуждениях и нареканиях, в чем сам винился в распросе. За оныя важньм вины надлежит лишить его архиерейства и всего священнаго и монашескаго чина, и за надлежащим караулом послать его в Выборг и содержать там в замке, называемом Герман, до смерти его никуда не исходно, под крепким караулом, не допуская к нему никого, такоясь бумаги и чернил ни для чего ему отнюдь давано б не было, и для караула определить из выборгскаго гарнизона унтер-офицера и солдата шесть человек, выбрав добрых и надежных людей безпременно, которым от него никуда не отлучаться и никому ни о чем от него чрез тех караульных сообщаемо б отнюдь не было, и в том во всем иметь крепкое смотрение выборгскому обер-коменданту самому; а во время содержания онаго Феофилакта на пропитание давать ему по гривне на день из доходов выборгской провинции. А имеющуюся в Твери в доме архиерейском онаго Феофилакта библиотеку и весь собственный его скарб, описав, взять в Тайную канцелярию, и потом доложить об этом в Кабинете; а взятыя в Тайную канцелярию у купца Ивана Корыхалова собственныя, помянутаго Феофилакта, деньги оставить на случающееся в Тайной канцелярии по секретным делам расходы».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010