Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Апостольская миссия Русской Православной Церкви К оглавлению Период XVIII — начало XX в. ознаменовался активизацией миссионерской деятельности Русской Православной Церкви. Господь призывал Своих деятелей на новые, невозделанные нивы. Нивы эти простирались от Урала до берегов Тихого океана. С возделыванием их связана новая страница в истории Русской Церкви. В XVIII в. духовным и административным центром Сибири был г. Тобольск. С 1702 по 1710 г. и с 1715 по 1721 г. на Тобольской кафедре был митрополит Филофей (Лещинский). «Если справедливо святую равноапостольную Нину называть просветительницей Грузии, святого Григория — просветителем Армении, Патрикия — Ирландии, Виллиброрда — Голландии и Ансгария — Швеции и Дании, то с неменьшею справедливостью митрополита Филофея можно назвать просветителем Сибири». Петр I хотел иметь в Тобольске митрополитом мужа не только благочестивого, но и ученого, способного пребывавших в Китае и Сибири «в слепоте идолослужения закоснелых человек приводить к познанию Истинного Бога». И когда первый кандидат — будущий святитель Ростовский Димитрий (Туптало) — не смог по состоянию здоровья поехать в Сибирь, выбор пал на эконома Киево-Печерской Лавры иеромонаха Филофея (Лещинского). 4 апреля 1702 г. в сопровождении нескольких ученых монахов из Киева митрополит Филофей прибыл в столицу Сибири — Тобольск. В декабре 1702 г. в Тобольске состоялся Собор по вопросам нестроений в Сибирской епархии и нужд ее. В конце 1702 — начале 1703 г. при архиерейском доме была открыта первая в Сибири и вторая в России провинциальная школа для обучения детей священнослужителей. В школе обучались также и дети новокрещенных хантов и ненцев. Впоследствии эта школа была преобразована в семинарию. В 1705 г. митрополит Филофей отправил группу миссионеров во главе с архимандритом Мартинианом на Камчатку, где была устроена Успенская пустынь.

http://sedmitza.ru/lib/text/436402/

XIII.Cuлa Дашкова. – Ревизия Синода. – Шаткое положение Феофана, – Покровительство Остермана Феофану. – Коронация Петра II. – Мечты о патриаршестве. – Новые протесты Родышевского. –Ответ Феофана. – Продолжение дела Носова. – Письмо Феофана к Голштинскому герцогу. – Свидание с Маркевичами. – Дело Каллиста Заленского Реакция, начавшаяся при Екатерине, развернулась во всей силе при Петре II. 289 Многие лица, заправлявшие делами в царствование Петра I и Екатерины сошли со сцены; новые или прежние опальные выступили на сцену. В мае 1727 г. Верховный Тайный Совет призвал в свое собрание синодального обер-прокурора Баскакова и приказал подать ведомости о состоянии Синода по экономическим делам: 1) сколько собрано с раскольников двойного оклада денег и что в расходе и на какие потребы; 2) сколько взято оставшихся после умерших архиереев и архимандритов денег и вещей и куда они употреблены и по каким указам; 3) сколько взято с кого по делам штрафов и что из того и куда издержано; 4) что, из оставшихся после святейших патриархов, в синодском доме всяких вещей, платья и прочего синодальным членам и другим разного звания людям роздано и кому что именно и по каким указам? В то же время Верховный Тайный Совет отрешил от должности синодального секретаря Палехина и назначил на его место своего кабинет-секретаря Черкасова, поручивши ему освидетельствовать с прежними книгами и описать патриаршую ризницу, а также ризницы и прочую церковную утварь во всех московских соборах и монастырях: все ли в них находится в целости, или где что и для чего убыло? 3-го июля, после поданой Баскаковым ведомости, Верховный Тайный Совет предписал Синоду, чтобы оставшиеся после патриархов панагии, кресты и прочие вещи у которые синодские члены разобрали по себе и другим роздали, отобрать назад в патриаршую ризницу. 290 Феофан был старшим в Синоде, но самый Синод был унижен, лишен доверия. Все вершил Верховный Совет. 291 Верховный Тайный Совет назначал архиереев я архимандритов на открывавшиеся архиерейские и знатные архимандрические вакансии, не обращая внимания на синодские доклады и синодских кандидатов. Из этих назначений, для нашей последующей истории важно назначение Игнатия коломенским митрополитом и, вслед за тем, синодальным членом, на место вологодского Афанасия Кондоиди, и горицкого архимандрита Льва –воронежским епископом. Игнатию поручено было ведать духовенство С.-Петербурга и новозавоеванных городов и наблюдать над ними всякое благочиние, совершенно на правах местного архиерея. 292

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

XXII. Беседа владыки о воспитании детей Широкое, в полном смысле русское, гостеприимство графа Дикопольского издавна было известно не только всему красноводскому уезду, но и многим соседним с ним уездам. Всякий дворянин знал в этих уездах, что быть почему-либо в Дикополье и не покушать хлеба-соли графа Дикопольского значит обидеть его и опечалить. Дом его всегда был открыт для каждого дворянина, и тем более во дни праздничные, когда все дворяне, бывшие в его приходской церкви, непременно приглашались им к обеденному столу. Неудивительно, если и теперь в день храмового праздника и архиерейского служения в Дикополье все дворяне, бывшие в церкви, получили от него приглашение на парадный праздничный обед. И, вот, еще прежде, чем сам граф возвратился из церкви домой, огромный его дом наполнился гостями званными и незваными, обоего пола и всякого возраста. Все эти гости торжественно встретили сначала самих добродушных хозяев, а потом и преосвященного. – Благодарю вас, господа, всех за честь, которую вы мне оказываете в настоящее время своим посещением моего дома, и прошу вас быть у меня, как бы у себя дома, – сказал граф, кланяясь всем гостям. – Граф! – ответил ему предводитель дворянства: – если вы считаете за честь для себя наше посещение вас; то мы все считаем за особую для себя честь быть в вашем доме и приветствовать вас, как первого нашего дворянина во всей губернии, и с храмовым праздником, и с дорогим гостем, а вместе и с радостью по случаю обращения раскольников в православие. Оставьте нас в покое или предоставьте всех моему попечению, а сами идите к своему дорогому гостю. Мужчины все почти отправились прямо в буфетную, чтобы там покурить, выпить и закусить, а женский персонал весь собрался в большем зале вокруг владыки, чтобы послушать его всегда живые и сердечные беседы о разных предметах. Владыка воспользовался этим случаем и после обычных приветствий и благожеланий каждой из дам и девушек начал свою беседу с ними о необходимости и важности религиозно-нравственного воспитания детей самими же матерями, к какому бы званию и состоянию они ни принадлежали. Все с удовольствием слушали живую, убедительную, сердечную и вполне авторитетную речь владыки и благодарны были ему за его отеческое наставление им.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

XXIII. Продоложение следствия по делу о житии Феофана и о подметном письме. 1) Иеромонах Макарий. – Живописец Березин и устюжская партия. – Курская партия. – Никитины. – Допросы и истязания Яковлева. – Допросы и смерть Барсова В промежутках от допросов главных лиц, в разные времена допрашивали и решали дела о виновных в меньшей степени. – В 1732 г. 4 октября допросили известного переписчика Осиповых тетрадей иеромонаха Макария.Он показал, что ту тетрадь дал ему Иона в архимандричьей келье, снявши с полки. «Вот, говорит, послушай, я прочитаю». И после того дал переписать. Макарий возражал было, что не смеет взяться за это; но Иона обнадежил его, что ничего за это не будет. Когда Макарий переписал одну тетрадь, Иона дал ему за работу звено соленой рыбы, да кувшии пива, да вина две чарки. Декабря 16 Кабинет решил его дело: бить плетьми и освободить. – В 1732 г. 8 октября решено дело устюжской партии. Живописец Березин хаживал к Варлааму, потому что писывал ему иконы и портреты. Раз пришел он на троицкое подворье с устюжским купцом Герасимом Сидельниковым для покупки книг. Иона спросил его про бывшего епископа устюжского Лаврентия: как он с подданными обходится? Сидельников сказал, что не без труда, что-де он человек нравный и много бьет безвинно. По случаю разговора о Лаврентии Иона вспомиил о Феофане: вот-де у меня о новгородском «житие», и дал Березину с Сидельниковым. Березин прочитал его Сидельникову, а для себя снял копию. Сидельников показал, что ничего не выразумел из читанной тетради. Кабинет решил: Березина бить плетьми и освободить, а Сидельникова освободить без битья. – Поддьяка устюжского архиерейского дома Попова (Венчик он же) за то, что переписывал тетрадь для Березина, и товарища его Алексеева за то, что читал эту тетрадь, бить плетьми и освободить. – 16 декабря состоялись определения – о бывшем вагенмейстере при доме Екатерины Иоанновны Степане Колобове: бить плетьми и освободить; священника Василия Аникеева, который брал у Колобова тетрадь, тоже; синодального поддьякона Петра Федорова, который брал тетради у Осипа, – тоже.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

  разделы   рассылка  распечатать Сергей Антоненко Подвиг воссоединения Источник: Родина Церковное единство – условие восстановления Русского мира Совершившееся в мае 2007 года восстановление канонического общения в Поместной Русской православной церкви может по праву быть названо явлением Софии, действием Божественного Промысла, ставящего пределы хаосу и раздорам. Так воспринимают свершившееся верующие. Но думается, что и для людей, далеких от религии, происходившее не лишено радостного значения. Ведь так редко в " век ссор, лжи и лицемерия " – а тем более в нашем славянском доме, где, кажется, расколоты уже все горшки, – встречаются впечатляющие примеры воли к объединению, способности пожертвовать личными амбициями и пренебречь ветхими обидами!.. Что принесет воссоединение Русской церкви нашей стране и всему миру? Евхаристическое общение означает, что православные христиане России и зарубежья, прежде входившие в две разные юрисдикции, теперь смогут беспрепятственно, без ущерба для своей совести исповедоваться, причащаться, а также участвовать в других таинствах в храмах друг у друга. Оказавшись за границей, мы сможем вместе с братьями из русского рассеяния молиться и подходить к святой чаше; наши соотечественники, приезжая на родину, также не почувствуют ни малейшего отчуждения в патриарших церквях. Каноническое единство, кроме того, подразумевает вхождение Русской православной церкви Заграницей (РПЦЗ) – на правах широкой автономии – в состав церковно-административного организма Русской православной церкви, глава которого – Патриарх. Представители Зарубежной церкви становятся членами Поместного, Архиерейского соборов и Священного синода Русской православной церкви (и, разумеется, признают их решения для себя обязательными). Патриарх утверждает избрание Первоиерарха РПЦЗ. Для православных христиан глубокого мистического значения исполнен тот факт, что теперь все русское зарубежье будет получать святое миро от Московского Патриарха. После исторического события, пробуждающего в памяти эпоху великих вселенских соборов, наша единая Поместная церковь становится одной из ведущих религиозных организаций в мире, а русское православие – духовной силой международного масштаба. Объединение завершает процесс преодоления Смуты XX века: корабль изгнанников, проведенный своими кормчими – церковными иерархами – сквозь все бури эпохи, ныне причалил к берегу родины. По словам выдающегося духовного деятеля зарубежья архиепископа Марка (Арндта), РПЦЗ была единственной церковной общиной рассеяния, сохранявшей верность Русской церкви.

http://religare.ru/2_42524.html

А.В. Попов Глава 2. Первые годы служения святит. Тихона на американской земле 59 § 1. Посещение Тихоном Нью-Йоркского благочиния весной 1899 года 20 апреля/2 мая 1899 г. Во вторник Светлой седмицы еп. Тихон вместе с членом Аляскинского духовного правления протодиак. Петром Поповым уехал из Сан-Франциско на восток США для инспектирования приходов Нью-Йоркского благочиния. «Выслушав по православному обычаю напутственный молебен, Преосвященный Тихон вместе с своим спутником протодиаконом П. Поповым и причтом Собора при колокольном звоне отбыл из кафедрального дома в 5 ч. вечера на вокзал, где уже ожидала его толпа прихожан, желавших проститься с своим Архипастырем. Наступило время отхода поезда. Все присутствовавшие православные поспешили принять от своего Архипастыря последнее благословение и пожелать Ему счастливого пути и благополучного возвращения. Владыка милостиво простился со всеми и в 6 1/2 ч. вечера отбыл в Миннеаполис» 60 . 24 апреля/6 мая 1899 г. В восемь часов утра владыка и протодиакон приехали в Миннеаполис и сразу же отправились в Покровский храм, где молились во время литургии, которую совершал настоятель Миннеаполисского прихода и смотритель Миннеаполисской миссионерской школы Димитрий Гебей 61 (карпаторосс). «В конце литургии Владыка вышел из алтаря с крестом и сказал отпуст. В этот момент Настоятель храма обратился к Владыке с приветственною речью, в которой, поздравив его с благополучным прибытием, просил благословения на свои труды, – на что Владыка ответил в кратких словах, что он желал бы, чтобы его пришествие принесло прихожанам хотя в некоторой степени мир, отраду и утешение» 62 . После обеда в церковном доме Тихон смотрел приходскую документацию 63 , а вечером, с 7 до 9 часов, служил праздничное (недели Фоминой) всенощное бдение со свящ. Димитрием Гебеем, законоучителем (с марта месяца) Миннеаполисской миссионерской школы архим. Анатолием (Каменским) и протодиак. Петром Поповым. 25 апреля/7 мая 1899 г. В половине десятого утра в Покровской церкви началась архиерейская литургия, на которую пришли человек триста, в том числе члены Миннеаполисского Петропавловского братства в парадной форме. Т.к. храм не смог вместить всех молящихся, то многим пришлось стоять на улице. По заамвонной молитве владыка обратился к народу с поучением 64 .

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

А.М. Смулов Глава III. Всероссийский православный поместный собор 1917–1918 гг. 3.1. Избранные статистические данные о составе членов Поместного Собора Подготовка с созыву Собора началась в 1900-х гг. По Определению Св Синода от 14 января 1906 г. Высочайшим указом от 16 января того же года было учреждено Предсоборное присутствие, которое создало 7 рабочих отделов, проработало только до 15 декабря и было закрыто. Возрождение подобного органа произошло только в 1912 г., когда 28 февраля, Высочайшим указом, было создано Предсоборное совещание при Св Синоде, которое должно было вести подготовительные работы, необходимые для проведения Собора. Однако, только через пять лет – 29 апреля 1917 г., уже после Февральской революции, Св. Синод обратился ко всем архипастырям, пастырям и верным чадам Церкви с посланием о назревшем времени созыва Собора. И лишь 5 июля 1917 г. было принято синодальное решение об его открытии в Москве 15 августа (ст. ст.) в Праздник Успения Пресвятой Богородицы. Всероссийский Поместный Собор (ВПС) состоялся в период с 15 августа 1917 г. по 7(20) апреля 1918 г. и вынужденно прекратил свою работу в связи с обострением политической обстановки в стране, связанной с активизацией гонений на Русскую Православную Церковь и на веру православную. Открылся Собор в Москве в Успенском соборе Московского Кремля, дальнейшие заседания проходили в Храме Христа Спасителя и в Архиерейском доме (Московский епархиальный дом) в Лиховом пер., дом 6 131 . На первой сессии Собора Почетным председателем был избран митр. Киевский и Галицкий Сщмч. Владимир (Богоявленский) , Председателем – митр. Московский и Коломенский Тихон (Беллавин). На заседаниях Собора регулярно председательствовал митр. Новгородский и Старорусский Арсений (Стадницкий , †1936, сщмч). В дальнейшем (на второй и третьей сессиях) председательствовал по сану Св Патриарх свт Тихон (Беллавин). (См. Приложение 10). Рассмотрим коротко сведения статистики о членах Собора. Данные статистики Собора приводятся в целом ряде источников, которые дают значительные расхождения по численности его членов. По видимому это связано с тем, что использовались списки разного времени учета (на дату начала работы Собора или на иные даты), в каких то списках производился учет выбывших и вновь зачисляемых членов Собора, в каких то списках такой учет не велся и использовался способ «нарастающего» итога. В одних списках учет велся с внесением всех избранных заместителей членов Собора, в других их не добавляли или добавляли только тех, кто реально приступил к замещению выбывшего, по тем или иным причинам, участника.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

Архив Пн Антиминс под открытым небом 11 января 2024 г. 16:49 В минувшем 2023 году исполнилось 15 лет со дня установления празднования в честь Собора новомучеников и исповедников Казахстанских. Более двух сотен человек были канонизированы. Тех, кто пострадали за веру в годы богоборчества на Казахстанской земле и не прославлены, значительно больше. Святейший Патриарх Алексий II , посетив в 1995 году Казахстан, назвал этот многострадальный край «антиминсом, распростертым под открытым небом». В древних тюркских степях, где в прошлом не было ни одного явленного святого, благодаря страданиям многих архиереев, священников, монахов и мирян родилась Церковь мучеников и исповедников Казахстанских, которая именуется в посвященной им службе «Пустынной невестой Агнца Божия». Статья опубликована в «Журнале Московской Патриархии» ( 12, 2023 , PDF-bepcuя ). Первомученик на землях Казахстана  Епископ Семиреченский и Верненский Пимен (Белоликов) был назначен викарием Туркестанской епархии в июле 1917 года. Его тепло встретили в городе Верный (до 1921 года так назывался город Алма-Ата) духовенство и горожане. Владыка возобновил в Народном доме воскресные дневные чтения для прихожан, на которых говорил о бедствиях революционного времени, объяснял опасность атеистической идеологии и беззаконных преобразований, происшедших вследствие переворота. В связи с возведением на Патриарший престол святителя Тихона (Беллавина) в декабре 1917 года владыка Пимен собрал в своих архиерейских покоях съезд верненского духовенства, посвященный осмыслению значимости этого ­события. После установления власти Советов в марте 1918 года в городе Верном началась Гражданская война. Архипастырь организовал церковное шествие с иконами и колокольным звоном и сам стал во главе его, направляясь с народом к месту расположения казаков, где отслужил молебен и призвал к миру. В Светлую седмицу 1918 года он провел еще два массовых крестных хода от кафедрального собора города к храмам казачьих станиц с призывом к миру. Верненский архиерей одновременно подавал пример истинной гражданской ответственности, организовав помощь голодающим детям.

http://patriarchia.ru/db/text/6093958.ht...

Бийск. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Бывшая Казанская домовая церковь при Бийском Архиерейском доме, построена в 1891 году тщанием благодетелей и крестьян Алтайского округа в память Императора Александра II - освободителя горно-заводских крестьян. Миссионерский отдел Алтайской епархии Одним из центральных объектов Бийского архиерейского подворья, определяющих неповторимый самобытный образ места, в девяностые годы XIX в. стала Казанская архиерейская церковь, одна из старейших ныне сохранившихся и действующих в Бийске. Стоящая на пригорке краснокирпичная с синими куполами Казанская церковь являлась главным храмом архиерейского подворья и Алтайской духовной миссии. Ей предшествовала деревянная церковь во имя Казанской иконы Божией Матери, сгоревшая в 1886 г. вместе с архиерейским домом. Как только завершились основные работы по восстановлению уничтоженного пожаром архиерейского дома, было начато возведение новой, отдельно стоящей и вместительной домовой кирпичной Казанской церкви. 16 марта 1888 г. епископ Бийский Макарий (Невский) письменно обратился к Преосвященнейшему Исаакию, епископу Томскому и Семипалатинскому, с прошением «благоволительно учинить начальственное распоряжение об утверждении плана и фасада, и даровать разрешение на постройку проектируемой церкви». Вскоре разрешение было получено. Строился храм на благотворительные средства и суммы, собранные крестьянами Алтайского горнозаводского округа в память Императора Александра II, освободителя крестьян от горнозаводской крепостной зависимости. Значительную лепту (22 тысячи рублей) в постройку храма внес бийский купец А.Ф. Морозов. Сумма в 1 000 рублей на постройку храма поступила согласно завещанию от наследников почившего бийского купца Н.П. Фирсова. 8 ноября 1892 г. Преосвященнейшим Владимиром (Синьковским), епископом Бийским, состоялось освящение построенной церкви. Торжественное событие было приурочено к празднованию 100-летнего юбилея со дня рождения архимандрита Макария (Глухарева), основателя Алтайской духовной миссии.

http://sobory.ru/article/?object=04590

Благодарность современного монашества святителю Игнатию Конференция «Духовное наследие святителя Игнатия» Как бы мы назвали такого человека? Который в двадцать лет, став послушником, за три года сменил восемь монастырей, не нашел для себя ни одного духовного руководителя, потом в Вологодском архиерейском доме принял монашество и практически через месяц священный сан, в двадцать четыре года стал иеромонахом. В этом же году он становится игуменом монастыря, и не просто игуменом становится двадцатичетырехлетний иеромонах, всего три года проживший в разных монастырях, он становится духовником для всей братии, причем не просто духовником, а человеком, который, как описывают современники, вникал в каждое дело, в каждый поступок, в каждую мысль своего монаха. Потому что тут же он стал принимать откровение помыслов у своих пасомых. Рейтинг: 8.4 Голосов: 58 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Павел 13 мая 2016, 19:00 Читал и читаю Игнатия Брянчанинова, неисчерпаемый колодезь мудрости. Кажется, всю жизнь можно только его изучать. Спасибо нашему духовенству. Валентина 10 октября 2013, 23:52 Спаси Господи, о. Тихон! Святитель Игнатий стал осязаем, и захотелось почитать его произведения. Помоги вам, Господи во всех ваших начинаниях! veronica 16 июля 2012, 16:32 Osipov alecsei ilich y Ignatiy Brehchaninov 2 velikih cheloveca.Blagodaria im ia nachla Boga v obraze Iisusa Hrista i prinyala Hristianstvo. Денис А.Р. 13 мая 2012, 15:18 Сегодня 13 мая мы празднуем день памяти величайшего Учителя Церкви,святителя Игнатия.Я не случайно назвал преподобного Игнатия Учителем Церкви.Он---сегодняшний Учитель Церкви Христовой,я призываю всех православных христиан читать и выучивать святые труды преподобного Игнатия,купить его 7 томник и тщательно изучать его замечательные сочинения,которые по отзывам многих подвижников благочестия наиболее полезны сегодняшнему поколению православных.Впрочем конечно не только его,но и конечно святителя Феофана Затворника,св.прав. Иоанна Кронштадского,игумена Никона Воробьева.Это милость Божия---сочинения святителя Игнатия,без его работ нам значительно труднее было бы спастись.Не слушайте всякие глупости г-на Кураева,вообще я крайне советую всем не читать и не слушать его,займитесь чтением Святых Отцов Православия и впервую очередь преподобного и богоносного Святителя (вот здесь достаточно много его работ,но обязательно купите полное собр.соч.)

http://pravoslavie.ru/30956.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010