Саратов. Домовая церковь Николая Чудотворца при архиерейском доме. Крестовая церковь /// Епархия неизвестна Домовая церковь. Не действует.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:Между 1832 и 1838. Адрес: Россия, Саратовская область, г. Саратов, Волжская ул., д. 36 Координаты: 51.530362, 46.036135 Проезд: От Саратовского железнодорожного вокзала на автобусах 246, 248, 274-Б, 282-Б, 284, 284-А, 284-Б, 284-К или троллейбусом 1 до остановки " Улица Радищева " ( " Театральная площадь " ). С улицы Московской нужно свернуть вправо на улицу Радищева и проследовать по ней до пересечения с улицей Волжской, зат ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда От Саратовского железнодорожного вокзала на автобусах 246, 248, 274-Б, 282-Б, 284, 284-А, 284-Б, 284-К или троллейбусом 1 до остановки " Улица Радищева " ( " Театральная площадь " ). С улицы Московской нужно свернуть вправо на улицу Радищева и проследовать по ней до пересечения с улицей Волжской, затем свернуть на указанную улицу влево. Храм располагался в здании, в котором в настоящее время находится Саратовская епархия. Ориентиром может быть храм " Иконы Божией Матери Утоли моя печали " , расположенный почти вплотную. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Архиерейские домовые церкви по сложившейся традиции принято называть крестовыми. Открытие самостоятельной епископской кафедры состоялось в Саратове в 1828 году. Тогда же в город прибыл Преосвященный Моисей (Богданов-Платонов-Антипов). Епископу предстояло выбрать место для своей резиденции. Ему понравился деревянный дом напротив Соборной площади, принадлежавший купеческому обществу. Впоследствии там было воздвигнуто каменное здание архиерейского дома, на втором этаже которого, с юго-восточной стороны, и размещалась крестовая церковь. После революции в бывшем архиерейском доме располагался Отдел церковно-художественной старины при Губернском музее, затем была организована клиника детских болезней СГМУ, и только в перестроечное время здание архиерейского дома было возвращено епархии.

http://sobory.ru/article/?object=50487

Тихон, святитель, епископ Воронежский, Задонский чудотворец (Соколов Тимофей Савельевич) † 1783, память 13/26 августа и в воскресенье после 29 июня в Соборе Тверских святых Родился в 1724 году в селе Короцке Валдайского уезда Новгородской губернии в семье бедного псаломщика Савелия Кириллова. (Новая фамилия Соколов – была присвоена ему в Новгородской духовной семинарии). Будущий святитель рано лишился отца, после смерти которого семья осталась в самой печальной, почти нищенской обстановке. «Как я начал себя помнить, – рассказывал впоследствии святитель Тихон своему келейнику в Задонске, – в доме при матери нашей было нас четыре брата и две сестры, отца своего я не помню. Старший брат был дьячком, средний взят на военную службу, а мы всё ещё малы были и жили в великой бедности, так что нуждались в дневной пище. В нашем приходе был ямщик богатый, но бездетный. Он часто приходил к нам и полюбил меня. Не раз он просил меня у матушки: «Отдай мне Тиму своего, я воспитаю его вместо сына, и всё моё будет принадлежать ему». Жаль было матушке отдать меня, но крайний недостаток в пропитании заставил её согласиться, и она повела меня за руку к ямщику. Старшего брата в то время не было дома, но возвратившись и узнав от сестры, что матушка повела меня к ямщику, он бросился за нами и, став на колени, стал умолять матушку: Куда вы ведёте брата? Не хочу я, чтобы брат был ямщиком; лучше сам пойду по миру, а не отдам ямщику: постараемся выучить его грамоте, тогда он может определиться в пономари или дьячки. Матушка вернулась домой». Стоя на коленях посреди дороги, проситель и не знал, какую услугу оказывает он Русской Церкви, сохраняя для неё своего дорогого Тиму. Бедность в семье была страшная. «Бывало, – продолжал святитель, – как в доме есть нечего, так целый день бороню пашню у богатого мужика, чтобы только хлебом меня накормили». В 1738 году Тимофей был привезён матерью в Новгород для поступления в духовное училище. 11 декабря 1738 года Тимофей, по просьбе старшего брата, бывшего причётником в Новгороде и взявшего его на своё иждивение, был зачислен в Новгородскую духовную славянскую школу при архиерейском доме.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Херсон. Домовая церковь " Касперовская " иконы Божией Матери. Домовая церковь при архиерейском доме /// Епархия неизвестна Домовая церковь. Действует.   Год постройки:Между 1871 и 1874. Адрес: Украина, Херсонская обл., г. Херсон, ул. Богородицкая, д.1 Координаты: 46.629465, 32.619423 Изменить описание объекта Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты На ул. Богородицкой, у самого проспекта Ушакова (напротив гостиницы «Фрегат») стоит величественный строгий особняк, ранее называвшийся домом Катасанова, затем Архиерейским (Викариатским) домом. Здание Архиерейского дома на Богородицкой улице было возведено в стиле классицизма в 1820 году. Постройка использовалась как дом для начальника Херсонского адмиралтейства Катасанова. В 1827 году Черноморское адмиралтейство было упразднено и здание опустело. Долгие годы это великолепное сооружение служило хранилищем архивов Губернского ведомства, однако без должного надзора главный корпус быстро обветшал и в 1840-х годах начал разрушаться. Был намечен ремонт на весну 1851 года, составлен проект и выделены средства, однако заинтересованности у города в этом доме не было. Осенью 1849 года из Одессы в Херсон приехал архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий (Борисов), и губернатор Херсона решил показать ему Катасановский дом, рассчитывая, что Духовное ведомство могло бы в нем разместить Херсонское духовное училище, которое ютилось, не имея своего помещения, в доме Успенского собора. Средств у Духовного училища на ремонт этого здания не было, не было их и у консистории. Но когда архиепископ Иннокентий узнал, что Катасановский дом взят на заметку католиками для своего епископа, он решил обратиться в Святейший Синод, чтобы в Херсоне поскорее основать викариатство с целью укрепления Православия в этом регионе. Решением Святейшего Синода 14 марта 1853 года было утверждено викариатство в Херсоне. Только в 1864 году Духовному ведомству удалось собрать деньги на приобретение и капитальный ремонт здания Архиерейского дома. В 1871 году началась постройка домового храма. К сентябрю 1974 года храм был построен и снабжен ризницей и утварью в достаточном количестве. Преосвященным Нафанаилом (Соборовым), викарием Херсонским, 1 октября 1874 года он был освящен во имя Касперовской иконы Божией Матери, вмч. Димитрия Солунского и мц. Александры.

http://sobory.ru/article/?object=42031

Архимандрит Варсонофий, в миру - Василий Григорьевич Толстухин, родился 1 января 1887 г., в городе Епифань Тульской губернии Факты его биографии говорят: " По окончании курса городского училища... пятнадцатилетним мальчиком... поступил послушником в Валаамский монастырь где с терпением и кротостью обучался монашеской жизни В 1907 г. архиепископ Сергий Финляндский ...прикомандировал его к своему архиерейскому дому. Убедившись в глубоком благочестии и незаурядных способностях... иерарх в 1909 г. послал его в Карельскую миссию катехизатором " Правящим архиереем Финляндской и Выборгской епархии с 1905 по 1917 гг. был архиепископ Сергий (Страгородский), в будущем возглавивший Русскую церковь с 1925 г., как Блаженнейший Местоблюститель Патриаршего Престола и с 1943 г., как Святейший Патриарх. Историк пишет: " Его заботами была организована при кафедральном соборе в Выборге миссия, целью которой было распространение и утверждение православия среди карел " " В свое время о. Варсонофий был келейником в архиерейском доме архиепископа Сергия Финляндского и исполнял при нем секретарские обязанности " - узнаем из мемуарной литературы. За время, которое послушник Василий Толстухин провел, в качестве певчего в Финляндском архиерейском доме, архиепископ Сергий характеризовал его следующим образом: " ...усердно исполнял свое дело, прекрасно читал в церкви... и вообще вел себя безукоризненно хорошо " Стремление к монашеству, которым горело сердце послушника, вскоре исполнилось. Пострижение над Василием в 1911 г., в Спасо-Преображенском Валаамском монастыре совершил игумен Маврикий. В сан диакона Толстухин был посвящен в этом же году - 21 ноября, рукоположение совершал архиепископ Сергий. Как раз в то самое время, когда отец Варсонофий проходил свое иноческое делание в Валаамской обители, этот славный монастырь посещал с паломничеством Иван Федченков, в монашестве Вениамин. Возможно, что уже тогда состоялось знакомство его с молодым иноком. В жизни им придется не раз встречаться. И. Федченков, по окончании Духовной академии в 1907 г., станет секретарем архиепископа Финляндского Сергия. В 1910-1911 гг., там же трудился и о. Варсонофий (Толстухин). Встречи с валаамскими подвижниками и общение с ними повлияли на выбор И. Федченковым монашеского пути.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/409/...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Ноября 10 (23) Священномученики Прокопий (Титов), архиепископ Одесский и Херсонский, и Иоанн Скадовский Священномученик Прокопий (в миру Петр Семенович Титов) родился 25 декабря 1877 года в семье священника города Кузнецка Томской губернии. Когда Петру исполнилось девять лет, он поступил в духовное училище, а затем в семинарию города Томска, которую окончил в 1897 году. В 1901 году Петр Семенович окончил Казанскую Духовную академию и был определен преподавателем Томского Духовного училища; на этой должности он пробыл несколько месяцев. 21 августа 1901 года в Успенском монастыре города Уфы он был пострижен в монашество с наречением имени Прокопий, 23-го – рукоположен в сан иеромонаха. После этого он получил назначение на должность заведующего Томской церковно-учительской мужской школы при архиерейском доме. Школа состояла из четырех классов, и в нее после предварительных экзаменов принимались мальчики от двена­дцати до пятнадцати лет, окончившие одноклассную школу. Задача шко­лы состояла в том, чтобы за четыре года дать все необходимые сведения для учи­теля одноклассной школы. Преподавательский коллектив шко­лы состо­ял из заведующего и законоучителя, должность которых исполнял иеро­мо­нах Прокопий, священника-законоучителя, семи учителей и эконома. Уча­щихся было около ста пятидесяти человек. Томская церковно-учительская школа в соответствии с решением Святейшего Синода должна бы­ла го­то­вить учителей для Томской, Омской, Тобольской и Енисейской епархий. Одним из главных элементов религиозно-нравственного воспитания учеников было участие в богослужениях; они посещали все воскресные и праздничные богослужения при архиерейском доме, участвуя в церковном пении и чтении. Ученики двух старших классов, изучающие церковный устав, поочередно посещали будничные богослужения. По воскресным дням в школе устраивались религиозно-нравственные чтения, в которых принимали участие не только учителя, но и наиболее способные ученики. При церковно-учительской школе существовала воскресная школа, которой также руководил иеромонах Прокопий.

http://fond.ru/kalendar/1216/ioann/

VIII. Надписи на антиминсах Как освящение антиминса, помазание его св. миром и положение в него св. мощей соделывают его святым жертвенником; так надписи на антиминсе свидетельствуют о дозволении архиерейском совершать на нем богослужение. Начало обычая делать надпись на антиминсе было древнее. Назначение антиминса – быть свидетельством об архиерейском дозволении к совершению божественных служб – должно было ввести в употребление и утвердить обычай иметь надпись Вальсамон, писатель XII-ro века, по всей вероятности, разумел надпись об освящении Архиереем антиминса, когда говорил, что «не запрещенный (священнослужитель) совершает это (Богослужение), кажется, по тайному позволению Епископа. По этому, как кажется, были придуманы антиминсы. Они служат не только к устроиванию св. жертвенника.... но, чтобы показать, что в молитвенном доме бывает священнослужение с дозволения Епископа». Эти слова Вальсамона как бы говорят, что тайное епископское дозволение о совершении богослужения было обозначаемо в надписях на антиминсах. Чтобы надпись могла свидетельствовать об архиерейском дозволении к совершению богослужения в храме, она должна была указать, во 1-х, какому храму оно дано, иначе, в чье имя освящен храм; во 2-х, когда, в какой год, какое число месяца он освящен и позволено совершать в нем богослужение; в 3-х, кем, каким Архиереем он освящен. О таком содержании надписи на антиминсах указано в Славянской Кормчей 193 . Там, в ответах Иоанна Епископа Китрошского к Епископу Драчьскому Ковасилу, жившему в XII-м веке, сказано: «А на антиминсе пиши сице; жертвенник святого, имя рек, священнодействовавшься от он сицы Патриарха, имя рек, месяца коего, и в лето кое». (Ч. 2, гл. 58). Хотя этих слов нет в ответах Иоанна Китрского, напечатанных у Леунклавия и в Σνταγμα τν θειν κα ιερν καννων; но предмет надписи, указанный в них, содержится тот самый, какой действительно был в древности. Освященные антиминсы, не смотря на то, что и в чужих землях и епархиях сохраняют благодатную силу, получаемую в освящении, а потому беспрепятственно посылаются туда, где бывает в них надобность, и не ограничиваюся тем или другим пределом страны (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

К концу 16 ст. общий состав разнаго рода строений, находящихся при архиерейском доме, по выписи Рязанских писцов, данной в 1598 году архиеп. Митрофану, был следующий: «в городе Переславле Рязанском двор Архиепископа Митрофана, а на дворе церковь каменна благовернаго князя Владимира, да Ивана Предтечи Усекновение честныя его главы каменная ж с трапезою, да двор конюшенной, да житничный; да против оных сад». Но в пожар, случивший 3 сентября 1647 г., когда, по записи, сохранившейся на синодике Спасскаго монастыря, «город Переславль сгорел и монастыри и все церкви и мирския все церкви и торговые ряды, все лавки и дворы все сгорели, в то же время сгорел и двор Архиепископа Моисея». Ныне существующий Архиерейский дом начат постройкою Архиепископом Мисаилом, вступившем на Рязанскую кафедру в 1651 г. Из расходных книг и других бумаг видно, что в 1653, 54 и 55 гг. «Архиепископ Мисаил в Архиерей рязанском дворе строил каменные палаты в длину 32 сажени, поперек 6 сажен с половиною 3-харшинных; на верху тех палат церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи (что ныне старая крестовая), с трапезою. Подрятчиком был с Москвы каменных дел подмастерье Юрья Карнильев сын Яршов, Заягужской слободы теглец; на основании ж, где быть каменный новой Предтечинской церкви и кельям и службам, 160 (1652) года июля с 7 числа до 20 сентября 161 (1653) года за прошлые недели, как архиепископ поехал к Москве в другой раз, Архангельской священник Иван с дьяконом, по указу архиепископию, пели молебны, и по стенам, по всему основанию кропили святою водою, а от молебна давано им по 8 денег из домовой казны. А как за прошлые все недели молебны выпели, велено петь оные и впредь по воскресным по всем дням и водою святою также кропить; апреля ж 26 161 (1653) года на основании Предтечинской церкви пели молебен с соборными и приходские попы и дьяконы». Из описи церквам соборным 7160 (1652) г. видно, что преемником Мисаила, первым митрополитом Рязанским, Иларионом в 1658 г. «среди архиерейскаго» дома построены каменные покои (что ныне называются, по замечанию составителей Достопамятностей Рязанских, экономскими) в длину 12, поперек 6 саж.; да от Архангельския церкви каменные палаты, где были духовный и казенный приказы, с сеньми и чуланами наверху.

http://sobory.ru/article/?object=20392

Прот. М. А. Константиновский. Портрет. Неизвестный художник. 50-е гг. XIX в. Матфей Александрович (6.11.1791, с. Константиново Новоторжского у. Тверского наместничества - 14.04.1857, г. Ржев Тверской губ.), прот., проповедник, духовный наставник Н. В. Гоголя , обер-прокурора Синода гр. А. П. Толстого и др. Род. в семье диак. Александра Андреева. В 8 лет был определен в Новоторжское ДУ (начальные классы Тверской семинарии), где получил фамилию по названию села. В документах именовался то Константиновским, то Александровым (по имени отца). По окончании уч-ща К. поступил в Тверскую ДС; с ним вместе учился П. А. Плетнёв, буд. критик и литератор. В семинарии К. собирался постричься в монахи, однако в 1810 г. умер отец и К. был вынужден заботиться о матери и 2 малолетних сестрах. В нояб. 1813 г., по окончании семинарии, повенчался с дочерью сельского священника Марией Дмитриевной Григорьевой. 10 февр. 1814 г. архиеп. Тверской Мефодий (Смирнов) рукоположил его во диакона для служения в храме погоста Осечно Вышневолоцкого у. 30 окт. 1820 г. по благословению свт. Филарета (Дроздова) архиеп. Тверским Симеоном (Крыловым-Платоновым) в домовой церкви на Ярославском архиерейском подворье в С.-Петербурге К. был рукоположен во иерея и определен на служение в ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы с. Диева Бежецкого у. В течение 13 лет К. проповедовал веру Христову среди местных жителей, в основном карелов, в воскресные и праздничные дни не только в храме, но везде, где собирались прихожане. В марте 1833 г. по просьбе крестьян К. был переведен в ц. в честь Богоявления в с. Есько, где ревностно продолжил миссионерское служение. В доме К. собирались прихожане; они слушали чтение Библии и Четьих-Миней, пели акафисты и участвовали в назидательных беседах. Людей приходило так много, что это вызывало неудовольствие священников окрестных приходов. В дек. 1833 г. благочинный епархии свящ. Иоанн Градницкий взял с К. подписку о том, «чтоб бываемое в доме его с собирающимися прихожанами пение и чтение Слова Божия в ночное время прекратить...» ( Малинин. 1909. 6. С. 243). Вскоре архиеп. Тверской Григорий (Постников) назначил по этому делу расследование. Архиерей не запретил, но и не благословил его собраний. Летом 1835 г. архиеп. Григорий после долгой беседы со свящ. Матфеем в алтаре объявил духовенству Бежецкого у. в соборе: «Вот вам образец, подражайте ему. И я более ничего не желаю» (Там же. С. 253).

http://pravenc.ru/text/2057120.html

Разделы портала «Азбука веры» Домовая церковь – православный храм, устроенный и освященный в (при) частном жилище или в каком-либо учреждении. В последнем случае используется  особый (в отличие от традиционного для приходских храмов территориального) принцип формирования общины: например, по месту работы (заводской храм), учебы (школьный, университетский храм), лечения (больничный храм), заключения (тюремный храм) и пр. Также к домовым храмам относятся т. н. крестовые церкви при архиерейском доме (резиденции епископа). Возможны разные варианты размещения домового храма: как в помещении внутри дома или здания, так и отдельно. Степень доступности таких храмов для посещения зависит от пожеланий владельца дома, от руководителей и особенностей учреждений, при которых они действуют. Появление домовых храмов История домовых храмов восходит ко времени возникновения христианских храмов вообще (в том числе как помещений (или зданий), специально предназначенных для совершения богослужений). Первоначально в качестве места собрания христианских общин служили, как правило, частные дома. При этом, согласно целому ряду новозаветных свидетельств, во время таких собраний совершалось и таинство Евхаристии. Устроение специальных помещений для богослужения стало закономерным шагом, а расположение их внутри дома до некоторой степени обеспечивало безопасность в условиях нелегального существования общины в эпоху гонений  вплоть до 313 г. (издание Миланского эдикта), пока христианство оставалось в Римской империи вне закона. Среди наиболее известных раннехристианских археологических памятников можно отметить Домовую церковь , обнаруженную археологами при раскопках г. Дура-Европос и устроенную, по-видимому, в доме одного из богатых жителей города. Структура дома традиционно римская: помещения расположены вокруг открытого колонного атриума, в центре которого – овальный имплювий (бассейн) со ступенчатым спуском по периметру. Напротив входа – таблинум (помещение, непосредственно выходящее в атриум) со столом в центре, где собиралась семья и совершались различные церемонии. Сохранившиеся фрески датируются 232–256 гг. и представляют собой древнейший из известных живописных циклов, относящихся к образцам христианского искусства, декорирующий помещение для богослужений и имеющий единую иконографическую программу.

http://azbyka.ru/domovaya-cerkov

Закрыть itemscope itemtype="" > Дом Романовых: Петр Великий допустил страшную ошибку 13.12.2017 1757 Время на чтение 16 минут Директор Канцелярии Дома Романовых Александр Закатов в интервью РИА Новости прокомментировал наиболее резонансные решения и заявления Архиерейского Собора Русской православной церкви, тему установления подлинности " екатеринбургских останков " и версию о " перевоплощении " императора Александра I в сибирского старца Федора Кузьмича. Беседовал Сергей Стефанов. - Александр Николаевич, недавно завершился Архиерейский Собор. И самым заметным решением, безусловно, стало определение Собора " Об обращении бывшего митрополита Киевского и всея Украины Филарета " - реакция на письмо главы самопровозглашенного Киевского патриархата, в котором он просит о примирении с христианами, состоящими в расколе. Правда, потом на пресс-конференции Филарет Денисенко четко заявил, что стремится только к автокефалии. Как расценивают в Российском Императорском Доме эти шаги Филарета, есть ли надежда, что ситуация все-таки изменится в лучшую сторону для канонического православия? - Христианский подход к деяниям любого человека основан на презумпции его искренности и стремления к добру. Глубоко правильно, что Архиерейский Собор не игнорировал обращение бывшего митрополита Киевского Филарета, а пошел по пути диалога и образовал комиссию для ведения переговоров с отпавшими от Украинской православной церкви Московского патриархата. Эту комиссию возглавил постоянный член Священного Синода, председатель отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион, в нее входят авторитетные иерархи и священнослужители. Таким образом, отношение к инициативе, исходящей от главы неканонического " Киевского патриархата " , проявлено весьма серьезное. Нужно молиться об исцелении раскола и надеяться, что бывший митрополит Филарет написал свое письмо не с демагогическими и чисто политическими целями, а действительно желая вернуться в лоно Церкви и достичь единства православных верующих на Украине.

http://ruskline.ru/opp/2017/dekabr/13/do...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010