И святой начал незамедлительно откликаться на наши просьбы. Люди передавали друг другу радостные новости. Особенно впечатлил весь приход один случай: однажды в церковную лавку пришел человек заказать молебен о здравии. У него был опоясывающий лишай, болезнь не проходила и очень мучила его. Ему посоветовали помолиться у новоявленной иконы, он помолился и ушел – а в один из ближайших дней прибежал рассказать, что ушел от святого образа абсолютно здоровым, и даже, к смущению работниц лавки, весьма радостно продемонстрировал результаты исцеления. Он снял с руки большой перстень и попросил принять его как дар святому Николаю. Святой Николай… Мы читали и узнавали, что называли его праздники в старину – Никола Вешний и Никола Зимний. Еще и так считали простецы: если на иконе святитель в митре («в шапке») – то зимний, а если без митры – то вешний! Много лет спустя, когда мой супруг уже был священником и все готовились к служению «Николы Зимнего», мы вспоминали это народное поверье и смеялись, как вдруг мужа вызвали на всенощное в собор – на архиерейское богослужение. И неожиданно наградили в тот день камилавкой, сиречь «шапкой». Так вот ответил на наши шутки святой Николай. Шутки шутками, а в этот же вечер совершился монашеский постриг над нашим духовным отцом. И он получил в этот день «шапку» – монашескую скуфью. О монашеском имени, по традиции, тянули жребий, и жребий пал на имя… Николай. Так в день своего праздника, у той самой чудесной иконы, святитель дал новому монаху свое имя. Иверская Это была большая икона, напечатанная на картоне. Из набора, рассчитанного явно на бедные открывающиеся храмы, каким тогда и был храм, о котором идет речь. Висела она в простейшей рамке там, где и не очень удобно к ней подойти. Причем другие такие же иконы имели цвета светлые и яркие, а эта была темная, и фон был скорее коричневый, чем розовый, как у прочих. Пожилой священник храма был тяжело болен. Однако, несмотря на чудом теплящуюся – по мнению врачей – жизнь, он старался не только служить, исповедовать, проповедовать и утешать днем и ночью всех нуждающихся, но и паломничать. И вот он отправился не куда-нибудь, а на Валаам. А вернувшись поспешил в храм воздать благодарение Богу, отслужить вместе с настоятелем всенощную и рассказать желающим о валаамских святынях. Прихожане, узнав о приезде батюшки, похватали с собой друзей и помчались в церковь. А о дальнейшем (меня на той всенощной не было – я лишь наутро увидела «результаты» произошедшего) рассказывали мне так.

http://pravoslavie.ru/99172.html

Будущий Патриарх Никон , услышав о многочисленных чудесах источаемых от Иверской иконы на Святой горе Афон , пожелал сделать список с ее изображения. Он обратился с такой просьбой к Афонскому архимандриту Пахомию. Икона была доставлена в Россию 1648 году, вместе с письмом от братии Иверской обители, в котором говорилось: " ...Собрав всю братию 365 братов, и сотворили есьма великое молебное пение, с вечера и до света, и святили есьма воду со святыми мощами, и святою водою обливали чудотворную икону Пресвятой Богородицы старую Портаицкую, и в великую лохань ту святую воду собрали, и собрав, паки обливали новую цку (доску), что сделали всю от кипарисова дерева. И опять собрали ту святую воду в лохань и потом служили Святую и Божественную литургию с великим дерзновением. И после литургии дали ту святую воду и святые мощи иконописцу, отцу, господину Иамвлиху Романову, чтобы ему смешав святую воду и святые мощи с красками, написать Святую икону " . Далее указывалось, что иконописец " токмо в субботу и воскресенье употреблял пищу, а братия, по дважды в неделю совершали Всенощные и Литургии . И та икона новописанная не разнится ни чем от первой иконы ни длиною, ни шириною, ни ликом, только слово в слово новая аки старая " . Сопровождать этот образ доверили афонским инокам Корнилию и Никифоры. Уже по пути в Москву икона прославилась чудесами. При переправе через Дунай на границе афонские монахи были задержаны, от них потребовали большую пошлину. Не имея денег, они приняли решение вернуться обратно. В эту же ночь, им во сне явилась Богородица и укрепила их, пообещав скорую помощь. В тоже время, Божия Матерь явилась греческому купцу Мануилу и попросила помочь инокам. Купец заплатил требуемую сумму, и монахи отправились дальше. В Москве Иверская икона была торжественно встречена царем Алексеем Михайловичем, церковными иерархами и многочисленным народом. В Иверский монастырь икона была доставлена в 1656 году на освящение Успенского собора. По смерти архимандрита Дионисия II его приемником стал архимандрит Филофей. Монастырь получает статус первоклассного, так же возрастает число братии до 200 человек. Особое положение обители отмечалось архимандритским саном настоятеля и правом его совершать богослужение в митре , с палицей , с рипидами , на орлицах и с осенением, а с 1759 года митрополитом Новгородским Димитрием дозволено было носить мантию со скрижалями и архиерейский посох . Таким преимуществом пользовались настоятели Иверской обители вплоть до ее закрытия в 1919 году.

http://drevo-info.ru/articles/417.html

Начиная с 1977 года я совершаю в этой святой обители богослужения, наши прихожане стали для меня как родные братья и сестры, ибо здесь мы вместе приносим Богу и благодарения, и просьбы, и укрепляемся в вере. Не могу не обратить внимание на то, что наш Новодевичий монастырь готовится к своему 500-летию. Все мы преисполнены благодарности нашему Президенту Владимиру Владимировичу Путину, который посещал нашу обитель, видел ее нужды, и результатами его попечения стали возвращение в монастырь исторической святыни, иконы Божией Матери " Иверская " , и оказание помощи в реставрации Новодевичьего монастыря. Этот памятник простоял 500 лет, и после реставрации, Бог даст, будет до скончания века служить для православных христиан духовным маяком и кораблем, ведущим ко спасению. Я прошу у всех вас святых молитв, прошу отца диакона всем вам возгласить многолетие и горячо молюсь, чтобы Господь услышал наши моления и сохранил нас в здравии и спасении на многая лета. Пусть благословение Божие и Его любовь пребывают со всеми нами». В резиденции митрополита Ювеналия в Новодевичьем монастыре состоялся торжественный прием, который посетил губернатор Подмосковья А.Ю. Воробьев. Поздравив владыку с юбилеем, А.Ю. Воробьев преподнес в дар Его Высокопреосвященству напрестольный крест. В приветственном адресе губернатора говорится: «Ваше Высокопреосвященство! Уважаемый владыка Ювеналий! Примите самые теплые поздравления с 55-й годовщиной Вашей архиерейской хиротонии! Более полувека назад Вы избрали подвижническую деятельность и непростой путь священнослужителя и вот уже многие годы верно следуете своему высокому предназначению. Вы отдаете все свои силы укреплению христианских традиций, заботитесь о нравственном состоянии общества, сохранении нашего духовного наследия и восстановлении православных святынь. Обладая безусловным авторитетом как в нашей стране, так и за рубежом, Вы вносите большой и важный вклад в развитие межконфессионального диалога. Жители Подмосковья глубоко уважают Вас как мудрого пастыря и великодушного человека. Очень многие чувствуют Вашу духовную поддержку. Под Вашим руководством в приходах и монастырях Московской области организована активная социальная работа, которая объединяет людей разного возраста и положения в их стремлении помочь ближнему. Особенно важно, что в этой деятельности участвует молодежь.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5741967...

«Ты живой?» — «Живой».— «Как же ты спасся?» — «Да вот, я на колокольне был». Плачем все. К утру все раненые поумирали. Похоронили всех в общей могиле». После этого события отцы Ираклий, Феогност и Пахомий ушли в город Верный. В 1919 году монастырь был закрыт коммунарами . Мечта епископа Александра о миссионерской звезде не осуществилась. Но не оставил Господь под спудом светильников, горящих любовью к Нему. К приходу в Верный монаха Ираклия, иеромонахов Феогноста и Пахомия в скиту на Медео были поставлены деревянные кельи, поклонный крест, вокруг которого был разбит цветник, устроена подземная церковь в честь преподобного Серафима Саровского . Ее помогли выкопать работники лесничества, находившегося неподалеку. Единственная дожившая до наших дней монахиня Иверско-Серафимовского монастыря Магдалина (в миру — Феоктиста Савельевна Халина, 1888 — 1993 гг.), духовная дочь иеромонаха Серафима, оставила воспоминания о событиях того времени: «Там была очень красивая церковка. Глубоко вниз вело около двадцати ступенек. Она небольшая была, как комната, но отдельно алтарь, пономарка. Внутри все было обшито тесом. Отец Серафим паникадило деревянное сам сделал. Он все там сделал, всю утварь. Ой, там красиво было, как в раю! Икон много у нас там было, кругом иконы. Отец Серафим сам их писал. Народу много приходило из города. Владыка Димитрий часто приезжал. Особенно много людей приходило летом, на преподобного Серафима Саровского . Несколько ниже в том же ущелье находилась архиерейская дача с церковью, освященной также в честь Серафима Саровского . Люди, побывав на архиерейском богослужении, поднимались в скитскую церковь. Но все не вмещались. Кто на улице молился, кто на ступеньках». Монахи чистотой своей жизни привлекали к себе верненцев, как простой народ, так и сановитых. Отец Серафим как-то рассказывал: «Я заболел, лежал. И так мне захотелось рыбы! Вот лежу и думаю: «Если бы я поел рыбы, я бы оздоровил». Так хочу рыбы. И вот, к вечеру, слышу голоса на улице. Открываю дверь кельи и вижу — стоит на пороге губернатор Фольбаум  и говорит: «Батюшка, я тебе рыбки привез». Батюшка про себя и подумал: «Господи, Господи, милость Твоя какая! Я только помечтал о рыбке — и сам губернатор мне ее привез».

http://azbyka.ru/fiction/krest-na-krasno...

В нояб. 1665 г. Никон перевел типографию в Новоиерусалимский истринский Воскресения Господня мон-рь . Вместе с кутеинскими иноками на Валдай из Орши, Мстиславля, Копоса (Копыси) и др. переехало множество мастеровых людей, к-рые в 1655 г. начали производить для В. м. из местной глины цветные изразцы; во главе этого производства стоял «мещанин из Копоса» Игнат Максимов. Изразцы продавали, в частности в тихвинский Большой и Зеленецкий мон-ри, новгородский архиерейский дом. В 1658 г. лучшие из мастеров были переведены в Новоиерусалимский мон-рь, однако в 1663-1666 гг. изразцовое дело в В. м. было продолжено. До наст. времени частично сохранились изразцы на одном из наличников настоятельского корпуса, возведенного в 80-х гг. XVII в. Церковь в честь Богоявления Господня с трапезной. 1657 г. Фотография. 2002 г. Церковь в честь Богоявления Господня с трапезной. 1657 г. Фотография. 2002 г. В годы первосвятительства Никона В. м. находился под его особым покровительством. В марте 1654 г. Патриарх прислал в обитель уставную грамоту (не сохр.), в том же году настоятелю был дарован сан архимандрита и право совершать богослужение «в служебной шапке, с полицею, и с сулком, с рипидами, и с ковром, и с осенением» (Акты. 40), Патриарх делал многочисленные вклады в мон-рь: книгами (Творения свт. Григория Богослова и Синодик - в 1655), богослужебной и хозяйственной утварью (потир, набор из 6 серебряных стаканов, серебряная и вызолоченные стопы, ныне хранящиеся в музее «Новый Иерусалим»). Известны также вклады в В. м. царя Алексея Михайловича (серебряные кадило и звездица, ныне - в музее «Новый Иерусалим»), Патриарха Иоакима (напрестольное Евангелие, изд.: М., 1681). Монастырские крестьяне и слуги были изъяты из судебной власти поместных приказов и земских начальников и были подсудны настоятелю мон-ря во всех делах, кроме убийства, разбоя, воровства, эти тяжкие преступления разбирались в приказе Большого дворца, туда же поступали пошлины, собиравшиеся с монастырских вотчин. Все монастырские строения в городах и селах были освобождены от казенного постоя и подвод, мон-рь не платил торговых пошлин. В 1-й пол. 60-х гг. XVII в. число братии В. м. возросло до 200 чел. После низложения Патриарха Никона на Большом Московском Соборе 1666-1667 гг. все основанные им мон-ри, в т. ч. и В. м., были переданы в ведение епархиальных архиереев, затем закрыты, как организованные «не по уставам святых отцов», братию разослали по др. обителям, вотчины поступили в казну. Но уже в 1668 г. в В. м. был возвращен его настоятель архим. Филофей с братией, обитель вновь получила все привилегии и земельные владения.

http://pravenc.ru/text/153903.html

После освобождения из последнего заключения Епископ Иосиф решением Синода от 22 ноября 1956 года был назначен на открытую викарную Петропавловскую кафедру в Казахстане 31 . Можно понять радость владыки, так с детства полюбившего богослужение и столько времени из-за пребывания в заключении лишенного его. В связи с этим вскоре после своего освобождения он написал в одном письме: «На много-много лет я, по грехам моим, лишен этого счастья – служить и бубенцами звенеть». Так началось его архипастырское служение, а в «Журнале Московской Патриархии» начинает появляться информация о нем. В 1957 году «20/7 июня Преосвященный Иосиф, Епископ Петропавловский и Кустанайский, прибыл в г. Кустанай и в храме свв. равноапостольных Константина и Елены совершил в сослужении местного духовенства всенощное бдение, на следующей день – Божественную Литургию и вечерню, а за вечерним Богослужением прочел Акафист свв. равноапостольным Константину и Елене. На следующей день, в субботу 22/9 июня, преосвященный Иосиф совершил всенощное бдение и в воскресенье (Неделя Русских Святых) – Божественную Литургию и вечерню. Затем с 24 по 29 мая он посетил отдаленные приходы, а в воскресенье 30/17 июня, после вечерни и акафиста перед Иверской иконой Божией Матери, отбыл поездом в г. Петропавловск» 32 . Решением Синода от 15 сентября 1960 года Архиепископ Иосиф был назначен на Алма-Атинскую кафедру 33 . Это было время хрущевских «заморозков» для Церкви, что усугублялось в Алма-Ате нестроениями в Никольском кафедральном соборе, которые владыка мудро препобедил. В 1963 году он был удостоен права ношения креста на клобуке 34 . К 50-летию архиерейского служения Святейшего Патриарха Алексия некоторые архиереи были награждены церковными наградами; владыка Иосиф – орденом князя Владимира I степени 35 . Став Казахстанским архиереем, он получил возможность посещать с архипастырским визитом Караганду, где служил воспитанник оптинских старцев архимандрит Севастиан (†6.04.1966 г.). Первый такой визит был в марте 1964 года 36 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010