За богослужением молились настоятельница Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря игумения Сергия (Конкова), настоятельница Свято-Троицкого Макарьевского Желтоводского монастыря игумения Михаила (Орлова), настоятельница нижегородского Крестовоздвиженского монастыря игумения Филарета (Гажу), настоятельница Выксунского Иверского монастыря игумения Антония (Миронова), настоятельница Абабковского Николаевского Георгиевского монастыря игумения Никона (Желякова), настоятельница Дальне-Давыдовского монастыря игумения Руфина (Тарасенко), настоятельница арзамасского Николаевского монастыря игумения Филарета (Шевченко), настоятельница архиерейского подворья Новодевичьего в честь Алексия, человека Божия, монастыря монахиня Феогноста (Гончарова), настоятельница нижегородского архиерейского подворья храма в честь святых Кирилла и Мефодия инокиня Алипия (Андрейко), педагоги и учащиеся Арзамасской православной гимназии имени святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Богослужебные песнопения исполнил сводный хор под руководством регента Киры Молевой. В его состав вошли хоры нижегородского Александро-Невского кафедрального собора (регент Кира Молева) и Воскресенского кафедрального собора Арзамаса (регент Татьяна Кошелева). В храме находились волонтеры Нижегородской епархии, которые оказывали помощь в проведении торжеств. После Литургии икона Божией Матери «Достойно есть» была перенесена крестным ходом к месту своего постоянного пребывания — в храм Святого Духа. У церковной ограды к сонму архиереев обратилась монахиня Феогноста. Она поблагодарила главу Нижегородской митрополии за пастырское попечение об Алексеевской обители и преподнесла Его Высокопреосвященству заздравную просфору и четки. Их получили и другие архипастыри. Затем митрополит Георгий обратился к верующим с архипастырским словом. Архипастырь рассказал об истории написания иконы Божией Матери «Достойно есть» — святыни Алексеевского монастыря, ее утраты в годы богоборчества и обретения год назад. «В страшные годы революции люди пустили в свои сердца зло века сего, — сказал владыка Георгий. — Они разоряли Божии храмы, глумились над святынями. Но все возвращается на круги своя, пришло время собирать камни. Уже 15 лет в Арзамасе действует программа " Арзамасские купола " . Это не только восстановление храмов. Она включает в себя вопросы духовного образования, социального служения, миссионерства и, конечно, возрождения монашеской жизни. Восстал из руин Свято-Николаевский монастырь, поднимается Спасо-Преображенский, и ждет своего часа Алексеевская обитель. Возрождение святынь — дело многотрудное. Но мы полагаем свои надежды на помощь Божию, на Покров Царицы Небесной и верим, что Ее предстательством расцветет в былой славе и этот древний монастырь».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Международный крестный ход, приуроченный к 1025-летию Крещения Руси, прибыл в Ростов-на-Дону 17 июня 2013 г. 19:12 16 июня 2013 года международный крестный ход с частицей мощей святого равноапостольного великого князя Владимира, приуроченный к 1025-летию Крещения Руси, прибыл в Ростов-на-Дону. На железнодорожном вокзале крестный ход встречали председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, глава Донской митрополии митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий , заместитель губернатора Ростовской области И. Гуськов, благочинные округов г. Ростова-на-Дону, настоятели и клирики ростовских храмов, представители администрации города, казаки. Затем святыня была доставлена в кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы. 17 июня Божественную литургию в кафедральном соборе Ростова-на-Дону совершил митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий. Его Высокопреосвященству сослужили епископ Шахтинский и Миллеровский Игнатий , епископ Волгодонский и Сальский Корнилий , заместитель председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации игумен Митрофан (Шкурин) , духовенство Донской митрополии. На богослужении присутствовали заместитель губернатора Ростовской области И. Гуськов, представители администрации города, казаки, а также настоятельница Иверского женского монастыря г. Ростова-на-Дону игумения Рахиль (Ковалева) с сестрами, насельники Донского Старочеркасского мужского монастыря, многочисленные паломники. За Литургией митрополит Меркурий рукоположил выпускника Донской духовной семинарии диакона Максима Круглякова в сан иерея. Пели сводный хор духовенства Ростовской епархии под управлением клирика Ростовского кафедрального собора диакона Владимира Зубрицкого, Большой архиерейский хор Донской митрополии под управлением регента Г. Осадчей и детский архиерейский хор под управлением регента К. Колодяжной. В этот день в кафедральном соборе студенты Донской духовной семинарии консультировали прихожан по богослужебным вопросам и раздавали паломникам информационный буклет о пребывании крестного хода в Ростове-на-Дону, разработанный информационным отделом Ростовской епархии.

http://patriarchia.ru/db/text/3050237.ht...

Митрополит Антоний произнес проповедь о важности не только заботы о русских, но и принесения Православия англичанам. Лондон дотоле никогда не видел такого собрания выдающегося русского православного духовенства. Кроме священноначалия на торжестве присутствовала и Великая княгиня Ксения Александровна, старшая сестра царя-мученика Николая II, жившая в Англии в изгнании. Архиепископ Феофан привез с собой в Лондон Курскую-Коренную икону. Русская Зарубежная Церковь постановила, чтобы эта икона, путеводительница Церкви, присутствовала на епископских хиротониях всегда, когда это будет возможно. Пребывание в храме святыни привлекло на торжество многих верующих православных, англикан и представителей иных исповеданий. После хиротонии отца Николая было найдено помещение для резиденции епископа Лондонского. Его называли русским словом «подворье» – «Podvorie». При резиденции открылась школа для приходских детей, в которой епископ Николай преподавал катехизис. Трое монахов: иеромонахи Зосима и Каллист и монах Владимир – были отправлены из сербского монастыря Мильково, чтобы помогать владыке Николаю. И когда «евлогианцы» по будним дням и воскресеньям проводили богослужения в храме святого Филиппа, русский приход служил в маленькой часовне при епископской резиденции. Епископ Николай прослужил в Лондоне всего три года. В августе 1932 года он поехал в Белград для участия в заседаниях Архиерейского собора Зарубежной Церкви, окормлявшей в то время примерно 1000 приходов по всему миру. Когда заседания Архиерейского собора подходили к концу, у епископа случился приступ аппендицита. Невнимательность ли то была или же халатность, но ему вовремя не сделали операцию, и владыка скончался в ночь на 28 сентября/11 октября. Последними его словами были: «Вложите мне свечу в руку, я ухожу в мир иной». Держа свечу, епископ Николай отошел в Вечность. Епископ Феофан, епископ Николай и митрополит Антоний в Лондоне.      Отпевали владыку на следующий день в Иверской часовне на Новом Белградском кладбище. Тело архиерея было захоронено под иконой его небесного покровителя – святителя Николая, находившейся снаружи на стене часовни. Митрополит Антоний (Храповицкий), архиепископ Феофан (Гаврилов) и архиепископ Гермоген (Максимов) вместе совершили заупокойное богослужение. Похороны были духовно назидательными, и митрополит Антоний не мог сдержать слез. Архиепископ Феофан произнес проповедь об усопшем, а митрополит Антоний заключил: «Смерть приходит к нам ко всем, и рано или поздно мы все уйдем. Люди собрались на эти похороны не из чувства долга, а по искренней любви, которая придает событию духовную красоту».

http://pravoslavie.ru/64819.html

д) Митра (от греч. μτρα повязка), есть украшение головы, называемое Евсевием венцом. 1274 Она заимствована христиан. церковью от Ветхозаветной и напоминает собой о терновом венце Спасителя, и есть символ царственного достоинства. Начало свое митра ведет от 1-го века Христианства. Еще Иоанн Богослов украшал свое чело повязкой, по подобию Ветхозаветного первосвященника, носившего золотую дщицу или кидар с словами: «святость Господа»; так точно носили на голове увясла или кидары Апостол Иаков, Иерусалимский Епископ, и св. Марк. 1275 Более известное наименование митры было у древних: στφανος, κδαρος, диадема, и до 6-го века мало чем удалялась от своей первоначальной простоты. С 6-го века митра украшалась шитьем и священными изображениями. В 8-м и 9-м веках митру носили в Западной церкви, кроме Епископов, и Аббаты. В 12-м веке на Востоке она была принадлежностью некоторых Архимандритов знаменитых монастырей. Патриарх Никон предоставил Иверскому Архимандриту Дионисию носить митру ради чести св. обители. 1276 Митру с крестом 1277 наверху собор Московский 1675 г. предоставил носить только Патриархам и Митрополитам, а без креста – Архиепископам и Епископам. В 1705 г. Император Петр Великий дал право носить митру всем без исключения Архимандритам, а с 1727 г. митрою стали награждать и некоторых Протоиереев. е) Архиерею, после посвящения в святительский сан, по окончании Литургии, вручается, как пастыреначальнику, посох (pedum), патериссу (от πατρ), пастыреначальнический жезл. Епископский посох устрояется обыкновенно с поперечиной на верху или с змеевидными главами, взаимно назад обращенными, и имеет наверху крест, а патриарший – двойной крест. По свидетельству ученого Монфакона, посох греческого Архиепископа, равно как и Архимандрита, имеет форму Т, а по Гоару вид # (см. стр. 393). Что посох имели право носить при Богослужении и Архимандриты, об этом узнаем из истории Патриарха Никона . 1278 Принадлежность Архиерейского посоха – сулок или небольшой четвероугольный плат, коим при рукоятии обвертывается посох.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

В четверг первой седмицы Великого поста Святейший Патриарх Кирилл молился за уставным богослужением в Зосимовой пустыни 26 февраля 2015 г. 14:56 26 февраля 2015 года, в четверг первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл молился за уставным богослужением в Троице-Одигитриевском ставропигиальном женском монастыре Зосимова пустынь. Утреня, часы, изобразительны и вечерня были совершены в Троицком храме обители. В храме молились заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству , настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря игумения Иулиания (Каледа) , настоятельница Зосимовой пустыни игумения Фаина (Кулешова) и сестры обители. По окончании богослужения игумения Фаина приветствовала Святейшего Владыку. На память о посещении обители настоятельница преподнесла Его Святейшеству икону основателя монастыря преподобного Зосимы (Верховского). Предстоятель Русской Церкви обратился к молящимся со словом проповеди . Святейший Патриарх Кирилл передал в дар монастырю список Иверской иконы Божией Матери и вручил насельницам обители Священное Писание. Верующим были розданы иконки Спаса Нерукотворного с Патриаршим благословением. Сегодня вечером Святейший Патриарх совершит великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в Покровском Хотькове ставропигиальном монастыре. Зосимова пустынь была основана в 1826 году преподобным Зосимой (Верховским). Закрыта в 1929 году, возвращена Русской Православной Церкви в 1999 году. В том же году Наро-Фоминское благочиние Московской епархии сделало первые шаги к канонизации преподобного старца Зосимы, подав необходимые материалы в Комиссию по канонизации святых. В сентябре Комиссия приняла решение о канонизации схимонаха Зосимы (Верховского) как местночтимого святого, а 11 ноября это решение утвердил Святейший Патриарх Алексий II . Чин прославления старца Зосимы в лике преподобных состоялся в возобновленной Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни 23 июля 2000 года. На Архиерейском Соборе 2004 года было утверждено общецерковное прославление преподобного Зосимы.

http://patriarchia.ru/db/text/4002842.ht...

19 янв. 1918 г. особая комиссия Боровичского уездного исполкома описала монастырское имущество, верующие во главе с иером. Валентином оказали сопротивление властям, за что подверглись денежным штрафам. В февр. 1918 г. Совет рабочих депутатов постановил закрыть мон-ри Боровичского у., весной было изъято имущество Б. м.: документы, продукты, скот. Молодым насельникам предложили покинуть мон-рь, престарелых оставили в организованной при мон-ре богадельне. К маю 1918 г. в Б. м. оставались игум. Владимир, 2 иеромонаха, иеродиакон. В 1920 г. из обители конфисковали серебряную утварь весом более 16 кг. В Свято-Духовом храме нек-рое время продолжались богослужения, затем его закрыли. В 20-30-х гг. были разобраны главы куполов собора и ц. Иакова Боровичского. В 1937 г. закрыли храм в честь иконы «Умиление». Здание использовалось под сапожную мастерскую, во время войны здесь изготовляли бутылки с зажигательной смесью, затем в храме находилась керосиновая лавка, склад горюче-смазочных материалов завода «Мстатор»; в 1995 г. возобновились богослужения. Под храмом находится целебный источник св. Иакова, освященный в 1997 г. В 1941-1945 гг. на территории Б. м. располагались госпиталь, затем воинская часть (до 2001). В 80-х гг. XX в. Боровичский участок Новгородской реставрационной мастерской осуществил ремонт с частичной реставрацией служебных корпусов и сев.-зап. угловой башни. К наст. времени на территории Б. м. сохранились собор Сошествия Св. Духа (XVII в.), Иверская ц. над св. вратами (1792) и теплая ц. прав. Иакова с трапезной палатой (1865-1872), а также настоятельский корпус, братские кельи, хозяйственный комплекс, ограда с неск. башнями. Ребро св. Иакова Боровичского после закрытия мон-ря верующие сохранили и передали сначала в Успенский храм Боровичей, в 1960 г.- в приходской храм вмц. Параскевы Пятницы. 14 сент. 2000 г. в Б. м., в храме св. Иакова, был совершен первый после возобновления здесь церковной жизни молебен. С 2003 г. Б. м. является архиерейским подворьем Новгородской епархии, настоятель свящ. Валерий Дьячков. Богослужения совершаются в восстанавливаемом храме Св. Духа. В нем же находится рака с частицей мощей св. Иакова. В окт. 2002 г. в Боровичах и в Б. м. состоялись первые Таисиевские чтения, посвященные игум. Таисии (Солоповой) .

http://pravenc.ru/text/153209.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Василий Горбачёв. Фотография. 1938 г. (Архив ПСТБИ) Григорьевич Горбачёв (1885, с. Нарышкино Сердобского у. Саратовской губ.- 26.02.1938, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), сщмч. (пам. 13 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), свящ. Из крестьянской семьи. Окончил церковноприходскую школу, любил церковное пение (обладал муз. способностями), прислуживал в храме. Отец хотел женить В. против его желания, юноша покинул родной дом и поселился в Иверском Страстном мон-ре в Саратове, позднее перешел в Данилов московский муж. мон-рь , где был сначала певчим, потом послушником. В 1913 г. по приглашению Верненского еп. Иннокентия (Пустынского) В. переехал в г. Верный (ныне Алма-Ата), где исполнял послушание эконома архиерейского дома, руководил большим церковным хором. Во время первой мировой войны служил в армии, был псаломщиком в полковой церкви. В 1918 г. женился на В. А. Трофимовой и был рукоположен во диакона, супруги поселились в с. Ванновском Черняевского р-на Сырдарьинской обл. В 1923 г. семья переехала в Саратов, В. служил сначала в соборе апостолов Петра и Павла, а затем в ц. Рождества Христова; в янв. 1924 г., во время голода в Поволжье, умер старший сын В. Виктор. В 30-х гг. В. переехал в с. Марково Московской обл., вскоре он был назначен в церковь в с. Ильинский Погост Куровского р-на, в 1936 г.- в Никольскую ц. в с. Парфентьеве рядом с Коломной, где помимо диаконского служения занимался реставрацией настенных росписей. Осенью 1936 г. настоятель Никольской ц. был арестован; под предлогом отсутствия священника власти намеревались закрыть храм. По просьбе прихожан В. был рукоположен во пресвитера, и на короткое время богослужения возобновились. Вскоре храм был все же закрыт, В. перешел в церковь в с. Б. Вязёмы. 15 февр. 1938 г. он был арестован на основании показаний лжесвидетельницы, к-рая помимо фактов «контрреволюционной деятельности» В. сообщила о том, что прихожане его любили, считали одним из лучших среди тех, кто служил в их храме, говорили, что он хорошо читал проповеди и часто со слезами на глазах призывал верующих к терпению. Виновным в «контрреволюционной агитации и распространении клеветы против советского правительства» В. себя не признал. Расстрелян по постановлению тройки НКВД от 19 февр. 1938 г. Включен в Собор новомучеников и исповедников Российских постановлением Свящ. Синода РПЦ от 17 июля 2001 г.

http://pravenc.ru/text/150533.html

Зубовка. Воскресенско-Мироносицкий женский монастырь. Собор Троицы Живоначальной. /// Объект утрачен Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В 1906 г. освящен Соборный храм в честь Святой Троицы с приделами Рождества Пресвятой Богородицы и Преп. Иоанна Рыльского. Соборный храм высотой почти 35 метров был построен в византийско-русском стиле, увенчан пятью главами с позолоченными крестами, радовал прихожан обилием света, широкими окнами и блестящим паркетным полом. В 1908 г. в монастыре была построена колокольня. В 1922 г. монастырь закрыли, разграбили, Троицкий собор и колокольню разрушили, а на территории обители организовали детский дом. До наших дней от бывшей обители сохранились часть монастырских стен, сестринские корпуса и самая первая монастырская церковь — в честь святых Жен-Мироносиц, в которой до недавнего времени располагался сельский клуб, а также полуразрушенный трапезный корпус с домовой церковью в честь Иверской иконы Божией Матери – без окон и дверей. 26 апреля 2015 г., в праздник святых Жен Мироносиц Воскресенско-Мироносицкий женский монастырь был возрожден. В Мироносицком храме состоялось архиерейское богослужение. В настоящее время обитель имеет статус подворья Христорождественского женского монастыря, а насельница этого монастыря монахиня Вера (Сергеева) назначена начальницей обители. 21 мая 2016 г. в обитель вернулась ее главная святыня – Иверская икона Пресвятой Богородицы, написанная на святой горе Афон. Эта икона располагалась в сребро-позолоченной сени над царскими вратами главного придела Троицкого собора. Во время чтения акафиста ее спускали на шёлковых шнурках для благоговейного поклонения молящихся. По углам иконы, в ковчежцах, вложены частицы мощей: святого апостола Андрея Первозванного, святителя Афанасия, Патриарха Александрийского священномученика Фоки и преподобного Нила Афонского. После закрытия обители икона пребывала в Покровском соборе г. Астрахань. Еще одна из монастырских икон Пресвятой Богородицы — «Нерушимая Стена» из иконостаса придела Троицкого собора в честь Преп. Иоанна Рыльского, освященная св. прав. Иоанном Кронштадтским, ныне пребывает в Рождество-Богородицкой церкви села Никольское, где от нее проистекают многие чудеса и исцеления. В настоящее время в монастыре особо почитается икона Пресвятой Богородицы «Экономисса». http://vosmon.ru/about-monastery/ Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=49427

Кубинка. Церковь Михаила Архангела. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Каменный одноглавый храм в стиле провинциального классицизма с трапезной и колокольней. В трапезной, перестроенной в 1883, приделы Леонтия Ростовского и Никольский (с 1891). Закрыт в 1930-х, венчания сломаны. Открыт в 1990-х, отремонтирован. http://www.kybinka.info/content/view/22/8/ В день 200-летия храма Архангела Михаила в Кубинке в нем совершено первое архирейское богослужение. 21 ноября 2009г., в праздник Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, в Михаило-Архангельском храме в Кубинке (Одинцовский район Московской области) архиепископ Орехово-Зуевский Алексий, викарий Московскй епархии, совершил Божественную литургию. В этот день также отмечалось 200-летие со дня основания храма Архангела Михаила, и Литургия, которую возглавил владыка Алексий, стала первым архиерейским богослужением в этом храме. После Литургии вокруг храма прошел крестный ход и был совершен праздничный молебен. Архиепископ Алексий поздравил всех собравшихся с праздником и юбилеем, передав поздравление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, после чего посетил приходскую воскресную школу. http://www.patriarchia.ru/db/text/947280.html Построена в бывшей вотчине московского Новодевичьего монастыря вместо прежней деревянной. на средства прихожан в 1803-1809 гг. Трапезная расширялась пристройками приделов. Главный престол - Собора Михаила Архангела и прочих сил бесплотных. Боковые престолы: Леонтия Ростовского (южный, устроен в 1862 г.), Николая Чудотворца (северный, устроен в 1891 г. и освящен настоятелем Саввино-Сторожевского монастыря епископом Александром). Кроме того, в 1862 существовал престол Иверской иконы Божией Матери. При традиционной трехчастной схеме (колокольня-трапезная-храм) внешняя обработка храма выполнена в формах классицизма. Сомкнутый свод четверика основного объема снаружи закамуфлирован купольной кровлей. Церковь была закрыта в 1936 г., была разобрана колокольня, глава храма, искажен интерьер.

http://sobory.ru/article/?object=17660

Arhiva La cea de-a 75 aniversare a Victoriei în Marele Rzboi pentru Aprarea Patriei eful Districtului mitropolitan din Kazahstan a svârit Dumnezeiasca Liturghie la Mnstirea „Icoana Maicii Domnului de Iveria” i „Cuviosul Serafim de Sarov” din Almaty 9 mai 2020 14:13 9 мая 2020 года, в субботу 3-й седмицы по Пасхе, День Победы в Великой Отечественной войне,  м итрополит Астанайский и Казахстанский Александр  совершил Божественную литургию пасхальным чином в Матронинском храме Иверско-Серафимовского женского монастыря города Алма-Аты. На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Святого Православия и сохранении Церкви Христовой от разделений и расколов, и возглашалось особое прошение об избавлении Казахстана от морового поветрия. Архипастырь прочитал молитву об избавлении Казахстана от губительной эпидемии. За митрополичьим богослужением в День Победы в Великой Отечественной войне, в соответствии с Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1994 года, состоялось особое поминовение усопших. Митрополит Александр молился о упокоении «вождей и воинов, на поле брани жизнь свою положивших, от ран и глада скончавшихся, в пленении и горьких работах невинно умученных и убиенных, и всех Победы ради потрудившихся». В завершение Литургии состоялось славление светлому Христову Воскресению и благодарственный молебен Господу Богу за дарование победы в Великой Отечественной войне.  В Софийском соборе монастыря владыка Александр совершил заупокойную литию по всем почившим, Победы ради потрудившимся, а также по жертвам Великой Отечественной войны. Сугубо поминались «вожди и воины, на поле брани жизнь свою положившие, от ран и глада скончавшиеся, в пленении и горьких работах невинно умученные и убиенные». «Вспоминая Победу в кровопролитной борьбе за спасение человечества от тотального порабощения, мы творим заупокойную молитву о всех, павших в боях на фронтах Великой Отечественной войны, скончавшихся от ран и голода, умерших в блокаду, умученных и убиенных в плену. Наша искренняя благодарность, слова признательности и благопожеланий ветеранам и труженикам тыла, явившим пример жертвенного служения народу. Воздавая дань уважения всем ради Победы потрудившимся, мы закладываем прочную основу нашей связи с будущими поколениями, — сказал митрополит Александр. — Важно, чтобы память о трагических и славных днях Великой Отечественной войны не ограничивалась внешним празднованием календарных дат. В своем слове, произнесенном 9 мая 1945 года, Святейший Патриарх Алексий I подчеркнул, что Победа " несет сознание обязанности, сознание долга, сознание ответственности за настоящее и будущее " ».

http://patriarchia.ru/md/db/text/5634231...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010