Архиерейский юбилейный Собор Русской Православной Церкви 2000 г. 9 июня 2008 г. 22:10 Архиерейский юбилейный Собор Русской Православной Церкви, заседал 13–16 августа 2000 г. в зале церковных Соборов храма Христа Спасителя, в работе Архиерейского юбилейного Собора участвовали 144 архипастыря. После совершения Божественной литургии в Успенском соборе Московского Кремля Собор открыл Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Затем Архиерейский юбилейный Собор утвердил программу и регламент заседаний. Президиум Собора в соответствии с «Уставом об управлении Русской Православной Церкви» составил Священный Синод. Собор избрал секретариат из 4 архиереев во главе с секретарем Собора — Управляющим делами Московской Патриархии митрополитом Солнечногорским Сергием , Редакционную комиссию из 11 иерархов под председательством митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла , Председателя ОВЦС МП, а также Мандатную комиссию из 3 архиереев под председательством митрополита Одесского и Измаильского Агафангела . В первый день заседаний Патриарх Алексий огласил доклад «Русская Православная Церковь на рубеже веков», в котором дал характеристику деятельности РПЦ на исходе второго тысячелетия и привел статистические данные: к 2000 г. в Московский Патриархат входило 130 епархий, возглавлявшихся 128 епархиальными и 25 викарными архиереями, 545 монастырей, 19 417 приходов. В докладе Первосвятителя были подробно освещены и проанализированы высшее и епархиальное церковное управление, проблемы приходской жизни, монастыри и монашество, состояние системы духовного образования, церковный бюджет и хозяйственная деятельность Русской Православной Церкви, церковная печать, церковное служение молодежи, социальное служение Церкви, миссионерство, а также вопросы взаимоотношений Церкви с армией и правоохранительными учреждениями. Свой доклад Святейший Патриарх завершил представлением задач, стоявших перед Архиерейским юбилейным Собором: оценка деятельности РПЦ на рубеже тысячелетий, канонизация Собора святых мучеников и исповедников и иных угодников Божиих, принятие новой редакции «Устава Русской Православной Церкви», рассмотрение проекта «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» и проекта документа об основных принципах отношений Русской Церкви с инославными Церквами.

http://patriarchia.ru/db/text/418767.htm...

Из истории известно, что первые из прославленных Русской Церковью святых – князья Борис и Глеб – пали жертвой политического преступления – были убиты своим братом Святополком Окаянным в княжеской междоусобице. Но Церковь прославила их как мучеников-страстотерпцев ввиду христианской кротости, с какой они приняли смерть, совершив подвиг самопожертвования, ибо не захотели поднять руку на брата. Юбилейный Архиерейский Собор, состоявшийся в августе 2000 г., принял решение прославить для общецерковного почитания в лике святых новомучеников и исповедников Российских 20 в. более 1200 угодников, включая также тех подвижников веры, кто ранее был прославлен для местного почитания. Собором в сонме новомучеников и исповедников Российских прославлены как страстотерпцы император Николай II, императрица Александра, царевич Алексий, великие княжны Ольга, Татиана, Мария и Анастасия. Соборный акт об их канонизации гласит: «В последнем православном российском монархе и членах его семьи мы видим людей, искренне стремившихся воплотить в своей жизни заповеди Евангелия. В страданиях, перенесенных царской семьей в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученической кончине в Екатеринбурге в ночь на 4 (17) июля 1918 г. был явлен побеждающий зло свет Христовой веры подобно тому, как он воссиял в жизни и смерти миллионов православных христиан, претерпевших гонения за Христа в 20 в.» 382 . Архиерейским Собором 2000 г. было также канонизировано еще 57 святых, послуживших Богу и Церкви в разные исторические периоды. Таким образом, на Архиерейском Соборе совершен был акт, беспримерный в истории Церкви. Сонм новопрославленных русских святых по меньшей мере троекратно превзошел число русских святых, канонизированных за всю прежнюю историю Русской Церкви. Сонм новомучеников и исповедников Российских по числу угодников оказался соизмеримым с собором древних христианских мучеников. Собор постановил имена впредь выявляемых новых мучеников и исповедников вносить в собор новомучеников и в церковный календарь решением Священного Синода.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В некоторых епархиях вопрос о канонизации обсуждался на епархиальных, благочиннических и приходских собраниях. В Комиссию поступали также обращения отдельных клириков и мирян, а также групп православных христиан из различных епархий с поддержкой идеи канонизации Царственных страстотерпцев. Среди авторов таких обращений были и представители Русского Зарубежья, клирики и миряне братских Поместных Церквей. На заседании Синодальной комиссии по канонизации святых 25 сентября 1996 года, где происходило заключительное обсуждение вопроса о возможности канонизации членов Царской семьи, были утверждены проект деяния Собора Русской Православной Церкви о канонизации Царственных страстотерпцев и проект их жития, составленный на основе вышеупомянутых докладов. 10 октября 1996 года председателем Синодальной комиссии по канонизации святых Высокопреосвященным митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием проект деяния Собора Русской Православной Церкви о канонизации Царственных страстотерпцев и проект их жития были представлены на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви. Одобрив результаты работы Синодальной комиссии по канонизации святых по изучению вопроса о возможности канонизации Царственных страстотерпцев, Священный Синод передал материалы Комиссии для принятия окончательного решения на рассмотрение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Этим собором и суждено было стать Юбилейному Архиерейскому Собору 2000 года, на котором 14 августа Царская семья была прославлена в лике страстотерпцев в Соборе новомучеников и исповедников Российских и о котором мы вспоминаем сегодня как о важнейшем эпизоде в истории канонизации новомучеников ХХ века. В период времени, прошедший между Юбилейным Архиерейским Собором 2000 года и Поместным Собором 2009 года, благодаря продолжавшейся активной деятельности Синодальной комиссии по канонизации святых Собор новомучеников и исповедников Российских увеличился еще на 668 поименно прославленных подвижников благочестия. Однако этот же период стал временем, когда в деятельности как Синодальной, так и епархиальных комиссий по канонизации святых стали возникать все более ощутимые трудности, связанные с ограничением доступа церковных исследователей к материалам ГПУ-НКВД-МГБ, которые находятся в архивах центральных и областных управлений Федеральной службы безопасности и которые имеют первостепенное значение для подготовки канонизаций новомучеников, являвшихся жертвами советских спецслужб.

http://pravmir.ru/protoierej-georgij-mit...

Русская Православная Церковь выступает за активизацию диалога религиозных лидеров с международным сообществом с целью выработки основ мирного сосуществования верующих, принадлежащих к различным традициям. Мы выражаем солидарность с нашими братьями и сестрами – христианами, подвергающимися дискриминации, преследованиям и насилию, сопереживая их страданиям и лишениям, где бы они ни совершали свое земное странствие. Мы молимся и призываем верных чад Церкви усилить молитвы о страждущих и гонимых братьях и сестрах, об укреплении их веры и духовного мужества. II.21.3. Христианская нравственность и общество О необходимости совместных усилий для нравственного обновления и возрождения народа (принято Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 31 марта – 5 апреля 1992 г., обращение «Ко всем ближним и дальним», абз. 16–17) Мы обращаемся к общественным деятелям, работникам прессы, радио и телевидения, людям культуры и искусства, педагогам, ко всем, кому небезразличен нравственный облик народа. Наше общество с беспечной неосмотрительностью попирает нормы морали. Безнравственное поведение в экономике, политике, человеческих взаимоотношениях стало входить в привычку. Пропаганда эротизма и порнографии, эксплуатирующая инстинкты в коммерческих и идеологических целях, разрушает личность, семью и общество. По слову святого Иоанна Кронштадтского , «никто да не думает, что грех есть нечто маловажное, нет, грех – страшное зло, убивающее душу ныне и в будущем веке». И всем нам, если мы воистину заботимся о сохранении доброго лица нашего народа, надо объединить усилия для его нравственного обновления и возрождения. Христианская этика и светское право (принято Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 г., документ «Основы социальной концепции», раздел IV) IV.1. Бог есть совершенство, а потому совершенен и гармоничен сотворенный Им мир. Следование Божественным законам есть жизнь, так как Сам Бог – жизнь нескончаемая и полная. Через грехопадение прародителей зло и грех вошли в мир.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

О нравственной ответственности ученых за развитие научных исследований в области манипуляции над живыми клетками организма (принято Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 1989 г., «Заявление по общественным проблемам», п. 5) 5. (...) Этический аспект присущ проблеме влияния на наследственность человека, а именно поэтому она не может быть безразличной для Церкви и верующих людей. Действительность такова, что манипуляции над живыми клетками организма позволяют влиять не только на состояние здоровья человека, но и на его психику, характер, поведение. В результате чего человек и человечество могут утратить свою аутентичность и целостность. Именно поэтому мы призываем все общество осознать нравственную ответственность за дальнейшее развитие соответствующих научных исследований и выработать на международной основе эффективные инструменты контроля. Проблемы биоэтики (принято Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 г., документ «Основы социальной концепции», раздел XII) XII.1. Бурное развитие биомедицинских технологий, активно вторгающихся в жизнь современного человека от рождения до смерти, а также невозможность получить ответ на возникающие при этом нравственные проблемы в рамках традиционной медицинской этики вызывают серьезную озабоченность общества. Попытки людей поставить себя на место Бога, по своему произволу изменяя и «улучшая» Его творение, могут принести человечеству новые тяготы и страдания. Развитие биомедицинских технологий значительно опережает осмысление возможных духовно-нравственных и социальных последствий их бесконтрольного применения, что не может не вызывать у Церкви глубокой пастырской озабоченности. Формулируя свое отношение к широко обсуждаемым в современном мире проблемам биоэтики, в первую очередь к тем из них, которые связаны с непосредственным воздействием на человека, Церковь исходит из основанных на Божественном Откровении представлений о жизни как бесценном даре Божием, о неотъемлемой свободе и богоподобном достоинстве человеческой личности, призванной к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе ( Флп. 3:14 ), к достижению совершенства Небесного Отца ( Мф. 5:48 ) и к обожению, то есть причастию Божеского естества ( 2Пет. 1:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

Поступающие из епархиальных комиссий по канонизации святых в Синодальную комиссию материалы подвергаются в ней окончательному исследованию и в случае вынесения членами Синодальной комиссии по этим материалам положительного заключения направляются Святейшему Патриарху или в Священный Синод для принятия решения о проведении канонизации. При этом для прославления того или иного подвижника в лике новомучеников и исповедников для местного (епархиального) почитания Святейшим Патриархом дается благословение правящему архиерею данной епархии, а для прославления того или иного подвижника в лике новомучеников и исповедников для общецерковного почитания выносится решение Архиерейского Собора. В период, прошедший между Архиерейским Собором 1992 года, на котором были канонизованы первые семь новомучеников и исповедников, и Юбилейным Архиерейским Собором 2000 года, на котором был прославлен Собор новомучеников и исповедников, включивший в сонм своих подвижников 860 угодников Божиих, в Русской Православной Церкви были канонизованы для общецерковного почитания 12 подвижников благочестия, в том числе Патриаршие Местоблюстители митрополит Крутицкий Петр (Полянский) и митрополит Ярославский Агафангел (Преображенский), протоиерей Иоанн Кочуров, а для местного почитания были канонизованы в епархиях 230 подвижников благочестия. Таким образом, общее число поименно канонизованных новомучеников и исповедников Российских в 2000 году составило 1097 человек. Однако главное значение этого периода для истории канонизации новомучеников и исповедников Российских заключалось прежде всего в том, что в это время в процессе изучения поистине необъятного количества материалов, связанных с жизнью и деятельностью многих тысяч погибших во время коммунистических гонений священнослужителей, монашествующих и мирян, были определены и четко сформулированы основополагающие принципы подготовки и проведения канонизаций новомучеников и исповедников Российских. Важнейшим в этом отношении документом стал разработанный Синодальной комиссией по канонизации святых доклад под названием «Историко-канонические критерии в вопросе о канонизации новомучеников Русской церкви в связи с церковными разделениями ХХ века», утвержденный на заседании Священного Синода 26 декабря 1995 года в качестве важнейшего документа, содержанием которого должны были руководствоваться в своей деятельности Синодальная и епархиальные комиссии по канонизации святых.

http://pravmir.ru/protoierej-georgij-mit...

Святейший Патриарх также напомнил порядок включения нового имени в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских, определенный канонизационным Деянием Юбилейного Архиерейского Собора 2000 года: «В послесоборное время поименное включение в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода, на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной комиссией по канонизации святых». В соответствии с этим постановлением невозможна канонизация новомучеников как местночтимых святых. Священный Собор Православной Российской Церкви 5 (18) апреля 1918 года определил: «Установить по всей России ежегодное поминовение в день 25 января или в следующий за сим воскресный день всех усопших в нынешнюю лютую годину гонений исповедников и мучеников». В новейшее время Архиерейский Собор 1992 года определил: «Установить празднование Собора новомучеников и исповедников Российских 25 января (по старому стилю, в случае совпадения сего числа с воскресным днем) или в ближайший воскресный день после оного». Вместе с тем Архиерейский Собор Русской Зарубежной Церкви 1981 года постановил: «Общий праздник Российских новомучеников и исповедников устанавливается в воскресный день между 22 и 28 января по православному календарю». «В результате день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских в отдельные годы по-разному определялся в календарях, принятых в Русской Зарубежной Церкви и Церкви в Отечестве. Синодальная богослужебная комиссия, изучив вопрос, поддержала практику, установленную Собором 1981 года. Согласно этой практике, если 25 января приходится на дни от понедельника до среды, празднование Собора новомучеников и исповедников Российских совершается в предшествующий воскресный день, если же 25 января бывает в четверг, пятницу или субботу, празднование совершается в последующее воскресенье. Такой порядок, имеющий прецеденты в церковном уставе, позволяет, в частности, избежать совпадения празднования Собора новомучеников с памятью святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста (30 января)», — резюмировал Патриарх Кирилл и предложил Освященному Собору обсудить эту тему.

http://pravoslavie.ru/59196.html

подробнее... АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР КОНСТАТИРУЕТ ПРОНИКНОВЕНИЕ СЕКТ В ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В частности, церковный форум обнародовал такие скрытые от общества факты: ряд организаций России осуществляют издательскую деятельность на средства сайентологов, семинары и конференции светских организаций на религиозную тематику часто финансируются мормонами. подробнее... ОПРЕДЕЛЕНИЕ АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА ОБ УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА ПО УСТАВУ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА О ПОЛОЖЕНИИ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ЭСТОНИИ ЕГО ПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВУ ВЛАДИМИРУ ВЛАДИМИРОВИЧУ ПУТИНУ, ПРЕЗИДЕНТУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТЕЛЕГРАММА ОТ ИМЕНИ АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА ГЛАВКОМУ ВМФ В дни Собора, с тревогой следя за судьбой терпящих бедствие моряков, мы вознесли Богу соборную молитву о их избавлении. Каждый из нас продолжает молиться и ныне. Сердца наши - с попавшими в беду, с родными и близкими им людьми. подробнее... ТРЕТИЙ ДЕНЬ ЮБИЛЕЙНОГО СОБОРА 15 августа продолжил свою работу Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. подробнее... СОЦИАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ БЫЛА ПРИНЯТА АРХИЕРЕЙСКИМ СОБОРОМ В соответствии с этим документом, который призван дать ответы на многие проблемы современного мира с точки зрения христианской нравственности, морали и этики. На основе Священного Предания и опыта церковной жизни Церковь решительно осуждает аборт как тяжкий грех и приравнивает его к убийству. подробнее... ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБ " ОСНОВАХ СОЦИАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ " Заслушав доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Синодальной рабочей группы по выработке проекта " Основ социальной концепции Русской Православной Церкви " , Освященный Архиерейский Собор постановляет... подробнее... ОБ ОПАСНОСТИ ЭКСПЕРИМЕНТОВ С КЛОНИРОВАНИЕМ ПРЕДУПРЕЖДАЕТ ЦЕРКОВЬ Высказывая свое мнение по этой современной проблеме, иерархи Церкви подчеркивали, что свобода и уникальность являются неотъемлемой частью личности. " Тиражирование " людей с заданными параметрами желательно лишь для приверженцев тоталитарных идеологий.

http://pravoslavie.ru/news/index37.htm

и во Вселенской Церкви, и в Поместных Церквах, и в отдельных епархиях принадлежит епископам как преемникам апостолов, и они осуществляют ее либо сами, в составе Соборов или индивидуально - в своих епархиях, либо поручая выполнение тех или иных функций клирикам и мирянам в качестве должностных лиц или институтов, обладающих определенными уставными полномочиями, но непременно поставленных под контроль епископов или прямо подчиненных им. Участие клириков и мирян в поместных Соборах как высших органах поместной церковной В. в соответствии с основополагающими каноническими нормами так же ставится под контроль епископата, к-рому на таких Соборах принадлежит решающая В. Именно этому принципу соответствует, в частности, состав, статус и порядок принятия решений поместным Собором, предусмотренные ныне действующим Уставом Русской Православной Церкви , изданным Архиерейским юбилейным Собором 2000 г. Лит.: Никодим [Милаш], еп. Далматинский. Православное церковное право. СПб., 1897. С. 302-459; Павлов А. С. Курс церковного права. Серг. П., 1902. С. 234-282; Мышцын В. Устройство Христианской Церкви в первые два века. Серг. П., 1909; Суворов Н. Учебник церковного права. М., 19135. С. 24-56, 89-111, 251-333; Афанасьев Н. Н. , протопресв. Вселенские Соборы//Путь. П., 1930. 25. С. 1-25; Maxime des Sardes, metr. Le Patriarcat oecuménique dans l " Église Orthodoxe. P., 1975; Джероза Л. Каноническое право. М., 1996. С. 130-133, 240-258; Цыпин В. , прот. Церковное право. М., 1996. С. 188-330, 369-393; Николин А. , свящ. Церковь и государство: (История правовых отношений). М., 1997. Прот. Владислав Цыпин Рубрики: Ключевые слова: АВТОРИТЕТ в вопросах веры, добровольное и безусловное принятие документа или текста по вопросам веры, а также суждения и образа жизни лица, основанное на признании его нравственных достоинств, духовного опыта, святости АНАКАТАРСИС наименов. деят-сти визант. императоров Македонской династии Василия I и Льва VI в области церковного права БРАК общественный, и в частности правовой, институт, заключающийся в продолжительном союзе лиц муж. и жен. пола, составляющем основу семьи ВЛАДЫКА властитель, верховный правитель, государь; в церковном словоупотреблении обозначает священнослужителя ВОЛЯ сила, неотъемлемо присущая природе разумного существа, благодаря к-рой оно стремится достигнуть желаемого

http://pravenc.ru/text/155023.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Поместный Собор Русской Православной Церкви завершил свою работу 28.01.2009 Вечером 28 января в Москве завершил свою работу Поместный Собор Русской Православной Церкви . Его главным деянием стало избрание 16-го Патриарха Московского и всея Руси. 27 января делегаты Поместного Собора тайным голосованием избрали на вдовствующий Московский Патриарший престол митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла. Свои голоса за его кандидатуру отдали 508 из 702 делегатов Собора. 28 января, во второй день работы Собора, делегаты под председательством новоизбранного Предстоятеля обсуждали вопрос об утверждении изменений и дополнений, внесенных в Устав Русской Православной Церкви. Устав был принят на Юбилейном Архиерейском Соборе в 2000 г. В июне 2008 года Архиерейский Собор внес в него ряд изменений, вызванных воссоединением Русской Зарубежной Церкви с Московским Патриархатом. В Определении «Об Уставе Русской Православной Церкви» участники Поместного Собора утвердили исправленный и дополненный Устав Русской Православной Церкви, принятый Юбилейным Архиерейским Собором 16 августа 2000 года, с дополнениями и поправками, принятыми Архиерейским Собором 27 июня 2008 года. Поместный Собор также принял Определение «О жизни и трудах Русской Православной Церкви» и обратился с Посланием к пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви. Архиереи-участники Собора поставили свои подписи под Грамотой об избрании Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В перерыве между пленарными заседаниями новоизбранный Патриарх совершил освящение нового оклада для чудотворной Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы. Завершая работу Поместного Собора Русской Православной Церкви, митрополит Кирилл, избранный и нареченный Патриархом Московским и всея Руси, обратился к участникам Собора с заключительным словом. Пресс-служба Архиерейского и Поместного Соборов/Седмица.Ru Редакция текста от: 28.01.2009 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/6119.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010