В соответствии с благословением Святейшего Патриарха были изучены документы, касающиеся реализации задач, поставленных Архиерейским Собором 2011 года. Дополнительно, для более полной информации о деятельности епархий со времени Юбилейного Архиерейского Собора 2000 года и до настоящего времени, мною были запрошены правящие Преосвященные относительно проводимой работы, а также идей и предложений, которыми можно было бы воспользоваться при выработке решений для дальнейших действий. Исходя из предложений, высказанных архипастырями и членами Совета, в 2014 году Советом были подготовлены и затем утверждены Святейшим Патриархом поручения Синодальным отделам и комиссиям, а также рекомендации правящим архиереям. О них я, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, сообщал всем вам. В соответствии с принятыми Советом решениями, поручения были направлены также Синодальным отделам и комиссиям. Одним из основных свидетельств почитания является молитвенное поминовение новомучеников, которое совершается во время богослужения. По поручению Совета Издательство Московской Патриархии совместно с Синодальной комиссией по канонизации святых и Богослужебной комиссией выработали список новомучеников и исповедников Церкви Русской, которым следует служить полиелейные службы. Изданы «Богослужебные указания на 2016 год», включающие разъяснения относительно праздничных служб новомученикам и исповедникам Церкви Русской. Рассматривая деятельность епархий в области увековечения памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, можно сказать следующее. Наиболее успешно выполняется пункт соборного определения о возведении храмов и часовен, посвященных новомученикам и исповедникам. Хотя большая часть храмов освящена в честь Собора новомучеников и исповедников, а не конкретных подвижников. Во многих епархиях в дни празднования памяти новомучеников совершаются полиелейные службы. В епархиях созданы экспозиции, посвященные жизни и подвигу новомучеников, устанавливаются мемориальные доски. К сожалению, практически не происходит переименование улиц и площадей в память о новомучениках. При этом ссылаются на определенные процессуальные трудности. В связи с этим, мне кажется, следует инициировать присвоение имен новомучеников тем новым улицам и площадям, которые еще не получили своих названий.

http://patriarchia.ru/db/text/4367110.ht...

Важнейшим требованием католического магистериума является “открытость каждого полового акта к прокреации”. Но является ли это требование столь же безусловно разделяемым православным богословием и официально выраженной позицией Православной Церкви? Следует признать, что фактически не является . В принятых Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 года “Основах социальной концепции Русской Православной Церкви” позиция католического магистериума не разделяется . Но, вместе с тем, говорить о том, что данный вопрос окончательно разрешен, представляется преждевременным. Одним словом, это серьезная проблема, и она требует тщательного изучения богословской наукой. В разрешении вопроса о природе человеческой сексуальности задачей богословия является избегать крайностей: лицемерного призыва к скопчеству, с одной стороны, и признания сексуальности в том виде, в котором она поверхностно и извращенно представлена в современной потребительской культуре, с другой. Задача богословия — показать, что человеческая сексуальность как таковая есть фундаментальная реальность, охватывающая все аспекты существования человека, связывающая его со всем живым миром, тайной его происхождения и целью его бытия, что она не редуцируема до вульгарно понимаемой техники достижения максимального удовольствия от “занятий сексом” в рамках “законного брака”. При этом богословие, в особенности нравственное и пастырское, должно ясно показывать, что собственно сексуальная сторона отношений мужчины и женщины имеет самое непосредственное отношение к глубинной метафизической, экзистенциальной сути и призванию человека. Поэтому то, что в обыденном словоупотреблении называется “сексом”, — не эстетизированный зоологический довесок к жизни пары, а, быть может, важнейшая сфера для надлежащего проявления и выстраивания их отношений, сфера особой ответственности и внимания. С одной стороны, сфера собственно сексуального должна быть очищена от обвинений в неизбежной грязи и внутренней греховности, а с другой стороны, именно в силу ее радикальной значимости она должна восприниматься как сфера священнодействия — священнодействия любви и зарождения новой жизни как плода такой любви.

http://azbyka.ru/semya/problematika-pola...

Поводом для расстрела послужили обнаруженные в его доме циркулярные письма, в одном из которых содержалась просьба епископа Пермского и Кунгурского Андроника (к тому времени уже зверски убитого) сообщать «о всех случаях насилия, захвата, надругательства над храмами, обителями, духовенством, святынями, тем паче о случаях кровопролития, убийства на религиозной почве на местах». Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 года священник Симеон (Конюхов) прославлен в лике святых Новомучеников и Исповедников Российских. Память совершается 15/28 октября. 25 декабря 1918 года колчаковский корпус под руководством генерала Гайды занял Пермь, и воинские соединения 3-й Красной Армии начали беспорядочное отступление в северо-западном направлении от Перми. Банды Путиловского кавалерийского полка, отступая на запад, перешли Каму севернее Перми и вышли к станции Шабуничи. 30 декабря белые заняли Нытвенский завод. По ходу отступления Путиловские боевики остановились на ночлег в деревне Мокино Оханского уезда. В окрестностях этого села они также без суда и следствия стали убивать тех, кто отказывался вступать в ряды Красной армии. Так, «красные орлы» Путиловского полка казнили 24 человека - жителей расположенных в Охинском уезде близ Мокино деревень Палкино и Нижняя Северная. Они собрали сход и предложили мужчинам вступить в их ряды. Но селяне воевать за большевиков отказались. Тогда всех крестьян вывели за деревню и на берегу пруда зарубили шашками. Донёс же на крестьян житель деревни Нижняя Северная Сергей Савватиевич Палкин, который заявил путиловцам, что селяне не хотят воевать за советскую власть и помогают колчаковцам. Однако Сергей Савватиевич сам не ожидал, что дело закончится кровопролитием, и даже не позаботился предупредить своего родного брата. В настоящее время деревни Нижняя Северная уже не существует, но жители села Мокино по собственной инициативе установили на могиле своих земляков памятник со следующей надписью: «По ложному доносу в декабре 1918 года красными (Путиловский полк) казнены (отрублены шашками головы) и похоронены здесь из деревни Северная:

http://ruskline.ru/analitika/2016/02/13/...

Эта информация дошла до детей отца Валериана. Матушка Доминика умерла раньше, подробностей гибели мужа она так и не узнала. Много раз она писала письма в советские инстанции, с просьбой дать сведения о судьбе отца Валериана, обращалась даже в правительство. В ответ на запросы ей отвечали, что он умер от желудочной болезни в 1935 году в ссылке… В 1999 году священник Валериан Новицкий был причислен к лику местночтимых святых Белорусского Экзархата РПЦ. Юбилейным Архиерейским собором 2000 года отец Валериан был причислен к лику новомучеников и исповедников Российских. См. житие священномученика Валериана (Новицкого) составленное игуменом Дамаскином (Орловским) Читайте также: Новомученики и исповедники. Лица и судьбы «Попа на вилы!» Памяти священномученика Мефодия (Красноперова) Священноисповедник Владимир Хираско: проповедовал слепым детям, осужден за антисоветскую агитацию   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 7 февраля, 2020 22 ноября, 2019 25 августа, 2022 5 апреля, 2022 12 марта, 2022 10 февраля, 2022 16 мая, 2020 9 февраля, 2020 8 февраля, 2020 7 февраля, 2020 22 ноября, 2019 25 августа, 2022 5 апреля, 2022 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/ne-otrekajsya-ni-ot-bo...

Христианский клерикализм остается в современном мире одной из немногих идейно-политических сил, не только рассматривающей практические социальные вопросы и пути их решения в соответствующем онтологическом и философско-антропологическом горизонте, но и последовательно осуществляющей онтологическую критику (или: онтологически-обоснованную критику) альтернативных мировоззренческих и практических позиций, наличных социальных, культурных, политических, правовых порядков (как на глобальном, так и на страновом уровнях). Таким образом, клерикализм – это политическая доктрина и политическая практика, основанные на положениях христианской картины мира, христианской социологии и христианской антропологии. В силу этого христианский клерикализм имеет своей целью достижение " общего блага " , а не только блага отдельной религиозной группы, и может, и должен высказываться по всему спектру вопросов, волнующих современное общество. Однако пока что приходится констатировать спорадический и бессистемный характер попыток реализации клерикальной политики в нашей стране и – как следствие – отсутствие развернутой программы институциональных преобразований, отвечающих целям Русской Православной Церкви, – преобразований, необходимых и принципиально осуществимых в современной России. По-видимому, такое положение складывается вследствие: • недостаточного освоения интеллектуального наследия христианской социальной мысли вообще и недостаточного освоения (или даже приятия) положений Основ социальной концепции Русской Православной Церкви, принятых Юбилейным архиерейским собором в 2000 году; • недооценки возможностей системного подхода в сфере планирования и реализации клерикальной политики, что, например, выражается в отсутствии единой Концепции реформирования российского законодательства в соответствии с идейными установками и ценностями Православия, а также – координации практической деятельности клерикально-ориентированных политиков в России. Кроме того, важнейшими идейными факторами, препятствующими превращению клерикализма в значимую общественно-политическую силу в России, являются:

http://religare.ru/2_45674.html

Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных связей, об участии в конференции «Священный дар для живой природы» (Катманду, Непал; 15-17 ноября 2000 года) по приглашению Его Высочества герцога Эдинбургского Филиппа. ПОСТАНОВИЛИ: Доклад принять к сведению. СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных связей, о переговорах с епископом Езником, Председателем Отдела внешних церковных сношений Армянской Апостольской Церкви, состоявшихся 27 ноября 2000 года. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению. 2. В осуществление решения, принятого на встрече глав Русской Православной и Армянской Апостольской Церквей 29 февраля 2000 года о начале двустороннего диалога Русской Православной и Армянской Апостольской Церквей и конкретизированного на переговорах Председателей ОВЦС обеих Церквей 6 июля 2000 года и 27 ноября 2000 года, провести 12-16 февраля 2001 года в Эчмиадзине (Армения) двусторонние собеседования по церковно-общественной тематике. 3. Для проведения собеседований сформировать делегацию Русской Православной Церкви в следующем составе: 4. Считать целесообразным представить в ходе собеседований документ «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», принятый Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви. СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных связей, о посещении им 27-28 ноября 2000 года Союзной Республики Югославии. Справка: 27-28 ноября 2000 года митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, посетил с рабочим визитом Союзную Республику Югославию. Во время визита митрополит Кирилл имел встречу со Святейшим Патриархом Сербским Павлом и членами Священного Синода Сербской Православной Церкви, а также был принят Президентом Союзной Республики Югославии Воиславом Коштуницей. Главной темой переговоров были вопросы развития диалога и сотрудничества между Россией и Югославией при активном участии двух Поместных Православных Церквей.

http://patriarchia.ru/db/text/4924770.ht...

Какой примерно процент выпускников Ваших духовных школ сегодня пытается устроиться на работу в рамках какой-либо светской специальности, помимо рукоположения? В каких сферах в основном? Изменится ли ситуация после принятия нового закона, станут ли духовные школы обеспечивать общество постоянным притоком кадров с фундаментальным богословским образованием? Трудно привести какую-либо статистику. Одно могу сказать: далеко не редкость, когда нашего выпускника, несмотря на отсутствие законодательной базы, приглашают читать лекции в светских вузах например, какие-нибудь спецкурсы. То, что теперь это будет происходить на твердой правовой основе хорошо. Но как изменится ситуация в целом? Трудно сказать. Фундаментальное богословское образование мы и так даем нашим выпускникам. Будет ли востребованность со стороны общества? Уверен да. Основной процент абитуриентов это люди прямо со школьной скамьи или с уже имеющимся светским дипломом? Изменилась ли динамика за последние годы? На сегодня каждый пятый студент Московской Духовной академии и семинарии имеет высшее образование, что является стабильным показателем за последние годы. Насколько критична, по-Вашему, ситуация с нехваткой священнических кадров в Русской Православной Церкви? Сегодня уже не начало и даже не середина 1990-х, когда священнослужителей не хватало просто катастрофически, в связи с чем мы были вынуждены рукополагать кандидатов без, может быть, достаточной подготовки. Снижение остроты этой проблемы, кстати, дало возможность юбилейному Архиерейскому Собору Русской Православной Церкви 2000 года указать на необходимость перехода к «рукоположению в священный сан исключительно лиц, имеющих семинарское или соответствующее ему образование». Это определение было повторено Архиерейским Собором 2004 года. Таким образом, эта проблема сегодня решается. Долгое время как в светской, так и во внутрицерковной среде можно было услышать жалобы на низкий уровень образования, в том числе и духовного, священников, особенно сельских. В начале 1990-х такие жалобы были наиболее часты. Но за последние 10 лет в регионах России начали открываться семинарии, преподавательский состав в которых зачастую пополняется выпускниками МДА. Изменился ли в целом уровень «квалификации» духовенства в нашей Церкви?

http://patriarchia.ru/db/text/373780.htm...

Святейший Патриарх Алексий: В повестке дня двусторонних отношений с Римско-Католической Церковью остаются проблемы, требующие реального разрешения 24 июня 2008 г. 14:52 В последнее время осуществляется диалог с Римско-Католической Церковью по целому ряду актуальных вопросов современности, особенно таких, как защита традиционных христианских ценностей, роль религии в жизни общества, нравственные проблемы, отношение к семье, отметил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, выступая с докладом на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви. Между тем Патриарх напомнил, что в повестке дня двусторонних отношений с Римско-Католической Церковью остаются проблемы, требующие реального разрешения. Среди них — вопрос миссионерской деятельности католиков на традиционно православных землях России и других стран СНГ. Для обсуждения этих тем действует созданная в 2004 году Совместная рабочая группа по рассмотрению проблемных ситуаций, существующих во взаимоотношениях между Русской Православной и Римско-Католической Церквами. «Хотелось бы также увидеть долгожданный прогресс в вопросе об отношении греко-католиков к православным в тех регионах Западной Украины, где последователи унии составляют численное большинство, — заявил Предстоятель Русской Православной Церкви. — К сожалению, мы не наблюдаем положительной динамики в этом вопросе, и представители канонического Православия продолжают испытывать притеснения со стороны греко-католического окружения». Диалог с инославными Церквами ведется в соответствии с принятыми Юбилейным Архиерейским Собором Основными принципами отношения Русской Православной Церкви к инославию. Как сообщил Святейший Патриарх Алексий, представители Московского Патриархата принимали участие в заседаниях Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между Римско-Католической и Православной Церковью, которые проходили в Белграде (Сербия)) в 2006 году и в Равенне (Италия) в 2007 году. Его Святейшество напомнил, что принятие итогового документа Смешанной комиссии происходило в октябре 2007 года в Равенне без участия представителей Русской Православной Церкви, которые были вынуждены покинуть данную сессию диалога в связи с тем, что без всякого предварительного согласования в число его участников были включены представители ЭАПЦ Константинопольского Патриархата . Это, в соответствии с решениями Архиерейского Собора 2000 года, сделало невозможным для делегации Московского Патриархата продолжение работы в комиссии. Пресс-служба Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2008 г. Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/426780.htm...

Заседание Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 гг. В новейший период церковной истории голоса о необходимости созыва Поместного собора зазвучали в церковной и околоцерковной среде в связи с принятием Юбилейным Освященным Архиерейским собором 2000 г. «Устава Русской Православной Церкви», который изменял статус Поместного собора и упразднял периодичность его созыва, менял его место, роль и значение в современной системе высшего церковного управления. Критики нововведений заявляли об ослаблении принципа соборности Церкви, об усилении иерархического начала в высшем церковном управлении, нивелировании роли клириков и мирян в решении общецерковных вопросов. Эти разрозненные возражения, время от времени появлявшиеся на страницах печатных и электронных СМИ, звучавшие в интервью некоторых представителей духовенства и церковной общественности, постепенно стали объединяться в конкретную идею о необходимости созыва Поместного собора на повестку дня которого должен быть вынесен целый ряд вопросов, касающихся внутренней и внешней политики Русской Православной Церкви. Идея созыва Поместного собора обрела внешние очертания и содержательное наполнение в «Открытом письме Святейшему Патриарху епископа Диомида, клириков, монашествующих и мирян Анадырско-Чукотской епархии» от 6 июня 2007 г., в решении епархиального собрания Анадырско-Чукотской епархии от 6 июня 2007 г., а также в «Обращении ко всем архипастырям, пастырям, клирикам, монашествующим и всем верным чадам Святой Православной Церкви» от 19 января 2007 г. и «Пояснении» к нему, изданному по благословению епископа Диомида. В данных документах утверждается необходимость созыва Поместного собора, состоящего из епископата Русской Православной Церкви, представителей клира и мирян, который подверг бы общецерковному рассмотрению вызывающие критику авторов обращений некоторые направления как внутренней, так и внешней деятельности Церкви. При этом авторы обращения ссылаются на опыт проведения Всероссийского церковного собора 1917-1918 гг. и необходимость возвращения к его наследию.

http://pravoslavie.ru/36811.html

19 апр. 1932 г. награжден крестом на клобук. В нач. 1930 г. был на короткое время арестован по делу «Плетневской контрреволюционной монархической организации церковников». Вновь арестован 26 июля 1932 г. в связи с волной антиколхозных выступлений в Центральночернозёмной обл. РСФСР. Находился в областной тюрьме в Воронеже. Вместе с Орловским еп. исп. Николаем (Могилёвским , впосл. митр. Алма-Атинский), большой группой священнослужителей, монахов и мирян проходил по делу т. н. «Контрреволюционной церковно-монархической организации «Ревнители Церкви»», был объявлен ее «руководителем». На следствии не скрывал своих убеждений, обоснованно указывал, что «преследование духовенства является органической частью деятельности Соввласти» (Там же. Л. 221 об.). 26 дек. 1932 г. Коллегией ОГПУ СССР приговорен к расстрелу, замененному 10 годами ИТЛ. В том же году отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения (с дек. 1933 - Соловецкое отд-ние Беломоро-Балтийского ИТЛ, с нояб. 1936 г.- Соловецкая тюрьма особого назначения). Осенью 1937 г. НКВД принял директиву об уничтожении остававшихся на Соловецких о-вах узников. Д. был доставлен в пос. Медвежья Гора вместе с большой группой заключенных (1-й Соловецкий этап) и расстрелян в лесном урочище Сандормох по приговору Особой тройки при УНКВД по Ленинградской обл. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Соч.: Недостатки рус. иконописи и средства к их устранению. СПб., 1905; Рус. православие и зап. исповедания в богослужении и обрядах//Смоленские ЕВ. 1914. 1. С. 3-9; 2. С. 25-34; 3. С. 57-68; 4. С. 95-102; 5. С. 133-138; 6. С. 163-169; 7. С. 193-205; Речь пред благодарств. молебствием 8 июня 1913 г. окончившим курс восп. Смоленской ДС//Смоленские ЕВ. 1913. 12. С. 621-625; Религиозная революция: [Слова, сказанные в семинарской церкви в неделю 23 по Пятидесятнице]//Смоленские ЕВ. 1917. 25. С. 161-165; Речь при наречении во еп. Переславского//Владимирские ЕВ. 1918. 9. С. 64. Арх.: ГАРФ. Ф. 353. Оп. 2. Д. 737; Ф. 6343. Оп. 1. Д. 263; Архив УФСБ по Владимирской обл.

http://pravenc.ru/text/168758.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010