Во время Архиерейского Собора была вознесена молитва о спасении экипажа российской подводной лодки «Курск», потерпевшей аварию в Баренцевом море. Молебен совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Обращаясь к собравшимся, Его Святейшество, в частности, сказал: «Всем Освященным Собором помолимся о спасении тех, кто находится на этой подводной лодке, о их семьях и близких, которые переживают эту трагедию, о том, чтобы Господь помог спасателям спасти жизни людей, которые находятся в подводном плену». Во второй половине дня вниманию участников Собора были представлены на обсуждение и одобрение доклады руководителей Синодальных учреждений Московского Патриархата, посвященные их деятельности в межсоборный период. С докладом о миссионерском служении Русской Православной Церкви выступил архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн. Вопросам социального служения и благотворительности был посвящен доклад митрополита Солнечногорского Сергия, управляющего делами Московской Патриархии. О служении Русской Православной Церкви в области религиозного образования и катехизации Собору доложил игумен Иоанн (Экономцев). Издательской деятельности Московского Патриархата был посвящен доклад архиепископа Бронницкого Тихона. Проблемы духовного образования в Русской Православной Церкви были рассмотрены в докладе архиепископа Верейского Евгения. Взаимодействие Церкви с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями стало темой доклада епископа Солнечногорского Саввы. По докладам имела место краткая дискуссия. 16 августа завершилась работа Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, проходившего в Зале церковных Соборов Храма Христа Спасителя. Собор заслушал и подверг детальному обсуждению доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, о деятельности Отдела в межсоборный период. Основными темами дискуссии стали межхристианские отношения и церковная ситуация на Украине. Далее митрополит Кирилл представил проект новой редакции Устава Русской Православной Церкви. После обстоятельной дискуссии и детального рассмотрения каждого раздела Устава он был с поправками принят Архиерейским Собором. Устав вступил в действие после принятия, но подлежит последующему утверждению Поместным Собором. Затем Собор обсудил и принял Послание боголюбивым пастырям, честному иночеству и всем верным чадам Русской Православной Церкви, Определение об Украинской Православной Церкви, Определение о положении Православной Церкви в Эстонии и Определение о вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви. Участники Собора направили Президенту Российской Федерации В.В.Путину письмо, в котором ставится проблема возврата церковной собственности.

http://sedmitza.ru/lib/text/429436/

Значительная деятельность по сбору и изучению материалов, касающихся мучеников XX в., велась на местном уровне епархиальными комиссиями по канонизации мучеников и вероисповедников, образованными архиерейским собором в апреле 1992 г. Благодаря этим комиссиям было конкретизировано положение о местных канонизациях, выпущенное, но не осуществлённое собором 1917−1918 гг. Оно имело значение особой важности для епархий Московского патриархата, находящихся за пределами Российской Федерации, прежде всего, на Украине и в Белоруссии, которые таким образом смогли упорядочить местные канонизации. Поисковая работа епархиальных комиссий, собравших документы из областных архивов наряду со свидетельствами и другими материалами о новомучениках, внесла существенный вклад в местную церковную историю. Деятельность этих организаций, как и работа иных учреждений, занимавшихся новомучениками, двигалась в одном направлении и часто пересекалась с деятельностью Синодальной комиссии по канонизации святых. Комиссия усилила свою активность в преддверии канонизаций юбилейного Архиерейского собора 2000 г. В последние годы отмечается настоящий расцвет сбора, публикаций сочинений, писем, рассуждений, проповедей, жизнеописаний новомучеников. При этом не следует забывать, что, как нередко бывает, подобные труды имеют скорее апологетический, нежели научный характер. В любом случае, вся эта деятельность, направленная на восстановление исторической памяти о новомучениках, готовила и сопровождала канонизации 2000 г. Канонизации 2000 г. Среди 1097 мучеников и исповедников, канонизированных юбилейным Архиерейским собором 2000 г., 860 канонизированы впервые. Над их делами работала Синодальная комиссия под руководством митрополита Ювеналия, представившая результаты исследования собору; культ других 230 святых, уже почитавшихся на местном уровне, собор распространил на всю Русскую церковь . Среди новых святых 5 митрополитов, 23 архиепископа, 34 епископа, а также монахи, монахини, священники, миряне, «поимённо известные и доныне миру не явленные, но ведомые Богу», согласно формулировке собора. У 814 мучеников, представленных собору Синодальной комиссией, известны имена, история, и во многих случаях, обстоятельства смерти. Личность других 46 не установлена, но выяснены обстоятельства их свидетельства о вере.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

(принято Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 г., «Определение о вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви», пп. 3, 44) 3. Новый этап церковного возрождения требует пристального внимания к просветительному деланию, направленному на глубокое воцерковление людей, приходящих в православные храмы или только ищущих дорогу туда. Миссия духовного просвещения, совершаемая через преподавание, пастырские беседы, миссионерские поездки, издательскую и информационную деятельность, должна стать безусловным приоритетом. (...) 44. Взаимодействуя со светскими средствами массовой информации, священнослужители и миряне призываются более активно вести миссионерскую деятельность, разъяснять церковный взгляд на различные явления и события, способствовать формированию нравственного влияния СМИ на жизнь общества. Вместе с тем по- прежнему беспокоит обилие конфликтов между Церковью и светскими СМИ, часто вызванных непониманием целей и содержания церковной жизни, а иногда и клеветническим и даже богоборческим содержанием публикаций, нацеленных на отрыв людей от Бога и на подрыв авторитета Церкви. О взаимодействии Церкви и светских средств массовой информации (принято Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 г., документ «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», раздел XV) XV. Церковь и светские средства массовой информации. XV.1. Средства массовой информации играют в современном мире всевозрастающую роль. Церковь с уважением относится к труду журналистов, призванных снабжать широкие слои общества своевременной информацией о происходящем в мире, ориентируя людей в нынешней сложной реальности. При этом важно помнить, что информирование зрителя, слушателя и читателя должно основываться не только на твердой приверженности правде, но и на заботе о нравственном состоянии личности и общества, что включает в себя раскрытие положительных идеалов, а также борьбу с распространением зла, греха и порока. Недопустимыми являются пропаганда насилия, вражды и ненависти, национальной, социальной и религиозной розни, а также греховная эксплуатация человеческих инстинктов, в том числе в коммерческих целях. СМИ, обладающие огромным влиянием на аудиторию, несут величайшую ответственность за воспитание людей, особенно подрастающего поколения. Журналисты и руководители средств массовой информации обязаны помнить об этой ответственности.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

В сонме Новомучеников и Исповедников Российских Собором были прославлены как страстотерпцы император Николай II, императрица Александра Феодоровна, царевич Алексий, великие княжны Ольга, Татиана, Мария и Анастасия, бессудно убиенные в Екатеринбурге 17 июля 1918 г. Собором были также канонизированы еще 57 святых, послуживших Богу и Церкви в разные исторические периоды, среди них — сщмч. митрополит Арсений (Мацеевич), валаамские преподобномученики, убитые шведскими протестантами, оптинские старцы, ранее местночтимые, подвижники ХХ в.: преподобные Алексий Зосимовский, Серафим Вырицкий, св. праведный Алексий Мечёв. Вслед за принятием деяния о канонизации святых Архиерейский юбилейный Собор заслушал доклад председателя синодальной Богословской комиссии Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Минского и Слуцкого Филарета (Вахромеева), посвященный деятельности возглавляемой им комиссии и освещению разрабатываемых ею тем, в частности состоянию богословской мысли РПЦ и ее взаимоотношениям с инославием. После краткой дискуссии по докладу Собор одобрил предложенный проект документа «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию», в котором, с одной стороны, Православная Церковь характеризуется как единственная из конфессий, тождественная Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви Символа веры, а с другой— признается относительная церковность и инославных Церквей, насколько они сохранили наследие древней Церкви. На утреннем заседании 15 августа Собору был представлен доклад митрополита Смоленского Кирилла, председателя синодальной рабочей группы по выработке проекта «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви». После долгой дискуссии по докладу, в которой участвовали митрополит Челябинский Иов (Тывонюк), архиепископы Винницкий Макарий (Свистун), Львовский Августин (Маркевич), Белгородский Иоанн (Попов), Таллинский Корнилий (Якобс), Тверской Виктор (Олейник), Аргентинский Платон (Удовенко), епископы Тираспольский Юстиниан (Овчинников), Вологодский Максимилиан (Лазаренко), отцы Собора постановили одобрить «Основы социальной концепции». Принятый документ стал уникальным явлением в истории Православной Церкви, поскольку ни одна другая Поместная Церковь не имеет подобного документа, в котором бы так полно и систематично была выражена позиция Церкви по общественным проблемам, в т. ч. таким, как собственность, светская культура и наука, мир, война, преступность, светское право, СМИ, труд, вопросы семьи и брака, биоэтики и экологии.

http://sedmitza.ru/lib/text/429349/

Архив Пн Священноисповедник Николай (Могилевский), митрополит Алма-Атинский и Казахстанский 17 января 2010 г. 15:45 Священноисповедник Николай (Могилевский), митрополит Алма-Атинский и Казахстанский (1877-1955), прославлен Юбилейным Архиерейским Собором 2000 года в сонме новомучеников и исповедников Российских. Священноисповедник Николай (Могилевский), митрополит Алма-Атинский и Казахстанский, родился 9 апреля 1877 года в семье псаломщика. Пострижен в монашество с именем Николай в 1904 году в канун праздника святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. Рукоположен во иеродиакона в мае 1905 года, в иеромонаха — 9 октября того же года. В 1911 году окончил Московскую духовную академию . В октябре 1919 года в Чернигове хиротонисан во епископа Стародубского, викария Черниговской епархии. В 1923 года назначен епископом Каширским, викарием Тульской епархии, положение в которой в то время было очень тяжелое: обновленцы захватили подавляющее большинство приходов. Со своей немногочисленной паствой епископ Николай упорно противостоял обновленцам и был арестован в 1925 году. Провел в заключении более двух лет. После освобождения назначен на Орловскую кафедру, где и прослужил до следующего ареста — 1932 года. Был заключен на пять лет. Следующий арест последовал в 1941 году. Пробыв в саратовской тюрьме в общей сложности шесть месяцев, владыка Николай был направлен в Казахстан: сначала в город Актюбинск, а через три месяца в город Челкар Актюбинской области как «вольный ссыльный». Постановлением Особого совещания при Народном комиссариате внутренних дел СССР от 19 мая 1945 года архиепископ Николай был освобожден досрочно. Назначен управляющим Алма-Атинской и Казахстанской епархией 5 июля 1945 года. Приехав в Алма-Ату, владыка Николай начал свое служение в маленькой, отдаленной от центра города Казанской церкви, которая была открыта за несколько месяцев до его приезда. Собрал крепкую общину. Скончался 25 октября 1955 года. Прославлен Юбилейным Архиерейским Собором 2000 года в сонме новомучеников и исповедников Российских.

http://patriarchia.ru/db/text/997258.htm...

Неправда такого положения заключалась в том, что настоятель лишен был всех управленческих и контрольных функций, он стал бесправным главой прихода. С моей точки зрения, это было следствием несовершенства текста Определения, но не намеренным со стороны Архиерейского Собора принижением роли настоятеля на приходе. Такая ситуация в Русской Православной Церкви продолжалась до принятия нового Устава об управлении Русской Православной Церковью на Юбилейном Поместном Соборе в 1988 году. Для дальнейшего анализа и умозаключений необходимо указать на источники нашего анализа. В частности, для целей дальнейших рассуждений считаю необходимым сопоставлять Устав Прихода, принятый Поместным Собором Российской Православной Церкви в 1918 году (для краткости обозначим – «Устав Прихода 1918»), Устав об управлении Русской Православной Церкви, принятый Юбилейным Поместным Собором Русской Православной Церкви в 1988 году (для краткости обозначим – «Устав Церкви 1988»), Гражданский Устав православного Прихода, принятый Священным Синодом Русской Православной Церкви в 1991 году (для краткости обозначим – «Устав Прихода 1991») и Устав местной православной религиозной организации Прихода, принятый Священным Синодом Русской Православной Церкви в 1998 году (для краткости обозначим – «Устав Прихода 1998») и Устав Русской Православной Церкви, принятый на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 году (далее – «Устав Церкви 2000»). 4.2. Уставы об управлении Русской Православной Церкви Поместный Собор Русской Православной Церкви, состоявшийся послу- чаю Тысячелетия Крещения Руси в июне 1988 года, принял ряд решений, отразивших новую идеологическую и социально-политическую ситуацию в стране. Особая роль была отведена определению гражданско-правового положения учреждений Православной Церкви в СССР. С этой целью был рассмотрен вопрос об управлении Православной Церкви, решением которого стало принятие «Устава об управлении Русской Православной Церкви». (Текст «Устава Церкви 1988» см. в Дополнении 3 в первом столбце.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В заседании 29 декабря 2022 года (журнал 121) Священный Синод определил: «В связи с тем, что международная обстановка продолжает затруднять прибытие в Москву многих членов Архиерейского Собора, вернуться к рассмотрению о сроках проведения Архиерейского Собора во благовремении». В связи с актуальностью темы, затронутой документом «О неприкосновенности жизни человека с момента зачатия», Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поручил редакционной комиссии Межсоборного Присутствия рассмотреть замечания, поступившие от архиереев в 2021 году, и доработать текст с учетом этих замечаний. Церковная позиция по темам, рассмотренным в проекте документа «О неприкосновенности жизни человека с момента зачатия», ранее была представлена в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви, утвержденных Юбилейным Архиерейским Собором 13-16 августа 2000 года. Согласно заключительной части Основ социальной концепции: «На базе настоящего документа церковным Священноначалием принимаются определения по различным вопросам, актуальность которых ограничена рамками отдельных государств или узкого временного периода, а также достаточно частным предметом рассмотрения. По мере изменения государственной и общественной жизни, появления в этой области новых значимых для Церкви проблем, основы ее социальной концепции могут развиваться и совершенствоваться. Итоги данного процесса утверждаются Священным Синодом, Поместным или Архиерейским Соборами». ПОСТАНОВИЛИ: Принять с последующим утверждением Архиерейским Собором документ «О неприкосновенности жизни человека с момента зачатия» в качестве разъяснения и развития соответствующих положений Основ социальной концепции Русской Православной Церкви.   ЖУРНАЛ 139 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного митрополита Калужского и Боровского Климента, председателя Издательского совета Русской Православной Церкви, о проведении XVIII Открытого конкурса изданий «Просвещение через книгу». Справка: По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Издательский совет Русской Православной Церкви при поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации провел XVIII Открытый конкурс изданий «Просвещение через книгу».

http://patriarchia.ru/db/text/6087932.ht...

Церковные торжества За минувшие три года Украинская Православная Церковь отметила несколько важных юбилеев. В 2013 г. в Украине и на церковном, и на государственном уровне были проведены масштабные торжества в связи с 1025-летием Крещения Руси. В июле 2013 г. для участия в юбилейных торжествах в Киев прибыли Святейший Патриарха Московский и всея Руси Кирилл, Предстоятели Александрийской, Иерусалимской, Грузинской, Сербской, Болгарской, Кипрской, Польской и Американской Православных Церквей, а также официальные представители Константинопольской, Антиохийской, Румынской, Элладской, Албанской и Чешских земель и Словакии Православных Церквей. 27 июля состоялся традиционный молебен на Владимирской горке в Киеве у памятника святому князю Владимиру, который посетили не только гости из братских Поместных Церквей, но и высокие правительственные делегации из Молдовы, России и Сербии. 28 июля, в день памяти святого равноапостольного князя Владимира, Предстоятели и иерархи Поместных Православных Церквей совершили Божественную литургию на площади перед Успенским собором Киево-Печерской лавры . После богослужения в Национальном культурно-художественном и музейном комплексе «Мистецький Арсенал» состоялся торжественный прием от имени Предстоятеля Украинской Православной Церкви. Торжества по случаю 1025-летия стали важным свидетельством единства Украинской Православной Церкви со всем мировым Православием. 2015 год также был отмечен несколькими важными юбилеями. Прежде всего, в Украине широко отмечалось 1000-летие со дня преставления святого равноапостольного великого князя Владимира. 1 апреля 2015 г. Священный Синод Украинской Православной Церкви принял решение о проведении по этому поводу общецерковных торжеств. Согласно указу Президента Украины от 25 февраля 2015 г. 107/2015), 1000-летний юбилей святого Владимира отмечался в Украине и на государственном уровне. 28 мая 2015 г. в Киеве, в рамках церковных юбилейных торжеств, была проведена научная конференция «Наследие святого Владимира: Церковь, государство, общество». Ее организатором по поручению Священного Синода выступила Киевская духовная академия. В работе конференции приняли участие представители как духовных, так и светских учебных и научных центров.

http://patriarchia.ru/db/text/4366242.ht...

Но недолго он содержался в этой тюрьме, уже в октябре отца Михаила отправили в Рязань. За это время дочери отца Михаила могли видеть иногда своего отца через решетку камеры, а иногда, когда они подходили к тюрьме, видели только его благословляющую руку. В Рязани отец Михаил томился в заключении еще два месяца. Каждую ночь из рязанской тюрьмы угоняли этапы: лаяли собаки, кричали милиционеры. В одну ночь исполнялось до шестисот приговоров. В Михайлов день, 21 ноября 1937 года, тройкой НКВД отца Михаила приговорили к расстрелу, а в ночь с 1 на 2 декабря (нов.ст.) того же года, в день памяти иконы Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение», приговор был приведен в исполнение. Похоронен отец Михаил на братском кладбище при Скорбященской церкви, где хоронили в то время всех расстреливаемых в Рязани. Определением Архиерейского Юбилейного Собора Русской Православной Церкви от 13 – 16 августа 2000 года протоиерей Михаил Дмитрев причислен к лику святых как священномученик. Память его совершается в день его мученической кончины, 19 ноября/2 декабря, а также вместе с Собором всех новых мучеников и исповедников Российских 25 января/7февраля (если этот день совпадает с воскресным днем, а если не совпадает, то в ближайшее воскресенье после 25 января/7февраля). Память священномученика Михаила совершается также вместе с Собором Рязанских святых 10/23 июня и Собором Касимовских святых – в четверг Фоминой недели. Протоиерей Михаил Анатольевич Правдолюбов. Москва, июль 2004 года. Священномученики Илия и Константин (Бажановы) Братья Бажановы – Илия и младший брат Константин – прославлены Русской Православной Церковью как священномученики. Они родились в семье псаломщика Троицкой церкви с. Селищи Касимовского уезда Рязанской губернии Василия Алексеевича Бажанова и его жены Татианы Исмайловны: Илья – 24 июля 1877 года, а Константин – 3 июня 1879 года. В 1900 году Илия Васильевич Бажанов поступил на должность учителя в церковно-приходскую школу д. Кочемары Касимовского уезда, а в 1901 году Преосвященным Полиевком (Пясковским), епископом Рязанским и Зарайским был определен во диакона к Казанской церкви с. Малахова и там же рукоположен. В этом же селе он был учителем школы.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Selishi...

Дело в том, что и жертвы политических убийств могли быть святыми страстотерпцами. Из истории известно, что первые из прославленных Русской Церковью святых – князья Борис и Глеб – пали жертвой политического преступления – были убиты своим братом Святополком Окаянным в княжеской междоусобице. Но Церковь прославила их как мучеников-страстотерпцев ввиду христианской кротости с какой они приняли смерть, совершив подвиг самопожертвования, ибо не захотели поднять руку на брата. Юбилейный Архиерейский Собор, состоявшийся в августе 2000 года, принял решение прославить для общецерковного почитания в лике святых новомучеников и исповедников российских XX века более 1200 угодников, включая также тех подвижников веры, кто ранее был прославлен для местного почитания. Собором в сонме новомучеников и исповедников Российских прославлены как страстотерпцы император Николай II, императрица Александра, царевич Алексей, великие княжны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия. Соборный акт об их канонизации гласит: «В последнем православном российском монархе и членах его семьи мы видим людей искренне стремившихся воплотить в своей жизни заповеди Евангелия. В страданиях, перенесённых царской семьёй в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученической кончине в Екатеринбурге в ночь на 4 (17) июля 1918 года, был явлен побеждающий зло свет Христовой веры подобно тому, как он воссиял в жизни и смерти миллионов православных христиан, претерпевших гонения за Христа в XX веке» 414 . Архиерейским Собором 2000 года было также канонизировано ещё 57 святых, послуживших Богу и Церкви в разные исторические периоды. Таким образом, на Архиерейском Соборе совершён был акт беспримерный в истории Церкви. Сонм новопрославленных русских святых, по меньшей мере, троекратно превзошёл число русских святых, канонизированных за всю прежнюю историю Русской Церкви. Сонм новомучеников и исповедников российских по числу угодников оказался соизмеримым с собором древних христианских мучеников. 48.7. Почитание подвижников благочестия Помимо канонизированных святых есть ещё один вид почитаемых усопших – подвижники благочестия.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010