RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_61774.html 28 января 2009 Определение Поместного Собора Русской Православной Церкви (Москва, 27–28 января 2009 года) " Об Уставе Русской Православной Церкви " Источник:  http://www.sobor2009.ru/543677/index.html Официальный сайт Архиерейского и Поместного Соборов Действуя на основании пункта 3 главы XV (1) и пункта 17 главы III (2) Устава об управлении Русской Православной Церкви, принятого 8 июня 1988 года Поместным Собором Русской Православной Церкви, Юбилейный Архиерейский Собор, проходивший в Москве 13–16 августа 2000 года, определил: " Принять исправленный и дополненный Устав Русской Православной Церкви с последующим утверждением его на Поместном Соборе. Считать Устав вступившим в действие с момента принятия " . Архиерейский Собор, проходивший в Москве 24–29 июня 2008 года, своим Определением о внесении поправок в Устав Русской Православной Церкви внес в Устав ряд поправок, также вступивших в силу сразу после их принятия. В связи с вышеизложенным Поместный Собор Русской Православной Церкви определяет: Утвердить исправленный и дополненный Устав Русской Православной Церкви, принятый Юбилейным Архиерейским Собором 16 августа 2000 года, с дополнениями и поправками, принятыми Архиерейским Собором 27 июня 2008 года. (1) " Право внесения поправок к настоящему Уставу имеет Архиерейский Собор с последующим утверждением Поместным Собором " . (2) " Постановления Архиерейского Собора входят в силу сразу после их принятия. Окончательное утверждение этих постановлений, равно как их отмена или изменение, осуществляется исключительно Поместным Собором " . ИЗБРАННЫЙ ПАТРИАРХОМ МОСКОВСКИМ И ВСЕЯ РУСИ МИТРОПОЛИТ КИРИЛЛ Члены Президиума Собора: МИТРОПОЛИТ КИЕВСКИЙ И ВСЕЯ УКРАИНЫ ВЛАДИМИР МИТРОПОЛИТ ТОКИЙСКИЙ И ВСЕЙ ЯПОНИИ ДАНИИЛ МИТРОПОЛИТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ И ЛАДОЖСКИЙ ВЛАДИМИР ЭКЗАРХ ВСЕЯ БЕЛАРУСИ МИТРОПОЛИТ МИНСКИЙ И СЛУЦКИЙ ФИЛАРЕТ МИТРОПОЛИТ КРУТИЦКИЙ И КОЛОМЕНСКИЙ ЮВЕНАЛИЙ УПРАВЛЯЮЩИЙ ДЕЛАМИ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ МИТРОПОЛИТ КАЛУЖСКИЙ И БОРОВСКИЙ КЛИМЕНТ МИТРОПОЛИТ КИШИНЕВСКИЙ И ВСЕЯ МОЛДОВЫ ВЛАДИМИР ПЕРВОИЕРАРХ РУССКОЙ ЗАРУБЕЖНОЙ ЦЕРКВИ МИТРОПОЛИТ ВОСТОЧНО-АМЕРИКАНСКИЙ И НЬЮ-ЙОРКСКИЙ ИЛАРИОН МИТРОПОЛИТ РИЖСКИЙ И ВСЕЯ ЛАТВИИ АЛЕКСАНДР МИТРОПОЛИТ ТАЛЛИНСКИЙ И ВСЕЯ ЭСТОНИИ КОРНИЛИЙ АРХИЕПИСКОП КОРСУНСКИЙ ИННОКЕНТИЙ АРХИЕПИСКОП БЕЛОЦЕРКОВСКИЙ И БОГУСЛАВСКИЙ МИТРОФАН РЕКЛАМА

http://religare.ru/2_61774_1_21.html

поиск:   разделы   рассылка Определение Поместного Собора Русской Православной Церкви (Москва, 27–28 января 2009 года) " Об Уставе Русской Православной Церкви " Действуя на основании пункта 3 главы XV (1) и пункта 17 главы III (2) Устава об управлении Русской Православной Церкви, принятого 8 июня 1988 года Поместным Собором Русской Православной Церкви, Юбилейный Архиерейский Собор, проходивший в Москве 13–16 августа 2000 года, определил: " Принять исправленный и дополненный Устав Русской Православной Церкви с последующим утверждением его на Поместном Соборе. Считать Устав вступившим в действие с момента принятия " . Архиерейский Собор, проходивший в Москве 24–29 июня 2008 года, своим Определением о внесении поправок в Устав Русской Православной Церкви внес в Устав ряд поправок, также вступивших в силу сразу после их принятия. В связи с вышеизложенным Поместный Собор Русской Православной Церкви определяет: Утвердить исправленный и дополненный Устав Русской Православной Церкви, принятый Юбилейным Архиерейским Собором 16 августа 2000 года, с дополнениями и поправками, принятыми Архиерейским Собором 27 июня 2008 года. (1) " Право внесения поправок к настоящему Уставу имеет Архиерейский Собор с последующим утверждением Поместным Собором " . (2) " Постановления Архиерейского Собора входят в силу сразу после их принятия. Окончательное утверждение этих постановлений, равно как их отмена или изменение, осуществляется исключительно Поместным Собором " . ИЗБРАННЫЙ ПАТРИАРХОМ МОСКОВСКИМ И ВСЕЯ РУСИ МИТРОПОЛИТ КИРИЛЛ Члены Президиума Собора: МИТРОПОЛИТ КИЕВСКИЙ И ВСЕЯ УКРАИНЫ ВЛАДИМИР МИТРОПОЛИТ ТОКИЙСКИЙ И ВСЕЙ ЯПОНИИ ДАНИИЛ МИТРОПОЛИТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ И ЛАДОЖСКИЙ ВЛАДИМИР ЭКЗАРХ ВСЕЯ БЕЛАРУСИ МИТРОПОЛИТ МИНСКИЙ И СЛУЦКИЙ ФИЛАРЕТ МИТРОПОЛИТ КРУТИЦКИЙ И КОЛОМЕНСКИЙ ЮВЕНАЛИЙ УПРАВЛЯЮЩИЙ ДЕЛАМИ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ МИТРОПОЛИТ КАЛУЖСКИЙ И БОРОВСКИЙ КЛИМЕНТ МИТРОПОЛИТ КИШИНЕВСКИЙ И ВСЕЯ МОЛДОВЫ ВЛАДИМИР ПЕРВОИЕРАРХ РУССКОЙ ЗАРУБЕЖНОЙ ЦЕРКВИ МИТРОПОЛИТ ВОСТОЧНО-АМЕРИКАНСКИЙ И НЬЮ-ЙОРКСКИЙ ИЛАРИОН МИТРОПОЛИТ РИЖСКИЙ И ВСЕЯ ЛАТВИИ АЛЕКСАНДР МИТРОПОЛИТ ТАЛЛИНСКИЙ И ВСЕЯ ЭСТОНИИ КОРНИЛИЙ АРХИЕПИСКОП КОРСУНСКИЙ ИННОКЕНТИЙ АРХИЕПИСКОП БЕЛОЦЕРКОВСКИЙ И БОГУСЛАВСКИЙ МИТРОФАН Поделиться… СМ.ТАКЖЕ ЩИПКОВ ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4» TELEGRAM 21.04.2024 14.04.2024 11.04.2024 07.04.2024 31.03.2024 28.03.2024 24.03.2024 17.03.2024 РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА 30.04.2023 04.08.2022 25.12.2021 04.12.2021 24.11.2021 УНИВЕРСИТЕТ Поделитесь с друзьями

http://religare.ru/2_61774.html

Строго говоря, единственным документом, являющимся уставом Русской Церкви, на всем протяжении ее истории стал «Устав» 2000 года. Именно поэтому возникает теоретический вопрос о том, считать ли этот текст новым уставом, или же речь должна идти лишь о «редакции» текста, принятого Поместным собором в 1988 году. В любом случае, и в «Уставе об управлении», и в ныне действующем «Уставе» подтверждается принадлежность высшей церковной власти трем органам — Поместному и Архиерейскому Собору, а также Священному Синоду во главе с Патриархом . Тем самым Синод перестает быть лишь совещательным органом «при» Святейшем Патриархе, а нерегулярный Собор епископов обрел статус полноценного Архиерейского Собора. И наконец, в «Уставе об управлении» было сказано, впервые в истории Русской Церкви, о конкретной периодичности созывов Поместных Соборов — каждые пять лет. Мы можем считать двенадцать лет, прошедшие между Поместным Собором 1988 года и Юбилейным Архиерейским Собором 2000 года, реальным сроком рецепции соборных определений. Результатом такой рецепции стали те изменения в статусе Поместного Собора, которые нашли своё отражение в тексте «Устава» 2000 года. Это касается высших властных полномочий Поместного Собора в области вероучения и канонического устроения Русской Церкви, но не высшую законодательную, исполнительную и судебную власть. Также Поместный Собор перестал быть высшей судебной инстанцией, причем рецепция положения об этом заняла не двенадцать, как в случае остальных полномочий, а ровно двадцать лет — до принятия Архиерейским Собором 2008 года специального «Положения о церковном суде». Этот документ закрепил трехуровневую судебную систему в Русской Православной Церкви, оканчивающуюся в качестве третьей инстанцией судом именно Архиерейского Собора. И, наконец, можно говорить о возвращении к практике «Положения об управлении» 1945 года в вопросе регулярности созыва Поместных Соборов — теперь он может быть созван лишь в случае необходимости («Положение» 1945 года уточняет — необходимости выслушать мнение клириков и мирян) и, в обязательном порядке — в качестве собора избирательного.

http://pravoslavie.ru/37254.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Хроника работы Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2000 г. 13 августа после совершения Божественной литургии в Успенском соборе Московского Кремля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II открыл работу Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, который продлился до 16 августа. Выступая на открытии Собора, Его Святейшество, в частности, сказал: “Изволением и благодатию Всесвятого Духа мы собрались в первопрестольном граде Москве, чтобы соборными деяниями и молитвами достойно увенчать торжества нашей Церкви, посвященные празднованию великого юбилея – 2000-летия Пришествия в мир Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа… Двадцать веков прошло с тех пор, как прозвучали великие и радостные для всего человечества глаголы Ангела: “Ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь” (Лк. 2, 11). Все эти столетия Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь неустанно возвещает людям благую и спасительную весть о пришествии Царствия Божия. Верная апостольскому и святоотеческому преданию, она обращается к миру через свои Соборы, которые созываются для обсуждения и решения актуальных вопросов церковной жизни. Соборность – это душа Церкви, показатель полноты ее жизненных сил. Нынешний Юбилейный Собор имеет для Русской Православной Церкви особое значение, ибо он призван наметить пути, по которым она будет следовать в XXI веке. Это обстоятельство налагает на нас высокую ответственность за судьбы Церкви в наступающем третьем тысячелетии от Рождества Христова… Настоящим Архиерейским Собором Русская Православная Церковь завершает трагический ХХ век, в котором ей пришлось пережить одно из самых страшных и жестоких гонений в истории христианства. Милостию Божиею врата адовы не одолели нашу Церковь, украсившуюся, словно порфирой и виссоном, кровью многих тысяч страдальцев за Христа… Молитвами всех святых, в земле нашей просиявших, да дарует нам Всемилостивый Господь “дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия” (Ис. 11. 2), дабы нынешний Юбилейный Архиерейский Собор вошел в историю соборных деяний Русской Православной Церкви примером подлинного единомыслия и любви во Христе Иисусе, Господе нашем”.

http://sedmitza.ru/lib/text/429436/

подробнее... МНОГИЕ СВЯТЫЕ, КАНОНИЗИРОВАННЫЕ АРХИЕРЕЙСКИМ СОБОРОМ, ДАВНО ПОЧИТАЮТСЯ В НАРОДЕ Многие из прославленных Архиерейским Собором подвижников веры уже давно признаны верующим народом как святые. Церковный форум подтвердил уже установленное их почитание как местночтимых святых в Костромской, Казанской, Санкт-Петербургской, Красноярской и других епархиях. подробнее... ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ИТОГАМ ЮБИЛЕЙНОГО АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА СОСТОЯЛАСЬ В ХРАМЕ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ 17 августа, на другой день после завершения работы Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, в Храме Христа Спасителя состоялась пресс-конференция для аккредитованных журналистов. подробнее... ФОТОГРАФИЯ УЧАСТНИКОВ АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА 16 августа завершилась работа Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, проходившего в Зале церковных Соборов Храма Христа Спасителя. подробнее... РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ СЧИТАЕТ БЕСПРЕЦЕДЕНТНЫМ ВМЕШАТЕЛЬСТВО КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО ПАТРИАРХАТА В ДЕЛА РПЦ НА УКРАИНЕ О беспрецедентном вмешательстве Константинопольского Патриархата в дела Русской Православной Церкви на территории Украины заявил сегодня митрополит Одесский и Измаильский Агафангел. " Патриарх Варфоломей объявил Украину своей канонической территорией, что является грубым нарушением церковных канонов " , - отметил владыка. подробнее... СТАТУС САМОУПРАВЛЯЕМОЙ ПОЛУЧИЛА УКРАИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ Архиерейский Собор единогласно подтвердил независимость и самостоятельность УПЦ, которые были предоставлены ей Московский Патриархатом в 1990 году. В то же время Собор проявил готовность провозгласить автономию УПЦ, но эта проблема будет решаться на всеправославном уровне. Провозглашение автономии должно увязываться с улучшением ситуации на Украине, считают иерархи. подробнее... ПОЧЕТНЫЕ ГОСТИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ПРИБЫВАЮТ В МОСКВУ НА ВЕЛИКОЕ ОСВЯЩЕНИЕ ХРАМА ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ Почетные гости Русской Православной Церкви прибывают сегодня в Москву на великое освящение Храма Христа Спасителя. На историческом событии, которое состоится в праздник Преображения Господня 19 августа, будут присутствовать около 600 представителей всех Поместных Православных Церквей и другие гости.

http://pravoslavie.ru/news/index37.htm

В октябре 1997 года по решению Синодальной комиссии по канонизации святых и по благословению Патриарха Алексия II состоялось местное прославление в лике святых преподобноисповедника Севастиана Карагандинского. Его святые мощи были обретены и перенесены в храм Рождества Пресвятой Богородицы в Михайловке, а в мае 1998 года перенесены в Свято-Введенский собор, ставший главным храмом Караганды. Когда-то его благословил построить отец Севастиан. Юбилейным Архиерейским Собором 2000 года его имя было включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской для общецерковного почитания. Сегодня в селе Большая Михайловка можно посетить мемориальную келью преподобного Севастиана Карагандинского. В 1998 году при храме Рождества Пресвятой Богородицы создан Богородице-Рождественский женский монастырь. Духовник монастыря — архимандрит Петр (Горошко), который был алтарником и водителем у отца Севастиана. Живы и другие свидетели праведной жизни святого, проживающие в Михайловке. Акмолинские сестры В сорока километрах от города Акмолинска (ныне Астана, столица Казахстана) в селении Малиновка в 1938 году был создан крупнейший советский женский лагерь — Акмолинский лагерь жен изменников Родины (АЛЖИР), специальное отделение Карлага. Значительная часть заключенных была репрессирована как ЧСИРы — «члены семей изменников Родины». Здесь отбывали срок вдовы расстрелянных военачальников и известных государственных деятелей страны. Среди них Екатерина Калинина, жена председателя Президиума Верховного Совета СССР Михаила Калинина, Анна Ларина, жена члена Политбюро ЦК ВКП(б) Николая Бухарина, Кира Андроникашвили, актриса, кинорежиссер, жена писателя Бориса ­Пильняка, ­Рахиль Мессерер-Плисецкая, актриса кино, мать балерины Майи Плисецкой. Маленькая Майя три года провела в АЛЖИРе. В числе заключенных Акмолинского лагеря были и монахини. Евдокия (Андрианова) подвизалась в одном из монастырей Московской епархии , в 1932-м была арестована на три года, затем в 1937 году уже сроком на восемь лет. Поступила монахиня Евдокия в отделение Карлага АЛЖИР в декабре 1937 года. В лагере была вновь арестована вместе с еще одиннадцатью верующими женщинами-заключенными, получившими ранее сроки от двух до десяти лет. В апреле того же года все они (кроме Иустины Меланич, осужденной на десять лет лишения свободы и умершей в заключении) были расстреляны. Юбилейным Архиерейским Собором 2000 года монахиня Евдокия и все, проходившие с ней по одному следственному делу, прославлены в лике святых. И сегодня верующие молятся Акмолинским сестрам.

http://patriarchia.ru/db/text/6093958.ht...

Юбилейный Архиерейский собор 2000 г. внес в «Устав» ряд корректив, призванных способствовать более эффективной деятельности органов высшей церковной власти и управления, что выразилось в изменении статуса и перераспределении полномочий Поместного и Архиерейского соборов, статуса Священного Синода. Специфика новой редакции «Устава» 2000 г. проявилась в том, что Поместный собор приобрел статус органа, которому принадлежит высшая власть в Русской Православной Церкви только в области вероучения и канонического устройства. При этом Поместный собор лишился периодичности в своем созыве. Архиерейский собор стал высшим органом иерархического управления, которому принадлежит высшая судебная власть в Русской Церкви, что ранее относилось к компетенции Поместного собора. Архиерейский собор перестал быть подотчетным Поместному собору, приобрел наиболее важные и принципиальные полномочия в сфере высшего церковного управления, что привело к возрастанию его роли и значения в системе органов высшей власти и управления Русской Православной Церкви. Был изменен статус, состав и компетенция Священного Синода. Синод сохранил ответственность только перед Архиерейским собором, в то время как ответственность перед Собором поместным была упразднена. Заметим, что данные изменения в «Уставе» не входят в противоречие с канонами Церкви, и, как представляется, не влекут ослабления принципа соборности в высшем церковном управлении, а также не противоречат соборно-патриаршей форме управления.     Итак, соборно-патриаршая форма высшего управления Русской Православной Церкви, получившая закрепление в определениях Всероссийского церковного собора 1917-1918 гг. и фактически не функционирующая в послесоборный период, не была утеряна и не стала исключительно лишь частью истории. Во второй половине XX века она постепенно вновь обрела свою определяющую роль в формировании системы высшего управления Русской Православной Церкви.     Тихомиров П.  Каноническое достоинство реформы Петра Великого по церковному управлению. (Несколько историко-канонических справок и соображений в дополнение к статьям Л.А. Тихомирова и проф. Н.А. Заозерского о церковном управлении и церковной власти).//Богословский вестник. 1904. Т. I.  2. С. 241.

http://bogoslov.ru/article/221155

поиск:   разделы   рассылка Александр Зворский Поместный собор остается на месте Источник:  Коммерсант Вчера стало известно, что поместный собор Русской православной церкви подтвердил самоуправление Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) с правами широкой автономии, которое она получила в 1990 году. При этом поместный собор даже не рассматривал поступившее за несколько дней до начала собора обращение патриарха Украинской православной церкви Киевского патриархата Филарета, в котором он просил предоставить УПЦ МП статус автокефалии. В Московском патриархате заявили, что и не собирались рассматривать " рекомендации отлученного от церкви священника " . Предстоятель УПЦ МП митрополит Киевский Владимир (Сабодан) вчера сообщил, что поместный собор Русской православной церкви (РПЦ) подтвердил самоуправление УПЦ МП с правами широкой автономии. Этот статус был предоставлен УПЦ МП архиерейским собором РПЦ в 1990 году, а затем закреплен в уставе РПЦ, который был принят юбилейным архиерейским собором в 2000 году и одобрен поместным собором на минувшей неделе. В частности, УПЦ МП формирует свой Священный синод, самостоятельно собирает соборы, принимает решения об открытии новых епархий, смене их границ, а также назначает епископов. Кроме того, по словам митрополита Владимира, при Священном синоде УПЦ МП действует целый ряд отделов, которые отвечают за различные направления церковной деятельности. Напомним, поместный собор, на котором был избран новый патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев), состоялся 27-28 января в Москве (см. Ъ от 28 января). Перед собором предстоятель УПЦ КП, патриарх Киевский и всея Руси-Украины Филарет (Денисенко) направил официальное обращение к делегатам поместного собора РПЦ с просьбой признать автокефалию УПЦ МП. В своем обращении Филарет, в частности, указал, что для автокефалии УПЦ МП существуют весомые основания, поскольку история Киевской митрополии насчитывает более тысячи лет, а украинская церковь имеет богатый богословский опыт. Предстоятель УПЦ КП также напомнил делегатам собора о том, что Русская православная церковь признала автокефальными православные церкви в Польше, Чехословакии и Америке, каждая из которых имеет намного меньшую паству, чем УПЦ МП.

http://religare.ru/2_62055.html

Хроника работы Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2000 г. 9 июня 2008 г. 22:05 13 августа после совершения Божественной литургии в Успенском соборе Московского Кремля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II открыл работу Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, который продлился до 16 августа. Выступая на открытии Собора, Его Святейшество, в частности, сказал: «Изволением и благодатию Всесвятого Духа мы собрались в первопрестольном граде Москве, чтобы соборными деяниями и молитвами достойно увенчать торжества нашей Церкви, посвященные празднованию великого юбилея — 2000-летия Пришествия в мир Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа… Двадцать веков прошло с тех пор, как прозвучали великие и радостные для всего человечества глаголы Ангела: “Ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь” (Лк. 2, 11). Все эти столетия Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь неустанно возвещает людям благую и спасительную весть о пришествии Царствия Божия. Верная апостольскому и святоотеческому преданию, она обращается к миру через свои Соборы, которые созываются для обсуждения и решения актуальных вопросов церковной жизни. Соборность — это душа Церкви, показатель полноты ее жизненных сил. Нынешний Юбилейный Собор имеет для Русской Православной Церкви особое значение, ибо он призван наметить пути, по которым она будет следовать в XXI веке. Это обстоятельство налагает на нас высокую ответственность за судьбы Церкви в наступающем третьем тысячелетии от Рождества Христова… Настоящим Архиерейским Собором Русская Православная Церковь завершает трагический ХХ век, в котором ей пришлось пережить одно из самых страшных и жестоких гонений в истории христианства. Милостию Божиею врата адовы не одолели нашу Церковь, украсившуюся, словно порфирой и виссоном, кровью многих тысяч страдальцев за Христа… Молитвами всех святых, в земле нашей просиявших, да дарует нам Всемилостивый Господь “дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия” (Ис. 11, 2), дабы нынешний Юбилейный Архиерейский Собор вошел в историю соборных деяний Русской Православной Церкви примером подлинного единомыслия и любви во Христе Иисусе, Господе нашем».

http://patriarchia.ru/db/text/418770.htm...

33. Собор указывает на необходимость более ответственного подхода к таинству Брака, совершение которого должно предваряться раскрытием перед желающими его принять всей важности создания крепкой христианской семьи, основанной на любви и верности. Это поможет преодолеть тенденцию к увеличению прошений о разводе. II.3.2. Вопросы совершения браков и бракорасторжения О гражданском браке (принято Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 г., документ «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», X.2, абз. 9) Х.2. (...) Священный Синод Русской Православной Церкви 29 декабря 1998 года 12 с сожалением отметил, что «некоторые духовники объявляют незаконным гражданский брак или требуют расторжения брака между супругами, прожившими много лет вместе, но в силу тех или иных обстоятельств не совершившими венчания в храме... Некоторые пастыри-духовники не допускают к причастию лиц, живущих в «невенчанном» браке, отождествляя таковой брак с блудом» 13 . В принятом Синодом определении указано: «Напомнить пастырям о том, что Православная Церковь , настаивая на необходимости церковного брака, с уважением относится к гражданскому браку» 14 . О браке с неверующими и инославными (принято Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 г., документ «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», X.2, абз. 9–13) Х.2. (...) Общность веры супругов, являющихся членами тела Христова, составляет важнейшее условие подлинно христианского и церковного брака. Только единая в вере семья может стать домашней Церковью ( Рим. 16:4 ; Флм. 1:2 ), в которой муж и жена совместно с детьми возрастают в духовном совершенствовании и познании Бога. Отсутствие единомыслия представляет серьезную угрозу целостности супружеского союза. Именно поэтому Церковь считает своим долгом призывать верующих вступать в брак только в Господе ( 1Кор. 7:39 ), то есть с теми, кто разделяет их христианские убеждения. Упомянутое выше определение Священного Синода 15 также говорит об уважении Церкви «к такому браку, в котором лишь одна из сторон принадлежит к православной вере, в соответствии со словами святого Апостола Павла: неверующий муж освящается женой верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим ( 1Кор. 7:14 ) " 16 . На этот текст Священного Писания ссылались и отцы Трулльского Собора, признавшие действительным союз между лицами, которые, «будучи еще в неверии и не быв причтены к стаду православных, сочетались между собою законным браком», если впоследствии один из супругов обратился к вере (правило 72). Однако в том же правиле и других канонических определениях (IV Всел. 14, Лаод. 10, 31), равно как и в творениях древних христианских писателей и отцов Церкви ( Тертуллиан , святитель Киприан Карфагенский , блаженный Феодорит и блаженный Августин ), возбраняется заключение браков между православными и последователями иных религиозных традиций.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010