Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, возглавлявший Синодальную Рабочую группу по выработке Основ социальной концепции Русской Православной Церкви, рассказал о работе над этим фундаментальным мировоззренческим документом, в котором сформулированы ответы Церкви на вызовы эпохи рубежа столетий. “Основы социальной концепции Церкви, одобренные участниками Собора после заинтересованного шестичасового обсуждения, свидетельствуют об осознании Церковью своей ответственности перед человеком, семьей и обществом на качественно новом уровне, - сказал владыка Кирилл. - Ныне не только числом вновь открытых приходов и восстановленных храмов должен оцениваться успех церковного делания, но и реальным, деятельным и действенным вкладом Церкви в устроение жизни на началах христианской нравственности, укорененных в Священном Писании и Священном Предании”. Одобренные Собором Основы социальной концепции Церкви были рекомендованы Синодальным учреждениям, епархиям, монастырям, приходам, а также клирикам и мирянам в качестве руководства во взаимоотношениях с государственной властью, различными светскими объединениями и организациями, внецерковными средствами массовой информации. Положения данного документа будут применяться в пастырской практике, связанной с новыми явлениями жизни общества. В качестве председателя Синодальной комиссии по внесению поправок в Устав об управлении Русской Православной Церкви митрополит Кирилл рассказал о сущности отдельных изменений в документе и о значении его новой редакции для канонической жизни Церкви на современном этапе. Отвечая на вопросы журналистов о ситуации на Украине, митрополит Одесский и Измаильский Агафангел отметил значение Определения завершившегося Архиерейского Собора об Украинской Православной Церкви для преодоления нынешнего кризиса. По мнению владыки Агафангела, подтверждение Юбилейным Архиерейским Собором статуса независимости и самостоятельности Украинской Православной Церкви, получившей права широкой автономии по Определению Архиерейского Собора Русской Православной Церкви в 1990 году, дает надежду на уврачевание расколов и создает хорошие предпосылки для объединение всех православных в лоне единой Церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/429427/

Устав об управлении Русской Православной Церкви , принятый Поместным Собором РПЦ 1988 г., не ввел значительных изменений в порядок управления благочинническими округами. На Б. устав возложил обязанность не реже 1 раза в год посещать все приходы своего округа (VII 58) и предоставил ему право проводить заседания приходского собрания по указанию архиерея, по просьбе настоятеля, а также приходского собрания и приходского совета (VII 59). По благословению архиерея Б. мог созывать священников своего округа на братские совещания (VII 60). В соответствии с ныне действующим Уставом Русской Православной Церкви , принятым Архиерейским Юбилейным Собором 2000 г. , епархия разделяется на благочиннические округа во главе с Б., назначаемыми правящим архиереем (X 5. 50). Их границы и наименования определяются епархиальным советом (X 5. 51). В обязанности Б. входит забота о чистоте правосл. веры и достойном церковно-нравственном воспитании верующих (X 5. 52а), наблюдение за отправлением богослужений, за благолепием и благочинием в храмах, за состоянием церковной проповеди (52б), «забота об исполнении постановлений и указаний епархиальной власти» (52в), «попечение о своевременном поступлении в епархию приходских взносов» (52г), «преподание советов священнослужителям как относительно выполнения ими своих обязанностей, так и относительно их личной жизни» (52д), устранение недоразумений между клириками, а также между духовенством и мирянами «без формального судопроизводства и с докладом о наиболее значительных инцидентах правящему архиерею» (52е), предварительное расследование церковных правонарушений по указанию архиерея (52ж), ходатайство перед архиереем о награждении клириков и мирян (52з), внесение предложений архиерею по замещению вакантных должностей в округе (52и), забота о религ. окормлении верующих в приходах, временно не имеющих священнослужителей (52к), «наблюдение за строительством и ремонтом церковных зданий в пределах благочиния» (52л), забота о наличии при храмах всего необходимого для совершения богослужений и нормального приходского делопроизводства (52м), «исполнение иных возлагаемых на него архиереем обязанностей» (52н). В сравнении с прежним уставом в круг обязанностей Б. уже не входит предоставление клирикам отпусков.

http://pravenc.ru/text/149349.html

«Уставом об управлении Русской Православной Церкви» , принятым Поместным Собором 1988 г., в отличие от ранее действовавшего Положения 1945 г. предусматривалось образование епархиальных собраний и Е. с. во всех епархиях. Председательство в Е. с. Уставом предоставлялось правящему архиерею. Е. с. в соответствии с Уставом должен состоять не менее чем из 4 лиц в пресвитерском сане: 2 назначаются архиереем и 2 избираются епархиальным собранием на 1 год. В круг обязанностей Е. с. Устав включил исполнение решений епархиального собрания, представление ему годовых отчетов, заботу об изыскании средств на нужды епархии и приходов, определение границ благочиний и приходов, рассмотрение отчетов благочинных, наблюдение за деятельностью приходских советов, проведение ревизий епархиальных учреждений, ознакомление с проектами строительства, ремонта и реставрации храмов, заботу об обеспечении заштатного духовенства и заштатных церковных работников (Устав РПЦ, 1989. VII 44). Устав 1988 г. наделил Е. с. судебной властью, сообщив ему статус суда 1-й инстанции по делам, связанным с обвинением в «неправославной вере» клириков и мирян, в нарушениях канонов и христ. нравственных норм, возложив на него также рассмотрение дел, касающихся церковного брака и развода, разногласий между духовенством и приходскими должностными лицами (Там же. VII 45, 50). Действующий в наст. время «Устав Русской Православной Церкви» , принятый Архиерейским юбилейным Собором 2000 г. , сохранил в общих чертах порядок епархиального управления, установленный Уставом 1988 г. В соответствии с действующим Уставом Е. с. образуется по благословению правящего архиерея и состоит не менее чем из 4 лиц в пресвитерском сане: 2 назначаются архиереем и 2 избираются епархиальным собранием на 3 года. Существенное изменение в сравнении с прежним Уставом заключается в продлении срока, на который избираются члены Е. с., с 1 года до 3 лет. Члены Е. с. могут быть отстранены от своей должности решением епархиального архиерея в случае нарушения ими вероучительных, канонических или нравственных норм, а также в случае их нахождения под церковным судом или следствием.

http://pravenc.ru/text/190003.html

Таким образом, «Уставом» 2000 г. не нарушается принцип соборности в высшем церковном управлении, а также не наносится ущерба соборно-патриаршей форме этого управления, поскольку сохраняется соборный порядок принятия решений органами высшей власти и управления Русской Православной Церкви, Патриарх осуществляет управление Церковью совместно с Синодом, и подотчетен Поместному и Архиерейскому соборам. На современном этапе бытия Русской Православной Церкви, построения системы ее высшего управления, настроенной на оперативное решение возникающих проблем и вопросов, касающихся внутренней и внешней жизни Церкви, призыв к созыву Поместного собора несет образ искусственности и надуманности. Сегодняшний день кардинально отличается от обстановки начала XX века, предшествующей созыву и проведению Всероссийского церковного собора 1917-1918 гг. В тот период в жизни Церкви, ее высшего, епархиального и приходского управления накопилось немало неразрешенных проблем, препятствовавших миссии Церкви, ее просветительской деятельности. Для решения этих проблем был необходим Собор, который после детального рассмотрения и обсуждения смог бы выработать правила, позволявшие Церкви в условиях тогдашнего общества и государства приступить к внутреннему церковному обновлению и строительству. Современная ситуация – иная. Перед Церковью сегодня не стоит задача реформирования тех или иных уровней своего управления, решения сложных задач внутренней и внешней церковной жизни. Сформированная система высшего церковного управления позволяет достаточно эффективно решать общецерковные вопросы, формировать различные направления миссии Церкви в обществе. Что касается необходимости привлечения клириков и мирян к процессу высшего церковного управления и соборной деятельности, то сегодня, наверное, невозможно представить себе, что органы высшей церковной власти и управления могут функционировать без экспертной деятельности, консультативной помощи представителей духовенства и мирян, их участия в процессе дособорного обсуждения проектов решений. Важнейшей составляющей соборного процесса является подготовительный этап, заключающийся в серьезной аналитической и интеллектуальной работе представителей духовенства и мирян по подготовке проектов соборных документов и заявлений. Помимо этого, клирики и миряне активно участвуют в обсуждении предлагаемых архиерейским Соборам проектов решений. В качестве примера можно привести опыт разработки и обсуждения проекта «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви». Еще до рассмотрения проекта документа Юбилейным Освященным Архиерейским собором 2000 г. базовые идеи проекта «Основ» подвергались обсуждению на различных совещаниях и конференциях, основными участниками которых были духовенство и миряне, а также экспертное сообщество.

http://pravoslavie.ru/36811.html

Новости 30 июня, 2012 Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества будет сотрудничать с Всероссийским обществом охраны природы 29 июня 2012 года в Общественной палате Российской Федерации состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между Всероссийским обществом охраны природы, Синодальным отделом по взаимоотношениям Церкви и общества и Всемирным русским народным собором. 30 июня, 2012 30 июня, 2012 В Церкви обсудили церковную реабилитацию наркозависимых Под председательством митрополита Калужского и Боровского Климента, председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви, прошел круглый стол, посвященный церковной реабилитации наркозависимых. 30 июня, 2012 Вице-президентом Египта назначен христианин Комментируя свое решение о назначении на пост второго вице-президента представителя христианской общины, президент Египта сказал, что государство не превратится в исламскую республику. 29 июня, 2012 Владимир Легойда: Нападение на храмы и мечети — крайне тревожный признак состояния общества Председатель Синодального информационного отдела Владимир Легойда выразил обеспокоенность по поводу нападения на мечеть в селении Карамахи Буйнакского района Дагестана, в ходе которого были расстреляны имам и прихожанин. 29 июня, 2012 29 июня, 2012 На месте Акмолинского лагеря жен изменников Родины идет строительство храма На Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года 12 узниц Акмолинского женского лагеря прославлены в сонме новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. На месте страданий и мученической кончины десятков тысяч невинно осужденных было принято решение создать храм, посвященный памяти мучеников за веру Христову. 29 июня, 2012 Большинство россиян относится к Патриарху с уважением и надеждой, - ВЦИОМ При этом россияне, как правило, ничего не хотят менять в деятельности православной церкви и ее служителей. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции.

http://pravmir.ru/category/news/page/496...

Религиозная организация должна действовать, соблюдая как гражданское, так и внутрицерковное законодательство. Во всяком уставе юридического лица должно быть указано то, что данное учреждение действует в рамках соответствующего законодательства. Две статьи «Устава Прихода» 1998 устанавливают: «Ст. 4. В своей деятельности Приход руководствуется постановлениями Поместных и Архиерейских соборов, определениями Священного Синода, указами Патриарха Московского и всея Руси, Каноническим уставом об Управлении Русской Православной Церкви, Уставом Русской Православной Церкви (гражданским), Уставом Московской Патриархии, Уставом епархии, Указами епархиального архиерея и настоящим Уставом. 5. Приход осуществляет свою деятельность при соблюдении законодательства Российской Федерации и нормативно-правовых актов субъекта Российской Федерации, той или иной области (республики)». Под Каноническим уставом об управлении Русской Православной Церкви теперь надо понимать тот документ, который в данном тексте обозначается «Устав Церкви 2000». Он был принят Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 году в соответствии с действующим ныне федеральным законодательством о свободе совести. Сроки введения в действие «Устава Прихода 1998» и «Устава Церкви 2000» не совпали, поэтому, при обнаружении некоторых нормативных расхождений этих уставов, преимущество имеет «Устав Церкви 2000». Устав Прихода 1998 определяет три цели существования Прихода: – совместное осуществление права на свободу вероисповедания; – распространение православной веры; – попечение о религиозно-нравственном воспитании. Эти цели могут достигаться весьма разнообразными действиями, среди которых можно выделить богослужения, просветительство, благотворительность и предпринимательство. К богослужебной деятельности относятся богослужения, чинопоследования, Таинства, обряды, требы, шествия и церемонии в храмах и на относящихся к ним территориях, в местах паломничества, в учреждениях и предприятиях Прихода, на кладбищах и в иных местах прощания с усопшими, в жилых помещениях, а также в любом другом месте в соответствии с конкретными условиями и правилами проведения богослужений (в государственных, общественных и частных учреждениях).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сегодня перед Церковью стоят не менее серьезные вызовы. В последние десятилетия в обществе активно обсуждаются вопросы научно-технического прогресса, взаимоотношений Церкви и государства, биоэтики, отношения Церкви к современной культуре и многое другое. Священник сегодня не может не затрагивать в проповеди эти злободневные темы. Но при этом он должен быть крайне осторожен в своих суждениях. Проповедник призван адекватно излагать те идеи, которые распространены в современном обществе. Порой случается, что, рассуждая, например, об отношении Церкви к существующим теориям происхождения жизни на Земле, проповедник опирается на сочинения богословов XIX или начала XX в. В результате он воспроизводит взгляды, давно утратившие актуальность, а его проповедь, критикующая секулярные научные теории, превращается в борьбу с ветряными мельницами. Сегодня, стремясь дать в проповеди ответ на злободневные вопросы, священник должен опираться на более современную литературу. И здесь важнейшим пособием для него должен стать программный документ Русской Православной Церкви – Основы социальной концепции. Этот документ был принят Юбилейным Архиерейским Собором в Москве в августе 2000 г. Он как раз и призван дать ответ Церкви на актуальные вопросы современности. В отдельных разделах документа речь идет об отношении Церкви к политике, нации, государству, вопросам собственности, проблеме войны и мира, преступности, наказанию и исправлению, вопросам личной, семейной и общественной морали, проблемам биоэтики и экологии, светской науке, культуре и образованию, проблемам международных отношений, глобализации и секуляризму. Важно подчеркнуть, что Архиерейский Собор утвердил этот документ как официальную позицию Московского Патриархата в сфере отношений с государством и светским обществом. Именно поэтому документ был введен в учебные программы духовных учебных заведений Русской Православной Церкви. Кроме того, Основами социальной концепции было рекомендовано руководствоваться духовенству в пастырской практике, «связанной с новыми явлениями жизни общества». Поэтому Собор признал необходимым широкое распространение документа, чтобы с ним могли ознакомиться все священнослужители и миряне Русской Православной Церкви 202 . Во исполнение этого Соборного определения священник, стремящийся рассмотреть в проповеди актуальные вопросы жизни Церкви в современном мире, должен руководствоваться Основами социальной концепции. Этот документ дает проповеднику важную богословскую опору в его суждениях. 5.7.5. Проповедь и политика

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/g...

В 1998 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил создание при Московском Патриархате Церковно-общественного Совета по биомедицинской этике. В Совет вошли священнослужители, богословы, врачи, ведущие ученые, юристы, философы. К основным задачам деятельности Совета относятся: 1) морально-нравственная и правовая экспертиза экспериментальной и научно-практической деятельности в области биомедицины; 2) изучение состояния биомедицинских исследований в России; 3) информирование и консультирование широких слоев общественности по всему кругу этических проблем совр. медицины. Реализация поставленных задач осуществляется в форме всесторонних обсуждений, выработки и принятия документов: «О современных тенденциях легализации эвтаназии в России», «О нравственных проблемах, связанных с развитием «новых репродуктивных технологий»», «О морально-этической недопустимости клонирования человека», «О фетальной терапии», «Присяга врача России», «О грехе детоубийства» и др. (см.: Православие и проблемы биоэтики). Рекомендации, представленные в этих документах, основаны на библейской и святоотеческой антропологии, принципах христ. морали. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» , документе, принятом Архиерейским Юбилейным Собором РПЦ 2000 г. , 2 раздела - XI «Здоровье личности и народа» и XII «Проблемы биоэтики» - формулируют позицию Церкви в отношении основных этических проблем совр. медицины. В документе, в частности, подчеркивается важность ознакомления преподавателей и учащихся медицинских учебных заведений с основами правосл. вероучения и православно ориентированной биомедицинской этики (XI 2). Акцентируется внимание на важности установления правильных взаимоотношений между врачом и пациентом, к-рые должны строиться на уважении целостности, свободного выбора и достоинства личности. При этом врачебная помощь должна быть эффективной и доступной всем членам общества, независимо от их материального достатка и социального положения (XI 3). В документе выражается тревога по поводу демографического кризиса в России: сокращения рождаемости, средней продолжительности жизни, уменьшения численности населения (XI 4).

http://pravenc.ru/text/149211.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРВАРА Дмитриевна Деревягина (1912, с. Бурминка Ряжского у. Рязанской губ.- 11.01.1942, Карагандинский лагерь), мц. (пам. 29 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских). Род. в семье крестьянина Д. И. Назина, училась в церковноприходской школе. В 1926 г. ее выдали замуж, супруг В. не был верущим, и женщина, вернувшись в родительский дом, посвятила свою жизнь молитве и служению Богу. После закрытия в 1937 г. храма в Бурминке верующие начали собираться по домам на общую молитву, ходили на богомолье в действовавшие храмы в Скопин и Рязань, устраивали паломничества к почитаемым источникам. 7 июня 1940 г. все они, в т. ч. В. и ее отец, были арестованы и заключены в тюрьму г. Ряжска. В. отказалась отвечать на вопросы и подписать протокол об окончании следствия. Суд над верующими крестьянами с. Бурминка проходил в Ряжске 23-25 окт. 1940 г. На суде В. сказала: «Виновной себя ни в чем не признаю, в колхозе никогда не состояла... Я являюсь верующим человеком, буду в Бога верить и буду молиться». Судебная коллегия Рязанской обл. приговорила В. к 8 годам заключения в ИТЛ, а ее отца к расстрелу, к-рый потом заменили на 10 лет ИТЛ. 11 июля 1941 г. В. была арестована в Карагандинском лагере вместе с мученицами Наталией Сундуковой , Наталией Силуяновой , Евдокией Назиной , Анной Боровской , Матроной Наволокиной , Анной Поповой , Евдокией Гусевой , Евфросинией Денисовой , Агриппиной Киселёвой и Наталией Васильевой за невыход на работу. Все они отказались давать показания, подписывать протоколы допроса, виновными себя ни в чем не признали и были расстреляны по приговору постоянной сессии Карагандинского областного суда при Карлаге НКВД от 29 сент. 1941 г. В. погребена в общей безвестной могиле. Прославлена Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: Архив УФСБ РФ по Рязанской обл. Арх. 13674; Архив Центра Правовой Статистики и Информации при Обл. Прокуратуре г. Караганда. Д. 3976.

http://pravenc.ru/text/154095.html

Митр. Агафангел, находясь в преддверии смерти, не решился выступить с судом (отделение означает именно суд) без суда Церкви. Я тоже не решаюсь и боюсь. Я повинуюсь митр. Сергию. Это не означает, что я соглашаюсь с Декларацией... Я с ней не соглашаюсь, я против нее, я осуждаю ее. Я не «мирюсь» и не «соглашаюсь» с митр. Сергием и считаю его виновным, а просто повинуюсь. Я хочу быть послушным Церкви и ее канону: без суда не суди. Я боюсь выступить с судом без суда Церкви. Кто поступает лучше - предоставляю решить церковному сознанию». В кон. 1929 г. в Тутаеве, как и по всей стране, начались массовые аресты. Верующих обвиняли в создании «контрреволюционных организаций», помощи ссыльному духовенству. В материалы следствия попали письма В., изъятые при арестах, следователь, составляя обвинительное заключение, 18 февр. 1930 г. сделал вывод о необходимости «привлечь к ответственности через соответствующие органы находящегося в ссылке епископа Вениамина Воскресенского за распространение антисоветской переписки». В марте 1930 г. ОГПУ в г. Уральске было начато дело против духовенства Михаило-Архангельского собора и верующих. 1 апр. 1930 г. В. арестовали вместе с др. 29 обвиняемыми; поскольку он имел сан епископа, ОГПУ сделало его главным обвиняемым по делу. На допросах В. виновным себя не признал, заявил, что мн. «свидетелей» он никогда не видел, по существу предъявленного обвинения сказал: «Я борюсь с безбожием советской власти, жалуюсь на это безбожие, но убежден, что это не означает призывание к свержению советской власти как государственной власти. В моем понимании религия и государство - два разных института». Следствие продолжалось ок. года, епископ тяжело болел (правая сторона тела была парализована) и был помещен в тюремную больницу. 10 сент. 1931 г. тройка при Полномочном представительстве ОГПУ в Казахстане приговорила священномученика к 10 годам ИТЛ. Однако приговор не мог быть исполнен, т. к. В. скончался в тюремной больнице. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г .

http://pravenc.ru/text/150261.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010