Уже по самому названию совета ясно: это общественный орган, поэтому собственный бюджет в привычном понимании у него отсутствует. Тем не менее его руководству в рабочем порядке удалось сгладить «острые углы», чтобы певчие сводного хора не пострадали финансово 3 . А пение за праздничным богослужением 28 августа 2017 года удостоилось благожелательной патриаршей резолюции, которой Предстоятель благословил развивать наработанную сводным хором практику. «Ко второму выступлению коллектива на праздничном богослужении во время Архиерейского Собора 2017 года вопрос финансового участия приходов стоял уже не столь остро: взаимопонимания с настоятелями понемногу удалось достичь, — говорит отец Александр. — Но этот пример ярко продемонстрировал: певчие — пожалуй, наименее защищенная в материальном смысле часть клира, потому что все они зависят от доброй воли настоятеля». Впрочем, как отдельный проект сводный хор Московской (городской) епархии со временем уверенно встал на ноги. К участию в нем проявили заинтересованность студенты дирижерско-хорового факультета Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. А позднее, перед торжественным богослужением в ознаменование 1030-летия Крещения Руси с участием Президента РФ Владимира Путина, в полном составе в него влился Молодежный синодальный хор. Эта деятельность параллельно с налаживанием связей с епархиями, направившими делегатов на Первый международный съезд регентов и певчих, позволила сформировать уникальную электронную базу активистов церковного пения. Ее уже стали использовать в благих целях другие церковные структуры. Так, Молодежный отдел Московской (городской) епархии при помощи этих контактных данных организовал и провел открытый рождественский конкурс колядок в формате флеш-моба, результаты которого были представлены Святейшему Патриарху Кириллу. Работа совета с подрастающим поколением церковных певчих включила в себя опеку над тремя молодежными музыкальными фестивалями: московским «Кирилл и Мефодий» (с конкурсной составляющей), всероссийскими «В ожидании Рождества» и «Песнопения христианского мира», который проводится непосредственно Патриаршим хором кафедрального соборного Храма Христа Спасителя . Колоссальный практический опыт организации сводных богослужебных детских хоров накоплен ответственным секретарем совета Варварой Волковой, несколько раз управлявшей такими коллективами за богослужениями в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове и дважды — за Патриаршими Литургиями в Храме Христа Спасителя (в том числе в день 70-летия со дня рождения Предстоятеля Русской Церкви).

http://e-vestnik.ru/church/tserkovnoe_pe...

3) Хотя при Архиерейских соборах и других церквах, где от состоящих в приходах их светских команд, положены певчие, но и за оными наблюдате, чтобы производили пение благопристойное, без всякой вольности, не делая отнюдь по принуждении бесчинного вопля; что ж касается до концертов, то хотя оные таковым певчим и позволяются, но с тем, чтобы пение их производимо было по вышеписанному, соображаясь силе и выразителености церковных стихов; при всем том, по силе Именного Высочайшего 1797 года мая 10-го дня указа, никаких выдуманных стихов в церковное пение не употреблять, а петь или приличный псалом, или же обыкновенный каноник. 4) При монастырях, Архиерейских и других соборах и церквах, где имеется два, три и более причта священно и церковнослужителей и из коих нечередные, по силе указа из Святейшего Синода прошлого 1800 года марта 22 дня, обязаны уже ходить каждодневно в церковь к пению на клиросах и чтению, к чему их совесть и звание их принуждает, подтвердите им и ныне о неослабном того исполнении с тем при том, чтобы введение в церквах простого, но благопристойного пения было с желаемым успехом, то священнослужителям и церковникам при наступлении воскресных, а особливо праздничных дней, собираясь вообще в домы свои, положенные на те дни по уставу на великих повечериях, всенощных бдениях и литургиях тропари, ирмосы, задостойники и причастные, пропивать для согласия, сообразно назначенным в устава и нотных книгах гласам и напеву. 5) В сельских церквах, сверх подобного священно и церковнослужителями исполнения, поручается особенно священникам иметь попечение и наблюдение об оставшихся по смерти их сотоварищей малолетних детях, как определяемых для поддержания с семействами на места причетнические, так и не поступивших еще в духовные училища, не менее, как о своих детях, дабы они сверх исправного изучения грамоте и писать, обучаемы были непременно и пению, чего ради и велеть всем им быть в церквах при всяком служении и сверх употребления их там в чтении и приобретении чрез то познания в церковном круге, а по наслышке и навыка к самому пению, созывать их и в домы к себе в то время, когда они собираются для спевания.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И. добился увеличения вдвое (до 2 тыс. р.) штатной суммы, выделяемой на Владимирскую ДС, а также введения денежных премий за успешную учебу. С 1781 г. в семинарии действовал класс философии. В нояб. 1779 г. И. благословил зачислить в певчие Владимирского архиерейского дома сына священника с. Черкутина М. Васильева, 7-летнего Михаила, буд. выдающегося гос. деятеля М. М. Сперанского ; в 1780 г. он поступил во Владимирскую ДС. Распоряжением И. с 6 янв. 1772 г. во владимирском Успенском соборе в богослужении на праздник Рождества Христова должны были участвовать настоятели всех штатных обителей, а с 1776 г.- заштатных: вязниковского в честь Благовещения Пресвятой Богородицы , Санаксарского мон-рей, Флорищевой в честь Успения Пресвятой Богородицы и Саровской пустыней, также протопопы арзамасского, вязниковского, муромского, починковского и темниковского соборов. Священнослужители, разговаривавшие во время богослужения, штрафовались. Клирики епархии не должны были появляться в общественных местах в лаптях и простонародной одежде. В июне 1771 г. И. под угрозой значительного штрафа запретил священнослужителям посещать питейные заведения. Д. И. Ростиславов по воспоминаниям своего деда, сельского священника, характеризует И. как властного, порой жестокого архиерея. По инициативе И. наказания плетьми провинившихся церковнослужителей стали делом обычным и проводились почти ежедневно в особой приемной архиерейского дома, называвшейся «подача». Вместе с тем Ростиславов отмечал честность и бессребничество архиерея. И. был погребен в Успенском кафедральном соборе Владимира. В XIX в. в соборе проводились реставрационные работы, к 2009 г. точное местонахождение захоронения И. неизвестно. Немногочисленные сочинения И., написанные простым, разговорным русским языком, напоминают знаменитые проповеди Псковского еп. Гедеона (Криновского) , старшего товарища, а потом, вероятно, и преподавателя И. в Казанской семинарии. Соч.: Слово при встрече имп. Екатерины II в Спасо-Преображенском мон-ре 26 мая 1767 г.//Духовная церемония, производившаяся во время всевожделеннейшего присутствия ея имп. величества вел. государыни премудрейшия монархини и попечительнейшия матери Екатерины Вторыя в Казани. СПб., 1769; Слова при открытии Владимирского наместничества. М., 1778; Слово, говоренное в Саровской пуст. при освящении великолепно вновь построенного храма августа 15 дня, 1778 г. М., 17802, 17863; [Письма настоятелям Саровской пуст.]// Авель (Ванюков), иером. Общежительная Саровская пуст. и достопамятные иноки, в ней подвизавшиеся. М., 18844.

http://pravenc.ru/text/293708.html

Но кроме архиерейского соборного хора, был малый архиерейский хор, певший ежедневно в Крестовой церкви архиерейского дома. Этот хор состоял из семи человек, трех мальчиков, все – альты, и четырех взрослых. В этом храме службы совершались по монастырскому уставу. Владыка Феофан непременно присутствовал, кроме воскресных и праздничных дней, когда он был на службе в кафедральном соборе. Но как в соборе, так и на службах в домовой церкви было полно молящихся. Владыка Феофан обратил особое внимание на подготовку хористов. Для этого в епархии было организовано певческое училище, в котором не просто пели, а учились правильно, церковно петь с детского возраста. Ученики жили при архиерейском доме и были на полном обеспечении епархии. Общие науки они проходили по программе средних школ в государстве, но основное внимание уделялось церковному пению. Певчие обязаны были знать наизусть слова песнопения. Каждый закончивший училище прежде всего усваивал себе строгий вкус к выбору песнопений, а кроме того, получал и запас знаний и практику управления хором. Детские голоса Полтавы считались лучшими в России. Вполне понятно, что созданный Владыкой Феофаном хор со временем стал выдающимся. И не только по технике пения, он доносил до молящегося истинный молитвенный дух Святой Церкви, а не «церковную музыку» по западному образцу. Все богослужение приобретало характер умилительно-молитвенный. И народ, жаждущий истинной молитвы, сразу это понял, и оба храма всегда были переполнены во время службы. Архиерейский хор давал духовные концерты в некоторых городах Полтавской епархии. Великолепный хор звучал исключительно. На одном из концертов присутствовал известный композитор Верди со своей женой, русской, и двумя сыновьями. Он очень заинтересовался хором и пригласил к себе нескольких мальчиков-хористов. Когда мальчики пришли, он предложил им пропеть «в маску», ноты были без слов. Они, было, начали, а потом остановились, говоря, что в хоре с них не требуют обязательно знать ноты, что они поют по слуху, а мелодию и слова носят в памяти.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Потребованная от меня передача и прием всего, что только я должен был сдать, как викарий и настоятель монастыря, производились постепенно; и я отчетливо сдал приемщикам монастырскую утварь и ризницу по описям их, монастырские деньги наличные и в процентных бумагах по приходо-расходным книгам и все монастырское движимое имущество по шнурованным книгам, а также и деньги и бумаги киево-миссионерского комитета; по передаче же всего этого получил надлежащую квитанцию. В монастырскую ризницу пожертвованы были мной: 1. высочайше пожалованный мне архиерейский саккос с принадлежностями его и с протодьяконским стихарем, 2. другой, мой собственный саккос из фиолетового бархата с принадлежностями его, 3. архиерейский деревянный посох с выточенными из слоновой кости украшениями, подаренный мне князем Кочубеем в память присоединения жены его к православной церкви, 4. архимандритская шелковая мантия с бархатными скрижалями и 5. черно-бархатная митра. В получении от меня сих пожертвований дана мне расписка 22 февраля, за Между тем я 24 января просил хозяйственное управление при св. синоде выслать мне в Киев прогонные деньги и 500 рублей на подъем и в этот же день уведомил старшую братию Новоспасского монастыря о перемещении моем в Москву и просил ее молиться о мне, приготовить для меня настоятельское помещение и приискать в нем удобное место для склада 80-ти ящиков с книгами моими, кои доставит транспортная контора. Просимые мной деньги были выданы мне из киевской консистории, а книги доставлены в свое время в неповрежденной целости. Накануне отъезда вечером мои возлюбленные певчие, большие и малые, и все монахи и послушники Михайловского монастыря простились со мной молча, с затаенной в душах грустью. И мне грустно было расставаться с ними. Малолетним певчим я роздал свидетельства на право получения ими денег при выходе из училища или из семинарии, из их же трудового капитала. На другой день чугунка умчала меня в Москву и доставила в 12 день марта поздним вечером. Новоспасские братия, по обычаю, хотели встретить меня со звоном, в ризах, у святых ворот монастыря. Но я отменил эту встречу по причине большого утомления от дороги и утром узрел и благословил новых чад своих в настоятельском доме, а 14 марта уведомил синодальную контору о прибытии моем в монастырь, вверенный моему управлению, и просил ее распоряжения касательно введения меня в должность члена ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

120–121]. О семинарских годах своей жизни Преосвященный сообщает относительно немного сведений. Из них мы узнаём, что в сентябре 1813 г. девятилетний Константин Успенский был отдан родителем на обучение в духовное училище при Костромской семинарии. Будучи наделен от природы прекрасным дискантом, Константин пел в семинарском хоре, а впоследствии был там регентом, благодаря чему прекрасно знал церковное пение. Восхищенный его голосовыми данными, регент Костромского архиерейского хора хотел было взять Константина Успенского в архиерейские певчие, но этому энергично воспротивилась мать, Дарья Степановна, которая опасалась, чтобы ранняя известность не испортила ее одаренного отрока. Любимыми его науками были история и философия. Из семинарских своих наставников и учителей он выделяет самобытного учителя греческого языка – своего земляка Федора Павловича Москвина, будущего митрополита Киевского Арсения, имевшего в последующей жизни Преосвященного Порфирия немалое значение. По окончании курса семинарии (с 1818 по 1824 г.) Константин Успенский ненадолго поступает преподавателем греческого языка в духовное училище города Макарьева, что на Унже. Мечтает он в это время и о месте священника в Апостольской женской обители, но «игуменья Сусанна, – замечает он, – отринула меня по причине безбородой и безусой молодости моей» т. VIII, с. 320]. Жажда знаний и привычка «с юных лет к уединенной жизни и к ученым занятиям» (там же, с. 325) побудили Константина Успенского продолжить свое образование в Петербургской духовной академии, куда он в 1825 г. поступает при содействии своего семинарского учителя Ф.П.Москвина, в ту пору уже бакалавра, иеромонаха Арсения. На последнем курсе академии Константин Успенский принял монашество с именем Порфирий. «В академической церкви облекли меня, еще молодого, в мантию, куколь и сандалии» с. 259]. «Я охотно омонашился на двадцать пятом году моего возраста в неприкосновенной чистоте девственной» т. IV, с. 346], – вспоминает епископ Порфирий. Через неделю после монашеского пострига инок Порфирий был посвящен во иеродиакона, а 25 сентября 1829 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

2.4. Целью деятельности ЭПЦ МП является достижение христианского спасения объединенных православной верой людей посредством: участия в церковных священнодействиях, следования евангельскому учению, распространения христианской веры, исполнения дел христианского милосердия и личного духовного совершенствования. 2.5. В ЭПЦ МП совершаются все религиозные чинопоследования, принятые в Православной Церкви, совершаемые как в храме, так и вне его: общественные богослужения суточного круга — Божественная Литургия, Всенощное бдение, вечерня, повечерие, утреня, часы; таинства: Крещение, Миропомазание, Причащение, Исповедь, Браковенчание, Рукоположение в священный сан, Соборование; различные молебствия: молебен, панихида, отпевание усопших, водоосвящение, крестные ходы и др. 2.6. За богослужениями в ЭПЦ МП возносятся имена Патриарха Московского и всея Руси и Предстоятеля ЭПЦ МП, а за пределами Таллинской епархии — также епархиального архиерея. Имя викарного архиерея (при наличии) возносится за возглавляемыми им богослужениями, а при совершении соборного архиерейского богослужения наравне с другими архиереями. 2.7. Епархии, общецерковные учреждения и епархиальные учреждения, монастыри и приходы ЭПЦ МП могут проводить религиозную, просветительскую, образовательную и благотворительную деятельность; организовывать богослужения в детских садах, учебных заведениях, больницах, военных частях, тюрьмах и в других учреждениях с согласия их собственника или органа управления. 2.8. Религиозные чинопоследования совершают священнослужители: архиереи, священники и диаконы, которым помогают иподиаконы, пономари, псаломщики и певчие. 2.9. Во время совершения чинопоследований духовенство использует специальную богослужебную одежду — облачение. Вне богослужений, в бытовой жизни духовенство употребляет одежду православных клириков (подрясник или рясу), поверх которой архиерей носит панагию, а священник — наперсный крест. 2.10. ЭПЦ МП получает святое миро от Патриарха Московского и всея Руси. 3. СТРУКТУРА И УПРАВЛЕНИЕ

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5193387...

6-го апреля в приходских церквах литургии служились в 7 и 8 часов и везде произносились поучения, раздавались листки, служились молебны. Но большинство народа спешило в Кафедральный Собор, зная, что там имеет быть главное торжество. К 9 часам стали являться в Собор воспитанники и воспитанницы разных учебных заведений, и, вместе со своими воспитателями и начальниками, заняли ранее определённые им места. Казань, как известно, весьма богата учебными заведениями, а потому почти половина Собора занята была представителями от них. Все, входившие в храм, невольно обращали внимание на хоругвь Свв. Мефодия и Кирилла, очевидно, сделанную нарочно к этому дню и стоявшую на видном месте у амвона. Прибывший в собор Высокопреосвященный Палладий был торжественно встречен здесь высшим Казанским духовенством и Преосвященным Викарием Казанским, прибывшим за несколько минут. Вскоре началось, по пасхальному, служение литургии. Пели три хора: архиерейский, академический и семинарский, то раздельно, то все сливаясь в один громаднейший хор, разносивший обильный поток звуков по всем частям Собора и производивший поразительное впечатление. Этому величественному впечатлению не мало содействовало и то необыкновенное распространение звуков, которое обусловливалось помещением хоров в разных концах: архиерейские певчие стояли под самыми сводами высокого храма (на хорах), академические на правой стороне, пред иконостасом, а семинарские на левой стороне, углубясь в левый придел храма. Нередко к общему хоровому пению присоединялось и духовенство. Архиерейский хор выдавался вообще полнотою аккорда и, в частности, нежностью альтов и дискантов и еще больше силою басов и октав; академические-необычайною гармонией и приятностью теноровой партии; семинаристы же выдавались свежестью и высотою своих голосов; за ними слышались нежные голоса учениц и учеников духовных училищ и гимназий. Особенно торжественно было пение тропаря Свв. Мефодию и Кириллу, а также „Верую» и „Отче наш». Херувимская пелась какая-то особенная, очевидно славянского древнего распева, наподобие „Благообразный Иосиф», и производила своим напевом сильное впечатление, невольно навевая грустные думы на погребаемое западным миром славянство, вызванное к жизни святыми первоучителями и просветителями их.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

— Ах, тогда проходите. Пропустить молодого человека с митрой, — отдал он распоряжение городовому, стоявшему перед самыми дверьми собора. Кое-как, с трудом протолкался я через толпу, наполнявшую собор, в левый придел, как это было условлено с о. Иоасафом, и оттуда попал в алтарь. Там было множество духовенства, готовившегося встречать архиереев. Я растерялся среди сонма дьяконов, иподьяконов, протоиереев и архимандритов. Протодьякон Розов, всероссийская знаменитость, — красавец-богатырь, румяный, в золотом глазетовом, словно выкованном стихаре, что-то вполголоса объяснял одному из архимандритов в мантии. Но тут подошел ко мне о. Иоасаф, взял от меня коробец и отвел в небольшой простенок, соединявший алтарь с темным переходом, слабо освещенным окном с замысловатой решеткой, круглые оконца которой были затянуты слюдой. Там синодальные певчие надевали свои праздничные кафтаны малинового бархата с золотом, по покрою напоминающие боярские одежды с высокими воротниками, совершенно иного вида, чем обычные в русских церковных хорах, кунтуши польско-украинского образца XVII века. Сдержанно гудела наполнявшая храм толпа. Мощные удары колокола на Иване Великом сливались здесь в сплошной гул. Мутные лучи солнца пробивались в алтарь, пронизывая благовонную голубую дымку кадил. Но вот два иподьякона в золотых глазетовых стихарях, крест-на-крест опоясанных орарями, отодвинули тяжелую, тихо звеневшую на кольцах шелковую завесу и разом раскрыли невысокие, но широкие царские двери. Шум толпы затих. Послышался тихий рокот бубенцов архиерейской мантии. В алтарь вошел один из сослужащих архиереев, епископ Можайский Димитрий. Царские двери опять закрылись… Колокол на Иване Великом продолжал гудеть. Скоро таким же образом были встречены и епископ Серпуховской Арсений и епископ Верейский Модест. Но вот гудение большого колокола рассыпалось вдруг множеством подголосков, полился праздничный трезвон. Духовенство (кроме архиереев) стало выходить из алтаря боковыми дверьми для встречи архиепископа Донского и Новочеркасского Владимира, который должен был первенствовать в служении. Трезвон разом смолк. Еле-еле гудела толпа. У входа рокотали бубенцы мантии и тихо позванивали, качаясь, взметаемые в руках дьяконов кадила.

http://pravoslavie.ru/36525.html

- А где Вы получили образование? - Я окончил Московскую Духовную Семинарию и Академию, а также Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова. Защитил дипломную работу «Традиции православия в русском певческом искусстве». - С 2010 года Вы несете церковные послушания в Казахстане. - 1 апреля 2010 года Глава Митрополичьего Округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан архиепископ Астанайский и Алма-Атинский Александр (ныне митрополит Астанайский и Казахстанский) благословил мне нести послушание секретаря Астанайской и Алма-Атинской епархии, а 1 августа того же года - быть регентом Митрополичьего хора и секретарем Казахстанского Митрополичьего Округа. - Расскажите, пожалуйста, о хоре Митрополичьего Округа. - 1 августа 2010 года по благословению владыки Александра был создан хор Казахстанского Митрополичьего Округа. В состав хора вошли певчие архиерейского хора Вознесенского кафедрального собора города Алма-Аты. 20 лет им руководила прекрасный специалист, знаток церковного пения Л.П. Милованова. Хотя хоровой коллектив был значительно расширен, а репертуар обновлен, нам удалось сохранить то лучшее, что было наработано за эти два десятилетия. Наш хор исполняет произведения разных церковных композиторов, но предпочтение мы отдаем авторам, произведения которых вошли в сокровищницу мировой духовной и классической музыки. Это А. Архангельский, протоиерей П. Турчанинов, С. Рахманинов, П. Чесноков, Д. Бортнянский, А. Ведель, Д. Христов, Г. Львовский, А. Гречанинов. За богослужениями мы также исполняем распевы Киево-Печерской Лавры, Оптиной пустыни, Зосимовой пустыни. Кроме участия в богослужениях, наш хор иногда выступает с большой концертной программой. 18 февраля 2013 года в Алма-Ате, в большом зале Казахской национальной консерватории имени Курмангазы, состоялась казахстанская премьера оратории митрополита Волоколамского Илариона «Страсти по Матфею». Митрополичий хор исполнил это монументальное произведение вместе с Государственным академическим симфоническим оркестром Республики Казахстан и Государственной хоровой капеллой им. Бахытжана Байкадамова. Хочу отметить, что наш коллектив записал ряд компакт-дисков с церковными и светскими музыкальными произведениями, и работа в этом направлении обязательно продолжится.

http://ruskline.ru/analitika/2013/12/03/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010