В самом начале войны Московская Патриархия, которую возглавлял митрополит Сергий (Страгородский), была эвакуирована в Ульяновск. В то время инокиня Ираида управляла там архиерейским хором. Ее прекрасный голос, а более того – трудолюбие, благоговение и строгое исполнение устава высоко оценил владыка. Когда линия фронта отодвинулась на запад и пришло время возвращаться в Москву, митрополит Сергий предложил инокине поехать с ним. Но она отказалась – нужно было возрождать веру на родной земле. Инокиня Ираида возвратилась в свой родной Чистополь, к стенам любимой, хоть и поруганной обители. Но не для того, чтобы оплакивать прошлое, а для того, чтобы возрождать и созидать будущее. В 1943 году по указанию Сталина Церкви стали возвращать храмы, открыли Троице-Сергиеву лавру и духовные школы. В это же время инокиня Ираида и сестры обители стали ходатайствовать об открытии в Чистополе храма в честь Казанской иконы Божией Матери на Авдеевском кладбище. Их молитвами и стараниями город обрел наконец храм, который сегодня является настоящим памятником той непростой эпохи. В Казанском храме после войны Традиции и память в наследство На первых после открытия храма фотографиях, сделанных в 1940-е годы, мы видим одного священника (к сожалению, имя его не сохранилось) с боевыми наградами на груди и диакона Николая Никольского с группой сестер чистопольского монастыря. Есть среди них инокиня Ираида – бессменный, на протяжении 30 лет, регент Казанского храма. С уходом инокини Ираиды весь певческий коллектив лишился родной матери Она создала прекрасный смешанный восьмиголосный хор, в котором пели и монастырские сестры, и чистопольцы, получившие музыкальное образование еще в дореволюционных гимназиях. Левым хором руководила Анна Ивановна Захарова. Он был создан в 1950-е годы, когда в Чистополь начали приезжать сельские певчие. В этом хоре пели певчие сельских порушенных храмов из Черемухи, Новошешминска, Петропавловки, Архангельска, Екатериновки и других. Это была плеяда сельских певчих – настоящих самородков.

http://pravoslavie.ru/158901.html

Архиерейская Божественная Литургия обыкновенно красива и торжественна. Однако, ничего обыкновенного этот раз не было. Три архиерея служат в нашем Кафедральном Соборе – в том самом, где был когда-то (в 1963 г.) хиротонисан во епископа, приснопамятный Первоиерарх РПЦЗ Митрополит Филарет. Сколько священнослужителей! Архимандрит Тихон, Протоиерей Владимир Макеев, Протоиерей Владислав Цыпин, Протоиерей Михаил Бойков, Протоиерей Георгий Лапардин, Иерей Александр Фильчаков, Иеромонах Иоаким, Иерей Георгий Морозов (клирик в Тасмании РПЦЗ), Иеромонах Иоанн (Макферсон, игумен Троицкой обители в Монкерей РПЦЗ), Протодиаконы Борис Евстигнеев и Александр Котляров, Иеродиакон Серафим, Диакон Константин Цорцис (клирик Старого храма Всех Святых при женской обители в Кентлине) и Диакон Константин Мошегов. Фото: официальный сайт РПЦЗ А богомольцев более тысячи! Все умилялись чудесным пением и духовной красотой этой незабвенной службы. Все время сияла и просвещала всех своим присутствием Св. Державная Икона. По окончании службы, люди уставшие и обычно торопятся домой. Но здесь этого не было. В зале вкусный обед, приготовленный Сестрами собора под шефским руководством Старшей Сестры Е.Ф. Пастернацкой, а на дворе – переполненная народом церковная ограда. После трапезы, Игумения Мария (Богородице Казанская обитель в г. Кентлине), монахини и их помощники увезли Державную Икону на акафист в женский монастырь, который находится недалеко от Сиднея. Неожиданность прибытия Иконы в монастырь не могла остановить приток молящихся. На монастырь почила благодать Божия и благоволения Самой Пречистой Девы Марии. Концерт Фото: официальный сайт РПЦЗ В 17 часов в большом городском зале “Сидней Таун Хоул”, состоялся великолепный концерт хора Сретенского монастыря. У многих из присутствовавших их пение вызвало слёзы радости и умиления. Русская душа не может жить без русской песни и эти певчие высшего класса, дирижер мастер! Долго слушатели стояли и аплодировали их благодетелей. Спасибо вам, дорогие друзья!

http://pravoslavie.ru/24122.html

Во время Великого поста, например, совмещать легче: это удивительное время, когда у меня начинает получаться молиться во время пения. Правда, обычно это все заканчивается очень печально – я начинаю плакать и не могу регентовать. Певчие поют, а я стою и реву. Не раз у меня такое было. События, связанные с распятием и смертью Христа, резонируют со мной больше всего, и я эмоционально выкладываюсь так, что на пасхальную радость уже сил не остается. Хотя на Пасху задача певчих – просто выжить, потому что всю ночь петь – это очень тяжело. Иногда выходом из ситуации для меня становится чтение на клиросе. В отличие от пения, чтение молитве не мешает, а помогает. Для большинства певчих работа в хоре не основная, все работают с утра до вечера, а потом еще поют в храме. Иногда видно, что человек просто устал и отключается от процесса, его приходится «включать» или просто заботливо говорить: иди, поспи. Лечение музыкой Периодически во мне прорывается вокалист. Когда регентую, часто ловлю себя на желании просто встать и попеть. Поэтому я хожу на репетиции в ансамбль старинной музыки «Алиенор», который организовал выпускник консерватории Василий Васин, и просто пою. Василий Васин и Алексей Кремаренко оба поют в церковных хорах (Василий – в Петропавловском храме, Алексей – в архиерейском хоре Духовской церкви) и, как и я, по образованию музыковеды, а Алексей еще и композитор. Нас объединяет любовь к истории музыкального искусства. Как музыковеду, мне также важна просветительская сторона моей деятельности. Музыка – то, что нас вдохновляет, помогает радостно существовать Почему в храме мы поем и 19-й, и 20-й, и 17-й, и 16-й век, и знаменное пение? Потому что люди должны знать, что это наша история, и что в храме в разные периоды звучание и стилистика были различными. И ансамбль «Алиенор» тоже несет в себе эту функцию. Нам всего полтора года, но нас уже приглашают выступать в консерваторию, в музей Радищева. А началось все с древнерусского крюкового пения, когда мы попробовали исполнить древнерусскую литургию. Эта музыка – то, что нас вдохновляет, помогает нам радостно существовать.

http://pravoslavie.ru/108407.html

Слева стоят те, кто уже приложился, но уходить не хочет. Молятся, поют с нами акафист, многие стоят на коленях. Я их так понимаю! Мне тоже не хочется уходить. Но четвертый молебен я уже не выдержу. Хотя, если надо будет — куда ж денешься, споешь.  Но подошли уже новые певчие-волонтеры со свежими силами. Я пробыла здесь четыре часа. В очереди стоят дольше, и время, наверное, там так не летит. Здесь оно промелькнуло как одно мгновение. Церковная соборность в метро Третий раз я поехала, сопровождая нашего священника, который должен был служить в этот день молебен в храме Христа Спасителя. В храм уже захожу уверенно, как к себе домой. На этот раз хор просто огромный и регентует молодая девушка — организатор певчих-волонтеров. Кажется, басы поют громковато, и это непривычно – шесть мужчин-басов на клиросе, такое и в архиерейском хоре не встретишь. Но потом мы приноравливаемся друг к другу. На обратном пути обращаю внимание на людей в метро. На «Кропоткинской» — ни одной женщины в брюках. Вот одна у касс просит помочь ей разобраться с тарифами. Приехала издалека, приложилась к мощам, счастлива. У другой на руках уснул трехлетка, просит меня помочь вытащить из сумочки платок и повязать ей на голову. К батюшке подходят люди, называют его по имени. Так удивительно здесь встретить тех, которые его знают. Спускаемся с ним на эскалаторе, а навстречу, затерявшись в людской толпе, скромно держась за поручень, поднимается наш викарный епископ. Явленный образ кротости — вполне в духе святителя Николая. Он и собрал нас здесь вокруг себя, потому что ничего случайного не бывает, и с математической точки зрения вероятность такой встречи ничтожно мала. Медленно и плавно епископ, священник и миряне двигаются навстречу друг другу. В этот миг станция метро «Кропоткинская» представляла собой иллюстрацию церковной соборности. Вот так просто и наглядно присутствие святых мощей являет нам духовный мир. Святителю отче Николае, молись за нашу Русскую Православную Церковь! Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/mama-i-volonter-tri-ra...

168 года. Февраля в 20 день, патриарший подьякон Иван Васильев сказал: во 166 году, Июля в 10 день, как святейший Никон патриарх после литургии поучение чёл, и я в то время в ризничной казне убирал саки и всякую казну архиерейского облачения; а что он после поучения или в поучении говорил, того я ничего не слыхал. Сказку писал своей рукой. 168 года, Февраля в 21 день, патриарший подьякон Матвеище Кузмин сказал; что в прошлом во 166 году, на праздник Ризы Спасовой, святейший Никон патриарх в соборной церкви служил, и после литургии чёл поучение; а как поучение чёл и я подьякон в то время в алтаре в ризничной казёнке плакал; а какие речи в поучении говорил, того я не слыхал, потому что в ризнице плачучи убирался. То моя и сказка. А сказку писал я подьякон Матвеище своей рукой. Певчие дьяки: 168 года, Февраля в 20 день, патриархов певчий дьяк Фёдор Константинов сказал: в прошлом во 166 году, Июля в 10 день, в субботу, на праздник Боготелесной Ризы Христовой, служил Никон патриарх божественную литургию в соборной церкви Успения пресвятой Богородицы; и после заамвонной молитвы, не отпустив литургии, чёл к народу поучение в апостольских беседах; и после поучения говорил: уже де я к тому вам не буду учителем и не буду называться патриархом Московским; и почал с себя скидывать омофор и прочие священные ризы, и посох поставил сам на патриаршем месте. То моя и сказка. А сказку писал сам своей рукой. Сказал певчий дьяк Иван Тверитин: во 166 году, Июля в десятый день, в кое время святейший патриарх Никон Московский и всея Росии служил божественную литургию и потом чёл поучения; и после поучения говорил: впредь де вам не буду патриарх; то я слышал, то мои и речи. А в то время в тесноте в великой иных речей нельзя было слышать никак, до него близко не допустят. То моя и сказка. А сказку писал я своей рукой. 168 года, Февраля в 21 день, певчий дьяк Нестерко Иванов сказал: как в прошлом во 166 году, как патриарх на праздник служил Ризы Спасовы; и как своего святительского престола сошёл, и я Нестер в то время не был у обедни и не ведаю ничего и не слыхал. То моя и сказка. А сказку писал я Нестерка своей рукой. А лежал в то время болен.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

Донесение оказлось несовсем справедливым, но оно неположило лишних красок в обрисовке суровой строгости преосвященного Иова в отношении к своим подчинённым. Вот его собственное показание в объяснении по этому делу пред св. синодом: «Сентября 31, 1793 года, во время служения моего в домовой церкви, при посвящении одного кандидата во иподиаконы, диакон M., препоясывая его орарем, оторвал кусок онаго и, показывая его, начал хохотать, а потом, шатаясь с тем куском по церкви и алтарю, то же чинил, чем сделал мне в чтении подлежащей над иподиаконом молитвы помешательство. Почему велел я ему из стихаря разоблачиться; но когда он начал упрямиться и еще громким своим предо мною извинением и паданием в ноги приостановил чтение часов и меня привел в немалое смущение: то, не могши далее сносить его поступка, приказал подрезать ему волосы и выслать из церкви»; на военную гауптвахту дьякон не был, отсылаем, и в тот же день прощён. «Другого диакона, Д., не только не перед служением, но и не в день служения, и не перед домом архиерейским наказывал; а в бытность мою сего года в апреле в г. Ениколе, при отправлении моем на о. Фанагорию, когда было донесено мне, что он, безчувственно пьян, валялся по городу в грязи в виду городу, а, наконец, заснул на берегу Азовскаго моря и чуть было волнами не утянут в воду, что и по изследованию моему оказалось справедливо: то я, по учинения надлежащаго увещания, чтобы он от пьянства воздержался, велел ему на другой день готовиться к отъезду домой в Крым; но как и того дня, будучи готов я уже к отъезду на Фанагорию, ожидал его часов несколько и, желая, чтобы при себе отправить его, послал за ним, то он и тогда пришел в пьяном же образе, сказывая, что он не собрался еще с своим экипажем. За что, выйдя из терпения, велел я стоявшему у дверей унтер-офицеру прогнать его за тем экипажем палкою». Певчие были наказаны за то, что расхохотались в церкви во время великаго выхода; но наказаны не на гауптвахте, которой тогда в Старом Крыму ине было, ибо полк стоял за 20 вёрст в лагере, а на конюшне, «за безстрашие»; потом те же лица были замечены в пьянстве и уволены из числа певчих 2160 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Первый ярославский архиепископ Арсений (Верещагин; 1736–1799), самозабвенно любивший поэзию и вокальную музыку, большое внимание обращал на торжественность богослужений. Из его дневниковых записей нам известно, что владыка любил посещать Толгскую обитель, особенно в дни храмовых праздников. «Год 1789-й, Август 8-е. Крестный ход в Толгский монастырь. Там служил архимандрит Иоиль. Туда ж уволены были и певчие» Торжественные архиерейские богослужения совершались с участием певчих «капеллии Его Преосвященства», – так назывался хор ярославских певчих в консисторских и семинарских документах XVIII столетия. В капелле пели, как правило, ученики духовной семинарии и училища. В день посещения Толгской обители, 2 июня 1791 года, архиепископ Арсений оставил запись в своем дневнике: «Певчие с обеда выехали на шлюпке в Толгский монастырь, а я к вечеру» «При столе была музыка вокальная инструментальная». По окончании богослужений владыка Арсений разделял трапезу с монашеской братией, во время которой певчие пели псалмы, или духовные канты, получившие широкое распространение в XVIII веке. В одном из рукописных сборников псалмов из собрания ростовского гражданина А.А. Титова, датированном 1838 годом, имеется трехголосный кант Толгскому образу Богоматери с акростихом «Помяните Корнелия Буслинаева»: «Притецыте братие к образу пречудну. От него же приемлете милость неоскудну…» Вполне вероятно, что этот духовный кант пелся и братией Толгского монастыря. Высокопреосвященнейший Павел (Пономарев), архиепископ Ярославский и Ростовский, строго следивший за тем, чтобы пение и чтение в храмах епархии было исправным, в 1805 году разослал указ во все приходы епархии: «…Как из ведомостей открылось, что весьма многие священноцерковнослужители не умеют петь по ноте и по наслышке, то определить в каждом благочинии учителя для нотного и простого пения, велев всем, не знающим исправно петь, ходить к учителям, доколе совершенно не изучатся нотному и простому пению, за труды учителю давать со священника три рубля, с диакона два, а с причетника рубль в год. К учителю имеют обучающиеся приходить по крайней мере дважды в неделю, а учители имеют рапортовать благочинным о рачении и успехах учащихся»

http://bogoslov.ru/event/6165666

B тот же день вечером и в следующий утром начальник русской миссии снова принимал участие в торжественном богослужении, по случаю недели православия, которая празднуется в св. граде с некоторыми особенностями. Последние подробно описывает преосв. Кирилл в своем письме к м. Григорию от 15 апреля 1858 года. «В полдень (т. е. субботы первой недели великого поста), – говорит он здесь, – я получил официальное приглашение от наместников блаженнейшего патриарха и от всего Синода совершить службу в неделю православия. Я с благодарностью принял приглашение. В половине второго часа пополудни архидиакон пришел за мною и новел в патриархию. В патриаршей церкви, в притворе, выслушали мы 9-й час и пошли к храму. При входе, у места миропомазания св. тела Господня, встретили нас певчие с пением, диаконы с дикириями и трикириями, священники с евангелием, иконами, крестом. Когда мы приложились к камню помазания, диаконы в стихарях с узкими, как у наших подризников, рукавами возложили на меня великолепную и величественную мантию из патриаршей ризницы, дали в левую руку драгоценный посох, а в правую – крест. Шествие двинулось среди толпы народа, с пением, к Христову Гробу. Преосвященные шли вместе со мною и вместе вошли в кувуклию гроба приложиться к живоносной святыне. От гроба шествие направилось в (прекраснейший) храм Воскресения. Преосвященные остановились вместе со мною посреди храма против кафедры – патриаршей с правой стороны и архиерейской – с левой. Помолившись, я осенил крестом на четыре стороны и пошел к архиерейской кафедре, а преосвященные в алтарь. После разных перезвонов, началась вечерня, которую всю я должен был простоять с жезлом в руках на очень возвышенной кафедре, по временам принимая участие в службе. После начального благословения священнического, прочитал я вслух псалом: «благослови, душе моя, Господа» по-славянски. – Через несколько времени, пред стихирами и в продолжение пения их, сначала диаконы, а потом архимандриты, иеромонахи, священники приходили попарно принимать благословение на облачение и выход. Священников было на сей раз более 80. Все это делается весьма чинно и благоговейно. «Сподоби, Господи» прочитал я по-гречески. Пред литиею возложили на меня омофор и дали свечу. Молитву «Услыши ны Боже», прочитал я по-гречески; «Владыко, многомилостиве Господи» по-русски; молитву на благословение хлебов по-гречески, – все стоя на кафедре. Участвовали и наши певчие-поклонники, хотя на этот раз немного.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/pr...

В 1828 году сделан был выговор архангельскому епископу Аарону. По доносу священника Михаила Каллиникова, епископ архангельский Аарон, будучи приглашен пастором и торгующим при тамошнем порте английским обществом на закладку их церкви, прибыл 11-го июня 1828 года, в 2 часа пополудни, в дом пастора, куда собрались и все знатные по билетам. Отсюда началась церемониальная процессия: старшина, английский купец Меккензи, нес на подушке серебряную бляху с надписью, означающею время основания церкви; за ним шел в мантильоне английский пастор, после него пастор лютеранский в обыкновенной одежде, за ними преосвященный Аарон в рясе, далее званые чиновники и граждане, как из немцев, так и из русских. На месте церковной закладки уже находились архимандриты: крестный Неофит и архангельский Анастасий, соборные: протоиерей Иоанн Невдачин, священники Федор Черноруцкий и Марк Колчин, протодиакон Василий Едовин, диакон Иоанн Попов и архиерейские певчие. По прибытии на место, преосвященный и все поименованные духовные облачились. На восточной стороне, где быть престолу, поставлен был стол, на нем чаша с водою, Евангелие и крест напрестольные. Во-первых, пели водоосвящение, положенное в 1-й день августа, и преосвященный освятил воду; потом отслужен был молебен великомученику Георгию, как видно, в честь великобританского короля Георга IV. За сим преосвященный читал молитву на основание храма, по прочтении которой протопоп Невдачин со священником Колчиным водрузили крест на восточной стороне церкви, с пением «Спаси, Господи, люди твоя», а певчие пели концерт «Господи, кто обитает в жилище Твоем». Преосвященный окропил фундамент и положил основные камни, пастор – бляху, чиновники и граждане – также камни. В заключение, возглашено многолетие Государю Императору и всему Августейшему Дому и созидающим храм сей; музыка играла любимую английскую песню: «Боже, спаси короля»; в это время архимандриты кропили фундамент. Стечение народа было большое и хотя почти все стояли с открытыми головами, но никто не молился.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Он не оставлял без внимания и богомольцев, посещавших лавру. До вечерни его келья была открыта для всех и всем приходившим к нему он уделял внимания, поучая их в истинах православной веры и доброй христианской жизни. 10 июля 1817 года наместник Киево-Печерской лавры иеромонах Антоний был возведен в сан архимандрита, в каковом звании он трудился в течение 8 лет, отличаясь необыкновенной преданностью делу, на которое себя посвятил. Особенное внимание он уделял богослужениям. Совершал их с благоговением, без излишней поспешности. Однажды лавру посетил император Александр I со своим хором. По желанию императора литургию служил наместник лавры Антоний, а пели придворные певчие. После литургии государь спросил Антония, хорошо ли пели его певчие. " Скоропоспешно, - ответил Антоний, - так что я затруднялся в чтении молитв " . " Люди дорожные " , - оправдывался государь. " Дело Божие, - сказал набожный и прямодушный наместник, - должно делать в надлежащем порядке " . Незадолго до получения архиерейского сана Антоний получил откровение свыше. Отслужив утреню, он сидел в своей келье и читал книгу. Часов в 8 или 9 утра отворилась дверь, вошла великолепно одетая, в бриллиантах, царица и сказала ему: " О. Антоний, идите за мной " . Она привела его в церковь. Войдя они стали против аналоя и царица приказала священнику венчать о. Антония, сама же взяла его за руку и водила вокруг аналоя. Затем они вернулись в дом наместника, где его поздравляли. Потом царица повела его в другую комнату. Там фрейлины держали большую, во всю залу, вощанку (вощеная ткань, бумага - ред.),которая была ветха и совсем худая. Царица сказала: " Видишь, что она худая, так следует тебе оную исправить заново " . После того она уехала. Очнувшись, Антоний рассказал видение своему духовнику подвижнику схимонаху Вассиану. " И он мне на оное сказал, - рассказывал Антоний, - это к тебе приходила Царица Небесная, а что повенчан ты с Нею браком, то значит - благословение на тебе Божие и будешь ты архиереем, и дана будет тебе худая епархия, которую ты должен исправить непременно, что означала большая ветхая вощанка " .

http://pravoslavie.ru/archiv/archiereolo...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010