Кончается всенощная, гаснут огни, уходят певчие. А к Митрополиту Николаю попрежнему идут и идут люди. И храм попрежнему полон. Настоятель храма несколько раз подходит к Владыке. Вероятно, он предлагает митрополиту его сменить. Владыка бросает взгляд на желающих подойти, к нему и остается на месте. На месте остаются и молящиеся. Почему-то никто не хочет покинуть храма. Тогда Митрополит Николай говорит: — Я сейчас скажу вам несколько слов, потом буду продолжать помазание. Его голос разносится по всему храму. Он говорит о Значении Рождества Христова, о новой эре, открывшейся для человечества, о смирении, с каким Иисус Христос явился на земле, о тайне и неизвестности детства и отрочества Спасителя. Он говорит о высоких добродетелях истинного христианина, о его стремлении к духовной жизни… Он говорит о той радости, какую испытываем мы от сознания, что земля наша свободна от врага, и высказывает надежду, что в будущем году наш праздник будет еще более светлым, потому что кончится война. Он поздравляет верующих. Все благодарят митрополита и ответно поздравляют. Только теперь начинают расходиться из храма. Владыка продолжает помазание… В первый день Рождества Христова я была за поздней обедней в храме Ризоположения, где служил епископ Можайский Макарий. И здесь архиерейская служба проходила торжественно и при большом скоплении народа. Прихожане заботливо украсили свой храм цветами и хвоей. Цветы всюду — на иконах, на алтаре, на епископском жезле, на свечах… Начатая в десять часов, литургия кончилась только в час дня. Потом был молебен и провозглашение многолетия. Все было так, как полагается в великие праздники. Прихожане, выходя на улицу, удовлетворенно поздравляли друг друга с Рождеством Христовым. Так же торжественно при огромном стечении молящихся прошли праздничные рождественские службы и в прочих храмах Москвы. А. Шаповалова Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/rozhdestvenskie-dni-v-...

Некоторые из старцев 210 по преданию сообщили нам, что в этой столовой давались весьма богатые и пышные обеды; и так как окна её выходили на обе стороны здания, то во время обедов с одной стороны, что внутрь Лавры, находились певчие, а с другой, что выходят в сад – музыканты; и те и другие попеременно пели и играли концерты и пр. Для помещения певчих и музыкантов были устроены под окнами наружные возвышения – платформы. Уцелевшие остатки одной из них с садовой стороны и теперь ещё имеются. Сказание о сейчас переданном обычае относится не ко временам ближайших предместников высокопр. Филарета, а дальнейших 211 , но тем не менее, сказанная столовая оставалась при своём значении. Чуждый и всегда всякий роскоши и затей, подобных описанным сейчас обедам, а тем более в св. Лавре, высокопр. Филарет поспешил, сколько возможно скорее, изгладить и самую память о назначении бывшей столовой. В этом самом помещении он устроил теплую церковь во имя св. Михаила, первого митрополита Киевского. Потребность в этой церкви оказалась особенно настоятельною. Известно, что высокопр. Филарет имел вообще усердие совершать богослужение во все воскресные и праздничные дни, а особенно неопустительно совершал в течение всего великого поста по средам и пятницам – Преждеосвященную литургию; а как Соборная Церковь Успения, называемая Великая, – холодная, то по состоянию своего здоровья, он затруднялся иногда служить в ней, равно как в верхней домовой церкви архиерейское служение было не удобно по тесноте её. Новоустроенная же теплая церковь и поместительностью своею и тем, что ход в нее из покоев ближайший и внутри самого корпуса, представляла все удобства. В ней-то он и совершал постоянные литургии Преждеосвященные, и нередко, также и самый чин умовения ног в Великий Четверток, когда страстная седмица приходилась в раннюю почти зимнюю пору. Во всё же время года в ней определено было, по общему распределению Лаврских служб, совершать ранние литургии и также и бдения с вечера, когда не бывает службы, за отсутствием Митрополита, в верхней домовой церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

Пели за литургией на правом клиросе певчие инокини Усть–Медведицкого женского монастыря, при участии прибывших в архиерейской свите певчих, а на левом местные певцы монастырские. По совершении литургии, по своевременном учинении погребального перезвона, изошли все священнослужащие под предстоятельством архиерея, певцы и певицы на средину храма и окружили гроб, чтобы совершить последнее надгробное пение и молитвословие, которое и совершено уставно по торжественному чину священнического–архиерейского погребенья. Положенные Евангелия и молитвы возглашены были поочередно архиереем–предстоятелем, архимандритами и протоиереем; непорочны читаны настоятелем архимандритом Нифонтом; канон ключарем протоиереем Салтыковым; положенные псалмы и некоторые стихиры кафедральным иподиаконом Авраамием Поповым и старшим монастырским чтецом монахом Мелетием. Антифоны петы попеременно, то собором священнослужащих, при пособии архиерейских певчих и монастырских певцов, то певчими инокинями; велико–субботний погребальный канон: Волною морскою, по старинному народно–церковному напеву, умилительно–трогательно пропет певчими инокинями; стихиры, по прочтении великого славословия, петы на все восемь гласов собором священнослужащих. Наконец, по протяжно–громогласном возглашении стихиры гласа восьмого: Плачу и рыдаю и: Слава и ныне, богородична, предстоятель священнодействующего собора епископ Никанор, восшед на солею пред алтарем, произнес к предстоящим следующую речь: «Когда с того берега, по которому с громом и свистом мимо вас несется дышущее дымом и пламенем, ежечасно меняющее толпы увлекаемых то нуждою, то суетою путников, поразительно олицетворяющее в себе изменчивость общечеловеческой жизни, быстротечное паровое движение, – когда, с того левого берега, быстро занесенный сюда этим движением, приближаясь, вглядываешься в очертания другого правого берега вашей мирной реки, в теряющиеся в синеве далекого неба волны гор, в синеву отражающего ясное небо, не страшного бурями да и мало доступного бурям Дона, в окутанный сверху ясностью неба и снизу отраженьем его в водах реки, а посреди бегущею по извилинам гор зеленью дерев стены, главы храма и кресты вашей мирной святой обители; когда уже в стенах обители оглашаешься так глубоко напоминающими тысячелетнюю давность святой Руси монастырскими церковными напевами, всесторонне охватываешься и мирно настраиваешься всем освященным веками строем монастырской жизни; то сердцем постигаешь, почему почивший в Бозе святитель, гробу коего мы предстоим в сей час, избрал сию обитель местом двоякого своего упокоения; и временного упокоения последних лет своей глубокой старости до дня смерти, и посмертного упокоения телесных останков своих до дня всеобщего воскресения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Такой невиданный сонм служащих вызывал во всех естественное желание проникнуть в собор; но стечение народа было такое громадное, что масса простонародья по необходимости должна была, по крайней мере, в начале литургии, стоять вне храма в ожидании священной процессии. За литургиею в наполненном до тесноты соборе находились: Господин Начальник губернии и городские власти, высокопоставленные и почетнейшие лица из других городов, представители разных учреждений и обществ. Литургию пел также, как и накануне всенощное богослужение, полный Архиерейский хор певчих. К концу литургии явилось в собор все градское духовенство для участия в совершении молебна и в священной процессии со св. мощами Угодников вокруг собора. После заамвонной молитвы Высокопреосвященнейший Феогност сказал слово, в котором, выяснивши необходимость и важность обновления соборного храма, дал назидание относительно внутреннего обновления человека. Около 12 часов началось молебное пение Божией Матери и святым Князьям Георгию, Андрею и Глебу, вместе с благодарственным Господу Богу молебствием. Вместе со служившими литургию на молебен вышло и все градское духовенство в однообразном, блестящем облачении. Во время пения тропарей Божией Матери и святым Угодникам Высокопреосвященнейший Владыка совершал каждение пред Владимирскою чудотворною иконою Божией Матери и у гробниц святых Благоверных Великих князей. После того чудотворная икона Божией Матери была вынута из кивота двумя диаконами и передана назначенным нести ее священникам, а затем четырьмя диаконами были поставлены на особо приготовленные подъемы, в последовательном порядке, гробницы со святыми мощами Благоверных Великих князей и переданы назначенным для несения их о. о. архимандритам, протоиереям и иереям, которые подняли их на свои рамена. Продолжая молебное пение, крестный ход с иконами и св. мощами вышел из западных врат собора и, по прочтении молитвы на обновление храма, когда стены собора окроплены были св. водой, направился вокруг собора в следующем порядке: впереди хоругвеносцы несли фонарь и запрестольный крест, за ними шел ключарь собора; затем хоругвеносцы с хоругвями, псаломщики градских церквей по два вряд, певчие Архиерейского хора по два в ряд, священники градские и многие прибывшие из епархии по два в ряд, протоиереи градские и некоторые прибывши по два в ряд; диакон женского монастыря с иконою мученика Аврамия; иеромонахи Виталий и Иннокентий с иконою св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

Уроженец Воронежской епархии, известный Киевский митропо лит Евгений (Болховитинов) , почитавший архим. Антония, предложил его кандидатом на открывшуюся кафедру в родном крае. Это вполне соответствовало желаниям государя и Св. Синода. 31 января 1826 г. архим. Антоний был рукоположен в Лавре во епископа Воронежского. Епархия его была очень обширной, т. к. включала в себя и область войска Донского. В 1829 г. учреждена была, однако, особая Донская епархия. Сокращение епархиальных дел дало возможность епископу Антонию начать планомерное посещение епархии. Владыка с особой любовью относился к этим поездкам, дававшим ему возможность ближе знакомиться с пастырями и пасомыми. Всюду он совершал богослужения. Большим праздником для городов и селений были приезды вскоре всем полюбившегося владыки. Оставляя свои обычные занятия, все устремлялись в церковь , чтобы получить благословение архипастыря. Вокруг храма ставились столы с пищей, за которые садились после службы иногда тысячи людей. Владыка благословлял трапезу и радовался всегда соблюдению этого древнего обычая. Посещал он лично священника, а в имениях – помещика, у которого, обычно, собирались и окрестные землевладельцы. По указанию преосвященного архиерейские певчие пели во время трапезы духовные произведения. Посещал владыка и бедных помещиков. В уездных городах он бывал в местных тюрьмах и раздавал милостыню. Слуги же разыскивали, по его приказанию, в городе бедных и убогих и одаряли их. Отправляясь в Воронеж, епископ Антоний радовался тому, что там почивают великие святители – Митрофан и Тихон. Покидая любимую Лавру, он говорил старцу-подвижнику: «Вот, при всем своем недостоинстве, я архиерей. Господу угодно было показать свое милосердие и всемогущество надо мною. Скоро должен я ехать на Воронежскую епархию; не надеюсь на себя, но там есть два святителя Христовых – Митрофан и Тихон. Их молитвы, как благонадежный якорь душе моей, меня подкрепят и мне помогут». Уповая на их предстательство пред Престолом Всевышнего, преосвященный мужественно встретил в 1830 г. страшное бедствие – холеру, надвинувшуюся на Россию. При первых же вестях о грозной опасности, владыка, освятив торжественно в Троицком соборе воду, велел священникам кропить ею дома прихожан, призывая их к посту и покаянию. Когда же в 1831 г. страшная гостья оказалась в самом городе, он отслужил молебен на площади, преподал те же указания священникам и, убеждал их внушать собственным примером народу твердость, повиновение распоряжениям властей, а равно призывать пасомых к говению. Предписано было им духовенству безмездное совершение погребения умерших от холеры, а также регулярное посещение холерных больниц для исповеди и причащения. На кладбищах всегда должны были находиться священники, дабы никто не оставался бы без погребения. Сам ободрял начальство. Духовенство прониклось духом своего архипастыря и ревностно исполняло свои обязанности. Заплатило оно за это, в части своей, и кончиной, положив тем души свои за ближних.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Возвращаясь к XVIII веку, следует сказать, что кроме Императорской капеллы были капеллы частные, в которых пели крепостные и купленные музыканты, среди которых были певчие-мальчики. О том, что таких певчих брали в наем или покупали, говорит, ссылаясь на «Московские ведомости» за 1795 год, музыкальный историк и критик Н. Ф. Финдейзен в «Очерках по истории музыки в России» : «Продается музыкант и певчий, который играет на скрипке и поет баса, он же и хороший подлекарь»; «потребны тенорист и альтист, которые пели б своим голосом»; «потребен дышкантист, умеющий петь по партесной ноте» . Другое положение дел было в Патриаршем хоре, где певчие оставались в своем неизменном составе (тенора и басы) вплоть до времени учреждения Святейшего Синода в 1721 году. Были ли детские голоса в первой половине XVIII века в Синодальном хоре? Доподлинно неизвестно. Историк церковного пения священник Василий Металлов предполагает, что в 1752 году в Синодальном хоре уже пели мальчики: «На том выражении ключарей, что к Богослужениям часто приходят только старые да м а л ы е, можно полагать с вероятностью, что около того времени (1752 г.) в Синодальном хору были уже маленькие певцы – дисканты и альты» . Но официально певчие-дети были введены в Синодальный, бывший Патриарший хор, только в 1767 году, когда был утвержден императрицей Ekamepuhoй II (1762-1796) и Московской синодальной конторой новый штат Синодального хора. Хор увеличился до 26 человек, мальчиков было четверо – два альта и два дисканта. В 1772 году в хоре было уже 14 мальчиков. В статье «Из истории Московскаго Синодального Училища церковного пения» за 1911 год говорится, что начальное учреждение Синодального училища связано с появлением первых малолетних певчих в составе Синодального хора: «О первой, ранней поре училища может быть речь лишь с того времени, когда малолетние певчие впервые появляются в составе Синодального хора, ранее состоявшего только из одних взрослых певчих – теноров, баритонов и басов» . Но обучение было поставлено плохо из-за отсутствия достаточного финансирования и плохо разработанного учебного плана. Поэтому с годами все больше и больше назревала необходимость реформы образовательного процесса Синодального училища. В 1818 году, спустя 50 лет после утверждения первого штата Училища, синодальные певчие жаловались о своих нуждах министру народного просвещения и духовных дел, князю Александру Николаевичу Голицыну, о том, что малолетние певчие после обучения в Синодальном училище «кроме пения и музыки остаются ничему другому не научены, даже порядочно писать не выучиваются» . В связи с чем, вырастая, остаются без средств к существованию и возвращаются к своим бедным родителям, в то время как в Придворной певческой капелле после «спадения с голоса» певцы определяются «в службы чинами классными, а из архиерейских хоров – во священники» .

http://bogoslov.ru/article/6192535

По ВЫСОЧАЙШЕ утвержденному 4 Ноября 1869 г. штату Якутского архиерейского дома назначено: содержание Архиерею 1500 р., на жалованье свиты Архиерея, на содержание певчих и на наем служителей 3100 р., на ремонт архиерейского дома 100 р.(4 Ноября 1869 г. П. С.3. 47634 при указ. 12 Декабря 1869 г.) По ВЫСОЧАЙШЕ утвержденному 1 Мая 1871 г. временному штату Туркестанского архиерейского дома – положено: жалованье Архиерею и на наем помещения 3000 р., на жалованье свиты Архиерея, на содержание певчих и на служителей 3100 р. (1 Мая 1871 г. Выс. утв. штат при указ. 17 Июня 1871 г. 36.) Примечание 1. По ВЫСОЧАЙШЕ утвержденному 18 Мая 1882 г. мнению Государственного Совета на увеличение содержания Туркестанскому Преосвященному и архиерейскому дому прибавлено 2425 р. (16 Июня – 11 Июля 1882 г. 1214. Ц. В. 50.) Примечание 2. Свиту Преосвященного по всем штатам составляют: эконом, духовник, крестовые иеромонахи, ризничий, он же и казначей и иеродиакон; от усмотрения Преосвященного зависит соединение некоторых должностей, равно и назначение им окладов содержания. (См. вышеуказ. штаты.) Певчие при архиерейских домах и кафедральных соборах, состоящие во всех епархиях, должны быть переодеты по покрою (платья) певчих С.-Петербургского Митрополита. (Указ. 12 Мая 1833 г. по Выс. повел.) По ВЫСОЧАЙШЕ утвержденному 27 Декабря 1867 г. мнению Государственного Совета об утверждении новых штатов архиерейских домов и кафедральных соборов постановлено: отпускавшееся до того времени из общественных с Государственных крестьян сборов пособие Государственному Казначейству 292,210 р., на вознаграждение духовных православного ведомства учреждений на наем служителей, оставить по прежнему в распоряжении Святейшего Синода, с обращением из них: а) 158,570 р. на содержание архиерейских домов и кафедральных соборов в счет исчисленной по штату тех домов и соборов суммы; б) 128,820 р. на содержание лавр и монастырей великороссийских епархий и Московского Синодального дома и в) 4820 р. на содержание Викарных Епископов. (Выс. утв. 27 Декабря 1867 г. Мн. Гос. Сов. п. 5.) 3. О лаврах

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

По отпусте настоятель подаёт архиерею Крест, а диакон возглашает многолетие (где священник один, без диакона, ектению, отпуст и многолетие говорит священник, стоя у амвона). По осенении архиереем предстоящих в храме Крестом настоятель принимает опять Крест на блюдо и, когда, после этого архиерей на три стороны благословит предстоящий народ и на это благословение певчие пропоют: “Тон дэспотин…,” настоятель, с прочими священниками и диаконами входит за архиереем через царские врата в алтарь, где полагает Крест на престоле. Затем священники и диаконы вместе с архиереем прикладываются к престолу и в порядке старшинства подходят к архиерею, стоящему на правой стороне от престола, для принятия благословения. Принять благословение архиерея входят в алтарь и псаломщики. По обозрении алтаря и его священных принадлежностей, когда архиерей будет выходить, для обозрения алтарей, в пределах храма и затем всего храма, духовенство снимает облачения, кроме настоятеля и младшего из диаконов, из которых первый, оставив на себе епитрахиль, сопутствует архиерею по храму, а последний, остаётся в облачении для затворения царских врат, когда архиерей будет выходить из храма. По обозрении храма, когда архиерей взойдёт на амвон преподать святительское назидание пастве прихода, духовенство становится на солее по сторонам архиерея – младшие за старшими, а настоятель прихода входит в это время одной их боковых дверей в алтарь для сложения антиминса, после чего и сам, сняв епитрахиль, выходит из алтаря для слушания архиерейского поучения. Когда архиерей закончит поучение и преподаст всем общее благословение, певчие пропоют: “Ис полла эти, дэспота,” прихожане храма подходят к архипастырю для принятия благословения. При выходе архиерея из храма совершается трезвон. Архиерейское служение литургии преждеосвященных Даров. Встреча Архиерея и чтение входных молитв совершается так же, как обычно при архиерейском богослужении. (Служить Преждеосвященную литургию на запасных Дарах (хранимых для приобщения больных) нигде не полагается, см. Ц. В. 1896, 40. – Нельзя совершать оную литургию на испортившемся Агнце, Ц. В. 1892, 12), Затем в Чиновнике (по осенению Архиереем, после входных молитв, народа, когда певцы пропоют: “Тон дэспотин...”) сказано: “И отошед (Архиерей) стоит на уготованном месте, и начинают читать часы, и поют по уставу.”

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

На протяжении всего времени своего существования Синодальный хор сохранял древние традиции русского церковного пения , это качество было его значимой отличительной чертой, которая передалась Синодальному училищу, одной из задач которого было распространение древнерусской певческой культуры по всей Российской империи через своих выпускников-регентов, в противовес Придворной певческой капелле, выпускники которой находились под западным влиянием. Государевы певчие дьяки в начале XVIII века были преобразованы в Придворную певческую капеллу. Капелла первая стала давать систематизированное регентское образование, подтверждённое соответствующим аттестатом, получаемым после экзаменационных испытаний. До 1844 года в Придворной капелле можно было проходить обучение, но оно не имело строго выработанного плана и программы. Желающие стать регентами могли приступить к учёбе в любое время года, выбрав сами себе преподавателя пения из придворного хора. Занятия носили частный характер, многие необходимые предметы отсутствовали, плата за обучение была очень высокой, в итоге большинство из обучающихся не могли дойти до конца обучения . В 1846 году директором Придворной певческой капеллы А. Ф. Львовым (1798—1870) была введена чётко разработанная программа обучения в Регентских классах. Согласно указу Синода, всем епархиальным архиереям предписывалось направлять самых способных певчих для получения регентского образования в Регентских классах Придворной певческой капеллы. В силу важности приведём слова Степана Смоленского из статьи «О Регентском училище в г. С. – Петербурге» за 1909 год: «А. Ф. Львов, вызвавший из каждой епархии по два окончивших курс семинариста и обучивший их регентскому искусству при Капелле. Обученные Львовым семинаристы, в числе 150 человек, составили тот кадр архиерейских регентов, который создал тогда по всей России не только множество отличных хоров, но и так называвшееся “уравнение церковного пения”, т. е. правильное и повсюду единообразное исполнение церковных напевов, тогда только что положенных Львовым в 4-х голосную гармонию» .

http://bogoslov.ru/article/6175116

«О, Владыко Человеколюбче, Господи, Отец, Сын и Святый Дух, Троица Святая! Благодарю Тя, Господи, за Твое великое милосердие и многое терпение. Аще бы не Ты, Господи, и не Твоя благодать покрыла мя, грешного, во вся дни, и нощи, и часы, то уже бы аз, окаянный, погибл, аки прах пред лицем ветра, за свое окаянство, и любность, и слабость, и за вся своя преестественные грехи. Уже бо не престаю и не престану часа того, что не сотворит греха, а когда восхощет приити ко отцу своему духовному на покаяние, отча лица устыдихся, грехи утаих и оные забых и не могох всего исповедати срама ради и множества грехов моих; тем же убо покаяние мое нечистое есть и ложное рекомо, но Ты, Господи, ведый тайну сердца моего, молчатися разреши и прости в моем согрешении и прости грешную мою душу, яко благословен еси во веки веков. Аминь» 923 . Эта молитва , исполненная глубокого и горячего покаяния, созвучна покаянным высказываниям старца в беседах сельского периода, приводившимся выше. Но главное, в ней есть прямое прошение разрешить молчание, сохранение своей тайны при исповеди и простить этот грех. Все это укрепляет в мысли, что молитва составлена самим Александром Благословенным. Случалось, что в убогом жилище старца раздавалось хоровое пение молитв. Об этом рассказал певчий томского архиерейского дома Иван Васильевич Ефимов, который стал потом протодиаконом Успенского собора в Москве. Рассказывал он в Москве 12 августа 1867 г., т. е. через три с лишним года после смерти Феодора Кузьмича, но само событие относилось ко времени, когда И.В. Ефимов жил в Томске и старец был еще жив. На Рождество Христово певчие-славильщики по собственной инициативе «пожелали прославить Христа» у старца – в мезонине дома С.Ф. Хромова. Спросили разрешение у Феодора Кузьмича, и он ответил: «Если только господам певчим угодно будет» 924 . Когда они все пропели, то старец «со слезами благодарил их и поклонился им до земли». При этом подвижник сказал им наставление о том, что значит быть певчим. Это означает, что «они приняли на себя в виде Ангелов прославлять Господа» 925 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010