Русская церковная музыка – это незабываемые встречи Образ Богородицы «Клиросная» Образ Богородицы «Клиросная» Во время моего трехнедельного паломничества в Россию в сентябре 2006 года мне удалось побывать в 35 приходских и монастырских храмах Москвы, Сергиева Посада, Санкт-Петербурга, Пскова и Валаама. Одиннадцать раз я была на вечерних богослужениях и десять раз – на литургии и смогла увидеть возрождение Русской Православной Церкви. За последние пятнадцать лет в России вновь зазвонили колокола в закрытых и полуразрушенных в советское время храмах и стали возводиться новые церкви и соборы. Как регента, меня в первую очередь интересовала церковная музыка, в особенности старинное знаменное пение. В Японии сложилось представление о том, что в русской церкви поют единообразно, потому мне и захотелось рассказать о многообразии русского церковного пения. Если в Японии в основном используется обычный обиход, то в России можно услышать и византийское пение, и знаменный распев, причем последний – как в традиционном, так и в современном переложении. В кафедральных соборах крупных городов России церковное пение обычно совершается на высокопрофессиональном уровне: ведь здесь часты архиерейские богослужения и сам чин службы воспринимается как образец для остальных приходов. Я побывала на литургии в Александро-Невской лавре Санкт-Петербурга и на всенощном бдении в московских Сретенском и Свято-Даниловом монастырях. В Александро-Невской лавре пели два хора: мужской на балконе, а женский – на клиросе справа от иконостаса. Почти все храмы Петербурга построены в пышном византийском стиле с величественными куполами, поэтому «Херувимская» Бортнянского очень органично воспринималась именно при таком расположении двух хоров в соборе. Свято-Данилов монастырь – старейший в Москве. Правый и левый хор стояли за массивными колоннами, расположенными в центре Троицкого собора. Каждый певчий праздничного мужского хора пел сильным и густым голосом. По словам регента хора Георгия Сафонова, «со времени крещения Руси церковное пение было уделом профессионалов. Очень важно, чтобы певчие воспринимали свое участие в богослужении именно как работу».

http://pravoslavie.ru/687.html

Состоялось заседание Архиерейского Синода РПЦЗ Сан-Франциско, 8 сентября 2008 г. Заседание Архиерейского Синода состоялось 4-6 сентября 2008 г. в епархиальном доме святителя Тихона Задонского, в г. Сан-Франциско, в присутствии Курско-Коренной иконы Божией Матери, и началось пением «Царю Небесный» в 10 ч. 30 мин. утра, сообщает официальный сайт РПЦЗ .  В работе нынешнего заседания, прошедшего под председательством Высокопреосвященнейшего Митрополита Илариона, Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви, участвовали Высокопреосвященные: Марк, архиепископ Берлинский и Германский; Кирилл, архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский – Секретарь; Преосвященные: Гавриил, епископ Монреальский и Канадский; Михаил, епископ Женевский и Западно-Европейский; Иоанн, епископ Каракасский, Управляющий приходами Русской Зарубежной Церкви в Южной Америке. В последний день работы Архиерейского Синода участвовал епископ Кливлендский Петр, Управляющий Чикагской и Средне-Американской епархией.  Открывая заседание, Председатель приветствовал Преосвященных архипастырей и, особенно, Преосвященного епископа Иоанна, который впервые участвует в работе Архиерейского Синода. Председатель выразил глубокую благодарность Высокопреосвященнейшему архиепископу Кириллу за оказанный Преосвященным членам Архиерейского Синода теплый прием.  Утвердив журнал предыдушего заседания и приняв повестку, члены Архиерейского Синода выслушали доклад Первоиерарха о церковной жизни. Наиболее важным событием церковной жизни Его Высокопреосвященство назвал Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, прошедший в Москве в конце июня. Далее, Председатель сообщил о хиротонии епископа Каракасского Иоанна, в которой, помимо Председателя Архиерейского Синода, участвовали епископы Ирийский Даниил и Кливлендский Петр. По окончании Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Председатель направился в Австралию, где возглавил работу очередного церковно-певческого съезда, в котором приняли участие певчие праздничного хора московского Данилова монастыря. Затем Председатель посетил приходы Австралийско-Новозеландской епархии с десницей преподобномученицы Елизаветы. Эта архипастырская поездка по церквам Австралии и Новой Зеландии прошла торжественно и с большим духовным подъемом. 

http://pravoslavie.ru/27556.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРХИЕРЕЙСКИЕ ПЕВЧИЕ дьяки и подьяки - профессиональные певцы в Др. Руси, из к-рых состояли хоры при архиерейских домах и кафедральных соборах. Наиболее подробные сведения об А. п. сохранились от XVI-XVII вв. Хоры А. п. были устроены по образцу хора митрополита (Патриарха) всея Руси и делились на станицы . Численность станиц определялась положением епархии и возглавлявшего ее архиерея в церковной иерархии. Обычно хор А. п. состоял из 5-6 станиц, в 90-х гг. XVII в.- до 9. Как правило, станица состояла из 5 чел. В сер. XVI в. в хоре архиепископа Новгородского, занимавшего среди епархиальных иерархов 1-е место после митрополита Московского, в каждой станице было по 6-7 певцов. Певцы, входившие в 1-ю и 2-ю большие станицы, относились к высшей категории мастеров и назывались певчими дьяками, рядовые А. п. именовались подьяками. Отбирались А. п. из одаренных в муз. отношении местных жителей, гл. обр. из городского населения: посадских людей, ремесленников, детей духовенства. Новый певчий зачислялся в подьяки, проходил обучение и по мере совершенствования мастерства продвигался по служебной лестнице до получения звания дьяка. Иногда в А. п. попадали отставные или провинившиеся государевы и Патриаршие певчие. Главной обязанностью А. п. было пение во время архиерейского богослужения в кафедральном соборе. Здесь 1-я станица дьяков располагалась на правом клиросе, 2-я - на левом. Подьяки в зависимости от части службы и исполнявшегося песнопения могли петь на клиросе, в алтаре, на амвоне и т. д. Участвовали певцы и в различных действах литургических (пещном, хождении на осляти, летопровожении и др.), в поставлениях архиереев, их выходах, шествиях, поездках по епархии и в столицу, а также в погребениях высокопоставленных особ. Мастерство А. п. позволяло им петь вместе с государевым и Патриаршим хорами, а при необходимости пополнять их. Репертуар А. п. определялся прежде всего церковным уставом.

http://pravenc.ru/text/76494.html

Рукоположение во епископа За день или за несколько дней перед посвящением архиерея совершается наречение его в Святейшем Правительствующем Синоде. Обер-секретарь объявляет избранному указ об его избрании. Затем члены Св. Синода, без участия певчих, совершают краткое молебное пение. Митрополит произносит возгласы и говорит ектению, прочие члены Св. Синода поют. После молебна избранный произносит речь. Затем певчие поют многолетие Его Императорскому Величеству, Благочестивейшему Государю Императору, Святейшему правительствующему Синоду и нареченному. По окончании многолетия первенствующий архиерей (митрополит) благословляет нареченного крестом и святою водою. Рукоположение во епископа совершается собором епископов, по крайней мере трех и не менее двух. На день посвящения архиерея «к всенощному бдению бывает благовест по Уставу, а на 9-й песни благовестят в большой колокол», обыкновенно медленно, раз 12. А в день самого посвящения к литургии бывает благовест во все колокола, обыкновенно подобно тому, как бывает благовест к водосвятию. В день посвящения архиерея, перед литургией, собравшиеся архиереи в облачении выходят на средину храма в сопровождении архимандритов, игуменов, протоиереев, иереев. Затем протопресвитер и диакон идут в алтарь, берут в алтаре посвящаемого, одетого во всю священную одежду. Он делает у престола два поясных поклона и один земной, потом кланяется иерархам в царских дверях. Сойдя с солеи, они ведут его на орлец (ковер с изображением большого орла), разостланный перед амвоном архиерейским, и приводят до нижнего края орла. Здесь он поклоняется трижды, и после возглашения протодиакона: «Приводится боголюбезнейший, избранный и утвержденный хиротонисатися во епископа богоспасаемых градов (таких-то)», первенствующий архиерей вопрошает: «Чесо ради пришел еси, и от нашея мерности чесого просиши?» Хиротонисуемый отвечает: «Хиротонию архиерейския благодати, Преосвященнейшие», и на вопрос архиерея: «и како веруеши»? – читает громким голосом Символ веры , держа в руках написание православной веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Скачать epub pdf Литургия. Проскомидия . Проскомидия совершается до прибытия архиерея в храм. Иерей вместе с одним из диаконов прочитывает входные молитвы и надевает полное облачение. Просфоры, в особенности для Агнца, заздравная и заупокойная, приготовляются больших размеров. При вырезании Агнца иерей принимает во внимание количество причащающихся священнослужителей. По обычаю архиерею уготавливаются две отдельные просфоры, из которых он изымает частицы во время Херувимской песни. Встреча . Участвующие в сослужении с архиереем являются в храм заблаговременно, чтобы облачиться вовремя, кому следует, и приготовить всё необходимое. Иподиаконы приготовляют архиерейское облачение, постилают орлецы на амвоне, перед местными (Спасителя и Божией Матери), храмовой и праздничной иконами, перед амвоном и у входных дверей из притвора в храм. При приближении архиерея к храму все выходят при закрытых царских вратах (завеса отдернута) северной и южной дверями из алтаря на встречу и становятся у входных дверей. При этом, каждая пара соблюдает своё равнение. Иереи (в рясах и головных уборах – скуфьях, камилавках, клобуках – по старшинству (от входа) становятся в два ряда, причем, совершавший проскомидию (в полном облачении) стоит посередине (между последними иереями), имея в руках напрестольный Крест, рукоятью к левой руке, на блюде, покрытом воздухом. Протодиакон и первый диакон (в полном облачении) с трикирием и дикирием, держа их на одной высоте, и кадильницами и между ними свещеносец становятся в ряд против входа, отступая к востоку от иерея на шаг. Иподиаконы стоят у входных дверей из притвора в храм: первый – справа с мантией, второй и жезлоносец (посошник) – слева. Архиерей, войдя в храм, становится на орлец, отдает жезлоносцу посох, и все троекратно молятся и кланяются архиерею, который их благословляет. Протодиакон возглашает: “Премудрость” и читает: “Достойно есть яко во истину …” Певчие, в это время поют: “Достойно...” протяжно, со сладкопением. В это же время иподиаконы надевают мантию на архиерея, который, сделав одно поклонение, принимает от священника Крест и целует его, а священник целует руку архиерея и отходит на своё место.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

19 амурских умельцев представили около 150 работ, выполненных в разных техниках — бисерные иконы, деревянные пасхальные яйца с резьбой, сувенирные тарелки с декупажными образами и многое другое. 11 апреля. ПРАВМИР. В выставочном зале Благовещенска открылась экспозиция пасхальных поделок амурских мастеров, сообщает сайт Благовещенской епархии . 19 амурских умельцев представили около 150 работ, выполненных в разных техниках — бисерные иконы, деревянные пасхальные яйца с резьбой, сувенирные тарелки с декупажными образами и многое другое. По благословению епископа Благовещенского и Тындинского Лукиана в открытии мероприятия приняли участие руководитель епархиального отдела по связям с общественностью и певчие архиерейского хора. «Уверен, что человек, сотворивший такую красоту – неспособен на разрушительные действия. Способность к творчеству это то, что делает человека подобным своему Творцу», — сказал пресс-секретарь епархии иерей Святослав Шевченко. С концертом духовной музыки перед собравшимися выступил архиерейский хор Благовещенского кафедрального собора под управлением регента Олега Леонова. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 13 апреля, 2023 2 августа, 2019 19 апреля, 2019 9 апреля, 2017 20 мая, 2016 13 мая, 2016 26 апреля, 2016 22 октября, 2014 27 мая, 2014 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/v-blagoveshhenske-otkr...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЬЯКИ архиерейских приказов, светские чиновники в органах высшего церковного и епархиального управления Русской Церкви в XVI-XVII вв. (Кроме того, Д. называли певчих митрополичьего (затем патриаршего) хора и хора вел. князя (царя) (см. статьи Архиерейские певчие , Государевы певчие дьяки ).) До XVII в. источники (гл. обр. документы из архива Новгородского архиерейского дома) сохранили сравнительно немного сведений о роли Д. в аппарате церковного управления. Главным среди них был Д., заведовавший канцелярией архиерея, под его рук. составлялись документы, выходившие из канцелярии, и он скреплял их подписью. Были также Д., в обязанности к-рых входило вести запись судебного разбирательства и решений суда владычных бояр . Наконец, Д. сидели вместе с казначеем в казне, вели запись доходов и расходов, подписывали грамоты на поместья детям боярским, служившим архиерейскому дому. Относительно Д., сидевших в суде владычных бояр, Стоглавый Собор 1551 г. установил, что они должны назначаться с ведома царя (гл. 69). При выдаче документов Д. брали с получателя пошлины. Постепенно организация высшего церковного и епархиального управления совершенствовалась, стали появляться адм. органы, получившие название приказов. В записке, датируемой 1610-1611 гг., в перечне существовавших в Москве приказов отмечен Патриарший приказ, судящий «духовные дела», в к-ром заседают дворецкий, бояре и 2 Д.; в обязанности последних входил доклад патриарху о принятых решениях. Все чиновники Патриаршего приказа назначались царем (АИ. Т. 2. 35). В 20-х гг. XVII в. источники отмечают существование в Патриаршем доме приказов: Дворцового, осуществлявшего управление владениями патриарха и служилым персоналом Патриаршего дома, Казенного, заведовавшего патриаршей казной и занимавшегося сбором доходов, Судного и Разрядного, последний ведал вопросами управления духовенством (см. Приказы патриаршие в XVII в. ). В Дворцовом приказе заседал 1 Д., в Казенном, Судном и Разрядном приказах - по 2 Д. Во главе всех приказов, кроме Казенного, стояли судьи, к-рым подчинялись Д. Аналогичные адм. органы функционировали в епархиях, где они обладали некоторыми локальными особенностями. Так, в Новгороде во главе Казенного приказа стоял казначей - духовное лицо, функции Разрядного и Судного приказов выполнял Судный приказ.

http://pravenc.ru/text/180757.html

При разработке проектов храмов в Первоуральске использованы акустические расчеты Екатеринбург, 18 марта 2004 г. При разработке проектов двух храмов, готовящихся к строительству в городе Первоуральске, впервые были использованы акустические разработки, выполненные специалистами кафедры архитектурной экологии Уральской государственной архитектурно- строительной академии, сообщает " Информационное агентство Екатеринбургской епархии " . Как рассказал настоятель первоуральского Архиерейского подворья в честь Иверской Иконы Божией Матери иерей Василий Зудилов, поводом для обращения к специалистам стали его многочисленные посещения недавно построенных храмов. Во время службы ему нередко приходилось наблюдать, как расслаиваются, теряются, рассыпаются звуки богослужения не доходя в полной мере до прихожан. Посторонние, ненужные шумы, возникающие в замкнутом пространстве молитвенного зала, создают ненужный звуковой фон. В результате певчие на клиросе не имеют четкой ориентации о том, что происходит в алтаре, и, наоборот, в алтаре не четко слышно, что поется на клиросе в тот или другой момент богослужения. В то же время, в старинных, дореволюционной постройки храмах звук всегда чистый, ясный, глубокий и высокий. Звуковой акустике храма в то время уделялось, по видимому, не меньшее значение, чем его внешнему виду и внутреннему благоукрашению. Сейчас, либо за неимением достаточного количества времени, отпущенного на возведение храма, либо за недостаточностью грамотных специалистов на храмовую акустику как-то перестали обращать внимание. И напрасно. Потому и бывают недовольны прихожане, особенно пожилые люди, тем, что не разобрали даже части того, что говорил батюшка и пели певчие. Потому много непонятного остается в течение службы для тех, кто еще не очень хорошо знает последовательность службы, не помнит на память, и не может разобрать слова исполняемых церковных песнопений. Идею иерея Василия привлечь к работе над разработкой проектов будущих городских храмов: в честь Иверской Иконы Божией Матери и Святителя Николая Чудотворца специалистов-акустиков была поддержана руководителем Архитектурного отдела епархии Ольгой Анатольевной Любченко и автором проектов Константином Ефремовым.

http://pravoslavie.ru/9278.html

Акакий (Заклинский Александр Иванович), еп.Енисейский и Красноярский Родился 20.II.1836 года в Риге. Сын священника. Первое образование получил в немецкой школе г.Шмидта. В школу начал ходить с 6 лет; в этой же школе учился и русскому языку. Десяти лет начал ходить в Духовное училище, открытое при архиерейском доме; в этом училище учились певчие и пять-шесть мальчиков, из детей епархиального духовенства. В 1847 г. отец Заклинского (Иоанн Авдеевич) был перемещен в погост Любятово – в трех верстах от г.Пскова, и он поступил в высшее отделение Псковского Духовного училища, а затем в Семинарию. Окончив курс в Псковской Семинарии в 1855 году, он поступил в СПБ Духовную Академию, но учился в ней только один год 1855–56. 16.IX.1856 пострижен в монашество и 24.IX рукоположен в сан иеродиакона. Поступил на службу при посольской церкви в Константинополе. В 1858 путешествовал по Востоку и Западу. По возвращении из путешествия в 1859 г. сдал экзамен за 2-й, 3-й и 4–й курсы Духовной Академии, а в 1864 году за сочинение. «Св. Григорий Палама , архиепископ Солунский» удостоен степени кандидата богословия. В 1865 г., возвратясь из миссии, был рукоположен во иеромонаха и назначен учителем гражданской истории в Рязанскую Духовную Семинарию. 13.XI. 1866 перемещен преподавателем богословских наук в Волынскую Духовную Семинарию, где пробыл I3 лет. 16.VIII.1879 возведен в сан игумена и назначен исправл.должность инспектора Воронежской Духовной Семинарии. 2.II.1882 возведен в сан архимандрита. 25.III.1882 определен исполняющ.должность ректора, а с 1884 года на должность ректора Томской Духовной Семинарии. Хиротонисан 7.IV.1891 года в С.-Петербурге в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры, во епископа Балтского, вик. Подольской епархии. С 7.·IΧ·1891 – епископ Елизаветградский, вик.Херсонской епархии. С 30.IV.1894 назначен епископом Енисейским и Красноярским. В Красноярске выстроил великолепный архиерейский дом и содействовал возведению новых зданий Семинарии. В 1898 году уволен на покой по болезни с назначением местопребывания в Московском Знаменском монастыре, а затем в Московском Покровском монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Идите и скажите всем в чужих краях, что Русь жива» В Касимове освящён бюст святого благоверного Великого князя Александра Невского 31.05.2021 1397 Вчера, в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне, епископ Касимовский и Сасовский Василий совершил Божественную Литургию в Георгиевском храме г. Касимова, сообщает сайт епархии. Его Преосвященству сослужили: благочинный Касимовского городского благочиния и секретарь епархиального управления протоиерей Иоанн Бобиков, председатель комиссии по строительству, реставрации и сохранению вещественных памятников церковно-исторического наследия Касимовский епархии и настоятель Георгиевского храма г. Касимова протоиерей Андрей Правдолюбов. За богослужением молились атаман хутора Рождественский и мещерских казаков Марков Сергей Анатольевич, представители казачества из г. Касимова, заместитель атамана Рязанского областного Казачьего округа по вопросам культуры, образования, воспитания и связям с общественностью Акимов Юрий Павлович, главный редактор «Русской народной линии» Анатолий Дмитриевич Степанов. Пел Архиерейский хор Касимовской епархии под руководством регента иерея Симеона Малофеева. По окончании богослужения архипастырь обратился к прихожанам со словами проповеди на евангельскую тему. После богослужения духовенство, певчие и прихожане, пройдя Крестным ходом вокруг храма, проследовали на площадь около храма, где владыка совершил освящение бюста святого благоверного Великого князя Александра Невского. Мероприятие приурочено к 800-летию со дня рождения святого благоверного Великого князя Александра Невского. Памятник изготовлен в Краснодарском крае по инициативе и финансовой поддержке вице-президента РОО «Рязанское Землячество», депутата Касимовской городской думы, члена Совета Международного фонда славянской письменности и культуры, председателя Совета атаманов России, генерал-полковника казачьих войск Валерия Камшилова. Место установки бюста благословил епископ Касимовский и Сасовский Василий. В торжественном открытии бюста участвовали представители казачества центрального федерального округа.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/05/31/id...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010