Э. стал жертвой наговоров и ему следует оказать должное внимание ( Харалампий (Василопулос). 2001. С. 14-18). Известно, что Христофор, архиеп. Халкидский, не позволял владыке совершать богослужения. После его смерти в янв. 1892 г. епископская эпитропия и люди из ближайшего окружения покойного чинили Н. Э. препятствия и также не допускали его к служению в храме. В нач. февр. 1892 г. Н. Э. обратился в Синод за разрешением священнодействовать. О том же ходатайствовали перед Синодом и верующие ( Димитракопулос. 2012. С. 125-130). С кон. мая по июль 1892 г. он объехал острова Скопелос, Скиатос и Скирос, а также посещал Ксирохорион. 13 мая 1892 г. получил циркуляр от Синода, обязавший его предоставить отчет о деятельности за год с приложением 2 проповедей, произнесенных в 1891 г. Н. Э. подготовил отчет (без проповедей; не сохр.) и отправил его в епископскую эпитропию Халкиды. Члены эпитропии составили донесение Синоду от 23 мая 1892 г., в к-ром отмечались факты «самочинного» архиерейского служения Н. Э. и его стремление занять Халкидскую кафедру, и приложили его к отчету владыки. Рассмотрев донесение 12 июня 1892 г., Синод предписал Н. Э. впредь заручаться разрешением эпитропии на священнослужение и напомнил ему о необходимости представить 2 проповеди. Получив ответ из Синода, 9 июля 1892 г. Н. Э. написал прошение об отставке, которое было отклонено. 18 марта 1893 г. последовало разрешение Синода «священнодействовать там, куда будет приглашен, кроме хиротоний, хиротесий и освящений» ( Димитракопулос. 2012. С. 140-141). В это время Н. Э. ездил в Лимни и в мон-рь Галатаки (предположительно по распоряжению Синода) для расследования дела монастырского юрисконсула Л. Караханиса ( Димитракопулос. 2012. С. 143). Свт. Нектарий Эгинский. Икона. XXI в. (мон-рь Раду Водэ в Бухаресте) Свт. Нектарий Эгинский. Икона. XXI в. (мон-рь Раду Водэ в Бухаресте) В Каристийской епископии Н. Э. служил с 27 марта по 15 дек. 1891 г., неск. дней в июне 1892 г., с нач. осени 1892 до кон. февр. 1893 г., с авг.

http://pravenc.ru/text/2564898.html

Позже архиеп. Антоний сделал Глебу заманчивое предложение: устроить в старом соборе типографию и возглавить ее. «Совсем другой масштаб!» – завлекал он. Глеб поделился с Евгением. Как быть? Прими они это предложение и не придется больше платить за аренду. Евгений лишь понимающе улыбнулся: «Я не могу работать в такой обстановке». После смерти архиеп. Иоанна что-то пробудилось в его душе, вспоминает Глеб. Спала пелена наивности. И раньше подозревая, что не всё ладно в церковном мире, он не знал горя под крылом архиеп. Иоанна и еп. Нектария. Теперь к власти пришел иной человек, чуждый им по духу, видевший в Церкви лишь чиновничий департамент. Годом раньше, вскоре после кончины Владыки Иоанна, Евгений написал ставшие пророческими слова: «Вот и кончилось становление нашего Братства. Истинный праведник, архиеп. Иоанн был любящим наставником, опекавшим нас с первых нетвердых шагов. Сейчас же мы окрепли, идти дальше придется самостоятельно». Да, коль скоро Братство хотело выжить и спастись от «чиновников Церкви», настала пора «удалиться на лоно природы, в благоуханную пустынь», как говаривал Евгений. Земля от Владыки Иоанна В тот край, где нехожены тропы, я истово сердцем рвусь. Там с Господом я пребуду, Создателя приобщусь. В краю том не слышно мира, ни женского смеха, ни слез, Там счастливо как младенец сподоблюсь невинных грез. Я чаю рождения свыше. Пока же – покой принеси Трава-мурава в изголовьи и купол небесный в выси. Джон Клер ( 1864) К тому времени, – пишет Глеб, – я уже знал, что нам нужно, дабы устроить настоящую пустынь. Необходим лесистый участок. Евгений всё глубже постигает смысл православных богослужений, стремится полностью соблюдать суточный круг богослужения. Мы пришли к единению душ.» Всё чаще Евгений напоминал Глебу: «Пора уезжать отсюда. Пора жить по-настоящему». Он начал подыскивать землю. Как и задумывалось изначально, братия принялись за участки на побережье к северу от Сан-Франциско. Однажды забрались на сотню миль к северу и оказались вблизи городка Гарбервилль. Там меж холмов приметили они большой, красивый, рубленый дом. Холод и туман мешали обозреть окрестности. У дома их встретила приятной наружности женщина средних лет, пригласила зайти, осмотреть жилье. Она спешила продать его и потому просила недорого. Дом был чистый, со вкусом обставлен и убран, хорошо подобраны цвета. Приятно пахло старым деревом и свежим кофе. Доносились звуки классической музыки. Хозяйка оказалась очень любезной и весьма культурной. Она рассказывала гостям, как любит этот красивый и уютный дом, провела их по комнатам, угостила кофе. Попрощавшись, друзья снова окунулись в холодный туман.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/n...

Глазовское Котельническое Уржумское Яранское Павел (Борисовский), архиеп. (ссылк.) Вдовствующая Флавиан (Сорокин), еп. Авраамий (Дернов), еп. (ссылк.) Нектарий (Трезвинский), еп. (закл.) Донская и НОВОЧЕРКАССКАЯ Викариатства: Аксайское Каменское Усть-Медведицкое Димитрий (Добросердов), архиеп. Захария (Лобов), еп. (ссылк.) Вдовствующая Иов (Рогожин), еп. (закл.) ЕНИСЕЙСКАЯ и Красноярская Викариатство: Минусинское Амфилохий (Скворцев), еп. (закл.) Димитрий (Вологодский), еп. ИЖЕВСКАЯ и Воткинская Викариатство: Малмыжское Виктор (Островидов), еп. Георгий (Анисимов), еп. ИРКУТСКАЯ и Верхоленская Викариатства: Киренское Нижнеудинское Гурий (Степанов), архиеп. (ссылк.) Ираклий (Попов), еп. Вдовствующая КАЗАНСКАЯ и Свияжская Викариатства: Мамадышское Спасское Чебоксарское Чистопольское Кирилл (Смирнов), митр. (ссылк.) Андроник (Богословский), еп. Варсонофий (Лузин), еп. (ссылк.?) Афанасий (Малинин), еп. Иоасаф (Удалов), еп. (ссылк.) КАЛУЖСКАЯ и Боровская Викариатства: Малоярославецкое Масальское Феофан (Туляков), еп. (ссылк.) Иоасаф (Шишковский-Дрылев­ский), еп. (ссылк.) Герман (Вейнберг), еп. КОСТРОМСКАЯ и Галичская Викариатство: Кинешемское Севастиан (Вести), архиеп. Вдовствующая Краснодарская и Кубанская Викариатство: Майкопское Иннокентий (Летяев), еп. (ссылк.) Варлаам (Лазаренко), еп. (закл.) КРУТИЦКАЯ Петр (Полянский), митр. (закл.) КУРСКАЯ и Обоянская Викариатства: Белгородское Дмитровское Новооскольское Рыльское Иувеналий (Масловский), еп. (закл.) Никон (Пурлевский), еп. (ссылк.) Иоасаф (Жевахов), еп. (закл.) Серафим (Игнатенко), еп. (неопред.) Алексий (Готовцев), еп. ЛЕНИНГРАДСКАЯ и Гдовская Викариатства: Выборгское Детскосельское Гдовское Колпинское Копорское Кронштадтское Ладожское Лужское Нарвское Петергофское Шлиссельбургское и Лодейнопольское Ямбургское (Кенги­сепп­ское) Иосиф (Петровых), митр. (удалён из еп., ссылк.) Вдовствующая Вдовствующая Димитрий (Любимов), еп. Серафим (Протопопов), еп. Сергий (Дружинин), еп. Венедикт (Плотников), еп. (ссылк.) Иннокентий (Тихонов), еп. (закл.)

http://pravmir.ru/eparhii-i-episkopyi-ro...

Оказал большое влияние на ход церковной истории. Его воспитанниками были многие выдающиеся иерархи Церкви. Архиеп. Феодор был ближайшим и преданнейшим духовным сыном преп. Гавриила (Зырянова) , который был оптинской школы. Под духовным руководством старца Гавриила оказались многие, впоследствии выдающиеся, иерархи РПЦ, студенты, преподаватели МДА, и особенно Казанской Духовной Академии. Это сщмч. Ювеналий (Масловский; 12/25 окт. 1937) архиеп. Рязанский (расстрелян); архиепископ сщмч. Гурий (Степанов; 1938), архиеп. Варлаам (Ряшенцев ; 7/20 нояб. 1942), еп. Варнава (Беляев; 23 апр./б мая 1963), еп. Герман (Ряшенцев; 2/15 сент. 1937), сщмч., и многие другие новомученики Русской Церкви. Архимандрит Серафим (Батюков; 6/19 фев. 1942). Скончался в Сергиевом Посаде. Духовный сын преп. Нектария Оптинского . Часто приезжал и жил в Оптиной. После 1927 г. ушел в катакомбы. Протоиерей Николай (Сангушко-Загоровский, в монашестве Серафим; 30 сент./13 окт. 1943). Исповедник, замечательный проповедник, Протоиерей Николай (Сангушко-Загоровский, в монашестве Серафим; 30 сент./13 окт. 1943). Сщ.исп. Василий (Преображенский; 31 июля/13 авг. 1945) Кинешемский. Старец, аскет, молитвенник, выдающийся проповедник, исповедник (умер в ссылке), прозорливец, нищелюбец, нестяжатель. Митрополит Евлогий (Георгиевский;26 июля/8 авг. 1946). Управляющий русскими западноевропейскими приходами, воссоединился с РПЦ. Выдающийся деятель церковной и политической жизни эмиграции в Европе. В детстве и юности посещал Оптину, беседовал с преп. Амвросием Оптинским , который и благословил его на священнический путь и обучение в Духовной Академии. Протоиерей Митрофан (Серебрянский, в схиме Сергий, исп.; 5/18 апр. 1948). Известный духовник и верный сотрудник прмц. Великой Княгини Елисаветы. Отличался исключительным благочестием, был духоносным подвижником, прозорливцем, исповедником. Архимандрит Тихон (Богуславец; 17/30 янв. 1950), г. Симферополь. Духовный сын Оптинских старцев, духовник архиеп. Луки (Войно-Ясенецкого ; 29 мая/11 июня 1961), знаменитого исповедника и хирурга.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/svjataja...

Идея римского примата выражена с ясностью, не оставляющей места никакому сомнению. Ап. Петр – князь и глава апостолов; римская церковь глава всех церквей; верная всегда отеческим установлениям, непогрешимая, она учит, руководит, судит всех. Сказано и последнее слово: что постановлено папой, то и должно приниматься беспрекословно. 1932 Таков авторитет римской кафедры. Прочим патриархам, другими словами, всей вселенской церкви вменяется в обязанность покорно следовать папским велениям. Переходя к частному делу Фотия, папа не хочет произнести безапелляционный приговор на основании только своих верховных полномочий; он находит нужным мотивировать свое решение, и потому обращается к критике аргументов, выдвинутых Фотием в свою пользу. Вопреки убеждениям папы, Фотий безрассудно и бесстыдно (temere atque impudenter) дерзнул взойти на патриаршую кафедру прямо из мирян. Он оправдывает себя примерами Нектария, Тарасия и Амвросия. Но между избранием из мирян этих пастырей и избранием Фотия есть разница по существу. Второй вселенский собор возвел Нектария по необходимости, за недостатком других кандидатов, так как среди клириков к-польской церкви нельзя было найти ни одного, незараженного ересью. Чтобы к-польская кафедра не оставалась вдовствующей, собор и избрал Нектария, «борца против еретиков, защитника и руководителя церкви»; но он вовсе не утвердил и не установил, чтобы так делалось и впредь. Исключительный же случай, допущенный по нужде, не может приниматься к руководству. Наоборот, нужно заботиться о том, чтобы он не повторялся. —167— Ссылается Фотий на Тарасия. Но если он прочитает находящиеся у него акты седьмого вселенского собора, то найдет, какое определение постановлено тогда папой Адрианом I. Последний порицал поставление Тарасия, выражал сожаление и писал ему, что, если он не выступит ревностным борцом против иконоборцев, то папа не признает его патриархом, как избранного неканонически. Всего менее возможна ссылка на Амвросия: Амвросий избран не по внушению людей, а по чудесному указанию свыше. Еще в детстве он был отмечен знамением (рой пчел покрыл лицо и уста ребенка и, не причинив вреда, поднялся и скрылся в небе). Позже, когда в Милане умер еп. Авксентий, арианин, опустошавший свою церковь ересью, народ собрался для новых выборов в храм, и здесь детский голос, признанный за указание свыше, назвал Амвросия епископом. Не смотря на сопротивление последнего, он, с общего согласия, был возведен на кафедру, пройдя все низшие иерархические ступени в восемь дней. Пусть же Фотий подумает, можно-ли приравнивать это чудесное избрание к такому, которое производится исключительно по честолюбивым притязаниям (proprio tantum libitu ad dignitatis gloriam percipiendam peraguntur).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Прп. Нектарий Бежецкий. Фрагмент иконы «Собор Бежецких новомучеников». Нач. XXI в. Иконописцы А. Леонов, Ю. Резчиков (Спасский кафедральный собор, Бежецк) Прп. Нектарий Бежецкий. Фрагмент иконы «Собор Бежецких новомучеников». Нач. XXI в. Иконописцы А. Леонов, Ю. Резчиков (Спасский кафедральный собор, Бежецк) В бывш. ц. ап. Иоанна Богослова (ныне Центр народной музыки им. В. В. Андреева) сохранились настенные росписи с образами бежецких святых (после 1908), в т. ч. изображение Н. (вполоборота вправо, без куколя, лоб с залысинами, длинные волосы до плеч, борода широкая, окладистая, в левой руке - свиток). На зап. стене бежецкого храма, освященного 15 авг. 2004 г. во имя Н., над входом, выпускниками МГАХИ им. В. И. Сурикова под рук. проф. П. Ф. Никонова создана совр. мозаичная икона святого. В дар митр. Тверскому и Кашинскому Виктору (Олейнику) М. А. Шведова выполнила образ Н. в технике золотного шитья: святой показан прямолично, в рост, в куколе, руки сложены крестообразно на груди. На иконе «Собор Тверских святых», созданной в 90-х гг. XIX в.- 1902 г. по заказу Тверской УАК инокинями кашинского Сретенского мон-ря на средства купца И. Я. Кункина (находилась в Троицкой ц. Кашина; см.: Журнал 83-го заседания Тверской УАК 19-20 июня 1901 г. в г. Кашине/Под ред. И. А. Виноградова. Тверь, б г. С. 23-27; Димитрий (Самбикин). 1908. С. 3-4, 6), Н. изображен в 5-м ряду слева, с моделью храма в руках, вместе с преподобными Макарием Калязинским, Паисием Угличским и Антонием Краснохолмским. На др. иконе, «Собор Тверских святых» 80-х - нач. 90-х гг. XX в. (Тверской патерик. Тверь, 1991), Н. представлен стоящим в 4-м ряду вместе с теми же преподобными. После 1989 г. по благословению архиеп. Тверского и Кашинского Виктора (Олейника) была написана новая икона «Собор Тверских святых», в центре к-рой изображен свт. патриарх Тихон (иконописец А. Б. Запруднов, ц. Св. Троицы («Белая Троица») в Твери). Облик Н. (в куколе, руки скрыты под мантией; надпись «Прп. Hekmapiй» без уточнений) и место его расположения в композиции на этой иконе близки к изображениям на предыдущих иконах. В 2007 г. М. Г. Кондрашовой для тверского храма во имя блж. Ксении Петербургской была создана икона «Собор святых, в земле Тверской просиявших»: Н. изображен на ней в группе бежецких подвижников.

http://pravenc.ru/text/2564860.html

Шли годы, и для церковного народа всё более странным казалось положение этих двух монахов. «Настоящая беспоповщина», – укоряли их, уподобляя староверам. Но отцы, желая сохранить пустынь, отражали все попытки уговорить их на священство. Отец Герман ссылался на пример святых Василия Великого и Григория Богослова , поклявшихся друг другу, что не станут священниками. Отец Серафим кивал на пустынников Древней Галлии – те тоже отказывались от рукоположения. Поддерживали отцов Елена Концевич и Барбара Мак-Карти. Елена Юрьевна предупреждала, что священство – это порой аркан. И у набросивших его – корыстные интересы. Барбара любила пустынь и считала, что отцам придется пожертвовать уединением и тишиной, стань они священниками. Обе женщины были правы. Но пойди отцы на эту жертву – не ради себя, а ради других христианских душ, – и в новом качестве они, быть может, полнее исполнят волю Божию. Именно так и вышло. 13/26-го октября 1976 года, в канун шестилетия их монашеского пострига, к ним приехал еп. Нектарий. Отслужив литургию, епископ почти весь день провел в Царской часовне, беседуя с отцами. Сказал, что митроп. Филарет попросил его уговорить отцов принять священнический сан, чтобы паломники могли в монастыре же исповедоваться и причащаться Святых Тайн. «Тогда б ваши проповеди подкреплялись делом, – сказал епископ. – Вы проповедуете благодать, а священник и есть проводник благодати». Еп. Нектарий уважал независимость отцов и не настаивал. Он заверил их, что архиеп. Антоний и тот обещал «не давить». «Вы уже несколько лет монашеская община, и люди взирают на вас с надеждой, – продолжал еп. Нектарий. – Почему бы вам, сохраняя независимость, самим не служить литургию у себя в монастыре? Не примете сан, так Владыка Антоний возьмет и пришлет священника, чуждого нам по взглядам, который будет заправлять здесь всем и окормлять наших паломников. Сколько уж раз такое случалось в монастырях и ничего кроме смуты и раздоров не приносило. Митроп. Филарет настоятельно советует вам принять сан. Он ценит ваш совместный подвиг и хочет, чтобы вы сберегли его, оградясь «официальной» формой. Я же, случись вам согласиться, лишь благословляю вас на священство. И оптинские старцы принимали сан, даже в оптинском скиту. Станете иеромонахами и с большей пользой будете приводить людей к традициям Оптиной, что в миру верующим получить неоткуда. А литургию служить каждый день вас никто не принуждает. Сами решите. А пока можно довольствоваться суточным богослужебным кругом – вы к этому привычны».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/n...

Святители Иоанн и Нектарий Тобольские с Абалакской иконой Божией Матери. Фрагмент росписи собора в честь иконы Божией Матери «Знамение» Абалакского мон-ря. 10-е гг. XXI в. Святители Иоанн и Нектарий Тобольские с Абалакской иконой Божией Матери. Фрагмент росписи собора в честь иконы Божией Матери «Знамение» Абалакского мон-ря. 10-е гг. XXI в. Н. часто бывал в Новгороде, он был знаком с воеводой, кн. Катыревым-Ростовским, впосл. ставшим зятем царя Михаила Феодоровича , через к-рого был известен царской семье. В 1628 г. Н. представили царю. Игумен выразил надежду на скорое дарование Михаилу Феодоровичу наследника, эти слова были сочтены пророческими. После рождения в 1629 г. царевича Алексея Михайловича Н. стал его восприемником (ИРИ. Ч. 5. С. 207). Покровительствовали Н. и делали вклады в Нилову пуст. влиятельные бояре И. Н. Романов, Б. М. Лыков, С. В. Колтовский, князья Катырев-Ростовский, А. Н. Трубецкой и Д. М. Пожарский. 7 февр. 1636 г. патриарх Иоасаф I возглавил хиротонию Н., к-рый был поставлен архиепископом Сибирским и Тобольским, став 3-м архиереем на этой кафедре. Вероятно, Н. был рекомендован царю и патриарху кн. Катыревым-Ростовским, к-рого Н. в 1639 г. упрекал в адресованном ему письме: «...ты мою душу погубил, ты мене лишил мздыот небеснаго царя за мои труды пустынные» (Черты монастырского быта. 1873. Стб. 1775). Помня свое обещание не оставлять Нилову пуст., Н. тяжело переживал отъезд. В епархию Н. прибыл 1 апр. 1636 г., а 31 мая в Тобольске он возглавил погребение своего предшественника по кафедре архиеп. Макария (Кучина) , скончавшегося еще 24 июля 1635 г. За недолгий срок пребывания в Тобольске (менее 4 лет) Н. успел много потрудиться на благо епархии. Несмотря на запустение, царившее на кафедре, мрачные описания к-рого Н. включал в свои челобитные царю («от хлебной скудости нам, нищим твоим богомольцам, вконец не погибнуть и врозь не разбрестись и твое царское богомолье без службы не стало бы» - Буцинский. 1891. С. 31), ему удалось укрепить хозяйственное положение архиерейского дома (количество крестьян увеличилось с 138 до 427 чел., расширились земельные владения кафедры). Ему удавалось отсрочить вступление в силу ограничительных мер царского правительства в отношении Сибирской кафедры (сокращения денежной руги, замены хлебной руги денежной) (Там же. С. 30, 33).

http://pravenc.ru/text/2564858.html

Декларация митроп. Сергия вызвала глубочайшее потрясение всего православного мира. Со всех концов русской земли раздались голоса протеста духовенства и мирян. На имя митроп. Сергия посыпались масса всевозможных Посланий, в копиях распространяемых по всей стране. Авторы этих Посланий умоляли митроп. Сергия отказаться от избранного им пути. В числе протестующих были замечательные церковные деятели Русской Церкви: митроп. Агафангел, митроп. Казанский Кирилл, первый кандидат на местоблюстительство, намеченный патриархом Тихоном, митроп. Иосиф, заместитель местоблюстителя Петра, архиеп. Угличский Серафим, бывший временный заместитель местоблюстителя, архиеп. Иларион (Троицкий) , знаменитый сподвижник патриарха Тихона, архиеп. Пахомий Черниговский, архиеп. Прокопий Херсонский, епископ Глазовский Виктор, епископ Пермский Варлаам, епископ Ростовский Евгений, епископ Глуховский Дамаскин, епископ Прилукский Василий, епископ Воронежский Алексий, епископ Никольский Иерофей, викарный епископ Смоленской епархии Иларион, епископ Гдовский Димитрий, епископ Нарвский Сергий, епископ Серпуховской Максим, епископ Новомосковский Павел, епископы Гавриил, Аверкий, Нектарий, Феодор, Филипп, Стефан, Петр и другие епископы, находившиеся в ссылках и концлагерях. Среди протестующих были выдающиеся представителя духовенства, богословы-профессора и церковно-общественные деятели: проф. Московской Духовной Академии о. Павел Флоренский , проф. той же Академии о. Феодор Андреев, о. Василий Верюжский , о. Сергий Тихомиров , о. Валентин Свенцицкий , о. Александр Сидоров, о. С. Мечев , о. Викторин Добронравов, о. Никифор Стрельников, о. Николай Прозоров, о. Александр Кремышанский, о. Николай Пискановский, о. Сергий Алексеев, о. Анатолий Жураковский , игум. Варсонофий (Юрченко), протоиерей Григорий Селецкий, протоиерей Антоний Котович, бывший президент Петербургского Религиозно-Философского Общества, знаменитый русский философ проф. С. Аскольдов, философ А. Мейер, проф. Петербургской Духовной Академии А. Бриллиантов , известный издатель религиозно-нравственной литературы проф. М. Новоселов , проф. Московской Консерватории философ А. Лосев , профессор-психиатр В. Финне, диакон-доцент Петербургского Университета В. Финне, профессора Военно-Юридической Академии С. Абрамович-Барановский и А. Колосов, философ доктор Μ. Маржецкий, и многие многие другие, их же невозможно перечесть.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В июле 1950 г. делегация РПЦ, в к-рую входили митр. Ленинградский Григорий (Чуков) , архиеп. Ермоген (Кожин) и протопр. Николай Колчицкий , вручила А. докторский крест и диплом почетного члена МДА вместе с приглашением принять участие в конференции в защиту мира в Москве. После афинских торжеств в честь 1900-летия прибытия в Элладу ап. Павла (июнь 1951) А. в сопровождении митр. Хомского Александра вновь прибыл в Москву (15 июля 1951), а на обратном пути посетил Румынию и Чехословакию. 18 июля 1953 г. состоялась встреча А. с К-польским Патриархом Афинагором ; в авг. того же года А. напутствовал выпускников ДА на Принцевых о-вах; на следующий год он вместе с митрополитами Феодосием и Илией Карамом участвовал на торжествах 100-летия Антиохийского подворья в Москве. В нач. июля 1954 г. в Дамаске состоялись торжества по случаю 50-летия пастырского служения А., в к-рых участвовали представители правосл. Церквей; РПЦ представляли архиеп. Минский Питирим (Свиридов) , архиеп. Одесский Никон (Петин) , еп. Кишиневский Нектарий (Григорьев) , прот. Михаил Зернов (впосл. архиеп. Киприан) и проф. В. И. Талызин . В 1956 г. Патриарх вновь посетил Россию. В мае 1958 г. он последний раз был гостем Московской Патриархии на торжествах по случаю 40-летия восстановления Патриаршества в России в сопровождении митрополитов Епифания Аккрского, Александра Хомского и Афанасия Хауранского. Вскоре после возвращения в Дамаск А. скончался. Его преемником стал митр. Трипольский Феодосий. За время Патриаршего служения А. проявил себя заботливым и деятельным пастырем. При нем было воздвигнуто и отреставрировано множество храмов, в т. ч. Патриарший кафедральный собор; обустраивались богоугодные заведения, школы и Патриаршие мон-ри. Особое внимание А. уделял подготовке образованных священнослужителей: студентов посылали изучать богословие в Халки, Афинский ун-т и Сергиевский ин-т в Париже , публиковалось большое количество книг. За свою церковную и богословскую деятельность Патриарх получил звание д-ра богословия Московской и Бухарестской ДА.

http://pravenc.ru/text/64298.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010