Таин, а накануне моего дня ангела наказал хозяину достать рыбки на обед и испечь хлеб. В самый день  праздника, после богослужения, нас пригласили к столу. Кроме меня и моей матушки был приглашен к столу и хозяин. Обычно батюшка никогда не выходил на общую трапезу, но на сей раз он изменил своему обычаю. Старец, одетый в рясу и подпоясанный поясом, вышитым золотом, вышел из своей келлии, неся в руках свежеиспеченный белый хлеб. Подавая его мне, старец сказал: «Примите этот хлеб, батюшка, в знак того, что Вы никогда в жизни не будете нуждаться в хлебе насущном; а это, – продолжал старец, вручая несколько измятый какой-то листок, – в руководство в вашей жизни». Листок этот содержал «Правила благочестивой жизни» архиеп. Платона (Костромского). В то время этот подарок был не совсем понятен для меня и только уже по кончине старца я оценил всю его важность, как духовного руководства. Во время трапезы, на которой присутствовали кроме меня с матушкой и хозяин Андрей Ефимович, у которого жил старец, а также мон. Мария, батюшка сказал: – «Вот в Москве был случай, когда юная девица очень хорошей жизни, неожиданно скончалась. И вот, когда она уже была в гробу, вдруг она ожила и немедленно потребовала своего духовника, известного в Москве своей доброй жизнью священника. Прибывший духовник после исповеди ожившей девицы вышел весь в слезах и, когда близкие стали его расспрашивать, о чем он беседовал, то духовник только сказал, что у девицы на совести было одно только темное пятно, и Господь не допустил, чтобы этот грех ушел вместе с ней в Царство света, и через благодать священства этот грех был снят с ее души, после чего его духовная дочь мирно отошла ко Господу. Вот как важно покаяние на земле», – закончил старец. О важности же проскомидии вспоминал старец и другой бывший в Москве случай. Один очень большой ученый, медик, тяжко заболел. Приглашенные врачи – его друзья – нашли больного в таком состоянии, что было очень мало надежд на выздоровление. Жил профессор одиноко, только со своей сестрой, старушкой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

Однако на рубеже IV–V веков в византийской покаянной дисциплине произошли существенные изменения. Известное решение константинопольского архиеп. Нектария, который в конце IV века отменил должность «пресвитера над кающимися» (πρεσβτερος π τν μετανοοντων), или «покаянного пресвитера», и предоставил каждому приступать к Причащению по суду собственной совести 293 , определило судьбу публичного покаяния в Константинополе и привело к образованию «покаянной пустоты» и в византийской литургической традиции 294 . Какие-либо византийские чинопоследования, связанные с покаянием и относящиеся к V–VII столетиям, неизвестны, а в чинопоследовании литургии из константинопольского доиконоборческого евхология кафедрального обряда, который сохранился в южно-итальянском списке VIII века Vaticano, Barberini gr. 336, находится только молитва об оглашаемых 295 , а какие-либо рубрики и молитвы, указывающие на присутствие кающихся второй и третьей степеней, известные по источникам IV века, отсутствуют. Более того, константинопольский кафедральный евхологий кафедрального обряда, как доиконоборческий, так и послеиконоборческий, не содержал какого-либо чинопоследования покаяния. В евхологии имелись только две покаянные молитвы. Первой была известная молитва о находящихся в покаянии (εχ π μετανοοντων): «Боже, Спасителю наш, иже пророком твоим Нафаном покаявшемуся Давиду о своих согрешениих оставление даровавый...» 296 , – сопоставимая по содержанию с упоминавшейся молитвой о находящихся в покаянии из 7-й книги «Восьмикнижия Климента» и 8-й книги «Апостольских постановлений», однако относящаяся к одному (!) кающемуся. Данная молитва , как и всякая древняя молитва, в том числе и молитва о кающихся из 8-й книги «Апостольских постановлений», обращена к Богу Отцу. Второй молитвой, связанной с покаянием и входившей в состав константинопольского евхология кафедрального обряда, была молитва об исповедующихся: «Господи Боже наш, Петрови и блуднице слезами оставление грехов даровавый...» 297 . Молитва относится к одному исповедующемуся и обращена к Иисусу Христу, что указывает на ее более позднее происхождение по сравнению с предшествующей молитвой, обращенной к Богу Отцу 298 . Весьма вероятно, что эта вторая молитва имела непосредственное отношение к исповеданию прегрешений, однако в евхологиях отсутствуют какие-либо рубрики, поясняющие использования двух указанных молитв.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Сергия, к этим приходам принадлежала почти половина верующих), временно управляющий делами Вятской епархии Котельнический еп. Никифор (Ефимов) обратился к митр. Сергию с просьбой назначить Г. на Нолинское вик-ство Вятской епархии. Указ о назначении вышел 1 марта 1929 г. 30 марта Г. прибыл в Вятку, 1 апр. был зарегистрирован в адм. отделе губисполкома в качестве «товарища председателя Вятского временного епархиального совета», 2 апр. участвовал в заседании епархиального совета, 6 апр. прибыл в Нолинск. Особые усилия Г. направил на борьбу против распространения викторианства в Нолинском и Уржумском вик-ствах: служил в храмах, объезжал приходы, много проповедовал. В февр. 1930 г. Ижевский и Вотский еп. Синезий (Зарубин) подал прошение об увольнении от управления епархией. Временно управляющим Ижевской кафедрой был назначен Г. Прибыв в Ижевск, он установил факт отделения еп. Синезия от митр. Сергия, о чем сообщил Временному Священному Синоду . В связи с арестом Вятского и Слободского еп. Стефана (Знамировского) указом 4 июня 1930 г. Г. было поручено временное управление Вятской епархией. Вернувшись в Нолинск, архиерей сообщил Вятскому временному епархиальному совету о вступлении в управление епархией. Однако в Вятку он не смог выехать из-за отказа губисполкома в регистрации, в авг. архиерей был освобожден от временного управления Вятской епархией. В отчете о положении дел в Нолинском вик-стве за 1930 г. Г. отмечал, что, несмотря на аресты клириков (в 1930 были арестованы 20 священников, 2 диакона, 2 псаломщика), число приходов, подчиняющихся митр. Сергию, увеличилось до 71. (Помимо деятельности Г. на снижение активности викториан в большой степени повлиял арест 30 авг. 1930 Яранского еп. Нектария (Трезвинского), управлявшего приходами «непоминающих» в Яранском, Нолинском и Малмыжском р-нах.) С февр. по 18 апр. 1931 г. Г. находился под арестом. После освобождения Г. по поручению временно управляющего Вятской епархией Котельнического архиеп. Евгения (Зёрнова) временно управлял Малмыжским вик-ством (граничившим с Нолинским вик-ством).

http://pravenc.ru/text/164251.html

—84— денные и нашим автором (см. также Срезневского, Материалы для слов., II, 1266–1267 стб. – «постригы»). Обычай постригов известен был и в Византии под именем κουρσυνα и τριχοκουρα, указание на что есть и в книге проф. Голубцова (189 стр.). Но нельзя ли сближать его и с русским, может быть дохристианским обычаем пострижения первых волос ребенка, которое совершалось в народе по-язычески? Объясняя назначение так наз. потамионов в полу Константинопольской Софии, автор склонен думать, что ими отмечались места кающихся известных степеней (стр. 75, примеч.). Не отвергая категорически допустимости такого толкования, следует напомнить, что покаянную дисциплину степеней новейшие исследователи сильно ограничивают и местом, и временем. Её приурочивают к Каппадокии. Существование её в Константинопольской церкви не подтверждается, насколько известно, никакими точными данными. Правда, после Никейского собора, признавшего дисциплину степеней общецерковной нормой, она могла распространиться по всему востоку. Однако не легко допустить, чтобы эта трудная форма покаяния продержалась долгое время, чтобы дожила она до второй четверти VI в., когда строилась св. София. В пользу этого предположения можно указать хотя бы то соображение, что у Златоуста, с 398 г. по 404 архиеп. Константинопольского, в его многочисленных рассуждениях о покаянии нет указаний на покаянные степени. И некоторые исследователи (напр. Функ) полагают, что степени (если только они были известны в Константинополе) отменены предшественником Златоуста Нектарием. На стр. 120, рассуждая о церковных певцах, проф. Голубцов пользуется данными и о певцах княжеских, т. е. ставит рядом певцов, служивших и князьям, и епископам. Но такое сближение ничем не доказано. В нашей ученой литературе певцы князей, придворные баяны сближались до сих пор со скоморохами (работы Беляева, особенно академика Фаминцына). Скоморохи же, хотя и были византийского происхождения, едва ли имели что-либо общее с церковными доместиками. У нашего автора есть похвальная черта – сгруппировывать

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

373 Митр. Филарет в одном из писем к архим. Антонию о поездке Н. А. Сергиевского за границу замечает, что он отправлялся туда собственно «по приглашению графа Путятина в качестве наставника сына его... Поручение же ему изучить училища дано кстати». (Ч. IV, стр. 145). Плодом этого поручения было между прочим издание Сергиевским брошюры: «Описание малой парижской семинарии». 374 По словам протоиерея А. В. Горского, Императрица также с живым участием относилась к делу преобразования дух. уч. заведений (Дневник Горского, Приб. к тв. св. отц. 1885 г. I. 209, 212). 375 Извл. из отч. об. -прок. св. Син. 1858 г. 52, 59, 84; 1860 г. 38, 39, 42, 43, 55; 1861 г. 87, 88. 376 Из духовных журналов особенно Православное обозрение и Труды киев. акад. много послужили деду реформы. Наиболее же сильное влияние на последующую реформу оказало сочинение бывшего проф. спб. дух. академии Ростиславова, напечатанное за границей и имевшее два издания: «Об устройстве духовных училищ в России». Т. I и II. 377 Отч. об. -прок. 1860 г. 42, 1861 г. 76. Означенные лица (кроме выбывших – Нектария и чередных архимандритов) подписались под «Журналом комитета о преобр. дух. училищ.» Но кроме того в комитет назначен был об. -прокурором кн. Урусов, по предложению об. -прокурора, моск. митр. Филарет послал присутствовать в нем профессора моск. академии, прот. А. В. Горского, который в своем «дневнике» сделал несколько любопытных заметок о деятельности комитета (Приб. к тв. св. отц. 1885 г. I). Между прочим, передав отзыв Филарета о графе А. И. Толстом («добрый, иногда твердый человек, но часто верит посторонним суждениям... позволяет себ такие вещи, каких не позволил бы и Пратасов»), Горский рассказывает о своем свидании с графом в Москве, пред отправлением в Петербург. При этом об. -прокурор по поводу семинарской реформы «говорил, что желает только а) уменьшения предметов, б) чтобы обращено было внимание на телесное здоровье воспитанников, и в) чтобы не заботились сгладить с них то собственно духовное, что в них сохранилось, не стремиться, в подражание светским, отучать их от добрых нравов церковных. Не спешите. Вы теперь отправляетесь, говоря по военному, только для рекогносцировки: должны узнать, что сделал Комитет, – что есть лучшего в записках и отзывах ректоров (упомянуты: пермский (разумеется вероятно Палладий Пьянков) , тифлисский (Викторин Любимов), нынешний киевский викарий (Серафим Аретинский, ныне архиеп. воронежский), саратовский (Никанор, ныне херсонский) и архиереев (упомянул Василия витебского); в отчете Н. А. Сергиевского о Парижской малой семинарии. И обо всем доложите владыке, что бы можно было вести дело далее. Много мнений будет разнородных: не бойтесь, высказывайте свое. Преосв. Димитрий желает, чтобы его мнения обсуждали, и охотно оставляет свои, если докажут ему, что они неосновательны, и неполезны». (Стр. 198, 201.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Еще одна административная проблема была связана с возвращением в ведение Новгородского владыки городов по р. Двине: Колмогор, Каргополя, Турчасова и Ваги с уездами. М. направил царю челобитную, подкрепленную старинными жалованными грамотами, с запросом об этих землях. В челобитной М. пояснял, что эти территории были переданы царем Иоанном IV Васильевичем Грозным Вологодской кафедре («а к Вологодской епископьи николи наперед того не бывали») и возвращены Новгороду царем Феодором Иоанновичем . В 1613 г. по ходатайству Вологодского архиеп. Нектария эти земли снова были переданы Вологодской епархии, но по грамоте от 6 июля 1617 г. возвращены Новгороду. Однако и в 1622 г. М. жаловался, что духовенство этих земель и земские люди «его… и его приказных людей, и десятилников ни в чем не слушают, и во всяких духовных делех под суд не даются, и ставятся силны, и духовных дел судными и всякими пошлинами… владеют и корыстуются сами». В царской грамоте от 8 февр. 1622 г. была подтверждена юрисдикция Новгородского митрополита над указанными территориями и дан подробный перечень его судебно-податных полномочий, сборов и привилегий (Там же. 123. С. 170-173). В авг. 1623 г. М. добился еще одной царской жалованной грамоты, подтвердившей его права на спорные земли (Там же. 139. С. 195-200). В ней также были подробно описаны судебно-податные полномочия М. на этих землях и в вотчинах архиерейского дома. Митрополичьи вотчины царь освободил от уплаты государевых податей и сборов, были отменены податные привилегии с церквей ряда новгородских монастырей, полученные ими в годы Смуты,- эти сборы были возвращены в митрополичью казну. В период своего архиерейства М. получил и другие жалованные грамоты, расширив финансовые и судебные возможности Софийского дома ( Греков Б. Д. Описание актовых книг, хранящихся в архиве имп. Археографической комиссии//ЛЗАК за 1915 г. Пг., 1916. Вып. 28. С. 120-122, 124-128, 156, 158). Решению внутренних проблем кафедры М. также уделял много времени. Напр., уже в дек. 1619 г. он подготовил наказы своим приказным людям о правилах сбора церковной дани, о необходимости духовенству подтверждать свои ставленные грамоты и о решении других вопросов (НИОР СПбИИ РАН. Ф. 171. Новгородский софийский дом. Пер. 1. 19. Стб. 36-42).

http://pravenc.ru/text/2561428.html

521-541 541-544 544-548 548-551 551-561 НЕКРЕССКАЯ ЕПАРХИЯ Некресская епархия (кон. V/нач. VI в.- 1811, с 1995; с 17 окт. 2002 по 2009 - Некресско-Эретская) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) с кафедрой в мон-ре Некреси 561-566 566-574 574-576 НЕКТАРИЙ (Теляшин Николай Павлович) († 15.01.1667), архиеп. Сибирский и Тобольский, свт. (пам. 22 сент.- в Соборе Тверских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых) 576-582 НЕКТАРИЙ (XVI в.?), Бежецкий, прп. (пам. 3 апр. и в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) 582-584 НЕКТАРИЙ (1406 (?) - 1500), прп. Битольский (Афонский, Карейский) (пам. греч. 5 дек., пам. в РПЦ в Соборе Афонских преподобных) 584-585 НЕКТАРИЙ см. Иона и Нектарий (Застолбские Иван Елизарович и Нестор Иванович), преподобные, Казанские НЕКТАРИЙ (XIII-XVII вв.?), прп. , Киево-Печерский, Послушливый (пам. 29 нояб., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) 585-587 НЕКТАРИЙ († 1492 (1494?), прп. Тверской(пам. в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) Тверской 587-589 НЕКТАРИЙ († после 8.09.1380?), прп. , Троицкий, Вестник (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых) НЕКТАРИЙ (Тихонов Николай Васильевич; 1853-1928), иеросхимонах, прп. (пам. 29 апр. и в Соборе преподобных Оптинских старцев) 589-592 592-593 НЕКТАРИЙ [Пелопидис (в научной лит-ре иногда Полиподис), Критянин (1601/02 - 1676), патриарх Иерусалимский (7 апр. 1661 - 19 янв. 1669), выдающийся церковный деятель, писатель 593-596 596-597 597-598 598-602 602-603 603-604 604-605 605-607 НЕКТАРИЙ И ФЕОФАН (XV-XVI вв.), преподобные Метеорские (пам. греч. 17 мая), основатели Варлаама мужского монастыря во имя Всех святых в комплексе Метеорских монастырей 607-608 НЕКТАРИЙ КАЗОЛЬСКИЙ Нектарий Казольский (между 1155 и 1160 - 1235), итало-визант. писатель, полемист, дипломат 608-609 609-610 610-617 617-619 НЕМЕСИЙ [Немезий] (IV - нач. V в.), христ. философ и богослов, предположительно епископ г. Эмеса (ныне Хомс, Сирия)

http://pravenc.ru/vol/XLVIII.html

архиеп. Сибирский и Тобольский, 1587-1667. Тверь, 1882; он же. Ист. описание Нилово-Столобенской пуст. Тверской еп., Осташковского у. Тверь, 18873; Протопопов Д. И. Жития святых, чтимых правосл. Рос. Церковью, а также чтимых Греч. Церковью, южнослав., груз. и местно чтимых в России. М., 1885. Т. 12. С. 204; Нектарий, архиеп. Сибирский и Тобольский//Тобольские ЕВ. 1887. 17/18. С. 339-345; Буцинский П. Н. Сибирские архиепископы Макарий, Нектарий, Герасим (1625-1650 гг.). Х., 1891. С. 27-47; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 124-125; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Янв. С. 132-133; он же. Тверской патерик: Кр. сведения о тверских местночтимых святых. Каз., 1907. С. 47-49; А. Ш. Нектарий (Теляшин)//РБС. Т. 11. С. 213-214; Ромодановская Е. К. Нектарий//СККДР. 1993. Вып. 3. Ч. 2. С. 374-376; она же. Избр. тр.: Сибирь и лит-ра, XVII в. Новосиб., 2002; Турилов А. А. Нектарий// Кочетков. Словарь иконописцев. 2009. С. 439; Круги времен: В память Е. К. Ромодановской. М., 2015. Т. 1. С. 187-194. И. А. Устинова Иконография Нектарий (Теляшин), архиеп. Сибирский и Тобольский. Фотогравюра. Нач. 80-х гг. XIX в. Мастерская «Шерер, Набгольц и Ко» Нектарий (Теляшин), архиеп. Сибирский и Тобольский. Фотогравюра. Нач. 80-х гг. XIX в. Мастерская «Шерер, Набгольц и Ко» Портрет-парсуна Н. был создан в Москве сразу после его кончины по заказу царя Алексея Михайловича и отправлен вместе с телом святителя в Нилову Столобенскую пуст. Изображение, написанное масляными красками на доске (ок. 71×53 см), было установлено на гробнице Н. в кирпичной палатке под папертью Богоявленского собора мон-ря. Святой имел вид согбенного старца со смуглым исхудалым лицом, облаченного в архиерейскую мантию. Судя по надписи на обороте портрета, образ являлся точным списком первоначального портрета: «Истинное изображение и мера образа, по именному повелению благочестивейшего государя, Царя и великого князя Алексея Михайловича, из Москвы в Пустынь Чудотворца Нила с телом сего достоблаженного мужа, Преосвященного Схимонаха Нектария, Архиепископа Тобольского и Сибирского, отпущенное, который в той Пустыни принял на себя монашеский образ, двунадесятилетен суще от рождения, где и строитель был» ( Успенский.

http://pravenc.ru/text/2564858.html

Хотя «догмат» еще не был официально утвержден, архиеп. Виталий своим архипастырским влиянием всячески его рекомендовал, создавая видимость, будто фактически «догмат» уже принят. Этого больше всего и опасался о. Серафим. По его словам, «в миссии англоязычного Православия появилось препятствие, мешающее главному – знакомить с православным учением по наследию святых Отцов». Создавшимся положением более других был удручен еп. Нектарий. А вскорости он узнал, что уже продается новая книга о «догмате» в одном из приходов о. Никиты, вверенных ему архиеп. Виталием. Еп. Нектарий кротко попросил о. Никиту воздержаться от продажи этой книги, на что тот ответил: «Владыка, да будь вы хоть ликом Христос – указания нам посылаются из Бостона» (т. е. от Владыки Виталия). Тогда еп. Нектарий пожаловался архиеп. Антонию. Но тот, будучи предан иерархической группировке, разделяя ее веру в «догмат», ответил, что книга будет продаваться. Еп. Нектарий настаивал, однако, на своем, грозя даже уйти на покой. Архиеп. Антоний прищурился и спросил: «А кто ж тогда, Ваше Преосвященство, позаботится о Вашей сестре?» Возразить несчастному старику было нечего. Лиши его архиеп. Антоний и без того скромного жалования, кроткий епископ, не умевший говорить по-английски, не смог бы прокормить слабую здоровьем сестру Веру, жившую при нем. К отцам еп. Нектарий приехал совершенно «выпотрошенный» и чувств своих не скрывал: «Кроме вас у меня никого нет. В Сан-Франциско так одиноко! Ни за что не покидайте Русскую Зарубежную Церковь ! Если уж вас выдворят -тогда ничего не поделаешь, но сами добровольно не уходите! Чтобы, когда объявят «догмат» учением Церкви, вы смогли встать на ее защиту. Поклянитесь, что послушаетесь меня!» Хотя отцы и сомневались, что дело зайдет так далеко, они понимали, каково пастырское бремя епископа, давшего на хиротонии обет хранить учение Православное Церкви незапятнанным. И они также пообещали исполнить его волю. Время, однако, показало, что еп. Нектарий не преувеличивал опасность. Сегодня, более десяти лет после его кончины, архиеп. Виталий печатает огромным тиражом и посылает в ныне свободную Россию материалы о новом «догмате», тем самым смущая верующих. Исполняя клятву, данную еп. Нектарию, Братство преп. Германа предприняло ответные шаги: напечатало полный русский текст доклада отца Серафима о «догмате» 55 , статьи архиеп. Серафима (Соболева) 56 и архиеп. Феофана Полтавского 57 о догмате искупления и историю их протеста против «взрывоопасного» учения митроп. Антония. Обновленчество справа

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/n...

Соч.: Речь, произнесенная в Свят. Синоде... по наречении его в епископа Выборгского, викария С.-Петербургской епархии//ХЧ. 1859. Ч. 2. 10. С. 317-318; Речь к гг. дворянам Нижегородской губ. пред молебствием и присягою, по случаю выборов, 10 янв. 1864 г.//Нижегородские ЕВ. 1864. Ч. неофиц. 1. С. 19-27; Речь к Нижегородскому градскому обществу по случаю Градских выборов, 14 янв. 1864 г.//Там же. 2. С. 10-17; Письмо на имя ректора Академии//50-летний юбилей КДА, 28-го сент. 1869 г. К., 1869. С. 279-271; Письмо [к митр. Филарету, 6 мая 1861 г.]//ХЧ. 1899. 11. С. 891-893; то же: Письмо мая 1861 г.]// Львов А. Н. Письма духовных и светских лиц к митр. Московскому Филарету (с 1812 по 1867 гг.). СПб., 1900. C. 566-568. Лит.: [Аскоченский В. И.]. Нектарий, архиеп. Харьковский: (Некр.)//ДомБ. 1874. Вып. 41. С. 1054-1055; Высокопреосв. Нектарий, архиеп. Харьковский и Ахтырский: Некр. Х., 1874 (отт. из: Харьковские ЕВ. 1874. 18. С. 169-205); Гапонов И., прот. Надгробная речь высокопреосв. Нектарию, архиеп. Харьковскому и Ахтырскому//Высокопреосв. Нектарий, архиеп. Харьковский и Ахтырский: Некр. Х., 1874. С. 32-35; Н. Д. Преосв. Нектарий (Надеждин), архиеп. Харьковский и Ахтырский: (Некр.)//Церк. летопись «ДБ». 1874. 39. С. 197-198; Некр.//ЦОВ. 1874. 105. С. 3-4; Преосв. Нектарий, архиеп. Харьковский//Там же. 108. С. 3; Прокопович И., прот. Последние дни жизни преосв. Нектария, архиеп. Харьковского//Там же. 118. С. 6-8; Толстой Д. А., гр. Заслуги преосвященных: Харьковского Нектария//Извлеч. из Всеподданнейшего отчета обер-прокурора Свят. Синода... по Ведомству правосл. исповедания за 1874 г. СПб., 1876. С. 6-8; Филарет Московский, свт. Собр. мнений. 1886. Т. 4. С. 308; 1887. Т. 5. Ч. 1: (1861-1864). С. 42, 59, 86-89, 113-118, 121-123, 134, 135, 143, 144, 187-199, 203-210; он же. Письма... к высочайшим особам и разным др. лицам. Тверь, 1888. Ч. 1. С. 21-26, 103-104; Ч. 2. С. 98-99, 165, 241-242, 276-277; Адрес-календарь Нижегородской епархии: В память исполнившегося в 1888 г. 900-летия Крещения Руси/Сост.: диак. А. Н. Снежницкий. Н. Новг., 1888. С. 161-164; Чистович И. А. СПбДА за последние 30 лет: (1858-1888 гг.). СПб., 1889. С. 12-13; Серафим (Чичагов), еп. Летопись Серафимо-Дивеевского мон-ря Нижегородской губ. Ардатовского у. СПб., 19032. С. 627-722; Титлинов Б. В. Духовная школа в России в XIX ст. Вильна, 1909. Вып. 2. С. 316, 317, 321, 324-325, 326-328, 337, 382; Катанский А. Л. Восп. старого профессора: (с 1847 по 1913 гг.). Пг., 1914. Вып. 1. С. 112; Букова О. В. Жен. обители прп. Серафима Саровского: История десяти нижегор. мон-рей. Н. Новг., 2003. С. 291, 295, 300, 477.

http://pravenc.ru/text/2564884.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010