Свт. Нектарий, архиеп. К-польский. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г. Свт. Нектарий, архиеп. К-польский. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г. Созомен († ок. 450) приводит более подробную легенду ( Sozom. Hist. eccl. VII 8), призванную оправдать избрание архиепископа из числа оглашенных. В то время, когда на Соборе начался спор об избрании нового предстоятеля К-польской Церкви, Н. посетил Диодора , еп. Тарсийского († до 394), и сообщил ему о своем намерении отправиться на родину. Однако Диодор, пораженный кротостью Н., счел его достойным епископского служения. Затем Н. был представлен епископу Антиохийскому (не назван по имени), последний, несмотря на нек-рые сомнения, внес Н. в список кандидатов. Окончательный выбор был сделан имп. Феодосием I, к-рый после долгих раздумий остановился на кандидатуре Н. Очевидно, что Созомен не уверен полностью в достоверности этой легенды, хотя и подчеркивает, что возведение некрещеного на К-польскую кафедру есть дело Промысла Божия. Вскоре Н. был крещен и последовательно возведен во все степени священства. Епископ Антиохийский упомянут не случайно: по всей видимости, предполагалось, что им был свт. Мелетий I , пользовавшийся авторитетом как борец с арианством. В действительности свт. Мелетий скончался в начале работы Собора, а утвержденный в качестве его преемника свт. Флавиан отсутствовал в тот момент в К-поле. Н. принял участие в последующих соборных заседаниях, его подпись значится под канонами II Вселенского Собора. Зап. епископы первоначально поддержали кандидатуру Максима Киника, на что указывает послание, направленное имп. Феодосию отцами антиарианского Собора в Аквилее (381). Последние высказали сомнение в каноничности избрания Н., однако такая постановка вопроса могла породить сомнения и в законности рукоположения свт. Амвросия , еп. Медиоланского († 397), под председательством которого проходили соборные заседания: на момент избрания на кафедру свт. Амвросий также не был крещен.

http://pravenc.ru/text/2564856.html

Ипатий Поцей 1593–1595 Иосиф, князь Курцевич 1621–1625 Епископы Волынские и Житомирские (в Остроге): Варлаам Шищацкий 1799–1805 Даниил Натток-Михайловский Мирдамский 1806–1813 Стефан Романовский 1813–1828 Амфросий Морев 1828–1832 Иннокентий Сельнокринов-Коровин 1832–1840 с 1833 архиепископ В Житомире: Никанор Клементьевский 1840–1843 с 1843 по 1860 епархией управляли архиепископы Варшавские Антоний Павлинский 1860–1866 с 1862 архиепископ Агафангел Соловьев 1866–1876 с 1868 архиепископ Димитрий Муретов , архиеп. 1876–1882 Тихон Покровский, архиеп. 1882–1885 Палладий Ганкевич, архиеп. 1885–1889 Модест Стрельбицкий 1889 с 1892 архиепископ Владимиро-Волынское викариатство Учреждено в 1891. Епископы (в Житомире): Паисий Виноградов 1891 с 28 июня 1894 года первый викарий Волынской епархии Вологодская. 22 Кафедра в Вологде. 23 Епископы Вологодские и Великопермские. Иоасаф I 1558–1570 Макарий 1571–1575 Варлаам I 1576–1584 Антоний, святой 1585–1587 Архиепископы Вологодские и Великопермские: Иона Думин 1588–1603 Иоасаф II 1603–1609 Сильверст, управ. еп. 1611–1613 Нектарий 1613–1616 Макарий 1617–1619 Корнилий 1620–1625 Нектарий, вторично 1625–1626 Варлаам II 1626–1645 Маркелл 1645–1663 Архиепископы Вологодские и Белозерские: 24 Симон 1664–1684 Гавриил Кичигин 1684–1707 Иосиф 1708–1716 Епископы Вологодские и Белозерские: Павел Васильев 1716–1725 Афанасий Науссиус Кондоиди 1726–1735 Амвросий Юшкевич 1736–1740 Пимен Савелов 1740–1753 Серапион Лятошевич 1753–1761 Иосиф Золотов 1761–1774 Ириней Братановский 1775–1796 Епископы Вологодские и Великоустюжские: Арсений Тодорский 1796–1802 Антоний Знаменский 1802–1803 Феофилакт Слонецкий 1803–1808 Евгений Болоховитинов 1808–1813 Онисифор Боровик 1814–1827 Моисей Богданов-Платонов (Антипов) 1827–1828 Стефан Романовский 1828–1841 Иннокентий Борисов 1841–1842 Иринарх Попов 1842–1844 Евлампий Пятницкий 1844–1852 Феогност Лебедев 1852–1856 Христофор Еммауский 1856–1866 Павел Доброхотов 1866–1869 Палладий Раев 1869–1873 Феодосий Шаповаленко 1873–1883

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В связи с этим письмом о. Серафим заметил: «Само собой, мы восприняли его как очередное искушение. Со дня пострига мы их изведали немало, но устояли». Грозил «прелестью» и архиеп. Антоний. В том же году о. Серафим писал: «Владыка передал следующее: коль скоро своим поведением на Рождество мы доказали, что над нами нависла опасность впасть в прелесть (?!), он просит нас не упрямиться и принять священство. Где же логика? Разве «впадающих в прелесть» просят стать священниками? Конечно, мы всерьез не принимаем ни обвинение в прелести, ни предложение о нашем священстве как о пути служения Церкви. И то и другое продиктовано людьми, которым чуждо наше дело и которые не стремятся помочь нам полностью проявить наши способности. Им важно – как и всякому стороннему наблюдателю – показать нас, так сказать, во всём блеске, и поставить нас в зависимость. Ясно же, что священник много теснее связан со своим епископом, нежели простой монах. Подобные шаги лишь еще раз убеждают нас в правоте нашего дела и стремлении сохранить нашу независимость от Владыки Антония. Чем отдавать ему во власть монастырь, лучше вообще упразднить нашу обитель – и то больше пользы». К радости отцов, от других епископов он получили поддержку. В ответ на обстоятельное письмо о. Серафима к еп. Лавру, тот написал: «Скорби, выпавшие вам, только подтверждают, что вы заняты делом богоугодным. Наберитесь терпения, не идите войной против Владыки Антония, докажите делом, что Указ Владыки неприемлем для вас». Со своей стороны Владыка Нектарий пообещал, что воспрепятствует всяким действиям, вредящим Братству, и если в Синод поступит на него жалоба, то не иначе, как от самого архиеп. Антония. Отец Серафим отмечал, что они с о. Германом получили от Владыки Нектария большое утешение. Отцов очень беспокоило, что, официально «открыв» их скит, Владыка Антоний объявил об упразднении Братства преп. Германа. Цель – поставить о. Германа и о. Серафима в зависимость от своего благословения, а не благословения архиеп. Иоанна. С таким положением решительно не соглашался еп. Нектарий: «Ни за что не позволяйте Владыке Антонию лишать Братство имени. От этого порушится благословение Владыки Иоанна, в коем вы до сих пор черпали силы. Превыше всего берегите благословение Владыки Иоанна! В этом содержится вся ваша сила».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/n...

37. Из последующих пяти Синодиков уже ни один не представляет той устойчивости формы, как первые два. Один из них, в коем содержится помянник одних усопших, при своей солидной форме (в 1/2 л.), с самого начала своего не имел переплета, и потому он весьма истрепан. Он писан древним полууставным письмом, начинается именем импер. Петра I и кончается Александром II, с припискою Александра III. Здесь помещены Архангелогородские Архиеп. и Епископы, начиная с Афанасия и оканчивая Ювеналием. Из настоятелей м., кроме указанных во 2-м Синодике, упоминаются еще: Архиеп. Павел, Архиеп. Неофит, Августин, Вениамин, Василий, Нил, Павел, Анастасий и Нектарий. Таковые же дополнения имеются и в списках братий. После рода Архим. Кирилла пишется: «Зри о пользе поминовения». «Иже бо кто хощет творимая быти по смерти себе, тако и инем, должен есть творити по гласу Христову и самого естества закону». Далее через 3 страницы идут имена благодетелей: Архиеп. Игнатия, Иерея Афанасия, Митроп. Филарета, в схим. Феодосия, Митроп. Филарета Моск., Архиеп. Антония Павлинского, Графа Алексия, Гр. Евдокии, Граф. Девицы Анны Орловых-Чесменских, род Соловецкого Архим. Досифея, Архим. Нектария, Советника Ив. Телова, купца Кудряшева, Павла Турыгина, внесшего в 1871 г. 100 р., Екат. Евфимовой, внесшей 300 р., Алекс. Соловьевой, внесшей 500 р., и наконец р. Александра и Екатерины (Казаковых), за поминовение которых в 1881 году внесено 500 р. Последующие Синодики содержат помянники за здравие и за упокой. Первый из них начат писанием уставным (в 1880 г.), окончен (в 1886) скорописью. Из числа солидных жертвователей здесь значатся роды Онежск. казначея Павла Андр. Гагарина, внесшего 383 руб. и род купца Иустина Ларченка, внесшего 100 руб. Следующий Синодик за 3 значится заведенным в 1887 году. Он веден также небрежно, как и предшествующие. В числе особенно выдающихся благотворителей здесь указываются роды Архим. Воскр. м. (Нов. Иерусал.) Вениамина, внесшего 15 тысяч, роды мещ. Герасима Прохорова, внесшего 825 р. и Любви Петелиной, внесшей 295 р. Последние пожертвования записаны из Петербурга от Александра Ал. Грекова (в 1895 году), из Ярославля – от Беднякова и Барабановой, (из г. Ельца) Елизав. Григ. Долгоносцевой (внесш. 200 р.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Корнилию о высылке в Москву келейной рухляди бывшего архиеп. Н. Г. 1621, авг. 28//Там же. Ф. 1260. Оп. 1. 61; Арх. СПб ИИ РАН. Ф. 117: Коллекция П. И. Савваитова (челобитные Н. Г. царю Михаилу Феодоровичу 1614 г.: 40, 47, 49-51; грамоты и памяти Н. Г. разным лицам: 30, 39, 46, 55; челобитные и отписки Н. Г. разных лиц: 31, 45, 48, 59 и др.); РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Кн. 62. Л. 1294-1354. Соч.: Суворов Н. И. О присоединении Двины, Ваги и Каргополя от Новгородской к Вологодской епархии при царе Иване Васильевиче Грозном и вторично при царе Михаиле Федоровиче: [Две челобитные архиеп. Вологодского Нектария царю Михаилу Федоровичу 1613 г.]//Вологодские ГВ. 1862. 28. Ч. неофиц. С. 114-115; он же. Описание Вологодского кафедрального Софийского собора. М., 1863. Прил. С. 175-178. 40 (1-4) [Грамоты Н. Г. на Вологду]. Ист.: Грамота патр. Филарета Никитича Новгородскому митр. Макарию о разрешении Вологодского архиеп. Нектария, жившего на смирении в Новгородском Кириллове мон-ре, 1621, 24 мая//ЧОИДР. 1866. Кн. 3. Смесь. С. 8-10; РИБ. Т. 2. 190. Стб. 865-894; Т. 35. 347. Стб. 663-664; Гневашев Д. Е., Черкасова М. С. Жалованная грамота царя Михаила Федоровича Вологодскому архиеп. Нектарию: Янв. 1614 г.//Ист. архив. 2013. 1. С. 151-167. Лит.: Муравьёв А. Н. Сношения России с Востоком по делам церковным. СПб., 1858. Ч. 1; Суворов Н. И. О вторичном присоединении Двины, Ваги и Каргополя от Новгородской к Вологодской епархии в нач. XVII в.//Вологодские ГВ. 1862. 42. Ч. неофиц. С. 159-160; он же. Ист. сведения об иерархах Древне-Пермской и Вологодской епархии//Вологодские ЕВ. 1865. 20. Приб. С. 794-798; Каптерев Н. Ф. Ахридские архиепископы и подчиненные им иерархи разных кафедр, являвшиеся в Москву за милостынею в XVI, XVII и в нач. XVIII ст.//ПрТСО. 1888. Ч. 41. С. 105-152; Снегаров И. История на Охридската архиепископия. София, 19952. С. 194-196; Макарий. История РЦ. Кн. 6; Гневашев Д. Е., Черкасова М. С. Великокняжеские и царские жалованные грамоты Вологодскому архиерейскому дому XVI - нач. XVII в.//Ист. краеведение и архивы. Вологда, 2011. Вып. 18. С. 3-24; Черкасова М. С. Архивы вологодских монастырей и церквей XV-XVII вв.: Исслед. и опыт реконструкции. Вологда, 2012. И. А. Устинова Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/2564890.html

20-го декабря/2-го января – день рукоположения о. Серафима во диаконы – поминался св. прав. Иоанн Кронштадтский , этот день, как мы уже знаем и памятью блаж. Иоанна (Максимовича) . Далее летопись гласит: «Немного поспав, о. Серафим пришел в собор еще до начала литургии, спустился в усыпальницу блаж. Иоанна, испросил благословения. Духовенство настроено прохладно, но не враждебно. Отец Николай Домбровский сказал: «Ну, теперь ты будешь таким же, как мы». Протодьяконы были весьма предупредительны. Во время рукоположения еп. Нектарий очень волновался, но не так, как при возведении в сан о. Германа. Собор был переполнен. (На литургии даже присутствовала великая русская балерина Наталья Макарова с новым мужем-арабом). После литургии еп. Нектарий произнес краткое напутствие, подарил о. Серафиму четки и благословил продолжать «сугубо воцерковленную жизнь» в пустыни. По потреблении Святых Даров, о. Серафим вместе с еп. Нектарием спустились в усыпальницу архиеп. Иоанна, отслужили в присутствии нескольких человек, в том числе и Андерсонов, панихиду». Почти весь день провел о. Серафим с еп. Нектарием, они пообедали вместе, навестили его болящую сестру Веру. А вечером он служил первую службу в сане дьякона – полиелей свят. Петру, митрополиту Московскому . На следующее утро он сослужил литургию с о. Николаем, «хотя очень неуверенно, но и без срывов», как сам писал впоследствии. В понедельник он еще раз повидался с еп. Нектарием, навестил детей Джулии и взял их с собой – они рвались в гости в монастырь на Рождество. Потом заглянул в Беркли к Елене Юрьевне Концевич и поехал домой. «Еще в Сан-Франциско, – отметил он в летописи, – я понял, что-то неладно с машиной: мотор тарахтит, стучит как-то странно и движется грузовик неровно. По дороге его остановила дорожная полиция: водители попутных машин сигналили грузовику о. Серафима фарами, видели, как он виляет по дороге, и решили, что за рулем пьяный. Полицейские, удостоверившись, что о. Серафим трезв, попросили ехать осторожнее. Да, дьявол , несомненно, мстил ему за преизбыточную благодать: исполниться Святого Духа – и быть обвиняемым в пьянстве 65 . Но Бог нас не оставляет.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/n...

Описаний внешнего облика Н. в иконописных подлинниках не обнаружено. Наиболее раннее известное изображение святителя в иконописи встречается на иконе «Собор Тверских святых» (находилась в Троицкой ц. в Кашине; см: Журнал 83-го заседания ТУАК 19-20 июня 1901 г. в г. Кашине. Тверь, 1901. С. 23-27; Димитрий (Самбикин). 1908. С. 2-4, 49). Композиция с фигурами 46 Верхневолжских святых была создана в 90-х гг. XIX в.- 1902 г. по заказу Тверской УАК под рук. архиеп. Димитрия (Самбикина), тщанием кашинского купца и краеведа И. Я. Кункина, образ исполнен инокинями Сретенского мон-ря в Кашине. Н.- в 4-м ряду крайний слева, рядом со свт. патриархом Иовом, в архиерейской мантии, голова покрыта клобуком, руки возле груди, борода седая, продолговатая. Свт. Нектарий Тобольский благословляет вдову Марию перед Абалакской иконой Божией Матери «Знамение». Фрагмент росписи Воскресенского собора в Ханты-Мансийске. 2013–2016 гг. Свт. Нектарий Тобольский благословляет вдову Марию перед Абалакской иконой Божией Матери «Знамение». Фрагмент росписи Воскресенского собора в Ханты-Мансийске. 2013–2016 гг. Совр. иконография Н. была разработана после его канонизации на основе книжной репродукции с ранним портретом, но в традициях древнерус. иконописи. Он представлен обычно в рясе, схиме и фиолетовой архиерейской мантии (часто с красными скрижалями), с непокрытой головой с залысинами, борода седая средней величины, на конце слегка раздвоенная. На иконе нач. XXI в. Н. изображен стоящим на омываемом водами о-ве Столобное (Столбный) на оз. Селигер, возле его ног - постройки Ниловой пуст. Правая рука святого возле груди, в левой - развернутый свиток с выдержками из его «Заповеди о трезвости...» («А кто будетъ свщенникъ или дьконъ или (т) простыхъ братй, забывъ милость Бжю и наше благословене презревъ, оучнетъ бражничать»). Сокращенным поясным вариантом этого извода является небольшой прямоличный образ Н., созданный в 10-х гг. XXI в. (установлен на крышке ковчега с его св. мощами в Богоявленском соборе Ниловой пуст.): правая рука Н. прижата к груди, в левой - развернутый свиток; аналогичный по типу образ находится в кафедральном Воскресенском соборе Ханты-Мансийска. В трапезной Ниловой пуст. имеется поясная икона Н. (10-е гг. XXI в.). Оплечный образ Н. помещен в настенной росписи нач. XXI в. ц. Преображения Господня у Оковецкого источника (скит Ниловой пуст., Селижаровский р-н Тверской обл.). Кроме того, появились иконы, на к-рых Н. представлен вместе с преподобными Нилом и Германом Столобенскими: святые стоят на облаках, внизу - монастырский ансамбль на о-ве Столобное. Образы отличает необычная реалистичность письма.

http://pravenc.ru/text/2564858.html

5. Антихрист. О видении старцем Варсонофием антихриста в книге «На Берегу Божьей Реки» на стр. 96–97 старец Нектарий говорит следующее: «…Вот одно, по секрету, уж так и быть. Я вам скажу: в прошлом месяце, – точно не помню числа, – шел со мной от утрени о. игумен, да и говорит мне: – Я, о. Нектарий, страшный сон видел, такой страшный, что еще и теперь нахожусь под его впечатлением… я его вам потом как-нибудь разскажу, – добавил, подумав, о. игумен и пошел в свою келлию. Затем, прошел шага два, повернулся ко мне и сказал: – Ко мне антихрист приходил. Остальное расскажу после… – Ну, и что же, – перебил я о. Нектария, – что же он вам рассказал? – Да, ничего! – ответил о. Нектарий, – Сам он этого вопроса уже не поднимал, а вопросить его я побоялся: так и остался по днесь этот вопрос невыясненным… IV. Духовная связь между св. Иоанном Кронштадтским и Старцем Варсонофием О. Иоанн Кронштадтский провидел духом в лице о. Варсонофия истинного подвижника. В воспоминаниях о. Василия Шустина передано, как о. Иоанн поцеловал в алтаре Андреевского собора в Кронштадте руку молодому офицеру, будущему старцу и схимнику. Далее мы узнаем из проповеди архиеп. Феофана Полтавского, произнесенной им 21 авг. 1929 г. в Болгарии в г. Варне о том, как о. Иоанн, явившись посмертно Павлу Ильину, посылает его для полного исцеления в Оптину Пустынь к старцу Варсонофию и этим самым прославляет его, указывая, что ему дан Богом дар чудотворения. Близкие чада старца были уже не раз свидетелями этого дара. Вот пример: чета Нилусов, придя однажды на благословение к старцу Варсонофию присутствовала при изгнании им беса из приведенного к нему человека. В этот раз потребовалось от Старца немало духовных сил. Бесноватый был в неистовой ярости, изрыгал на о. Варсонофия злейшую брань, называя его все время полковником и готовый наброситься на него. Старец потом объяснил Нилусам, что это был редкий и трудный случай, когда пришлось иметь дело с бесом полуденным, который является одним из наиболее лютых и трудно изгоняемых. Об этом бесе упоминается в 90-м псалме в славянском тексте: «и сряща и беса полуденнаго». В русском переводе текст изменен, там сказано: «и заразы, приходящей в полдень».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

XII в.), Михаил (или Максим; между 1126 и 1132), Евстафий (1134-?), Иоанн IV Комнин (1143-1156/57), Константин I (ок. 1160 - после 1170), Адриан I (ок. 1180-1183), Иоанн V Каматир (после 1183-1215), Димитрий II Хоматиан (1216/17 - после 1236), Иоанникий (ок. 1238), Сергий (ок. 1241), свт. Константин II Кавасила (1250 - после 1262/63), Иаков Проархий (60-70-е гг. XIII в.), Адриан II (ок. 1285; см. Адриан , архиеп. Охридский), Геннадий (кон. XIII в.), Макарий (ок. 1295 и 1299), Григорий (II) (1299-1312/14 - ?), Савва (ок. 1321), Никодим (ок. 1322), Анфим Метохит (ок. 1341 - не позже 1347), Николай II (не позже 1346-1365), Григорий (III) (60-70-е гг. XIV в.), Арсений († 1400/01), Матфей (ок. 1408), Ди... (имя недописано; 1-я пол. XV в.), Николай III (ок. 1450-1453), Дорофей (до 1466), Марк (Ксилокаравис; 1467 - ?), Максим (1477-1481), Захария (ок. 1510), Прохор (1523-1550), Симеон (1550), Неофит (1551), Григорий (IV) (?), Никанор (1555-1557), Акакий (1557-1564), Паисий (1565), Софроний (1567-1572), Макарий (ок. 1574), Гавриил I (1585-1588, 1593), Феодул II (1588), Иоаким (1590-1593), Афанасий I Ризеа (между 1593 и 1596, 1615, с перерывами), Варлаам (1597-1598), Нектарий I Грек (до 1613), Митрофан (1614), Нектарий (ок. 1616-1623), Порфирий Палеолог (1623-1624), Георгий (1627), Иоасаф I (1628), Авраамий (1629-1634), Симеон II (1633?), Мелетий I (после 1631 - не ранее 1645), Харитон (ок. 1644-1646 и 1651), Даниил (1651), Дионисий I (1652-1656), Арсений I (1656-1657, 1657-1658, 1659), Афанасий II (ок. 1658-1660), Игнатий I (1658-1659, 1659-1662), Зосима I (1662-1669), Григорий (V) (1669-1670), Панарет (1671), Нектарий II (1671-1673), Игнатий II (1673), Григорий V (1673 - ?, 1683-1688), Феофан (ок. 1676), Мелетий II (1676-1679), Парфений (1679-1683), Герман (1688-1691, 1702-1703), Григорий (VI) (1691-1693), Игнатий III (1693-1695, 1703-1706), Зосима II (1695-1699, 1707-1708, 1708-1709), Рафаил (1699-1702), Дионисий II (1703-1706, 1709-1714), Мефодий I (1708), Филофей (1714-1718), Иоасаф II (1719-1745), Иосиф (1746-1751), Дионисий III (1752-1757), Мефодий II (1757-1758), Герман II (1758-1759), Кирилл (1759-1762), Иеремия (1762-1763), Арсений II (1763-1767).

http://pravenc.ru/text/2581773.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРАССО Грассо [лат. Grassus; итал. Grasso] Иоанн (кон. XII - после сер. XIII в.), имперский нотарий в Отранто, затем (1236-1250) нотарий имп. Фридриха II Штауфена , антикизирующий (грекоязычный) поэт и писатель-полемист. Ученик и друг Николая (Нектария) Отрантского , игум. правосл. греч. мон-ря в Казоле (близ Отранто). В 1232 г. сопровождал (вероятно, с ведома императора) своего наставника в Рим для участия в собеседовании с кардиналами по вопросу о каноничности греч. обряда крещения. Сохранились отрывки сочинения Г., посвященного этому событию и написанного с правосл. позиций, в переводе на церковнослав. язык в среднеболг. списке посл. трети XIV в. (БАН. 12.7.31/Калужниц. 28), обнаруженном в нач. 90-х гг. XX в. А. А. Туриловым и атрибутированном Е. М. Ломизе (греч. текст сочинения Г. до наст. времени остается неразысканным, он не может быть отождествлен с опубликованным фрагментом греч. антилат. сочинения XIII в.- см.: Giannelli О. Un documento sconosciuto della polemica fra Greci e Latini intorno alla formula battestimale//OCP. 1944. Vol. 10. P. 150-167). Уцелевшая часть текста начинается, как можно судить из содержания, с обращения италийских греков к императору с просьбой защитить их от стремлений Папского престола запретить крещение по правосл. обряду. Далее сообщается о послании Фридриха II к папе Григорию IX по этому вопросу и последнего к архиеп. г. Бари («Варейскому») Марино Филаньери (не названному здесь по имени) о согласии на приезд в Рим греч. делегации из его епархии для рассмотрения соответствия правосл. обряда лат. нормам. Затем следует рассказ об избрании представителем греч. общины Николая (Нектария) (и попутно упом. имя автора в 1-м лице), о его приеме в Риме папой и подробное изложение (с элементами диалога) казольским игуменом перед папой и кардиналами сути правосл. обряда крещения, затрагивающее попутно вопрос Filioque. Текст в дошедшем списке обрывается на обсуждении, употребляется ли 3-е лицо в формуле крещения. Изд.: Турилов А. А. , Ломизе Е. М. Неизвестный памятник греко-лат. полемики XIII в. в болг. рукописи XIV в.: (Отрывки соч. Иоанна Грассо о собеседовании Николая-Нектария Отрантского с римским папой)//Визант. очерки. М., 1996. С. 245-257. Лит.: Hoeck M. , Lorentz R. -J. Nikolaos-Nektarios von Otranto, Abt von Casole. Ettal, 1965. S. 126-128; Safran L. A Medieval Ekphrasis from Otranto//BZ. 1990. Bd. 83. N 2. P. 425-427. А. А. Турилов Рубрики: Ключевые слова: АЙЮБИДЫ мусульм. династия курдского происхождения, различные ветви к-рой правили в Египте, Сирии, В. Месопотамии и Йемене в кон. XII - 1-й пол. XIII в.

http://pravenc.ru/text/166383.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010