Имя Н. включил в 1904 г. в Собор Тверских святых архиеп. Димитрий (Самбикин), но празднование Собору тогда не утвердилось и было возобновлено в 1979 г. Кроме того, имя Н. включено в Собор Сибирских святых, празднование к-рому было установлено в 1984 г. по благословению патриарха Пимена . В 2003 г. (по др. данным - в 2002) во время раскопок в подвале Богоявленского собора Ниловой пуст. были обретены мощи Н., а именно голова святителя. Мощи были помещены по распоряжению игум. Нило-Столобенской пуст. Аркадия (Губанова) в особый ковчег, установленный в 2004 г. в Никольском приделе Богоявленского собора. Арх.:РГАДА. Ф. 214. Сибирский приказ. Оп. 3; Оп. 4. 15 [Док-ты о назначении тобольскими и сибир. архиепископами Н. и Герасима, о жаловании им и др. док-ты, 1638-1655 гг.]. Ист.:Записки к сибирской истории//ДРВ. 17882. Ч. 3. С. 156-157; ДАИ. Т. 2. 100. С. 265-266; ААЭ. Т. 4. 165. С. 218;Черты монастырского быта в XVII в.: Письмо архиеп. Сибирского Нектария и шутовская челобитная колязинских монахов//РА. 1873. Т. 2. Вып. 9. Стб. 1770-1782; Рачинский А. В. Нилова пуст. в первые полутораста лет ее существования//ЧОИДР. 1875. Кн. 3. Отд. 2. С. 7 [Список дорожных вещей Н. 1667 г.]; Миллер Г. Ф. История Сибири. М.; Л., 1937. Т. 2. С. 555-556; Собр. Ниловой пустыни (ф. 200)//Рукописные собр. ГБЛ: Указ. М., 1986. Т. 1. Вып. 2. С. 338-341; Ромодановская Е. К. Опись имущества сибирского архиеп. Макария (1636 г.)//Источники по истории Сибири досоветского периода. Новосиб., 1988. С. 26-28; Лит. памятники Тобольского архиерейского дома XVII в./Изд. подгот.: Е. К. Ромодановская, О. Д. Журавель. Новосиб., 2001. С. 282-283. Лит.: Абрамов Н. А. Мат-лы для истории христианского просвещения Сибири, со времени покорения ея в 1581 г. до нач. XIX ст.//ЖМНП. 1854. Ч. 81. Отд. 5. С. 26-28; он же. Нектарий, третий архиеп. Сибирский и Тобольский, 1636-1640//Странник. 1866. 2. С. 65-87; Строев. Списки иерархов. Стб. 317, 463; Успенский В. П., свящ. Преосв. Нектарий, второй настоятель Ниловой Столбенской пуст., бывш.

http://pravenc.ru/text/2564858.html

ЕВФИМИЙ II Вяжицкий (нач. 80-х гг. XIV в. (?)-1458), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 11 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ИННОКЕНТИЙ (Вениаминов Иван Евсеевич; 1797 - 1879), митрополит Московский и Коломенский, миссионер, святитель (пам. 31 марта, 23 сент., 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 5 окт.- в Соборе Московских святителей, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Радонежских святых) МЕЛЕТИЙ (Якимов Михаил Кузьмич; 1835-1900), свт. (пам. 14 янв., 5 июня, а также в Соборах Рязанских, Липецких, Сибирских, Иркутских и Якутских святых), еп. Рязанский и Зарайский, миссионер, писатель НЕКТАРИЙ (Теляшин Николай Павлович) († 15.01.1667), архиеп. Сибирский и Тобольский, свт. (пам. 22 сент.- в Соборе Тверских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых) АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) АНТОНИЙ (Смирницкий; 1773-1846), архиеп. Воронежский и Задонский, свт. (пам. 10 мая, 20 дек. и в Соборе Воронежских святых) АРСЕНИЙ ЭЛАССОНСКИЙ (Апостолис; 1550-1625), архиеп. Суздальский и Тарусский, ученый, писатель, свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) ВАРЛААМ (Надёжин Василий Федотович; 1774 - 1846), игум. Чикойского мон-ря, прп. Чикойский (пам. 23 янв., 5 окт., 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ВАРСОНОФИЙ (Иван Васильевич; ок. 1495 - 1576), еп. Тверской, свт. (пам. 11 апр., 4 окт., в Соборе Казанских святых и в Соборе Тверских святых) ВАСИЛИЙ КАЛИКА (†1352), архиеп. Вел. Новгорода, свт. (пам. 10 февр., 3 июля, 4 окт., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАССИАН I (Рыло; † 23 марта 1481), архиеп. Ростовский, Ярославский и Белозерский, свт. (пам. 23 марта, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ГАВРИИЛ (в схиме (?) Григорий; † 1193), архиеп. Новгородский, свт. (пам. 10 февр., 4 окт. и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/154221.html

Во 2-й пол. XVI в. положение христиан в Османской империи осложнилось. В 1598 г. в Велесе по неизвестным причинам был казнен архиеп. Охридский Варлаам. Постоянно повышались налоги на храмы и мон-ри, что вызвало запустение мн. приходов и обителей. В 1688/89 г. введен харадж (налог для иноверцев) на правосл. священнослужителей и монахов. В 1631 г. О. а., чтобы выплатить 25 тыс. золотых, заложила все драгоценные облачения и церковную утварь, свои ценности продавали епархии, мон-ри и храмы. Ок. 1670 г. митр. Струмицкий Арсений заложил церковное имущество для выплаты штрафа за возведение храма. Во 2-й пол. XVI и в 1-й пол. XVII в. О. а. считалась беднейшей из правосл. Церквей. Иерархи, не имея средств для выплаты долгов, покидали епархии и уходили в др. Церкви, в т. ч. в Русскую. Так, архиеп. Охридский Нектарий Грек в 1613 г. возглавил Вологодскую и Великопермскую епархию. В храмах О. а. практически не осталось духовенства (Там же. С. 69-90, 107-119). Отношения с Константинопольской Патриархией и упразднение О. а. Ослабление О. а. усилило вмешательство К-польской Патриархии в ее внутренние дела. Ок. 1676 г. К-польский патриарх Дионисий IV Серогланис вмешался в противостояние архиеп. Охридского Феофана и 7 иерархов во главе с митр. Костурским Давидом, которые обвинили предстоятеля в неканонической узурпации Охридского престола: еще будучи иеромонахом, он занял престол Гревенской епархии, а затем с помощью клеветы добился своего возведения на кафедру. Патриарх Дионисий созвал Собор, на к-ром при участии Антиохийского и Иерусалимского патриархов, 23 к-польских митрополитов и 7 охридских иерархов архиеп. Феофан был лишен сана, а на престол О. а. поставлен митр. Софийский Мелетий II. Однако архиеп. Мелетий не оправдал надежд патриарха; перед тем как покинуть кафедру из-за финансовых проблем, он издал ряд актов, направленных на укрепление автокефалии архиепископии. В 80-х гг. XVII в., по мнению Снегарова, положение О. а. определялось борьбой фанариотской и автохтонной партий: фанариоты, в основном греки по происхождению, по протекции Стамбула поддерживали влияние Фанара, а автохтоны, к которым относились болгары, албанцы и влахи, стремились к независимости О. а. и просили ставить на кафедры иерархов-славян. Архиеп. Германа, представителя автохтонной партии, в 1691 г. сместил фанариот митр. Тырновский Григорий (см. Григорий , архиеп. Охридский (VI)), к-рый через 2 года за вознаграждение отказался от престола в пользу автохтона Игнатия, митр. Белградского (Там же. С. 127-128).

http://pravenc.ru/text/2581773.html

Более сорока лет спустя о. Серафим подвел итог: «Цареубийство символизировало отпадение России от Христа и Православия, начавшееся еще в XIX веке. И только в конце XX века наметился обратный процесс». Отец Серафим выступил с лекцией о будущем России всего за несколько месяцев до прославления Зарубежной Русской Церковью Царя и Новомучеников Российских. Канонизация, по словам о. Серафима, «снимает с России проклятие, нависшее над страной со дня цареубийства». Через пять дней после о. Серафима на той же молодежной конференции выступил еп. Нектарий. Он пошел еще дальше: заявил, что возрождение России непостижимым образом зависит от канонизации Царя как главы все русских новомучеников, даже выше погубленных иерархов Церкви. Сказал он так в пику архиеп. Антонию, который (в угоду русской либеральной эмиграции) настаивал, чтобы Царю не отводилось особое место, что во время богослужения имя его упоминалось в тропаре новомученикам следом за именами иерархов. Мнение Владыки Антония возобладало, однако еп. Нектарий взял с платинских отцов обещание опубликовать тропарь в должном виде, дабы снять грех цареубийства. Когда отцы исполнили просьбу епископа, Владыка Антоний огорчился и рассердился, требовал даже, чтобы номер журнала отпечатали заново, а подписчикам прислали извинения. 18/31-го октября в Нью-Йорке состоялось прославление Царя и Новомучеников Российских. Текст богослужения был составлен отцами Германом и Серафимом. Сослужил еп. Нектарий – единственный иерарх, бывший еще в России сыном ее страждущей Церкви. Он был знаком с новомучеником патриархом Тихоном. Полтора года спустя в последний раз он явит единство души с новомучениками – упокоится в день их поминовения, совершив накануне в субботу всенощную в их честь. В упомянутой лекции еп. Нектарий сказал: «В нас теплится надежда, что, когда весть о прославлении Государя во главе всех новомучеников российских достигнет России, православный русский люд на Родине вместе с нами, осознав тяготеющий над Россией грех цареубийства, с покаянными слезами будет молить Господа о прощении и в молебном пении всем сердцем будет призывать в помощь Царя-мученика: «Святый Царю Мучениче и Страстотерпче Николае, со всеми Новомучениками Земли Русския, молите Бога о нас, грешных!»

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/n...

На иконе «Собор русских святых» нач. XIX в. из Черновицкой обл. (НКПИКЗ) присутствует преподобный с именем Нектарий (без пояснения, какой именно из неск. святых). Существовали хромолитографии с изображением Н. и мч. Уара, к-рому был посвящен придел Введенской ц., на фоне мон-ря ( Мальковский, Штюрмер. 1915. С. 13. Рис. 3), а также святцы с фигурой Н. вместе с др. святыми, чья память празднуется 3 апр. Лит.: Димитрий (Самбикин), архиеп. Тверской патерик: Краткие сведения о тверских местночтимых святых. Каз., 1908. С. 3-4, 6, 58-61; (То же, переизд.: Тверь, 1991р); Постников И., свящ. Прп. Нектарий Бежецкий. Тверь, 1910; [Мальковский В., Штюрмер С.]. Прп. Нектарий Бежецкий, основатель Введен. муж. мон-ря в г. Бежецке в XV в. Пг., 1915. Тверь, 2016р. С. 9-17. Рис. 1-9. Г. С. Гадалова Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ ЛЕОХНОВСКИЙ (2-я пол. XVIb. - ок. 1613.), основатель Антониева Леохновского мон-ря, прп. (пам. 17 окт., в Соборе Новгородских святых, в Соборе Тверских святых и во 2-ю пятницу после 29 июня - перенесения мощей) ЕФРЕМ Новоторжский, прп. (пам. 28 янв., 11 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых) АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых ) АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.) АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/2564860.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕКТАРИЙ Нектарий (Селезнёв), еп. Ливенский и Малоархангельский. Фотография. 2016 г. Нектарий (Селезнёв), еп. Ливенский и Малоархангельский. Фотография. 2016 г. (Селезнёв Николай Васильевич; род. 7.05.1974, пос. Чульман Алданского р-на Якутской АССР), еп. Ливенский и Малоархангельский. Из семьи рабочих. Окончил среднюю школу в пос. Чульман и ПТУ. С 1991 г. служил алтарником в Троицком соборе г. Красноярска. Затем служил иподиаконом в красноярском Покровском кафедральном соборе. 1 марта 1998 г. Красноярским и Енисейским еп. Антонием (Черемисовым ; впосл. митрополит) в Покровском соборе был рукоположен во диакона. 1 июня 1999 г. назначен личным секретарем Красноярского архиепископа. 26 апр. 2002 г. принял монашеский постриг с именем в честь прп. Нектария Оптинского. 21 нояб. того же года архиеп. Антонием рукоположен во иерея и назначен штатным священником в Покровский кафедральный собор г. Красноярска. 10 янв. 2004 г. переведен на должность настоятеля Троицкого собора г. Красноярска. В том же году заочно окончил МДС. 20 марта 2006 г. Н. был назначен исполняющим обязанности наместника красноярского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря . В 2006 г. возведен в сан игумена. 27 марта 2007 г. утвержден в должности наместника Успенского мон-ря. В том же году назначен на должность эконома епархии с сохранением прежних обязанностей. В 2008 г. заочно окончил КДА со степенью кандидата богословия. В 2009 г. был избран делегатом Поместного Собора РПЦ от Красноярской епархии. В том же году возведен в сан архимандрита. 1 окт. 2010 г. назначен секретарем Красноярской епархии. С 1 сент. 2011 г. также служил Красноярским благочинным. 4 окт. 2011 г. вышел за штат новообразованной Красноярско-Ачинской епархии с правом перехода в др. епархию. 22 окт. 2011 г. Н. был утвержден секретарем Орловско-Ливенской епархии и настоятелем храма Иверской иконы Божией Матери г. Орла. 25 окт. того же года назначен временно исполняющим обязанности наместника орловского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря . 15-16 марта 2012 г. утвержден в должности наместника. 25 июля 2014 г. назначен епископом Ливенским и Малоархангельским. Наречение состоялось 15 авг. 2014 г. в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, Патриаршей резиденции в Даниловом мон-ре в Москве. Хиротонию 9 сент. 2014 г. в Троицком кафедральном соборе г. Калуги возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл . Н. награжден медалью св. блгв. кн. Даниила Московского (1999). Лит.: Наречение и хиротония архим. Нектария (Селезнёва) во еп. Ливенского и Малоархангельского//ЖМП. 2015. 4. С. 20-22. Рубрики: Ключевые слова: ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии

http://pravenc.ru/text/2564886.html

Он подал прошение, и через четыре дня (случай беспрецедентный!) городские власти внесли поправку в закон: архиереев разрешалось хоронить в храмах. Так определилось место упокоения Владыки Иоанна. В ночь после похорон Владыки еп. Нектарий благословил Глеба читать Псалтирь над гробом. Двери заперли. Лишь свеча освещала усыпальницу. А забрезжил рассвет, и Глеб увидел в окно лица людей, молящихся Владыке Иоанну, просящих у него небесного заступничества. Один за другим подходили они к окну и, открывая сердца отцу-покровителю, изливали все беды и скорби. Сколь ничтожна смерть перед лицом этой любви! Архиеп. Иоанн распял себя в этой жизни и победил. Да, люди и впредь будут приходить к нему за советом, и он по-прежнему будет помогать им. Величие души, безграничное сострадание не умирает вместе с телом! И так началось посмертное прославление Блаженного Иоанна, чудотворца последних времен. Видение скита Удаляясь от мира, мы должны избирать для жительства места, лишенные случаев к утешению и тщеславию, но смиренные. Св. Иоанн Лествичник . ПОСЛЕ КОНЧИНЫ архиеп. Иоанна епархию временно возглавил еп. Нектарий и сразу же взялся за дело: попросил Братство редактировать «Православный благовестник», чему Евгений и Глеб были только рады, оставив за игуменьей Ариадной наборные и печатные работы. Еп. Нектарий весьма постарался ради увековечения памяти архиеп. Иоанна. Усыпальница Владыки под алтарем собора почиталась как святыня XX века: ежедневно там читалась Псалтирь, по субботам и воскресеньям, а иной раз и в будние дни служились литургии. Отец Спиридон исповедывал, а о. Митрофан совершал литургию. В усыпальнице стали происходить чудеса. Евгений и Глеб беседовали с очевидцами, записывая их рассказы, дабы потом опубликовать. Показателен случай с русской медсестрой, внезапно ослепшей на один глаз. Врачи постановили, что глаз «омертвел» и его придется удалить, чтобы не воспалился и второй. Она истово помолилась в усыпальнице Владыки Иоанна – и через несколько дней зрение восстановилось. О чуде прознали.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/n...

Самым неприятным в этом деле были телеграммы, приходившие якобы от первоиерарха, митрополита Анастасия, из штаб-квартиры Синода. Когда архиеп. Иоанн и еп. Савва говорили с ним по телефону, они всегда находили полную поддержку: он подтвердил полномочия Владыки Иоанна в Сан-Франциско и, как уже упоминалось, в доказательство посылал подписанные депеши. Однако другие послания с подписью митрополита содержали мнения противоположные, подрывающие авторитет архиеп. Иоанна, идущие наперекор всем прежним решениям первоиерарха и позволявшие истцам заявлять в суде, что они «действуют строго по распоряжению Синода». Телеграммы эти посылались прямо истцам и их адвокатам, а один раз – самому судье ОДэю. Владыка Иоанн же узнавал о них последним. Митрополит был тогда уже стар и немощен, и, по предположению архиеп. Иоанна, высказанному в докладе архиерейскому собору, похоже, что телеграммы шли совсем не от него. «Недавно еще славное и уважаемое имя митроп. Анастасия, – писал Владыка, – покрыто позором, ибо противоречивые распоряжения, обращения в суд и другие действия уронили его престиж не только в нашей пастве, но и среди иноверных, т. к. делались от его имени. Мы, ближайшие его сотрудники, знаем, насколько то несовместимо с его личностью, и не можем полностью возлагать на него за них ответственность». Еп. Нектарий, преданный викарий Владыки Иоанна, также попал в неприятную историю. Он получил депешу якобы от митроп. Анастасия, и, как позже рассказывал Евгению и Глебу, послание показалось ему очень странным. Согласно ему, он должен был тайно, никому не говоря, посадить архиеп. Иоанна на поезд и отправить в Нью-Йорк. Объяснений никаких не следовало, но давалось странное распоряжение: митроп. Анастасию не звонить, исполнять всё беспрекословно, как послушание. Поскольку на телеграмме стояла подпись митрополита и она пришла из штаб- квартиры Синода, еп. Нектарий не усомнился в ее подлинности, но почему-то почувствовал недоброе. Он дал обет повиновения Синоду, но сейчас это повиновение противоречило его совести. В Сиэтле, куда приехал проведать свой приход, он не мог уснуть, до самого утра бродил по улицам города, усердно молился и в конце концов решил не подчиняться приказу. Позвонил в штаб-квартиру Синода, попросил личного разговора с митрополитом. Ему ответили, что это невозможно, но взвинченный епископ настойчиво требовал, и их всё-таки соединили.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/n...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОРНИЛИЙ († 17.03.1625, Вологда), архиеп. Вологодский и Великопермский (1620-1625). Происхождение и ранние этапы жизни К. неизвестны. В 1613-1620 гг. был архимандритом свияжского в честь Успения Пресв. Богородицы мужского мон-ря . На его имя была выдана царская жалованная грамота от 21 дек. 1616 г. (основанием для ее выдачи послужила челобитная братии мон-ря о том, что в 1609/10-1610/11 гг., во время осады Свияжска «воровскими людьми», царские служилые люди раздавали монастырский хлеб и соль, а монастырские вотчины грабили воры; итогом стало разорение монастырских деревень, обнищание крестьян и обители). Царь Михаил Феодорович пожаловал мон-рю права «держати судно», на к-ром раз в год разрешалось ходить в Астрахань и привозить всякие продукты беспошлинно, чтобы торговать ими в Казани, Н. Новгороде и Свияжске. Беспошлинной становилась для мон-ря покупка хлеба и др. товаров (ААЭ. Т. 3. 86. С. 119-120). 10 июля 1617 г. К. в ответ на челобитную получил царский указ о строительстве острожка в Казанском у. в сельце Мамадыш на р. Вятке для защиты монастырских владений от ногайцев (Там же. 90. С. 124). 6 февр. 1620 г. состоялась хиротония К. во архиепископа Вологодского и Великопермского, к-рую возглавил патриарх Филарет (Романов) . Ранее, 22 июля 1619 г., из Вологды в Новгород был переведен архиеп. Макарий , его предшественник архиеп. Нектарий в это время находился в новгородском Кирилловом мон-ре, будучи отлученным от служения по суду. В мае 1621 г. Новгородский митр. Макарий получил указную грамоту патриарха Филарета о «разрешении» Нектария из Кириллова мон-ря и о переводе его на Троицкое Богоявленское подворье в Московском Кремле (ЧОИДР. 1866. Кн. 3. Отд. 5. Смесь. С. 8-10; см.: Макарий. История РЦ. 1996. Кн. 6. С. 295). Т. о., К. оказался во главе Вологодской епархии при живом предшественнике (оправданный Нектарий вторично возглавил епархию после смерти К. в 1625). 16 окт. 1620 г. К. присутствовал на церковном Соборе в Москве против Крутицкого митр. Ионы ( Макарий. 1996. Кн. 6. С. 286; РГБ ОР. Ф. 304.I. 741). В кон. 1620 - нач. 1621 г. на соборных заседаниях обсуждались и решались важные вероисповедные и дисциплинарные вопросы - о перекрещивании униатов, о книжной справе и др. Вероятно, К. также участвовал в этих Соборах, оставаясь в Москве до весны 1621 г. На основе решений этих Соборов 28 авг. 1621 г. К. получил царскую указную грамоту о высылке в Москву келейной «рухляди» бывш. архиеп. Нектария ( Черкасова. 2012. С. 347; ГАВО. Ф. 1260. Оп. 1. 61).

http://pravenc.ru/text/2458695.html

Афанасий Великий признал законным епископом Павлина, а не Мелетия (Антиохийская схизма). Преемники Афанасия Великого Петр II и Тимофей I также поддерживали Павлина и его преемника (с 388) Евагрия, а не Мелетия и его преемника (с 380) Флавиана. Раскол был преодолен только со вступлением на Александрийскую кафедру Феофила. Аналогичную с Александрийской Церковью позицию в отношении Антиохийской схизмы до 384 г. занимала и Римская кафедра. Т. о., в 384 г. И. С. выступил в роли посредника между этими кафедрами в преодолении схизмы с Антиохией. Сократ Схоластик упоминает еще об одном конфиденциальном поручении архиеп. Феофила. В 387-388 гг., во время войны имп. Феодосия I Великого с узурпатором Магном Максимом, архиеп. Феофил отправил И. С. в Рим, чтобы, дождавшись исхода происходившей в Сев. Италии кампании, тот преподнес дары и соответствующие письма победителю, рассчитывая т. о. заручиться его поддержкой. Поскольку бывший при И. С. чтец выкрал эти письма, то И. С. спешно вернулся в Александрию ( Socr. Schol. Hist. eccl. VI 2). В 394 г. И. С. был послан архиеп. Феофилом в Палестину, чтобы примирить блж. Иеронима Стридонского со свт. Иоанном II , архиеп. Иерусалимским. И. С. передал архиеп. Феофилу исповедание веры блж. Иеронима. Однако впосл. И. С. подвергся суровой критике со стороны Иеронима как оригенист. В 397 г. архиеп. Феофил предпринял не увенчавшуюся успехом попытку утвердить И. С. на К-польской кафедре вместо свт. Иоанна Златоуста после смерти еп. Нектария ( Sozom. Hist. eccl. VIII 2; Socr. Schol. Hist. eccl. VI 2, 5). Когда Феофил начал активную борьбу с оригенизмом, он обвинил И. С. в утайке 1 тыс. золотых монет и в содомском грехе. С помощью лжесвидетелей он осудил И. С. и наложил на него отлучение. И. С. был вынужден бежать к нитрийским монахам. Скрываясь от гонений со стороны Феофила, он вместе с «долгими братьями» (см. в ст. Аммоний Долгий и Диоскор , еп. Гермопольский) через Палестину отправился в К-поль к свт. Иоанну Златоусту ( Socr. Schol. Hist. eccl. VI 9), где и умер спустя нек-рое время.

http://pravenc.ru/text/674920.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010