Ст. 13–14. И сказал я: ах, ах, ах Господи Боже (или какой ты, Господи Боже). Пророки говорят им: ,,не увидите меча и голода не будет у вас. но мир истинный дает вам (Бог) на месте сем». И сказал Господь ко мне: ложно пророки пророчествуют во имя Мое; Я не посылал их и не давал им повеления и не говорил им. Они пророчествуют вам видение ложное и гадание обманчивое и обольщение сердца своего. Да внемлют сему те учители, которые грешникам, остающимся в пороках своих, сулят благоприятное, которые говорят богатым: не увидите меча казней Божиих и голода не будет у вас; ибо вы будете насыщаться словесами Божиими и самый истинный мир дает вам Господь на месте Церкви, или в Иерусалиме. Троекратное ах, ах, ах, стоящее в еврейском, соответствует тому, чем Бог угрожал говоря: мечем, и голодом и моровою язвою Я истреблю их. Итак, поскольку пророки, или лучше лжепророки, сулили ложное, то поэтому Господь сказал чрез Иеремию: не слушайте слов лжепророков, кои не были посланы Мною, а пришли по своей воле. Поэтому не пророками, а гадателями должны быть называемы те, кои обольщают народ. Ибо гораздо лучше страхом наказаний исправлять пороки, чем надеждой на благополучие подвергать суду Божию. Ст. 15–16. Поэтому так говорит Господь о пророках: те, кои пророчествуют во имя Мое, коих Я не посылал, и которые говорят: «меча и голода не будет на земле сей»: мечем и голодом будут истреблены пророки те. И народы, коим они пророчествовали, будут разбросаны по улицам Иерусалима от голода и меча, и некому будет погребать их, – они и жены их, сыновья и дочери их, и Я изолью на них зло их. Лжепророки обещаниями благополучия обольщающие народ Божий, пусть опасаются, чтобы им самим не погибнуть и чтобы и обольщенному народу не быть истреблённым подобною же погибелью, – чтобы попирающие заповеди Божии не были разбросаны по улицам Иерусалима, не погибли от голода и меча, так что некому будет погребсти их и пеплом покаяния покрыть поношения их. Ибо и сами пророки, и весь народ, и жены их, и сыновья и дочери, и весь род их, останутся без погребателей и будут навозом. Сколько людей валяется по улицам Иерусалима; сколько, мы видим, не погребенных воспринимают злое свое, что они терпят от изливающего на них Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Стих 13: Придя же в страны Кесарии Филипповой. — Этот Филипп — брат Ирода, о котором мы сказали выше, четверовла–стник Итуреи и Трахонитской страны, построивший Кесарию, — ныне называемую Панеас, — в честь Тиверия Кесаря и в честь имени Кесаря, равным образом и своего имени назвавший ее Кесарией Филипповой, а находится она в области финикийской: он подражал отцу своему Ироду, который в честь кесаря Августа назвал Кесарией [поселение], которое прежде называлось башней Стратона, а в честь имени дочери его построил за Иорданом Юлиаду. Место Кесарии Филиппа находится там, где у подножия Ливана истекает Иордан; там есть два источника: один по имени Иор, другой– Дан; они после соединения в одно название образуют имя: Иордан. [Стих 13, окончание]: И спросил Он учеников Своих так: Кем называют люди Сына человеческого? [Quern dicunt homines esse Filium hominis= Кто, по словам, или: по мнению, людей есть Сын человеческий  . — Он не сказал: «Кем люди называют Меня», но: «Сына человеческого», чтобы не показалось, что Он с тщеславием спрашивает о Себе. При этом обрати внимание, что там, где в Ветхом Завете написано Сын человеческий, в еврейском тексте стоит: сын Адама. Например (ut), то, [или: и то], что мы читаем в псалме: Доколе тяжкие сердцем сыны человеческие , на еврейском языке читается: сыны Адама. И он дает прекрасный (pulchre) вопрос: Кем называют люди Сына человеческого? потому что говорящие о Сыне человеческом суть люди; а те, которые понимают Его Божество, называются не людьми, а богами. Стих 14: Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. [Стих 15, начало]: Он говорит им. — Я удивляюсь тому, что некоторые толкователи отыскивают причины заблуждений отдельных людей и измышляют весьма длинные разъяснения по вопросу о том, почему одни в Господе нашем Иисусе Христе видели Иоанна, другие — Илию, третьи Иеремию или одного из пророков; когда [на самом деле] они могли ошибаться относительно Илии и Иеремии подобно тому, как Ирод впал в заблуждение относительно Иоанна, говоря: Это Иоанн, которого я обезглавил; он воскрес из мертвых .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Так же размышляет Ориген и о судьбе осужденных людей. В одной из гомилий на Иеремию он комментирует пророчество о глиняных горшках. Пока такие сосуды не обожжены, они остаются мягкими и если упадут на землю, то только искривятся, но не разобьются, и их еще можно будет поправить. Но после обжига упавший горшок выбрасывают, потому что он уже не на что не годится. Так и мы, как только покинем настоящий век, то будем обжигаться огнем. И если наш сосуд не выдержит огня и разобьется, то невозможно будет его восстановить. Поэтому, пока мы здесь, то находимся как бы в руках горшечника, и до тех пор, сосуд, упавший из его рук, можно переделать 23 . Здесь, вроде бы, ясно говорится о вечном осуждении и о том, что вечная судьба человека зависит исключительно от его личного выбора добра или зла в земной жизни. Но если вспомнить мнение Оригена об отличии вечности Бога от любой иной вечности, то всё окажется не таким однозначным. Пребывание в «руках горшечника» не ограничивается только посюсторонним миром, потому что миров много. Потому и очистительный огонь может и не быть абсолютно вечным, а означает мучения в будущих мирах, которые и будут наказанием за зло, совершённое в жизни. Даже грех против Духа Святого Ориген толкует таким же образом. К словам Матфея: «Кто скажет слово на Духа Святого не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» ( Мф. 12:32 ) он добавляет: «Может и не будет прощения в будущем веке, но получит его в веках последующих». Похожую мысль мы найдем и в его книге о молитве: « Самый большой грешник – это тот, кто изрекает хулу на Духа Святого, весь настоящий век такой пребывает в грехе; а потом в будущем веке, не знаю, что будет с ним» 24 Среди гомилий Оригена на Иеремию есть еще одна, очень важная, потому что в ней дается определение апокатастасиса. Проповедник комментирует 19 стих из 15й главы: «Так говорит Господь: если ты обратишься, то Я восставлю тебя», т.е., верну тебя в прежнее состояние. Никто не может вернуться в место, где никогда не был. Возвращаться может только то, что когда-то было собственностью. Например, если кто-то вывихнет себе конечность, то «врач пробует вернуть её в прежнее состояние», если кто-то, заслужено или нет, оказался в ссылке, а потом получил возможность вернуться на родину, то таковой тоже возвращается в прежнее состояние. Воин, выбывший из воинских рядов, возвращается туда. Бог потому и обращается к нам, отвернувшимся от Него, чтобы мы обратились к Нему, и Он мог бы вернуть нас в прежнее состояние. Такова цель обетования, записанного в Деяниях апостолов: «До времен совершения (обновления) всего, что говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века, аминь!» ( Деян. 3:21 ) 25 .

http://azbyka.ru/apokatastasis-v-svyashh...

Такова история человеческой верности и неверности, в которой, однако, абсолютная верность Бога всегда находила отклик в порой скрытой, но никогда не прерывающейся «золотой цепи» святости… По словам Оригена, Церковь — та блудница, которую Христос непрестанно омывает Своей кровью, чтобы сделать ее непорочной супругой. Не только вне Церкви ведутся «войны». В самой Церкви тоже происходят «мятежи». Как среди язычников есть множество грешников, так множество их есть и среди нас, в совокупности составляющих члены Церкви. Вот почему Господь печалится и скорбит о наших грехах, говоря: Горе мне! Ибо со мною теперь — как по собрании летних плодов, как по уборке винограда: ни одной ягоды для еды, ни спелого плода, которого желает душа моя (Мих. 7, 1). Если у [Иисуса] были основания оплакивать Иерусалим, гораздо более их у Него для оплакивания Церкви, которая воздвигнута, чтобы стать домом молитвы, но постыдной алчностью, помрачающей ум ненавистью некоторых (к несчастью, столь многочисленных!) превращена в «разбойничье гнездо». Поэтому Иисус мог бы, имея в виду пребывающих в воздвигнутом Им живом святилище грешников, повторить слова псалмопевца: Что пользы в крови моей, когда я сойду в могилу? (Пс. 29, 10). Он бродит в поисках остатков урожая, но находит лишь несколько раздавленных гроздей и жалких плодов. Ни одного прекрасного плода, да и плохих немного. Кто из нас мог бы предложить Ему гроздья добродетели? Кто мог бы принести плоды благодатью Божией? Ориген Комментарий на Матфея, 35; Пятнадцатая гомилия на Иеремию, 3; Комментарий на Матфея, 16, 21: Пятнадцатая гомилия на Иеремию, 3. Амвросий Медиоланский — мирянин, избранный епископом против своей воли и подчинившийся решению народа и клира, — Амвросий оставил нам удивительную молитву, где выражается высочайшее звание епископа. Он требует от него прежде всего благодати сострадания, способности плакать вместе с грешником, выслушивая, наставляя и утешая его. Откуда приходит ко мне благодать услышать из уст Твоих: Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много (Лк. 7, 47)? Признаюсь тебе: мои долги были больше, прощенные мне грехи — многочисленнее, ибо я пришел к священству из суеты судов и обязанностей общественной жизни. Потому и боюсь быть неблагодарным: грехов моих было более, а любил я менее. Защити Твое творение, Господи, сохрани во мне благодать, которую Ты дал мне, несмотря на мои попытки избегнуть ее. Я не считал себя достойным епископства… но благодатию Твоею есмь то, что есмь: поистине малейший и последний из епископов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=754...

Тогда они поняли, что Он говорил им беречься не закваски хлебной, но учения фарисейского и саддукейского Зач. 67-е. Апостол Петр исповедует Иисуса Христа Сыном Божиим Читается в день свв. апостолов Петра и Павла, 29 июня, на литургии, и приосвящении церкви 13. Пришедъ же во страны вопрошаше учнк сво, гл: кого м глаголютъ человцы быти, сна члвческаго; Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Кесария Филиппова, это город, лежавший на левой стороне Палестины, при подошве горы Ливана. Называлась она прежде Панеей. Римский правитель Галилеи Филипп распространил и украсил этот город и переименовал в Кесарию, в честь римского кесаря (Тиверия). Филипповою же она называется, как преобразованная Филиппом и в отличие от Кесарии Палестинской, города, лежащего на берегу Средиземного моря, у подошвы горы Кармила. Свв. отцы полагают, что Господь для того так удалился из Иудеи, чтобы там, в удалении от неверующих Иудеев, открыть ученикам о Своем Божестве, тем более, что уже было близко и время разлуки с ними время Его страданий и смерти. 14. ни же рша: ви уб кртител, же же ил прркъ. Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков За кого люди почитают Меня (кого Мя глаголют человецы быти)? Св. Златоуст так пишет, объясняя причину, почему Господь спрашивал об этом апостолов: «спрашивал сначала не об их мнении, а о мнении народа для того, чтобы самым порядком вопросов они были возведены к высшему разумению и не думали о Нем так же низко, как народ. Для сей цели спрашивает их не в начале проповеди, но когда совершил много чудес, беседовал с ними о многих и высоких истинах и многократно доказал пред ними Свою Божественность и единство со Отцем. И не говорит: за кого почитают Меня книжники и фарисеи, но желает знать непритворное мнение народа, потому что мнение народа было хотя гораздо ниже надлежащего (так как народ, хотя конечно не весь, почитал И. Христа за предтечу Мессии чит. 14 ст.), но без всякого лукавства; мнение же книжников и фарисеев внушено было сильною злобою. Сына человеческого... И. Христос любил так называть себя (чит. о сем в объясн. 20 ст. 8 гл.). Одни (ови) за Иоанна Крестителя, воскресшего из мертвых. Так, напр., думал Ирод Антипа (14 гл. 2 ст.) и некоторые другие. Другие (ови) за Илию, иные за Иеремию, или за котораго-нибуд из пророков, так как в народе было верование, что пред явлением Мессии придет пророк Илия или Иеремия, или другой кто из древних пророков (11 гл. 14 ст.), чтобы возвестить о Нем, т. е. апостолы высказали, что народ (конечно не весь) считал И. Христа за Предтечу Мессии, а не за Самого Мессию. Господь, конечно, и без вопроса знал, что думает о Нем народ, как равно и то, за кого сами апостолы, ближайшие Его ученики, принимают Его, но Ему нужно было, чтобы апостолы собственными устами высказали и первое, особенно же второе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Ты слышишь об углах, слышишь о зуде, слышишь о развалинах и пепле, об области смерти и тме, – и хвалишься своею добродетелью и безгрешностью! Далее следует: и до угла ворот. И здесь угол – для того, чтобы показать, что в этом веке нет никакой истинной праведности, нет верной победы. И этот угол хотя есть угол ворот восточных, откуда исходить свет; однако они называются конскими, чтобы показать, что мы нуждаемся в течении и подвиге, и потом уже удостаиваемся услышать с Господом: ,,ты взошел на коней твоих, и езда твоя спасение» ( Аввак. 3,8 ). В воротах восточных, в воротах колесниц находится святилище Господне, и мы тогда можем считать себя совершенными, когда скажем Господу: колесница Божия тмами тем тысяща гобзующих: Господь в них в Синаи во святем ( Пс. 68,18 ). Такое здание, положенное на основании Христовом, о котором говорит и апостол: яко премудр архитектор основание положих ( 1Кор. 8, 10 ), никогда не разрушится, но будет пребывать во век. Темное и трудное нужно раскрывать пространее, о ясном говоря короче. Глава XXXII. Ст. 1–3. Слово, которое сказано было Иеремии от Господа в десятый год Седекии царя Иудейского. Этот год есть осьмнадцатый год Навуходоносора. Тогда войско царя Вавилонского осаждало Иерусалим, и Иеремия пророк был заключен во дворе темницы, которая была в доме царя Иудейского. Ибо заключил его Седекия царь Иудейский говоря: зачем ты пророчествуешь и говоришь: " так говорит Господь». Не только слова, но и дела пророков служат нам побуждением к добродетели. Иеремия мог возвещать благоприятное и пользоваться расположением царя Седекии; но он предпочитал более повиноваться Богу, чем людям, более Тому, кто может и душу и тело погубить в геенне, чем тому, кто мог иметь власть только над телом (Мф. гл. 10). Нужно обратить внимание и на то, что был десятый год царствования Седекии, когда Иерусалим уже был осажден и опустошен мечем, голодом и моровою язвою, и был близок плен, – и тем не менее Седекия упорствует в своем образе мыслей, хотя в некотором отношении обнаруживается его милость, что он приказал заключить Иеремию не в темнице, а во дворе темницы, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Указанное влияние различных священных книг на пр. Иеремию иллюстрируем примерами. Говоря о влиянии на Иеремию пр. Исаии, мы сказали, что при этом нужно разуметь и вторую половину пророчеств этого последнего. Если мы возьмем, напр., совершенно тожественные места у пророков Иеремии XXXI, 35 (Так говорит Господь...) Который возмущает море, так что волны его ревут, Господь Савваоф имя Ему – 67 Исаии LI, 15. (Я Господь Бог), возмущающий море, так что волны его ревут, Господь Савваоф имя Его –   то должно признать оригинальность Исаии: у него подобные описания всемогущества Божия часты во второй части, а контекст Иеремии носит на себе следы влияния других источников, напр. Бытия I, 15. 16, о чем у нас уже была речь 68 . По контексту также приведенным словам естественнее стоять у Исаии, говорящего о всемогуществе Божием, выразившемся в творении неба и земли (ст. 13), во власти над мятежными стихиями природы (ст. 15. Я Господь Бог , возмущающий море...), в промыслительной силе Божией (ст. 16. Тению руки Моей покрою тебя), нежели у Иеремии, который ставит рядом непреложность законов природы и всемогущество Божие. Несомненно также, что песнь о погибели Вавилона – Исаии XLVII, 1–3 отразилась на Иеремии XIII, 18. 22. 26. Сойди и сядь ( ) на прах, девица, дочь Вавилона, сиди ( ) на земле; престола нет, дочь халдеев, и вперед не будут называть тебя нежною и роскошною. Возьми жернова и мели муку, сними покрывало твое, подбери подол ( ), открой голени, переходи через реки. Откроется нагота твоя и даже виден будет стыд твой – Скажи царю и царице смиритесь, сядьте пониже (), ибо упал с головы вашей венец славы...За множество беззаконий твоих открыл подол твой () обнажены пяты твои...Поднят будет подол твой на лице твое чтоб открылся срам твой – При дословном сходстве некоторых выражений ( , и , и , и – ), при наличности сходных синонимических слов ( и , и ), здесь замечается тожественный ход образов и мыслей. Царства представляются в виде блестящих дев; исходит приказание от Вышняго снять царские знаки достоинства; подобно бесстыдным, они принуждаются публично обнажать свою срамоту. Оригинален Исаия, потому что он сразу развертывает образ, тогда как у Иеремии он прерывается реальными указаниями на судьбу царства Иудейского, на Иехонию и царицу (18 ст.), а также другими образами – заблудшагося стада (20 ст.), рождающей женщины (21 ст.). Должно заметить также, что вместо слова , стоящего у Исаии и являющегося παξ λεϒ μενον 69 , Иеремия по своему обычаю 70 употребляет сходное с ним и по начертанию, и по произношению, и по смыслу .

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Dagaev/...

- Умертвили ли его за это Езекия-царь и народ иудейский? Не убоялись ли они Господа и не умоляли ли Его? И Господь отменил бедствие, которое изрек на них; а мы - мы хотим сделать великое зло душам нашим (Иер.26:11-19). Итак покаемся, отвратимся от зла и не будем искать смерти невинного человека. Ибо была ли хотя бы какая-либо польза и от недавно пролитой крови Урия, сына Шемаии из Кариафиарима, пророчествовавшего именем Господним против города сего и против земли сей точно такими же словами, как и Иеремия предсказывает? - Царь и вельможи его, слыша тогда речи сего Урия, возненавидели его и искали убить; а он, обреченный на смерть, от страха бежал в Египет; царь Иоаким и в Египет послал людей своих, которые и привели его оттуда: Урия был умерщвлен мечом; но что же произошло из того? - народное негодование против царя и князей иудейских: то же будет непременно, если вы предадите смерти и Иеремию. После того произошло разделение в народном собрании: одни настаивали, чтобы убить святого пророка, другие же защищали его невинность. И ненавистники Иеремии конечно одолели бы его защитников, если бы не взял его под свое покровительство один из влиятельных при царском дворе вельможей, именем Ахикам, сын Сафанов; он избавил Иеремию от рук людей злобных, готовых на убиение его (Иер.26:20-24). Между тем идолопоклонство, отравлявшее совесть народную в продолжении многих предшествующих лет и порождавшее крайнее растление нравственности, более и более усиливалось в Иудее. Находились среди иудеев и такие, которые на пророческий призыв - исправить путь своей жизни и следовать закону Божию - насмешливо говорили: - Не надейся; мы будем жить по своим помыслам и будем поступать каждый по стремлению (злого) сердца своего (Иер.18:12), - будем делать все то, что вышло из уст наших, будем кадить " богине неба " и возливать ей возлияния, как делали мы и отцы наши, цари и князья наши, в городах Иудеи и на улицах Иерусалима, потому что это давало нам сытость и счастье (Иер.24:17). Не стало истины у них, отнята она была от уст их; от малого до большего каждый из них предан был корысти, и от (лживого) пророка до священника - все действовали лживо и, делая мерзости, нисколько не стыдились и не краснели (Иер.6:13-15).

http://pravicon.com/info-2410

Это довольно трудно понять: что значит «Агнец, закланный от создания мира»? Это кажется бессмысленным. Поэтому прежние толкователи вычеркивали упоминание закланного Агнца как неудачное дополнение переписчика. Возможно, это справедливо. Если же не прибегать к такому предположению, можно переводить и так: «И поклонятся ему все живущие на земле, имена которых от создания мира не написаны в книге жизни у закланного Агнца». Христианину, которому и направлена Книга Откровения, тем самым дается понять, что ситуация будет еще хуже, чем сейчас. Избежать этого невозможно. Он сможет ее выдержать только в том случае, если докажет, что его имя «написйно в книге жизни у Агнца». Поэтому от него требуется терпение и выдержка: не надо рассчитывать на то, что все скоро изменится. Именно об этом идет речь в увещевании христианам ( Откр.13:10 ), которому предшествует призыв к вниманию: «кто имеет ухо, да слышит». В ст. 10 Иоанн толкует внешне безнадежную ситуацию перед безмерной мощью Рима как ситуацию, предусмотренную провидением Божьим. Следует ссылка на пророка Иеремию ( Иер.15:2 ): «так говорит Господь»: Кто обречен на смерть, иди на смерть; и кто под меч, – под меч; и кто на голод, – на голод; и кто в плен, – в плен. К сожалению, в русской Синодальной версии текста Откровения все звучит совсем не так. Цитата из Иеремии искажена и тем самым теряет свой подлинный смысл призыва к верности и к терпению в мученичестве. В лучших рукописях Откровения ссылка на пророка Иеремию совершенно ясная: «Если кто в плен, – идет в плен; если кто должен быть убит мечом, тот будет убит мечом» ( Откр.13:10 ). Никто не может избежать своей участи мученика, если ему это определено. При этом христиане призываются к терпению (лучше – «к стойкости») и к вере (лучше – «к верности»), «здесь стойкость и верность святых». Быть бесстрашными перед лицом мученичества! Но позиция, к которой призывает ст. 10, исключает активное сопротивление или борьбу против государства. В уверенности, что верующие обладают небесным гражданством, поскольку их имена вписаны в «книгу жизни Агнца», они могут противостоять гнету государственного культа и принимать неизбежные страдания (пассивное сопротивление). Перед взором Иоанна стоит религиозно окрашенная государственная власть. Она требует от человека отождествления кесаря с богом. Поэтому если Иоанн и отвергает лояльность к этому государству как идолопоклонство, то это не означает отрицание государства вообще. Отрицается только извращение государственной власти. В таком случае требуется лояльность по отношению к Богу, которая выражается в принятии мучений, то есть в стойкости и верности. Но тем самым исключено активное сопротивление государственно-религиозной машине. Такое сопротивление было бы лишь бессильным мятежом ничтожного меньшинства.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

«Я заключен». Из 19-го ст. видно, что Иеремия не был заключен в темницу. Этим выражением он хочет сказать только, что ему запрещено выступать перед народом. Иер.36:6 .  итак иди ты и про­читай написан­ные тобою в свитке с уст мо­их слова Го­с­по­дни вслух народа в доме Го­с­по­днем в день по­ста, также и вслух всех Иудеев, при­шедших из городов сво­их, про­читай их; «День поста». Неизвестно, какой это был пост. В те трудные времена иногда назначались экстренные посты или дни покаяния для того, чтобы умилостивить разгневанного Иегову. Иер.36:9–26 . О содержании прочитанного Варухом свитка было тотчас доведено до сведения царских советников. Они сами выслушали пророчество Иеремии и пришли в ужас. Посоветовавши Варуху скрыться вместе с Иеремией, советники доложили о свитке царю, который в свою очередь потребовал его к себе. Когда царю читали свиток, он брал его по частям в руки и сжигал на жаровне, показывая этим презрение к Иеремии, а потом велел схватить Иеремию и Варуха, которые однако, с помощью Божией, успели вовремя скрыться. Иер.36:10 .  И про­читал Варух написан­ные в свитке слова Иеремии в доме Го­с­по­днем, в комнате Гемарии, сына Сафанова, писца, на верхнем дворе, у входа в новые ворота дома Го­с­по­дня, вслух всего народа. Писец Гемария, сын прежнего начальника царской канцелярии, Сафана ( 4Цар 22.3 ), брат упомянутого в гл. XXVI ( Иер 26.24 ) защитника Иеремии, Ахикама. Теперь был на месте Сафана Елисам (ст. 12). – «Новые ворота» – см. Иер 26.10 . Иер.36:22 .  Царь в то время, в девятом месяце, сидел в зимнем доме, и перед­ ним горела жаровня. Жаровни и доселе еще употребляются в Иерусалиме для согревания комнат в зимнее время (девятый месяц соответствует нашему декабрю). Иер.36:24 .  И не убоялись, и не разо­драли одежд сво­их ни царь, ни все слуги его, слы­шав­шие все слова сии. Под слугами здесь разумеются не те писцы, которые убоялись предсказаний Иеремии (16 ст.), а, вероятно, просто придворные. Иер.36:26 .  И при­ка­за­л царь Иерамеилу, сыну царя, и Сераии, сыну Азриилову, и Селемии, сыну Авдиилову, взять Варуха писца и Иеремию про­рока; но Го­с­по­дь сокрыл их.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010