Иер. 36:24–25 24. И не ужасошас, и не растерзаша ризъ своихъ црь, и вси отроцы ег, вс словеса 24. И не убоялись, и не разодрали одежд своих, ни царь, ни все слуги его, слышавшие все слова сии. 25. Елнаанъ же, и Далеа, и и глаголаша црю, же бы не сожещ свитка, и не послша ихъ. 25. Хотя Елнафан и Делаия и Гемария упрашивали царя, несожигать свитка, но он не послушал их.  – Под «слугами»=отроками, которые « не ужасошас и не растерзаша ризъ своихъ» вместе с царем Иоакимом ( Иер. 36:24 ), нужно разуметь не тех вельмож, которые слушали чтение свитка еще в канцелярии, но тех, которые постоянно служили во дворце и, пользуясь особым доверием царя, были и сами ему преданы. Они не желали сделать неугодного царю и стояли безмолвно и неподвижно, когда царь стал резать и жечь священный свиток. Но вельможи, и прежде со страхом слушавшие чтение свитка ( Иер. 36:16 ), а потом посоветовавшие Иеремии и Варуху скрыться ( Иер. 36:19 ), просят теперь царя не жечь свитка. Значит, они не были чужды убеждения, что свиток содержал в себе слово истины и что к нему нужно отнестись с уважением и даже благоговением. Из пяти вельмож-членов канцелярии – при этом втором случае называются только трое (Нафан стиха Иер. 36:12  =Елнафан стиха Иер. 36:25 29 , ср. примеч.). Иер. 36:26 26. И повел црь сн царев, и Сараеви сн и сн Авдеилев, да изымаютъ Варха и пророка: но сокры Гдь. 26. И приказал царь Иерамеилу, сыну царя, и Сераии, сыну Азриилову, и Селемии, сыну Авдиилову взять Варуха писца и Иеремию пророка; но Господь сокрыл их.  – Иеремеил, один из уполномоченных схватить Иеремию и Варуха, называется «сыном царя» – не потому, что он был сыном Иоакима, царствующего царя (Иоаким вступил на престол 25 лет, 4Цар. 23:36 , и в 5-м году его царствования, ср. Иер. 36:9 , его сыну не могло быть больше 10–11 лет), но в том смысле, что был принц крови. Род Сераии и Селемии, других к томуже уполномоченных, неизвестен; но, судя по принадлежности их старшего товарища к царскому роду, и эти двое были, вероятно, лица знатного происхождения. Посылая лиц знатных схватить Иеремию, царь оказывал тем самым пророку известную долю почтения, которое впрочем могло быть вынуждено у Иоакима заявлениями сочувствия к пророку со стороны некоторых вельмож и народа. Сокры Гдь=Господь сохранил их в том месте, куда они скрылись по совету вельмож ( Иер. 36:19 ); Он не допустил, чтобы они были там найдены искавшими схватить их.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Итак священник Софония прочитал это письмо вслух пророка Иеремии. Шемаия из местности Неелами, что значит поток, был отведен в Вавилон с царем Иехониею и ложно пророчествовал народу, что они скоро возвратятся в Иерусалим. А что он был лжепророк, это показывают дальнейшие слова Иеремии: так говорит Господь к Шемаии Нееламитянину: за то что пророчествовал вам Шемаия, а Я не посылал его. Итак, поскольку Иеремия к бывшим в Вавилоне посылал письмо говоря: стройте домы и живите в них; разводите сады и ешьте плоды их; берите жен и рождайте сыновей, и потом присоединял пусть не обольщают вас пророки ваши, которые среди вас, и гадатели ваши, и потом: ибо они ложно пророчествуют вам именем Моим, а Я не посылал их, говорит Господь: то Шемаия, понимая, что под общим именем лжепророков письмо это направлено против него, посылает письмо в Иерусалим к Софонии, сыну Маасии, священнику и к прочим священникам против Иеремии, –почему не запретил ему священник Софония, который обязан различать между пророками, кто из них говорит Духом Святым, и кто противным, и повелевает ему, чтобы он заключил Иеремию в темницу, в наказание за его ложь и в предотвращение дальнейших обольщений народа. Иодай был священник, который после умерщвления Афалии передал власть Иоасу и умертвил жрецов Ваала (4 Цар. гл. 11. 2 Пар. гл. 23). Итак, вот что он пишет: зачем не подражаешь ты священнику Иодаю и не убиваешь лжепророка Иеремию? Ведь Господь поставил тебя на место Иодая, чтобы ты заботился о храме, и преимущественно чтобы разбирал, кто говорит Духом Святым, и кто демонским. И апостол упоминает, что различение духов есть дело благодати Божией (1 Иоан. гл. 4). Почему, говорит, ты не запретишь Иеремии Анафофянину? То, чего он сам заслуживал, как лжепророк, относит к пророку, и ложью предупреждает истину. Поэтому сыны тьмы и считаются в роде сем мудрейшими сынов света. И нас, действующих терпеливо и ожидающих спасения несчастных, предупреждают еретики и слепцы, ведущие в яму слепых, и называют нас своим именем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Несмотря на это, образ пророка-мученика в сознании Израиля в корне переменился. Исполнение предсказаний, вкушение сполна горя и потеря дорогого храма побудили его взирать на Иеремию как на пламенного патриота. Так, например, ревнителю веры и поборнику свободы Израиля Маккавею для поддержания его духа было дано видение двух мужей-ходатаев, одним из которых был Иеремия (2 Мак 15:13–14). Утешая мать сынов Маккавейских, Господь обещает ей в помощь двух мужей, с которыми Он имеет совет: Исаию и Иеремию (3 Езд 2:17–18). Наконец, благоговейное почитание пророка можно усмотреть и в Евангелии. Однажды, когда Иисус пришел с учениками в страны Кесарии Филипповой, Он спросил у них: За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? (Мф 16:13). Вопрос был задан ученикам не случайно. Они были прежде всего свидетелями Его дивных чудес, которые не мог совершить простой смертный. И теперь Спаситель жаждет ответной любви — принятия Его как обетованного Мессии. Ответ же от лица простого народа оказался весьма печальным. Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков (Мф 16:14). Мнения народные оказались разными. Они звучали вслух, бурно обсуждались в толпах и были известны многим, в том числе и ученикам Христа. Святитель Феофилакт Болгарский так рассуждает об этом: “Те, которые называли Его Иоанном, были из числа тех, кои подобно Ироду думали, что Иоанн после воскресения и этот дар (дар чудотворения) получил. Другие называли Илиею, потому что Он обличал и потому ожидали, что он придет; третьи — Иеремиею, потому что Его мудрость была от природы и без научения, а Иеремия определен был на пророческое служение еще дитятей” 61 . Перечисленные эпизоды выдают благоговейное почитание пророка народом; пророк наделяется даром чудотворения и глубокой мудростью. А это значит, что борение его со Всевышним оказалось успешным. В этом смысле слова, сказанные Богом Своему избраннику: Они сами будут обращаться к тебе, а не ты будешь обращаться к ним (Иер 15:19), исполнились.

http://pravmir.ru/prorok-ieremija-v-svya...

Ст. 1. Навузардан освободил Иеремию только в Раме, уже на пути пленных иудеев в страну плена. Между тем в Иер. 39:14  сказано было, что Иеремия получил свободу и отдан был под защиту Годолии еще в Иерусалиме, и притом тем же Навузарданом. Вероятно, в смутные дни выселения жителей Иерусалима Иеремия, получивший свободу, именно по этому самому (потому что он стал жить среди народа, Иер. 39:14 ) был связан вместе с другими. Навузардану невозможно было самому наблюдать за исполнением всех своих распоряжений, и пророк, вопреки воле халдейского царя, был связан по недоразумению. Недоразумение разъяснилось уже на дороге из Иерусалима в вавилонские земли: в Раме Навузардан дал новое повеление освободить Иеремию. Навзарданъ Последнее слово, оставленное без перевода греческое ρχιμγειρος (=главный повар), соответствует тому же еврейскому выражению, которое в Иер. 39:9  и сл. переведено (с вульгаты): «воевода» или «воевода воинств». Точнее русский перевод. – среды, и В виду как греческого, так и латинского переводов, согласных здесь с евр. текстом, чтение это можно было бы видоизменить следующим образом: «взя его... среди преселения Иерусалимля и Иудина ведомых в Вавилон». Иер. 40:2–6 2. И вз его и реч ем: Гдь Бгъ твой соглаголалъ есть на мсто 2. Начальник телохранителей взял Иеремию, и сказал ему: Господь Бог твой изрек это бедствие на место сие; 3. И привед, и сотвор Гдь, коже реч, зан согршисте ем, и не послшасте гласа ег, и бысть вамъ глаголъ сей. 3. И навел его Господь, и сделал то, что сказал; потому что вы согрешили пред Господом, и не слушались гласа Его, за то и постигло вас это. Ст. 2–6. Что Навузардан знал об угрозах, с которыми пророк Иеремия (как и другие пророки) обращался к иудеям, – это также понятно, как и то, что Навуходоносору известно было о совете, многократно даваемом Иеремиею иудеям, – добровольно покориться халдеям (ср. толков. Иер. 39:11–14 ). Навузардан прямо говорит о Боге еврейском, Иегове, что Он привел в исполнение свою угрозу над народом, не слушавшим Его голоса. Это согласно с представлением древних язычников, по которому каждый народ имел и должен иметь своего бога или своих богов, измена которым влечет за собою наказание отступников (ср. Иер. 2:11, 22:8, 9 ). И бысть вамъ глаголъ сей=и совершилось над вами бедственное событие, о котором предсказывали вам.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Ст. 4 – 6. И скажи им: так говорит Господь, если вы, не послушаетесь Меня в том, чтобы поступать по закону Моему, который Я дал вам, чтобы внимать словам рабов Моих, пророков, которых Я посылал, с ночи вставая и посылая, а вы не слушали: то с домом сим Я поступлю как с Силомом, и город сей предам на проклятие всем народами земли. Итак в нашей власти лежит делать что либо, или не делать, – только так, что все что доброго мы ни желаем, к чему ни стремимся, чего ни совершаем, все должны относить к благодати Божией, дающей нам, по слову апостола, и еже хотети и еже деяти ( Филип. 2, 13 ). Если же достаточно ходить только в законе, данном нам чрез Моисее, как предполагаешь неразумная ересь, то каким образом присовокупил.: чтобы внимать словам рабов Моих, пророков? Они конечно посылались после закона и не однажды, а часто, и не праздно и без нужды, а всегда по особенно важным обстоятельствами Посылал, говорит, к вам рабов Моих пророков постоянно и с ночи вставая; и если вы не хотели слушать их, то Я сделаю с домом сим, т е. с храмом Божиим, как с Силомом, где была скиния. И когда храм будет разрушен, то вместе с тем и город будет предан на проклятие всем народам земли. И как с построением храма на гумне Орны и на горе Мориа, то есть видения, на которой, как повествуется, Авраам принес в жертву сына своего Исаака, богослужение в Силоме прекратилось и после там уже не совершалось жертвоприношений: так и по создании Церкви Христовой, когда стали приноситься в ней духовные жертвы, обряды закона прекратились и город Иудеев предан на проклятие всем народам земли, от которого нас освободил Господь, по слову апостола: Христос ны искупил есть от клятвы законныя, быв по нас клятва ( Гал. 3, 13 ). Ст. 7–9. И слушали священники и пророки (или лжепророки) и весь народ Иеремию говорящего слова сии в доме Господнем. И когда Иеремия сказал все, что Господь повелел ему сказать всему народу, тогда схватили его священники и пророки (или лжепророки) и весь народ, говоря: смертью да умрет он, ибо он пророчествовало именем Господа, говоря: дом сей будет как Силом и город сей будет опустошен, так что в нем не будет жителя. Священники и пророки, которых LXX точнее назвали лжепророками, негодуют на Иеремию за то, что он предсказывает истинное – то по разрушении храма и опустошении города прекратится богослужение и выгоды происходящая от богослужения; поэтому они схватывают его, и при согласии с ними народа, присуждают к смерти, за то, что во имя Господа он говорил: дом сей будет как Силом и город сей будет опустошен, так что не будет с нем жителя. Итак если когда нибудь из-за заповедей Господних и из-за истины веры будут негодовать на нас или священники, или лжепророки, или обольщенный народ, то не будем много тревожиться, а будем исполнять повеление Божие, помышляя в душе не о настоящем зле, а о будущем благе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Таким образом, проходили столетия, строились и разрушались храмы, но церковное предание бережно хранило память о происходивших здесь евангельских событиях. Судите сами. Евангельская археология in Gallicantu включает большую усадьбу с хозяйственными службами и фундаментами жилых строений – все, что может относиться предположительно к «дому Каиафы», и глубокую яму, напоминающую древние иерусалимские узилища, описанные в книге пророка Иеремии. Тогда взяли Иеремию и бросили его в яму... которая была во дворе стражи, и опустили Иеремию на веревках; в яме той не было воды, а только грязь. Потом царь дал приказание освободить пророка. И потащили Иеремию на веревках и вытащили его из ямы. ( Иер. 38, 6 ¬13). Именно такую яму-тюрьму нашли археологи в доме первосвященника Каиафы – под фундаментами современной церкви Св. Петра. Рядом находится большое подземное помещение с каменными лавками вдоль стен, служившее то ли общей камерой, то ли комнатой для стражи. Среди находок привлекает также внимание большая дверная перемычка с надписью на древнееврейском: «Это Корван – хранилище для жертвы за грех». Наличие Корвана в доме первосвященника полностью соответствует библейскому разъяснению: Серебро за жертву о преступлении и серебро за жертву о грехе не вносилось в дом Господень (т.е. в храм): священникам оно принадлежало ( 4Цар. 12, 16 ). К археологическим находкам христианской эпохи относятся многочисленные кресты, начертанные на каменных стенах, греческая надпись на мозаике с остатками саркофага, кольцо с изображением петуха, рукоятка печати в форме петуха, светильники с христианскими надписями или крестами, паникадило с цепями и греческой надписью, обломки колонн с капителями византийской и крестоносной эпох. Современная, хронологически уже четвертая на этом месте церковь , построена ассумпционистами в 1924–1931 гг. Закладная доска на внешней восточной стене храма, за алтарем, гласит, что «первый камень восстанавливаемого храма» был заложен Латинским патриархом Иерусалима 30 июня 1924 г. Архитектором и дизайнером этого необычного по архитектуре и богато украшенного мозаиками храма был Этьен Бубе. Храм представляет собой ротонду, единственным источником света для которой является окно в куполе, сделанное в форме креста. Крест Христов есть единственный источник духовного света для христианина. Главная тема мозаических изображений – преображающая сила покаяния. Слева и справа от престола изображены великие грешники и грешницы, сделавшиеся в результате раскаяния великими подвижниками. Слева – мужчины, во главе с Благоразумным Разбойником. Справа – святые жены, бывшие блудницы: Мария Магдалина, Мария Египетская, Пелагия, обращенная в христианство епископом Антиохийским Нонном. (Ее келью мы увидим с вами на Елеоне.)

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Такое заключение Берто делает на основании известия 2 Макк. книги (XV, 12–16) о том, «что Иуда Маккавей видел во сне Иеремию и Онию, молящихся за еврейский народ». Берто думает. что если Иуда видел Онию и Иеремию и в телах, то, следовательно, последние и жили за гробом в своих прежних телах, с которыми они, очевидно, соединились через некоторое время после смерти. По мнению Берто, автор книги именно так представлял себе воскресение, так как будто бы он не полагал различия между природою душ и телес 245 . Мы не можем согласиться с мненьем Берто: если Иуда видел во сне Онию и Иеремию в телах, то из этого еще вовсе не следует, чтобы они и действительно жили за гробом в своих прежних телах, т. е. что для них уже наступило воскресение и что, будто, по представлению автора 2 Макк. книги, воскресение каждого человека будет совершаться в отдельности. Нельзя согласиться с мнением Берто и потому, что он совершенно напрасно утверждает, будто автор не полагал различия между природою души и тела. Напротив, следующие места, именно, показывают, что автор делает точное различие между природою души и тела. Так, в главе 30-ом ст., Елеазар восклицает: «Господу, имеющему совершенное ведение, известно, что я, имея возможность избавиться от смерти, принимаю бичуемым телом жестокие страдания, а душою (κατα ψυχην) охотно терплю их по страху перед Ним» ; в гл. ст. 37-ом седьмой из братьев, между прочим, говорит; «Я же, как и братья мои, предаю и душу и тело (και σωμα και ψυχην). Итак, можно сказать, что во 2 Макк. книге нет ни одного места, на основании которого мы могли бы с уверенностью сказать, к какому времени автор ее относил воскресение умерших и будет ли оно одновременно для всех людей, или же как-нибудь иначе. На основании известий 2 Макк. книги одно только можно сказать определенно, – это то, что между смертью и воскресением лежит известный промежуток времени. Из слов Елеазара, сказанных им в предсмертной своей речи: «скорее пошлите меня в ад» (VI, 23 – προπεμπειν εις τον αδην – перевод Преосв.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Только знайте и будьте уверены, что если умертвите меня, то невинную кровь вы предадите против себя самих и против города сего и жителей ею; ибо воистину Господь послал меня к вам сказать в уши ваши все слова сии. Когда, в присутствии народа, у ворот сидели князья города, и священники и пророки обвиняли Иеремию пророка и добивались осуждения его на смерть, то Иеремия князьям и всему народу, возбужденному заговором священников и лжепророков, говорит и благоразумно и вместе со смирением и твердостью. Благоразумно, – когда говорить, что он послан Господом говорить против храма и города и подать совет, что если они хотят послушаться его совета и принести покаяние, то и Господь изменит приговор Свой. Смиренно, – когда говорит: вот я в руках ваших; делайте со мною как кажется вам хорошим и справедливым. С твердостью, когда говорит: воистину Господь послал меня к вам сказать в уши ваши все слова сии. Иными словами он говорит: если вы гневаетесь на то, что я говорил против храма и города Господня и если вы заботитесь о спасении города и храма: то зачем вы умножаете грехи грехами и делаете виновными в крови моей и город и жителей его? Итак, если когда-либо, в тесных обстоятельствах, и нам нужно будет смирение, то будем принимать его на себя так, чтобы не оставлять истины и твердости. Ибо иное дело с гордостью оскорблять судию, что есть признак глупости, и иное дело так избегать грозящей опасности, чтобы ничего не укрывать из истины. Ст. 16. И сказали князья и весь народ священникам и пророкам: нельзя осуждать на смерть мужа сего, ибо во имя Господа Бога нашего он говорил нам Народ, сначала сбитый с толку священниками и лжепророками, присоединяется к князьям города и говорит за Иеремию, что он никоим образом не должен подлежать смерти, но что он проповедовал во имя Господа и от лица Его. Ибо простой народ, узнав сущность дела, скоро изменяет мнение. А стремление обвиняющих, особенно священников и лжепророков не может измениться; и тогда как они обвиняют и упорствуют в обвинении, народ изменяет мнение потому, что Господь по дал им надежду на отпущение грехов и изменение приговора, если они исправят пути свои и послушают голоса Господа Бога своего.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

111 . Не презирай предвозвещенного пророками Сына, как иудей, не презирай Святого Духа! Не осуждай Исаию, не осуждай Иеремию, которого вытащил на тряпках и веревках со дна колодца в иудейском доме «Взятый Господом» 72 . Презиравший пророческое слово иудейский народ бросил Иеремию в колодец, и не нашлось среди них никого, кто бы поднял его оттуда, но лишь эфиоп Авдемелех, как свидетельствует Писание 73 . 112 . Это имя заключает в себе дивный прообраз. Мы, грешники из язычников 74 , прежде черные от грехов и бесплодные, приняли из глубин пророческое слово, которое иудеи по нечистоте своих мыслей и плоти извергли вон. Слова: Эфиопия простерла руки свои к Богу ( Пс. 67:32 ) – указывают на святую Церковь , которая говорит в Песни песней: Черна я, но прекрасна, дочь Израиля ( Песн. 1:4 ). Черна она грехом, прекрасна благодатью; черна происхождением, прекрасна искуплением. Быть может, черна она от дыма битв, черна сражающаяся, прекрасна же увенчанная знаками своей победы. 113 . Верно сказано, что пророк был поднят на веревках, по изречению верного: Веревки ниспали мне на прекрасные места ( Пс. 15:6 ). Хорошо сказано, что поднят он на тряпках. Сам Господь, пока приглашенные первыми на брак извинялись за свое отсутствие, послал Своих слуг на перекрестки, чтобы все встреченные, добрые и злые, были приглашены на брачный пир 75 . Их лохмотьями Он поднял из грязи пророческое слово. 11 114. Можешь и ты стать «Авдемелехом», то есть «взятым Господом», если поднимешь Слово Божье из глубин языческого невежества, если уверуешь, что Сын Божий не ошибается, не знает неведения, не сомневается в будущих событиях, как не ошибается и Святой Дух, о Котором говорит Господь: Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину ( Ин. 16:13 ). Говорящий все не упускает ничего: ни дня, ни часа, ни прошедшего, ни грядущего. 115 . Уразумей, что Дух знает все, Он возвещает будущее и обладает единым знанием с Отцом и Сыном, как говорит о Нем Истина Божия: Ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам ( Ин. 16:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

13–16). Тогда гордые люди ответили, говоря к Иеремии: лжеши, не посла тя к нам Господь Бог наш глаголати: не входите во Египет жита тамо: но Варух, сын Нириин, подъущает тя на нас, да нас вдаси в руце халдейсте уморити нас и превести в Вавилон ( Иер. 43:2–3 ). Затем все начальники, собрав остаток народа вместе с женами и детьми и дочерьми царя, не слушая гласа Господня, пошли в Египет, взяв с собою Иеремию и Варуха, и дошли до Тафнаса, так что Иеремия в предзнаменование будущего плена предсказывал против непокорного народа то, что содержится в его книге. Таким образом то, что имело быть впоследствии, предсказывается наперед, и отступниками и сынами непокорными называются те, которые, оставив совет Божий, полученный чрез Иеремию, последовали своей воле, и основали ткань не по Духу Божию, гласившему им устами Иеремии. Об основании же ткани он сказал метафорически, чтобы обозначить превратный план, и это они сделали, чтобы увеличить прежние грехи чрез грех упорства и гордости. Сходившие , говорит, в Египет и не вопросившие уст Моих . Это не в том смысле, что они не вопросили, а в том, что не хотели слушать совета пророка, надеясь на подкрепление силою Фараона и полагаясь на защиту или на тень Египта. Вместо силы Фараона, как дважды поставлено в этом месте, в еврейском написано maoz . Как мы заметили в конце видения Даниила ( Дан. 11:38 ), под Богом maozim следует разуметь не Бога селения Модим , как бредит Порфирий, но Бога сильного и крепкого . Фараон же у Египтян есть название царской власти, и каждый называется особым именем, как Фараон Нехао и Фараон Вафр, подобно тому как мы пред собственными именами царей ставим: Цезарь и Август. И будет , говорит, для вас сила Фараона стыдом и надежда на тень Египта бесчестием . Тот же Иеремия пишет, что в Тафнисе, городе египетском, он зарыл камни при входе в дом Фараона, и сказал мужам иудейским: «Так говорит Господь воинств, Бог Израилев: вот Я пошлю и возьму Навуходоносора, царя вавилонского, раба Моего, и поставлю престол его на этих камнях, которые Я скрыл, и устроит престол свой на них.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010