1:1). Я обручена Небесному Жениху чрез закон и пророков. Я — Церковь, обрученная из язычников, не желаю более (иметь посредниками) Моисея, или Исаию, или Иеремию, или прочих пророков, но пусть придет Сам: я хочу говорить с Ним устами к устам; пусть Сам будет здесь и « лобзает он меня лобзанием уст своих ». Я слышу Иеремию, говорящего о Нем: « лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?» (Иер. 17:9)? Его прошу, Его умоляю: « да лобзает он меня лобзанием уст своих ». Слышу Амоса, говорящего о Нем: « вот, Господь стоял на отвесной стене, и в руке у Него свинцовый отвес » (Ам. 7:7). Его ищу, пусть придет, пусть « лобзает он меня лобзанием уст своих ». Как преданная мужу жена, в отсутствие мужа, выглядывая в окна, его ищет глазами, его высматривает и на суше и на море: увидит ли плывущее судно, там мерещится ей ее муж, увидит ли путников, идущих вдали, думает, не между ними ли находится ее муж, а часто, выбегая им навстречу, расспрашивает их о своем муже: скажите мне, где вы оставили его, в каком городе или деревне, что он говорит, что делает, и когда придет? 3. Точно так же святая Церковь, томясь любовью и жаждая Его святых поцелуев, спрашивает о Нем всех пророков: видели вы Его, придет ли Он, или не придет? Ведь Он на небе? Может быть Он пасет на небе девяносто девять незаблудших овец и не придет к заблудшей овце? Скажите мне: где пасет, где отдыхает Тот, Которого возлюбила душа моя (Песн. 1:6)? Вопрошаемые пророки откликаются в лице одного Исаии и говорят: « и мы видели Его », если только Того ты ищешь, « и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми » (Ис. 53:2, 3). Отвечает непорочная невеста Церковь: это Он, Его я люблю, Его ищу, Его умоляю, « да лобзает он меня лобзанием уст своих ». Отвечает ей Исаия: если это Он, то придет, и придет с великою силою. « Господь Бог грядет с силою, и мышца Его со властью. Вот, награда Его с Ним и воздаяние Его пред лицем Его. Как пастырь Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей, и водить дойных » (Ис.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

2 . Итак, что вы на это скажете, о иудеи? И какова причина столь многих и великих принятых вами зол? Неужели не понимаете, что не на клевретов вы восстали, но на Бога, так что по справедливости это случилось с вами и без прощения страждете? Ведь поистине против самого Творца и Благодетеля согрешили вы, , но, обманутые, И269 не понимаете, что Он Сам возвестил о вас через Исаию, говоря: «Сыновей родил Я и возвысил, они же отреклись от Меня» ( Ис. 1:2 ). И: «Что сделаю винограднику Моему, и Я не сделал ему? Потому что Я ожидал, что он принесет виноград, а он принес тернии» ( Ис. 5:4 ). И: «Ожидал что он совершит правосудие, а он совершил беззаконие/163в и неправедный вопль» ( Ис. 5:7 ). О каких терниях Он говорит и о каком беззаконии и вопле? Ведь ясно, что о тех, которыми вы венчали Его в страстях, беззаконно вопия: «Возьми, возьми, распни Его!» ( Ин. 19:15 ). О богохульном и скверном вашем Б389 собрании Он возвестил также через Иеремию: «Стало Мне наследие Мое как лев в дубраве: возвысил на Меня голос свой, и за это Я возненавидел его» ( Иер. 12:8 ). Обличая это скверное и Богом гонимое собрание за совершенное ими, и Соломон говорит: «Выйдите, дочери Сиона, и посмотрите на увенчанного венцом, которым увенчала его мать его в день его» ( Песн. 3:11 ). Матерью его по плоти он называет иудейское собрание, ведь он говорит: «Плоть же Моя от них». А «день венчания Его» обозначает, что тогда Он церковь народов невестою привел. А прельстившееся и суемудрое то собрание, венец из терний на голову Его возложив, как бы насмехаясь/163г и издеваясь над Ним, говорило: «Радуйся, царь иудейский» ( Ин. 19:3 ). Исайя же, к ним , с упреком сказал: «Над кем и на кого развесили язык ваш, дети погибели и семя беззаконное?» ( Ис. 57:4 ). Потому и Сам Господь, сказал через Осию пророка: «Горе им, что они отскочили от Меня, несчастны они, что не почитали Меня» ( Ос. 7:13 ) и «злое [против] Меня умышляли» ( Ос. 7:15 ), и потому «разрушен и в ничто превратился, и стал как сосуд негодный среди народов» ( Ос. 8:8 ). Подобное Он говорит также и через Иеремию: «Накажет тебя отступничество твое, и злоба твоя обличит тебя; познай, как горько что ты оставил Меня и не благоволил Я на тебе» ( Иер. 2:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

7. Неудивительно, что в иные века и мужи Церкви, переводившие Септуагинту, и Евангелисты и Апостолы в священных свитках поступали так же. Мы читаем у Марка, как сказал Господь: “Талифа куми”, и тут же сказано: “Что значит: девица, тебе говорю, встань” (Мк 5:41). Почему бы не обвинять Евангелиста во лжи: зачем он прибавил “тебе говорю”, когда по-еврейски сказано только “девица, встань”? Он ™mfamikumeron 16 прибавил “тебе говорю”, чтобы передать обращение и повеление. Также и у Матфея, когда рассказывается, как Иуда-предатель вернул тридцать сребренников и на них было куплено поле горшечника, написано так: “Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: и взяли тридцать сребренников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля, и дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь” (Мф 27:9–10). Но это совсем не у Иеремии, а у Захарии можно найти, сказанное другими словами и в совершенно ином порядке. Вот как это в Вульгате 17 : “И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою, если же нет — не давайте; и они отвесили в уплату Мне тридцать сребренников. И сказал Мне Господь: брось их в горнило — посмотри, стоят ли они того, во что оценили Меня. И взял Я тридцать сребренников и бросил их в дом Господень в горнило (Зах 11:12–13) 18 . Видно, насколько разнятся перевод Семидесяти и евангельское свидетельство. И в еврейском тексте, хотя смысл тот же самый, слова расставлены по-другому и немного иные: “И Я сказал к ним: если хорошо в очах ваших, принесите плату Мою; если нет, останьтесь в покое. И отвесили плату Мою, тридцать сребренников. И сказал Господь ко Мне: Брось их горшечнику; хороша цена, в которую Я оценен от них. И Я взял тридцать сребренников и бросил их в доме Господнем горшечнику”. Можно уличить Апостола в обмане, ибо его слова не согласуются ни с переводом Семидесяти, ни с еврейским текстом; более того, он ошибся в имени: ведь вместо Захарии он назвал Иеремию. Но не подобает так говорить о спутнике Христовом: для него важно было не отследить все слова и слоги, а изложить смысл учения.

http://pravmir.ru/pismo-lvii-k-pammaxiyu...

8 Иер.29:8–10 (ПНМ): «Так говорит Иегова воинств, Бог Израиля: „Не позволяйте пророкам, которые среди вас, и своим гадателям обманывать вас и не слушайте снов, которые им снятся, потому что Иегова говорит: „Они пророчествуют вам ложь моим именем. Я не посылал их“». «Так говорит Иегова: „Когда вы проведёте в Вавилоне семьдесят лет, я обращу на вас внимание и исполню доброе слово, которое сказал о вас, – я верну вас на это место“». 9 Дан.9:1–2 (ПНМ): «В первый год Дария, сына Ахашвероша из рода мидян, который был поставлен царём над царством халдеев; в первый год его царствования я, Даниил, определил по книгам число лет, в течение которых, по слову Иеговы к пророку Иеремии, Иерусалим должен оставаться опустошённым,– а именно семьдесят лет». Дан.5:26–31 (ПНМ): «И вот истолкование этого слова: МЕНЕ – Бог сосчитал дни твоего царства и положил ему конец. ТЕКЕЛ – ты взвешен на весах и найден слишком лёгким. ПЕРЕС – твоё царство разделено и отдано мидянам и персам». Тогда Валтасар повелел, и Даниила одели в пурпур, ему на шею повесили золотое ожерелье, и провозгласили, что он станет третьим правителем в царстве. В ту же самую ночь Валтасар, халдейский царь, был убит, и Дарий мидянин принял царство, когда ему было около шестидесяти двух лет». 10 2 Летопись 36:20–23 (ПНМ): «А тех, кто уцелел от меча, он увёл в Вавилон, и они были слугами ему и его сыновьям до начала персидского владычества. Так исполнилось слово Иеговы, сказанное через Иеремию, и земля наверстала свои субботы. Все дни запустения она соблюдала субботу, пока не прошло семьдесят лет. В первом году царствования персидского царя Кира для исполнения слова Иеговы, сказанного через Иеремию, Иегова возбудил дух персидского царя Кира, и тот велел объявить по всему своему царству, устно и письменно, следующее: «Так говорит Кир, царь Персии: „Иегова, Бог небес, отдал мне все царства земли и велел мне построить ему дом в Иерусалиме, что в Иуде. Пусть с каждым из вас, кто принадлежит к его народу, будет его Бог Иегова. Пусть он идёт“».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/peresmot...

А иногда скажу о каком-либо народе и царстве, что устрою и утвержу его; но если он будет делать злое пред очами Моими и не слушаться гласа Моего, Я отменю то добро, которым хотел облагодетельствовать его (Иер.18:7-10). Эта глава полезна для обличения иудеев, когда они станут говорить, что Бог обещал им блага, потому что они, не уверовав в Господа нашего Иисуса Христа, сами сделались виновниками своих бедствий. Далее пророк предсказывает о кознях иудеев против него и молится о наказании их за то, что они воздали злом за добро. Иеремия получает повеление взять глиняный сосуд и, засвидетельствовав злодеяния народа, разбить сосуд пред его глазами и сказать: так сокрушится Иерусалим! Когда Пас-хор посадил Иеремию в колоду, пророк предсказывает ему ожидающие его бедствия (Иер.20). Потом, негодует не порицающих его, молится о наказании их и проклинает день своего рождения. Царь Седекия посылает узнать от Иеремии, отступит ли от него Навуходоносор; а Иеремия говорит, что сам Бог будет воевать против иудеев и царя Седекии; если же народ захочет добровольно предаться Навуходоносору, то спасется, и царь не погибнет, если, оставив свое нечестие, захочет внимать повелениям Божиим. Пророчество против Иоакима и Иехонии и пастырей, и осуждение лжепророков. Иеремия предсказывает иудеям благоприятные обстоятельства, народу, оставшемуся в Иерусалиме с Седекиею, предвозвещает под образом смокв нашествие Навуходоносора, и всем народам предвозвещает погибель под образом чаши. Предсказывает о разрушении Иерусалима. Священники берут Иеремию и обрекают на смерть, но он избегает опасности. Пророк получает повеление наложить на себя оковы и сказать послам иноплеменников, чтобы они советовали царям своим покориться Навуходоносору, потому что Бог угрожает смертью тем, которые не покорятся ему. Такое же увещание он предлагает и Седекии, и народу, и священникам. Но лжепророк Анания говорит против пророка Иеремии, утверждая, что священные сосуды будут возвращены, равно как и Иехония, сын Иоакима, брата Седекии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

А святые угодники ходатайствуют, как друзья Иисуса Христа и как наши судии будущие, предстоящие теперь пред Спасителем, верховным Судиею. Поэтому, кроме Иисуса Христа, в слове Божием называются другие ходатаи, которые не предавали себя крестной смерти для искупления человеческого рода. Так, Дух Святой называется ходатаем ( Рим.8:21–27 ); Моисей называется посредником ( Гал.3:19 ); апостол Павел говорит о многих ходатаях ( 2Кор.1:11 ); Сам Бог указывает на пророков, как на ходатаев за народ ( Иер.27:18 ), и Сам искал среди народа мужа, который стал бы ходатаем пред Ним ( Иез.22:30 . Ср. 1Ин.5:6 , Иак.5:16–17 ). Ходатайство Иисуса Христа не устраняет поэтому ходатайства святых угодников. 9 . Как примирить с мыслью о ходатайстве святых то, что 1) Бог отклонил ходатайство пророка Иеремии за народ ( Иер.7:16 ; Иер.11:14,11 ) и 2) что Авраам не внял просьбе богача послать Лазаря на землю к братьям богача для предостережения их от грехов? Бог отклонил ходатайство Иеремии потому, что видел совершенное отпадение народа («стали спиною ко Мне, а не лицом» ( Иер.7:24 ) и предвидел совершенную нераскаянность его («и когда ты будешь говорить им все эти слова, они тебя не послушают, и когда будешь звать их, они тебе не ответят» ( Иер.7:27 ). По этой же причине Бог объявил народу чрез пророка Иеремию: «Хотя бы предстали пред лице Мое Моисей и Самуил, душа Моя не преклонится к народу сему» ( Иер.15:1 ); и чрез пророка Иезекииля: «Если бы нашлись в ней [в стране] сии три мужа: Ной, Даниил и Иов, – то они праведностью своею спасли бы только свои души» ( Иез.14:14 и далее). Таким образом, Бог отклонил ходатайство Иеремии не потому, что ходатайство святых вообще не угодно Ему или не имеет пред Ним силы, но потому, что в этом именно случае оно было излишне и бесполезно для народа. За то в другом случае, когда народ раскаялся и просил Иеремию ходатайствовать пред Богом, – Бог принял его ходатайство и объявил народу Свою милость ( Иер.42:9–12 ). Авраам не послал Лазаря также вследствие того, что предвидел бесполезность этой меры: «Если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» ( Лк.16:31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Александр Македонский, по свидетельству Иоанна Мосха , перенес тело пророка в Александрию и устроил там в честь его монумент; этот монумент впоследствии возобновлен и украшен царицей Еленой. Также и Иудеи, которые при жизни пророка так преследовали его, стали благоговейно чтить святого пророка Иеремию после его смерти. Так как пророк Иеремия говорил в своих речах о прекращении феократии (3,1) и об исчезновении кивота завета (3,16); то Иудеи впоследствии стали думать, что Иеремия говорил о временном только прекращении феократии и о временном исчезновении кивота на время 70 летнего плена, и составили такую легенду, что будто пророк по взятии Иерусалима Халдеями скрыл в пещере горы Нево скинию Моисееву, кивот завета и жертвенник кадильный, сказал некоторым, что место сокрытия этих предметов «остается неизвестным, доколе Бог умилосердившись не соберет сонма народа, и тогда Господь покажет его, и явится слава Господня и облако, как явилось при Моисее» ( 2Мак.2:4–8 ). Иуда Маккавей перед битвой с Никонором видел в сонном видении пророка Иеремию, украшенного сединами и славою, окруженного дивным и необычайным величием, который дал ему золотой меч и сказал: «возьми этот святой меч, дар от Бога, которым ты сокрушишь врагов» ( 2Мак.15:12–16 ). Во второй книге Маккавейской Иеремия называется «братолюбцем, который много молится о народе и святом городе», т.е. Иерусалиме. §2. Особенности пророчества Иеремии по содержанию и способу изложения 1.Разности между переводом 70-ти и подлинниками книги пророка Иеремии. Пророк Иеремия есть пророк «угроз Божиих» и содержание его книги состоит преимущественно из предсказаний народных бедствий, разрушения царств и военного разгрома народов; утешительных пророчеств в его книге очень мало. Так как предсказываемые пророком Иеремией для своего отечества бедствия при его же жизни и исполнились и сам он лично претерпел эти бедствия и кроме того, вынес много страданий от нечестивых врагов своих среди Иудеев, то в содержании его речей ярко отразились личные чувства пророка, чувства скорби и печали и о своей бедственной участи, и о погибшем отечестве.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

Аллилуия, глас 1: Исповедят Небеса чудеса Твоя, Господи. Стих: Бог прославляемь в совете святых. Аллилуия, глас 1 Небеса возвестят чудеса Твои, Господи. Стих: Бог прославляем в сонме святых. Евангелие от Матфея, зачало 67: Во время оно, пришед Иисус во страны Кесарии Филипповы, вопрошаше ученики Своя, глаголя: кого Мя глаголют человецы быти, Сына Человеческаго? Они же реша: ови убо Иоанна Крестителя, инии же Илию, друзии же Иеремию, или единаго от пророк. Глагола им Иисус: вы же кого Мя глаголете быти? Отвещав же Симон Петр рече: Ты еси Христос, Сын Бога живаго. И отвещав Иисус рече ему: блажен еси, Симоне, вар Иона, яко плоть и кровь не яви тебе, но Отец Мой, иже на Небесех. И Аз же тебе глаголю, яко ты еси Петр, и на сем камени созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей. И дам ти ключи Царства Небеснаго, и еже аще свяжеши на земли, будет связано на Небесех, и еже аще разрешиши на земли, будет разрешено на Небесех. Евангелие от Матфея, зачало 67А В то время, придя в пределы Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих, говоря: “За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?” Они же сказали: “Одни – за Иоанна Крестителя, другие же – за Илию, а иные – за Иеремию, или за одного из пророков”. Он говорит им: “А вы за кого почитаете Меня?” В ответ же Симон Петр сказал: “Ты – Христос, Сын Бога Живого”. И Иисус сказал ему в ответ: “Блажен ты, Симон сын Ионин, ибо не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Который на небесах. И Я говорю тебе: Ты – Петр, и на этой Скале Я воздвигну Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее. И дам тебе ключи Царства Небесного; и что ты свяжешь на земле, будет связано на небесах; и что ты разрешишь на земле, будет разрешено на небесах”. Мф 16:13–19 Причастен: Во всю землю изыде вещание их/и в концы вселенныя глаголы их. Причастен Во всю землю вышел голос их,/и в концы вселенной речи их. Рядовый Апостол и Евангелие вычитаем прежде. На трапезе утешение братии великое. Аще случится сей праздник святых апостол в среду или в пяток, ямы рыбу и пием вино.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/sv-app-pe...

Везде, где есть тяжкое, чем угрожает Господь, и полное тяжести и труда, и неудобоносимое, там в надписании говорится: ρμα, то есть, тяжесть. Где же Господь обещает благополучное, или после угроз обещает лучшее, там говорится: видение, или по крайней мере: слово Господне, чтобы из самого надписания пророчества: тяжесть, или видение, и слово Божие, было очевидно, какое следует пророчество. Итак, поскольку пророки народу грешному обыкновенно возвещали печальное и угрожали наказаниями, чтобы привлечь их к покаянию, а милосердый и милующий Господь долго отсрочивал приговор; то обольщенный и обманутый ложью лжепророков народ думал, что угрозы Господа не исполнятся и дело грозное обращал в забаву и шутку, а предсказывавшим пророкам, как бы насмехаясь, говорил: " опять этот видит тяжесть и бремя Господа!» Отсюда пророчество не называлось уже видением, а, в шутку и насмешку, бременем и тяжестью. Поэтому Господь и повелел, чтобы если народ, или пророк или священник спросят Иеремию, какая это тяжесть или бремя от Господа, то он отвечал и говорил: «вы тяжесть и вы бремя», ибо Я возьму вас и брошу, сокрушу и погублю. Если же, далее кто нибудь из пророков, священников или народа дерзнет назвать пророческое видение тяжестью и бременем Господа, то Я, говорит, посещу мужа сего и дом его, и такового погублю на веки. Пусть же каждый говорит ближнему своему: «что отвечал или что сказал Господь,» а не «какова тяжесть Господа?» Забывайте старое: пусть больше не будет на устах ваших: «тяжесть или бремя Господа», ибо каждому человеку слово его и дело его вменится в тяжесть и бремя, по оному написанному: «от уст твоих оправдаешься, и от уст твоих осужден будешь.» Ст. 37–40. Вы извращаете слово Бога живаго, Господа воинств, Бога нашего. Так говори пророку: «что ответил тебе Господь?» и «что сказал Господь?» А если вы еще будете говорить: «бремя от Господа.» Доселе у LXX нет; далее следует: за это так говорит Господь: так как вы сказали слово сие: «бремя от Господа,» тогда как Я послал сказать вам: не говорите «бремя от Господа»: за то вот Я возьму вас и поднявши брошу вас и город, который Я дал вам и отцам вашим, от лица Моего и дам вас в поношение вечное и в безславие вечное, которое никогда не забудется.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Воспевая рождение Сына Божия от Пречистой Девы Марии, св. Церковь в одной из священных песней, таким образом, воспоминает предсказавшего это событие пророка: Исаие, ликуй! Дева име во чреве и роди Сына Еммануила, Бога же и человека; Восток имя Ему. Его же величающе, Деву ублажаем. 9-ая песнь воскресного канона 5-го гласа. Из пророческих песней пророка Исаии заимствуется содержание 5-й песни канона. 62. Пророки Иеремия, Иоиль, Михей и Аввакум Иеремия был призван к пророческому служению в юных летах. Господь явился ему и возвестил: «прежде чем ты родился, Я освятил тебя; пророком для народов поставил тебя». – «О, Господи Боже! – возразил Иеремия, – я не умею говорить, ибо я молод». Но Господь рукою Своею коснулся уст его и сказал: «вот Я вложил слова Мои в уста твои». Пророк Иеремия был современником разрушения царства иудейского. Обличая своих соотечественников, он с замечательною ясностью предсказал, что Навуходоносор, царь вавилонский, опустошит Иудею и отведет иудеев в плен, из которого они возвратятся чрез 70 лет. За эти предсказания старейшины иудейские осудили Иеремию на смерть и бросили в ров, наполненный тиною, где он едва не погиб. По разрушении Иерусалима Навуходоносором, Иеремия горько оплакал бедствия своего народа, изложив свою скорбь в священной книге «Плач Иеремии». Беспорядки, возникшие в Иерусалиме, заставили оставшихся в нем иудеев бежать в Египет. Они увели с собою Иеремию и там за обличения в беззакониях побили его камнями. Иоиль и Михей проходили пророческое служение одновременно с пророком Исаиею. Призывая к покаянию и угрожая бедствиями, они утешали верующих пророчествами о лучших временах, которые наступят с пришествием Мессии. Пророк Иоиль предсказал об обильном излиянии даров Святого Духа на всех верующих, Михей – о рождении Спасителя в городе Давидовом Вифлееме. Пророк Аввакум предсказал разрушение царства иудейского халдеями и в торжественной песни воспел явление на землю Бога для спасения людей. Пророчество Иеремии о разрушении царства иудейского и о плене вавилонском: «вот, Я пошлю и возьму все племена северные, говорит Господь, и пошлю к Навуходоносору, царю вавилонскому, рабу Моему, и приведу их на землю сию и на жителей ее, и на все окрестные народы: и совершенно истреблю их, и сделаю их ужасом и посмеянием, и вечным запустением. И вся земля эта будет пустыней и ужасом и народы сии будут служить царю вавилонскому 70 лет. И будет: когда исполнится 70 лет, накажу царя вавилонского и тот народ, говорит Господь, за их нечестие, и землю Халдейскую, и сделаю ее вечною пустынею» (25, 9 – 12).

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010