Вот его речи: «Так говорит Господь: непременно предан будет город сей в руки царя Вавилонского, и он возьмет его». Тогда князья сказали царю: «да будет этот человек предан смерти, потому что он ослабляет руки воинов, которые остаются в этом городе, и руки всего народа, говоря к ним такие слова, ибо этот человек не благоденствия желает народу сему, а бедствия». И сказал царь Седекия: «Вот он в ваших руках, потому что царь ничего не может делать вопреки вам». Тогда взяли Иеремию и бросили его в яму Малхии, сына царя, которая была во дворе стражи, и опустили Иеремию на веревках: в яме той не было воды, а только грязь, и погрузился Иеремия в грязь» ( Иер. 38:3–6 ). Еврейскому народу никогда не нравилась правда: они и святых пророков, обличавших и проповедывавших истину, гнали, убивали и подвергали поношениям. Указанный ров, по всей вероятности, в свое время был большой цистерной – хранилищем для воды. Мы же нашли его в печальном состоянии. У ворот св. Стефана сохранились остатки Овчей купели (Вифезды). Еще и доселе видны здесь притворы, упоминаемые в св. Евангелии ( Ин. 5:2 ). В общем, этот памятник теперь также производит впечатление заброшенного места, куда свозят всякий мусор. Против Елеона находятся всегда запертые Золотые ворота, ведущие на гору Мориа. По преданию и верованию турок, ими войдет в Иерусалим новый завоеватель. Внизу, вдоль стены, по долине обозначается русло Кедронского потока, наполняющегося водой только в дождливое осеннее и зимнее время. Далее идут Навозные ворота, именуемые так потому, что ими вывозили из города нечистоты. Против них вдали видно селение прокаженных, мимо которого лежит дорога в монастырь св. Саввы Освященного. Прокаженные! Как они известны всем из Библии и св. Евангелия. И теперь сия болезнь не исчезла в Палестине. Когда мы проходили близ места убиения св. первомученика Стефана, нам попадались люди, похожие на названных страдальцев; вообще, нищие на Востоке поражают путешественников своим несчастным видом: между ними много слепых, с воспаленными глазами, хромых, а главное, полураздетых и крайне грязных.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

гл. 16). Это был первосвященник храма; данным ему священным саном он пользуется превратно, – не для того чтобы учить и обличать словом, а чтобы устрашать муками. Поэтому и Спаситель, и апостол Павел по приказанию первосвященника подвергается биению (Иоанн. гл. 19; Деян. гл. 16). И не удивительно, если и теперь рабы Божии подвергаются биению от Фасхора, заключаются в темницу и содержатся в ужасном заточении. Ибо такая власть дается от Бога, чтобы была явлена вера пророков. Однако не тот больше, кто бьет, а сильнее тот, кого бьют. И пророк с терпением приемлет определение Божие, не вопиет против ударов, но чтит Распорядителя. Еммер значит слово, от которого часто рождается чернота, – не по вине родителя, а по вине выраждающего 13 . Мучение же, которое терпит пророк, представляется на правой стороне, что значит в переводе слово Вениамин, и в воротах верхних, что указывает не истину, а несправедливость приговора первосвященника. Ст. 3. На другой день на рассвете Фасур выпустил Иеремию из колоды, и Иеремия сказал ему: не Фасур Господь нарек имя тебе, а ,,ужас повсюду». И здесь и имя первосвященника и род мучения все перевели так же, как выше. Переменяется же имя первосвященнику, чтобы именем указывалось будущее наказание, Ты не будешь иметь, говорит, черноту лица и силу неправедной власти, но пленником будешь отведен в Вавилон, ибо это обозначает ужас повсюду или вокруг, – что в трепете и страхе за свое спасение ты будешь озираться туда и сюда и будешь ужасаться идущих на тебя врагов. Вместо ужас, что в еврейском поставлено magur, LXX и Феодотион перевели μετοιχον, т. е. скиталец, второе издание Акилы странник, первое – озирающийся, Симмах отнятый, или собранный и принужденный. Ст. 4–6. Ибо так говорит Господь: вот Я предам тебя ужасу и всех друзей твоих, и падут они от меча врагов своих, и глаза твои увидят это. И всего Иуду предам в руку царя Вавилонского, и отведет их в Вавилон, и поразить их мечем. И предам все богатство (или силу) города сего и весь труд его, и всю цену (или славу) и все сокровища царей Иудовых отдам в руку врагов их, и разграбят их, и возьмут и отведут в Вавилон.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Глава 38 заметно распадается на две части, из которых в первой ( Иер. 38:1–13 ) речь о ввержении пророка Иеремии в грязную яму и об освобождении из нее, а во второй части ( Иер. 38:14–28 ) – о новой с царем Седекиею беседе пророка, который после того снова отведен был во двор стражи. Иер. 38:1–6 1. И слыша снъ Наань, и снъ Пасхровъ, и снъ и Фасхръ снъ словеса, же глагола ко всмъ людемъ, глагол: 1. И услышали Сафатия, сын Матфана, и Годолия, сын Пасхора, и Юхал, сын Селемии, и Пасхор, сын Малхии, слова, которыя Иеремия произнес ко всему народу, говоря: 2. Так реч Гдь: сдй во град семъ, умретъ мечемъ, и гладомъ, и моромъ: исходй же к Халдеемъ, живъ бдетъ, и бдетъ дша ег на и живъ бдетъ. 2. Так говорит Господь: кто останется в этом городе, умрет от меча, голода и моровой язвы; а кто выйдет к Халдеям, будет жив, и душа его будет ему вместо добычи, и он останется жив. 3. к так реч Гдь: предастс градъ сей в рц силы цар Вавлнска, и возметъ его. 3. Так говорит Господь: непременно предан будет город сей в руки войска царя Вавилонскаго, и он возьмет его. Ст. 1–6. Во «дворе стражи» (ср. Иер. 37:21 ) пророк, как видно из Иер. 32:1–16 , мог видеться с теми или другими лицами из народа, пользовавшимися свободою. Он стал им снова говорить здесь то же, что говорил и раньше, когда пользовался сам свободою. Стихи Иер. 38:2, 3 ср. Иер. 21:9, 10 . Из лиц, которые, услышав речи пророка к народу, стали обвинять Иеремию пред царем, Сафатия и Годолия в других местах В. З. не упоминаются, – о Пасхоре, сыне Мелхии, сказано под Иер. 20:1 , – Иоахал упомянут в Иер. 37:3 , в числе лиц, посланных царем Седекиею к пророку Иеремии с просьбою: «помолися за ны»... следовательно с словами дружественными. Вероятно, тогда Иоахал и относился к пророку дружественно, также как его товарищ по посольству Софония (ср. толк. на Иер. 29:24–32 ). Если теперь он находится в числе лиц, по собственному почину обвиняющих Иеремию: то, вероятно, враги пророка успели привлечь Иоахала на свою сторону, указав ему на мнимую попытку Иеремии передаться халдеям (ср. Иер. 37:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Глава 43 1–7. Непослушание иудеев воле Божией. 8–13. Речь Иеремии к иудеям в Египте. Иер.43:1–7 . Оправдывая свое явное непослушание воле Божией, начальники иудеев говорят Иеремии, что он ошибся, что Бог вовсе не говорил ему то, что он сказал иудеям. Поэтому, они ушли в Египет, захвативши с собою Иеремию и Варуха. Иер.43:1 .  Когда Иеремия перед­ал всему народу все слова Го­с­по­да Бога их, все те слова, с которыми Го­с­по­дь, Бог их, по­слал его к ним, Иер.43:2 .  тогда сказал Азария, сын Осаии, и Иоанан, сын Карея, и все дерзкие люди сказали Иеремии: неправду ты говоришь, не по­сылал тебя Го­с­по­дь Бог наш ска­за­ть: «не ходите в Египет, чтобы жить там»; «Все дерзкие люди». Народ, по-видимому, был на стороне Иеремии, но молчал, и только кучка «дерзких людей», почему-то пользовавшаяся особым влиянием, не хотела признать в пророке, на этот раз, истинного провозвестника божественных решений. Иер.43:3 .  а Варух, сын Нирии, воз­буждает тебя про­тив нас, чтобы пред­ать нас в руки Халдеев, чтобы они умертвили нас или отвели нас плен­ными в Вавилон. Почему именно Варуху, ученику Иеремии, «дерзкие люди» приписывали тут особое участие – неизвестно. Можно предположить, что в виду того уважения, каким пользовался среди евреев тогда Иеремия, начальники еврейские не хотели обвинять самого пророка, а нашли «козла отпущения» в лице Варуха, верного ученика и сотоварища Иеремии. Иер.43:6 .  мужей и жен, и детей, и дочерей царя, и всех тех, которых Навузардан, начальник телохранителей, оставил с Годолиею, сыном Ахикама, сына Сафанова, и Иеремию про­рока, и Варуха, сына Нирии; Иеремии и Варуху отдано было, очевидно, строгое приказание – следовать за Иоананом. Иер.43:7 .  и по­шли в землю Египетскую, ибо не по­слушали гласа Го­с­по­дня, и дошли до Тафниса. Тафнис – см. Иер 2.16 . Иер.43:8–13 . Чтобы показать, как безрассудно поступили евреи, переселившись в Египет, Иеремия, по повелению Божию, должен совершить символическое действие: закопать несколько камней в мягкой глине у дворца фараона. Этим Иеремия должен был наглядно представить вторжение могучих халдеев в ослабевшее Египетское царство и полное поражение фараона Навуходоносором.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 50 1–16. Пророчество о Вавилоне. Иер.50:1–46 . Вавилон и его боги падут (1–8), а Израиль и Иуда получат в это время свободу (4–5). – Это две главные мысли пророчества L и LI-й главы. Развивая их, пророк говорит, что раньше народ избранный много терпел от врагов за свое отступление от Иеговы, но теперь он уйдет из Халдеи, которая в свою очередь подвергнется окончательному опустошенно за свою радость, которую она проявляла разрушая Иудейское государство. Израиль снова поселится на своей земле и будет жить, чистый от грехов, в общении с Иеговою, тогда как Вавилону угрожает страшное нашествие враждебных полчищ и меч истребит всех халдеев (6–46). Иер.50:1 .  Слово, которое изрек Го­с­по­дь о Вавилоне и о земле Халдеев чрез Иеремию про­рока: «Через Иеремию пророка». Такое надписание объясняется тем, что пророчество это произнесено было не лично Иеремиею, а послано в Вавилон с Сераиею ( Иер 51.59 ). Иер.50:2 .  воз­вестите и раз­гласите между народами, и поднимите знамя, объявите, не скрывайте, говорите: «Вавилон взят, Вил по­срамлен, Меродах сокрушен, истуканы его по­срамлены, идолы его сокрушены». Знамя ­­ сигнал для оповещения о важных новостях. – «Вил» – высший бог вавилонян (ср. Ис 46.1 ). – «Меродах» – по ассир. Marduk – то же, что Вил. Иер.50:3 .  Ибо от севера поднял­ся про­тив него народ, который сделает землю его пустынею, и никто не будет жить там, от человека до скота, все двинут­ся и уйдут. «От севера… народ» – см. также Иер 51.27 . Иер.50:4 .  В те дни и в то время, говорит Го­с­по­дь, при­дут сыновья Израилевы, они и сыновья Иудины вместе, будут ходить и плакать, и взыщут Го­с­по­да Бога своего. Ср. Иер 3:18, 21, 31:8 . Слезы свидетельствуют об истинном раскаянии Израиля. Иер.50:6 .  Народ Мой был как по­гибшие овцы; пастыри их совратили их с пути, разо­гнали их по горам; скитались они с горы на холм, забыли ложе свое. Ср. Иер 10:21 , 23и сл. Горы, в которых заблудились евреи, как овцы, – это чуждые великие царства, у которых евреи искали помощи. Иер.50:7 .  Все, которые находили их, по­жирали их, и при­теснители их говорили: «мы не виноваты, по­тому что они согрешили пред Го­с­по­дом, пред жилищем правды и пред Го­с­по­дом, надеждою отцов их».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Даниилу относительно окончания времени плена вавилонского, так как откровение Божие, данное чрез прор. Иеремию относительно предела «времен и сроков», хотя обозначало точно самое время в количестве его лет, однако не дало точного указания ни на начало, ни на конец счисления лет: «Земля эта, – сказал Господь чрез прор. Иеремию народу Иудейскому, – будет пустынею ужасом; народы сии (т. е. окрестные для Иудеев и сами они) будут служить царю вавилонскому семьдесят лет. И будет, когда исполнится семьдесят лет, накажу царя вавилонского и тот народ, – говорит Господь, – за их нечестие, и землю халдейскую, и сделаю ее вечною пустынею» ( Иер.25:11–12 ). «Когда исполнится вам в Вавилоне семьдесят лет, тогда Я посещу вас, и исполню доброе слово Мое о вас, чтобы возвратить вас на место сие» ( Иер.29:10 ). Вот – это-то событие – возвращение иудеев из вавилонского плена, и составляло предмет «желаний» и воздыханий молитвенных к Господу-Богу пр. Даниила; это же событие в его, так сказать, предстоящем исполнении, составляло главным образом предмет слова «Ангела Божия» пр. Даниилу. Разбирая смысл слов «Ангела Божия», мы прежде всего находим, что судьба еврейского народа в среде языческих народов составляла предмет особых попечений «Ангелов Божиих» – как тех, которым вверено было Богом ближайшее смотрение за народом еврейским, так и тех, ближайшему смотрению которых вверены были языческие народы: те и другие из «Ангелов Божиих» одинаково знали, что «спасение от Иудеев» ( Ин.4:22 ), и что «свет к просвещению язычников» должен воссиять и имел воссиять от Иудеев ( Лк.2:32 ), хранивших в себе источник Божественного света – истинную веру Божию в Богооткровенном «слове Божием» ( Рим.3:1–2 ). Несомненна также и та истина, что все «Ангелы Божии» одинаково проникнуты во всем их каждого существе ревнованием о славе Божией и, по любви их к Богу и к человекам, равно пламенели усердием –служить славе Божией и спасению всех человеков –иудеев и язычников ( Лк.15:10 ): однако они не одинаково обнимали и не одинаково понимали в своем личном ведении «многоразличную премудрость Божию, соделавшуюся известною им» уже «чрез Церковь » только Христову ( Еф.3:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/b...

Двадцать три года пророчествовал он, убеждая своих соотечественников оставить путь нечестия и возвратиться на путь истины. Во все это время он останавливался то во вратах города, то во вратах храма; являлся всюду, где только собрание народа было значительное, и увещевал их с угрозами и нередко со слезами. Но на все увещания ему отвечали насмешками, ругательствами, покушениями на его жизнь. Тогда в царствование Иоакима, он стал возглашать вслух жителей Иерусалима: «так говорит Господь Бог: вот Я возьму все племена северные и Навуходоносора, царя вавилонского, раба Моего, и приведу их на эту землю и на все окрестные народы, разорю их и превращу в пустыни вечные. И будут эти народы в рабстве у царя вавилонского семьдесят лет. Когда же окончатся семьдесят лет, Я накажу царя вавилонского и его народ за их беззакония и землю халдейскую превращу в пустыню вечную». Для того чтобы сильнее изобразить предстоявшее иудеям рабство, Иеремия, по повелению Божию, надел на свою шею и несколько времени носил сначала деревянное, а потом железное ярмо. За эти предсказания старейшины иудейские присудили Иеремию к смерти и бросили его в темничный ров, наполненный тиною. Один, богобоязненный эфиоплянин, служивший при царском дворе, нашел средство освободить пророка из рва и таким образом спас ему жизнь. По разрушении Иерусалима Навуходоносор изъявил Иеремии свое уважение и позволил ему жить, где он хочет. Иеремия остался на развалинах Иерусалима трогательно оплакал бедствия своего отечества. Беспорядки, возникшие в земле иудейской, заставили оставшихся в ней иудеев бежать в Египет. С собою они увлекли Иеремию и, по преданию, там побили его камнями. Времена вавилонского владычества § 93. Состояние иудеев во время плена вавилонского Иудеи, выведенные Навуходоносором из земли своей, были рассеяны в различных областях Вавилонского царства и преимущественно по берегам реки Ховар. На чужбине они с горестью воспоминали об Иерусалиме и проклинали виновников своего несчастия. Чувства, наполнявшие душу их во времена плена, сохранились в следующей песне: : На реках вавилонских, там мы сидели и плакали, вспоминая о Сионе.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

е. южных; ибо Я возвращу плен их, говорит Господь. Хотя буквально в образе это исполнилось после возвращения от Халдеев, когда, по повелению царя Кира, народ возвратился в Иудею; но духовно, истиннее и полнее исполняется во Христе и апостолах. Тогда и люди и скоты возвращены в Церковь , по оному написанному: человека и скоты спасеши Господи, – разумных и простецов. Тогда и поля были куплены за деньги, чтобы мы творили себе друзей от маммоны неправедной, дабы они приняли нас в вечные кровы (Лук. гл. 16). И записаны в книге, – без сомнения живых. И приложена печать знамени Господня Креста и победы, и приглашены свидетели, – мученики и весь лик святых. В земле Вениаминовой, где есть сила Господня, и в окрестностях Иерусалима, в котором видение мира и вечная безопасность. В городах Иуды, в которых истинное исповедание Христа; и в городах нагорных, из коих об одном говорится; не может граду крытися верху гори стоя (Мат. гл. 5). И в городах низменных, которые по-еврейски называются Sephela, чтобы из пропастей и низменностей равниною полей мы восходили к высочайшему. И в городах южных, что LXX перевели Nageb, – где полдень и полный свет истины. Когда же все это совершится, то исполнится написанное: возвращу плен их, говорит Господь, плен, о котором написано: восшед на высоту пленил еси плен, и приял или, как говорит апостол, даде даяния человеком ( Пс. 67, 19 . Еф. 4, 8 ). 17 1 Бл.Иероним называет пророка Иеремию евангельским мужем потому, как объясняет в предисловии к переводу книги пр.Иеремии, что он был девственник, «sua virginitate Euangelieum virum Ecclesiae dedieavit» 4 При допросе старейшин, когда один из них показал, будто видел Сусанну под мастиковым деревом (σχνος), Даниил сказал: «ангел Божий разсечет тебя“ (σχσει), а другому, утверждавшему, что видел ее под ясеныо (πρνος), сказал, что ангел Божий с мечем ждет, чтобы разрубить тебя (πρσαι). Дан. 13, 54–59 5 Передаем произношение еврейских слов так, как оно выражено латинскими буквами самим Иеронимом. Возможно, что он именно так и произносил ис и исса, а не иш и иша как говорят теперь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Если бы они могли доказать это, то не знаю, как бы они сумели объяснить свидетельство Иова; разве может быть и относительно его, по некоему прообразу и предречению будущего, стали бы утверждать, что он родился в тот же день, в который разрушен храм. Что же касается того, что призывает судьбу одинаковую с судьбою разрушенных городов, то я полагаю, что имеется в виду Содом и Гоморра, чтобы скорбь была постоянная, –вопль утром и рыдание в полдень. А относительно слов: который не убил меня в утробе думают, что здесь обозначается Бог. Чтобы утроба ее, говорит, была вечно беременна мною; все это говорится гиперболически. Наконец представляет причины, почему он смерть предпочитает жизни и хочет лучше вовсе не существовать, чем жить бедственно , – говоря: зачем я вышел из утробы, чтобы видеть труд и скорбь, и чтобы прошли в смущении дни мои? Гл. XXI. Ст. 1–2. Слово, которое было к Иеремии от Господа, когда царь Седекия прислала к нему Фасура, сына Мелхии, и Софонию, сына Маасии, священника, сказать ему: вопроси о нас Господа, ибо Навуходоносор, царь Вавилонский, воюет против нас; может быть Господь сотворит с нами подобно всем чудесам своим, и тот отступит от нас. Упомянутый выше первосвященник Фасур, или Фасхор, который бил Иеремию, был сын Еммера; а этот Фасур есть сын Мелхии. Это для того, чтобы кто нибудь не считал их одним и тем же лицем. Присылаете же его царь Седекия к пророку, не желая, чтобы об этом знал народ и начальники, чтобы скрытным путем узнать чрез послов, какой приговор определил Господь о городе Иерусалиме и народе Иудейском. А слова: ибо Навуходоносора, царь Вавилонский, воюет против нас, показывают, что Седекия осведомляется об этом уже во время осады Иерусалима. Следует заметить, что у пророков, и особенно у Иезекиля и у Иеремии, не соблюдается порядок царей и хронологии, а без порядка о том, что исторически совершилось после, рассказывается прежде, и о том, что сделано прежде, говорится после. Ибо иное дело писать историю, и иное излагать пророчества. Так в настоящем месте говорится о посольстве к Иеремии от Седекии, который был взят в плен при взятии города Иерусалима, а ко времени осады Иерусалима и последующему приурочивается история брата его Иоакима, который был царем прежде Седекии, и история Иоахика, то есть Иехонии, сына Иоакимова, о чем будет сказано далее.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

И емше делателе рабов его, оваго убо биша, оваго же убиша, оваго же камением побиша ( Мф.21:35 ). Разгневанные нерадивые делатели в винограднике Божием прибегли к насилиям, чтобы заглушить голос посланников Божиих. Иным из них они наносили оскорбления побоями, других убивали и камнями побивали. Но Господь Бог долготерпит. Не обнаруживает Он намерения уничтожить создание рук Своих. Виноградник запущенный и не плодоносный остается целым. Даже деятели в нем те же. Значит, Господь ожидает еще раскаяния и исправления сих злых виноградарей. Он паки посла иные рабы множайша первых ( Мф. 21:36 ). Св. Евангелисты Марк и Лука отмечают троекратное посольство слуг ( Мк.12:2–5 ; Лк 20:12 ). Сущность смысла притчи от сего не изменяется. Не два, не три, а многочастне и многообразне Бог говорил евреям чрез пророков ( Евр.1:1 ). Сам Бог чрез пророка Иеремию говорил им: «С того дня как отцы вышли из земли Египетской, до сего дня Я посылал к вам всех рабов Моих пророков, посылал всякий день с раннего утра» ( Иер.7:25 ). Как же принимали евреи сих посланников Божиих? Они не желали слушать их. Господь Бог говорит чрез пророка Иеремию: «Они не слушали Меня и не преклоняли уха своего, а ожесточили волю свою, поступили хуже отцов своих» ( Иер. 7:25 ср. Иер.44:4–5 ). И сотвориша им такоже. С новыми послами домохозяина, поступили так же, как и с первыми: иных оскорбили поруганиями и побоями, других умертвили, а иных каменьями побили. Св. Ап. Павел, воспоминая о провозвестниках воли Божией в ветхом Завете, говорит о кончине их так: «иные замучены были... другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» ( Евр.11:35–38 ). «Кого из пророков не гнали отцы ваши?» вопрошал св. архиадиакон Стефан в своей речи членов синедриона ( Деян. 7:52 ). Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Господа Иисуса Христа. И Спаситель в Своей обличительной речи указывает на то, что говорили сами руководители народа, книжники фарисеи: «если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков ( Мф.23:30 ). Да, отцы их много пролили крови слуг Божиих. Они знают это и сами свидетельствуют о сем. О, преславное Божие милосердие! Люди забыли Бога, жили греховно, озлобляли праведников, а Промыслитель Господь бережет еще Свой виноградник, несмотря на злобное настроение делателей в нем, на их леность и нерадение к делу Божиему.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010