1. Бог поистине является Началом всех существ, не как включенный в их состав и сочисляемый с ними, но - как Сущий вне их порядка и почивающий выше их; началом же божественных праздников и торжеств является евангельское возвещение Деве и Матери Слова, бывшее Ей путем благовещения со стороны Ангела; начало же оно не в том смысле, что оно менее совершенно, чем прочие Тайны и знамения, - прочь сама такая мысль! - но как во много раз более совершенное и превосходящее не только те чудесные вещи, которые заключаются в них, но и всякое слово и всякое как естество, так и разумение. Потому что то, что зачатое во чреве Слово имело родиться и, будучи рожденным, имело быть явленным чудесными знамениями, это хотя и превосходит всякое разумение и выше постижения и наисовершеннейшего ума, однако природа могла сему следовать и более новые вещи были в соответствии с более древними; но то, что Творец неба и всей твари, видимой и невидимой, Которого все сотворенное не может вместить, Который несравненным величием превосходит все существующее, как духовное, так и сущее, в границах чувственных восприятиий, по сравнению с Которым величины гигантских тел, если и это долженствует сказать, являются как бы несуществующими и сходят на нет, - имеет вместиться в девственном чреве и, не отступая от Своей безграничности и неким образом соразмериваясь с нормами нашего тела, имеет стать как бы ограниченным Тот, Кто - безграничен, - вот это какое ангельское, или архангельское естество, или если бы был какой-либо иной чин, превосходящий их и более близкий к Отцу Света и непосредственно (protos) оттуда принимающий просвещение и на основании сего простирающийся к восприятию видений наивысших вещей, - были бы в силах постигнуть это? - Возможно же, насколько наши умственные силы, настолько и они уступают перед лицом Превосходящего Света. Если же и для них это чудо непостижимо и недоступно, то как же может быть нам под силу это разуметь?! 2. Поскольку же следовало, чтобы человек во всем обожился, то следовало, чтобы при совершении сего чудеснейшего дела и начало его было соответствующим сему.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/589/...

М.З. Хабибуллин Скачать epub pdf В середине XIX – начале XX в. исламоведение превратилось в одну из ведущих отраслей отечественного востоковедения. Особая роль в изучении ислама принадлежит Казанской духовной академии. Наиболее заметными знатоками ислама были Г.С.Саблуков , Н И. Ильминский, Е А. Малов, Н. П Остроумов, П. К. Жузе, М. Г. Иванов, А. А. Архангельский , М. А. Миропиев, Я.Д.Коблов и др. 1 . Как отмечал М. А. Батунский, студенты и преподаватели противомусульманского отделения Казанской духовной академии являлись первыми в России профессиональными миссионерами-исламоведами 2 . Казанская духовная академия была основана в 1797 г. вместе с Санкт-Петербургской академией и существовала до 1818 г. 3 . В 1842 г. в Казани снова открывается духовная академия. Одним из главных побуждений к ее открытию послужило для правительства и высшей церковной власти “желание научно освятить сложный инородческий вопрос в России и выработать рациональные меры к сближению многомиллионного инородческого мира с коренным населением империи на почве религии и культуры” 4 . “В основании своего дня открытия, – писал А. А.Царевский , – 21 сентября 1842 г., Казанская духовная академия была поставлена в исключительное положение и, рядом с воспитанием будущих пастырей церкви, призвана была к борьбе с расколом и к проповедованию Евангельского учения между многочисленными иноверцами Восточной России и Сибири 5 . Работа по открытию отделений, связанных с изучением языков для миссионерских целей, началась уже в 1842 г., при открытии академии, когда ей было поручено подготовить перечень языков, которые целесообразно изучать во вновь открытом учебном заведении. Дело началось преподаванием в 1845 г. местных инородческих языков – турецко-татарского с арабским и монгольского с калмыцким 6 , но неопределенность положения кафедр и неупорядоченность изучавшихся на них предметов, трудность самих языков обусловили небольшое количество желающих. В 1846 – 1847 учебном году из 60-ти студентов академии татарскому языку обучались 14 человек, монгольско-калмыцкому – 7 человек. В 1847 – 1848 учебном году на татарский язык записались 10, а на монгольско-калмыцкий – 5 студентов академии 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mashano...

Пасха — глас трубы о любви Почему мы так любим Пасху? Потому что она — свидетельство того, что нас с Богом связывает любовь, лежащая в основании мира. 20 апреля, 2014 Почему мы так любим Пасху? Потому что она — свидетельство того, что нас с Богом связывает любовь, лежащая в основании мира. Сергей Есенин писал о себе: «Я – дудка Божия» О преподобном Серафиме Саровском можно сказать, что он – Труба архангельская. Через поэта в мир входит гармония. Через святого – глас Божий. И этот глас был: — Радость, моя! Это слова самого Господа, излетевшие от уст «убогого Серафима». Этими словами Небесный Отец приветствует каждого человека. Но сам человек, как всегда, имеет иное мнение. «Калу смесихся», «окаляхся», « яко свинья…» «дерзнувший», «раб неключимый», «Яко вран на нырище и яко птица особящася на зде», «Трепещут ми уди, всеми бо сотворих вину: очима взираяй, ушима слышай, языком злая глаголяй, всего себе геенне предаяй». Предположим, это правда. Тогда зачем Богу такой человек в Царстве Небесном. Мало того, что «раб неключимый», да еще и плакса. Предположим, это неправда, тогда зачем этот фарс? Нередко на исповеди можно услышать от опытной прихожанки: — Грешна во всем. — Убивала? — Нет. — Гуляла? — Нет. -Что значит «виновата во всем»? Это значит только усвоение «хорошего тона» в лубочном православии. Покаяние – незаменимая часть духовного роста. Но зацикленность на болезни – тоже болезнь. Более того – это навязывание Богу своей точки зрения. Ведь Бог тоже имеет право на Свое мнение о человеке. Но Его мнение в наших молитвах и духовной культуре учитывается редко. Наверное, потому что не интересно. Поищем его. Вот, например, о Богородице свидетельствуют ангелы: «Честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим» Господь в Евангелии называет Своих учеников уже не рабами, а друзьями: — Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам…. но Я назвал вас друзьями. Христос сказал это далеко не идеальным на тот момент людям. Он знал, что один из них предаст, другой – отречется, а остальные бросят Его в трудную минуту и разбегутся. Нет сомнения, что точно так же Отец Небесный относится и к нам. Мы для Него и драхма, и овны, и дети и друзья – все те, кто имеет ценность превыше любой ценности мира. Мы — самое дорогое, что есть в этом мире.

http://pravmir.ru/pasha-glas-trubyi-o-ly...

Социальная работа как элемент миссии Некоторые начинающие миссионеры представляют дело миссии как исключительно устное проповедничество, а деятельную заботу о материальной помощи страждущим и нуждающимся среди иноверцев, полагают относящейся к социальному служению и как бы излишней для собственно миссионерского служения. Но как можно проповедовать людям Христа, повелевшего накормить голодных и посетить больных, и при этом самому ничего не делать для голодных и больных? Не будут ли вправе сказать слушатели такому проповеднику: если твоя вера так хороша, то почему же ты сам не живешь по ней? Не сказал ли Спаситель наш: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного ( Мф.5:16 )? Как же без этого света может быть успешной проповедь наша? Замечательные успехи греческих миссионеров ХХ века в Африке опирались на активную помощь местному населению – появление новой миссии в том или ином месте часто сопровождалось открытием школ, больниц, приютов, проведением воды в поселения, не имеющие водоснабжения и т.п. То же делали и наши святые миссионеры до революции. Святой Макарий (Глухарев) пишет о том, как важно, чтобы миссионеры «разными образами помогали бы страждущим и бедствующим, подавали бы алчущим хлеб… болящих врачевали бы безопасными травами и пластырями; детей учили бы грамоте… знакомили бы их с художествами и рукодельями… и между тем все сношения свои с этими племенами растворяли бы мысленно ко Господу Иисусу Христу молитвою, да просветит их светом Евангелия, изъявляя им и словами сие желание в благоприятные времена». 129 Также и священномученик Аркадий (Гаряев), будучи миссионером среди народов севера, заботился о том, чтобы оказывать им помощь в насущных потребностях: «Я принимал у себя на квартире многих из инородцев, – вогул, остяков и архангельских зырян… чтобы посоветоваться о том, куда им обращаться за ходатайством о наделе землёю, и сколько мог я старался каждого удовлетворить, обласкать; и смею думать, что это направление я избрал вполне правильно, ибо приём, добродушие и ласка лучше мне послужат в деле моём, чем строгость, порицание и осуждение» 130 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Архангельск: Организацию по защите прав гомосексуалистов признали иностранным агентом      Организация внесена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, по итогам проведения региональным управлением Минюста плановой выездной проверки, сообщили в ведомстве. Антихристианская деятельность «Ракурса» неоднократно подвергалась критике духовенства Архангельской епархии. В июле 2010 года епископ Архангельский и Холмогорский Тихон выступил с обращением по поводу проведения в столице региона кинофестиваля «Бок о бок», пропагандирующего содомский грех. «Помните, за свои действия вы несете ответственность перед Богом и людьми. К вам относятся слова Евангелия: «Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18:7)», — отмечалось в обращении архиерея. В 2011 году епископ Архангельский и Холмогорский Даниил публично поддержал инициативу депутатов Архангельского областного собрания запретить пропаганду гомосексуализма среди детей. Владыка призвал принять региональный закон, против которого боролись адепты «Ракурса». «Финансирование пропагандистских мероприятий осуществляется средствами зарубежных фондов, цель которых — духовное и нравственное разложение российского общества. Крайне важно в наше время не допустить, чтобы грех становился нормой», — сообщалось в письме епископа Даниила в адрес Председателя и депутатов областного собрания. Также многократно критически высказывался о деятельности ЛГБТ-организации руководитель миссионерского отдела епархии протоиерей Евгений Соколов. В ноябре 2010 года он обращался к сотрудникам Архангельского областного суда и его председателю Михаилу Аверину по случаю принятия судом беспрецедентного решения. Тогда суд обязал Министерство юстиции РФ зарегистрировать новый устав общественной организации «Ракурс». Организация была создана в Архангельске с целью оказания правозащитной помощи женщинам, что и было прописано в уставной документации. Однако вместо защиты слабого пола «Ракурс» переключился на поддержку и пропаганду сексуальных извращений и потребовал внести изменения в уставные документы. Представители организации не скрывали на судебных заседаниях, что перерегистрация устава им нужна с целью получения зарубежных грантов.

http://pravoslavie.ru/75910.html

В занятиях используются старинные русские колыбельные и молитвы, а также современные песни 22 июля. ПРАВМИР. В Архангельской и Холмогорской епархии будущих мам приглашают на занятия по внутриутробному воспитанию и пению колыбельных под фортепиано. Встречи проходят по четвергам в 14:00 в Успенском храме Архангельска. «Колыбельная — это код доступа к еще не родившемуся ребенку. В животе у мамы малыш способен понять любовь и нежность, обращенные к нему, он улавливает темп и ритм мелодии, слышит мамин голос. Колыбельная всегда поется от первого лица, это обращение мамы к ребенку, исполненное любви. Она поется от сердца к сердцу. В занятиях используются старинные русские колыбельные и молитвы, а также современные песни», — сообщила координатор проекта, председатель Архангельского родкома Татьяна Рихтер. Цикл занятий состоит из семи встреч, сообщает пресс-служба Архангельской и Холмогорской епархии. Они посвящены внутриутробному психическому развитию ребенка, профилактике психических и физических отклонений, а также помощи беременным в стрессовой ситуации. Женщины обучаются развивающему уходу за младенцем, подбору игрушек. Все встречи сопряжены с евангельским учением о любви. Занятия разработаны научными сотрудниками Волгоградского государственного медицинского университета, Северного государственного медицинского университета, Ассоциации перинатальных психологов и медицинских работников России с учетом современных данных перинатальной психологии и традиционных культурных ценностей. Исследования показывают, что у детей, с которыми занимались внутриутробно, на 30-80% выше показатели интеллекта, мышления и творческие способности. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 30 июня, 2016 19 июля, 2016 22 марта, 2024 19 февраля, 2024 28 декабря, 2023

http://pravmir.ru/v-uspenskom-hrame-arha...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРХАНГЕЛЬСКИЙ Александр Семенович (12.07.1854, Пенза-24.04.1926, Москва), историк лит-ры. Род. в семье священника. Окончил Пензенскую ДС (1872) и историко-филологический фак-т Казанского ун-та (1876). В 1878-1882 гг. профессорский стипендиат Казанского ун-та при кафедре словесности, в 1880-1882 гг. был командирован в Москву и С.-Петербург для научных занятий. В 1882-1908 гг. работал в Казанском ун-те: с 1882 г. доцент, с 1884 г. экстраординарный, с 1890 г. ординарный, с 1907 г. заслуженный профессор. Активно участвовал в научно-общественной жизни: был членом ОЛРС, чл.-кор. Московского имп. археологического об-ва, членом имп. ОЛДП, Казанского об-ва археологии, истории и этнографии, членом, в 1900-1904 гг. председателем Об-ва любителей отечественной словесности в Казанском ун-те. С 1904 г. чл.-кор. АН по Отд-нию рус. языка и словесности. Сотрудничал в «Историческом вестнике», «Русском обозрении», «Казанском телеграфе», «Православном собеседнике» и др. изданиях. В 1894-1897 гг. изучал преподавание отечественной лит-ры и предметов слав. филологии в ун-тах Вены, Берлина, Лейпцига, Гёттингена, Парижа, Лондона, работал в архивах и б-ках Праги, Белграда, Софии, Загреба и др. В 1908 г. назначен инспектором Елизаветинского ин-та в С.-Петербурге, в том же году вышел в отставку. Участвовал в создании Пролетарского ун-та в Симбирске (1919). Основной областью научных интересов А. была древнерус. лит-ра в ее связи с христ. лит-рой др. стран - южнослав., визант., западноевроп. Изучению древнерус. лит-ры посвящены диссертации А.: магистерская - «Нил Сорский и Вассиан Патрикеев: Их литературные труды и идеи в Древней Руси. Ч. 1: Нил Сорский» (СПб., 1882) и докторская - «К изучению древнерусской литературы... Творения отцов Церкви в древнерусской письменности» (СПб., 1888). В работах, посвященных западнорус. лит-ре, А. одним из первых нарисовал картину оживления духовной жизни правосл. об-ва Зап. Руси во 2-й пол. XVI в. и описал начало борьбы правосл. населения с католич. экспансией. Отдельные работы А. посвящены древнеслав. рукописным Евангелиям XI-XV вв., истории древнерус. «Луцидариуса», южнослав. апокрифам. А. придавал большое значение разработке вспомогательных историко-филологических дисциплин: текстологии, библиографии, палеографии.

http://pravenc.ru/text/76440.html

Спиленный поклонный крест в Архангельской области 27 августа 2012 г. 15:49 Владимир Легойда: Уничтожение крестов выходит за рамки обычного хулиганства Акты вандализма, совершенные неизвестными в Архангельской и Челябинской областях в минувшие выходные, выходят за рамки обычного хулиганства, они являются актом культурного самоуничтожения и насмешкой над национальной историей и культурой. Об этом заявил председатель Синодального информационного отдела Владимир Легойда в понедельник. " Спиливание крестов выходит за рамки обычного хулиганства, какими бы мотивами ни руководствовались совершившие это деяние, - считает Владимир Легойда. - Крестный подвиг Спасителя раз и навсегда изменил весь мир, сделав Евангелие основанием идентичности многих народов и культур; с ним связаны развитие современной науки, литературы, изобразительного искусства. Уничтожением крестов — вольно или невольно, осознанно или неосознанно — ставится под сомнение все культурное бытие человечества, связанное с Христом и Евангелием. Этим актом подвергается ревизии и насмешке и вся история Руси, более тысячи лет назад избравшей православное христианство ориентиром национального развития " . Председатель Синодального отдела подчеркнул, что важно не только как можно скорее отыскать виновных, но и " важно, чтобы они поняли, какой вред они нанесли в первую очередь своим душам " . По мнению Владимира Легойды, " всем нам нужно задуматься о том, почему и для чего в нашем обществе брошен вызов фундаментальным основам культуры " . " Это не что иное, как акт культурного самоуничтожения, отказа от фундаментальных представлений о добре и зле. И это то, что уже было в отечественной истории совсем не так давно — сто лет назад. В основе же, как и прежде, лежит вседозволенность, навязчиво выдаваемая за свободу. Особенно цинично на этом фоне звучат заявления, что это чуть ли не оправданная реакция на якобы нарушение принципа светскости в российском обществе " , - заявляет представитель Церкви. Владимир Легойда также назвал совершенное преступление " печальным рецидивом недавней акции в Киеве, в свою очередь осуществленной в поддержку кощунственного акта в Храме Христа Спасителя " .

http://e-vestnik.ru/news/spilivanie_kres...

     30 апреля в прокат выходит фильм " Излечить страх " , в основе сценария которого - история жизни хирурга, ученого, святителя Луки, архиепископа Симферопольского и Крымского. В миру его звали Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий. Он был блестящим хирургом-практиком и ученым, на книге которого " Очерки гнойной хирургии " выросло не одно поколение медиков. Будучи всегда глубоко верующим человеком, принял постриг в 1923 году, когда набирала обороты антицерковная и антирелигиозная кампания. При постриге его нарекли Лукой - в честь апостола и евангелиста Луки. В том же году он был тайно посвящен в епископский сан. Его ждали аресты, тюрьма, ссылки и служение Богу и людям. В 1937, во время очередного ареста после 13 суток допросов без сна он объявил голодовку на 18 суток, не подписав показаний против других подследственных. Он оперировал в ссылке в Енисейске, принимал больных в Архангельске. Искал новые методики лечения. Собирал материал для их обоснования. Всюду оставался врачом, монахом, священником. В кинотеатре " Октябрь " состоялся предпремьерный показ и обсуждение фильма " Излечить страх " . В нем приняли участие генеральный продюсер фильма Олег Сытник, исполнительница главной женской роли Екатерина Гусева, исполнитель роли святителя Луки в старшем возрасте актер Виталий Безруков и архимандрит Тихон (Шевкунов). Приветствие создателям фильма направил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: " С большим интересом я посмотрел картину " Излечить страх " , посвященную жизни и служению святителя Луки Войно-Ясенецкого, архиепископа Симферопольского и Крымского. Я сердечно благодарю режиссера, продюсера и весь творческий коллектив фильма за эту замечательную художественную работу. Чрезвычайно сложно изобразить святость средствами кинематографа. Это требует от режиссера и актеров не только высокого профессионализма и исключительного творческого дерзновения, но и способности умом и сердцем прикоснуться к этому удивительному духовному феномену. Размышляя о святости, как о явлении, очень важно не перепутать его с понятием о сверхчеловеке.

http://pravoslavie.ru/78989.html

Новости 26 сентября, 2012 В праздник Крестовоздвижения в Царском Селе отслужат молебен в защиту поруганных святынь и воздвигнут крест Благочинный Царскосельского округа протоиерей Геннадий Зверев отметил, что тот факт, что в преддверии великого двунадесятого праздника спилен еще один крест, говорит о сознательном святотатстве. 26 сентября, 2012 Вышло в свет Евангелие от Луки на корякском языке с параллельным русским текстом и аудиоприложением Институт перевода Библии выпустил первую книгу из серии северных диглотт — изданий переводов Евангелия от Луки на языки коренных народов Севера и Дальнего Востока 26 сентября, 2012 В Афинах состоялся благотворительный концерт музыки митрополита Илариона (Алфеева) и Микиса Теодоракиса Музыку исполнили ведущие хоровые и оркестровые коллективы Греции. Российская певческая традиция была представлена восходящей звездой мировой оперы, солисткой Большого театра Светланой Касьян 26 сентября, 2012 Закон в защиту чувств верующих поможет сохранить мир между различными слоями общества, - прот. Всеволод Чаплин Он считает положительным моментом то, что внесенный законопроект предоставляет суду достаточно широкий выбор между весьма мягким и довольно жестким наказанием. 26 сентября, 2012 В развитии культуры необходимы духовно-нравственный вектор и историческая преемственность, - арх. Тихон (Шевкунов) Он считает необходимым вместе с созданием закона о культуре обязательно задуматься над созданием государственной стратегии или концепции в области культуры, образования и воспитания. 26 сентября, 2012 Приоритетные направления российской культуры следует поддержать системой грантов, - А. Архангельский Он отметил, что для осуществления проектно-грантовой системы необходимо преодолевать законодательные и ведомственные барьеры. 26 сентября, 2012 Владимир Легойда: Защита чувств верующих и неверующих – важная задача именно светского государства Мы выступаем за то, чтобы уголовную ответственность за посягательства за чувства верующих несло как можно меньшее число людей. Лучше, если бы их не было вообще.

http://pravmir.ru/category/news/page/484...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010