Восстановление поруганного креста в Архангельске. 16 сентября 2012 г. ЖМП 10 октябрь 2012 /  7 ноября 2012 г. 01:00 Испытание нашей веры: слово Церкви в защиту святынь За последние полгода совершен ряд актов вандализма в отношении православных святынь. Но " бесчинства в храмах, осквернение народных святынь, появления ненависти к Церкви хорошо известны в истории. Подобные действия всегда являлись характерной приметой сил, не принесших народам ни мира, ни добра, ни свободы " , говорится в заявлении ВЦС Русской Православной Церкви. Почему такие случаи участились именно сегодня и как реагировать на подобные бесчинства православному человеку? Об этом размышляют священноначалие, духовенство, миряне тех епархий и храмов, где произошли подобные случаи. Протоиерей Георгий Коваленко, пресс-секретарь Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира: Эти люди сами отлучают себя от Церкви С духовной точки зрения две акции — спиливание сразу после праздника Происхождения древ честного креста Господня поклонного креста (установлен над Майданом Незалежности) и осуществленная femen " истками на Страстной седмице на колокольне Софийского собора акция — это искушение, испытание нашей веры. Прежде всего испытание ее соответствия Евангелию и опыту святых, прошедших через гонения и страдания за Христа. В этом смысле нам, живущим в обществе безудержного потребления и комфорта, необходимо вспомнить об опыте мучеников и особенно новомучеников ХХ столетия. Наверное, не случайно эти события произошли в год 75-й годовщины ставшего нарицательным 1937 года, а спиливанию подвергся крест, установленный в память жертв богоборческого режима. Следует подчеркнуть: проводящие такие акции люди сами сознательно отлучают себя от Церкви. Более того, своими действиями они демонстрируют, что к Церкви не принадлежат. Безусловно, эти события оскорбляют наши религиозные чувства. И Церковь не может не реагировать на них, не может не классифицировать их как кощунственные и провокационные. Однако наша реакция не медийная, не политическая, а церковная, евангельская. Мы реагировали и будем реагировать так, как реагировал Господь на действия распинавших Его на кресте людей. Он обращался к Богу в молитве со словами: Отче! Прости им, ибо не знают, что делают (Лк. 23, 33). Церковь будет молиться, чтобы благодать Божия коснулась сердец и этих несчастных и они вернулись к Богу и в спасительную церковную ограду.

http://e-vestnik.ru/church/uchastilsya_v...

Г.А. Скворцов Глава IX Характеристика п. Адриана, как вывод из всего вышесказанного Патриарх Адриан не был сильной, выдающейся по характеру личностью. Кроткий, мягкий, незлобивый в обращении со всеми, кто имел с ним дело, он и эти главные черты своего характера не довел до яркого, выпуклого проявления, давая основание недовольным им считать его слабовольным, боязливым и нерешительным. Его темперамент более всего подходит под определение меланхолического. Он жил больше внутреннею жизнию, довольствовался небольшим запасом впечатлений, которые, однако, глубоко залегли в его душу, создали твердые убеждения. Его ревность к греко–русским (византийским) традициям была столь же велика, что и у предшественника, его друга, энергичного п. Иоакима. Но эти твердые убеждения не перешли в равносильные им практические мероприятия в церковном управлении и руководстве русской паствой. Патриарх Адриан был робок, не уверен в своих силах и силах тех, кто был вверен ему, как отцу и главе. Неспособность к крутым, смелым, открытым выступлениям на защиту своих старозаветных воззрений еще более замыкала его в круг излюбленных идей, приводила к большему самоуглублению и келейному одиночеству, к которому он привык от юных дней. Насколько разнообразна, обильна впечатлениями, кипуча, непоседлива с детства жизнь сангвиничного царя Петра Великого, успевшего до 1700 г. побывать два раза в Азове и Архангельске, за границей и на берегу Финского залива, коему суждено было ярко открыть новый период русской истории, настолько монотонно, тягуче, келейно однообразно времяпровождение последнего патриарха, не выходившего за пределы Москвы и близлежащих подмосковных монастырей, олицетворившего собою древнюю Русь с ее установившимися традициями, чинным обрядоверием и восточным спокойствием. При всех своих нравственных достоинствах – незлобии, голубиной кротости, евангельской доброте, выдвинувших его на первое, после Царя, место, п. Адриан не мог стать популярным вождем большинства русского народа, с недоверием и страхом (такими же, что и у самого патриарха) встречавшего беспокойную, порывистую, непонятную деятельность молодого царя–реформатора.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Двадцать пятый день. Поучение 5-ое. Рождество Христово. (Уроки из евангельского события: а) величие Родившегося от Девы; б) как нам достойно сретить Его?). I. Приветствую вас, возлюбленные братия, с неизреченным даром любви и милосердия Божия к нам грешным – с явлением Сына Божия на земле, сшедшего с небес по всеблагой воле Бога-Отца нашего ради спасения, и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы и вочеловечившегося. Христос родился – славьте; Христос пришел с небес – встречайте; Христос на земле – возноситеся. Так, Христос на земле, а вы от земли возноситесь мыслями и сердцами своими на небеса; ибо Христос за нами пришел, чтобы с земли возвести нас на небеса, в вечные обители райския. «Сего ради высокий Бог на землю сниде, да нас на небеса возведет» (Акаф. Бож. Мат. Конд. 8), говорит нам святая мать наша – церковь . Веселием воспойте, людие, Рождество Спаса Христа. Но чтобы радость наша была возвышеннее, яснее и тверже, размыслим, братия, о величии Родившегося от Девы и к этому прибавим и то, как нам достойно встретить Его. II. а) Итак, кто же этот Младенец, Которого держит на пречистых руках Своих Пресвятая Дева Мария? Это Бог, Сам Сущий, приведший все из небытия в бытие, Который державою Своею содержит всю тварь и промыслом Своим строит мир. Это – высочайший Художник, Который, создав всю тварь видимую из четырех стихий, составил годовой круг из четырех времен года: весны, лета, осени и зимы. Это Творец и Бог духов и всякой плоти; Его трепещут умные все ангельские силы; Его поет солнце; Его славит луна; Ему присутствуют звезды; Его слушает свет; Его трепещут бездны и водныя, и воздушныя, и бездны адовы; Ему работают все источники водные. Он распростер небо; Он основал землю; Он оградил море песком; Он украсил землю цветами; Он произращает все хлебные злаки и все плоды земные; Он разлил для дыхания тварей воздух; Он образует младенцев в утробах матерей; Он – Питатель всякой твари! Ему служат ангельские силы; Ему поклоняются архангельские лики; от страха неприступной славы Его, многоочитые херувимы и шестокрыльные серафимы, стоящие и облетающие около престола Его, покрывают лица свои... Сей-то Бог неописанный, безначальный и неизглаголанный пришел ныне к нам на землю, приняв зрак раба. Дивное чудо! Бог принял природу раба человека и стал совершенно подобен нам, кроме греха.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Для духовного просвещения ненцев (самоедов) Н. направил в Мезенский у. Архангельской губ. ижемского свящ. Феодора Истомина, проповеднический опыт к-рого в кочевьях самоедов имел положительные результаты: в течение 3 месяцев крещение приняли более 40 чел. По свидетельству путешественника А. И. Шренка, «весть о счастливом успехе посланного священника дошла до императора Александра Благословенного и возбудила в нем желание нарядить миссию для совершения такого богоугодного дела» ( Шренк. 1855. С. 228). В нач. 20-х гг. XIX в. Н. подготовил проект духовной миссии - «Правила обращения кочующих в Архангельской губернии самоедов в христианскую веру». В проекте прописывалось, что при поддержке гражданских властей и полиции необходимо одновременно с просвещением самоедов заниматься улучшением их быта, в частности, пресекать распространение спиртных напитков, не причислять крещеных самоедов к казенным крестьянам, не брать их в рекруты ( Невский. 1910. С. 67). Проект был одобрен и 5 авг. 1824 г. утвержден имп. Александром I Павловичем . Для выполнения миссии Синодом было отпущено 10 тыс. р. серебром на устройство 2 передвижных церквей. На выплату жалованья священникам и причетникам, приобретение и содержание оленей, необходимых для разъездов по тундре, ежегодно выделялось 4,2 тыс. р. (ПСЗ. 1830. Т. 39. С. 470-473; Макарий. 1878. С. 66-69). В состав миссии, к-рую возглавил настоятель Антониева Сийского во имя Святой Троицы монастыря архим. Вениамин (Смирнов) , вошли помимо свящ. Ф. Истомина (по болезни в 1829 отозван, вместо него назначен из Архангельска свящ. Петр Лысков) священники М. Леонтьевский, А. Спирихин, причетники Иаков Истомин и принявший христианство самоед В. Двойников. При Н. архим. Вениамин во время пребывания у самоедов изучил ненецкий язык, сделал много этнографических наблюдений за жизнью местного населения, составил «Грамматику самоедского языка», «Словарь (Лексикон) самоедского языка», сделал переводы на ненецкий язык катехизиса, Евангелий от Матфея и от Луки и др.

http://pravenc.ru/text/2564988.html

Заключение первого отделения второй части О качествах нынешнего «Последования св. Елея»   Из истории образования «Последования», из объяснений, а также и текста его, открываются нам его 1) внутренние и 2) внешние качества. 1) Внутреннее достоинство заключается в том, что «Последование» составлено, вообще, в точном согласии с духом слова Божия, со всем учением св. Православной Церкви, и в частности – с догматом о Елеосвящении и с внутренним содержанием апостольского чина Елеопомазания. Внешним показателем сего служат: евангельские и апостольские чтения, исповедание веры, содержащееся в молитвах, прощения, существенно, об исцелении болезней и оставлении грехов, самые мысли и выражения молитв, взятые с буквальностью из св. Писания и из апостольского чина Елеопомазания. Нет здесь ни одной йоты, которая выступала бы из означенных границ, или носила бы иной оттенок. Подобно апостольской молитве веры , все псалмы, песнопения, молитвы и стихи чина оживотворены глубокими чувствованиями искренней сердечной веры в милосердие Божие, сыновней любви к Господу Богу, богопочтения, благочестия, непоколебимого упования, и твердого убеждения в благодатной силе и действенности таинства. Но, с другой стороны, те же псалмы и молитвы, песнопения и стихи проникнуты сознанием наших человеческих немощей и грехов, чувствованиями нашего недостоинства перед Богом, глубоким смирением. искренним покаянием, сокрушением сердца, желанием ходить в оправданиях Господних, исполнять заповеди Божии. Отсюда, подобно апостольской поспешествуемой молитве, в песнопениях, молитвах, псалмах и стихах чина повсюду проникает, везде чувствуется усиленное, прилежное, умиленное моление к Господу Богу, с призыванием Матери Божией и всех святых, дабы их ходатайством подкрепить наши земные, недостойные и немощные, богомоления, ибо и в апостольском чине сказано: много может молитва праведнаго поспешествуема. Но все существо чтений слова Божия, песнопений, молитв, стихов, обрядовых действий  – все устремлено к одной цели, чтобы страждущему тяжким недугом тела и души и кающемуся во всех своих прегрешениях испросить у беспредельного милосердия Божия, силою крестных заслуг Спасителя, благодать св. Духа для полного возвращения ему сил и здоровья, для совершенного очищения его от всякой греховной скверны, душевной и телесной, и для прохождения жизни богоугодной и святой. От этой цели во всем чине нет ни малейшего уклонения, вроде, напр., угрожений, или намека на приготовление к смерти и т. п. При сем, в чине выражается трогательнейшее сочувствие молящихся к положению немощного, крепкая и теплая христианская любовь к нему, участливое и деятельное, во всех отношениях, попечение о нем, о его душе и теле, всецелое снисхождение к его телесным недугам, – что все поставляется в обязанность и в чтениях чина, например: немощи немощных носите, и не себе угождайте ( Рим. 15:1 ) и т. п.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Arhange...

Закрыть itemscope itemtype="" > Миссионер должен любить свою аудиторию 22.01.2021 791 Время на чтение 9 минут Что такое миссия? Почему проповедовать сегодня приходится среди крещеных христиан? Каков общественный идеал у наших современников и как катехизировать людей в условиях пандемии? Обо всем этом в интервью «Вестнику митрополии» рассказал руководитель миссионерского отдела Архангельской епархии протоиерей Евгений Соколов. Обличение, а не осуждение — Отче, что такое «миссия», «миссионерское служение»? — Прежде всего — просвещение евангельской проповедью. И, пожалуй, это одно из наиболее сложных церковных служений. Одна из форм миссионерства — это обличение: «Аще брат не прав, скажи ему», — говорит Христос (Мф. 18:15), и очень часто сегодня, когда мы, например, выпускаем какой-нибудь ролик на ютубе, под ним сразу же возникает масса комментариев: «Какое право вы имеете осуждать!» или « Уберите сначала бревно из своего глаза». Хочется напомнить, что мы не осуждаем, а обличаем своих собратьев в том, что они поступают против духовных законов, против евангельской истины. Хочется спросить этих людей: вы помните, за что одиннадцать апостолов принимают мученическую смерть? За то, что исцеляли больных, кормили голодных, просвещали проповедью окружающий мир? Нет. Их распинали за обличение, когда они говорили о языческих духовных взглядах простых людей и начальствующих. Апостолы приходили в города, начинали рассказывать о Евангелии, когда с ними начинали спорить, они просто взрывали обстановку обличением, показывая, что люди неправы, за это почти всех их убили. — А как же сегодня? — Как только сегодня мы начинаем говорить что-то обличающее, ну скажем, когда человеку, который крестился, но не ходит в церковь, мы напоминаем, что он ведь дал обеты стараться жить по воле Божией, но палец о палец не ударяет, чтоб как-то эту волу познать, стараться жить по заповедям, нам тут же кричат: «Это личное дело каждого человека». Есть огромное непонимание таинства Крещения. Наш организм состоит из многих систем, и если у меня болят зубы, я не могу им сказать: «Вот вы болейте, а я спать пошел». Болят зубы — болит все тело. Апостол Павел говорит, что все мы, кто принял Крещение, — тело Христово, единый духовный организм. И если болит одна клеточка, то страдает весь организм. Так построен мир.

http://ruskline.ru/opp/2021/01/22/missio...

Закрыть itemscope itemtype="" > Оскудение любви к концу света? Разговор с епископом Архангельским и Холмогорским Тихоном 16.09.2005 506 Время на чтение 6 минут Я думаю, вряд ли мы пойдем в церковь, начнем испрашивать совета у духовных отцов, когда в душе - мир, в жизни - порядок. Вот и я приехала в Архангельскую епархию к владыке Тихону в тяжелый момент. На работе сгущаются тучи после зверского нападения на редактора. Как будто злые силы ополчились на нас. В Архангельске по заказу убивают депутата, в Подмосковье - священника... Просто страшно по утрам включать телевизор. Гремят взрывы по всему миру. Льется кровь на необъявленной войне. - Владыка, чем вы-то все можете объяснить? Неужели так наступает конец света? - По мере удаления от Рождества Христова, от проповеди Евангельской мы приближаемся к какому-то пределу жизни на Земле. Люди, верующие в бога, во Христа, помнят его слова о том, что придет время его второго пришествия, когда он будет судить мир, каждого человека в отдельности, отделит праведников от грешников. Как и написано в Священном писании. Тому, что происходит сейчас, не приходится удивляться. Как сказано там же, " придет время, будут различные беды на земле " , " ...то тут, то там будут войны, нестроения в разных местах. Тому надлежит быть. Из-за оскудения любви к людям " . А оскудение любви есть не что иное, как отказ от Евангелия. И в этом мы тоже усматриваем признак приближающегося кризиса. Но мы не имеем права предугадывать сроки и даты. На вопрос апостолов к Спасителю, когда это будет, прозвучал ответ: " Никому не дано знать... только Отец Мой небесный " . Много храмов не бывает - Наш город, построенный в эпоху воинствующего атеизма, имеет в историческом разрезе глубокие духовные корни. Но по иронии судьбы Николо-Корельский монастырь оказался за одним забором с секретным заводом. Прилагаются ли усилия со стороны церкви к тому, чтобы вернуть собор верующим? - Сделано немало. Силами предприятия помещение, которое использовалось для производства, освобождено. Сейчас нужно придать ему соответствующий внешний вид, восстановить купола. Думаю, что предприятие не останется в стороне. Самое главное, что Никольский собор приготовлен к богослужению, там идет молитва, совершается служба. Назначен настоятель храма - отец Александр Шестаков, бывший работник предприятия. Понимая статус предприятия, мы договорились с руководством Севмаша, что это будет заводской храм. Доступ в него будут иметь те, кто работает на предприятии. Такая практика была и до революции. Например, есть храм на территории Путил овского (Кировского) завода. Есть храмы в воинских частях, на режимных объектах.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > От ядерного оружия до «ковида» Православный священник о злободневных вопросах современности 14.09.2021 2157 Время на чтение 7 минут Протоиерей Александр Козырев принадлежит к числу тех православных священников, кто пришёл в церковь в 80-е годы, круто поменяв свою прежнюю светскую жизнь. Почти полтора десятилетия до этого он работал инженером одного из ведущих оборонных предприятий страны. В 90-е годы отец Александр возглавил православную общину Реутова, которая инициировала и много способствовала строительству первой за всю историю этого подмосковного города церкви, освящённой в честь Казанской иконы Божией Матери. Вот уже более 20 лет протоиерей служит в Николо-Архангельском храме города Балашихи, одновременно занимаясь церковным краеведением. Среди тех, кто увлекается историей Подмосковья, известна его книга «Летопись Николо-Архангельской церкви». 15 сентября отец Александр отмечает семидесятилетний юбилей. Накануне этого события мы встретились, чтобы поговорить о самых разных вопросах от освящения ядерного оружия до влияния «ковида» на православных. - Известно, что в последние годы появился обычай освящать оружие, в том числе ядерное. Не всем понятно, для чего это делается. Как бы Вы объяснили смысл этого обряда? - Противники Православной Церкви обвиняют духовенство в освящении оружия и войны. Замечу сразу, что православное духовенство не благословляет войну никогда! Мы благословляем православных воинов, идущих защищать Родину, веру Христову, мирных жителей. Часто критики Православной Церкви отрицают возможность участия христианина в войне вообще, ссылаясь на предписанное Евангелием (Лк. 6:29) непротивление злу насилием. В тексте Священного Писания Господь учит: «Ударившему тебя по щеке, подставь и другую». Но критики не замечают, что о войне и оружии в Новом Завете есть и другие цитаты! Воинам, пришедшим креститься в реке Иордан, Иоанн Креститель на вопрос, что им делать, ответил (Лк. 3:14): «не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованием». Но не требовал вовсе отказаться от воинской службы. В послании апостол Павел учит: «Начальник есть Божий слуга, ... он не напрасно носит меч:/.../отмститель в наказание делающему злое» (Рим. 13:4). Здесь мы видим, что апостол допускает применение оружия, и расценивает это именно как Божие служение.

http://ruskline.ru/analitika/2021/09/14/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Тяжело смотреть, как вымирают северные деревни 28.10.2019 493 Время на чтение 13 минут Источник: сайт Архангельской епархии Приобщение детей и молодежи к православной вере в новых духовно-культурных центрах, организация эффективной просветительской работы духовенства с военнослужащими космодрома «Плесецк» и сохранение шедевров деревянного зодчества и древних монастырей Русского Севера. Это далеко не весь список проблем, которые приходится решать епископу Плесецкому и Каргопольскому Александру. Как найти подход к пассивным атеистам и почему лучше переносить храмы, чем их реставрировать в заброшенных деревнях, правящий архиерей объяснил в интервью «Журналу Московской Патриархии» 10, октябрь 2019). — Ваше Преосвященство, более двух лет вы возглавляете Плесецкую епархию. Каковы главные особенности вашего служения на этой земле? — Кафедральные соборы нашей епархии расположены в городе Мирном, где находится космодром «Плесецк», и в поселке городского типа Плесецк (в 4 км от Мирного). Учитывая, что Мирный — закрытый город и без специального пропуска в него не попасть, епархиальное управление мы разместили в Плесецке. Но кафедральные храмы есть и в Мирном — в честь святого Архистратига Божиего Михаила, и в Плесецке — в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Отмечу, космодром — это не только географический центр епархии. Духовное окормление его военнослужащих — предмет особой заботы, и моей, и епархиальных служб. При этом приходится учитывать, что образовательный уровень у солдат и офицеров, как правило, разный. Но главная проблема тут в другом. Несмотря на то что на космодроме есть священник (помощник начальника космодрома по работе с верующими военнослужащими), в распорядке дня, утвержденном Министерством обороны, не предусмотрено времени для участия военнослужащих в Божественной литургии и общения с духовенством. С проведением духовных бесед с солдатами и офицерами проще, их можно организовать в часы каких-то информационных мероприятий. А с Литургией сложнее. Ведь в отличие от верующих других конфессий, православному человеку, кроме частной молитвы, важно участвовать и в Таинствах, которые совершаются во время совместного богослужения. Может быть, необязательно в храме, но обязательно во время богослужения. C устного разрешения командования мы пока вынуждены проводить Литургию до подъема, жертвуя сном военнослужащих. Военнослужащие могут посетить вечернее богослужение накануне, как правило, исповедуются они как раз вечером. Но это тоже не специально отведенное время. Так что это достаточно острая и актуальная проблема, с которой я столкнулся, знакомясь с жизнью воинского состава на космодроме.

http://ruskline.ru/opp/2019/10/28/episko...

И. К. Сурский Том I Отдел I. Жизнеописание о. Иоанна Во Имя Отца и Сына и Святого Духа Слава Святей, Единосущней, Животворящей и Нераздельней Троице, ныне, и присно и во веки веков, аминь. Слава силе Твоей Господи! Дивен Бог во святых Своих. Глава I. Детство и школьные годы о. Иоанна В Евангелии от Луки (гл. 1, ст. 50–53) читаем пророчество Божией Матери: «Милость Его в роды родов к боящимся Его». «Явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их»; «Низложил сильных с престолов и вознес смиренных»; «Алчущих исполнил благ, а богатящихся отпустил ни с чем». Это пророчество Божией Матери наглядно оправдалось на о. Иоанне. Он родился на крайнем севере, в бедном селе Суро, Пинежского уезда, Архангельской губернии. Его отец Илья Сергиев был бедный псаломщик этого села, в деревянной церкви которого даже священные сосуды были оловянные. Но зато родители его были люди очень набожные и благочестивые. И вот у этих-то бедняков родился слабенький ребенок, которого, как написано в его метрике, поспешили окрестить, чтобы он не умер без Святого Крещения и которого Бог сделал величайшим светилом прошлого и начала нынешнего столетия, и даровал ему всю полноту Духа Святого. Не знатное и богатое мира избрал Бог , а худородное, смиренное и кроткое. Так исполнилось пророчество Царицы Небесной. Родился о. Иоанн 109 лет тому назад, 19 октября 1829 года и наречен Иоанном в честь Св. Иоанна Рылъского, подвизавшегося на Балканах, где и почивают его мощи. Слабенький ребенок быстро окреп и стал здоровым мальчиком. Идя в школу он постоянно останавливался и молился перед старинной церковью во имя Святителя Николая Чудотворца, построенной еще в XVII веке. Когда мальчику было 6 лет, он однажды увидел в горнице ангела, блиставшего небесным светом и весьма смутился, но небожитель сказал ему, что он его Ангел Хранитель, всегда стоящий окрест его в соблюдение, охранение и спасение от всякой опасности и будет хранить его всегда на протяжении всей жизни. Мальчик Ваня постоянно ходил с отцом в церковь и полюбил церковные службы и богослужебные книги и сделался набожным и благочестивым. Он был послушен родителям и старался во всем поступать сообразуясь с волей Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010