Отделение первое Подробное изъяснение чиносовершения Елеосвящения по нынешнему «Последованию» Многоразличные элементы Елеосвящения раздельно исследованы исторически и объяснены в предыдущей части сочинения. Теперь следует истолковать чин сего таинства, в целом его составе, по «Требнику», в порядке частей, идущих одна за другой. Понятно, здесь объяснение будет касаться лишь таких предметов, о которых не было речи в предыдущей части исследования. В самом объяснении будем следовать, все, тому же методу и источникам, которых доселе держались. В «Требнике» (гл. 13) чин таинства имеет такое название: Последование св. Елея, певаемое от седми священииков, собравшихся в Церкви или в дому. Название сие есть буквальный перевод с греческого требника, в котором чин Елеосвящения озаглавлен следующими словами: Αχολουθεια του ’«Αγιου λου, φαλλομνη π πτα ιερων. В сущности же, титул сей получил свое начало еще в IX в., ибо древнейший из списков Елеосвящения, относящийся к II в., в евхологионе Гоара, имеет такое надписание: Τξις γενομν, πς δε ποιεν τ ’»Αγιου λον ις νοσοντας, παραχαλοντας πρεσβυτρους πτ... 568 т. е. чин бываемый, како подобает творити св. Елей для больных, призывающих семь пресвитеров. За титулом, предварительно началу чина, следует наставление относительно приготовления вещества таинства, орудй помазания, облачения пресвитеров- совершителей, утвари церковной, и некоторых действий, до начала пения положенных. Наставление сие буквально изложено так. «Поставляется столец, на нем же блюдо со пшеницею, и вверху пшеницы кандило праздное, окрест же пшеницы водружают в пшеницу седмь стручец, обвиты бумагою к помазанию, и Святое Евангелие: и даются священником всем свещи. Ставше же окрест стола, облечены вси в фелони: вземлет первый священнкков кадильницу с фимиамом, и кадит окрест стола елей, на нею сущий, и всю церковь , или дом, и люди: и став пред столом, зря к востоком, начинает». В греческом чине этой рубрики нет, – вот разность между греческим и нашим чином! В нашей рубрике приведены в один состав наставления о предметах, предшествующих чину, которые существовали, в историческое время, в некоторых рукописных чинах,, но различно излагались. Каждое из сих наставлений, для понятия отношения всего наставления к целому чину, требует объяснения.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Arhange...

Патриарх Кирилл: Если будем стремиться к личному преображению, то изменится и жизнь общества 20 августа, 2014. Святейший Патриарх Кирилл Обществу не дано преобразиться по образу и подобию фаворского Преображения. 19 августа 2014 года, в праздник Преображения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию в Соловецком монастыре. После богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец Порфирий! Матушки игумении, досточтимые отцы, братья и сестры! Уважаемый Игорь Анатольевич, губернатор Архангельской области! Хотел бы всех вас сердечно поздравить с престольным праздником главного храма Соловецкой обители, с праздником Преображения Господня, который занимает особое место в ряду других церковных праздников, ибо в основе его лежит евангельское событие огромной важности, событие, которое имеет прямую проекцию на каждого человека, на каждую эпоху, на состояние человеческого общества. Мы узнаем об этом евангельском событии не через хитросплетенные басни (2 Пет. 1:16), как говорит апостол Петр в сегодняшнем апостольском чтении (2 Пет. 1:10-19), но от самих очевидцев. Апостол Петр так и называет себя очевидцем явления славы и силы Божией, случившегося, когда Бог обратился к Сыну Своему на горе Фавор и произнес великие слова: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф. 17:5; 2 Пет. 1:17). Апостол Петр знал, о чем говорил. В его время источником религиозного энтузиазма, религиозных идей часто были различного рода философские хитросплетения, культурные изыски, ведь это была античная эпоха, эпоха многобожества, эпоха так называемого религиозного плюрализма верь во что хочешь и как хочешь. В основе каждого из этих религиозных изысков было некое человеческое учение, которое апостол называет «хитросплетенными баснями». Проповедь же апостолов была проповедью очевидцев, в том числе, очевидцев явления силы и славы Божией. Вот почему Церковь так бережно хранит их свидетельство.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-esli-b...

Патриарх Кирилл: Почему мы вспоминаем о суде в день, когда поминаем умерших? 22 апреля, 2015. Святейший Патриарх Кирилл Суд состоит в том, что свет явился миру. 22 апреля. ПРАВМИР. 21 апреля 2015 года, во вторник 2-й седмицы по Пасхе, день Радоницы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию и пасхальное поминовение усопших в Архангельском соборе Московского Кремля. По окончании Литургии Святейший Владыка обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Во вторник второй седмицы по Пасхе мы молимся об умерших. Это особая служба, когда заупокойные молитвы соединяются с прославлением Воскресшего Господа, и в этот же день читается Евангелие (Ин. 3:16-21), которое, казалось бы, ничего не говорит ни о смерти, ни о загробной жизни, однако дает очень многое для понимания того, как должен жить человек, чтобы обрести бессмертие в Царствии Небесном. В небольшом отрывке из Евангелия от Иоанна есть такие слова: «не пришел Господь в мир, чтобы судить мир, но чтобы спасти мир». Да, действительно, нигде в Евангелии не сказано, что Господь принял на себя миссию Судии. Может быть, когда Он взошел на холм вблизи Галилейского моря, чтобы обратиться к народу с Нагорной проповедью, тогда и было уместно, вместо того чтобы произнести эти слова, сесть и судить мир. Однако ничего подобного не произошло и никогда не происходило в дни Его земной жизни. Даже когда Господь, будучи ни в чем не виновным, подвергся страшным истязаниям и был несправедливо осужден на смерть, — уж казалось бы, на Голгофе можно было произнести слово суда, — однако и этого не было, Господь лишь сказал: «Прости им, потому что не знают, что творят». Для чего же пришел Господь в мир? Не для того чтобы судить мир, но чтобы спасти мир. И буквально двумя предложениями позже евангелист Иоанн говорит нам о том, что есть суд Божий: «Суд состоит в том, что явился свет миру». Не слова Судии, не грозный взор, обращенный к грешникам, а свет, который принес Спаситель и, в первую очередь, свет Его учения действительно стал судом для мира.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-pochem...

Пинега. Собор Троицы Живоначальной. /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Троицы Живоначальной , Николая Чудотворца , Илии Пророка Год постройки:Между 1800 и 1817. Год утраты:1936 (взорван) Адрес: Россия, Архангельская область, Пинежский район, пос. Пинега, (пл. Спорта) Координаты: 64.699422, 43.39658 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты В состав прихода входили г. Пинега и 12 близлежащих деревень (на 1894 г.). В 1700 г. построен деревянный Благовещенский храм, в 1800-1817 г.г. - каменный двухэтажный Свято-Троицкий храм. На устройство Троицкого храма с разрешения Екатерины II было выдано из казны 8000 руб. ассигн. Престолы в Троицком храме: в верхнем этаже - во имя Живоначальной Троицы, в нижнем этаже - главный во имя свт. Николая, придельный во имя прор. Илии. При храмах в 1878 г. построена каменная колокольня, под которой находилась часовня. В 1863 г. в 2-х верстах от г. Пинеги на городском кладбище местными купцами Володиными и Кокиным построена деревянная церковь в честь Нерукотворного Образа Христа Спасителя. В 1885 г. приход был включен в состав Вонгско-Юрольского миссионерского комитета 2-го разряда (к этому разряду относились приходы Архангельской епархии, которые в слабой степени были заражены старообрядческим расколом). Жертвователи: купец Кобылин жертвовал на строительство каменного Свято-Троицкого храма; купец Александр Иванович Кокин построил на свои средства (до 15 000 руб.) каменную колокольню; архиепископ Воронежский Игнатий (Семенов) пожертвовал в 1849 г. напрестольное Евангелие стоимостью 425 руб. и массивный сребропозлащенный напрестольный крест с надписью имени жертвователя; Дмитрий Васильевич Шапкин построил чугунную лестницу в верхний этаж каменного храма и пожертвовал 500 руб. на приобретение нового колокола; братья Володины украшали соборные храмы; крестьянская вдова из Сояльского прихода Дарья Подомарева пожертвовала 1000 руб.; о. Иоанн Ильич Сергиев (прав. Иоанн Кронштадтский) пожертвовал в пользу храма 2000 руб.

http://sobory.ru/article/?object=21346

Погост. Церковь Богоявления Господня. Церковь Ошевенского прихода Карта и ближайшие объекты Ошевенское сельское поселение (Ошевенск) — муниципальное образование в Каргопольском районе Архангельской области. Оно представляет собой группу деревень, наиболее крупными и известными из которых являются Ширяиха, Халуй, Гарь, Низ, Погост. Административный центр — деревня Ширяиха. Это место богато памятниками, главной достопримечательностью Ошевенска является Свято-Успенский Александро-Ошевенский монастырь, однако интересна и церковь Богоявления. Богоявленский деревянный храмовый комплекс 1787г. в деревне Погост - один из ярких памятников русского северного деревянного зодчества. Хорошо сохранился огромный деревянный храм Богоявления с расписными небесами и громадным деревянным иконостасом, а так же отдельно стоящая колокольня. Церковь на мощном восьмерике с выразительным шатром. Колокольня чем-то напоминает Лядинскую: низкий четверик, относительно массивный восьмерик, невысокий звон и шатёр. Под влиянием чуждого классицизма столбы звона обшиты тёсом так что они представляют из себя арочные пролёты. Это конструктивно неоправданная деталь была на многих колокольнях, как например в Саунино, но потихоньку им придают исторический вид. В 1930-е годы, как и большинство церквей, ее закрыли. Потом во время войны открыли и в ней молились до 1960 г. После вновь закрыли, и снова она стала действующей уже недавно. Богоявленская церковь с иконостасом практически без икон, а на потолке росписи - «небо». Рядом с храмом отдельно стоящая колокольня. Службы в этой церкви проводятся нерегулярно, но при нас церковь была открыта, хотя службы в ней не было. Прекрасны окрестные виды, чуть пройдя, мы вышли на берег реки Чурьеги, поросший высокой травой. Информация с сайтов http://www.myrusland.ru/places_169.htm, http://www.myrusland.ru/cities_178.htm, википедии и собственные впечатления. Деревянный храм, существующий ныне в Ошевенске, был построен в 1787 году на месте сгоревшей церкви 17 века, по схеме " восьмерик от пошвы с прирубами " уже практически не использовавшейся в то время. Впервые наличие церкви в Ошевенске фиксируется документально в 1648 году. Церковь имела три престола - во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, Богоявленский и еще один, посвящение которого к настоящему моменту не установлено. Строительство храма велось, как правило, странствующей артелью, состоящей из нескольких мастеров и примерно десяти " подсобных " рабочих. Нанимал ее " мир " , заручившись благословением правящего архирея. Лес и сруб готовили загодя, зимой или в начале весны, когда стволы особенно смолисты, а санный путь позволял легко вывезти бревна к месту постройки. Строительство начиналось " с оклада " , то есть с первого венца, задавшего форму будущему храму. Следующая важная веха - завершение сруба. Затем - " мощение " потолков, изготовление кровли и, наконец, отделочные работы.

http://sobory.ru/article/?object=07398

Предстоятель Русской Церкви возглавил служение утрени в Никольском соборе бывшего Николо-Корельского монастыря 22 августа 2009 г. 20:07 В субботу, 22 августа 2009 года, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил служение утрени в Никольском соборе бывшего Николо-Корельского монастыря на территории ОАО «Севмаш» в городе Северодвинске (Архангельская область). Его Святейшеству сослужили и.о. управляющего делами Московской Патриархии архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий , председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископ Волоколамский Иларион , архиепископ Костромской и Галичский Александр , архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан , архиепископ Мурманский и Мончегорский Симон , архиепископ Орехово-Зуевский Алексий , наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност , епископ Архангельский и Холмогорский Тихон , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий , духовенство Архангельской епархии . На богослужении присутствовали вице-спикер Государственной Думы ФС РФ А.Н. Чилингаров, губернатор Архангельской области И.Ф. Михальчук, командующий Северным флотом ВМФ России вице-адмирал Н.М. Максимов, командир Беломорской военно-морской базы контр-адмирал А.В. Рябухин, мэр Северодвинска М.А. Гмырин, генеральный директор ОАО «Севмаш» Н.Я. Калистратов, генеральный директор предприятия «Звездочка» В.С. Никитин. Поскольку храм не смог вместить всех молящихся, на площади перед Никольским собором были установлены специальные экраны, на которые транслировалось богослужение. После богослужения Святейший Патриарх Кирилл вышел на крыльцо собора, где его приветствовал от лица жителей города и духовенства епархии епископ Тихон. Затем Святейший Патриарх обратился ко всем собравшимся с Первосвятительским словом. «Сегодня во время богослужения, — сказал, в частности, Предстоятель Русской Церкви, —  мы читали Евангелие. Это последняя глава Евангелия от Иоанна.

http://patriarchia.ru/db/text/725274.htm...

При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Православие и современность. Электронная библиотека " ( www.wco.ru ). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ). О протоиерее Валентине Николаевиче Амфитеатрове Валентин Николаевич Амфитеатров родился 1 сентября (по старому стилю) 1836 года в селе Высоком Орловской губернии. Он происходил из известного священнического рода, давшего русской Церкви таких видных иерархов, как митрополит Киевский Филарет и архиепископ Казанский Антоний. В 1860 году после окончания семинарии и академии Валентин Амфитеатров был рукоположен в иерея и получил свое первое назначение на приход в калужский Благовещенский храм, но прослужил там недолго: вскоре - уже в сане протоиерея - его перевели в собор города Лихвина Калужской губернии. Он был смотрителем духовного училища в Мещевске, потом - настоятелем храма Поливановской учительской семинарии в Подмосковье, с 1874 года - настоятелем Константино-Еленинской церкви, неподалеку от Спасских ворот Кремля, а в начале 90-х годов был назначен настоятелем Кремлевского Архангельского собора. В 1902 году отец Валентин потерял зрение, но вынужденный затвор мало что изменил в труднической жизни пастыря: в квартиру на берегу Москвы-реки, а позднее в подмосковное Очаково приходили и приезжали тысячи людей, батюшка исповедовал, диктовал письма, проповеди. Позднее были изданы книги отца Валентина " Духовные беседы, произнесенные в Московском Архангельском соборе в 1896-1902 годах " (1909), " Воскресные Евангелия. Сборник проповедей " (1910), " Очерки из библейской истории Ветхого Завета. От Иисуса Навина до воцарения Давида " (1910) и другие. Но большинство из надиктованного батюшкой так и не увидело свет - рукописи сгорели при пожаре очаковского дома в 1970 году. В 1908 году, 20 июля по старому стилю, отец Валентин скончался. Его похоронили на Ваганьковском кладбище. Осенью 1990 года могила протоиерея Валентина Амфитеатрова, оскверненная в 30-е годы, была восстановлена и освящена настоятелем кладбищенского храма.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2114...

протоиерей Валентин Амфитеатров Содержание О протоиерее Валентине Николаевиче Амфитеатрове Валентин Николаевич Амфитеатров родился 1 сентября (по старому стилю) 1836 года в селе Высоком Орловской губернии. Он происходил из известного священнического рода, давшего русской Церкви таких видных иерархов, как митрополит Киевский Филарет и архиепископ Казанский Антоний.       В 1860 году после окончания семинарии и академии Валентин Амфитеатров был рукоположен в иерея и получил свое первое назначение на приход в калужский Благовещенский храм, но прослужил там недолго: вскоре - уже в сане протоиерея - его перевели в собор города Лихвина Калужской губернии. Он был смотрителем духовного училища в Мещевске, потом - настоятелем храма Поливановской учительской семинарии в Подмосковье, с 1874 года - настоятелем Константино-Еленинской церкви, неподалеку от Спасских ворот Кремля, а в начале 90-х годов был назначен настоятелем Кремлевского Архангельского собора.       В 1902 году отец Валентин потерял зрение, но вынужденный затвор мало что изменил в труднической жизни пастыря: в квартиру на берегу Москвы-реки, а позднее в подмосковное Очаково приходили и приезжали тысячи людей, батюшка исповедовал, диктовал письма, проповеди. Позднее были изданы книги отца Валентина " Духовные беседы, произнесенные в Московском Архангельском соборе в 1896-1902 годах " (1909), " Воскресные Евангелия. Сборник проповедей " (1910), " Очерки из библейской истории Ветхого Завета. От Иисуса Навина до воцарения Давида " (1910) и другие. Но большинство из надиктованного батюшкой так и не увидело свет - рукописи сгорели при пожаре очаковского дома в 1970 году.       В 1908 году, 20 июля по старому стилю, отец Валентин скончался. Его похоронили на Ваганьковском кладбище. Осенью 1990 года могила протоиерея Валентина Амфитеатрова, оскверненная в 30-е годы, была восстановлена и освящена настоятелем кладбищенского храма.       Текст первого издания книги ( " Великий пост. Духовные поучения протоиерея В. Н. Амфитеатрова " . Москва, 1910) публикуется с редакционными изменениями: в частности, в соответствии с хронологией переставлены главы и уточнены их названия, сверены цитаты из Священного Писания и богослужебных книг.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2114...

Прощеные дни. – Действо страшного суда С давних пор Москва любила веселиться на масленице. Катанье с гор, различные забавы, пиво, мед, и блины исстари составляли необходимую принадлежность московской масленицы. Но мирское веселье отнюдь не исключало основного характера этой недели, последней перед Великим постом, – характера приготовления к подвигу и покаянию. Православные москвичи тогда чаще и внимательней заглядывали к себе в душу и различными благочестивыми упражнениями старались вселить в нее покаянное настроение, примиряющее страсти и тревоги житейские. И в этом, как и во всем, святая Церковь своими обрядами и священнодействиями руководила Москву и давала должное направление ее спасительным заботам. Сам царь и святейший патриарх всегда шли впереди всех и служили для всех примерами в этих приготовлениях к посту и покаянию. В «неделю мясопустную», то есть в воскресенье перед масленицей, начинались особые обряды, которыми старая Москва достойно заканчивала мясоед и которые вместе с тем напоминали ей о близости Великого поста – времени суда над всеми делами и помышлениями. Рано утром, еще часа за три до света, царь незаметно выходил из своих кремлевских палат и тайно обходил все тюрьмы, приказы и богадельни. Все узники и колодники, томившиеся в тюрьмах и приказах, удостаивались посещения государя и великого счастья лицезреть его светлые царские очи. Царь всем им жаловал свою милостыню, собственноручно раздавал деньги, а многих и отпускал на свободу. В богадельнях царь навешал раненых, больных, сирот, подкидышей и никого не оставлял без своей царской милости. После заутрени святейший патриарх выходил с торжественным крестным ходом на Ивановскую площадь и совершал здесь молебствие перед образом Страшного Суда. Это молебствие совершалось с некоторыми торжественными особенностями и называлось действом страшного Суда. Вместе с патриархом на действо выходил и царь. Для совершения этого действа на площади, перед алтарем Успенского собора, устраивали обширный помост для святынь и обивали его красным сукном. На помосте приготовляли несколько аналоев для образа Страшного Суда, для иконы Божией Матери, что писал чудотворец Петр, для святых евангелий и устраивали стол для освящения воды. Перед помостом приготовлялось место для патриарха и покрывалось ковром, а около патриаршего места ставилось особое место для царя, обитое бархатом. Из Архангельского собора или из Благовещенского ключарь приносил образ Страшного Суда и перед ним ставился подсвечник.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Разделы портала «Азбука веры» ( 15  голосов:  4.1 из  5) Часть пятая. Ignis tatuus: блуждающий огонь «Сильное наводнение покрыло Немецкие и Нидерландские берега Северного моря, порвало все плотины, затопило многие селения, истребило великое число людей и животных, рушило плоды долговременных трудов… — и тучные дотоле пажити, место прелестных садов, покрыло густым илом, в котором никакая травинка прозябнуть не может…» «Сын Отечества» — о голландском наводнении 12 февраля 1825 года Диктатура сердца и министерство затмения Так часто бывает: чем прекраснее и величественнее задачи, поставленные властителями, тем уродливее политики, вызванные к государственной жизни для осуществления этих задач. Кем был бы Меттерних, если бы не ажурные конструкции Священного Союза, по которым он умел перемещаться с паучьей ловкостью? Приобрел бы Аракчеев такую власть, если бы не раскинувшееся до горизонта пространство поселений? Вернул бы себе после ссылки влияние сподвижник Сперанского Михаил Магницкий — если бы не евангельский проект царя, сам по себе искренний и благочестивый? А ведь вернул, стал активным сторонником новой политики Aлekcahдpa I, участником библейских обществ — и свел к напыщенной пародии на московские торжества 1814 года тот пафос религиозного прочтения истории, что некогда одушевил государя в пасхальном Париже: «Не одна война составляет борьбу царства тьмы с царством света. Князь мира сего и идолопоклонством, и развращением нравов, и философиею на распространение своего владычества действует… Князь тьмы не дремлет и ныне… …великий ратоборец царства Света, вложив обвитый лаврами меч в ножны, воюет мечом Слова Божия… примером благочестия и распространением благовестия книг священных…» (Речь Михаила Магницкого на открытии Симбирского отделения Библейского общества, 1 января 1818 года.) Январский просверк Манифеста («плоды безбожия и безверия!») раздут здесь до масштабов всероссийского пожара, который Магницкий вскоре примется тушить, — в конце концов добравшись и до самих библейских обществ! Странная вещь, непонятная вещь: где капля блага, там на страже иль просвещенье, иль тиран…

http://azbyka.ru/fiction/aleksandr-i/5/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010