Скачать epub pdf Март Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Кн. 9: вступл. Ин. (14:3–8)]/Пер. П.И. Казанского и А.А. Жданова; под ред. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1908. Т. 1. 3. С. 177–192 (2-я пагин.) —177— Восшел же теперь как человек необычно и чудно явиться (Отцу) некогда чуждый человечества Логос. И это для нас и за нас, чтобы, и оказавшись как человек ( Флп.2:7 ) и как Сын в силе и с плотью услышав вместе и нераздельно: «седи одесную Меня» ( Пс.109:1 ), предоставил чрез Себя всему роду (человеческому) славу всыновления. Это потому, что Он есть один из нас, поскольку явился человеком, одесную Бога и Отца, хотя Он и выше всякой твари и единосущен Своему Родителю, поскольку явился из Него истинно как Бог от Бога и Свет от Света. Итак, за нас как человек Он явился пред Отцем, дабы нас, по причине изначального преступления удаленных от лица Бога, поставить снова пред лицом Отца. Он воссел, как Сын, дабы и мы как сыны чрез Него назвались и чадами Бога. Поэтому-то и Павел, утверждая, что имеет говорящим в себе Христа ( 2Кор.13:3 ), и, научая, что собственно с Ним бывшее обще природе человеческой, говорит, что «и совоскресил и спосадил на небесах во Христе» ( Еф.2:6 ). Достоинство совосседания (с Отцом) есть свойство Христа как Сына по природе, и славу сидения рядом с Отцом мы должны усвоять Ему только одному истинным и подобающим образом. Но, так как Совосседающий совершенно подобен нам, поскольку Он явился человеком, и вместе с тем мыслится и как Бог от Бога, то это и на нас распростирает благодать этого достоинства. Ведь если мы не будем с Ним совосседать Отцу, то как могло бы рабское достигать когда-либо равной с Владыкою чести? А между тем Он обещал святым ученикам восседание на престолах, ибо «когда, говорит, Сын Человеческий —178— сядет на престоле славы Своей, и вы сядете на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израиля» ( Мф.19:28 ). Итак, уйду, говорит, не для приготовления вам обителей, ибо их уже много и к созданному прибавлять что-либо новое излишне, – но для предуготовления вам места, чтобы, вследствие проникшего в среду людей греха, находящиеся на земле получили наконец возможность быть вместе с святыми ангелами, ибо святое множество горних (существ) не могло бы иметь общение с столь нечистыми. Устроив это и соединив нижнее с высшим (земное с небесным), дав место вам для восшествия в горний град, «опять» возвращусь во время пакибытия (второго пришествия) «и воьзму вас с Собою, дабы, где есмь Я, и вы были». Разумея это, и Павел в своих посланиях так говорит: «это именно вам говорим словом Господним, что мы, живые, оставшиеся в пришествие Господа, не предупредим почивших, потому что Сам Господь в повелении, во гласе архангельском и в трубе Божией снидет с неба, и мертвые во Христе восстанут прежде, потом мы, живые, оставшиеся, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господа на воздух, – и так всегда с Господом будем» ( 1Фес.4:15–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Скачать epub pdf Преподобный Никон, исповедник (26 сентября 1888 – 25 июня/8 июля 1931) Преподобный Никон (в миру Николай Митрофанович Беляев) родился в Москве в благочестивой купеческой семье. В 1907г. Николай вместе с братом Иваном приехали в Оптину пустынь и вскоре были приняты в число братства. В 1908 г. брат Николай стал письмоводителем старца Варсонофия и ею духовным сыном. В 1915 г. Николай был пострижен в мантию. В 1916 г. о. Никон был рукоположен в иеродиакона, в 1917 г. – в иеромонаха. В 1923 г. после окончательного закрытия Оптиной пустыни ее настоятель архим. Исаакий благословил прп. Никона служить и исповедовать в оптинском Казанском храме. Так прп. Никон стал последним оптинским старцем. Тогда же к нему стал направлять своих духовных чад ссыльный прп. Нектарий. В 1927 г. старца Никона арестовали, и он провел три года в лагере, а затем был сослан в Архангельскую область. Условия жизни были крайне тяжелые, о. Никон был болен туберкулезом, но ему приходилось работать на хозяйку квартиры. Умирающего о. Никона перевез в другую деревню о. Петр, также ссыльный оптинец, и вскоре преподобный отошел ко Господу. «Он был всегда одним и тем же, нося на своем лице нечто вроде духовной радости», – вспоминал один иеромонах, видевший прп.Никона в Оптиной и в ссылке. Указание пути ко спасению Чтобы исполнять заповеди Христовы, надо знать их. Они изложены в Евангелии. Читайте Святое Евангелие, проникнитесь духом его, сделайте его правилом жизни своей, настольной книгой. Во всяком поступке и жизненном вопросе поступайте согласно с учением Евангелия. Это – единственный свет жизни нашей. Всякое дело, каким бы ничтожным оно вам ни казалось, делайте тщательно, как пред лицем Божиим. Помните, что Господь видит все. Никто сам по себе не может познавать волю Божию, путь Господень, иметь правильные понятия о духовной жизни и христианской нравственности, если не научит этому Сам Господь. А научает Он того, кто искренно желает этого и просит об этом Господа, кто оказывается способным и достойным этого научения, кто хранит свою совесть, кто стремится к свету, кто понуждает себя на всякое добро.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/optins...

Сура. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь в Суре /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Церковь во имя свт. Николая построена в 1687 г. по грамоте архиепископа Афанасия от 22.3.1687. В 1894 г. она была разобрана для перенесения на приходское кладбище. 8 июля 1888 г. был заложен новый каменный храм. Перед закладкой храма о. Иоанном Сергиевым была произнесена речь. В 1891 г. строительство было закончено. Храм строился на средства о. Иоанна Сергиева и его многочисленных почитателей - например, великого князя Георгия Михайловича, на средства которого были написаны все иконы. Освящен храм 27-29 июня 1891 г. Архангельским Преосв. Александром в сослужении о. Иоанна Сергиева, 2 архимандритов и 12 священников (двое из них приезжали из Санкт-Петербурга) при большом стечении народа. Престолы: главный - в честь свт. Николая, с южной стороны - во имя преп. Иоанна Рыльского, с северной - во имя вмц. Параскевы. Жертвователи: архангельский купец Василий Браванов, родившийся в Сурском приходе, в 1853 г. пожертвовал напрестольное Евангелие с сребропозлащенной верхней доской, сребропозлащенные сосуды с принадлежностями (2 ф. 79 зол.) и такой же напрестольный крест (1 ф.); сурский крестьянин Трифон Панфилов в 1768 г. - колокол в 30 пуд.; некий Рыжов из Харькова - 10 колоколов, самый большой весил 250 пуд. Двухклассная ЦПШ им. Кронштадтского протоиерея Иоанна Ильича Сергиева, с отделением для девочек, располагалась в здании, построенном на средства о. Иоанна Сергиева и была обеспечена неприкосновенным капиталом в 40000 руб. Учащиеся жили в общежитии и обеспечивались всем необходимым, в том числе и одеждой. На средства о. Иоанна в 1890-1891 г.г. построены были также 3 дома для причта. В 1885 г. приход был включен в состав Веркольско-Лавельского миссионерского комитета 1-го разряда (к этому разряду относились приходы Архангельской епархии, которые в сильной степени были заражены старообрядческим расколом). Священники: Иоанн Сергиев 1687 г.; Макарий Постников; Михаил Агапиев (служили друг за другом с 1754 г.); Григорий Постников с 1789 г.; Матфей Корытов с 1780 г.; Иоанн Порохин до 1823 г.; Никита Сергиев; Михаил Сергиев до 1837 г.; Василий Сметанин до 1812 г.; Николай Постников до 1825 г.; Никита Постников до 1847 г.; Артемий Козмин до 1851 г.; Павел Нечаев; Акиндин Алексиевский до 1857 г.; Александр Зуев; Алексий Ивановский до 1858 г.; Николай Козмин до 1871 г.; Иоанн Прялухин; Андрей Дмитриев до 1883 г.; Феодор Корелин до 1893 г. Псаломщик: Иван Петровский (умер в 1887 г.).

http://sobory.ru/article/?object=39065

Тобольск. Церковь Михаила Архангела. Карта и ближайшие объекты Когда-то храм находился в самом центре города, и даже ведущая городская магистраль называлась в его честь – Большая Архангельская (ныне улица Ленина). Более трех столетий возносятся здесь молитвы к Создателю, кажется, что за витой церковной оградой дышит сама история. Здесь господствуют тишина и покой, и так привольно становится усталой душе. Храм пережил разные времена. Основанная в 1652 году первая деревянная церковь, сгоревшая от пожара и восстановленная вновь, разобрана была впоследствии ввиду ветхости. В 1744 году прихожане стали хлопотать о строительстве нового каменного храма. По прошению их Митрополит Антоний распорядился выдать им шнуровую книгу для сбора денег на строительство. Через год храм заложили, в 1749 году построили нижний храм, а в 1759 году строительство завершили. Под карнизом церковного купола из изразцов выложена надпись: «Создася сей храм в честь Архистратига Божия Михаила и апостола Евангелиста Иоанна Богослова при державе великия Государыни нашея Императрицы Елизаветы Петровны и при наследнике ея императорского Величества, внуке Петра Перваго, благоверном Государе и великом князе Петре Феодоровиче и супруге его Великой княгине Екатерине Алексеевны, з благословением преосвященного второго Антония митрополита Тобольского и Сибирского; начася здатися тысяча семьсот четыредесять девятого году в бытность губернатора Алексея Михайловича Сухарева и старосты Дмитрия Худякова». Церковь двухэтажная, с зимним и летним храмами. Построена по привычной для Тобольска трехчастной схеме, однако для подъема на второй этаж здесь устроена наружная лестница на аркадах. Сам вид этого храма создает особый молитвенный настрой, который еще более увеличивается с восхождением в верхнюю церковь. На открытую светлую галерею лестницы можно попасть из темной закрытой паперти, как бы из мрака – к свету. На втором этаже человек также попадал в затемненный ярус колокольни, из которого входил в низкую светлую трапезную, а затем – в залитый светом высокий летний храм, под куполом со светлым фонарем. Эти перемены света и тьмы приводили верующих в особое торжественное чувство церковного праздника и служили как бы прелюдией к молитве. Особое мастерство строитель Архангельской церкви проявил в рисунке ее ограды, состоящем из заглавных букв имени Архангела Михаила.

http://sobory.ru/article/?object=00968

Февраль 1 февраля Ранняя литургия. Служил твердо и громогласно и с внутреннею силою; имена Царственных особ говорил весьма твердо, с Божией помощию; всю литургию и молебен с водосвятием служил твердо и благоговейно. Благодарение Господу. Крестины в доме Стребулаевой у мастерового совершил твердо до Евангелия; на Евангелии враг запнул сомнением, смущением, бессловесием; не мог выговорить слов Единии же надесяте ученицы [рус.: Одиннадцать же учеников] [ Мф. 28, 16 ]; а не мог потому, что враг запнул меня чрез мою слабость сердечную. Кумой была землячка архангельская, весьма благочестивая и любезная женщина Наталия Зиновьевна. Только неладно, что хвост у платья длинен: об него запгулся и смутился сердцем. Пред Таинством молился внутренно Богу, да отымет от сердца моего прелесть женской красоты; и услышал Господь, и дал мне умиление, и сокрушение, и твердость; а под конец единым воззрением враг смутил. О, какие сети! О, слабое сердце, неразумное, сластолюбивое, земное! Боже мой! Даждь мне души любити, а плоть презирать и, служа Тебе, ни на чье лицо не взирать. Церковь в своих молитвах болит нашими немощами, плачет нашими слезами, радуется нашею радостию, принимает живейшее участие в наших искушениях, внушая нам благую надежду, ибо все святые сильно искушались и с помощию благодати Божией победили искушения, хотя и падали многократно. 2 февраля День лют, после сна и пред венчанием брака в пять часов, по случаю не дачи женою готового чаю. Виноват я в пристрастии к питью и в злом своенравии: вместо любви оказал вражду к жене, рассердился на нее, из себя вышел, малодушно вопил, как будто дело шло о лишении жизни; брак задержал, собравшихся на панихиду проморил около трех часов. Спать не надо, когда дела предстоит много. (Не надо есть ячневой молочной каши и картофельного соусу: на нервы дурно действует и на состояние духа.) Плотская любовь подрывает уважение к нравственному достоинству человека и разрушает священную связь сердец, святое сродство души с душою, уничтожает всё, чем красится и услаждается жизнь человека в его отношениях к подобным себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Царь и патриарх в день новолетия Исторический рассказ В. Вадимова Опубликовано: Русский паломник. 1914. С. 53­­-55 I. Первого сентября 1589 года с самого раннего утра вся Москва стеклась необозримыми толпами на Кремлевскую соборную площадь. Ожидали москвичи пышного царского выхода к молебному пению «о начатии нового лета», иначе именуемому «летопровождением» или «действом многолетнего здравия»... Рад быль всякий москвич узреть снова кроткий лик богобоязненного, боголюбивого царя Феодора Иоанновича, но еще больше хотели московские люди полюбоваться новопоставленным «царствующего града Москвы и всея России патриархом» Иовом, являющимся в пышности, равной первосвятителям византийским. – Наш-то патриарх в третьих стоит, – толковал соседу степенный москвич-старожил в синем зипуне суконном. – В первых теперь царьградский владыка поставлен; вторым александрийский патриарх, а там и наш Иов московский… – Пышно же ездит владыка, – поддакивал сосед. – На шести конях; и митра-то у него, владыки, со крестом и короною... Оба пробились сквозь густую толпу к Архангельскому собору... Красивое зрелище представляло собою место пышного, многолюдного церковного торжества... Для «действа» на соборной площади, против северных дверей Архангельского собора, перед самым Красным Крыльцом, устроен был обширный помост, огражденный красивыми точеными решетками, расписанными разными красками, местами с позолотою. Самый помост покрыт был турецкими и персидскими цветными коврами. С восточной стороны, к свободному пространству между Архангельским собором и колокольнею Ивана Великого, на помосте поставлено три аналоя, два для двух Евангелий и один для иконы Симеона Столпника Летопроводца. Перед аналоями красовались большие свечи в серебряных подсвечниках, виднелся «столец» и на нем серебряная чаша для освящения воды. С западной стороны перед этою святынею возвышались рядом два «места», патриаршее слева и царское справа, патриаршее с ковром мелкотравным со зверьми, а царское – обитое червчатым бархатом, серебряным участком да парчею...

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Часть первая История постепенного развития и образования чиносовершения таинства св. Елея  Историческое развитие чиносовершения св. Елея шло таким путем. Господь Иисус Христос преподал через св. апостолов св. Церкви учение о таинстве св. Елея и в существенных чертах установил чин его совершения. Так положена основа «Последования св. Елея». После апостольского века, на сей, Богом положенной основе, развивался и формировался чин св. Елея, как в частных его элементах, так и в целом составе – до издания св. Церковью нынешнего «Последования». Отсюда, в сей первой части исследования, мы раскроем: I) начало и образ совершения Елеопомазания по установлению Господа нашего Иисуса Христа, II) сделав общий взгляд на развитие чина св. Елея после апостольского века, исследуем, в частности, историческое образование всех элементов чина сего до образования нынешнего «Последования» и наконец, III) покажем в сокращенном очерке происхождение сего «Последования» и введение его св. Церковью в общее употребление. 1) Начало и образ совершения Елеопомазания по установлению Господа Иисуса Христа  Из апостольского века известны два чина Елеопомазания:  А) один – первообразный, по которому св. апостолы совершали помазание, по установлению Спасителя, во время Его земной жизни, и  Б) другой, более развитый, по которому сие таинство совершалось в апостольском веке по наставлению же Спасителя, но после вознесения Его на небо. А) Начало и образ совершения Елеопомазаний, по установлению Спасителя, во время Его земной жизни Чиносовершение св. Елея, по своему первоначалу в сущности, происходит от Господа нашего Иисуса Христа. Проповедуя евангелие царствия Божия, Он, в течение всего общественного Своего служения, непрерывно исцелял всяк недуг и всяку язю в людех ( Мф. 4:23 ). По избрании же 12 апостолов, Спаситель, посылая их проповедывать царствие Божие, дал и им власть, т. е. благодать и право, целити всяк недуг и всяку болезнь , и повелел им применять эту власть и подавать исцеления болящим, сказав: болящия (σθενοντας) исцеляйте ( Мф. 10:1,8 ). Вот, тот непосредственно-божественный источник, из которого, как увидим ниже, произошло, обособилось и с постепенностью образовалось таинство св. Елея и его богослужебное чиносовершение!

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Arhange...

Тематика большинства статей З. постного и З. пятидесятного связана с богослужебными евангельскими чтениями от Недели о мытаре и фарисее до Недели всех святых. Др. группа сочинений в составе З. годового посвящена вопросам христ. этики, напр. поучения: «как лепо христианину жити», «о почитании книжном», «о смирении», «о зависти», «о пьянстве», «о чистоте душевной» (против грабительства, душегубства), «о пользе душевной». Ряд Слов направлен против пережитков язычества: «о лечащихся от болезней волхвованием», «о христианском житии» (осуждение «глумления», «плясания», «срамословия», «сатанинских песен» и т. п.). Содержатся в З. статьи о поведении в храме, сказания о мироустройстве: «о твари небесной», «о небесных силах, и чего ради создан человек на земли», сведения о Вселенских Соборах и т. д. Эти сочинения встречаются среди статей на евангельские темы, но в основном они составляют 2-ю ч. З. годового - от Пятидесятницы до приготовительных недель к Великому посту. По свидетельству А. С. Архангельского ( Архангельский. 1888. С. 213-214), многие из данных текстов являются поздними добавлениями к прототипу и были извлечены из древнерус. сб. «Измарагд». Слова З. просты, обычно лишены риторической украшенности, невелики по объему: задача назидания определяет манеру изложения. Несмотря на то что в З. вошли Слова и поучения визант. и болг. авторов, исследователи единодушны во мнении, что З. в традиц. форме был составлен на Руси ( Горский. 1858. С. 35-36, 44; Петухов. 1886. С. XI; Архангельский. 1888. С. 213-214). Относительно происхождения прототипа сборника и времени его окончательного оформления единого мнения нет. А. И. Соболевский связывал появление З. и др. четьих сборников постоянного состава с заменой в рус. богослужении Студийского устава Иерусалимским, начавшейся в кон. XIV в. ( Соболевский А. И. Южнослав. влияние на рус. письменность в XIV-XV вв. СПб., 1894. С. LIV). А. С. Орлов, опираясь на работы прот. А. В. Горского и Е. В. Петухова, предлагал считать лит. ядром, из к-рого образовался З., собрание южнослав.

http://pravenc.ru/text/199907.html

Том II   Содержание Предисловие 1-е Предисловие 2-е Общий план сочинения Западная литература по агиологии Новейшая Греческая литература по Агиологии Литература по Агиологии в России Собственно русская литература Русские библиотеки рукописей в отношении к Агиологии Определение названий: календарь, святцы, месяцеслов, мартиролог, пролог, синаксарь, еклогадион, канонарь, минея План агиологии О месяцесловах или календарях вообще Общие сведения о восточных памятниках по Агиологии Богослужебные месяцесловы Месяцесловы не служебные и синаксари или прологи Разности месяцесловов и друг, календарных памятников в отношении к дням памятей одних и тех же святых Восстановление древнейшего богослужебного месяцеслова Периоды восточной Агиологии   Отдел А 1. Древнейшие западные календари Римский-Бухерианский Карфагенский Готфксий у Мая и Болотова Алляциев и другие Бандиниев и другие 2. Мартирологи. Древнейший восточный месяцеслов 411–412 г Отдел Б Восточные месяцесловы при евангелиях и апостолах. Праздничные евангелия. Синайское евангелие 715 года. Евангелие московского успенского собора X-XI в. апостол VIII в. и Евангелие 835 года Месяцесловы: Синодальный 42 (VIII-IX в.) Константинопольский VIII-IX в Константинопольский 2 IX в Неаполитанский IX в Императ. публич. библиотеки LVII, IX-X в Флорентийский 1-й X в Иерусалимский и Калиполитанский X в Петербург. Публ. Библиотеки X в Нанианский 1-й, X в Одесский X в Нежинский 1 X в Капуанский 991 года Синодальный 44, X-XI в Коаленев 1-й, X-XI в Греческие месяцесловы XI-XII веков. Нанианский 2-й, XI в Сирский 1030 г Академический I, 1034 года Музейские два: 1044 года и X-XI в 43 Синодальный 1055 года Балаклавский 1-й, XI в Флорентийский XI в Саксо-Готаский XI в Синодальный при апостоле XI в Нанинанский 3-й, XI-XII в Синодальный 400, XI-XII в Нежинский 2-й, XI-XII в Музейный 13, XI-XII в Еклогадион XI в Славянские месяцесловы XI века при евангелиях и апостолах. Остромиров Ассеманов Саввин Архангельский Месяцесловы XII века, греческие. CI. 1 2 Антонинов Коаленев 2-й Флорентийский 2-й начало месяцеслова или праздничных дней Венский Синодальный при Евангелии 1199 года Славянские месяцесловы XII века: Мстиславов Месяцеслов в Евангелии 1 Типографские Юрьевский Мирославов Охридский Слепченский Зографский, XII-XIII в Месяцесловы XIII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

10. О смерти «Что такое смерть? каковы ее свойства и действия? Размыслим о сем мы, смертные», говорит св. Димитрий, митр. Ростовский. I. «Смерть есть разлучение души от тела, разрушение их естественного союза, разложение составных частей, из которых состоит человеческое естество, бездействие органов телесных, потеря чувств, окончание жизни, разрушение всего человеческого состава. Человек состоит из души и тела, а когда он умрет, то он уже не человек; ибо хотя и лежит пред нами его тело, хотя и пребывает его душа бессмертною, но так как они разлучены друг от друга, то ни душа уже не составляет всего человека, а есть просто только душа; ни тело не составляет человека, а есть только труп. Вот почему естество земнородных боится смерти: смерть отнимает у него его бытие, отнимает то, чем оно было, человек не бывает уже человеком, собственно человек уничтожается до дня судного и трубы архангельской, которая имеет возбудить мертвых от века. II. Свойство смерти есть то, что она приходит к человеку неожиданно, хотя и каждому достоверно известно, что она к нему придет. Ибо, что достовернее того, что мы умрем? По слову апостола – предлежит человеку однажды умрети! И с другой стороны: что безвестнее прихода или часа смертного, как и Сам Господь говорит в Евангелии: не весте дня и часа, в он же Сын Человеческий, жизнию и смертию обладающий, приидет взять душу человеческую? Смерть известна всем и каждому, потому что, непреложно, непременно она придет ко всякому, и никому не избежать ее, но неведом час прихода ее: она никому не дает о себе вести, что идет, не назначает времени, не исчисляет дней и лет, не ждет старости, не щадит юности, не спрашивает: готов ли ты? а когда придет, и застанет неготовым, не даст ни одной минуты сроку для приготовления. Нам известно наверное, что душа наша разлучится с телом; но неизвестно, как она разлучится, по общему ли закону естественной смерти, или как-нибудь насильственно. Всякий знает, что умрет, но образа смерти своей, как и по какому случаю он умрет, никто знать не может. Смерть нам известна потому, что она назначена правосудием Божиим, как наказание за грех прародительский, для всего рода человеческого; но безвестен час смертный, потому что Бог не открыл нам Своего определения о продолжении жизни того или другого человека, а сокрыл сие в неведомых судьбах Своих. Хорошо увещевает нас Господь: «будите готовы, бдите и молитеся: не весте бо, когда время будет» ( Мк. 13:33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010